Пустынножительство в горе Нитрийской Тогда как Антоний, собрав среди Египта, на берегу Нила, сонмы иноков, сам удалился на восток к пустынным берегам Чермного моря, а Пахомий основал общежитие Тавенское в верхнем Египте, на западном краю среднего Египта, начиная с горы Нитрийской до отдаленных пустынь Скита, учреждался новый приют для пустыннолюбивых иноков. Почти в одно время Аммон стал собирать иноков в горе Нитрийской, основывать пустыню Келлий, а Макарий Египетский привлекать ревнующих о высшей жизни в пустыню Скита. Гора, или пустыня Нитрийская, которую блаженный Иероним называет градом Божиим 1 , по святости пустынножителей, обитавших в ней, была обширная пустыня 2 , на юг от озера Мареотского, граничившая к востоку с пустынею Скитскою, с другой стороны с Ливиею и землею мазиков, и простиралась до Ефиопии. Она получила название от соседней горы, где в озерах было большое количество селитры (нитра). Это подало повод Иерониму и Руфину сказать, что там грехи людей часто омывались селитрою добродетелей 3 . Еще во времена Филона на берегу Мареотского озера искали себе уединенного убежища Иудеи. Сократ 4 и Палладий 5 говорят, что еще до прихода Аммона в гору Нитрийскую жили уже здесь подвижники. По некоторым сказаниям, еще во втором веке положено начало отшельнической жизни на горе Нитрийской 6 . Но писатель жизни Св. Пахомий говорит, что Аммон первый обитал в пустыне Нитрийской 7 . Руфин и Евагрий также называют Аммона основателем иноческой жизни в горе Нитрийской. Аммон был родом египтянин, сын благородных и богатых родителей 8 . На двадцать втором году от рождения он лишился отца и матери, будучи, по словам св. Афанасия, с малолетства посвящен Богу ревностью по благочестию. Но, не желая оскорбить родных, а особенно дядю, принуждавших его вступить в брак, он решился обвенчаться, положив твердое намерение хранить девство и после брака. Удалясь с молодою женою после брачного пира в особую комнату, он сказал молодой супруге своей: «Я хочу побеседовать с тобой, сестра моя! В браке нашем нет ничего особенно хорошего.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Не по одному только опытному познанию нравов своих иноков Феодор был в состоянии каждому из них в особенности давать столь справедливые применения из Писания, но более по сверхъестественному ведению, которое Бог сообщал ему о их душе 418 . Опыты этой духовной прозорливости открывались в предсказаниях о будущей судьбе Церкви. Один монах подошел к нему, как делали это другие, когда увидели, что Феодор вдруг замолчал, стал смотреть на небо и потом поднялся с своего места. Все братия поднялись также и образовали около него круг, понимая, что он должен дать им важные наставления. Тогда он сказал им: «Я знаю, что люди живущие по плоти не примут моих слов. Но поскольку Господь повелел мне сказать оные, то я буду говорить. Некоторые люди из нашего рода воздвигнут гонение на Церковь Божию. Оно будет иметь великий успех и подвергнет многих бедствиям. Когда гонение усилится, то неожиданно на царский престол вступит язычник, который будет стараться увлечь Христиан в заблуждение. Но Христос посрамит коварное намерение его. Мы должны усердно взывать к Богу, чтобы Он продлил милость Свою к Церквам, чтобы не погибли многие». Елурион, один из братьев, слышавших сие, пожелал знать, когда случится сие, и просил Аммона спросить у Феодора. Едва Аммон открыл уста, Феодор дал уже ему ответ, что сие исполнится скоро, что Бог, наконец, умилосердится над своею Церковью ; что сначала прекратится гонение язычников, потом прекратится гонение Ариан, и Аммон сам увидит исполнение сих предсказаний. Скоро это предсказание оправдалось изгнанием Св. Афанасия, господством Ариан, восшествием на престол Римский Иулиана, и потом смертью его, и вступлением на престол Иовиана, давшего мир Церкви. Сим предсказанием окончилась первая духовная беседа Феодора, которой свидетелем был Аммон. После беседы сотворили молитву, и Феодор, отпустив братию, отдал Аммона на руки Феодору Александрийскому. Святой Авва повелел ему поспешить наставить Аммона в Св. Писании, поскольку он недолго должен был оставаться в монастыре, но назначен служить Церкви в клире, как открыл сие ему Бог 419 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

