—330— Другая тема – истинность христианства перед лицом ислама, свидетельствуемая устами мучеников. В дальнейшем это получит значительное развитие как в византийской агиографии, так и в полемической литературе, скажем, в «Сказании о мучениках Аморийских» Еводия. Прп. Феофан под 734 годом пишет о св. Петре Маюмском, что тот «сделался добровольным мучеником за Христа. Однажды, одержимый болезнью, призвал он к себе начальников арабских, как друзей своих, потому что при взимании податей он исполнял должность писца, и говорил им: за посещение ваше получите вы мзду от Бога, хотя вы друзья неверные, но хочу вас иметь свидетелями следующего моего завещания: всякий, неверующий в Отца, Сына и Святого Духа, в единосущную и живоначальную во единстве Троицу, слеп душою и достоин вечного наказания. Таков и Мухаммед, лжепророк ваш и предтеча антихриста. Итак, отстаньте от его бредней и поверьте мне, свидетельствующемуся небом и землей. Желаю ныне, как друг ваш, чтобы вы не подверглись вместе с ним наказанию». Сначала арабы думали, что он повредился рассудком от болезни, но после, когда он продолжал восклицать: «анафема Мухаммеду и бредням его и всем верующим в них», то был «изрублен мечом и оказался мучеником». Преподобный упоминает, что об этом писал прп. Иоанн Дамаскин в специальном слове. Это сочинение, насколько нам известно, не сохранилось. Другая полемическая тема: духовное бессилие мусульман перед лицом подлинной духовной реальности христиан. Мусульманский полководец Хумеид хотел разломать раку свт. Николая Мирликийского, но по ошибке разломал чужую, за это его постигла кара: на обратном пути флот его погиб в буре, а сам он едва спасся, признав силу святого (800). Все упомянутые случаи – это полемика, исходящая из исторических фактов, а не рациональных аргументов. В этом выражается специфичность полемики этого жанра византийской литературы. —331— Еще одна любопытная линия «Хронографии»: обвинение в мусульманском происхождении критикуемых идей как аргумент в богословской византийской полемике. Прп. Феофан последовательно проводит эту линию в отношении иконоборчества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец Мавия тайно крестится вместе с тремя ближайшими слугами-аланами. Вероятно, отправной точкой их обращения стала личная преданность господину. Таким образом, благодаря тайной проповеди святителя Феодора Едесского, принимают крещение четыре человека. Весь эпизод отражает характерное для византийцев представление о приоритетах миссии, а именно стремление обращать прежде всего правителей и знать, полагая, что вслед за ними уже последуют и простые люди. Заканчивается эпизод мученической кончиной Мавии, который смертью своей засвидетельствовал перед соотечественниками-мусульманами верность Христу и превосходство христианства, которое он возлюбил больше жизни. По мысли Абеля, «Житие» принадлежало к числу произведений, предназначенных к тому, чтобы возвращать в христианство исламизированное население освобожденных при Михаиле III регионов . Исследователь также проводит параллель «Жития» с полемической версией «Страдания 42 мучеников Аморийских» Еводия . Однако, в отличие от работы Еводия, в сочинении Василия Эмесского отсутствует систематическая богословская полемика против ислама и апологетика. Главные аргументы в пользу истинности христианства, которые должны воздействовать на читателя, – сами факты: чудесное исцеление, обращение в христианство мусульманского правителя, принятие мученической кончины и засвидетельствованное свыше блаженное пребывание со Христом. То, что это сочинение имело большое значение для византийцев, видно из факта прославления в лике святых Мавии-Иоанна и трех пострадавших с ним слуг, а святитель Феодор Едесский в составленном ему тропаре сугубо прославляется именно за совершенное им обращение Мавии. «Житие» получило широкое хождение и позднее было переведено на новогреческий. Оно также известно в славянском переводе, который практически не отличается от греческого оригинала; самые ранние рукописи славянского перевода относятся к XIV веку. Благодаря этому переводу «Житие святого Феодора Едесского» было известно в древнерусской литературе. В одном из посланий преподобный Иосиф Волоцкий ссылается на пример святителя Феодора, который, будучи притесняем от еретиков, обратился за помощью в Багдад к неверному царю.

