42 аморийских мученика. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Аморий был столицей крупнейшей визант. фемы Анатолик, и во время осады там сосредоточились крупные силы, возглавляемые высшими военными чинами, включая 7 стратигов - правителей фем. Город был взят благодаря предательству, большая часть жителей и гарнизона подверглась истреблению, а остальные уведены в плен в Сирию. По дороге арабы из-за недостатка продовольствия и воды перебили почти всех пленных. Оставшиеся в живых были доставлены в столицу халифата г. Самарру и брошены в темницу, где содержались в очень тяжелых условиях в течение почти 7 лет, стойко перенося все тяготы. Все предложения византийцев о выкупе или обмене пленных отвергались мусульманами. В ту же темницу позже был заточен и спафарий Каллист Мелиссин, правитель области Колония , к-рого захватили в плен и передали арабам павликиане . Преемник аль-Мутасима халиф аль-Васик (842-847) решил принудить пленников к переходу в ислам. Решив, что после столь длительного заключения визант. военачальники уже сломлены, он стал подсылать к ним «доброжелателей», к-рые приносили пищу и одежду и заводили беседы об отречении от христианства. Соблазнители, среди к-рых были предатели-греки (в частности, некий Воидица, сдавший Аморий аль-Мутасиму), придворные и «гимнософисты» (по-видимому, суфии), применяли двойную тактику: они говорили о том, что обратиться в ислам можно притворно, чтобы затем, находясь на службе у халифа, воспользоваться случаем и снова перебежать к своим. Особый упор посланцы халифа делали на то, что Бог благоволит именно мусульманам, поскольку доставляет им военные победы. Мученики с презрением отвергли все эти доводы, указав, что в своих поражениях христиане повинны прежде всего сами, потому что прогневали Господа своими грехами. Наконец халиф, убедившись в непреклонности узников и раздраженный их проклятиями в адрес Мухаммада, приказал предать их казни. Один из пленников проявил малодушие, но советники сказали халифу: «Если он своей веры не сохранил, то и нашей не сохранит», и его также осудили на смерть.

