Слово «известь» в Синодальном тексте – это аллегория, а не «известь» в понимание строителя. Кости в известь превратиться не могут. Видимо, митрополит Викентий аллегории не понял и нашел яму с известью. Человеку, не искушенному в чтении Священного писания, кажется, что этот текст следует понимать примерно так: преступный Моавитский царь сжег кости «боголюбивого и праведного» царя Едомского. Эта цитата как бы ставит на одну ступеньку царя Едомского и Святого Русского Царя. Оказывается, всё не так. Отношение к царям Едомским у Господа Бога ничем не лучше, чем к царям Моавитским. Что же говорит тот же пророк Амос: «Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою» (Амос 1: 11). Читая Библию, понимаешь, что и цари Едомские, и цари Моавитские были ненавистны Богу. Многие библейские пророки обличали их. История царей Моавитского и Едомского – это история сатанистов, негодяев и богоборцев. Была бы возможность у царя Едомского, он с удовольствием сжег бы кости царя Моавитского. Сохранились исторические данные о том, что цари Едомские специально выкупали из плена израильтян, чтобы принести их в жертву богу Солнца. Думая о древних негодяях и богоотступниках, я невольно провёл параллель с революционными деятелями. Стать жертвой – это не всегда значит получить одобрение Господа. За покушение на Ленина Яков Свердлов, занимавший первое место, почти царское, в «табели о рангах» коммунистической России, приказал расстрелять и, как говорится, «пережечь в известь» кости Фанни Каплан, террористки, еще в 1906 году охотившейся на киевского генерал-губернатора Сухомлинова. Возможно, что по указанию Свердлова, Юровский, имея опыт сожжения Царских Детей, эти кости террористки и «пережег», как Моавитский царь кости царя Едомского. Итог. Террорист-коммунист сжег эсеровскую террористку. Неужели Фанни Каплан, сожженная таким же, как она террористом, стала от этого лучше перед Богом? Не думаю. Неужели Едомский царь, сожженный царём Моавитянским стал лучше перед Богом? Думаю, нет.

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/18/...

Слово на литургии в день праздника Трех Святителей Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Когда поздним вечером, где-нибудь за городом, мы смотрим на усеянное звездами ночное небо, душа наша наполняется благоговением и восхищением. Благоговением – пред Тем, Кто «сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростию Своею, и разумом Своим распростер небеса» ( Иер. 51:15 ). Восхищением – удивительной красотой небосвода, на котором светятся и таинственно мерцают звезды – эти вестники необозримых просторов вселенной, где по мановению Творца движутся, подчиняясь непреложным законам, «хоры стройные светил». Воистину «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» ( Пс. 18:2 ). Особенной красотой отличаются на видимом небе созвездия – сочетания в целые группы нескольких более ярких звезд. Еще древний пророк Амос, выросший на лоне природы, чуткий ко всему прекрасному, не раз в тихие южные ночи любовавшийся созвездиями Большой Медведицы и Ориона, восклицал в восторженном вдохновении: »Кто сотворил семизвездие и Орион?.. Господь – имя Ему!.. Он устроил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле... Господь – имя Ему« ( Амос.5:8, 9:6 ). Ныне, возлюбленные, Святая Церковь приглашает нас возвести свой мысленный взор не к видимому, но к духовному небу – к миру святых угодников Божиих, к торжествующему собору праведников, достигших совершенства ( Евр. 12:23 ), откуда струятся и изливаются на церковь земную, странствующую и подвизающуюся, токи непрестающей любви и дарованной им божественной благодати, и среди них почтить благоговейными воспоминаниями и усердными молитвами дивное тричисленное созвездие этого неба – трех великих вселенских учителей и святителей, иже во святых отец наших Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустаг о. Эти три святителя жили почти в одно время. Св. Василий и св. Григорий, деятельность которых падает на 60-е – 80-е годы IV века, были почти ровесниками по возрасту, и родиной их была малоазийская область Каппадокия. Св. Иоанн Златоуст , их младший современник, служил Церкви Христовой чуть позже, в конце IV – начале V веков, – и был родом из города Антиохии Сирийской. На их долю выпала трудная жизнь, полная печалей, скорбей и огорчений. И не удивительно, что ни один из них не прожил более шестидесяти лет. А св. Василий, слабый здоровьем, изнуренный недугами и тяжкими переживаниями, скончался, имея от роду всего сорок