811 Крупнейший портовый центр Пафлагонии. Если учесть, что как раз около 837 г. готовилось выделение этой южночерноморской области в самостоятельную фему, пребывание Феофоба в Синопе могло иметь свой смысл и быть связано с военно-административными преобразованиями, назревавшими на обоих берегах Понта. 813 Участникам мятежа. Вероятно, в него были вовлечены не только персы, но и некоторые пафлагонцы. Упомянутое ниже выселение мятежников из Синопы и главного города области – Амастриды косвенно подтверждает сказанное. Позже, незадолго до смерти Феофила, Амастрида станет местом, которое укроет в очередной раз попав- шего в опалу Феофоба со всеми его домочадцами и людьми, подвергнется осаде имперского флота и будет после этого сдана Феофобом, не желавшим проливать кровь правоверных христиан – амастрийцев и ромейских воинов (см.: Продолжатель Феофана. Жизнеописания... – С. 61, III. 38). 815 Варрен Тредголд полагает, что здесь идет речь о военной реформе Феофила, связанной с расселением 30 тыс. хуррамитов, персов-повстанцев против халифата, которые ранее перешли на сторону василевса, были крещены и взяты на регулярную имперскую службу. Он относит это событие ко времени после завершения восстания персов, к осени-зиме 839 г., когда в каждую из 15 фем, в том числе и в крымские Херсон и климата, было отправлено по двухтысячному отряду хуррамитов. (Treadgold W. The Byzantine Revival 780–842. – Stanford, 1988. – P. 282–283, 312–319, 448, n.432; Tread-gold W. Byzantium and its Army 284–1081. – Stanford, 1955. – P. 118). Однако, как уже было замечено выше, существование фемы в Таврике в это время маловероятно. Кроме того, рассказ о персидском мятеже и последующем рассредоточении хуррамитов следует сразу после повествования об окончании успешной летней византийской во- енной компании 837 г. против арабов, но до событий следующего лета, начавшихся подготовкой халифом Мутасимом похода-реванша и завершившихся в августе падением ромейского Амория (см.: Васильев A. А. Византия и арабы. – СПб., 1900. – С. 119–128; Васильевский В., Никитин П. Сказания о 42 аморийских мучениках и церковная служба им//Записки имп. АН. – 1905. – Серия VIII. Историко-филол. отд. – Т. 7. – Вып. 2. – С. 1–78,114–278). Значит, они могли произойти и на два года раньше расчетов В. Тредголда, осенью-зимой 837 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Греческое издание (перевод со второго американского издания; переводчик – Д. Сварамис): Istoria thV BuzantinhV AutokratoriaV. Aqhnai, 1954–1955. Три тома. Русское издание (в основе – перевод со второго американского издания с использованием исходных русских версий; переводчик и редактор – А. Г. Грушевой): История Византийской империи. 324–1453, т. 1–2. СПб., 1998. 10. Готы в Крыму. В кн.: Известия Российской Академии Истории материальной культуры, т. 1, 1921, с. 247__344– т V 127, с. 179–282. Американское издание: The Goths in the Crimea. Cambridge, Maas., 1936. (Monographs of the Medieval Academy of America, II.) 11. The Russian Attack on Constantinople in 860. Cambridge, Maas., 1946 (Publications of the Medieval Academy of America, 46). 12. Justin the First. An Introduction to the Epoch of Justinian the Great. Cambridge, Mass., 1950. (Dumbarton Oaks Studies, 1.) б) Публикации 1. Греческий текст жития сорока двух аморийских мучеников по рукописи Парижской Национальной библиотеки, N 1534. – Записки Имп. Академии наук, сер. 8, т. Ill, 1898, N 3. 