Само по себе воинское служение не мешает ни спасаться, ни погибать; выбор, как и в любом другом виде служения, остается за самим человеком. Церковь прославила в лике святых множество воинов, а в богослужении говорит о помощи свыше для «христолюбивого воинства». Этот факт также наглядно свидетельствует, что воинское дело само по себе не препятствует обретению спасения и святости. Причем были прославлены как полководцы, так и рядовые воины, как мученики, так и преподобные, как отдельные лица, так и целые группы. Из житий мы видим, что вынужденная война, направленная на защиту православной веры и христиан, однозначно оправдана, и участие в ней православных воинов получает благословение Божие. Многие святые, даже не будучи воинами, но епископами, в моменты войны и реальной угрозы принимали участие в войне, командуя обороной и ведя переговоры. Из житий святых великомученика Георгия, сорока Севастийских мучеников и мучеников Фиванского легиона мы видим, что воин-христианин никогда не должен подчиняться приказам, направленным против его веры и заповедей Божиих, и должен быть готов отказаться от подчинения даже несмотря на угрозу для своей жизни – за это он сподобится исповеднических или мученических венцов от Господа. Оказавшись в плену у иноверцев, воин-христианин не сдается духовно и не подчиняется требованиям отказаться от Христа и принять другую религию; этому учит пример сорока двух мучеников Аморийских и святого Иоанна Русского. Наибольшей заслугой православного христианства является то, что вопросы войны и воинского служения оно предлагает рассматривать с точки зрения духовного опыта, глубинных духовно-нравственных оснований. И это дает свой результат: воин, защищающий свое Отечество, должен знать, зачем он берет в руки оружие и когда и как он может его применять. Обоснованием для при­менения оружия должно быть не только требования воинского устава, но и нравственная оправданность его использования. Особенно это относится к воинам, которые считают себя православными христианами. Это служит не только укреплению воинской дисциплины, ответственности воинов, но и придаст армейской службе характер высоконравственного служе­ния. Завершить статью нам хотелось бы словами святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Церковь желает, чтобы человек, носящий военную форму, был просвещен светом Истины Христовой, чтобы Сам Господь направлял этого человека и в мирное, и в военное время. Церковь верует, что если воин отдаст свое сердце Христу и будет руководим Господом, то он не собьется с пути, но будет искренне и жертвенно защищать своих ближних, с честью выполнять свои воинские обязанности» 65 . 12 мая 2008 г. Примечания: 1 См.: Сергий Коротких, иерей. Что означает «не убий…»?//Спас. 2005. 6 (15). 2 Григорий Нисский , святитель. О блаженствах. Слово 1 . 3 Там же . 4 Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского. СПб., 1900. Т. 6. С. 41.

http://azbyka.ru/svyatye-otcy-cerkvi-o-v...

