Одно только видение имел Пророк Авдий, который, как предполагают, пророчествовал во дни Царя Иудейского Ахаза, на Идумею, и грозил ей наказанием от Господа, за восстание против Иакова брата своего; ибо близок день Господень на весь народ, говорил Пророк, но на святой горе Сионской обретется спасение и царство принадлежать будет Господу. Во времена Царей Иудовых, Иоафама, Ахаза и Езекии, Михей Морасфитский, предсказывал близкое падение обоих царств Иуды и Израиля, из коих последнее совершилось пред его глазами, и восстановление царства благодати, чрез Мессию, имевшего родиться в Вифлееме. Подобно Исаии, Михей начинает свое пророчество, требуя внимания всех народов и всей земли, и призывая во свидетели Бога: ибо сам Господь исходит от места своего и снидет и наступит на высоты земные. Обличая нечестие своего народа, угрожая гибелью обоим царствам, Пророк сокрушается сам, что послан возвещать бедствия, и оправдывает судьбы Божьи, страшным изображением грехов Израилевых, но он утешает также радостной вестью: «что в последние дни явлена будет гора Господня и вознесется превыше всех гор; к ней устремятся все люди и многие народы скажут друг другу: приидите, взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковля, и нам покажут пути Его; мы пойдем по стезям его, ибо от Сиона изыдет закон и Слово Господне от Иерусалима; оно рассудит посреди многих народов, изобличит язычников и дойдет даже до пределов земли. – И ты Вифлеем, дом Ефрафов, неужели ты мал, чтобы тебе быть в тысячах Иудиных? Из тебя изыдет Мне Старейшина, который будет князем в Израиле; исход же Его от начала, от дней века; станет и узрит и упасет паству свою, крепостью Господь, и в славе имени Господа Бога своего она пребудет, ибо ныне возвеличится Он до концов земли.» (IV. V.) Потом возвещает Пророк суд Божий с людьми своими; как человек состязается Господь с Израилем и вопрошает его, предчувствуя, что потерпит Сам от неблагодарных: «люди Мои, что Я вам сделал, или чем оскорбил вас, или чем обременил? Вспомните Мои благодеяния; вы еще узрите чудные дела, как во дни исхода вашего из Египта; узрят и язычники и посрамятся, во всей крепости своей, и заградят уста свои, ужаснутся и убоятся Бога.» (VI. VII).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

«Они не любят», говорит пророк, обосновывая свою угрозу новым, как бы повторительным хотя и более подробным, изображением нравственного растления десятиколенного Израиля, изобли­чающего у врат суда” они не любят всякого, кто только пред судилищем осмеливается возвышать свой голос против несправедливых обвинений, «и гнушаются тем, кто говорит истину. Итак,» грозит пророк от имени Иеговы народу и прежде всего судьям народа, «за то, что попираете нищего», применяете его на суд «и берете у него хлеб в подарок,»–и в правом деле оправдываете его только тогда, когда он вам за это запла­тит, над вами за все это и исполнится та самая угроза, которой угрожал еще Моисей народу, если последний не будет исполнять заповедей Господа своего (Вт. 28, 30. 39), а именно: «вы по­строите домы из тесанных камней», вы устроите себе великолепные, роскошные жилища (ср. Ис. 9, 9 ), «а жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вина из них не бу­дете пить» Все это достанется в добычу врагу и частью будет погублено им, частью употреблено для себя. А почему так Господь поступит с своим народом? «Потому что Я знаю,» гово­рит Он Израилю, «как велики преступления ваши и многочис­ленны грехи ваши. Притесняя правого,«вопреки заповеди закона, говорящей: «не берите выкупа за душу убийцы, который повинен смерти, но его должно предать смерти»( Числ. 35. 31 ) «взимая выкуп " освобождая чрез то самое убийц от заслуженной ими смертной казни, «и нищих (в то же время) низвергают они», говорит Господь, «у врат суда», отнимают у них всякую правду, несправедливо обвиняют их, в их правых жалобах и тяжбах не дают им должного удовлетворения вопреки опять таки лжеправдам закона говорящего ( Исх. 23,6 ): «не суди превратно тяжбы бедного твоего»; (Вт. 16,19): «не извращай закона, не смотри на лице и не бери даров«(5, 10–12). «Оттого», т.