106 Св. Аммон говорит здесь о даре «духовного различения» ( δχρσς, discretio); это понятие иногда переводится как «рассудительность». Обычно оно обозначает добродетель, являющуюся «существенным и важным моментом трезвения» или, частнее, внимания. По словам преп. Макария Египетского , «любителю добродетели должно позаботиться о рассудительности ( τς δαχρσεως), чтобы не обманываться в различении добра и зла»; «Из всех добродетелей самая большая есть рассудительность». По словам Аввы Пимена, «хранение, внимание к самому себе и рассуждение – вот три действия души» (Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. I, кн. 2. СПб., 1907. С. 585). 107 Ср. Рим. 8, 15 . Св. Григорий Двоеслов на сей счет замечает: Творец [всего] видимого и невидимого, Единородный Сын Отца, пришел для спасения рода человеческого (а Амжат generis reempfionem) и послал Святого Духа в сердца наши. Оживотворенные (oioicafi) Им, мы верой постигли то, что до сих пор не можем познать опытным путем (scire ejxpenmenfo). И в той мере, в какой мы «приняли Духа усыновления» ( Рим. 8, 15 ), мы уже не сомневаемся относительно того, что [мир] незримых тварей существует (de vita invisibilem). См.: Gregoire de Grand. Dialogues. T. III/Ed. раг A. de Vogue et P. Antin//Sources chre-tiennes. 265. Paris, 1980. P. 21. 108 Для обозначения такого видения св. Аммон использует термин νβλεψις (букв.: взгляд, устремленный горе). Примечательно, что преп. Макарий, ведя речь о духовном возрождении человека, связанном с «обновлением ума», также говорит о «здравии и видении мысли» ( γιτητα χα νβλεψν διανο ας). См.: Makarios Symeon. Reden und Briefen. Bd. II. S. 121. 109 Св. Аммон цитирует очень свободно, вероятно по памяти; мы переводим так, как он цитирует. Слова «широта» и т. д. «суть образное обозначение не широты и всесторонности познания, а вечности и неизмеримости предмета познаваемого», то есть «неизмеримым предметом христианского познания служит любовь Христова, явленная на кресте, а следовательно, и любовь Бога, пославшего Сына Своего для спасения мира» (Богдашевский Д. Послание святого апостола Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование. Киев, 1904. С. 479–481).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Его уважение к Епископам, коих почитал преемниками Апостолов и Святыми отцами в Иисусе Христе, показывает также его веру и смирение 416 . От Св. Пахомия также наследовал он глубокое уважение к Св. Афанасию и повторял своим монахам слова Пахомия, что Бог в их времена показал в Египте три чуда для утешения и пользы тех, кои находились в скорбях, – Св. Афанасия, как безтрепетного защитника веры И. Христовой, Св. Антония, как совершенный образец жизни отшельнической, – и общество Тавеннское, назначенное служить правилом для всех, кои захотят жить в иноческом общежитии. Как утвержден только был Аввою 417 , Феодор двоих из своих монахов, Феофила и Коприя, послал к Св. Афанасию, чтобы выразить свое уважение и послушание к нему. По возвращении оттуда они привели из Александрии юношу семнадцати лет по имени Аммона, который по обращении к вере, услышав в одной из бесед Афанасия похвалу иноческой жизни, решился посвятить себя этой жизни. Сначала он хотел отдаться под руководство одного монаха Фиваидского, бывшего тогда в Александрии, но один