http://pravenc.ru/text/114568.html

Глава I. Константинополь вообще Житие Андрея в Суде. – Феофаново слово об изгнании патр. Никифора. – Ж. Иулиана. – Ж. Лазаря. – Ж. Илариона Грузина. – Ж. Феофании. – Слово о главе Предтечи. – Перен. мощей Ферапонтия Кипрского. – Аморийское мученичество. – Мефодиево и иное ж. Феофана Сигрианского. Житие или Мученичество Андрея «в Суде» ( ν τ Κρσει), написанное, по-видимому, во второй половине IX века, мало знает биографических черт и исполнено риторства. Андрей назван здесь – святым славным исповедником и чудотворцем. 82 Парижская рукопись Жития относится к IX в., позже которого оно стало быть не могло быть написано. Впрочем болландисты полагают, что это Житие не есть все-таки оригинальное произведение, что оно представляет пересказ более раннего несохранившегося сочинения: на это наводит рассмотрение Метафрастовской переделки; однако заключение автора как будто говорит о самостоятельности сочинения. В начале автор говорит о пользе чтения и изучения Св. Писания (§ 1), а равно и житий пророков, апостолов, св. отцов и в особенности мучеников (§ 2). Из лиц, прославившихся мученичеством, особенно известен Андрей, пострадавший за почитание иконы Христа от жестокого и развращенного царя – Константина, «слуги сатаны», «которого благочестивые люди того времени (ν τος ττε χρνοις) заслуженно назвали Копронимом» (§ 3). – Это не точно. Прозвание «Копроним» и «Каваллин» имп. Константин получил лишь во второй половине IX столетия, ранее чего не могло появиться и настоящее житие. – Описываются в общих чертах иконоборческие подвиги императора (§ 4) и его преследования за почитание икон Христа, Богородицы и святых: клирики и монахи убивались, народ изгонялся и осуждался на заключения (§ 5). Андрей жил в так называемой крепости (Κστρον) Крита; в Житии Андрея Критского быть может она же названа крепостью το Δριμως: географы находят близь Кандии Castelpriotisa. Услышав о безбожии царя, он прибыл в Византию (τν Βζαν, очевидно Βζαντος) и узнал, что Константин живет вне города, во дворце св.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА ВИЗАНТИЙСКИЙ [Никита Византиец; греч. Νικτας Βυζντιος] (IX в.), богослов, автор полемических сочинений, направленных против зап. христиан, армян-антихалкидонитов и мусульман. Жизнь Единственным источником биографических сведений о Н. В. являются его труды и схолии к ним. В рукописях «Силлогических глав» имеется схолия, в к-рой сказано, что он «процветал» со времени имп. Михаила III (842-867) вплоть до правления Льва VI Мудрого (886-912). Однако на основе косвенных указаний, содержащихся в текстах Н. В., а также в сочинениях др. авторов, исследователи предлагают доводить верхнюю границу его активной деятельности лишь до времени Василия I Македонянина (867-886). Н. В. упоминается в рукописях как философ, дидаскал (учитель) и патрикий. М. Ульбрихт, опираясь на нек-рые выражения, употребленные Н. В., предположил, что тот был монахом ( Ulbricht. 2012. P. 37). По мнению ряда исследователей, Н. В. мог состоять на дипломатической службе. В лит-ре его иногда отождествляют либо с одним из аристократов, содержавшихся в араб. плену в Самарре (на территории совр. Ирака) с 838 по 845 г., когда византийцы выкупили или обменяли их на захваченных ранее арабов (в агиографических источниках сер. IX в. сообщается о казни визант. пленных, см. ст. Аморийские мученики ), либо с патрикием, к-рый находился с дипломатической миссией в пограничном г. Лулоне (Каппадокия) и был передан его жителями арабам в 860 г. ( at-Tabari. Annales/Ed. M. I. de Goeje et al. Ser. 3. Lugd. Batav., 1884. Vol. 3. P. 1447; см.: Khoury. 1969. Р. 118; Abel. 1974), однако обе гипотезы подвергаются обоснованной критике (см.: Rigo. 2006. P. 183-187). Согласно др. т. зр., в 878 г. Н. В. возглавил посольство имп. Василия I к князю князей Армении Ашоту I Багратуни ( Thompson R. W. The Historical Compilation of Vardan Arewelc " i//DOP. 1989. Vol. 43. P. 186; см.: Adonz. 1934. P. 246; Rigo. 2006. P. 162). Сочинения