Тяготился добрый пастырь человеческою славой, но не могла укрыться от неё его добродетельная жизнь. Царь Пётр I, услыхав о нём, призвал его для священнослужения в придворной церкви и пожелал иметь его духовником своим и членом царствующего дома. Пользуясь влиянием своим при дворе, о. Иоанн радовался, что это предоставляет ему ещё более средств быть полезным бедствующим и заступником притеснённых. – В особенности сострадал он заключённым в темницах за преступления и долги. С участием посещал их и, изведывая при этом их совесть, оказывал на преступников благотворное влияние, а содержащимся за долги помогал в уплате долга. Но чем светоноснее становилась деятельность истинного пастыря христианского, тем более стремилась омрачить её клевета людская. Даже посещение им темниц подвергалось пересудам, и тогда он на некоторое время решился прекратить посещение темниц, не прекращая впрочем благотворений своих посредством доверенных лиц. Вообще, кроме церковных служб, о. Иоанн решился никуда не выходить из дома и остаток дней своих посвятить Богомыслию. Нуждавшиеся же в его помощи или совете обращались к нему письменно, и он не тяготился отзываться ни на какое обращение. Таким образом среди постоянных, Богоугодных трудов, достиг праведный Иоанн до преклонного возраста. Тогда – неожиданно настал для него час испытания. В 1701 г., по ложному доносу в сношениях с известным фанатиком Григорием Талицким царский духовник был сослан в Соловецкий монастырь, где и пострижен 3-го апреля с именем Иова и отдан на послушание опытному старцу... После многих испытаний старец Иов был освобождён от послушания и уединился в безмолвии в своей келье; здесь постоянно молился он Иисусовой молитвой, занимался чтением св. Евангелия, Апостола, Псалтири, жития преподобных Савватия и Зосимы и рукоделием. Пищи он мало принимал от братской трапезы, а особо для себя не готовил ничего. Снова слава об его святой жизни дошла до Петра Великого и, удостоверясь в бывшей на него клевете, царь снова пожелал приблизить его к себе, но Иов просил позволить ему остаться в обители. После этого, желая ещё большего безмолвия, он переселился на жительство в Анзерский скит. Здесь с новым рвением предался он иноческим подвигам и вскоре, по смерти Анзерского строителя, был назначен настоятелем этого скита.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1813 году, по взятии Ченстоховской крепости Русскими войсками, настоятелем и братией лавры поднесён был генералу Сакену список с Ченстоховской иконы. Император Александр I-й украсил сей список богатой ризой с драгоценными камнями и поставил в Казанском С.-Петербургском соборе, в южном боковом приделе, где горит перед ним неугасимая лампада. Св. преподобномучч. Конона и сына его Конона Благочестивый житель Иконии – Конон, лишившись жены, посвятил себя воспитанию осиротевшего сына и, когда ему минуло семь лет, поселился вместе с ним в соседней обители, где жили христиане, посвятившие себя Богу. Благочестивой своей жизнью Конон сподобился помощи свыше – просвещать христианскою верой темных язычников. Узнав о таком влиянии Конона на народ, областной начальник Домитиан нарочно приехал в Иконию, чтобы воспрепятствовать распространению христианского учения. Конон был призван на суд и за сопротивление принести жертвы идолам предан истязаниям. Узнав, что у Конона есть сын, юноша 17-ти лет, Домитиан понадеялся хотя его склонить к отречению от христианской веры, но, встретив и в молодом Кононе (бывшем уже тогда диаконом) непоколебимо-мужественного исповедника истины Христовой, он велел, после многих жестоких мучений, отсечь головы и отцу, и сыну. – «Благодарим Тебя, Господи, что сподобил нас пострадать за имя Твоё!» – воскликнули мученики, радостно приняв смертный приговор, – «молим Тебя, дай мир Церкви Твоей, низвергни силу идольскую, утверди и умножь верующих в Тебя, нас же приими к Себе и дай покой душам нашим!» . Это было в царствование Аврелиана, в 275 г. – Город Ацерра в Италии (в Кампании) хвалится тем, что владеет мощами этих мучеников, которые перенесены сюда неизвестно когда. История страданий их взята из проконсульских актов. Перенесение мощей св. муч. Авраамия Болгарского Память его – 1-го апреля. – Русские купцы из Мурома, бывшие свидетелями мученической кончины св. Авраамия, погребли тело его в Болгарах (1229 г.), а в 1230 г. перенесены были мощи святого во Владимир и положены в Княгинином монастыре (что ныне – Успенский девичий). С честью встретил святые мощи великий князь Георгий Всеволодович – с духовенством и со всем городом и до 1712 г. покоились они в приделе Божией Матери в каменном гробе, в этом же году, 11-го мая переложены в деревянную раку и перенесены в главный храм Успения. В 1805 г. мощи мученика переложены из деревянной раки в новую серебряную.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Замечательно, что святого Авраамия считают покровителем детей, и родители, имеющие больных детей, приносят их к раке св. мученика и молятся об их выздоровлении. «Радуйся, болящих детей исцеление!» говорится в акафисте святому Авраамию (икос 6), и в молитве к нему: «веруем, преславне Чудотворче, яко ты силою Всемогущего Иисуса Христа через святые твои мощи... благосердно помогавши немощным младенцам!» Память блаженного Иова, в схиме Иисуса «Честна пред Господом смерть преподобных Его!» ( Пс.115:6 ). – В глубокой старости тихо и мирно скончался блаженный Иов, сказав перед кончиной, как бы уже проницая духовным взором своим блаженство, предстоящее ему в высшем мире: – «благословен Бог отцов наших! Если так, то не боюсь, но в радости отхожу от мира!» В этой смерти – отражение всей жизни блаженного. Величественно проста в своей высоте была как та, так и другая. В мире – священник Иоанн, он был не только на высоте своего призвания, но исполнял сверх того и иноческое молитвенное правило и, быв ещё в мире, был уже как бы монахом. Строго постился, уединялся в своей комнате, где в коленопреклонённой молитве часто молился всю ночь до рассвета, обыкновенно со слезами взывая: помилуй мя, Господи! пощади мя, Господи! и т. п. – Частные отношения его к людям были совершенно исключительные. С любовью принимал он всех приходивших к нему и с полным участием беседовал со всяким, применяя разговор свой к положению, званию и состоянию всякого. Он любил и сам посещать своих друзей и знакомых, иногда неожиданно являлся куда-либо в дом – не званный – и всегда с какою-нибудь благодетельною целью. Поэтому все с радостью принимали его и слушали его поучения. Если ему нечаянно доводилось оскорбить кого-нибудь, то он немедленно просил прощения у оскорблённого. Иногда приходил о. Иоанн в дом к простым людям в виде частного лица, в одежде мирянина, и, беседуя таким образом с бедными, легче узнавал он о домашней нужде их и оказывал им посильную помощь, обращая при этом главное внимание на их мысли и чувства, которые не оставлял без утешения и наставления. – Его же дом был всегда открыт для бедных; усадив их за трапезу, он сам садился среди них и, как добрый отец, отрадно беседовал с ними и, отпуская их, наделял, чем мог. Подвергался ли кто-нибудь разорению от пожара, от неурожая, все знали, что у сострадательного о. Иоанна найдут необходимую помощь. – Пользуясь уважением и со стороны высокопоставленных лиц, он успешно ходатайствовал перед ними за обиженных и невинно-страдающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