е. в связи с тем, что народ так полюбил зло, неправду, и совершенно отвратился от добра и правды, в связи с тем, что он не любит обличающего у врат суда и гнушается тем, кто говорит истину (ст.10), «умный», мудро, благоразумно поступающий «безмолвствует», говорит пророк, т.е. не обличает, не вразумляет, не увещевает «в сие время; ибо злое время сие», ибо это время есть время крайнего нравственного растления народного, когда не помогут никакие вразумительный речи, никакие обли­чительные увещевания (5, 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Слабый человек перед свирепой силой семи львов, в секунду способных превратить его в клочья мяса. Голодный перед голодными. Кроткий перед свирепыми. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих. Вдали от Вавилона в разоренной, но уже успокоившейся иудейской земле скромно и мирно протекает жизнь земледельцев. Пророк Аввакум..., сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жне­цам. Ситуация и сюжет, достойные кисти Венецианова или Пластова. Одна­ко внезапно меняется маршрут. Является Ангел Господень (Малъах Ягве). Это не сверхудивительно для Аввакума, ведь он – пророк. Только вот сооб­щаемое вестником Божиим как-то не обычно, не реально. Ангел повелевает Аввакуму: Отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Первое неведомо – Вавилона я никогда не видал; второе страшно, в чем не признаваясь, уклончиво говорит пророк: и рва не знаю. Но на то Ав­вакум ты и несешь бремя пророческое 792 , что тебя и не спрашивают. Твой предшественник Амос тоже изнывал: Лев начал рыкать; кто не содрогнется? Ягве Бог сказал; кто не будет пророчествовать? 793 В Вавилоне во рве, которого ты, Аввакум, не знаешь, рыкают львы, вот иди и пророчествуй! Не спросили ни воли, ни согласия Аввакумова. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, по­ставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего. Что дальше делать, те­перь и не обсуждается. Аввакум уже в Вавилоне, он уже склоняется над рвом львиным. И воззвал Аввакум, и сказал: Даниил! Даниил! возьми обед, ко­торый Бог послал тебе. Меценат – Господь Бог Даниила; враги – отверзтые пасти голодных и хищных львов, которыми вавилонские жрецы хотели проглотить иудейско­го пророка. А, Аввакум? – он на раздаче; он – Божья рука, которою Бог уго­щает Даниила ввиду врагов его. Жнецы на поле иудейском потерпят, время обедать Даниилу. И Даниил сказал: вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оста­вил любящих Тебя. А дальше безмятежность в Боге – и встал Даниил и ел. Разинутые пасти голодных львов. Между ними и Даниилом расстояния нет, а он спокойно хлебает Аввакумову похлебку с накрошенным в блюдо хлебом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Цар., 13-й гл. Но это внимание должно было еще более усилиться, когда народ увидел пред собою мужа, который, как он сам о себе высказывал пред жрецом вефильским Амазиею, «не был ни пророк, ни сын пророческий, но был пастух и возделывал сикоморы " (7, 11), и который при всем том явился с грозным словом обличения и Божия суда, как чрезвычайный, Богом избранный пророк. Вполне знакомый, не смотря на свое пастушеское занятие, с законом Моисея и историей своего народа, от природы одарен­ный замечательным ораторским талантом, в речи полной, по содержанию, богатства и глубины мыслей, а по форме–образов и сравнений, заимствованных из природы и сельской жизни, полной искусных антитез (противопоставлений) и сопоставлений в ре­чи живой и сильной, доходящей часто до чисто поэтического наречия, изрекал он развращенным современникам Божии суды и предсказывал угрожающую народу завета погибель,– предсказывал в то время, когда, по человеческому, как мы сказали, суждению, невозможна была даже и вероятность предположения какой-либо опа­сности для царства: «Объявите на чертогах в Азоте (филистимский город), и на домах в земле Египетской, и скажите соберитесь на горы Самарии и посмотрите на великие беспорядки в ней, и на притеснения среди ее. Не умеют они поступать справедливо, говорит Иегова: обиду и грабительство копят в чертогах своих. По сему так говорит Иегова Господь: враг, и притом кругом земли; и вынесет из тебя богатство твое, и ограблены будут чертоги твои, " (3, 9,12). Так говорил пророк к сильным людям царства, неправедно приобретавшим богатства свои. «Итак за то, что попираете нищего и берете у него хлеб в подарок, вы построили домы из тесанных камней, а жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вина из них не будете пить. Ибо я знаю, как велики преступления ваши, и многочисленны грехи ваши; как вы притесняете правого, берете взятки, и нищих низлагаете у врат суда“ (5, 11. 