http://pravenc.ru/text/2565400.html

Скачать epub pdf Содержание Содержание чина Творения преподобного Иоанна Дамаскина (†749). Творения преподобного Иосифа Песнописца (†883). Канон 42 мученикам Аморийским Игнатия Канон преподобномученикам, во обители святого Саввы убиенным (20 марта) Служба перенесению из Эдессы святого Убруса (16 августа) Канон благодарственный Всесвятой Богородице Николая (†925). Служба индикта (1 сентября) Служба Воздвижению Креста (14 сентября) Служба святым Феодору Эдесскому и Иоанну-Муавии Служба святым равноапостольным Кириллу и Мефодию Служба святому великомученику Георгию Новому     Для определения традиционного отношения Православной Церкви к исламу помимо изучения святоотеческих творений, которые были посвящены этой религии, а также упоминаний в агиографическом материале и решений Поместных соборов (Константинопольских 1162 и 1180 гг.), стоит обратить внимание на то, как говорится об исламе и мусульманах в православных богослужебных текстах. Их можно разделить на две группы: непосредственно относящиеся к исламу – это чины отречения от ислама , и опосредованно к нему относящиеся – а именно, службы, составленные святым, пострадавшим от мусульман, полемизировавших с мусульманами, обращавших мусульман ко Христу и т. д. 1. Чины отречения от ислама “Чин, как принимать приходящих от сарацин к пречистой и истинной вере нашей христианской” является по-своему уникальным памятником отношения византийской Церкви к исламу. Он затрагивает очень специальную область христиано-мусульманских отношений и сфера применения его сугубо практическая. Текст почти полностью состоит из отречений от различных пунктов мусульманской веры и религиозной практики в форме анафем. Эти анафематизмы сопровождаются краткой инструкцией, касающейся подготовки ко крещению и исповедания христианской веры. Датировку текста с большой вероятностью можно отнести к середине IX века. Чин предполагает четыре стадии. Первая стадия состоит из двухнедельного поста как пути духовной подготовки, в течение которого готовящийся ко крещению обучается христианской вере, основным молитвам, знакомится с Евангелием.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Гимнография О. для каждого дня седмицы содержит изменяемые песнопения вечерни, малого повечерия, утрени и литургии, а для воскресного дня также - малой вечерни и полунощницы. Греч. «Октоих...» в отличие от «Параклитика...» не имеет последования малой вечерни, а «Параклитик...» (как и слав. О.) содержит и нек-рые неизменяемые песнопения воскресной службы. Формуляр песнопений О. буднего дня (о составе песнопений воскресной службы см. ст. Воскресенье ) состоит из стихир на «Господи, воззвах» и стиховни вечерни; богородичного канона на повечерии (с седальном по 6-й песни); 3 групп седальнов, 2 канонов и стихир на стиховне на утрене; блаженн на литургии. Формуляр субботней службы отличается отсутствием третьей группы седальнов и наличием стихир на хвалитех на утрене. Будничные песнопения О. имеют строгую систему двойного посвящения дням седмицы (понедельник посвящен теме покаяния и святым ангелам, вторник - покаянию и св. Иоанну Предтече, среда и пятница - Св. Кресту и Богородице, четверг - святым апостолам и свт. Николаю, суббота - святым мученикам и др. святым и умершим), и, как правило, каждый элемент формуляра будничной службы содержит по 2 набора соответствующих песнопений (кроме наиболее древних гимнов будничного О., стихир на стиховне и седальнов, в основе своей имеющих песнопения лишь 1-й темы посвящения буднего дня). Слав. и греч. О. содержат ряд приложений, основу к-рых составляют песнопения, исполняемые в определенных, оговоренных Типиконом случаях или же не обладающие строгой двойной зависимостью от седмичного и/или гласового кругов. В отличие от греч. О. в слав. О. приведены также уставные указания о совершении воскресной и субботней служб (глав 1-5, 7 Типикона без примечаний и последований, не относящихся к чину пения О., и глав 12-15) и таблица столпов евангельских, определяющая, какое из 11 утренних евангельских чтений относится к конкретному воскресенью церковного года, разбитого на 6 полных циклов осмогласия (столпов). Формуляры воскресной и будничной служб слав. О. и греч. «Параклитика...» идентичны, однако в этих сборниках несколько иные порядок и состав песнопений: более всего различий наблюдается в богородичнах и крестобогородичнах будничных стихир и седальнов; во мн. случаях тропари будничных седальнов в слав. О. имеют иной состав или порядок, чем в греч. О.; меньше различий наблюдается в составе будничных стихир на «Господи, воззвах» и тропарей на блаженнах; богородичные каноны среды (гласы 1, 2, 6-8) и пятницы (все, кроме 6-го гласа) слав. О. не соответствуют представленным в греч. О.; то же относится к канонам всем святым 1-го гласа и свт. Николаю 2-го гласа; корпус богородичных канонов повечерия слав. О. и греч. «Богородичник» содержат лишь 4 одинаковых канона; наконец, отметим, что в греч. «Параклитике...» отсутствует 3-я группа стихир на «Господи, воззвах» вечера субботы, в слав. О. приписываемых Павлу Аморийскому († 1054).

