Одно только видение имел Пророк Авдий, который, как предполагают, пророчествовал во дни Царя Иудейского Ахаза, на Идумею, и грозил ей наказанием от Господа, за восстание против Иакова брата своего; ибо близок день Господень на весь народ, говорил Пророк, но на святой горе Сионской обретется спасение и царство принадлежать будет Господу. Во времена Царей Иудовых, Иоафама, Ахаза и Езекии, Михей Морасфитский, предсказывал близкое падение обоих царств Иуды и Израиля, из коих последнее совершилось пред его глазами, и восстановление царства благодати, чрез Мессию, имевшего родиться в Вифлееме. Подобно Исаии, Михей начинает свое пророчество, требуя внимания всех народов и всей земли, и призывая во свидетели Бога: ибо сам Господь исходит от места своего и снидет и наступит на высоты земные. Обличая нечестие своего народа, угрожая гибелью обоим царствам, Пророк сокрушается сам, что послан возвещать бедствия, и оправдывает судьбы Божьи, страшным изображением грехов Израилевых, но он утешает также радостной вестью: «что в последние дни явлена будет гора Господня и вознесется превыше всех гор; к ней устремятся все люди и многие народы скажут друг другу: приидите, взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковля, и нам покажут пути Его; мы пойдем по стезям его, ибо от Сиона изыдет закон и Слово Господне от Иерусалима; оно рассудит посреди многих народов, изобличит язычников и дойдет даже до пределов земли. – И ты Вифлеем, дом Ефрафов, неужели ты мал, чтобы тебе быть в тысячах Иудиных? Из тебя изыдет Мне Старейшина, который будет князем в Израиле; исход же Его от начала, от дней века; станет и узрит и упасет паству свою, крепостью Господь, и в славе имени Господа Бога своего она пребудет, ибо ныне возвеличится Он до концов земли.» (IV. V.) Потом возвещает Пророк суд Божий с людьми своими; как человек состязается Господь с Израилем и вопрошает его, предчувствуя, что потерпит Сам от неблагодарных: «люди Мои, что Я вам сделал, или чем оскорбил вас, или чем обременил? Вспомните Мои благодеяния; вы еще узрите чудные дела, как во дни исхода вашего из Египта; узрят и язычники и посрамятся, во всей крепости своей, и заградят уста свои, ужаснутся и убоятся Бога.» (VI. VII). |
«Они не любят», говорит пророк, обосновывая свою угрозу новым, как бы повторительным хотя и более подробным, изображением нравственного растления десятиколенного Израиля, изобличающего у врат суда” они не любят всякого, кто только пред судилищем осмеливается возвышать свой голос против несправедливых обвинений, «и гнушаются тем, кто говорит истину. Итак,» грозит пророк от имени Иеговы народу и прежде всего судьям народа, «за то, что попираете нищего», применяете его на суд «и берете у него хлеб в подарок,»–и в правом деле оправдываете его только тогда, когда он вам за это заплатит, над вами за все это и исполнится та самая угроза, которой угрожал еще Моисей народу, если последний не будет исполнять заповедей Господа своего (Вт. 28, 30. 39), а именно: «вы построите домы из тесанных камней», вы устроите себе великолепные, роскошные жилища (ср. Ис. 9, 9 ), «а жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вина из них не будете пить» Все это достанется в добычу врагу и частью будет погублено им, частью употреблено для себя. А почему так Господь поступит с своим народом? «Потому что Я знаю,» говорит Он Израилю, «как велики преступления ваши и многочисленны грехи ваши. Притесняя правого,«вопреки заповеди закона, говорящей: «не берите выкупа за душу убийцы, который повинен смерти, но его должно предать смерти»( Числ. 35. 31 ) «взимая выкуп " освобождая чрез то самое убийц от заслуженной ими смертной казни, «и нищих (в то же время) низвергают они», говорит Господь, «у врат суда», отнимают у них всякую правду, несправедливо обвиняют их, в их правых жалобах и тяжбах не дают им должного удовлетворения вопреки опять таки лжеправдам закона говорящего ( Исх. 23,6 ): «не суди превратно тяжбы бедного твоего»; (Вт. 16,19): «не извращай закона, не смотри на лице и не бери даров«(5, 10–12). «Оттого», т.е. в связи с тем, что народ так полюбил зло, неправду, и совершенно отвратился от добра и правды, в связи с тем, что он не любит обличающего у врат суда и гнушается тем, кто говорит истину (ст.10), «умный», мудро, благоразумно поступающий «безмолвствует», говорит пророк, т.е. не обличает, не вразумляет, не увещевает «в сие время; ибо злое время сие», ибо это время есть время крайнего нравственного растления народного, когда не помогут никакие вразумительный речи, никакие обличительные увещевания (5, 13). |