городской священник, с которым он советовался о своем намерении, сказал, что этот монах еретик, и лучше советовал ему вверить себя Феодору. Он воспользовался возвращением сих двух иноков, чтобы идти в Тавенну. Это тот самый Аммон, который был впоследствии Епископом и в письме к Феофилу Патриарху Александрийскому передал слышанное и виденное им о Св. Феодоре. Живым словом очевидца Аммон изображает пред нами и быт Тавеннских монахов и добродетели Св. Феодора. Он говорит, что когда дошел до Пабау, Св. Феодор встретил его в воротах монастыря, сделал ему несколько вопросов, одел его в иноческую одежду, ввел его в место, где братия были собраны в числе шестисот, и посадил его подле себя под финиковым деревом. Удивительный порядок господствовал в столь многочисленном собрании монахов. Братия один за другим вставали и подходили к Феодору, прося его пред всеми сказать, какие их недостатки. Феодор говорил им какое-либо место из Св. Писания, приличное состоянию каждого, и сии монахи возвращались на свои места со слезами на глазах и с сокрушением сердца. Некоторые так сильно были тронуты, что проливали обильные слезы и извлекали их у сидевших рядом с ними. Между теми, которые подходили к Святому, чтобы просить его сказать их недостатки, Аммон заметил одного, по имени Ориона Пателлолия, коему Святой сказал сии слова Апостола: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов, но объявил потом братиям, что сей монах весьма страшен для злых духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Братия, узнав о его жизни здесь, с любовью посещали его. И сам прп. Антоний часто посещал монастырь Писпер на берегу Нила, где оставил вместо себя начальником авву Макария. Великая брань была у прп. Антония с бесами. Иногда вся гора наполнялась демонами, и они устрашали безмолвника. Но он, призывая Христа Бога в помощь, прогонял их. Однажды на пути прп. Антония к Писперу кончилась вода, и братия и верблюды были при смерти от жары, тогда молитвой он извел источник воды. Многие приходили к прп. Антонию за наставлением; его посещали даже такие великие подвижники благочестия, как Макарий Великий , Макарий Александрийский , Пимен и Памво, Иларион, основатель иночества в Палестине, Аммон, скитский подвижник, Пафнутий. А прп. Пахомия Великого святой Антоний лично не видел и не знал, хотя общение между обителями происходило через братию и через послания к инокам тавенским. Серапион, начальник монастырей арсенойских, был другом Антония; посещал его и Аммон Нитрийский. Имея дар пророческий, преподобный духом видел двух иноков далеко в пустыне: один от жажды уже умер, а второй был при смерти. Тут же послал он братию с водой. И отпоили умиравшего – он ожил, а усопшего погребли. Раз, сидя на горе, Антоний видел душу Аммона, подвизавшегося в Нитрии, как Ангелы возносили ее на небо. Расстояние же от Антониевой горы до Нитрии было на тринадцать дней пути. Когда же посланные братья пришли через тридцать дней из Нитрии, то все уверились, что Аммон скончался в тот день и час, когда душу его видел Антоний. Много поучал преподобный братию борьбе с бесами и о восхождении душ на небо и о страшных мытарствах. Посещали угодника Божия языческие мудрецы, которые изумлялись великой и высокой мудростью пустынника, его беседами и глубокими суждениями и ответами. Велика была слава прп. Антония, и его повсюду называли Великим. Всех он учил истинному богопочитанию. Однажды, когда к нему привели много болящих, страждущих и одержанных бесами, то он, обращаясь к философам – языческим мудрецам и диалектикам, сказал: «Исцелите их! Может быть, они послушаются ваших умозаключений, вашего искусства и магии; и может быть, они убоятся призывания идолов ваших. Если не можете, то перестаньте спорить и зрите силу Креста Христова!» Сказав сие, преподобный три раза осенил страждущих знамением Святого Креста, и в ту же минуту они исцелились и стали славить Бога. А изумленные и устрашенные философы были поражены явлением великого дара чудотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

