Леонтий Махерас упоминает о величественном храме в честь святого, в котором находилась его гробница. Церковь, описанная в хронике, не сохранилась. На ее месте в XVIII веке был построен храм в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. В 1901 году жителями деревни Ормидия решили разобрать старый храм, чтобы построить больший храм в честь святого Константина. Гробница святого находится в алтарной части храма, а его мощи выносятся из алтаря для поклонения в день его памяти - 1 июля . Св. Константин Ормидийский Гонитель христиан с именем Савин известен по ряду агиографических источников. В греч. Житии сщмч. Ираклидия (вторая половина V в.), действие которого происходит в I в., упоминается, что некий воинствующий язычник Савин пытался выломать дверь христианского храма. Игемон Савин фигурирует в византийских синаксарных Житиях сщмч. Феодота Киринийского , пострадавшего при имп. Лицинии (308-324), и Саламинских мучеников Аристоклия , Димитриана и Афанасия , казненных при имп. Максимиане около 306 года, а также в поствизантийской службе преподобным или преподобномученикам Илиофотам в рукописи 1836 года. Видимо, прототипом этих Савинов стало реальное историческое лицо - проконсул Кипра Антистий Сабин, который управлял островом в 283-305 годах. Однако 300 святых покинули Палестину на несколько столетий позднее - в VII веке. К. Сафас отождествил Савина с Шабибом ибн Язидом, предводителем восстания хариджитов в 695-697 годах в Центральном Ираке (его мать была гречанкой). Н. В. Томадакис предположил, что Константин Ормидийский жил в XII веке , т. е. в эпоху крестовых походов. К. П. Киррис считает, что Константин Ормидийский и друнгарий Константин Вавуцик из числа Аморийских мучеников - одно и то же лицо. О почитании Константина Ормидийского в византийский период свидетельствуют фрески с его изображением в церкви прп. Антония Великого в Келье (XII в.) и в церкви Преображения Господня в Сотире (вторая пол. XIII в.), где он представлен в воинских доспехах. Художник, работавший в церкви Преображения Господня, подчеркнул знатное происхождение Константина Ормидийского, изобразив его в драгоценном венце и багряном плаще. Автор синаксарного Жития называет Константина Ормидийского чудотворцем и великомучеником.

http://drevo-info.ru/articles/13680269.h...

– Комиссия по канонизации не нашла достаточных оснований для признания святым Евгения Родионова, солдата, погибшего в чеченском плену. А многие верующие почитают его как мученика. Были ли в истории Церкви примеры прославления воинов, попавших в иноземный плен, и убитых в похожей ситуации? – Типологически случай Евгения не отличается от случая сорока двух аморийских мучеников. В середине IX века византийцы потерпели поражение от арабов, и те захватили город Аморий в Малой Азии. И сорок два высокопоставленных византийских полководца были уведены в тюрьму в Багдаде, где в течение семи лет содержались в тяжелых условиях. Когда им стали предлагать перейти в ислам и этим сохранить себе жизнь, они отказались и были обезглавлены. Церковь прославила их как святых со статусом мучеников. Евгений тоже попал в плен и тоже был убит. Однако комиссии не удалось установить факт того, что Евгению действительно предлагали отречься от Христа, обстоятельства его смерти точно неизвестны. Кроме того, с его почитанием есть некоторая проблема, которая обусловлена средой, в которой возникло его почитание как мученика. Почитание стало стихийно распространяться в той же среде, которая производит нам царебожников, борцов с ИНН и т.п. Вообще у нас в Церкви существует такое невербализированное мнение, что сейчас святых быть не может, по крайней мере, таких святых, о которых мы знаем, что они отличались бы святой жизнью, а не только праведной смертью. Хотя из древности известны поразительные истории святых мучеников, чья предшествующая жизнь явно противоречила их дальнейшему подвигу. Скажем, Порфирий Мим, который изображал на сцене театра кощунственную пародию на таинство крещения. Во время комического действия он по настоящему уверовал во Христа, искренне крестился. Сегодня в Русской Церкви нет парадигмы святости. Можно сказать, что это открытый вопрос. В III веке, или в эпоху гонений в XX веке в 30-е годы, такая парадигма мученичества была. Но она была разной и там и там. – Если христианин в пылу полемики оскорбляет святыни другой религии, и его за это убивают – является ли он мучеником? Например, епископ Менсурий Карфагенский (IV в.) запрещал своей пастве посещать в темницах тех, кто попадал туда из-за оскорбления язычников, а Эльвирский Собор (305) постановил, что убитые в походах при разрушении языческих капищ и идолов не должны быть признаваемы мучениками.