Слабый человек перед свирепой силой семи львов, в секунду способных превратить его в клочья мяса. Голодный перед голодными. Кроткий перед свирепыми. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих. Вдали от Вавилона в разоренной, но уже успокоившейся иудейской земле скромно и мирно протекает жизнь земледельцев. Пророк Аввакум..., сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жнецам. Ситуация и сюжет, достойные кисти Венецианова или Пластова. Однако внезапно меняется маршрут. Является Ангел Господень (Малъах Ягве). Это не сверхудивительно для Аввакума, ведь он – пророк. Только вот сообщаемое вестником Божиим как-то не обычно, не реально. Ангел повелевает Аввакуму: Отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Первое неведомо – Вавилона я никогда не видал; второе страшно, в чем не признаваясь, уклончиво говорит пророк: и рва не знаю. Но на то Аввакум ты и несешь бремя пророческое 792 , что тебя и не спрашивают. Твой предшественник Амос тоже изнывал: Лев начал рыкать; кто не содрогнется? Ягве Бог сказал; кто не будет пророчествовать? 793 В Вавилоне во рве, которого ты, Аввакум, не знаешь, рыкают львы, вот иди и пророчествуй! Не спросили ни воли, ни согласия Аввакумова. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего. Что дальше делать, теперь и не обсуждается. Аввакум уже в Вавилоне, он уже склоняется над рвом львиным. И воззвал Аввакум, и сказал: Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе. Меценат – Господь Бог Даниила; враги – отверзтые пасти голодных и хищных львов, которыми вавилонские жрецы хотели проглотить иудейского пророка. А, Аввакум? – он на раздаче; он – Божья рука, которою Бог угощает Даниила ввиду врагов его. Жнецы на поле иудейском потерпят, время обедать Даниилу. И Даниил сказал: вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя. А дальше безмятежность в Боге – и встал Даниил и ел. Разинутые пасти голодных львов. Между ними и Даниилом расстояния нет, а он спокойно хлебает Аввакумову похлебку с накрошенным в блюдо хлебом. |
Цар., 13-й гл. Но это внимание должно было еще более усилиться, когда народ увидел пред собою мужа, который, как он сам о себе высказывал пред жрецом вефильским Амазиею, «не был ни пророк, ни сын пророческий, но был пастух и возделывал сикоморы " (7, 11), и который при всем том явился с грозным словом обличения и Божия суда, как чрезвычайный, Богом избранный пророк. Вполне знакомый, не смотря на свое пастушеское занятие, с законом Моисея и историей своего народа, от природы одаренный замечательным ораторским талантом, в речи полной, по содержанию, богатства и глубины мыслей, а по форме–образов и сравнений, заимствованных из природы и сельской жизни, полной искусных антитез (противопоставлений) и сопоставлений в речи живой и сильной, доходящей часто до чисто поэтического наречия, изрекал он развращенным современникам Божии суды и предсказывал угрожающую народу завета погибель,– предсказывал в то время, когда, по человеческому, как мы сказали, суждению, невозможна была даже и вероятность предположения какой-либо опасности для царства: «Объявите на чертогах в Азоте (филистимский город), и на домах в земле Египетской, и скажите соберитесь на горы Самарии и посмотрите на великие беспорядки в ней, и на притеснения среди ее. Не умеют они поступать справедливо, говорит Иегова: обиду и грабительство копят в чертогах своих. По сему так говорит Иегова Господь: враг, и притом кругом земли; и вынесет из тебя богатство твое, и ограблены будут чертоги твои, " (3, 9,12). Так говорил пророк к сильным людям царства, неправедно приобретавшим богатства свои. «Итак за то, что попираете нищего и берете у него хлеб в подарок, вы построили домы из тесанных камней, а жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вина из них не будете пить. Ибо я знаю, как велики преступления ваши, и многочисленны грехи ваши; как вы притесняете правого, берете взятки, и нищих низлагаете у врат суда“ (5, 11. 