девять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Таким образом получают узаконение и объяснение и гнев Божий, и посольство пророка, ужас народа и наказания,угрожающие ему. После этого замечательного предисловия, Амос начинает свою пророческую речь внезапным, неожиданным и поистине возвышенным образом, следующими словами: провозгласите на кровлях в Азоте и на кровлях в земле Египетской, и скажите: соберитесь на горы Самарии и посмотрите на великое бесчинство в ней и на притеснения среди ее (9). Речь пророка разделяется на две части: первую, III, 9–15, IV; вторую V и VI. Первая часть, начало которой мы привели, представляет сначала Ефремлянам, с особою совершенно энергиею, их войны и наказания (III, 9–12, и IV, 1–3). Мысли следуют тотчас одна за другою сжатыми рядами; нет развитий, это первый залп укоризн и угроз, которые сменяются много раз 61 . Побуждает ли их пророк обратиться (IV, 4:5)? Нет, он знает их достаточно хорошо для этого, и отсылает, с жестокой иронией, в Вефиль и Галгал, на их преступные празднества, к их лицемерному богослужению; «ибо это вы любите, сыны Израилевы, говорит Господь Бог.» И между тем Господь Бог имеет сострадание к ним, как отец – к непокорным детям; одною рукою Он поднял их на высокую степень временного процвтания; другою Он старался возвратить их к Себе, поражая их непродолжительными бедствиями, Он посылал на них постепенно и с возрастающею силою сначала засуху, потом ржавчину и блеклость хлеба, далее моровую язву и наконец землятресение. Но они не обратились (6–11). Тогда Амос, указывая им как бы перстом на будущее наказание, которое уже предсказал им, продолжает в таких выражениях: посему так поступлю Я с тобою, Израиль; и как Я так поступлю с тобою, то приготовься к сретению Бога твоего, Израиль. Ибо вот Он который образует горы и пр. (12. 13). Вторая часть речи представляет жалобу, «плач» (V, 1); это подробное изложение беззаконий Ефрема, прерываемое увещеваниями к покаянию и везде запечатленное скорбным чувством того, что предсказанная гибель действительно совершится вследствие нераскаянности народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Характеристическую особенность еврейского народа, по свидетельству Библии, составляли его «жестоковыйность» и неблагодарность в отношении к Иегове, постоянно ему благодетельствовавшему. Читая Библию , нельзя не поражаться тою легкостью, с какою евреи отпадали от почитания истинного Бога и увлекались самыми грубыми и бесчеловечными формами языческого идолослужения и – в особенности культами Ваала и Молоха. Уже Давид, вспоминая о религиозно-нравственном состоянии своих предков во время их 40-летнего странствования по Аравийской пустыне, говорит: «Они забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте, дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря... Они прилепились к Ваалфегору и ели жертвы бездушных…, смешались с язычниками и научились делам их; служили истуканам их... и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью» ( Пс. 105, 21, 22, 28, 35–38 ). Пророк Амос говорит о евреях того же времени: «Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана» ( Амос. 5, 26 ). Такой же упрек делает древним евреям и первомученик христианский, святый архидиакон St.Stephan ( Деян. 7, 43 ). Но и в позднейшее время – в период правления судей и царей – евреи, усвоившие культ Ваала или Молоха, несомненно, приносили в жертву людей этим языческим божествам. Об Ахазе священный историк ( 4Цар. 16, 3 ) говорит, что он «ходил путем царей Израильских, и даже сына своего провел чрез огонь, подражая мерзости народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых». Но «провести кого либо чрез огонь», на языке Библии значит – сжечь его. Это видно, например, из слов пророка Иезекииля, чрез которого, порицая «дщерь Иерусалима (т. е. евреев) за такие же человеческие жертвоприношения, Сам Бог говорит: «Ты взяла сыновей твоих и дочерей твоих, которых ты родила Мне, и приносила в жертву на снедение им (идолам)... Ты и сыновей Моих заколала и отдавала им, проводя их чрез огонь» (Иезек.