Святые прожили так целых семь лет, сохраняя неповреж­денной веру, которую ежедневно подпитывали пением псал­мов Давида и церковных служб в предписанное время. Они не прекращали воздавать благодарение Богу за то, что Он счел их достойными претерпеть скорби ради Него. Пятого марта 845 г. назначили окончательное вынесение приговора христианам на следующий день. Воидица, преда­тель, который оставил гор. Аморий, а затем отрекся от Хри­ста, тайно пробрался в темницу. Он позвал Константина, сек­ретаря патрикия Феофила, сообщил ему эту новость и вновь предложил притворно помолиться вместе с халифом ради спасения от смерти, не оставляя на самом деле своих убеж­дений. Константин, отразив отступника знамением креста, вернулся в темницу и сообщил своему господину, что их последний час близок. Они присоединились к сподвижникам и все вместе провели ночь, воспевая хвалу Господу. На следующее утро офицер в сопровождении усиленной стражи вывел их из темницы и попытался в последний раз убедить присоединиться к молитве халифа. Они отвечали, что помолились бы за своих врагов, но так, как учил Христос: моля Бога просветить их ожесточенную совесть и наставить к познанию Истины. Закончили они свою речь, предав анафеме Магомета и всех тех, кто исповедует его пророком. Воины связали им руки за спиной и поволокли, словно овец, до самых берегов Евфрата, где множество сарацинов собра­лись на казнь. Тогда офицер вызвал Феодора Кратира и провозгласил громким голосом, что тот, будучи пресвитером, оставил свя­щенство и поступил в армию, где получил высокую должность протоспафария, а затем спросил: «Ты, носивший ору­жие и убивавший людей, почему теперь ты желаешь остаться христианином? Не лучше ли тебе призвать на помощь Магомета, ведь у тебя больше нет надежды на Иисуса Христа, от Которого ты отрекся?» Феодор ответил: «Именно по­этому я должен ныне пролить свою кровь за Него, чтобы Он простил мне мои грехи!» Произнеся эти слова и испросив благословение патрикия Феофила, он сотворил краткую мо­литву и преклонил голову под меч.