http://religare.ru/2_93923.html

В начале VIII в. преп. Иоанн Дамаскин с ужасом описывает ересь, появившуюся “во времена Ираклия”: “обманчивое заблуждение исмаильтян 60 , предвестие Антихриста.” Шесть веков спустя Иоанн Кантакузин в почти таких же словах говорит о той же катастрофе, “которая случилась во время правления Ираклия”. Между двумя религиями была пропасть, через которую нельзя было перекинуть мост ни пышной полемикой, ни диалектическими аргументами, ни дипломатическими усилиями. Непреодолимое на духовном и богословском уровне, это противостояние с самого начала приняло также форму грандиозной борьбы за господство в мире, так как обе религии претендовали на вселенскую миссию и обе империи — на мировое главенство. По самому своему религиозному замыслу ислам не мог провести различие между “политическим” и “духовным”, но и Византия никогда не желала проводить различие между универсальностью Евангелия и имперской универсальностью христианского Рима. Это осложняло взаимопонимание и приводило обе стороны к тому, чтобы в конце концов рассматривать священную войну как нормальный вид отношений между двумя империями. Вполне закономерен, тем не менее, вопрос о том, какова была ситуация на обыденном уровне. Каким было отношение простых христиан к мусульманам в их повседневных связях как на оккупированных землях, так и в пределах империи, где встречалось множество арабских торговцев, дипломатов и заключенных? Похоже, лучший источник для ответа на этот вопрос — агиография. Мои беглые наблюдения в этой области показали, однако, что и здесь решение не может быть простым. С одной стороны, у нас есть большое число житий мучеников с описанием избиений, совершенных мусульманами — монахов из монастыря св. Саввы 61 , шестидесяти греческих паломников в Иерусалиме в 724 г., чья смерть оборвала семилетнее перемирие между Львом III и халифатом 62 , сорока двух мучеников аморийских, захваченных в плен во время правления Феофила 63 , многочисленных христиан, которые, не выдержав давления, приняли ислам, а затем, покаявшись вернулись в Церковь, как это сделали два святых в VIII в. — Вакх Молодой и Илия Новый 64 . Неудивительно, что в обыденном представлении всякий мусульманин был ужасным и отвратительным существом: в житии св. Андрея, Христа ради юродивого, сам сатана является в облике арабского купца 65 . Более того, арабы, занимавшие определенное место в византийском государственном управлении, имели чрезвычайно плохую репутацию в глазах народа; так обстояло дело с “сарацинами”, которые, согласно житию свв. Феодора и Феофана Граптов, служили при императоре Феофиле 66 , и с Самоной, приближенным Льва VI. В оккупированных областях христиане зачастую жили в закрытых гетто, избегая любого общения с мусульманскими властителями: когда св. Стефан, монах из монастыря св. Саввы и человек, пользовавшийся большим уважением со стороны как христиан, так и мусульман, узнал, что Илия, иерусалимский патриарх, арестован, он отказался пойти и заступиться за него, потому что знал, что это будет бесполезно 67 .