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Обличая преступления народа, пророк указывает ему и идеал нравственной жизни. Пророк приглашает взыскать Господа ( Ам 5.4 ). В Ам 5.24 пророк говорит: «пусть как вода течет суд (mischfath) и правда (zedakoh), как сильный поток!. Пророк имеет в виду здесь, без сомнения, прежде всего сферу общественного и частного права, правду в смысле юридическом. Но понятия суд и правда выражают у пророка и нечто большее: пророк требует сострадания, милости, жалости (1–2), вообще не только добрых дел, но и настроения к добру, когда приглашает искать добра, а не зла, возненавидеть зло и возлюбить добро ( Ам 5.14–15 ). Касаясь собственно религиозной жизни народа, пророк обличает тех, которые «клянутся грехом самарийским и говорят жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию» ( Ам 8.14 ), а вместе с тем увещевает «не искать Вефиля, не ходить в Галгал и не странствовать в Вирсавию» ( Ам 5.5 ). Но народ в целом не способен уже принять увещания пророка и предотвратить наказание. Поэтому Амос возвещает суд Божий над народом. По слову пророка, наказание неотвратимо и народ нигде не может укрыться от него ( Ам 9.2–4 ). Пророк составляет уже плачевную песнь о доме Израилеве: «упала, не встает более дева, Израилева! Повержена на земле, своей, и некому поднять ее» ( Ам 5.1–2 ). Наказание постигнет не только царствующий дом, что возвещено было Илиею и Елисеем, но все царство. Гибель предстоит всем святилищам народным, всем домам большим и малым и всему народу ( Ам. 3:14–15, 6:7–11, 9:1–4 ). Пророк возвещает, при этом, гибель дома Иеровоама от меча ( Ам 7.9 ), наступление разных физических бедствий ( Ам 6:10, 7:1–7, 8:8 ), пленение народа ( Ам 6:7 ) и переселение его за Дамаск ( Ам 5:27 ). В числе предстоящих народу бедствий пророк указывает с особенной силой лишение слова Божия и жажду слышания этого слова ( Ам 8:11–13 ). Сообщение слова Божия народу Израильскому было доказательством теократического избрания его, преимуществом народа пред другими и залогом его будущего величия. Таким образом, лишение слова Божия, которым угрожает пророк, равносильно отнятию преимуществ избранного народа и лишение его теократической будущности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Я бы охарактеризовал состояние пророка как состояние самоосознающего органа, на котором Бог набирает свой святой аккорд. При этом личность пророка не изменяется (Исаия остается Исаией, а Амос - Амосом). Однако пророк - это тот, кто сознательно отказался от свободы, чтобы адекватно и абсолютно верно передать Божественную волю о народе, о стране, об истории. Мы можем сказать, что пророк в каком-то смысле перестал быть свободным, потому что этого захотел, захотел полностью раствориться в воле Божией. Пророк, как и любая личность, продолжает жить, события его земной жизни и чувство его самоопределения никуда не исчезают. Поэтому я охарактеризовал бы пророчество как волю Божию, выраженную посредством слов или символических действий призванным на это служение лицом, то есть пророком. Этот дар не исчез в Церкви. Мы видим, что после Пятидесятницы апостол Павел говорит, что мы - члены Тела Христова и дарования у всех разные, называя в их числе дар пророчества. Иерей Александр Дягилев В Ветхом Завете есть указание на то, как отличить пророка Божия от пророка ложного. С моей точки зрения, эти критерии справедливы и в наше время. Если мы откроем книгу Второзакония, то в её 13 главе говорится: «Если восстанет среди тебя пророк или ясновидец и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им. То не слушай пророка сего или провидца сего, ибо через сие искушает вас Господь ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа Бога вашего от всего сердца вашего и от всей души вашей». Тем самым некий человек говорит вроде бы истину, однако при этом учит нас не тому, чему учит Бог или Церковь, учит явно противоположному тому, чему учат нас апостолы, поэтому он - ложный пророк. У апостола Павла есть на эту тему интересное изречение: «Если даже ангел с небес скажет вам не то, чему мы вас учили, то это не от Бога». Поэтому первый признак подлинного пророка - он никогда не будет призывать отступать от того, что Господь Бог уже открыл. Даже если пророчество сбывается, однако провозглашаемое учение совершенно не то, следует задуматься, от Бога ли оно. Второй отрывок из 18 главы Второзакония: «Если пророк скажет Именем Господа, а слово то не сбудется, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей и бойся его». Бывают случаи, когда человека почитают за пророка, но слово его не сбывается, ведь пророкам тоже свойственно ошибаться. Вот почему есть люди, которых мы почитаем за святых, однако и они признавались, что могли ошибаться. Итак, критерии истинности пророчества следующие: во-первых, подлинное пророчество всегда сбывается, а во-вторых, если пророчествующий учит не тому, чему учит Церковь, то есть повод усомниться, что это пророк Божий.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/52...