12), грозно порицал про­рок неправедных судей. Видя нечестие и бесстыдство жен самарийских, он угрожал им: «выслушайте слово сие, коровы васанские, которые на горе Самарийской! Вы которые тесните бедных, давите нищих, говорите хозяину (мужу) своему: дай нам попить! Клянется Господь Иегова святостью своею, что вот идут на вас, те дни, когда повлекут вас кольцами и детей ваших крюками рыбачьими, (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Это действительно была новая песнь. И пророк приглашает к пению всю землю по­тому, что так пели, как повествует названный Евангелист, ангелы: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» ( Лк.2:14 ). Когда же эти слова были сказаны? Когда создан был храм, т.е. воплотился Христос. При Его рождении эти слова и вос­пели в Вифлееме ликовавшие ангелы. Приглашая трижды к песно­пению, пророк называет трижды Господа, желая этим показать, что во Христе прославляется Троица, так как чрез Него мы познали и Духа и Отца. Сообразно этому пророк и присовокупил: «благословите имя Его», – будешь ли разуметь Отца, или Сына, иди Святого Духа, потому что имя Троице – Бог. Это имя и благословили возве­стившие нам новую песнь ангелы, которые прежде всего вознесли славу Богу в вышних. «Вос пойте Господу, благословите имя Его, благовествуйте ежедневно о спасении Его " ( Пс.95:2 ). Чем дальше идет время, тем дальше и Евангелие, и чем дальше простирается время, тем дальше распространяется познание о Христе. Это подтверждается дальнейшими словами: «возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его» ( Пс.95:3 ). Может ли отно­сить это к себе народ иудейский? Как может возвестить славу Бо­жию среди язычников тот, кто не имеет даже права читать закон вне своих пределов? За это именно и порицал иудеев пророк Амос: «приносите в жертву благодарения квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них, ибо это вы любите, сыны Израилевы, говорит Господь Бог» ( Ам.4:5 ). И какое следует за это наказание? «За то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших» ( Ам.4:6 ). Ясно, следовательно, что Давид указал на завет евангельский, сказав сначала: «возвещайте», а затем: «в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его». Ка­кие же именно? Что мы, рожденные от крови и плоти для смерти, возрождаемся чрез воду крещения для жизни. Эти именно чудеса Бог повелел ученикам возвестить язычникам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Это имя и благословили возвестившие нам новую песнь ангелы, которые прежде всего вознесли славу Богу в вышних. « Воспойте Господу, благословите имя Его, благовествуйте ежедневно о спасении Его » (ст. 2). Чем дальше идет время, тем дальше и Евангелие, и чем дальше простирается время, тем дальше распространяется познание о Христе. Это подтверждается дальнейшими словами: « возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его » (ст. 3). Может ли относить это к себе народ иудейский? Как может возвестить славу Божию среди язычников тот, кто не имеет даже права читать закон вне своих пределов? За это именно и порицал иудеев пророк Амос: « приносите в жертву благодарения квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них, ибо это вы любите, сыны Израилевы, говорит Господь Бог » (Ам. 4:5). И какое следует за это наказание? « За то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших » (ст. 6). Ясно, следовательно, что Давид указал на завет евангельский, сказав сначала: « возвещайте », а затем: « в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его ». Какие же именно? Что мы, рожденные от крови и плоти для смерти, возрождаемся чрез воду крещения для жизни. Эти именно чудеса Бог повелел ученикам возвестить язычникам: « идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам » (Мф. 28:19, 20). Смотри, что сказал дальше пророк об этом имени, т. е. об имени Отца и Сына и Святого Духа. « Ибо велик Господь и весьма славен, страшен для всех богов » (ст. 4). Как велик Бог, излишне и говорить, потому что это признается всеми. « Весьма славным » называет Его пророк за то, что Он, будучи чрезмерно великим, снисходит к смеренным, и, будучи праведным, терпеливо ждет спасения грешников. Но если Бог для нас благ, то для демонов Он страшен. Этих последних пророк и назвал здесь богами, не потому, что они действительно боги, а потому, что так называются некоторыми, как о том свидетельствует Павел: « мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