472 . Sauser E. Antonius Abbas (der Gro βe)//LCI 5. 205–217. 473 . Steidle B. Homo Dei Antonius. Zum Bild des «Mannes Gottes» im alten Mönchtum//Antonius Magnus Eremita, 356–1956 4 .460). Roma 1958. 148–200. 474 . Vogüé A.de. Histoire littéraire du mouvement monastique dans l’antiquité. 4 .71). 1. Le monachisme latin: De la mort d’Antoine à la fin du séjour de Jérôme à Rome, 356–385. P. 1991. 17–80. 475 . Wadid A. L’essentiel de la vie monastique d’après les Lettres de saint Antoine//Irénikon. 1997. 70: 3. 363–376. См. также 4 .270, публ. архим. Палладия. Иларион Газский BHL 3879; CPL 618; PL 23, 29–64 291–371, преп. Палестинский монах, часто посещавший преп. Антония Великого . Житие составлено бл. Иеронимом 476 . Blàzquez Redondo J. М. El diablo en la vida de los fundadores del monacato en el Bajo Imperio S. Antonio, S. Martin de Tours e Hilarión de Gaza//Estudios de historia medieval: Homenaje a Luis Suàrez/Ed Alvarez Palenzuela V. A. et al. Valladolid 1991. 51–65. (Historia у Sociedad. 18). 477 . Di Stefano G. Eremiten und Pilger zwischen Palästina und dem kaiserlichen Sizilien: der Fall des Heiligen Hilarion//Akten des XII. Internationalen Kongresses für christliche Archäologie, Bonn, 22.–28. September 1991/Ed. Dassmann E., Engemann J. Munster 1995. 1219–1221. (Studi di antichità cristiana. 52; Jahrbuch für Antike und Christentum. Ergänzungsband. 20:1). 478 . Noret J. La Vie grecque de saint Hilarion, source majeure d’un petit écrit pseudo-athanasien//SEJG 1978–1979. 23. 171–176. 479 . Speed D. The anonymous Middle English Life of Saint Hilarion//Parergon: Bulletin of the Australian and New Zealand Association for Medieval and Renaissance Studies. 1981. 29. 8–14. Аммон HG 2022; CPG 2380–2393 IV в. He представляется возможным выяснить достоверно, тождественен ли преп. Аммон – ученик аввы Антония Аммону – основателю пустынножительства в Нитрии и Келлиях. Несомненно, однако, что этот преподобный (или эти преподобные) – иное лицо, нежели св. Аммон-епископ (известный своим посланием к св. Феофилу Александрийскому), хотя в алфавитном собрании апофтегм изречения преп. Аммона и Аммона-епископа перемешаны. Полный список творений под именем преп. Аммона: CPG 2380–2393. Послания, атрибуируемые преп. Аммону

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Однажды преподобный Аммон 245 пошёл к великому Антонию и сбился с дороги; севши на камень, он несколько уснул; потом, пробудившись, начал молиться к Богу, да не допустит погибнуть созданию рук Своих. Тогда явилась из облаков рука, указующая ему путь, и шествовала над ним дотоле, пока святой Аммон не увидел пещеры Антониевой. Христиане! Вот что делает молитва , от чистого сердца воссылаемая к Богу в каком-либо несчастье! Но не забудьте, что преподобный Аммон шёл тогда к великому наставнику веры, благочестия и всех добродетелей. Видение о грешнике, принявшем твёрдое намерение жить непорочно Блаженный авва Павел Простой 246 , ученик великого Антония, пришёл в одну обитель посетить братию. После обыкновенных разговоров, все иноки пошли в церковь к вечернему славословию. Тогда святой Павел стал у дверей храма и примечал, кто с каким расположением духа входил в церковь Божью: ибо Господь даровал ему благодать видеть душу всякого человека, как другие видят лицо. Каждый инок проходил с весёлым взором, и каждого из них сопровождал Ангел, также радующийся. Между ними был только один мрачен и расстроен: дух соблазна, хватая его за руки, влёк от храма Господня, Ангел же Хранитель шёл за ним вдали, печальный