К названной житийной традиции тесно примыкает и «Послание епископа Аммона об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора» . Написано оно на греческом языке бывшим язычником, который в молодости принял святое крещение и, вдохновившись одной из проповедей св. Афанасия Великого, посвященной подвижничеству, отправился в пахомиевский монастырь Bay (или Певоу), где провел три года (в 50–х гг. IV в.), окормляясь у преп. Феодора Освященного. Позднее Аммон, по благословению этого аввы, стал нитрийским иноком, а впоследствии — и епископом (хотя какого города, остается неизвестным). В конце IV в. он, уже убеленный сединами старец, запечатлел свои юношеские впечатления от пребывания в пахомиевской обители по просьбе Феофила Александрийского в особом сочинении. Хотя оно и именуется «посланием», но, по сути дела, является (в плане жанра) чем–то средним между житием, похвалой («энкоми–ем») и «монашеской историей», сближаясь во многом с «Житием преподобного Антония» (с ним Аммон, скорее всего, был знаком) и «Лавсаиком». Как писатель, Аммон, будучи несомненно высокообразованным человеком, обладал и ярко выраженным литературным талантом  . Поэтому его сочинение можно признать одним из шедевров древнемонашеской письменности. Сам преп. Пахомий также оставил после себя литературное наследие  . В первую очередь следует назвать его «Послания»; сборник их (11 писем) был переведен на латинский язык в начале V в. блаж. Иеронимом, а в новое время открыты еще коптский оригинал этих посланий и перевод их на греческий язык (и тот, и другой сохранились в неполном виде) . Однако использование особой тайнописи в данных письмах , расшифровать которую в настоящее время не сумел ни один исследователь, очень затрудняет понимание их. Если исходить из доступной для понимания части этих сочинений, то они создают впечатление и пастырских увещаний, и чисто деловых писем, посвященных конкретным вопросам иноческого жития. Кроме того, от преп. Пахомия дошло еще два «Наставления» на коптском языке и несколько–фрагментов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

Это одно из “классических мест” в Новом Завете, которое в святоотеческой письменности часто приводится для обозначения сути духовной брани. Данные слова сказаны Апостолом “для того, чтобы мы научились, что не от плоти и крови исходят те пороки, которые мы рассматриваем, как вызываемые плотию, но подсказываются нам некоторыми духами непотребными”. — Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 17. С. 374. « Скверною плоти называет он (Феод[орит]) как плотские грехи, так и все “беззаконные дела” , телом совершаемые. Скверною же духа — греховные мысли, чувства и расположения, главное же корень всего — самоугодие или самость». — Творения иже во святых отца нашего ФеофанаЗатворника. Толкования Посланийапостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998. С. 245. “Эти слова означают, что мы можем одолеть, с помощью силы Духа, сокрытые греховные страсти посредством многого моления, [горячей] веры и благого и совершенного устремления к Богу. Ибо как мы стараемся соблюсти, словно храм Божий, от явных грехов внешнего человека, то есть тело так мы должны, подвизаясь, стараться соблюсти и внутреннего человека, то есть душу, от всякого осквернения нечистыми помыслами”. — Творения древних отцов-подвижников. Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, преп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Иперехий. М., 1997. С. 107. Очищение от тайных предполагает внутренние, сокровенные грехи и страсти, а под чуждими подразумеваются, вероятно, бесовские “приражения” извне. “Мы, верующие в Бога, молим его сохранить нас от чуждых , то есть злых и лживых духов, как образно говорит пророческое слово одного из верующих в Него”. — Св. Иустин Философ и Мученик . Творения. М., 1995. С. 178–179. Фраза ›oj mšcri тоа parÒntoj ™ndhmon тщ sèmati eÙršstei тщ Kur…J может иметь и тот смысл, что Феодор еще был жив, когда Аммон писал свое послание (в старом переводе: “Феодор Александриец еще доселе не разлучился с плотию, и угождает Господу”), но это менее вероятно. Феодор Александриец, обратившись в христианство в 17 лет, был крещен святителем Афанасием и 12 лет проходил служение чтеца. После этого Феодор стал тавеннисиотом и исполнял послушание переводчика при преподобном Пахомии, высоко ценившим его подвижническую жизнь и ясный ум. Когда преподобный Пахомий “сам несколько усвоил греческий язык”, то “для ближайшего руководства монахами иностранцами избрал Феодора Александрийца, как более всех преуспевшего в подвигах монашеских и усвоившего в достаточной степени и коптский язык. Феодор ревностно заботился о спасении вверенных его попечению монахов. Еще при жизни Пахомия он три года (по новейшим сведениям 13 лет — А. С .) был начальником монахов иностранного происхождения. Он оставался в этой должности и по смерти святителя Пахомия, при его преемниках авве Орсисии и Феодоре Освященном”. — Архимандрит Палладий . Указ. соч. С. 94. Если же предположить, что Феодор Александриец еще здравствовал, когда Аммон писал свое послание, то ему должно было быть более 90 лет.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

143 В данном случае св. Аммон опять придерживается аскетического учения своего наставника – св. Антония. Согласно последнему, «Дух покаяния является для инока утешением; он научает его не возвращаться более назад в оставленный им мир и не прилепляться к предметам века сего. Затем он открывает взоры души для чистого раскаяния, чтобы она очищалась вместе с телом и оба были в чистоте. Все это производит в нем Дух Святый, исправляющий духовное повреждение человека и возвращающий его к первобытной чистоте. Но, по словам Антония, необходимо всегда помнить, что Дух Святый вселяется в инока только после продолжительных трудов покаяния, и тогда только неотступно обитает в нем» (Лобачевский С. Указ соч. С. 247). Св. Аммон, развивая мысли учителя, говорит еще о «Духе покаяния» ( πνεμα τ μετανο ας), отличая Его от Святого Духа (Духа истины, Утешителя). Однако нельзя полагать, что они суть два совсем различных Духа. Св. Аммон подразумевает единый Дух, но в различных аспектах Своего проявления («энергиях»). 144 Цитата не устанавливается; не очень ясно также, о каком Левии идет речь: ветхозаветном (сыне Иакова и Лии) или новозаветном (апостоле Матфее), но, скорее всего, о втором. 146 Образ жемчужины ( μαργαρτης) в святоотеческой письменности обычно соотносился: 1) с Христом, 2) с христианским вероучением и 3) с человеческой душой (см.: Lampe C. W. R. Op. cit. P. 827). Примечательно в этом плане толкование Мф. 13, 45–46 у сирийского подвижника V в. Иоанна Апамейского, который, приведя евангельскую притчу, сравнивает своего друга с «купцом», ищущим «блага мудрости». Но, обретя «ведение таинства Христова», он оставляет все частичные «знания», приобретенные им, дабы в нем «укоренилось это ведение Христово» и дабы он, обогатившись им, мог «царствовать в славном Царстве Божием» (jean Hpamee. Dialogues et traites. P. 130). Ориген сравнивает эту «драгоценную жемчужину» ( γελρχης των μαργαριτν – «главенствующую из жемчужин») с Христом Божиим, то есть «Словом, Которое ценнее всех писаний и мыслей законов и пророков», – обретший Его легко постигнет и все остальное (см.: Ongene.