10) «кто серебра своего не отдает в рост (под проценты. – О.С.)»; 11) «не принимает даров (взяток. – О.С.) против невинного» ( Пс.11:1–5 ). В кодексе пророка Исаии мы видим всего 6 выделений из Закона Божия, исполнение которых позволят «обитать на высотах», и глаза подобного праведника «увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную»: 1) «кто ходит в правде»; 2) «говорит истину»; 3) «презирает корысть от притеснения (не строит свой капитал на эксплуатации трудящихся, социально не притесняет их. – О.С.)»; 4) «удерживает руки свои от взяток»; 5) «затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии (то есть не злорадствует. – О.С.)»; 6) «закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла» ( Ис.15–17 ). В кодексе пророка Михея мы находим только 3 заповеди, исполнение которых – доброе угождение Господу. Михей задается вопросом: «“С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?”» ( Мих.6:6–7 ). Не находя окончательного решения проблемы искупления греха, он устанавливает для себя правило: 1) «действовать справедливо»; 2) «любить дела милосердия»; 3) «смиренномудренно ходить пред Богом». Пророк Амос уже не ищет ответа в Законе Бога, осознает невозможность его исполнения и выдвигает только один принцип: 1) «взыщите Меня и будете живы (найдите Господа, примиритесь с Ним и будете живы. – О.С.)» ( Ам.5:4 ). Наиболее приближенно к новозаветному учению выражает свое понимание спасения пророк Аввакум. Он надеется, подобно апостолу Павлу, на праведность от веры в Мессию (Христа); только Мессия в минуты разочарования и религиозного кризиса мог быть объектом веры и надежды для еврея. Пророк Аввакум предлагает одну заповедь (мицву): 1) «а праведный своею верою жив будет» ( Авв.2:4 ). Праведность от веры станет главной темой в проповеди апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

25 . Но ты хочешь узнать, в который именно час солнце померкло, в пятый, или в шестой, или в девятый? Скажи, пророк, определенно упорным иудеям, когда престанет светить солнце? На это говорит пророк Амос: И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень ( Ам.8:9 ), ибо от часа шестого была тьма, и омрачу землю среди светлого дня ( Ам.8:9 ). Какое это время, пророк, и какой день? И обращу праздники ваши в сетование ( Ам.8:10 ). А это происшествие случилось в праздник опресноков и во время празднования Пасхи. Далее потом говорит: и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову ( Ам.8:10 ). Тогда был день опресноков и праздник; между тем жены иудейские сокрушались и плакали, а скрывавшиеся апостолы скорбели. Поистине дивно это пророчество! 26 . Но кто-либо скажет: покажи мне и другой признак. Какой же может быть другой лучший признак касательно этого события? Иисус распят; Он имел на Себе одну нижнюю и одну верхнюю одежду: воины разделили верхнюю одежду, разодрав на четыре части; а нижняя не была разодрана, ибо, будучи разодрана, ни к чему не годилась бы. Потому воины кидают о ней жребий. Ту одежду делят, об этой кидают жребий. Не написано ли и об этом? Знают это прилежные церковные псалмопевцы; подражая ангельскому воинству и всегда прославляя Бога, они удостаиваются петь на Голгофе и говорить: делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий ( Пс.21:19 ); а жребий этот был жребий воинов. 27 . Также, быв осужден перед Пилатом, Иисус облечен был в багряницу: ибо там надели на Него багряницу ( Мф.27:28 ). Не написано ли и об этом? Исаия говорит: Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора? ( Ис.63:1 ). Кто сей, в знак бесчестия облеченный в червленую одежду? Ибо Восор подобное нечто этому означает у евреев. Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшегося в точиле? ( Ис.63:2 ). А он ответствует и говорит: Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему... по своим помышлениям ( Ис.65:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   Содержание Книги пророка Амоса:    обличение грехов Израиля и соседних народов (Ам. 1-2 гл.);    обличения сильных мира сего, богатых и призыв к справедливости (Ам. 3-5 гл.);    предсказание о Суде Божием (Ам. 5:18-26);    последние главы (Ам. 6-9 гл.) содержат пять видений Суда Божия;    в заключение книги пророк Амос предсказывает о духовном возрождении людей. Книга пророка Осии    Пророк Осия, сын Веерии из племени Иссахарова, жил и пророчествовал в Израильском царстве незадолго до его разрушения. Начало его пророческого служения относится к концу царствования Иеровоама II, приблизительно за 740 лет до Р.Х., и продолжалось оно до падения Самарии в 721 году. Это был период духовного упадка израильского народа, усиления идолопоклонства и моральной распущенности. Натиск воинственной Ассирии содействовал политической неустойчивости в Израиле и частым дворцовым переворотам. Пророк Осия энергично обличал пороки современников, в особенности скверные языческие обычаи, которые евреи переняли от соседних народов. Предсказывал Осия и о грядущих бедствиях. Из его личной жизни известно, что он женился на Гомер, которая стала ему изменять и открыто блудодействовать. Пророк был вынужден с ней формально развестись, но продолжал ее жалеть и любить. Эта личная драма показала пророку, как тяжела духовная измена израильского народа своему Богу, Который заключил с ним Завет на Синайской горе, а евреи этот союз с Богом нарушили, осквернили — впали в духовный блуд. Поэтому Господь предсказывает через пророка о том, что евреи будут отвергнуты, а язычники будут призваны в Царство Божие: «И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности. И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа. И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

«А Я еще истребил пред ним“, с упреком говорит Господь, «Аморрея, коего рост равнялся высоте кедров, и который был крепок, как дубы, и истребил Я плоды его вверху, и корни его внизу, " совершенно, всецело уничтожил его вместе со пнем его и ветвями его (сн. Иез. 17. 9 ; Ос. 9, 16 ), «А Я еще вывел вас из земли Еги­петской и водил вас пустынею, чтобы дать в наследие землю Амморея " (2, 9. 10). Дважды повторенное выражение «а Я», придает особенную выразительность речи и служит к тому, чтобы яснее выставить противоположность между презрительным отношением Израиля к Богу с одной стороны и верности Иеговы Из­раилю с другой. Как пример этой верности Божией своему на­роду Сам Господь указывает на две милости, благодаря которым народ Израилев сделался народом самостоятельным и независи­мым,–а именно указывает на истребление прежних жителей Ха­наана и освобождение Израиля из Египта и введение его в землю Обетованную чрез пустыни Аравийские. На эти же две милости в свое время указывал еще и Моисей народу в своих прощальных речах к нему, указывал с тою целью, чтобы воз­будить народ этот к верному исполнению заповедей Божиих и к любви к Богу (Вт. 9, 1 – 6; 29, 1–8). В порядке указания Божиих милостей, милость, которая, по времени исполнения своего проявлена была народу позднее, поставлена здесь на первом мес­те, поставлена не потому, чтобы она была важнее милости, поста­вленной на втором месте, хотя и ранее проявленной, но потому, что пророк первоначально хотел показать то, что Иегова сделал ради Израиля, и потом уже то, что он сделал с самим Израилем,–и такой порядок принял для того, чтобы тем самым дать себе возможность в дальнейшей речи высказать не только то, что Господь сделал уже с Израилем, но и то, что Он продолжал делать для того же Израиля и в дальнейшие времена его су­ществования уже в земле Обетованной. Истребление всех ханаанских племен земли Обетованной пред лицем Израиля пророк обозначает под образом истребления только одного племени Амморрейского потому, что племя это было самое сильное и могуществен­ное между всеми другими племенами ханаанскими (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010