http://pravenc.ru/text/Октоих.html

Сказание о сорока двух аморийских мучениках 470 Анонимное сказание о сорока двух славных защитниках фригийского города Амория (Малая Азия), осажденного арабскими войсками в 838 г., написано в первой половине IX в. На греческом языке оно сохранилось в нескольких редакциях, не содержащих существенных различий. Сказание повествует о греческих вождях и воинах, попавших в плен к арабскому халифу после взятия Амория. Несколько лет спустя они поплатились своей жизнью за то, что не согласились перейти в мусульманскую веру. С культурно–исторической точки зрения в сказании особенно ценны такие подробности, которые проливают свет на идейную борьбу и полемику между христианством и магометанством в IX в. Предлагаемая здесь редакция сказания уже в XI в. была переведена на древнеславянский язык, и перевод этот сохранился до настоящего времени. Описание осады города Амория с кратким историческим объяснением причины этого события, а также повествование о мучениях, испытанных в плену сорока двумя воинами, дано в стиле народной эпической песни: патетично вступление – обращение к «почтенным и христолюбивым слушателям»; авторские восклицания, проходящие через все повествование, придают сказанию лирический оттенок. Описания умело перемежаются с разговорным диалогом – предельно кратким, но тем более выразительным. Кончается сказание молитвенным обращением автора к сорока двум мученикам: он взывает к их помощи в случае варварского нашествия, голода, мора, а также в случае разделения церкви – намек на только что окончившуюся борьбу иконопочитателей с их противниками. МУЧЕНИЕ СВЯТЫХ СОРОКА ДВУХ МУЧЕНИКОВ Ныне, почитатели мучеников, устремим слух свой к мученическим подвигам, чтобы принять благодать от новоявленных, недавно открывшихся нам страдальцев. Возрадуйтесь, о почитатели мучеников! Станьте сегодня здесь и обратите взоры на прекрасное шествие, каковое совершили эти мученики. Для меня, о почтенные и христолюбивые слушатели, настало время описать мучение; и хотя любовь, а больше страх владеют мною, все же поистине следует удивляться, как они, презрев все, последовали Богу, владыке и царю истинному; а главное, как и подобает, тому, что возвеличенные в этой жизни столь высоким саном, эти мученики ничего из нее не взяли, но, все от себя отрешивши, уготовили себе спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Сорок два мученика Аморийских Аудио К 838 г., когда Бог обратил Свой гнев против императора-иконоборца Феофила (829-842), багдадский халиф во главе мощной армии сарацинов одержал яркую по­беду над византийцами и осадил город Аморий в Верхней Фригии. Через три дня он захватил город с помощью измен­ников. Халиф предал мечу всех его жителей, невзирая на то, держали они в руках оружие или нет, а также погубил множество сельских жителей из окрестностей, которые нашли в Амории убежище. Он не пощадил никого, кроме сорока двух главных вое­начальников, — все они были знатными людьми, доблест­ными и благородного происхождения. Халиф отправил их, закованных в тяжелые цепи, в Сирию, где заключил в сумрачную и зловонную темницу. У христиан не было иного питья, кроме собственных слез. Что же касается пищи, то, чтобы выжить, им приходилось довольствоваться несколь­кими жалкими кусками хлеба, которые тюремщики броса­ли им время от времени или позволяли просить на улице. Их тело и одежду пожирали черви, они не могли видеть друг друга в постоянной темноте, они были истощены и край­не ослабели. Но несмотря на все это, мученики не теряли мужества и благородства души, сопротивляясь всем попыткам заста­вить их отречься от веры. Халиф считал пустяком завоевание очередного города по сравнению с завоеванием душ. Поэто­му он обещал им жизнь даже в том случае, если они согласятся всего лишь притвориться, что приняли ислам, и предстанут на общественной молитве вместе с ним. Мученики отвеча­ли посланным: «А вы поступили бы так, будь вы на нашем месте?» — «Конечно,— ответили мусульмане,— потому что нет ничего дороже свободы». — «Коль скоро речь идет о вере, — заявили христиане, — мы не примем совета от тех, кто нетверд в своей!» Через несколько дней слуги халифа явились к ним, якобы желая подать милостыню. Притворно проливая слезы, будто бы из сострадания, они предложили им примкнуть к религии Магомета, которая обещает все виды плотских удовольствий в этой жизни и в будущей. Воздев очи к небу и вооружившись словами Писания, доблестные воины Христовы ответили, что подобные обещания — скорее доказательство ложности ре­лигии, которая подчиняет нашу разумную душу, сотворенную по образу Божию, тирании плоти. Затем переубеждать хри­стиан взялись суфии — исламские мистики, которые преда­вались аскетизму и экстатической молитве. Но им мученики ответили с той же твердостью, указывая, что Магомет не был предсказан никаким пророком, тогда как весь Ветхий Завет свидетельствует о пришествии Иисуса Христа.