http://pravoslavie.ru/4361.html

Мефодий патриарх, † 847 г. (Болланд.). Происходил из Сиракуз от знатных и богатых родителей. Юношей переселился в Константинополь. Житие, составленное вскоре после его смерти, издано в AASS, июнь, III, 440−447 и у Migne, P.G., 100, 1244−1261. Память 14 июня. Мина муч. Очень важные, в культурно-историческом отношении, чудеса мощей святого в Александрии, в IV в. (см. стр. 84, где описано чудо с сыном Порфирия, бывшего другом мученика), собранные и записанный Тимофеем, патр. Александрийским. Издан И. Помяловским («Зап. СПб. Унив. Ист. Фил. Фак.» 1900 г. стр. 62−89). Мина, патриарх Константинопольский. † 552 г. (Болланд.). Краткое житие издано в AASS. Август, V, 169−170. Память 25 августа. Мирон, еп. Критский, жил в средине IV в. (Болланд.). Краткое житие в AASS. Август, II, 342−346. Память 8 августа. Михаил Малеин, род. 894. † 961 г. (см. L. Petit стр. 291−292). Происходил из Каппадокии от знатных патрикиев, родственников Романа I и Никифора Фоки. Подвизался в Вифинии, где был игуменом монастыря. Житие, написанное учеником святого Феофаном (см. L. Petit, стр. 545), издал L. Petit (Revue de l’Orient Chrétien, 1902 г. стр. 549−568). Память 12 июля. Михаил Синкелл, † 846 г. (Болланд.). Происходил из Иерусалима, сын знатных родителей. Житие святого, составленное в третьей четверти IX в., по разным сведениям монахом Хорского монастыря (см. Шмит, стр. 24−27). Издан Ф. Шмитом («Извест. Русс. Инст. в Константинополе», 1906 г. стр. 227−259). Память 18 декабря. Модест, архиеп. Иерусалимский. Время жизни неопределённо. Очень легендарное (Ehrhard у Krumbacher2, 165 видит в нём прямо апокриф), но не лишённое ярких бытовых черт житие, дошедшее в целом ряде редакций, основных кратких и позднейших, распространённых. Издано Х.М. Лопаревым («Памятники древней письменности», 1892 г. стр. 15−54.). Память 18 декабря. Мученики Аморийские, 845 года. Прекрасное издание главных редакций жития сделано Васильевским и Никитиным («Зап. Акад. Наук» 1905 года, т. 6, 2, стр. 1−78). При издании находится исчерпывающее исследование взаимоотношения редакций (стр. 114−278), результаты которого, в общем, приняты и Х.М. Лопаревым (Греческие жития, стр. 78−87). Основная редакция мученичества представляет благодаря своей точной хронологии очень важный исторический документ для истории осады и взятии Амории, лёгший в основу повествования Продолжателя Феофана, и была составлена вскоре после самого события. Прочие редакции, все, восходящие к ней, написаны в промежуток времени от 845 до 880 года и имеют лишь литературный интерес. Для наших целей из них важна только редакция Г., представляющая подробную биографию одного из мучеников – Каллиста придворного, а потом воина, гонимого им. Феофаном за иконопочитание. Память 6 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Относительно особенных племенных или чужестранных наёмных войск, имеются указания в житиях пр. Саввы Освященного, Даниила Столпника и мучеников Аморийских. Первое рассказывает о знаменитых воинах-«исаврянах», служивших в Александрии, к которым был причислен и, происходивший из каппадокийской деревни Муталаски, отец пр. Саввы. В высшей степени интересен при этом факт, что данные исавряне уже тогда, в конце V века, имели как бы «тотемное», тайное имя для своих начальников – Конон, которым, как