и с поникшей головой. Преподобный Павел облился слезами и, ударяя себя в грудь, сел у порога церковного. Иноки, увидев столь внезапную перемену и опасаясь, не приметил ли человек Божий какого-либо греха за всеми, начали просить его, дабы открыл причину скорби и рыдания. Но Павел не отвечал им ни слова и, оставаясь в том же положении, беспрестанно обращал исполненные слёз очи на несчастного брата. Наконец, святая служба совершилась, иноки пошли из церкви, и преподобный Павел опять начал с великим вниманием смотреть на них. Что же он увидел? Тот, который прежде был так мрачен и расстроен, шёл с мирным и весёлым взором; Ангел Божий радостно вёл его за руку, а бесплотный соблазнитель, заходя со всех сторон, старался, но не смел приступить к нему. Тогда прозорливый старец воспрянул от радости и, благословляя Бога, воскликнул: «Сколь неизреченна благодать и любовь Господня к человеку!» Он стал посреди братии и сказал велегласно: «Приидите и видите дела Божьи; видите Того, “Иже хошет всем человеком спастися и в разум истины приити”.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Он не тратил времени попусту, а изучал татарский язык и знакомился с мусульманством. В этом явно видна рука Промысла Божия, готовившего великого просветителя Казанского края. Св. Варсонофий уже в сане архимандрита прибыл в Казань вместе со свт. Гурием. Там он устроил Спасо–Преображенский монастырь, занимался просвещением татар, исцелял телесные недуги новопросвещенных. В 1567 г. Московский митрополит свт. Филипп вызвал св. Варсонофия в Москву и рукоположил его во епископа Тверского. Через три года свт. Варсонофий был уволен на покой и переехал в Казанский Спасо–Преображенский монастырь, где скончался 11 апреля 1567 года и был погребен вместе со своим наставником. Обретение мощей свтт. Гурия и Варсонофия произошло в 1595 г. при строительстве нового храма в Спасо–Преображенском монастыре, основанном св. Варсонофием. Тела святых Гурия и Варсонофия оказались нетленными. Мощи первого Казанского святителя Гурия источали благовонное и целебное миро. Во время открытия мощей свтт. Казанских обретены нетленные тела святых иноков Ионы и Нектария, отца и сына, учеников святителя Гурия. Церковь прославляет Казанских чудотворцев как просветителей, молитвенников о новопросвещенных, вразумителей неверных, образов спасения, защитников от нахождения иноплеменных, умирителей междоусобной брани, наказателей клеветников, прогонителей лукавых духов и исцелителей немых, наставников монахов. Особо память всех Казанских святителей совершается: Гурия — 5/18 декабря, Варсонофия — 11/24 апреля и Германа — 6/19 ноября. Аммон Затворник, в Дальних Пещерах почивающий, преподобный Преподобный Аммон, затворник Печерский (XIII b.), именуется трудолюбивым. По благословению игумена, он странствовал во святую Афонскую гору и во Иерусалим, ревнуя житию святых великих отец. По возвращении своем оттуда так жил благочестиво и свято, что даже старцы брали его себе за образец в иноческой жизни. Святой Аммон любил нищету и заботился о приобретении нетленных богатств на небе; затворившись в пещере, своими подвигами он попрал все вражьи коварства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Мартирий илистрский, Фома дервийский, Афанасий паросифский, Фемистий иасский, Аффонит ираклийский, Филит амазонский, Апеллай кивиррский, Спудасий керамский, Архелай миндский, Фаниа арнасский, Промахий алиндский, Филипп пергамский, из Азии, Максим кумский, Дорофей миррский, Максим асский, Апор ипепский, Александр аркадиопольский, Евтихий феодосиопольский, Родон палеопольский, Евтропий эгейский, Афовий колонский, Несторий сионский, Ираклеон траллийский, Феодот нисский, Феодор анинитский, Тимофей вриульский, Феодосий маставрский, Евтихий эрифрийский, Евсевий