76 . Васильевский В. Г Житие Георгия Амастридского//ЖМНП. – 1878. – Ч. 195. – С. 277–306; Ч. 196. – С. 128–181. 77 . Васильев А. А. Заметки о некоторых греческих рукописях житий святых на Синае//ВВ. – 1909. – Т 14. – С. 276–333. 78 . Васильевский В. Г. Записки о поставлении русских епископов при митрополите Феогносте (1328–1353) в Ватиканском греческом сборнике//ЖМНП. – 1888. – Ч. 225. – Февраль. – С. 445–463. 79 . Васильевский В. Г Житие Стефана Сурожского//ЖМНП. – 1889. – Ч. 263. – Январь. – С. 97–164. 80 . Васильевский В. В. Письмо Алексея Комнина к Роберту Фландрийскому//ЖМНП. – 1880. – Ч. 207. – Январь. 81 . Васильевский В. Г Русско-византийские исследования. Вып. 2: Жития св. Георгия Амастридского и Стефана Сурожского. Введение и греч. тексты с пер. Славяно-русский текст. – СПб., 1893 (Васильевский В. Г Труды. – СПб., 1915. – Т 3. – 6, CCLXXXVIII, 122 с.). 82 . Васильевский В. Г Советы и рассказы византийского боярина XI века. По неизданной греч. рукописи XV в.//ЖМНП. – 1881. – Ч. 215. – С. 242–299; Ч. 216. – С. 102–171, 316–357. 83 . Васильевский В. Г, Никитин П. В. Сказания о 42 Аморийских мучениках и церковная служба им//Записки императорской Академии наук. – СПб., 1905. – Т 8. – 2. – С. 1–305. 84 . Вачнадзе Н. З., Куция К. К. Политические аспекты эпистолы императрицы Феодоры//ВВ. – 1998. – Т 55 (80). – Ч. 2. – С. 155–158 [пер. письма Феодоры в Грузию]. 85 . Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием/Изд. Археографической комиссией. – СПб.; М.: Археографическая комиссия, 1868–1917. – Вып. 1–14. 86 . Великий патерик, или Великое собрание изречений старцев. – Т 1. – М.: Изд. Пустыни Русского на Афоне Св.-Пантелеимонова монастыря, 2005. – 136 с. 87 . Венецианский документ XV в. о торговой навигации в Восточном Средиземноморье/Публ. текста, пер и коммент. С. П. Карпова//ВВ. – 1991. – Т 52. 88 . Верещагин Е. М. Древнейшее славяно-русское богослужебное последование на память священномучеников, епископствовавших в Херсонесе Таврическом//Очерки по истории христианского Херсонеса/Отв. ред. С. А. Беляев . – СПб.: Алетейя, 2009. – С. 70–89.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобномученик Адриан Пошехонский Преподобный Адриан был учеником святого Корнилия Комельского. Он стал основателем и игуменом Успенского монастыря близ реки Вочи, в глубине дремучих лесов, которыми богато Пошехонье, расположенное в Ярославском крае. Будучи образцом для своих учеников в подвижнических трудах, равно как и в молитве, он учил их смирению и мягкости нравов. В свободное время он занимался также иконописью. Сразу после кончины его верного ученика Леонида (1550) на монастырь обрушилась целая череда нападений. Накануне праздника сорока двух мучеников Аморийских в монастырь вторглись грабители. Когда они схватили преподобного Адриана и подвергли пытке, святой вознес такую молитву: «Господи Боже мой, прости грехи этим людям, ибо они не ведают, что творят. Прими дух мой в мире и не помяни беззаконий моих. Пресвятая Богородица, не презри моих молитв и помяни Ростов, мой родной город». Он добавил, обращаясь к монахам: «Отцы мои и братья духовные, сподвижники мои и чада духовные, простите меня Бога ради и благословите меня, ибо вот, я отправляюсь на судище Христово, и мы более не увидимся в мире сем, по слову Господню: “Земля еси, и в землю отыдеши” (Быт. 3: 19)». При этих словах злодеи убили игумена Адриана. Впоследствии от его святых мощей произошло много исцелений. А однажды, в 1626 году, некий человек похитил частицу мощей святого Адриана, но, придя домой, вместо ожидаемого благословения ощутил сильнейшую болезнь, от которой не смог исцелиться, пока не вернул похищенное в монастырь. 18 марта 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Римма 2 декабря 2018, 23:15 Святой Адриан, помолись обо мне и моих родных о здравии душевном и талесном, об удаче на работе, о радости и счастье, помолись, чтобы моя дочь легко выносила и родила здорового ребёнка, внучке помоги хорошо учиться. Не остави, милостивый, своим предстательствои. Фаина 30 ноября 2016, 19:43 Преподобномученик Адреан Пошехонский! Помоги нашей семье своими молитвами: заступись за нас пред Господом - за сына моего Андрея, сестру мою Анну, крестную сына моего Марию и за меня грешную рабу Божью Фаину! Аминь!