12), грозно порицал пророк неправедных судей. Видя нечестие и бесстыдство жен самарийских, он угрожал им: «выслушайте слово сие, коровы васанские, которые на горе Самарийской! Вы которые тесните бедных, давите нищих, говорите хозяину (мужу) своему: дай нам попить! Клянется Господь Иегова святостью своею, что вот идут на вас, те дни, когда повлекут вас кольцами и детей ваших крюками рыбачьими, (т. |
Это действительно была новая песнь. И пророк приглашает к пению всю землю потому, что так пели, как повествует названный Евангелист, ангелы: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» ( Лк.2:14 ). Когда же эти слова были сказаны? Когда создан был храм, т.е. воплотился Христос. При Его рождении эти слова и воспели в Вифлееме ликовавшие ангелы. Приглашая трижды к песнопению, пророк называет трижды Господа, желая этим показать, что во Христе прославляется Троица, так как чрез Него мы познали и Духа и Отца. Сообразно этому пророк и присовокупил: «благословите имя Его», – будешь ли разуметь Отца, или Сына, иди Святого Духа, потому что имя Троице – Бог. Это имя и благословили возвестившие нам новую песнь ангелы, которые прежде всего вознесли славу Богу в вышних. «Вос пойте Господу, благословите имя Его, благовествуйте ежедневно о спасении Его " ( Пс.95:2 ). Чем дальше идет время, тем дальше и Евангелие, и чем дальше простирается время, тем дальше распространяется познание о Христе. Это подтверждается дальнейшими словами: «возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его» ( Пс.95:3 ). Может ли относить это к себе народ иудейский? Как может возвестить славу Божию среди язычников тот, кто не имеет даже права читать закон вне своих пределов? За это именно и порицал иудеев пророк Амос: «приносите в жертву благодарения квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них, ибо это вы любите, сыны Израилевы, говорит Господь Бог» ( Ам.4:5 ). И какое следует за это наказание? «За то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших» ( Ам.4:6 ). Ясно, следовательно, что Давид указал на завет евангельский, сказав сначала: «возвещайте», а затем: «в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его». Какие же именно? Что мы, рожденные от крови и плоти для смерти, возрождаемся чрез воду крещения для жизни. Эти именно чудеса Бог повелел ученикам возвестить язычникам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ). |
Это имя и благословили возвестившие нам новую песнь ангелы, которые прежде всего вознесли славу Богу в вышних. « Воспойте Господу, благословите имя Его, благовествуйте ежедневно о спасении Его » (ст. 2). Чем дальше идет время, тем дальше и Евангелие, и чем дальше простирается время, тем дальше распространяется познание о Христе. Это подтверждается дальнейшими словами: « возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его » (ст. 3). Может ли относить это к себе народ иудейский? Как может возвестить славу Божию среди язычников тот, кто не имеет даже права читать закон вне своих пределов? За это именно и порицал иудеев пророк Амос: « приносите в жертву благодарения квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них, ибо это вы любите, сыны Израилевы, говорит Господь Бог » (Ам. 4:5). И какое следует за это наказание? « За то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших » (ст. 6). Ясно, следовательно, что Давид указал на завет евангельский, сказав сначала: « возвещайте », а затем: « в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его ». Какие же именно? Что мы, рожденные от крови и плоти для смерти, возрождаемся чрез воду крещения для жизни. Эти именно чудеса Бог повелел ученикам возвестить язычникам: « идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам » (Мф. 28:19, 20). Смотри, что сказал дальше пророк об этом имени, т. е. об имени Отца и Сына и Святого Духа. « Ибо велик Господь и весьма славен, страшен для всех богов » (ст. 4). Как велик Бог, излишне и говорить, потому что это признается всеми. « Весьма славным » называет Его пророк за то, что Он, будучи чрезмерно великим, снисходит к смеренным, и, будучи праведным, терпеливо ждет спасения грешников. Но если Бог для нас благ, то для демонов Он страшен. Этих последних пророк и назвал здесь богами, не потому, что они действительно боги, а потому, что так называются некоторыми, как о том свидетельствует Павел: « мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. |