http://pravoslavie.ru/52318.html

Петроград, август 1914. Указатель житий святых † означает, что современного жития святого пока не найдено. означает, что житие святого не издано и им мы не могли пользоваться. Аморийское мученичество: гл. I. Андрей в «Суде» гл. I. Антоний, патриарх гл. II. Антоний Новый гл. X. Афанасий Мефонский гл. XIV. Афанасия Егинская гл. XIV. Вакх Младый гл. XIII. Варфоломей, апостол (перенесение мощей) гл. XVII. Власий Болгарский гл. XVI. Георгий Амастридский гл. IX. Герман Косиницкий гл. XV. † Григорий Декаполит гл. II. Димитриан гл. XII. Димитрий Солунский (чудеса) гл. XV. Евдоким Младый гл. II. Евстратий гл. X. Евфимия (перенесение мощей) гл. IX. Евфимий, патриарх: Арефино гл. II, анонимное гл. IV. Евфимий Солунский гл. XV. Игнатий, патриарх гл. IX. Иларион, грузин гл. I. Илия гл. XIII. Илия Калабрийский гл. XVIII. Иоанникий Вифинский: Петрово гл. X, Саввино гл. X. † Иоанн Гетфский гл. IX. † Иоанн Дамаскин гл. XIII. Иоанн Предтеча (перенесение главы) гл. I. Иоанн Психаит гл. VIII. Иосиф Песнописец гл. VII. Иулиан и дружина гл. I. Климент Болгарский гл. XV. † Лазарь, иконописец гл. I. Лев Катанский гл. XVII. Лука, столпник гл. XI. Лука Елладский гл. XIV. Макарий Пелекитский гл. XI, † гл. XI. Мария Младая гл. XVI † Мефодий, патриарх гл. VII. † Мефодий и Кирилл гл. XV. Михаил, синкелл гл. VI. Никита Мидикийский гл. X. Никифор, патриарх: Феофаново гл. I, Игнатиево гл. II. Никифор Мидикийский гл. X. Николай Студит гл. III. † Петр Атройский гл. X. Петр Аргосский гл. XIV. Платон Саккудийский гл. III. Саввинские мученики гл. XIII. Стефан Новый гл. II. Стефан, Савваит гл. XIII. Тарасий, патриарх гл. II. Филарет Милостивый гл. XIV. 60 мучеников гл. XIII. Феодора Солунская гл. XV. Феодор Едесский гл. XIII. Феодор Начертанный гл. VI, перенесение мощей гл. VI. Феодор Студит : πγραμμα гл. III, Навкратиево гл. III, Михайлово гл. III. Феофания, царица гл. I, † гл. V. Феофан Сигрианский: Мефодиево † гл. I, анонимное гл. I, Феодорово гл. III, Никифорово гл. V, Саввино гл. X. Ферапонтий Кипрский (перенесение мощей) гл. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Георгия Аламана и др. Совр. исследователи частично или полностью отрицают историчность 300 святых. К. П. Киррис отождествил большинство из них с известными святыми: напр., преподобных Кассиана, подвизавшегося близ с. Алектора (пам. кипр. 16 сент.), и Кассиана, жившего близ с. Авдиму (пам. кипр. 4 дек., 28(29) февр.),- с прп. Иоанном Кассианом Римлянином , мч. Константина Ормидийского - с друнгарием Константином Вавуциком из числа Аморийских мучеников , прп. Авксентия Чудотворца - с прп. Авксентием Вифинским . Синаксарные жития в составе служб, написанных в XVIII-XIX вв., нередко содержат сюжеты, заимствованные из житий визант. святых. Напр., одно из чудес прп. Ионы совпадает с описанным в 21-й гл. соч. «История боголюбцев» Феодорита Кирского ( Theodoret. Hist. rel. XXI 24//PG. 82. Col. 1445). Основные эпизоды Жития прп. Кендея сходны с биографией прп. Иоанна Хозевита (пам. 3 и 28 окт.). Считается, что культ 300 святых оказал влияние на возникновение на Кипре почитания 318 святых, чьи мощи находятся в ц. св. Отцов близ с. Пано-Архимандрита. По местному преданию, эти святые приплыли на Кипр из Сирии, спасаясь от гонения, высадились в Писури, пришли в Пано-Архимандриту, где были убиты язычниками ( Gunnis R. Historic Cyprus. [L.], 1936. P. 174-175). Ист.: Bustron F. Chronique de l " île de Chypre/Publ. par R. de Mas Latrie. P., 1884. P. 32-35, 44-46, 461; Sathas C. N. Vies des saints allemands de l " Église de Chypre//Archives de l " Orient latin. P., 1884. T. 2. P. 405-427; Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 28-36; Παπαδπουλλος Θ. X . Εκ τς Αρχαιοττης Ιστορας το Πατριαρχεου Ιεροσολμων//Να Σιν. 1952. Σ. 28-30 (отд. отт.). Лит.: Delehaye H. Saints de Chypre//AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 249-254; Κρρης Κ. Π. Αλαμνοι γιοι τριακσιοι της Κπρου//ΜΚΕ. 1984. Τ. 1. Σ. 329-331; idem. (Kyrris C. P.). The «Three Hundred Alaman Saints» of Cyprus//The Sweet Land of Cyprus: Papers Given at the 29th Jubilee Spring Symp. of Byzantine Studies, Birmingham, March 1991/Ed. A. A. M. Bryer, G. S. Georghallides. Nicosia, 1993. P. 203-235; idem. Πντε κυπριακ γιολογικ μελετματα//Επετηρδα Κντρου Μελετν Ιερς Μονς Κκκου. Λευκωσα, 1996. Τ. 3. Σ. 69-110; Μακριος, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αγα Νσος. Λευκωσα, 19972; Βλσιος Σταυροβουνιτης, μον. Πατερικν τς Νσου Κπρου. Θεσσαλονκη, 19993. Σ. 18-27.