Во время этой погибели, главы народа, как именно глава, но только главы по своему разврату, пойдут в плен во главе пленников. «За то», грозит пророк, т. е. за то, что начальники израилевы беспечно, невоздержно, среди постоянных пиршеств проводят свою жизнь и ни мало не помышляют о предстоящем всему Израилю суде Иеговы, «ныне», т.е. когда угрожаемый суд уже наступает, ,,пойдут они в плен между первыми пленника­ми, и минет ликование роскошных,»ликование тех, которые пиршествуют, со всеми нежащими плоть удобствами, расположившись на роскошных ложах своих (см. ст. 4). Эту угрозу в дальней­шей речи своей пророк раскрывает подробнее. Для того, чтобы пред беспечными, беззаботными владыками израилева народа силь­нее отпечатлеть ужасающую угрозу суда Иеговы, пророк начинает свое раскрытие этого суда с возвещения того, что Иегова поклял­ся самим собою и своею святостию (ср. 4, 2) в том, что не­пременно совершит свой суд над беспечными, развратными гре­шниками. «Поклялся», говорит пророк, «Господь Иегова самим собою». А в чем Иегова поклялся, это пророк раскрывает таким образом: «Глаголет Иегова, Бог воинств: Я ненавижу гор­дость Иакова», ненавижу все то, чем десятиколенный (потому что о нем главным образом речь) Израиль гордится, ненавижу как действительные, так и воображаемые им только, мнимые силу, могущество, богатство, благосостояние и пр. «и чертоги его», – бо­гатые дворцы его гуляк– богачей и чувственных, недеятельных вельмож «презираю и предам город и все, что наполняет его, и предам т. е. Самарию на овладение им, все города на разорение и всех жителей его на совершенное погубление. И что жите­ли действительно все будут погублены, это пророк выражает так: «и если останется десять человек в каком-либо доме», т, е. останется самое большое, какое только возможно, число жи­телей в одном доме; «то и сии умрут. И возьмет его» (каждого из умерших), раскрывается также мысль о всеобщем погу­блении, «родственник его и погребатель его», собственно сожигатель. У евреев не было в обычае сжигать тела умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИСАИЯ, ПРОРОК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Пророк Исаия Исаия ( VIII в. до н.э. ), пророк Память 9 мая Происходил из царского рода. Отец Исаии, Амос, воспитал сына в страхе Божием и в законе Господнем. Достигнув зрелого возраста, пророк Исаия вступил в брак с благочестивой девицей-пророчицей ( Ис. 8, 3 ) и имел сына Иасува ( Ис. 8, 18 ). К пророческому служению святой Исаия был призван Богом в царство Озии, царя Иудейского, и пророчествовал около 60 лет при царях Иоафаме , Ахазе , Езекии и Манассии . Начало его служения было ознаменовано следующим видением: он видел Господа Бога , сидящего в величественном небесном храме на высоком престоле. Его окружали шестикрылатые Серафимы . Двумя крылами они закрывали лица свои, двумя - прикрывали ноги и двумя летали, взывая друг ко другу: " Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнены небо и земля Славы Его! " Столпы храма небесного потрясались от их восклицаний, и в храме разносилось курение фимиама . Пророк в ужасе воскликнул: " О, окаянный я человек, я сподобился видеть Господа Саваофа, имея нечистые уста и живя посреди нечистых людей! " Тогда послан был к нему один из Серафимов, имевший в руке раскаленный уголь, который он взял клещами от алтаря Господня. Он прикоснулся к устам пророка Исаии и сказал: " Вот, я прикоснулся к твоим устам и отымет Господь беззакония твои и грехи твои очистит " . После этого услышал Исаия голос Господа, обращенный к нему: " Кого пошлю и кто пойдет к иудеям, кто пойдет для Нас? " Исаия отвечал: " Вот я, пошли меня, Господи, я пойду " . И послал его Господь к иудеям убеждать их обратиться от путей нечестия и идолопоклонства и принести покаяние. Тем, которые покаются и обратятся к Истинному Богу, Господь обещал милость и прощение, а упорным предназначены кары и казни Божии. Тогда Исаия спросил Господа, долго ли продолжится отступление иудейского народа от Бога. Господь отвечал: " До тех пор, пока не запустеют города, не будет людей в домах и эта земля не сделается пустыней. Впрочем, когда срубят дерево, то от пня его идут новые побеги, так и по истреблении народа останется святой остаток, от которого возникнет новое племя " .