2. Kitab al- Unwan. Histoire Universelle, ecrite par Agapius (Mahboub) de Menbidj, editee e-t traduite en francais. – Patrologia Orientalis , vol. V, 1910, pp. 557–692; vol. VII, 1911, pp. 457–591; vol. Vlll, 1912, pp. 397–550; vol. XI, 1915, pp. 5–144. 3. Histoire de Yahya-ibn-Sa id d " Antioche, continuateur de Sa id-ibn-Bitriq, editee et traduite en francais par 1. Kratschkovsky et A. A. Vasiliev. – Patrologia Orientalis , vol. XVIII, 1924, pp. 699– 833; vol. ХХШ, 1932, pp. 345–520. в) Статьи 1. Вопрос о славянском происхождении Юстиниана. Bryce. «Life of Justinian by Theophylus». – Византийский временник, т. 1, 1894, с. 469–492. 2. О греческих церковных песнопениях. – Византийский временник, т. III, 1896, с. 582–633. 3. Одиннадцатый Интернациональный конгресс ориенталистов в Париже. – Византийский временник, т. IV, 1897, с. 759–762. 4. Недавно открытая палестинская мозаика. – Византийский временник, т. IV, 1897, с. 763. 5. Двенадцатый Интернациональный конгресс ориенталистов. – Византийский временник, т. V, 1898, с. 356.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Время от времени в житиях святых воспроизводятся споры между христианами и мусульманами, и в этих случаях в них используется полемическая литература, о которой говорилось выше: в рассказе Эводия о страдании сорока двух мучеников аморийских проблема предопределения упоминается как основное различие между двумя религиями 68 . Среди подобных документов богатейшим по содержанию и наиболее оригинальным является рассказ об имевшей место ок. 850 г. дискуссии, в которую оказался вовлечен Константин — посланник императора в Самарре и будущий апостол славян. Этот рассказ был сохранен в славянском житии Константина. Позиция Константина “Философа” — всецело апологетическая: он защищает христиан от обвинения, упомянутого выше, — что они являются “раскалыва­телями Бога” 69 , он цитирует Коран (сура XIX, 17) в поддержку христианской доктрины рождения от Девы и так же, как Абу-Курра, опровергает утверждение мусульман, что разделение христианства на различные ереси и секты — доказательство его непоследовательности 70 . Он выдвигает встречное обвинение мусульман в недостаточной моральной строгости, что являлось обычным христианским возражением на претензию ислама быть Богооткровенной религией. В заключение он выражает классическое византийское мнение, что “империя Ромеев” — единственная, благословленная Богом. Он находит даже библейское основание для этого взгляда: дав Своим ученикам заповедь платить положенное императору и заплатив налог за Себя и остальных (Мф 17:24–27; 22:19–21), Иисус имел в виду только Римскую империю, а не любое государство; поэтому христиане не обязаны признавать власть халифа. Арабам нечем гордиться даже в области искусств и наук, ибо они всего лишь ученики римлян. “Все искусства пришли от нас” ( отъ насъ соуть вьса хоудожьствиа ишьла), заключает Константин 71 . О. Дворник, конечно, прав, когда видит в этом отношении Константина типичный византийский подход ко всем “варва­рам”, латинянам или арабам — как это выражено в разных документах девятого века, принадлежащих Михаилу III, Василию I или самому патриарху Фотию 72 . Такого рода культурная и национальная гордость, конечно, не слишком содействовала взаимному пониманию между христианами и мусульманами.

http://pravmir.ru/vizantijskie-predstavl...