10) «кто серебра своего не отдает в рост (под проценты. – О.С.)»; 11) «не принимает даров (взяток. – О.С.) против невинного» ( Пс.11:1–5 ). В кодексе пророка Исаии мы видим всего 6 выделений из Закона Божия, исполнение которых позволят «обитать на высотах», и глаза подобного праведника «увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную»: 1) «кто ходит в правде»; 2) «говорит истину»; 3) «презирает корысть от притеснения (не строит свой капитал на эксплуатации трудящихся, социально не притесняет их. – О.С.)»; 4) «удерживает руки свои от взяток»; 5) «затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии (то есть не злорадствует. – О.С.)»; 6) «закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла» ( Ис.15–17 ). В кодексе пророка Михея мы находим только 3 заповеди, исполнение которых – доброе угождение Господу. Михей задается вопросом: «“С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?”» ( Мих.6:6–7 ). Не находя окончательного решения проблемы искупления греха, он устанавливает для себя правило: 1) «действовать справедливо»; 2) «любить дела милосердия»; 3) «смиренномудренно ходить пред Богом». Пророк Амос уже не ищет ответа в Законе Бога, осознает невозможность его исполнения и выдвигает только один принцип: 1) «взыщите Меня и будете живы (найдите Господа, примиритесь с Ним и будете живы. – О.С.)» ( Ам.5:4 ). Наиболее приближенно к новозаветному учению выражает свое понимание спасения пророк Аввакум. Он надеется, подобно апостолу Павлу, на праведность от веры в Мессию (Христа); только Мессия в минуты разочарования и религиозного кризиса мог быть объектом веры и надежды для еврея. Пророк Аввакум предлагает одну заповедь (мицву): 1) «а праведный своею верою жив будет» ( Авв.2:4 ). Праведность от веры станет главной темой в проповеди апостола Павла. |
25 . Но ты хочешь узнать, в который именно час солнце померкло, в пятый, или в шестой, или в девятый? Скажи, пророк, определенно упорным иудеям, когда престанет светить солнце? На это говорит пророк Амос: И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень ( Ам.8:9 ), ибо от часа шестого была тьма, и омрачу землю среди светлого дня ( Ам.8:9 ). Какое это время, пророк, и какой день? И обращу праздники ваши в сетование ( Ам.8:10 ). А это происшествие случилось в праздник опресноков и во время празднования Пасхи. Далее потом говорит: и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову ( Ам.8:10 ). Тогда был день опресноков и праздник; между тем жены иудейские сокрушались и плакали, а скрывавшиеся апостолы скорбели. Поистине дивно это пророчество! 26 . Но кто-либо скажет: покажи мне и другой признак. Какой же может быть другой лучший признак касательно этого события? Иисус распят; Он имел на Себе одну нижнюю и одну верхнюю одежду: воины разделили верхнюю одежду, разодрав на четыре части; а нижняя не была разодрана, ибо, будучи разодрана, ни к чему не годилась бы. Потому воины кидают о ней жребий. Ту одежду делят, об этой кидают жребий. Не написано ли и об этом? Знают это прилежные церковные псалмопевцы; подражая ангельскому воинству и всегда прославляя Бога, они удостаиваются петь на Голгофе и говорить: делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий ( Пс.21:19 ); а жребий этот был жребий воинов. 27 . Также, быв осужден перед Пилатом, Иисус облечен был в багряницу: ибо там надели на Него багряницу ( Мф.27:28 ). Не написано ли и об этом? Исаия говорит: Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора? ( Ис.63:1 ). Кто сей, в знак бесчестия облеченный в червленую одежду? Ибо Восор подобное нечто этому означает у евреев. Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшегося в точиле? ( Ис.63:2 ). А он ответствует и говорит: Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему... по своим помышлениям ( Ис.65:2 ). |