http://pravoslavie.ru/60166.html

Это действительно не диспуты, а отдельные перепалки, состоявшиеся по пути, во время обеда, на прогулке. То, что Житие сохраняет упоминания деталей такого рода, позволяет предположить, что антимусульманское сочинение Константина было свободным по форме, и скорее подобно “Письму своей Церкви” свт. Григория Паламы, нежели классическому диалогу, как у Феодора Абу Курры. Безусловно, св. Константин готовился заранее к своей миссии и должен был читать уже имеющиеся к его времени противомусульманские византийские сочинения. По тексту видно, что он был знаком с 100 главой ересиологического трактата прп. Иоанна Дамаскина, и использовал его аргументацию. Еводий в своей версии “Страдания 42 мучеников Аморийских” заимствует две реплики арабов из диалога св. Константина и влагает их в уста арабов, спорящих с мучениками. Ответами св. Константина Еводий, по-видимому, не был удовлетворен, в одном случае он дает целиком собственный ответ, в другом — значительно расширяет ответ св. Константина. Следует признать, что св. Константин — органичная фигура византийской полемической традиции, воспринявший идеи предыдущих полемистов и оказавший определенное влияние на некоторых последующих. Поэтому без него любой обзор византийской антиисламской полемики будет неполным, и тем более интересно, что пересказ его диалога явился также первым противомусульманским трудом на славянском языке. Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности. СПб., 2000. — С. 84. Vavrinek V. Staroslovenske zivoty Konstantina a Metodeje. Praha, 1963. — S. 84. Флоря Б.Н. Сказания... — С. 79. Коран 19.17. Аналогичные воззрения на соотношение между греческой и арабской учёностью у продолжателя Феофана. Прот. Иоанн Мейендорф. Византийские представления об исламе//Альфа и Омега 2/3 (9/10) 1996. — С. 138. Рейтинг: 7.4 Голосов: 14 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/1611.html