http://pravoslavie.ru/52318.html

Преподобномученик Адриан Пошехонский Преподобный Адриан был учеником святого Корнилия Комельского. Он стал основателем и игуменом Успенского монастыря близ реки Вочи, в глубине дремучих лесов, которыми богато Пошехонье, расположенное в Ярославском крае. Будучи образцом для своих учеников в подвижнических трудах, равно как и в молитве, он учил их смирению и мягкости нравов. В свободное время он занимался также иконописью. Сразу после кончины его верного ученика Леонида (1550) на монастырь обрушилась целая череда нападений. Накануне праздника сорока двух мучеников Аморийских в монастырь вторглись грабители. Когда они схватили преподобного Адриана и подвергли пытке, святой вознес такую молитву: «Господи Боже мой, прости грехи этим людям, ибо они не ведают, что творят. Прими дух мой в мире и не помяни беззаконий моих. Пресвятая Богородица, не презри моих молитв и помяни Ростов, мой родной город». Он добавил, обращаясь к монахам: «Отцы мои и братья духовные, сподвижники мои и чада духовные, простите меня Бога ради и благословите меня, ибо вот, я отправляюсь на судище Христово, и мы более не увидимся в мире сем, по слову Господню: “Земля еси, и в землю отыдеши” (Быт. 3: 19)». При этих словах злодеи убили игумена Адриана. Впоследствии от его святых мощей произошло много исцелений. А однажды, в 1626 году, некий человек похитил частицу мощей святого Адриана, но, придя домой, вместо ожидаемого благословения ощутил сильнейшую болезнь, от которой не смог исцелиться, пока не вернул похищенное в монастырь. 18 марта 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Римма 2 декабря 2018, 23:15 Святой Адриан, помолись обо мне и моих родных о здравии душевном и талесном, об удаче на работе, о радости и счастье, помолись, чтобы моя дочь легко выносила и родила здорового ребёнка, внучке помоги хорошо учиться. Не остави, милостивый, своим предстательствои. Фаина 30 ноября 2016, 19:43 Преподобномученик Адреан Пошехонский! Помоги нашей семье своими молитвами: заступись за нас пред Господом - за сына моего Андрея, сестру мою Анну, крестную сына моего Марию и за меня грешную рабу Божью Фаину! Аминь!