http://pravmir.ru/vizantijskie-predstavl...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМОРИЙ [греч. Αμριον], визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия К-польского Патриархата. Располагался на границе Фригии и Галатии на перекрестке торговых путей. Время основания неизвестно. С I в. по Р. Х. принадлежал попеременно разным рим. провинциям (Великая Фригия, Писидия, Галатия Салютарис, Фригия). Фрагмент резьбы (кон. IX-haч. X в.), найденной в церкви нижнего города в 1998 г Фрагмент резьбы (кон. IX-haч. X в.), найденной в церкви нижнего города в 1998 г С эпохи араб. завоеваний А., оказавшийся на границе Византийской империи, становится форпостом на пути араб. вторжений в глубь М. Азии. Здесь находился центр крупнейшей в М. Азии визант. фемы Анатолик. В 644 г. А. впервые осадили арабы, временно овладевшие им в 646 г. В VIII в. город, хорошо укрепленный и охраняемый сильным гарнизоном, выдержал не одну араб. осаду. В 838 г., в правление имп. Феофила , принадлежащего к происходившей из А. Аморийской династии, араб. войско халифа аль-Мутасима после 13-дневной осады захватило и полностью разрушило А., угнав в плен все население. Позднее укрепления А. были восстановлены, но город так и не вернул своего былого значения. В 1068 г. А. впервые заняли турки-сельджуки, окончательно овладевшие им к нач. XIII в. О времени установления христианства в городе сведений нет. Наиболее известными святыми, происходившими из А., являются 60 паломников в Св. землю, перебитые арабами близ Иерусалима в 723 г. (см. Иерусалимские мученики ), и 42 греч. военачальника, взятые в плен арабами в 838 г. в А. и казненные 6 марта 845 г. (см. Аморийские мученики ). Ко времени становления в империи церковно-адм. системы (V в.) кафедра А. была первой в числе подчиненных митрополии Пессинунта . В этом статусе город пребывал до 2-й пол. VIII в., когда стал автокефальной архиепископией, а ок. 840 г.- митрополией с 5 подчиненными епископами. При Андронике II Палеологе , в нач. XIV в., отмечается перемещение кафедры А. с 45-го на 58-е место. Титул митрополита Аморийского исчезает, вероятно, в том же веке. Участие местных епископов и митрополитов в различных Соборах фиксируется с IV по XI в.: на Всел. III Соборе (431) присутствовал еп. Авлавий, на IV (451) - Мистирий, на VI (680) и Трул. (691) - Феодор, на VII (787) - Феодосий. В 859 г. К-польский Патриарх Фотий направил к папе Николаю еп. Аморийского Феофила. В К-польском Соборе 879 г. участвовал еп. Виссарион. В Х в. кафедру А. возглавлял церковный писатель и гимнограф Павел Аморийский . Неизвестный по имени иерарх из А. участвовал в К-польском Соборе 1065 г.

http://pravenc.ru/text/114566.html

959 Феофил, узнав о вторжении армии Афшина, оставил позицию в Каппадокии и с большей частью сил двинулся против него в Армениак. 960 Битва при Анзе на равнине Дазимон, в которой византийцы потерпели поражение, а сам Феофил едва не попал в плен, произошла 22 июля 838 г. Эпизод со спасением Феофила Мануилом описан в хронике выше. 961 Лев Философ – легендарный ученый, славившийся познаниями в геометрии, астрологии и медицине. Родился ок. 790 г. в Фессалии, был племянником Иоанна Грамматика. При Феофиле и Михаиле III руководил училищем в Магнавре. 962 Возможно, это прозвища одного человека, так как в других источниках фигурирует только один предатель. См.: Васильев. 1990. С. 150–152. 964 В числе захваченных арабами во время похода на Аморий находились 42 византийских военачальника. Отказываясь выдать их за выкуп, халиф пытался склонить их к переходу в ислам . Через 7 лет, в 845 г., сын и наследник аль-Мутасима халиф аль-Васик (842–847) предал пленников публичной казни, после чего тела их были брошены в Тигр. Память Аморийских мучеников Православная Церковь чтит 6 марта. 965 История о халифе и Льве Философе рассказана и у Продолжателя Феофана, однако совершенно в ином контексте, вне всякой связи с взятием Амория. Действие этого рассказа протекает еще при аль-Мамуне, т.е. в 829–833 гг. 968 Насколько известно из др. источников, Лев Философ был поставлен на кафедру около 840 г. при Иоанне Грамматике, который приходился ему родным дядей (PmbZ # 4440). При Мефодии (843–847) он, как ставленник иконоборцев, был низложен с кафедры. 