Следуя Ареопагитскому корпусу, М. утверждал, что «преемники апостолов, то есть патриархи», относятся к прочим епископам так же, как те - к простым иереям. Окончательно достичь своих целей М. не удалось, но в Синодике в Неделю Православия появилась формула: «Все написанное и сказанное против св. патриархов Тарасия и Никифора - анафема» (Syn. Orth. P. 53, 114-116). М. как писатель и переписчик М. был плодовитым гимнографом. Его перу принадлежат каноны прп. Иоанникию Великому, мц. Лукии, прор. Даниилу, молебный Пресв. Богородице, на Торжество Православия (изданные); каноны покаянный, исп. Феофану Начертанному, мч. Фалалею, молебный Христу, молебный «Честнейшую херувим» (неизданные). Каноны исп. Феофану и прп. Иоаникию посвящены ближайшим соратникам М., тема канона на Торжество Православия - событие, в котором М. играл главную роль. Ж.-Б. Питра также приписывает М. каноны свт. Николаю (AHG. Vol. 4. P. 52-75) и свт. Василию Великому (не изд., см.: Pitra. Juris ecclesiastici. Vol. 2. P. 354). М. принадлежат отдельные тропари и стихиры: 2 богородичных, написанных двенадцатисложником, самогласен 42 мученикам Аморийским, св. Константину и Елене, а также в честь Преображения. Сохранились также написанные 12-сложным стихом (визант. ямбом) эпиграммы Честному Кресту и иконе Христа на к-польских дворцовых воротах Халки. Икона Христа Халкита была своего рода символом борьбы за почитание икон. В 726 г. ее приказал убрать имп. Лев III, имп. Ирина восстановила образ после VII Вселенского Собора, а имп. Лев V опять снял его в 814 г. В 843 г. икона была вновь помещена на прежнее место. Для 2 стихотворных загадок, дошедших в кодексе Lauren. Plut. V X. Fol. 214, авторство М. сомнительно. Особое место занимает чинопоследование «О различных лицах разного возраста, возвращающихся в православную и истинную веру». Этот литургический текст содержит молитвы, составленные самим М., но к-рый близок к каноническому и содержит постановления о том, как принимать в Церковь тех, кто, находясь в плену, были вынуждены принять ислам. Чинопоследование создано, вероятно, после сент. 845 г. Совр. ученые приписывают М. и неизданное сочинение «Против мелхиседекиан, феодотиан и афинган» (старейшая рукопись Paris. Coislin. 213, 1027 г.), поскольку оно тесно по теме примыкает к предыдущему сочинению. В нем описана процедура принятия в Православие еретиков, обратившихся к Христу. Догматические и гомилетические труды