http://pravenc.ru/text/1840115.html

Казалось бы, пленники были посажены в аморийскую тюрьму, но нет: в дальнейшем автор пишет, что связанные шли по назначенному пути. В Παγκλλια (обширной равнине, к востоку от Амория 132 халиф велел обезглавить одних, отдать своим вельможам других, а всех остальных вместе с 42 военачальниками запереть в темницу. Но вот наконец пленники прибыли в обманчивую (πατηλ) Сирию и здесь опять были заключены под стражу. По прошествии семи лет (πταετος δ χρνου διεληλυθτος) халиф потребовал, чтобы пленники или покорились ему, приняв ислам, или были казнены. Воеводы отвергли первое предложение. Разгневанный халиф приказал отвести их на р. Тигр, где они опять были заперты ν τινι καταλματι. Прибыв сам к ним на судне и на коне, он произвел допрос. Один из 42 воевод был по имени Феодор, по прозванию Καρτερς, протоспафарий саном и евнух по природе. Не только отказавшись от принятия ислама , но обозвав халифа лютым псом, Феодор выслушал следующий приговор: «сего, не повинующегося моим словам и противящегося моим повелениям, приказываю обезглавить мечем». Феодор был казнен, остальные сидели в тюрьме, утешая и обадривая себя. Между ними был именитый родом Βασσης, который особенно ободрял союзников; он был прежде участником конских ристалищ и быть может получал венки от народа, но теперь он просил венцов от Бога за стойкость в вере. Вслед за Феодором был казнен патрикий Константин, 133 далее протоспафарий Феофил и спафарий Каллист, по прозванию Мелиссин; за ними был обезглавлен Вассой и остальные 37 человек. Над мучениками воссиял свет, и по этому свету оставшиеся в живых узнали, что 42-е скончались. Один из 42 заключенных впрочем оказался ренегатом: он отрекся от христианства и готов был принять ислам . Халиф сначала обрадовался этому, но затем по совету своих приближенных велел казнить и его. «Скончались же святые 42 мученика 6 марта 8 индикта 6353 года, в царствование ромейского императора Михаила, Феодоры и Феклы, христианнейших и православных великих царей». – О совместном царствовании и Феклы (матери, сына и дочери) упоминается и в надписи (С. I. G., IV 8683).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Глава I. Константинополь вообще Житие Андрея в Суде. – Феофаново слово об изгнании патр. Никифора. – Ж. Иулиана. – Ж. Лазаря. – Ж. Илариона Грузина. – Ж. Феофании. – Слово о главе Предтечи. – Перен. мощей Ферапонтия Кипрского. – Аморийское мученичество. – Мефодиево и иное ж. Феофана Сигрианского. Житие или Мученичество Андрея «в Суде» ( ν τ Κρσει), написанное, по-видимому, во второй половине IX века, мало знает биографических черт и исполнено риторства. Андрей назван здесь – святым славным исповедником и чудотворцем. 82 Парижская рукопись Жития относится к IX в., позже которого оно стало быть не могло быть написано. Впрочем болландисты полагают, что это Житие не есть все-таки оригинальное произведение, что оно представляет пересказ более раннего несохранившегося сочинения: на это наводит рассмотрение Метафрастовской переделки; однако заключение автора как будто говорит о самостоятельности сочинения. В начале автор говорит о пользе чтения и изучения Св. Писания (§ 1), а равно и житий пророков, апостолов, св. отцов и в особенности мучеников (§ 2). Из лиц, прославившихся мученичеством, особенно известен Андрей, пострадавший за почитание иконы Христа от жестокого и развращенного царя – Константина, «слуги сатаны», «которого благочестивые люди того времени (ν τος ττε χρνοις) заслуженно назвали Копронимом» (§ 3). – Это не точно. Прозвание «Копроним» и «Каваллин» имп. Константин получил лишь во второй половине IX столетия, ранее чего не могло появиться и настоящее житие. – Описываются в общих чертах иконоборческие подвиги императора (§ 4) и его преследования за почитание икон Христа, Богородицы и святых: клирики и монахи убивались, народ изгонялся и осуждался на заключения (§ 5). Андрей жил в так называемой крепости (Κστρον) Крита; в Житии Андрея Критского быть может она же названа крепостью το Δριμως: географы находят близь Кандии Castelpriotisa. Услышав о безбожии царя, он прибыл в Византию (τν Βζαν, очевидно Βζαντος) и узнал, что Константин живет вне города, во дворце св.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