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Основателем Н. (исключая подвизавшегося здесь, по преданию, во II в. подвижника Фронтона , пам. зап. 14 апр.) считается прп. Аммон Нитрийский , поселившийся здесь ок. 330 г. или немногим позднее. Вычисление времени этого события основано на том, что прп. Аммон провел в пустыне 22 года, а прп. Антоний Великий ( ок. 356), по преданию, видел его душу восходящей в день смерти на небо. Единственным прямым учеником прп. Аммона, известным из источников, был Феодор, к-рый пережил своего наставника приблизительно на 10 лет и о к-ром как о добродетельном, но малоизвестном подвижнике упоминал свт. Афанасий I Великий ( Athanas. Alex. Narratio ad Ammonium episcopum et alios de fugo suo sub Juliano augusto//PG. 26. Col. 981). Др. знаменитыми нитрийскими подвижниками, непосредственными или младшими современниками прп. Аммона, были Памво (см. Памва ), Ор , Пиор , Афре , Вениамин, Нафанаил , Аполлоний Нитрийский . Уже к 338 г. число братии увеличилось настолько, что прп. Аммон вместе с прп. Антонием выбрали место для нового поселения, в котором могли бы жить подвижники, ищущие большего уединения, и которое получило известность под названием «Келлии». Можно даже говорить о том, что сложилась традиция, согласно к-рой избравшие монашескую жизнь осваивали ее азы в Н. и лишь потом уходили в глубь пустыни. Напр., Евагрий Понтийский , прежде чем обосноваться в Келлиях, провел в Н. 2 года, а его ученик - Палладий (впосл. еп. Еленопольский) - год. Также знаменитые отшельники, т. н. Долгие, или Длинные, братья ( Диоскор , еп. Гермопольский, Аммоний Долгий , Евсевий и Евфимий), вначале были учениками одного из первых нитрийских подвижников - прп. Памво. С Н. начинали знакомство с устоями монашеской жизни именитые лат. паломники Руфин Аквилейский , Мелания Старшая , блж. Иероним Стридонский , Павла , а также еп. Палладий Еленопольский, благодаря рассказам к-рых егип. мон-ри приобрели широкую известность на Западе. Возникновение Скита не связано напрямую с деятельностью прп. Аммона, но значимость Н. и авторитет ее основателя у скитских монахов подтверждаются их визитами к нему за советами. На литургии, к-рые совершал прп. Памво, из Скита приходил прп. Макарий Великий , несмотря на дальность пути и отсутствие проторенных дорог. Известны посещения Н. и насельниками Пахомиевых мон-рей (см. ст. Пахомий Великий ).

http://pravenc.ru/text/2577699.html

Аммон, или Амой (по греческому тексту канона), преп. Египетский, друг Арсения Великого , жил в 5 веке. (Cotel. Monum. eccl. gr. I. 390. Vitae patrum p. 568, 608.) Аммон, или Аммона, (μμονς) Был настоятелем тавеннисиотской обители в верхнем Египте и скончался мирно в начале 5-го века. Под его управлением находилось около трех тысяч иноков, когда его обитель посещал прп. Палладий. (Палл. 18. Act SS. iann. II. р.722). Аммун, или Аммон, первый отшельник Нитрийский. (4 окт.). Аммонава. Подвизался недалеко от Пелузы. По его ходатайству окрестные отшельники освобождены от подати, которой хотел обложить их областной правитель. (Cotelerii Моп. Eccl. gr. I. р. 401). Анина. (Преподобный Анин (Анания) Халкидонский, Евфратский, монах) (18 марта). Антиох, преп., из обители пр. Саввы, свидетель избиения препп. отцов сарацинами около 614 года, оставивший описание сего события в письме к Евстафию, настоятелю обители Атталийской, близ Анкиры, и 130 поучений. (Act. SS. 22 iann. 422). Антоний Великий, монахов первонаставник. (17 янв.). Ануф. (5 июня). Аноим преп., ученик Саввы Освященного. (Чет. Минея 5 дек. в Житии преп. Саввы). Аполлос. (31 марта, где он назван Аполлонием). Арис, подвижник Египетский. (Cotelerii Моп. Eccl. gr. I. р. 300). Арсений Великий, «держава безмолвия». (8 мая). Афродисий, «столп воздержания», ученик преп. Саввы. (Чет. Минея 5 дек. в Житии преп. Саввы). Ахилла, отшельник скитский, современник Арсения Великого (5 века), Исаии, Витимия, Амоя. (Cotel. I. 387). Афанасий, Афонский. (5 июля). Афинодор. Ученик Пахомия Великого (15 мая), терпением в болезни служивший назидательным примером всей братии. (Act SS. 14 maii. n. 52.) Афр, ученик преп. Ора Нитрийского, образец послушания, 4 века. (Act SS. iul. IV. 216). Вавила преп., из Тарса Киликийского, современник Иоанна Мосха (ум. 620). Пролог 22 февр. Василий некий, из послушания, живый во гроб вселившийся. Вассиан, «пастырь, дом премудрости». (10 окт.). Венедикт, «небо, высотою жительства». (14 марта). Вениамин «твердый», отшельник Нитрийский. Тяжкая болезнь не ослабила в нем терпения, и усилила дар целения, ум. ок. 392. (Pallad. с. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В одной обители оклеветали брата в блудодеянии. Он пришел к Антонию. Пришли и братия из обители и стали укорять его, зачем он согрешил; брат утверждал, что он не делал этого. Был тут Пафнутий Кефал. Он сказал притчу: на берегу реки видел я одного человека, который увяз по колена в грязи. Некоторые пришли ему помочь и по самую шею погрузили его. Тогда Антоний, указывая на Пафнутия, сказал: вот истинно такой человек, который может врачевать и спасать души. Оклеветанный брат принят был с честью в обитель. В обители Аввы Илии с одним братом случилось искушение. Его выгнали оттуда, – и он пошел в гору к Антонию. Антоний, продержав его несколько времени у себя, послал в обитель. Братия опять прогнали его. Не хотят, отче, принять меня, сказал он, воротившись к Антонию. Поди скажи им от меня: буря застигла корабль на море; он потерял груз свой и с трудом сам спасся. А вы хотите потопить и то, что спаслось у берега. Услышав слова Антония, братия приняли инока. Так был снисходителен Антоний к немощам. Спасение ближнего для него было выше всего. От ближнего, говорил он, зависит наша жизнь и смерть. Ибо если мы приобретаем брата, то приобретаем Бога; а если соблазняем брата, то грешим против Христа. Не одни неопытные подвижники искали наставления Антония, к нему приходили за советами и Макарий Великий , и Макарий Александрийский , и Пимен, и Памво, сами прославившиеся великим подвижничеством. Что мне делать? спросил Памво Антония. Не надейся на свою праведность, отвечал ему Антоний; не жалей о том, что прошло, и обуздывай язык и чрево. Пимену он сказал: великий подвиг для человека раскаяние во грехах своих пред Богом и ожидание искушений до последнего издыхания. Никто без искушений не может войти в Царство Небесное. Макарию Александрийскому он сказал: на тебе почил Дух Божий, и ты будешь наследником моих добродетелей. Основатель иночества в Палестине Илларион был одним из его любимых учеников. Он звал его своим сыном. К Антонию ходил Аммон, сначала скитский подвижник, а потом Епископ. Ты успеешь в страхе Божием, говорил ему Антоний. Потом вывел его из келлии и, указав ему камень, сказал: брани этот камень и бей его. Аммоний сделал это. Что, камень ничего тебе не сказал? – спрашивает его Антоний. Ничего, отвечал Аммон. В сию меру придешь и ты, сказал ему Антоний. Аммон, действительно, сделавшись Епископом, отличался особою снисходительностью к немощам ближних 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Память святого священномученика Иерофея, епископа Афинского Святой Иерофей был одним из членов или советников Ареопага. Святым апостолом Павлом он был обращен в христианство и им же поставлен в епископа города Афин. Присутствуя вместе с апостолами при погребении Пресвятые Владычицы нашея Богородицы, святой Иерофей воспевал божественные песнопения, когда провожал ко гробу Пречистое тело Божией Матери, так что все слышавшие и видевшие то, признали его за праведного и святого мужа. Благочестно пожив, как подобает святому, и угодив Богу своим житием и благим управлением паствою, святой Иерофей скончался мученически в I веке по Р. Х.   