Легко видеть, что чтение NRI совершенно ясно, риторически сбалансированно и не вызывает текстологических затруднений, тогда как вариант, который дают все три рукописи VTh, стилистически неуклюж и невразумителен. Но самое главное, что этот пассаж точно в таком же виде, как в VTh, встречается по крайней мере в одной рукописи NRI, а именно в Parisinus Graecus 1181А, второй половины XIII в. 562 (f. 136). Эта рукопись имеет значительное количество чтений, общих с VTh, но отличающихся от текста Комбефиса 563 . Далее, неизданная интерполированная версия NRI, сохранившаяся в рукописи Vaticanus Graecus 1595 и восходящая самое позднее к началу XI в., дает промежуточный вариант цитированного фрагмента, совпадающий с Комбефисом во всем, кроме слова στρατηγν (вместо στρατηγν). Естественный вывод из этого состоит в том, что составитель Жития Феодоры пользовался уже испорченным текстом Повести о восстановлении иконопочитания, рукописное предание которой к тому времени успело разветвиться по меньшей мере на три семьи. Таким образом, Житие Феодоры, скорее всего, было скомпилировано не раньше середины X в., в следовательно, вопрос о заимствовании каких-то частей текста из него Георгием Амартолом просто не стоит. Еще один аргумент в пользу хронологического приоритета «Краткой хроники» по сравнению с Тн и NRI – это отсутствие у Георгия в его рассказе о взятии Амория арабами в 838 г. упоминания о 42 аморийских мучениках, которое есть в NRI, и соответственно, в VTh. Учитывая всем известную приверженность хрониста всевозможной церковной тематике, невозможно вообразить, чтобы он выбросил такую информацию, если бы она содержалась в его источнике. Аморийские мученики пострадали в 845 г., и сведения об их кончине должны были дойти в Византию с некоторым опозданием, хотя с каким именно, к сожалению, неизвестно. Теоретически Георгий мог умолчать о подвиге 42 мучеников из-за того, что они были приближенными Феофила, стало быть, формально иконоборцами, но такая крайняя непримиримость все равно мыслима лишь спустя достаточно краткое время после победы над ересью. Итак, хотя проблема хронологии «Краткой хроники» может быть решена окончательно только после тщательного исследования рукописной традиции как ее самой, так и NRI , е сть веские основания полагать, что Георгий писал между 8 45 и 866 г., а вероятнее всего, вскоре после 858 г., и это значит, что анализ его сочинения может дать очень важные результаты для выяснения идейной программы патриаршей «партии» при Мефодии и Фотии. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После поражения императора при Дазимоне в Аморий сконцентрировались войска нескольких фем Малой Азии, однако арабам удалось проникнуть в город благодаря предательству. Хотя падение Амория явилось для Византии настоящей военной катастрофой, слабеющий Халифат не смог воспользоваться ее последствиями. 223 Интерполированная версия Повести делает здесь вставку: «примерно четырнадцать тысяч». Как Продолжатель Феофана, так и арабские источники не подтверждают того, что такое множество пленников достигло Сирии. С другой стороны, последние говорят о том, как арабы обезглавили несколько тысяч пленных христиан на обратном пути, поскольку из-за недостатка воды не могли вести их дальше. 224 Военачальники византийской армии, попавшие в плен после взятия г. Амория. Они были доставлены в тогдашнюю столицу халифата Самарру и брошены в темницу, где содержались в очень тяжелых условиях в течение почти семи лет, стойко перенося все тяготы. Между тем, все предложения византийцев о выкупе или обмене отвергались. В ту же темницу был позже заточен и св. Каллист, которого захватили в плен и передали арабам павликиане. Преемник аль-Мутасима аль-Ватик (842–847) решил принудить пленников к переходу в ислам , но те решительно отказались, не поддавшись ни на какие соблазны. Мученики были казнены 6 марта 845 г. Кроме вышеназванного Каллиста Мелиссина, спафария и правителя области Колония, известны имена следующих Аморийских мучеников: патрикий Константин, нотарий Константин, Феофил, Васой, особо отличившийся в прениях с мусульманами, и евнух-протоспафарий Феодор Кратер. См. Сказания о 42 Аморийских мучениках и церковная служба им/изд. В. Г. Васильевский и П. В. Никитин//Записки Имп. Академии наук по историко-филологическому отделению, т. VII, ч. 2. СПб, 1905. 