клазоменский, Евфалий колофонский, Модест анейский, Феодосий приенский, Евсевий магнисийский, Саприкий пафский, из Кипра, Зинон кирийский (киренский, из Кипра), Ригин константийский, Евагрий сольский, Кесарий, областный епископ, Тривониан аспендский, из Памфилии, Нунехий селгийский, Солон кораллийский, Акакий когенский, Нисий кориврасский, Матидиан коракисийский, Нектарий синейский, Евтропий этенский, Тавриан лирвийский, Евсевий аспонский, из Галатии, Филумен киннский, Астрапит, Евсевий ираклийский, из Онориады, . Паралий андрапский, из Геллеспонта, Силуан кератапский, Гермоген ринокурурский, Евоптий птолемаидский, из Пентаполя, Евсевий пилусийский, Евлогий терепуфидский, Адельфий онуфейский, Павел флавонийский, Фиваммон коптский, Феопемпт кавасский, Макарий метилейский, Аделфий сасский, Македоний ксосский, Марин илиопольский, Митродор леонтский, Макарий антейский, Пависк аполлонийский, Петр оксиринхский, Стратигий афривидский, Афанасий паральский, Силуан коприфидский, Иоанн ифестский, Аристовул фмуйский, Феона сефритский, Лампон касийский, Кир ахейский, Поплий олвийский, Самуил дисфейский, Зиновий варкский, Зинон тивхирский, Даниил дарнейский, Сосипатр септимиакский Евсевий нилопольский, Ираклид ираклейский, Хрисаорий афродитский, Андрей эрмоиольский, Савин паносский, Авраам остракинский, иерак афнейский, Елип сельский, Александр клеопатридский, Исаак тавайский, Аммон вутский, Ираклид финейский, Исаак элеархийский, Ираклид тамиафидский, Феона психосский, Аммоний папефесский, Весула, диакон карфагенский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Говоря: «мы» – имею в виду небольшую полумонашескую-полумирскую общину Архимандрита Зинона (Теодора), который за два года до этого переехал в Псков из Печерского монастыря с целью создания в древнем Мирожском монастыре иконописной школы. Монахи: Петр, Павел, Иоанн – и полтора десятка «мирских человеков». Литератор и актриса, поэт и зубной врач, критик и домохозяйка, кузнец и учительница музыки, больше всего музейных работников. А сколько начинающих иконописцев, потянувшихся к отцу Зинону, только что отмеченному Государственной премией, со всех сторон и стран: из Германии и Сибири, из Белоруссии и Италии, из Пскова и Риги. Лето 96-го года. С какой любовью, с какой надеждой – какими трудами! – отец Зинон возрождал молитвенную жизнь в древнейшей русской обители. И мы вместе с ним. «Сколько раз говорить, – сердито «окал» он на просьбы называться нашим духовным отцом, – Отец у нас Один…» – и показывал глазами на невысокое псковское небо. Центром притяжения для всех была Божественная литургия. Помню, как, задыхаясь от счастья, на пятом десятке неслась через весь ночной Псков на велосипеде, чтобы поспеть к 5-часовой утрене. Первые лучи солнца в зарешеченных окнах Стефановской церкви. Отец Зинон подымает руки: «Слава Тебе, показавшему нам Свет!..» Не забыть ежедневную Литургию возрождающейся Стефановской церкви. Тонкий аромат афонского ладана, общинное знаменное пение… Центром притяжения для Архимандрита Зинона был и есть Иисус Христос. Сколько раз он переписывал по сырой штукатурке образ юного безбородого Спасителя, попирающего босой ногой роскошную главу змия. «Батюшка, замечательно, ну зачем Вы…» – «Нет, не то! Смыть…» А мы тем временем отскребали от цемента новенький пол, выложенный красивой темно-коричневой плиткой, подаренной восхищенными немцами. Потом варили пшенную кашу, потом вырубали кустарники в саду, потом ездили с тачкой за водой. Потом снова вечерня. Снова ночной велосипедный полет. И снова Божественная литургия… – Нет, – сказал отец Зинон. – Завтра католическое Успение. – Падре Романо просит дать послужить мессу. Уступим Божией Матери…

http://pravoslavie.ru/37115.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010