969 Триконх – большой зал с тремя конхами (апсидами). Продолжатель Феофана, посвятивший постройкам Феофила пространный экскурс (Theoph. Cont. III 42–44), так описывает его: «Рядом с Карианом – Триконх с золоченой крышей, получивший такое название из-за своего облика, ибо возносится тремя конхами: одной восточной (ее подпирают четыре римских колонны) и двумя боковыми, на север и юг. С запада здание поддерживается двумя колоннами, и войти в него можно через три двери: средняя – сделана из серебра, крайние – из полированной меди... Именно в Триконхе Феофил обычно занимался делами и совершал ежедневные выходы. А перед ним, над отлитыми из серебра воротами, возвышался навес, поддерживаемый четырьмя колоннами зеленого фессалийского камня».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—155— 90 (4). Необходимое издание: Лавров-Платонов Алексей. Правила святых апостолов, вселенских и поместных Соборов и святых Отцов, ч. II, изд. 3-е, М., 1915. – Хр., 1915. 91 (5). Троицкий А.Д. Евангельские блаженства (Заветы Спасителя о жизни и счастье). Всестороннее изъяснение Христовых заповедей блаженств. Киев, 1914. – БВ, 1915, апрель, с. с. 882–884. 92 (6). Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1914. – Хр., 1915, 5. 93 (7). Сборник статей. У Троицы в Академии. 1814–1914. – МЦВед., 1914, 42. 94 (8). Свящ. Д. В.Рождественский . Учебное руководство по Священному Писанию. 4.1. Петроград, 1915. – БВ., 1915, апрель. См. так же под номером 9. Отзывы на кандидатские сочинения (за 1912–1915 гг.) 511 1 . Архангельский Леонид, свящ. Идея спасения в живом церковном сознании по богослужению двунадесятых праздников – Ж., 1912, с. с. 189–198. 2 . Виноградов Иван. Архиепископ Евсевий (Орлинский) и его сочинения о воспитании детей в духе христианского благочестия. – Ж., 1912, с. с. 215–217. 3 . Давидович Владимир. Дни творения и эволюция. – Ж., 1912, с. с. 162–164. 4 . Добровольский Василий, свящ. Иерусалим как центр политической и религиозной жизни израильтян, до разрушения его римлянами. – Ж., 1912, с. с. 242–244. 5 . Михальчук Евфимий, свящ. Царствование Давида по свидетельству книг Царств и Паралипоменон. – Ж„ 1912, с. с. 317–320. 6 . Сперанский Михаил. Старчество в святоотеческом понимании и исторической судьбе у нас в России. – Ж., 1912, с. с. 402–406. 7 . Уметский Петр. Преподобный Трифон Вятский его жизнь, подвиги и заслуги его Церкви н государству. – Ж., 1912, с. с. 422–426. 8 . Аболенский Александр. Религиозно-философские воззрения Алексея Степановича Хомякова . – Ж., 1913, с. с. 175–180. 9 . Бо(а)йков Николай. Перевод хорошим русским языком и подробный филологический разбор сказания четвертого о 42 Аморийских мучениках. – Ж., 1913, с. с. 213–214. 10 . Богданович Иван. Учение о человеке и человеческой жизни по тексту книги Екклезиаст. – Ж., 1913, с. с. 209–211.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ввиду того, что подвиг аморийских мучеников представлял собой борьбу Православия с исламом, Еводий изобразил подвиги их преимущественно как богословскую борьбу узников с мусульманами о вере. При этом данные от имени святых подобающие ответы на мусульманские упреки в адрес христианства должны были выглядеть тем более убедительными, что крепость веры была засвидетельствована мученическою кровию исповедников. Еводий демонстрирует значительную осведомленность как в вероучении, так и в практике мусульманской религии. Он честно берется разрешить наиболее сложные и болезненные вопросы, которые нередко ставили в упрек христианству мусульмане и которые, безусловно, смущали умы и самих византийцев: если ислам Богу не угоден, а христианство угодно, то почему Бог дает мусульманам одерживать победы над христианами? В случае с падением Амория острота этого вопроса была наиболее ощутима. Осведомленность Еводия в исламе частично объясняется его тщательным изучением предшествующих полемических сочинений. Так, например, он знаком с сочинением преподобного Иоанна Дамаскина и использует некоторые его аргументы. Еводий