225 Весь этот пассаж заимствован из хроники Георгия Амартола, где в целях риторической аккумуляции допущен очевидный анахронизм. На самом деле Крит был скорее всего захвачен арабами около 827–828 г. (хотя Генесий (р. 32,81–33,27) и Продолжатель Феофана (р.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Канон 42 мученикам Аморийским Игнатия Кроме канона, написанного преподобным Иосифом, есть ещё иной канон Аморийским мученикам, написанный песнописцем Игнатием. Если первый ныне употребляется в греческих Церквах, то второй находится в богослужебном употреблении у славянских Поместных Церквей. В каноне говорится, что мученики своим подвигом “разру­ши­ли варварского безбожия мрачное злочестие” (III, 2), “иссу­ши­ли мутные потоки прелести” и “благочестно отринули скверну нечестия” (VI, 2,3). В икосе мученики ублажаются как те, которые “от всей души возненавидели и возгнушались агарянской безбожной веры и прелести лютого беса”, а о мусульманах говорится как о врагах, ненавидящих Христа-Бога. “Исмаил пребезумный, отвергнувший богомудрые учения Христовы, был посрамлён” (VII, 4). В стихирах говорится, что мученики “светлостию страдания просветили всю землю и разрушили тьму заблуждения”. Халиф именуется “зверем злоименитым”. В стихирах на стиховне мучеников просят: “молитвами вашими сокрушите свирепство безбожных агарян и от всякого обстояния избавьте людей благочестно думающих”. Стихиры надписаны в Минее как “тво­рение Сикеота”, но это не может принадлежать известному песнописцу преподобному Феодору Сикеоту (†613). Оба канона и стихиры выражают убеждение в том, что мученики, духовно победив мусульман, теперь, будучи с Богом, имеют особую власть помогать христианам в вынужденном противоборстве с исламом. Канон преподобномученикам, во обители святого Саввы убиенным (20 марта) Написанная преподобным Стефаном Савваитом служба в память “Преподобных отец наших, во обители святаго Саввы убиенных” посвящена трагическим событиям 796 г. В VIII веке арабы-разбойники дважды безуспешно пытались разграбить Лавру святого Саввы Освященного. В третий раз им это удалось. 13 марта они ворвались в монастырь и потребовали отдать им все ценности. Получив от монахов ответ, что в монастыре нет ничего, кроме запасов пищи и ветхой одежды, сарацины подожгли кельи и стали стрелять в насельников из луков. Тринадцать человек было убито. В это время вдали показалось множество людей, и мусульмане, испугавшись, что это войска, убежали. Неделю спустя они снова напали на Лавру и стали истреблять иноков. Оставшиеся в живых были согнаны в церковь, чтобы под пыткой узнать от них, где спрятаны сокровища. Нескольким монахам всё-таки удалось скрыться вне обители, в пещере, но это заметил находившийся на горе страж и приказал всем выйти. Внутри пещеры преподобный Патрикий шёпотом сказал остальным: “Не бойтесь, я один за вас выйду и умру, вы же сидите и молчите”. Сарацин спросил, есть ли ещё кто-нибудь в пещере, и Преподобный ответил, что он был один. Его отвели в Лаврскую церковь, где убили вместе с ещё семнадцатью монахами.

http://pravmir.ru/otnoshenie-k-islamu-v-...