известно, обладал потом знаменитый Лев III Исавр. Мы читаем, что ставши, благодаря своей силе и богатству, во главе отряда исаврян, отец Саввы – Иоанн, переменил своё прежнее имя, и с этих пор стал называться Кононом. Когда его посетил в Александрии сын, то он очень советовал этому последнему стать воином, и обещал ему первое место в своём отряде 1348 . Что касается до жития Даниила Столпника, то оно знакомит нас с галльским вождём Титом, который со своей дружиной (οκεοι) и варварами-наёмниками (βουκελλριοι) был приглашён на службу имп. Львом I 1349 . Наконец, мученичество 42-х аморийцев, говоря о назначении Каллиста начальником отряда, «любезных имп. Феофилу эфиопов», с неудовольствием отмечает привязанность этого царя к чужеземным войскам, «которых он набирал от всех языков», за которых даже насильственно выдавал дочерей граждан (τν πολιτν), и которых селил в соседстве с городами, «ниспровергая честь ромэев и ввергая в опасность христиан» 1350 . Особенно важны указания агиографии на принудительную вербовку населения в войска. Столь обычная в IV веке 1351 , эта вербовка снова появляется в VIII–IX столетиях, во время напряжённой борьбы с Исламом 1352 . Синаксар повествует, что пр. Пётр, уроженец Галатии, был, за свою видную наружность и силу, завербован при Феофиле в войско экскувиторов, из которого он потом бежал, чтобы поступить в монастырь 1353 . Житие пр. Иоанникия В., аналогичным образом сообщает, что этот рослый и сильный юноша-крестьянин был завербован в «восемнадцатую банду тагм экскувиторов», и совершил многочисленные подвиги во время войн Льва IV с болгарами 1354 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Определили: Один экземпляр «Циркуляра по духовно-учебному ведомству» за 25 передать в фундаментальную академическую библиотеку, другой хранить при делах Совета Академии. V. Заявление экстраординарного профессора Академии по кафедре греческого языка С. И. Соболевского: «Покорнейше прошу Совет Академии ходатайствовать пред Императорской Академией Наук о бесплатной высылке в библиотеку нашей Академии книги: «Записки Императорской Академии Наук. По Историко-филологическому отделению том VII, 2. Сказания о 42 Аморийских мучениках и церковная служба им. Издали В. Васильевский и П. Никитин. СПБ. 1905 г.». Книга эта нужна мне для занятий со студентами по греческому языку и потому прошу ходатайствовать о высылке её в количестве 30 экземпляров. Определили: Просить Императорскую Академию Наук о бесплатной высылке в фундаментальную академическую библиотеку указанной профессором С. И. Соболевским книги, в количестве 30 экземпляров. —419— VI. Отношения: а) Психо-Неврологического Института, от 17 сентября за 1221, с просьбою о высылке в библиотеку Института печатаемых Академией изданий в обмен на издания, публикуемые Институтом. б) Совета Высших Женских Курсов в Тифлисе, от 27 сентября за 512, с просьбою о высылке на Курсы по одному экземпляру всех научных диссертаций, представляемых для защиты. в) Правления Высших Женских Курсов в г. Киеве, с просьбою пожертвовать для библиотеки Курсов появившиеся до сих пор, а равно имеющие выходить издания Академии. Определили: 1) Предложить г.