Кондак, глас 8: Священноначальника Афинскаго восхваляем тя, яко тайноучившеся тобою странным и неизреченным: явился бо еси богоприятный песнословец. Но моли всеблаженне Иерофее, от всяких нам грехопадений избавитися, да зовем: радуйся отче богомудре. Житие преподобного отца Аммона Преподобный отец наш Аммон был родом египтянин. Хотя еще в раннем возрасте он лишился своих родителей, но воспитывался в страхе Божием и с юных лет приобрел любовь к чтению Божественных книг. Когда Аммон достиг совершеннолетия, дядя стал понуждать его к женитьбе. Предпочитая девство супружеству, но вместе с тем желая исполнить волю дяди, Аммон стал размышлять, как бы ему совместить девственную жизнь с брачной. И вот в день брака, когда ввели его вместе с невестою в брачную опочивальню и все ушли, он, затворив двери, сказал девице: — Послушай меня, сестра, и согласись на то, что я скажу тебе: супружество, в которое мы вступили, нисколько не лучше девства; посему мы хорошо сделаем, если будем почивать отдельно друг от друга, чтобы, сохранив наше девство, угодить сим Богу. Сказав сие, он достал хранившуюся у него на груди под одеждой книгу, и стал читать девице, не ведавшей Писания, как бы от лица Христа и Апостолов, спасительные слова Божественного учения. К прочтенному он присоединял, по данной ему от Бога благодати, и свои наставления, и советовал ей проводить чистую, ангельскую жизнь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

– Я подвергался опасности, – отвечал Моисей, – быть раздавленным падением утеса, под которым спал крепким сном; но, услышав, что ты зовешь меня, я тотчас бросился с этого места в смущении и ужасе, и едва отошел от него, как на моих глазах утес оторвался и упал на оставленное мною место («Четье-Минея», марта 30, сн. «Хр. чт.» 1853, кн. 3). 25. Небесное руководство Однажды пр. Аммон (память коего октября в 4 день) пошел к великому Антонию и сбился с дороги; возседши на камень, он несколько уснул; потом, пробудившись, начал молиться к Богу, да не допустит погибнуть созданию рук Своих. – Тогда явилась из облаков рука, которая указывала ему путь и шествовала над ним дотоле, пока святой Аммон не увидел пещеры преп. Антония. Христиане! вот что делает молитва , от чистого сердца возсылаемая к Богу в каком-либо несчастии... Но не забудьте, что преп. Аммон шел тогда к великому наставнику веры, благочестия и всех добродетелей, чтобы получить от него назидание для душевной пользы. И мы должны молить Бога о помощи только в добром деле (По «Ч.-М.»). 26. Обилие плодов земных есть дело промысла Божия Преподобному Варлааму Хутынскому случилось быть у Новгородского архиепископа, и святитель, отпуская его после беседы, сказал, чтобы побывал у него старец спустя неделю. «Если Господу угодно, – отвечал преподобный, – в пятницу первой недели поста свв. апостолов приеду к твоей святыне на санях». Архиепископ удивился, но не потребовал объяснения. В ночь перед показанною пятницею выпал глубокий снег, и был сильный мороз. – Преподобный прибыл к владыке на санях. – Архипастырь скорбел о том, что мороз может повредить хлеб. «Не скорби, святый владыка, – сказал преподобный, – надобно благодарить Господа за милость, – мороз истребил червей, которые погубили бы хлеб в корне, а снег только напоит жаждущую землю». Действительно, на другой день жар дневной растопил снег, и вода напоила сухую землю, а при корнях ржи найдены погибшие от мороза черви; вследствие того и другого был такой урожай хлебов, какого давно не видали. – В благодарную память об этом событии в пятницу на первой неделе Петрова поста совершается крестный ход из Новгорода в Хутынь монастырь (из кн. «Русские святые, чтимые всею церковию или местно», Филарета, архиеп. Черниг., ч. III. С.-Пб., 1882 г., стр. 327–328). 27. Бог милосерд не только к праведникам, но и к кающимся грешникам