6-е Св. 42 мучеников Аморийских: Феодора, Кратера, Константина и других Это были Греческие воины, взятые в плен магометанами в городе Амории, во Фригии, в 838 году. По взятии города все жители и рядовые воины были избиты, а генералы и офицеры отосланы в Багдад, где их целых семь лет заставляли принять магометанство, томили заключением, голодом и бичеванием. Наконец все они были обезглавлены и брошены в реку Ефрат, в 845 году. Празднование Ченстоховской иконе Богоматери По сказанию предания эта икона написана Евангелистом Лукой в Иерусалиме. В Константинополь она принесена царицей Еленой, когда она ходила в Иерусалим для поклонения св. местам и обрела крест Христов в 326 году 6 марта. Из Константинополя в Россию эта святая икона принесена Русским великим князем – основателем Львова (Лемберга) Львом, который с великой честью препроводил её в своё отечество и поставил в Бельзском замке под ведением православного духовенства. Здесь она просияла многими чудотворениями. Впоследствии по покорении юго-западной России оружию Польскому, сия чудотворная икона досталась тогдашнему правителю Царства Польского Владиславу, князю Опольскому. Татары, вторгнувшись в пределы России, осадили замок Белз. Владислав приказал вынести сию святыню из церкви и поставить на городской стене. Татары, стрелявшие в замок, попали стрелой и в чудотворный образ. Из язвины стекла кровь и видна на иконе доселе. В то же время спустилась на них некая вредоносная мгла, от которой татары начали умирать в чрезвычайном множестве. Это побудило их оставить осаду замка и удалиться в свои области. По отшествии татар, Владислав в сонном видении услышал глас, повелевавший ему перенести чудотворный образ из замка на Ясную гору Ченстоховскую. На Ясной горе (называющейся иначе горой свидения), получившей такое название от чудес Богоматери, соорудив монастырь, Владислав в 1352 году перенёс в него сию чудотворную икону, отдав её на хранение западным монахам ордена Паулинского. Через несколько лет обитель сия испытала нападение гусситов, которые, лишив её всех сокровищ, хотели похитить и сей образ Богоматери. Он был уже вынесен из церкви и поставлен в приготовленный для него возок; но невидимая сила удерживала лошадей, так что они не могли тронуться с места. Это обстоятельство привело гусситов в ярость, и один из них, схватив образ Богоматери, в бешенстве бросил его на землю, другой ударил мечом в лицо. Но дерзкие в то же время испытали на себе кару Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

мученикам, пострадавшим в Никомидии, 28 дек.; 153 на предпразднство Богоявления, 2 янв.; 154 свт. Сильвестру, папе Римскому, 2 янв.; 155 на предпразднство Богоявления, 3 янв.; 156 на предпразднство Богоявления, 4 янв.; 157 на Собор 70 апостолов, 4 янв.; 158 на предпразднство Богоявления, 5 янв.; 159 прп. Домнике, 8 янв.; 160 мученикам Ермиле и Стратонику, 13 янв.; 161 преподобномученикам Синайским и Раифским, 14 янв.; 162 прп. Иоанну Кущнику, 15 янв.; 163 на поклонение честным веригам ап. Петра, 16 янв.; 164 мч. Неофиту, 21 янв.; 165 мч. Агафангелу, 23 янв.; 166 праведным Симеону Богоприимцу и Анне пророчице, 3 янв.; 167 прп. Вуколу, еп. Смирнскому, 6 февр.; 168 прп. Парфению, еп. Лампсакийскому, 7 февр.; 169 сщмч. Власию, еп. Севастийскому, 11 февр.; 170 апостолам от 70 Архиппу и Филимону, 19 февр.; 171 прп. Льву, еп. Катанскому, 20 февр.; 172 свт. Порфирию, архиеп. Газскому, 26 февр.; 173 прп. Кассиану Римлянину, 29 февр.; 174 сщмч. Феодоту, еп. Киринейскому, 2 марта; 175 мч. Исихию, 2 марта; 176 прп. Герасиму Иорданскому, 4 марта; 177 Аморийским мученикам, 6 марта; 178 Херсонесским священномученикам Василию, Ефрему, Капитону и др., 7 марта; 179 мч. Кодрату, 10 марта; 180 прп. Венедикту, 14 марта; 181 мч. Агапию, 15 марта; 182 прп. Алексию, человеку Божию, 17 марта; 183 мч. Хрисанфу и мц. Дарии, 19 марта; 184 сщмч. Василию Анкирскому, 22 марта; 185 прмч. Никону, 23 марта; 186 на Собор арх. Гавриила, 26 марта; 187 прп. Илариону Новому, 28 марта; 188 прп. Стефану чудотворцу, 28 марта; 189 сщмч. Марку, еп. Арефуссийскому, 29 марта; 190 мученикам Ионе и Варахисию, 29 марта; 191 сщмч. Ипатию Гангрскому, 31 марта; 192 мученикам Клавдию, Диодору и др., 5 апр.; 193 мч. Каллиопию, 7 апр.; 194 апостолам Иродиону, Агаву и др., 8 апр.; 195 мч. Евпсихию, 9 апр.; 196 мученикам Терентию, Помпию и др., 10 апр.; 197 сщмч. Антипе, еп. Пергамскому, 11 апр.; 198 свт. Мартину, папе Римскому, 14 апр.; 199 мч. Крискенту, 15 апр.; 200 мученицам Агапии, Ирине и Хионии, 16 апр.; 201 сщмч. Симеону, еп.