г. профессорам и преподавателям Академии, – не пожелает ли кто из них пожертвовать свои печатные труды и издания в библиотеки вышепоименованных учебных заведений. – 2) Таковое же предложение обращать впредь и к авторам диссертаций, предоставляемых в Академию на соискание степени магистра и доктора. VII. Прошение профессорского стипендиата Академии выпуска текущего 1910 года Александра Горского: «Намереваясь посвятить свой стипендиатский год изучению истории русской литературы и соприкасающихся с нею предметов, и находя полезным для этой цели, согласно указанию руководителя моих занятий – и. д. доцента Н. Л. Туницкого, – прослушать курс университетских лекций, имею честь покорнейше просить Совет Московской духовной Академии исходатайствовать мне пред Ректором Императорского Московского Университета право бесплатного посещения лекций в текущем году и пользования книгами университетской библиотеки без залога».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

149-150 150-151 151-152 АМВРОСИЙ (Серебренников Авраам Никитич; 1745-1792), архиеп. Екатеринославский и Херсонес-Таврический 152-153 153-154 АМВРОСИЙ (Юрасов Александр Игнатьевич; 1938 - 2020), архим., духовник Ивановского Введенского монастыря 154-155 155-156 156-157 157-158 158-160 160-161 161-162 АМЕРИКАНСКИЕ ШКОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОСТОКА орг-ция, объединяющая более 100 ун-тов, колледжей, музеев США и Канады, участвующих в изучении истории Ближ. Востока, возникла в 1900 г 162-163 163-164 164-165 165-166 166-168 168-169 169-170 170-171 171-172 АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) 172-173 173-174 АММОНИЙ ДОЛГИЙ [Безухий], (2-я пол. IV в. - ок . 403), один из егип. братьев-отшельников , прп. (пам. 10 янв.) 174-175 АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) 175-176 176-177 АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших) 177-178 АМОРАИ в иудаизме - мудрецы, работавшие над составлением Гемары, входящей в Иерусалимский и Вавилонский Талмуды, а также Тосефту 178-179 АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ († 845) (пам. 6 марта), 42 византийских военачальника, попавшие в плен после взятия арабским халифом аль-Мутасимом (838) г. Аморий 179-181 181-182 АМОРТИЗАЦИЯ характеризует степень уменьшения ценности церковного имущества, а также ограничение возможности нецелевого использования того или иного предмета, его обращения в гражданском обороте 182-183 183-187 АМОС Иванов († 1919), прот., сщмч. (пам. 15 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди

http://pravenc.ru/vol/ii.html

Леонтий (кон. VIII – нач. IXbb.). Житие Стефана Савваита (ум. в кон. 790-х гг.) Стефан Савваит (кон. VIII в.) Сказание о мученичестве святых отцов – савва- итов (убиты в 796/797 г.) IX век Стефан Дамасский (начало IX в.). Житие Романа новомученика (731–780) Аноним (начало IXb.). Житие Анфусы из Мантинея (Вифиния) (750–770-е гг.) Аноним из Амастрии (начало IXb.). Житие Иоанна Готского (ум. 791) Стефан Диакон (816 г.). Житие Стефана Нового (ум. 765–767) Аноним (начало IXb.). Чудеса муч. Ферапонта Кипрского (790–806) Никита из Амния (821/822 г.). Житие Филарета Милостивого (ок. 702–792) ЕпифанийМонах (кон. VIII – первая треть IXbb.). Деяния и хождения апостола Андрея Феодор Студит (первая четверть IXb.). Похвала Арсению Великому (354–412) Феодор Студит (между 815–825 гг.). Похвала Платону, игумену Саккудийского монастыря (Вифиния) (ум. 814) Аноном (первая пол. IXb.). Армянское житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Аноним (первая пол. IX в.). Синаксарное житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Феостирикт (вторая четверть IXb.). Житие Никифора Мидикийского (ум. ок. 813 или 824 г.) Мефодий, Патриарх Константинопольский (843–847). Житие Феофана Исповедника (ок. 752–818) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Тарасия, Патриарха Константинопольского (784–806) Игнатий Диакон (?) (IX в.). Житие Георгия Амастридского (ум. 807) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Никифора, Патриарха Константинопольского (806–815, ум.829) Аноним (после 842 г.). Житие Иоанна Психаита (ум. ок. 820–829) Аноним (ок. середины IXb.). Житие Филарета (ум. 831 г. в Палермо) Михаил Монах (вторая пол. IX в., скорее, после 868 г.). Житие Феодора Студита (759–826) Аноним (850-е гг.). Мученичество Сорока двух Аморийских мучеников (о 838845 гг.) Савва (ок. середины IXb.). Житие Макария Пелекитского (780–842) Аноним (середина IX в.). Житие Мефодия, Патриарха Константинопольского (843–847) Аноним (850-е гг.). Житие Михаила Синкелла (761–845/846) Петр и Савва (середина – вторая пол. IX в.). Житие Иоанникия Великого (ок. 754–846)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29 Матфей (Властарь) , иеромонах. Алфавитная синтагма . М., 1996. С. 428. 30 Никодим (Милаш) , епископ Правила Православной Церкви с толкованиями . М., 1996. Т. 2. С. 386. 31 Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Гл. 66: Наставление богомольцам //. 32 Собрание писем святителя Феофана. М., 1899. Вып. 8. C. 95. 33 Цит. по: Государственное учение Филарета, митрополита Московского //Православная жизнь. 1997. 9–10. 34 Иоанн Восторгов , протоиерей. По поводу войны с язычниками//Полн. собр. соч. СПб., 1995. Т. 2, С. 422. 35 Цит. по: Георгий Ястремский, священник Воинское звание по творениям вселенских отцов Церкви//Вестник военного и морского духовенства. 1914. 20. С. 710. 36 Исидор Пелусиот,  преподобный. Письма. Кн. 1. Письмо 390 . 37 Таубе М.А.  Христианство и международный мир. М.. 1905. С.48. 38 Цит. по:  Беда Досточтимый . Житие блаженного Феликса//История через личность: Историческая биография сегодня. М., 2005. 39 Там же. 40 См.:  Матфей (Властарь) , иеромонах. Алфавитная синтагма. М., 1996. 41 Максимов Ю.В . Подвиг 42 мучеников Аморийских в контексте православной полемики с исламом. 42 Цит. по:  Макарий (Булгаков) ,  митрополит. История Русской Церкви. М., 1995. Кн. 2. 43 Иннокентий (Борисов) ,  архиепископ .  Сочинения. Т. 3: Слова и речи. СПб., 1908. С. 407. 44 Цит. по: Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М., 1961. 45 Новые грозные слова отца Иоанна Кронштадтскаго . Ч. 2. Слово IX. 46 Иоанн Кронштадтский , святой. Золотые слова. 47 Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского, 32. 48 Тихон Задонский ,  святитель .  Творения. М., 1875. Т. 3. С. 345. 49 Таубе М.А.  Христианство и международный мир. С. 43. 50 Григорий Богослов ,  святитель .  Творения. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Т. 2. С. 549. 51 Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Письма к монашествующим, 78 52 Собрание писем святителя Феофана. М., 1899. Вып. 5. С. 118. 53 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. СПб., 1887. Доп. т. С. 9.

http://azbyka.ru/svyatye-otcy-cerkvi-o-v...