На третьем месте мы ставим ред. Ζ с именем монаха Еводия. 136 Дюканж относил время жизни Еводия приблизительно к 850 году, быть может исходя из § 35: γυν (Феодора) γρ τς ωμανας σμερον βασιλεει, ошибочно им, как и А. А. Васильевым понятого. Современные ученые отодвигают его к несколько более позднему времени – к царствованию имп. Василия I (867–886). 137 Исходя из той мысли, что Иосиф Песнописец († 883) написал канон Аморийским мученикам и что Еводий написал канон Иосифу, акад. Никитин (стр. 259, 279) высказал в высшей степени вероятную догадку, что Еводий и Иосиф писали свои агиографические труды в одно время и по одному поводу, именно по случаю освящения храма, построенного Василием в честь Аморийских мучеников – стратилатов. Еводий – писатель – полемист и апологет, избравший своею специальностью защиту евангелия перед кораном, борьбу православия с исламом. Его «Опровержение Магомета» (πντησις πρς Μωμετ) отмечено Миллером в одной из рукописей Эскуриальской библиотеки 459); выписки из его трактата против магометанства (κ τν το γου Εοδου) приведены писателем XI–XII в. Евфимием Зигавином в его Паноплии. 138 В виду того, что и мученичество Аморийских мучеников представляло собою борьбу православия с исламом, Еводий, как надо думать, с удовольствием взялся за тему и изобразил подвиги их по преимуществу как богословскую борьбу воевод с сарацинами о вере. Исторические подробности здесь отходили на второй план, для Еводия на первом месте стояла диалектическая борьба; и надо ли говорить о том, что мученики победили мусульман в догматах веры силою своей диалектики? Источником для Еводия служили рассмотренные выше редакции, пособием был труд Никиты Византийского «Опровержение Магомета», на общее содержание мученичества оказало влияние мученичество 40 Севастийских мучеников. Любопытно, что последнее написано было также Еводием, но только епископом Кесарийским. После указанных Никитиным (стр. 119–120) дефектов, характеризующих литературную его манеру, надобно признать, что ред. Z есть может быть одно из ранних произведений Еводия, когда автор не был еще ни изящным стилистом, ни точным передатчиком мыслей, ни вообще литературным талантом.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

— что он вверяет свою волю, добровольно поступает в безусловное послушание к руководителям различного нравственного и духовного уровня; — что для него не будет исключена необходимость участия в беззаконных, захватнических военных операциях или войнах; — что ему далеко не всегда будет возможно дать нравственную оценку своим действиям (в качестве цели военным обычно даются координаты на местности, а не наименование объекта (военный склад или больница)). Кто, согласно церковным канонам, не может быть воином? «Вчиненным единожды в клир и монахам, определили мы не вступать ни в воинскую службу, ни в мирский чин: иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавать анафеме», – говорится в 7м правиле IV Вселенского Собора. Несмотря на это, в истории Церкви случались примеры отхождения от этого правила. Так, например, прп. Сергий Радонежский по просьбе князя Димитрия Донского, как считается, благословил двух своих монахов участвовать в Куликовской битве. Епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн: «В истории Церкви имели место нарушения этого правила. Всем известно, что преподобный Сергий Радонежский по просьбе князя Димитрия Донского благословил двух своих монахов, в прошлом воинов, Пересвета и Ослябю, участвовать в Куликовской битве. Подобным образом и преподобный Афанасий Афонский по просьбе императрицы Зои благословил своего постриженика полководца Торникия вернуться на краткое время к ратному делу ради спасения страны от нашествия арабов. В более позднюю эпоху известны массовые случаи участия греческого священства в вооруженной борьбе с турками во время освободительных восстаний; в память об этом на Крите даже установлен своеобразный памятник, изображающий священника с ружьем в руках. Еще более активно участвовали в кровавой борьбе с турками черногорские священники и даже сами митрополиты. Однако это все же были исключения, вызванные особыми обстоятельствами времени. В мирное время переход священника или монаха на воинскую службу однозначно считался грехом. Характерен пример из «Страдания 42 мучеников Аморийских» (IX век).  Когда этих византийских офицеров мусульмане, пленившие их, вели на казнь, и они достигли реки Евфрата, мусульманин-судья подозвал одного из них, святого Феодора Кратера, и сказал ему: «Ты был некогда клириком, принадлежа к чину так называемых иереев, но, отвергнув такую степень, взялся потом за копье и оружие, убивал людей; что ж ты притворяешься христианином, отрекшись от Христа? Не следует ли тебе лучше обратиться к учению пророка Мухаммеда и у него искать помощи и спасения, когда ты уже не имеешь никакой надежды на дерзновение перед Христом, от которого добровольно отрекся?» На это святой Феодор ответил, что поэтому он тем более обязан пролить кровь за Христа, дабы обрести искупление своих прегрешений. Как следует из содержания текста, сам мученик осознавал, что, таким образом, совершал грехи.