http://pravenc.ru/text/673697.html

Здесь проводится мысль, общая для византийцев начиная с преподобного Анастасия Синаита и преподобного Феофана Исповедника, о том, что нападения и военные успехи мусульман попущены Богом за грехи христиан. Несмотря на это, христиане надеются на заступничество святых, способных своею молитвою остановить несчастье 4 . Протоирей Владимир Рыбаков предполагает, что, возможно, бежавшие с Крита жители, поселившиеся в Константинополе, могли быть заказчиками написания этих двух канонов 5 . Как и преподобный Симеон Метафраст, преподобный Иосиф Песнописец называет здесь арабов язычниками, хотя за десятилетнее вынужденное общение с ними он, конечно же, знал, что они верят в одного Бога. Объясняется это в свете византийской полемики с исламом, если вспомнить, с одной стороны, как говорил святитель Симеон Фессалоникийский о том, что мусульманское представление о Боге нельзя назвать подлинным богопознанием и, соответственно, оно не отличается принципиально от доисламской веры арабов, а с другой стороны, как указывал Георгий Амартол, что в исламе осталось немало пережитков и наследия арабского язычества. Тема ислама затронута преподобным Иосифом и в каноне, написанном в честь 42 мучеников Аморийских (6 марта). Халиф Мутасим захватил византийский город Аморий в 838 г., тогда же были взяты в плен 42 знатных военачальника, которые после семилетнего заточения и отказа принять ислам были казнены 6 марта 845 г. Мученики прославляются как “звёзды сияющие, души верных просвещающие и тьму заблуждения рассеивающие” (I, 1), а также “как нежные цветы на луге мистическом благоухания исполненные, зловонное заблуждение отгоняющие” (VI, 3). “Тьмой заблуждения” называется исламское учение, это один из традиционных эпитетов для него в византийской полемической литературе. Как духовно победившие ислам, мученики почитаются небесными заступниками православных христиан в их противостоянии с мусульманами. Засвидетельствовав смертью верность Христу мученики духовно победили врагов: “подражая божественным трём отрокам, пленённым некогда в Вавилоне, как пленённые ненавистными агарянами вы, победные мученики, пленили врага, по­вергнув его в великое замешательство” (VII, 2). Вероятно, имеется в виду удивление мусульман тем фактом, что мученики принятию ислама предпочли христианство и смерть. Возможно также, что под врагом здесь имеется в виду сатана, пытавшийся через мусульман соблазнить мучеников.

http://pravmir.ru/otnoshenie-k-islamu-v-...

Кроме того, в IV в. и в последующие столетия М. становились христиане, жившие вне пределов Римской империи (Византии; не считая кратковременного гонения при имп. Юлиане Отступнике ), напр., в Персии при Шапуре II (310-379) и его преемниках (см. ст. Гонения на христиан в доисламском Иране ). Наибольшую известность среди М., пострадавших в Персии, получил Иаков Персянин , принявший мученическую кончину при Вахраме V (420-438). К лику М. причислена Голиндуха († 591), претерпевшая множество страданий за веру при персид. правителе Хосрове I и его преемнике, однако скончавшаяся естественной смертью. Бывший персид. маг Анастасий Персиянин († 628) уверовал во Христа после перенесения Креста Господня в Персию из Иерусалима, захваченного Хосровом II. В Иерусалиме Анастасий принял монашество, а затем претерпел мученичество за отказ вернуться к зороастризму. Большой резонанс в христ. мире имело массовое мученичество христиан в Юж. Аравии в 523 г. , пострадавших от местного царя-иудея (см. статьи Арефа и Награнские мученики ). В IX в. за проповедь христианства в языческой Болгарии пострадали митр. Мануил, Георгий, Петр, Леонтий, Сионий, Гавриил, Иоанн, Леонт, Парод и другие 377 мучеников . Следующий период связан с распространением мусульманства. Мученическую смерть принимали христиане, обратившиеся из ислама (напр., Антоний-Равах, Вакх Новый ), даже если их предшествующий переход в эту религию не был сознательным (напр., Илия , мч. Дамасский). Нередко М. становились христиане, попадавшие в плен к иноверцам в ходе военных действий и т. о. оказавшиеся перед необходимостью исповедовать свою веру, напр. Газские мученики († 637 или 638), Иерусалимские мученики (ок. 724-725) и Аморийские мученики († 845), пострадавшие от арабов, и мученики, пострадавшие от болгар († 811). В греч. традиции христиане, убитые мусульманами в эпоху османского владычества, обычно именуются новомучениками . Прмч. Евстратий Киево-Печерский. Гравюра Леонтия Тарасевича. К., дек., 1702. Л. 221 (РГБ) Прмч. Евстратий Киево-Печерский.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010