В истории Церкви имели место нарушения этого правила. Всем известно, что преподобный Сергий Радонежский по просьбе князя Димитрия Донского благословил двух своих монахов, в прошлом воинов Пересвета и Ослябю, участвовать в Куликовской битве. Подобным образом и преподобный Афанасий Афонский по просьбе императрицы Зои благословил своего постриженика полководца Торникия вернуться на краткое время к ратному делу ради спасения страны от нашествия арабов. В более позднюю эпоху известны массовые случаи участия греческого священства в вооруженной борьбе с турками во время освободительных восстаний; в память об этом на Крите даже установлен своеобразный памятник, изображающий священника с ружьем в руках. Еще более активно участвовали в кровавой борьбе с турками черногорские священники и даже сами митрополиты. Однако это все же были исключения, вызванные особыми обстоятельствами времени. В мирное время переход священника или монаха на воинскую службу однозначно считался грехом. Характерен пример из «Страдания 42 мучеников Аморийских» (IX в.). Когда этих византийских офицеров мусульмане, пленившие их, вели на казнь, и они достигли реки Евфрата, мусульманин-судья подозвал одного из них, святого Кратера, и сказал ему: «Ты был некогда клириком, принадлежа к чину так называемых иереев, но, отвергнув такую степень, взялся потом за копье и оружие, убивал людей; что ж ты притворяешься христианином, отрекшись от Христа? Не следует ли тебе лучше обратиться к учению пророка Мухаммеда и у него искать помощи и спасения, когда ты уже не имеешь никакой надежды на дерзновение перед Христом, от которого добровольно отрекся?» На это святой Кратер ответил, что именно поэтому он тем более обязан пролить кровь за Христа, дабы обрести искупление своих прегрешений 41 . Как видим, сам мученик не оправдывал своего поступка, но воспринимал его как грех. Достойно упоминания также то, что митрополит Киевский Георгий в сочинении «Стязание с латиною» среди заблуждений римо-католиков упоминает о том, что они позволяют «ходить на войну епископам и священникам и свои руки кровью осквернять, чего Христос не повелел» 42 . Принципы, которые должен соблюдать православный воин

http://azbyka.ru/svyatye-otcy-cerkvi-o-v...

Сульпикий Север рассказывает о Мартине турском, что он воспротивился чествованию могилы какого-то предполагаемого мученика, оказавшейся в действительности могилой разбойника. Интересное указание содержится еще в послании Григория Двоеслова (IV, 30). Автор рассказывает, что однажды на кладбище было поймано несколько греков, по-видимому, гробокопателей, которые разрывали старые могилы, вынимали кости погребенных и отсылали в Константинополь, выдавая за останки святых. Церковь всегда принимала меры против таких злоупотреблений. Протест против них и выразился в деятельности иконоборческого собора 754 года. 137 Так иконоборцы усматривали (привели в ορος’е) свидетельство против икон в следующем стихотворении Григория Богослова : ϒβρις πστιν εχειν εν χρμασι, μ κραδσι· ε κεν εκπλυτ εοι· βενθος εμοιγε φλον. (Кощунство содержать веру не в сердцах, а в красках; краски легко было бы смыть; а для меня желательно глубокое настроение). 138 Hard. IV, 300 (Mansi, XII, 173D). На вопрос: «читаны ли были на этом лжесоборе подлинные книги?» Григорий неокесарийский и Феодосий аморийский отвечали: «нет, вот Бог ! там и не видывали книги, а нас обманывали карточками» (μ ο Θες εκε ββλος ουκ εφνη, λλ δι ψευδοπιττακων εξηπτων μς). – А как мало дипломатической точности было в этих «πιττκια», видно из того, что на соборе сделали с посланием св. Нила προς Ολυμπιδωρον επαρχον, Hard. IV, 185, 188 (Mansi, XIII, 36). Олимпиодор хотел в созидаемом им мученическом храме «поставить иконы и изобразить различные охотничьи и рыболовные сцены» (εκνας τε ναθεναι εν τ ερατε κα θρας ζων παντοας τους τοχους πλσαι). Но св. Нил, осудив это последнее «ребячество» (νηπιδες ν εη κα βρεφοπρεπες), советовал «изобразить в алтаре, на восточной стороне храма, один только крест, потому что чрез один спасительный крест спасается род человеческий, а стены храма по ту и другую его стороны рукою искусного живописца наполнить изображениями св. истории ветхого и нового завета» (το εν τ ερατε μεν κατ νατολς του θειοττου τεμνους ενα κα μνον τυπσαι σταυρν δι ενος γρ σωτηριδους σταυρου το τν νθρπων διασζεται γνος.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010