http://azbyka.ru/vojna

Л. принадлежат работы о творчестве Мануила Фила (Византийский поэт Мануил Фил: К истории Болгарии в XIII-XIV вв. СПб., 1891) и митр. Кизического Кирилла (Константина Стильба) (О византийском гуманисте Константине Стильви (XII в.) и о его сочинениях//Визант. обозр. 1917. Т. 3. С. 57-88). Наибольший интерес у Л. среди греч. памятников вызывали агиографические сочинения, прежде всего посвященные святым иконоборческой эпохи. Л. много лет занимался агиографическим досье прав. Евдокима , опубликовал редакцию его Жития Симеона Метафраста (BHG, N 607; Житие св. Евдокима Праведного. СПб., 1893. (ПДП; 96)), а затем похвальное слово Евдокиму поздневизантийского ученого Константина Акрополита (BHG, N 606; Житие св. Евдокима//ИРАИК. 1908. Т. 13. С. 152-252). Также Л. издал Житие свт. Модеста , архиеп. Иерусалимского (BHG, N 1299; Подвиги св. Модеста, архиеп. Иерусалимского. СПб., 1892. (ПДП; 91)), изучал Житие прп. Кирилла Филеота (BHG, N 468). Главный научный труд Л. посвящен греч. агиографическим памятникам VIII-IX вв., он был впервые опубликован в качестве цикла журнальных статей (Византийские Жития святых VIII-IX в.//ВВ. 1910. Т. 17. С. 1-224; 1911. Т. 18. С. 1-147; 1912. Т. 19. С. 1-151), а затем вышел отдельным изданием (Греческие жития святых VIII и IX вв.: Опыт науч. классификации памятников агиографии с обзором их с точки зрения исторической и историко-литературной. СПб., 1914) и был представлен в качестве диссертации в Юрьевском (ныне Тартуский) ун-те. Наблюдения, сделанные Л. во время работы с текстами Житий патриарха К-польского свт. Антония II Кавлея, прмч. Андрея Критского, прп. Антония Нового, прп. Афанасии Эгинской, прп. Власия Аморийского, мч. Дамасского Илии, прп. Евстратия Тарсийского, прп. Евфимия Нового Фессалоникийского, 42 Аморийских мучеников, прп. Германа - основателя мон-ря Косиница ( Икосифинисса ), прп. Григория Декаполита, прп. Иоанникия Великого, прп. Льва, еп. Катанского, прп. Макария Пелекитского, преподобноисп. Михаила Синкелла, преподобноисп. Никиты Мидикийского, мч. Стефана Нового, прп. Феодора Студита и мц. Феодосии К-польской, сохраняют значение и для совр. науки. Л. изучал этнографию и историю Тобольской губ. и с. Самарова.