http://pravoslavie.ru/60166.html

Подвиг 42 мучеников Аморийских в контексте православной полемики с исламом Падение в августе 838 года фригийского города Амория, родины царствующей аморийской династии, произвело большое впечатление на умы современников и было очень болезненно воспринято византийцами. Не говоря уже о хронистах, которые все отметили это событие, даже агиографы, писавшие о совсем посторонних сюжетах, нередко упоминали взятие Амория, как, например, мы видим в житии Иоанникия Великого и царицы Феодоры. Впечатление это усиливалось особенно тем, что падение города сопровождалось мученичеством многих людей, и в особенности 42 именитых военачальников, которые 6 марта 845 года были казнены на берегу Тигра. О мученичестве 42 аморийских мучеников мы имеем «несколько агиографических памятников, посвященных одному событию и написанных приблизительно в одно время» . Было написано несколько вариантов мученичества – Михаилом Синкеллом, Софронием Кипрским и монахом Еводием. Два канона были составлены Игнатием Никейским и преподобным Иосифом Песнописцем. Мученичество 42 аморийских военачальников представляет собой в литературном плане уникальное явление: на основе посвященных этому событию византийских памятников можно проследить разный уровень полемики с исламом, выражаемый в разных жанрах: агиографии, хроники, прямой полемики и гимнографии. Из этого обилия памятников особенный интерес представляет полемическая версия, составленная Еводием. Об авторе этой версии известно немногое. Он был младшим современником описываемого события. Он был монахом и подвизался в одном из монастырей Константинополя. Находился в дружеских отношениях с преподобным Иосифом Песнописцем, после смерти которого Еводий написал в его честь канон. Умер в 883 году. Евфимий Зигабен, ссылаясь на его труд, упоминает его как «святого Еводия», поэтому не исключено, что в Византии, два века спустя после своей кончины, он мог почитаться как святой, однако, насколько нам известно, в дошедших до нас святцах его имени нет. Ввиду того, что подвиг аморийских мучеников представлял собой борьбу Православия с исламом, Еводий изобразил подвиги их преимущественно как богословскую борьбу узников с мусульманами о вере. При этом данные от имени святых подобающие ответы на мусульманские упреки в адрес христианства должны были выглядеть тем более убедительными, что крепость веры была засвидетельствована мученическою кровию исповедников.

http://pravoslavie.ru/4094.html

6-е Св. 42 мучеников Аморийских: Феодора, Кратера, Константина и других Это были Греческие воины, взятые в плен магометанами в городе Амории, во Фригии, в 838 году. По взятии города все жители и рядовые воины были избиты, а генералы и офицеры отосланы в Багдад, где их целых семь лет заставляли принять магометанство, томили заключением, голодом и бичеванием. Наконец все они были обезглавлены и брошены в реку Ефрат, в 845 году. Празднование Ченстоховской иконе Богоматери По сказанию предания эта икона написана Евангелистом Лукой в Иерусалиме. В Константинополь она принесена царицей Еленой, когда она ходила в Иерусалим для поклонения св. местам и обрела крест Христов в 326 году 6 марта. Из Константинополя в Россию эта святая икона принесена Русским великим князем – основателем Львова (Лемберга) Львом, который с великой честью препроводил её в своё отечество и поставил в Бельзском замке под ведением православного духовенства. Здесь она просияла многими чудотворениями. Впоследствии по покорении юго-западной России оружию Польскому, сия чудотворная икона досталась тогдашнему правителю Царства Польского Владиславу, князю Опольскому. Татары, вторгнувшись в пределы России, осадили замок Белз. Владислав приказал вынести сию святыню из церкви и поставить на городской стене. Татары, стрелявшие в замок, попали стрелой и в чудотворный образ. Из язвины стекла кровь и видна на иконе доселе. В то же время спустилась на них некая вредоносная мгла, от которой татары начали умирать в чрезвычайном множестве. Это побудило их оставить осаду замка и удалиться в свои области. По отшествии татар, Владислав в сонном видении услышал глас, повелевавший ему перенести чудотворный образ из замка на Ясную гору Ченстоховскую. На Ясной горе (называющейся иначе горой свидения), получившей такое название от чудес Богоматери, соорудив монастырь, Владислав в 1352 году перенёс в него сию чудотворную икону, отдав её на хранение западным монахам ордена Паулинского. Через несколько лет обитель сия испытала нападение гусситов, которые, лишив её всех сокровищ, хотели похитить и сей образ Богоматери. Он был уже вынесен из церкви и поставлен в приготовленный для него возок; но невидимая сила удерживала лошадей, так что они не могли тронуться с места. Это обстоятельство привело гусситов в ярость, и один из них, схватив образ Богоматери, в бешенстве бросил его на землю, другой ударил мечом в лицо. Но дерзкие в то же время испытали на себе кару Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010