http://pravenc.ru/text/2563128.html

Мученичество А. представлено: на миниатюре Минология Василия II - у святой, привязанной к столпу, мучители усекают груди, рядом мученица представлена томящейся в темнице (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 373); в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Греч. 183. Fol. 14r); в настенном минологии в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия во Влахии (Румыния), 1386-1390 гг. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., сказано, что А. скончалась в темнице (Ч. 3. § 22. Февр. 5). В поздней рус. традиции иконография святой не претерпевает значительных изменений - А. изображается в хитоне и мафории вместе с др. святыми, напр., на иконе XVI в. «Константин и Елена, мц. Агафия» (собрание А. Попова в Париже); на иконе «Достойно есть» с избранными святыми 1602 г. (ГТГ) - А. представлена на поле; на вологодской минейной иконе на февраль кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на минейной иконе нач. XVIII в. (ЦАК МДА) - с крестом в правой руке. Изображения святой широко распространены в искусстве Зап. Европы. Иконогр.: Schultz R. W. , Barnsley S. H. The Monastery of St. Luke of Stiris in Phokis. L., 1901. Tf. 36-37; LCI. Bd. 5. Sp. 45, 47; Achelis H. Die Katakomben von Neapel. Lpz., 1936. Tf. 47; Molajoli B. La basilica eufrasiana di Parenzo. 1940; Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. L., 1950. P. 327. Fig. 24a. Pl. 64; MenolBas. P. 373; R é au. Vol. 3/1. P. 27-32; Kunstle. II 37-39; Rohault de Fleury Ch. Les saints de la messe et leurs monuments. P., 1893-1900. II 1ff.; Евсеева. Афонская книга. С. 221, 275; Менолог. С. 274, 333, 356, 368, 369, 384; Ерминия ДФ. С. 207; «Sammlung Popoff»: 50 russische Ikonen vom 15.-19. Jh. Recklinghausen [o. J.]. S. 14-15, илл.- на обложке; Антонова, Мнёва. Каталог. 692. С. 259. Илл. 96; Chamzidakis N. Hosios Loukas. Athens, 1997. P. 195. Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ († 845) (пам. 6 марта), 42 византийских военачальника, попавшие в плен после взятия арабским халифом аль-Мутасимом (838) г. Аморий

http://pravenc.ru/text/63220.html

Реконструкция по рукописям IX–XII вв. и печатным изданиям репертория гимнографов IX в. — Феофана, Георгия, Иосифа — подтвердила, что они стремились не просто заполнить свободные даты Тропология, службы которого часто дублировали, но создать гимнографическое приложение к КС. При приблизительном подсчёте оказалось, что если авторами Тропология (Андреем, Германом, Иоанном, Космой, Стефаном) было написано на март 9, а на апрель 5 канонов, то гимнографами IX в. на каждый из этих месяцев соотв. 107 и 102. Из общего свода песнопений формировались книги для Константинополя, Палестины, Южной Италии, дополняемые локальными памятями и гимнографией к ним. Поэтому единого стандарта на раннем этапе не существовало, было невозможно отыскать два одинаковых списка. Специфика состава рукописей объяснялась “пожеланиями и требованиями заказчика” 31 , ориентацией на тот или иной Устав или традицию. Так, месяцеслов древнейшей Минеи Sina­it. Gr. 607 (IX–X вв.) отличало обилие (14!) служб в память святых эпохи иконоборчества: аморийских 42 мученика (6 марта 845 г.), преподобного Иакова исповедника (21 марта VIII в.), преподобного Евстафия Вифинского (28 марта 1-й пол. IXb.), преподобного Никифора Мидикийского (31 марта 814 г.), преподобного Никиты Мидикийского (3 апреля 824 г.) и др., что было обусловлено созданием книги вскоре после торжества Православия и задачей собрать службы святых, подвизавшихся и пострадавших в те годы. “Энциклопедический” месяцеслов отличал Минеи синайского комплекта X–XI вв. 32 . Если в большинстве Миней IX–XII вв. на каждый день приходилась одна память, то здесь — от двух до четырёх. Благодаря насыщенности месяцеслова и палеографическим особенностям удалось отождествить принадлежность к декабрьской Минее этого комплекта (Sina­it. Gr. 578. 11–31 декабря) знаменитого фрагмента, привезённого К. Ти­шен­­дор­фом в 1859 г. в Императорскую Публичную библиотеку (РНБ. Греч. 89. Минея. 1–10 декабря) из поездки на Восток 33 . Это открытие позволило уточнить его датировку, XI в., в отношении которой расходились исследователи 34 , и объяснить особенности состава.

http://pravmir.ru/razmyishleniya-o-sluzh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010