http://pravenc.ru/text/2110722.html

Сообщения византийских источников о византийско-арабских отношениях значительно дополняются сведениями арабских историографов, среди которых на первом месте следует упомянуть Табари (839–923). Крупный ученый, Табари составил всеобщую историю, которая простирается от сотворения мира до его времени и особенно подробно останавливается на византийско-арабских войнах; более старые источники Табари главным образом приводит дословно 332 . Большую ценность представляют для нас также описания арабских географов, особенно Ибн Хордадбеха, Кудамы и Ибн ал-Факха, ибо они содержат очень важные сведения о положении Византийской империи, а именно о военной организации и фемном устройстве 333 . Современные исследователи, особенно многочисленные новаторские работы Грегуара, показывают, что византийский народный эпос о Дигенисе Акрите содержит богатый исторический материал по византийско-арабским войнам 334 . Так же, как и приведенные выше византийские хронисты и историки, если не в еще большей степени, агиографические сочинения этой эпохи отражают иконофильскую тенденцию, ибо они посвящены мученикам иконопочитания и естественно носят характер панегириков. Тем не менее некоторые из этих сочинений имеют большую ценность в качестве источников, дополняя скудные сведения собственно исторической литературы. Из числа весьма многочисленных житий святых иконоборческой эпохи упомянем здесь только наиболее важные с исторической точки зрения. Житие Стефана Нового († 767), которое было составлено Стефаном, диаконом Св. Софии, в 808 г. на основании более ранних известий, содержит наиболее древние и подробные сведения о иконоборческих гонениях при Константине V 335 . Недостатки, которые присущи всем произведениям этого литературного жанра, уравновешиваются обилием достоверных исторических деталей. Первостепенным источником является также житие Никиты, игумена Мидикийского монастыря в Вифинии († 824), написанное его учеником Феостириктом вскоре после смерти святого 336 . Неоценимым по своей важности, хотя и не столько для истории иконоборчества, сколько для внутренней истории Византийской империи, является написанное в 821–822 гг. житие Филарета Милостивого († 792) 337 . Далее, достаточно большую историческую ценность написанные также современниками жития Иоанна, епископа Готского 338 , и акты 42 аморийских мучеников 339 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И действительно, сочинение Еводия пользовалось большим вниманием последующих авторов. Именно его версию в конце Х века включил в свой менологий преподобный Симеон Метафраст. В том же веке продолжатель хроники преподобного Феофана в описании взятия Амория и последующего мученичества показывает знакомство с текстом Еводия. Один из полемических доводов Еводия приводится у Василия Эмесского в «Житии Феодора Эдесского» . В XII веке на Еводия прямо ссылается в антиисламской главе своего «Догматического всеоружия» Евфимий Зигабен. Аргумент со ссылкой на пророка Исаию (9: 13–14) используется в «Споре о вере монаха Евфимия с сарацинским философом» . Краткое содержание «Сказания о 42 мучениках Аморийских» монаха Еводия Сказание начинается длинным вступлением, представляющим обзор событий вооруженной борьбы между христианами и мусульманами, причем говорится, что успех неверных и потери христиан шли параллельно с уклонением Византии от Православия к ереси. Еводий проводит параллели с уклонением в монофелиство и позднее в иконоборчество, с одной стороны, и величайшими поражениями от арабов – с другой. Продолжая обзор, автор переходит от аморейской династии, возобновившей гонения на иконы, к царю Феофилу. В качестве самого яркого примера бедствий, обрушившихся из-за этого на христиан, Еводий предлагает остановиться на печальной судьбе Амория, по попущению Божиему постигшей город, из которого происходили 42 мученика, взятые в плен агарянами. Халиф Абу Исхак пришел с большой силою к Аморию, осаждал город в продолжении 13 дней, действуя стенобитными орудиями, и наконец овладел им, предал разорению, жителей истребил, а пощадил только и увел с собой в плен вождей семи военных отрядов. Далее описывается тяготы темничного заключения, которому подвергнуты были пленники. Когда их физическая сила начала ослабевать, халиф стал подсылать к ним своих людей, которые под видом доброжелательного участия льстивыми словами склоняли пленников к отпадению от христианской веры: пусть они, де, пожалеют о своих родных, которые о них там, на родине, сокрушаются, и детей, которые неутешно плачут; ведь можно ограничиться притворным признанием Мухаммеда, это дало бы им возможность впоследствии при удобном случае во время войны опять перебежать к своим и вернуться к родной вере. Коварный совет был отвергнут.

http://pravoslavie.ru/put/080319171635.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010