Содержание Книги пророка Амоса: обличение грехов Израиля и соседних народов (Ам. 1-2 гл.); обличения сильных мира сего, богатых и призыв к справедливости (Ам. 3-5 гл.); предсказание о Суде Божием (Ам. 5:18-26); последние главы (Ам. 6-9 гл.) содержат пять видений Суда Божия; в заключение книги пророк Амос предсказывает о духовном возрождении людей. Книга пророка Осии Пророк Осия, сын Веерии из племени Иссахарова, жил и пророчествовал в Израильском царстве незадолго до его разрушения. Начало его пророческого служения относится к концу царствования Иеровоама II, приблизительно за 740 лет до Р.Х., и продолжалось оно до падения Самарии в 721 году. Это был период духовного упадка израильского народа, усиления идолопоклонства и моральной распущенности. Натиск воинственной Ассирии содействовал политической неустойчивости в Израиле и частым дворцовым переворотам. Пророк Осия энергично обличал пороки современников, в особенности скверные языческие обычаи, которые евреи переняли от соседних народов. Предсказывал Осия и о грядущих бедствиях. Из его личной жизни известно, что он женился на Гомер, которая стала ему изменять и открыто блудодействовать. Пророк был вынужден с ней формально развестись, но продолжал ее жалеть и любить. Эта личная драма показала пророку, как тяжела духовная измена израильского народа своему Богу, Который заключил с ним Завет на Синайской горе, а евреи этот союз с Богом нарушили, осквернили — впали в духовный блуд. Поэтому Господь предсказывает через пророка о том, что евреи будут отвергнуты, а язычники будут призваны в Царство Божие: «И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности. И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа. И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель. |
«А Я еще истребил пред ним“, с упреком говорит Господь, «Аморрея, коего рост равнялся высоте кедров, и который был крепок, как дубы, и истребил Я плоды его вверху, и корни его внизу, " совершенно, всецело уничтожил его вместе со пнем его и ветвями его (сн. Иез. 17. 9 ; Ос. 9, 16 ), «А Я еще вывел вас из земли Египетской и водил вас пустынею, чтобы дать в наследие землю Амморея " (2, 9. 10). Дважды повторенное выражение «а Я», придает особенную выразительность речи и служит к тому, чтобы яснее выставить противоположность между презрительным отношением Израиля к Богу с одной стороны и верности Иеговы Израилю с другой. Как пример этой верности Божией своему народу Сам Господь указывает на две милости, благодаря которым народ Израилев сделался народом самостоятельным и независимым,–а именно указывает на истребление прежних жителей Ханаана и освобождение Израиля из Египта и введение его в землю Обетованную чрез пустыни Аравийские. На эти же две милости в свое время указывал еще и Моисей народу в своих прощальных речах к нему, указывал с тою целью, чтобы возбудить народ этот к верному исполнению заповедей Божиих и к любви к Богу (Вт. 9, 1 – 6; 29, 1–8). В порядке указания Божиих милостей, милость, которая, по времени исполнения своего проявлена была народу позднее, поставлена здесь на первом месте, поставлена не потому, чтобы она была важнее милости, поставленной на втором месте, хотя и ранее проявленной, но потому, что пророк первоначально хотел показать то, что Иегова сделал ради Израиля, и потом уже то, что он сделал с самим Израилем,–и такой порядок принял для того, чтобы тем самым дать себе возможность в дальнейшей речи высказать не только то, что Господь сделал уже с Израилем, но и то, что Он продолжал делать для того же Израиля и в дальнейшие времена его существования уже в земле Обетованной. Истребление всех ханаанских племен земли Обетованной пред лицем Израиля пророк обозначает под образом истребления только одного племени Амморрейского потому, что племя это было самое сильное и могущественное между всеми другими племенами ханаанскими (ср. |
| |