http://drevo-info.ru/articles/10548.html

Священник : То правда, что Бога никто не может видеть в существе Его, ибо Он Дух (см.: Ин.4:24 ), невидимый для наших вещественных очей и безграничный, так что не только взор, но и мысль человека не могут Его охватить, иначе они были бы сокрушены безмерным величием. Первосвященники Ветхого Завета, входя единожды в год во святое святых, где Бог являлся в видимом Своем жилище, совершали, по заповеди, обильное каждение, дабы, увидев Его, не умереть ( Исх.30:10 ; Лев.16:2,12–13 ). Но нужно знать, что икона имеет прообразом Самого Иисуса Христа, Который пришел к своим ( Ин.1:11 ) и жил среди них. Святые апостолы Петр, Иоанн и Иаков пали на землю, когда Господь на горе Фавор явил им сияние Божества в теле Своем (см.: Мф.17:6 ); стражники у гроба Господня поверглись ниц и стали как мертвые ( Мф.28:4 ) при виде исшедшего из гроба Божественного тела Христова; апостол Павел утратил на время зрение, когда Спаситель явился ему на пути в Дамаск (см.: Деян.9:3–8 ). Отсюда видим, что лицезрение существа Божия было и осталось недоступно смертным. Однако Священное Писание говорит нам о явлениях Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Нет ли противоречия между этими явлениями и словом Писания о том, что Бога невозможно увидеть? Отнюдь! Ибо если человеку невозможно видеть существо Божие, то Богу возможно сделаться видимым для взора и постижимым для ума человеческого без того, чтобы человек умер. И Сам Он обещал, что явится некоторым святым в видимом образе: И сказал Бог Аарону и сестре его Мариам; слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем... устами кустам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит ( Числ.12:6–8 ). Бога Отца в образе трех странников 70 видел у дуба Мамврийского праотец Авраам (см.: Быт.18:1–3 ); видел Его и праотец Иаков, сказавший: я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя ( Быт.32:30 ). Видел Бога пророк Моисей в образе человека 71 , говорящего с ним лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим ( Исх.33:11 ); тот же Моисей видел Его на горе Хорив, в купине горящей и несгорающей (см.: Исх.3:2–4 ). Видел Бога пророк Исаия, свидетельствующий: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа ( Ис.6:5 ). Видел Его святой пророк Даниил в образе Ветхого днями ( Дан.7:9 ). Также и пророк Амос говорит: Видел я Господа стоящим над жертвенником ( Ам.9:1 ); и пророк Михей: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его ( 3Цар.22:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

16 . Под темнотою, под сумерками разумеется «наказание» (блаж. Феодорит) народа, – наказание, подобное которому предрекает и пророк Амос, говоря: во веки не забуду ни одного из дел их. Не поколеблется-ли от этого земля, и не восплачет-ли каждый живущий на ней?... И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень, и омрачу землю среди белаго дня ( Ам. 8:9 ). Это та «темнота», которую другой пророк называет «днем гнева... днем скорби и тесноты, днем опустошения и разорения, днем тьмы и мрака, днем облака и мглы» ( Соф. 1:15 ). Т. е. временем, когда смеркнется, называется то время, когда Господь допустит опустошить и разорить землю грешного народа и когда этот народ будет испытывать скорбь, когда, теснимый врагами, он будет плакать и когда от слез потемнеют глаза его и днем будет видеть он не больше, чем ночью. Время такого состояния народа называется также временем, когда преткнтс ноз народа къ горамъ темнымъ. Горы или вообще препятствия, заграждения на пути называются здесь темными в том смысле, что ослабевшие от слез глаза встречающихся с ними не видят их. Осязаем, как слепые стену, и как без глаз ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки, между живыми как мертвые ( Ис. 59:10 ), говорит от лица томившихся в вавилонском плену иудеев пророк Исаия. Подобные этим слова пророка Иеремии, в переносном смысле, значат, что иудеи, лишенные прав народной независимости, будут руководиться в своей жизни не собственным сознанием и волею, но волею и законом своих поработителей. В стране плена, как в стране смертного мрака=могильной темноты ( Ис. 9:2 ), иудеи будут встречать на каждом шагу неожиданные нарушения своих прав, подвергнутся всем неприятностям состояния людей, лишенных свободы действий. Не будет света, т. е. сознания права поступать по собственному усмотрению, но «сень смертная», т. е. полная неизвестность будущего, поставленного в полную зависимость от воли чужой. Вот какого состояния, говорит пророк, вы избегли бы, еслибы воздали славу Господу Богу вашему, т. е. еслибы волю Его сочли правилом своей деятельности, раскаявшись в прежних уклонениях от этой воли. Пророк наставляет иудеев, «чтобы они покаялись, прежде чем будут отведены в плен и почувствуют бедствия рабства» (блаж. Иероним).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010