также, по-видимому, заимствует две реплики арабов из сохранившегося до нас лишь в славянском пересказе диалога святого Константина Философа и влагает их в уста арабов, спорящих с мучениками. Кроме этих специальных сочинений, на общее содержание сочинения Еводия оказало влияние слово святителя Василия Великого на 40 Севастийских мучеников, а также история Негранских мучеников . При всем этом Еводий ни в коей мере не является простым компилятором, он творчески осмысляет информацию, полученную из трудов предшественников, развивает, нередко дополняет и перерабатывает их аргументы, вносит собственные сведения об исламе. «Как образец популярной христианской полемики против торжествующего ислама сочинение весьма замечательно. Оно указывает на близкое знакомство с Кораном и с большим искусством, в доступной форме, выставляет на вид слабые и противные христиански воспитанному чувству стороны мусульманского вероучения и закона. Если перенестись в ту эпоху, когда сочинение появилось, то придется признать его вообще довольно метким и сильным; оно, без сомнения, имело значительную долю влияния на укрепление бодрости в умах порабощенных христиан востока» .

http://pravoslavie.ru/put/080319171635.h...

Скачать epub pdf Содержание Содержание чина Творения преподобного Иоанна Дамаскина (†749). Творения преподобного Иосифа Песнописца (†883). Канон 42 мученикам Аморийским Игнатия Канон преподобномученикам, во обители святого Саввы убиенным (20 марта) Служба перенесению из Эдессы святого Убруса (16 августа) Канон благодарственный Всесвятой Богородице Николая (†925). Служба индикта (1 сентября) Служба Воздвижению Креста (14 сентября) Служба святым Феодору Эдесскому и Иоанну-Муавии Служба святым равноапостольным Кириллу и Мефодию Служба святому великомученику Георгию Новому     Для определения традиционного отношения Православной Церкви к исламу помимо изучения святоотеческих творений, которые были посвящены этой религии, а также упоминаний в агиографическом материале и решений Поместных соборов (Константинопольских 1162 и 1180 гг.), стоит обратить внимание на то, как говорится об исламе и мусульманах в православных богослужебных текстах. Их можно разделить на две группы: непосредственно относящиеся к исламу – это чины отречения от ислама , и опосредованно к нему относящиеся – а именно, службы, составленные святым, пострадавшим от мусульман, полемизировавших с мусульманами, обращавших мусульман ко Христу и т. д. 1. Чины отречения от ислама “Чин, как принимать приходящих от сарацин к пречистой и истинной вере нашей христианской” является по-своему уникальным памятником отношения византийской Церкви к исламу. Он затрагивает очень специальную область христиано-мусульманских отношений и сфера применения его сугубо практическая. Текст почти полностью состоит из отречений от различных пунктов мусульманской веры и религиозной практики в форме анафем. Эти анафематизмы сопровождаются краткой инструкцией, касающейся подготовки ко крещению и исповедания христианской веры. Датировку текста с большой вероятностью можно отнести к середине IX века. Чин предполагает четыре стадии. Первая стадия состоит из двухнедельного поста как пути духовной подготовки, в течение которого готовящийся ко крещению обучается христианской вере, основным молитвам, знакомится с Евангелием.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Целый ряд свидетельств вскрывает перед нами то значительное притягательное влияние, которое во все века оказывала византийская столица на население империи. Торговля, ремесла, служба, образование, умственная деятельность и религиозная жизнь постоянно привлекали в Константинополь провинциалов, жаждущих составить ту или иную карьеру. В прелестном синаксарном рассказе о честном пафлагонском крестьянине, мы читаем, как один сельский юноша, отправленный родителями в столицу, стал здесь патрикием и паракимоменом 223 . О преп. Никите Исповеднике узнаём, что он в возрасте 17 лет прибыл из Пафлагонии в Константинополь и скоро выдвинулся при дворе 224 . Преп. Власий вслед за своим братом прибыл в столицу, причём оба скоро стали клириками Великой Церкви 225 . Патриарх Мефодий, сын знатных и богатых родителей, приехал в столицу из Сиракуз, желая поступить в придворную службу 226 . Преп. Кесарий, брат Григория Богослова , получив медицинское образование в Александрии, стремится в Константинополь, где делается придворным врачом 227 . Преп. Александр Акимит, сын знатных родителей, из Азии прибывает в столицу и зачисляется в придворную гвардию 228 . Патриарх Евтихий отроком был прислан в Константинополь для получения образования 229 . С этой же целью направлены сюда родителями сын восточного вельможи, один из аморийских мучеников – св. Каллист 230 , преп. Никифор Милетский 231 и преп. Нифонт 232 . Юный Афанасий Афонский сам страстно стремится в Константинополь, чтобы здесь докончить своё обучение 233 . В Константинополь же выписывает сына солунского друнгария Константина – будущего св. Кирилла, покровительствующий его отцу столичный логофет 234 . В столицу стремилась как вся провинциальная знать Византии, жаждавшая видной и блестящей жизни, например, отец преп. Феофана, богатый восточный вельможа 235 , отец патриарха Антония Кавлея, видный императорский чиновник 236 , преп. Евфросиния Новая, дочь пелопонесского стратига, посланная в Константинополь родителями, для составления приличествующей партии 237 , так и все провинциальные неудачники, все бродячие элементы населения, рассчитывающие так или иначе выдвинуться в богатой и пышной жизни миллионного центра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все эти жития чрезвычайно важны для изучения быта и культуры средневековой Южной Италии и Сицилии, наводнённых византийским влиянием. Гораздо меньшее значение имеют они для исследования самой византийской культуры, нераздельно связанной с возрастившей её эллинистической почвой, и потому в настоящей работе, не желающей выходить за пределы собственно византийского мира. Эти жития оставлены в стороне. Зато в круг изучаемого материала пришлось включить жития, возникшие в областях этого мира, захваченных Исламом. Многое из византийской жизни ещё уцелело здесь, многие стороны быта, выработанные ещё в эпоху эллинизма, должны были остаться не изменёнными в течение первых двух столетий, последовавших за арабскими завоеваниями. Городская культура Сирии и Палестины имела за собой слишком большую давность, чтобы она могла быть изменена одними фактом торжества Ислама, и скорее сама ассимилировала быт недавних пустынных кочевников, чем испытала заметное влияние этого последнего. Оттого жития святых, подвизавшихся в Сирии и Палестине в первые столетия Халифата, рассматриваемые как культурно-исторический источник, могут быть поставлены рядом с чисто византийскими житиями, и способны доставить несколько интересных данных для ретроспективной характеристики культуры византинизма в этих областях. Таковы жития преп. Иоанна Дамаскина , Косьмы Майюмского, Стефана Савваита и Феодора Эдесского ; таковы мученичества Илии Нового, монахов Савваитов, 60-ти иерусалимских и 42-х аморийских мучеников 26 . Наконец, имеют свою ценность и жития святых, подвизавшихся на далёкой восточной окраине империи, в областях, смежных с Персией и Арменией. Жития преп. Маруфы, епископа Софанинского и муч. Голиндухи, переселившейся из Персии в Византию, прекрасно рисуют разные стороны, того религиозного и культурного синкретизма, который вопреки ожесточённой политической борьбе обеих монархий незаметно объединяли их пограничное население. Так, значительно количество агиографических произведений, которые возникнув в определённом районе, и отражая не столько общие всей империи, сколько местные бытовые явления, с удобством могут быть классифицированы на основании географического принципа. Но есть также много житий, собраний чудес и благочестивых легенд, которые по разным соображениям удобнее классифицировать на основании их содержания. Это те жития, чудеса и легенды, в которых мы имеем дело со средой и бытом, одинаково общими всем византийским областями, или которые, странствуя по всей империи в массе вариантов и пересказов, утратили местный и приобрели общевизантийский колорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010