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Некто (возможно, автор Vita Prima) незаметно последовал за ним и услышал молитвы Феодора у могилы его возлюбленного учителя. 277 Его молитвы были услышаны и вскоре после Пасхи 27 апреля 368 года Феодор отошел ко Господу. 278 Орсисий вновь вернулся к управлению обителью и «правил братьями по мере сил; был он очень добрым и любил спасать души братьев. Ибо Бог дал ему силу, открыв ему толкование Писаний. И управлял он братьями долгое время в мире». 279 Vita Prima заканчивается утешительным письмом Афанасия, направленным Орсисию. 280 Ученик и преемник Антония на Внешней Горе Писпир Аммон (Ammonas), возможно, прибыл туда, прожив четырнадцать лет в Скитской пустыне; 281 впрочем, это имя в ту пору было весьма распространенным, и потому сказанное не более чем предположение. Впоследствии он стал епископом, 282 сменил же его в Писпире, согласно Historia Monachorum, Питирион. 283 Однако Руфин, посетивший Писпир после 373 года, упоминает только Поэмена и Иосифа. 284 В Apophthegmata епископ Аммон предстает очень притягательной фигурой. До нас дошло немало его посланий, сохранившихся на сирийском 285 и уже не столь полно – на греческом, 286 но только не на коптском. Они отличаются от «Посланий преподобного Антония», с которыми их издавна ассоциировали, активным привлечением апокалиптических апокрифов, которые вообще не упоминаются у Антония, и своеобразным развитием учения о стяжании Святаго Духа, которое, возможно, имеет связь с мессалианством. Вне зависимости от того, откуда именно пришел в Писпир Аммон, мы знаем из Apophthegmata, что после успения Антония Сисой, сочтя Скитскую пустыню слишком уж густонаселенной, покидает ее и находит желанный покой на Внутренней Горе Антония. 287 Мы можем предположить, что произошло это уже после упоминаемого у Иеронима набега сарацинов 357 года, когда, как здесь сказано, ими был убит ученик Антония Сармат. 288 Перед этим, если верить Иерониму, Иларион посетил Внутреннюю Гору, где его сопровождали два других ученика Антония, один из которых выступал в роли его переводчика.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Преп. Аммон скончался, примерно, в первой половине 350-х годов в возрасте около 62-х лет, причем, около 22-х лет он подвизался в пустыне. 4 В момент его кончины преп. Антоний видел, как ангелы с торжественными песнопениями возносили на небо его душу. Память преп. Аммона празднуется 4/17 октября. §2. Сочинения Будучи аввой Нитрийской пустыни, преп. Аммон пользовался авторитетом учителя монашествующих и, соответственно положению, в своих сочинениях наставлял братию. Жанр сочинений преп. Аммона типичен для монашеской литературы, одним из основоположников коей он и являлся. Преподобный пишет послания, главы, поучения и самостоятельные произведения. Характер его сочинений – нравственно-аскетический. К сочинениям преп. Аммона, сохранившимся в двух основных версиях – на греческом и сирийском языках, относятся: послания (от 7-ми до 14-ти), «Наставления», куда входит четыре поучения, «Увещательные главы», числом 19-ть, «Слово аввы Аммона к желающим безмолвствовать» и сочинение «О радости души того, кто начал служить Богу». Кроме того, наставления преп. Аммона содержатся в патериковых повествованиях о нем (апофтегмах), коих насчитывается от 15-ти до 25-ти. Четырнадцать посланий (писем) преп. Аммона были впервые переведены на русский язык и опубликованы в журнале Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, «Церковная жизнь», в 1992–1993 годах («Церковная жизнь», Нью Йорк, 1992 г. 1993 г.). Отдельные фрагменты сочинений преп. Аммона идентичны с фрагментами сочинений преп. Макария Великого , преп. Исаии Отшельника и Евагрия Понтийского , так что первоначальное авторство данных фрагментов определить затруднительно. §3. Учение 1.      Центром аскетического учения преп. Аммона является вдохновенный призыв к приобретению и хранению подвижниками даров Духа Святого. 2. Преп. Аммон объясняет, что мир нуждается в людях, обретших духовные дары, ибо их молитвы спасают заблудших в житейской суете и пороках. В связи с этим, преподобный подчеркивает, что необходимо просить дар Духа Святого, ибо без помощи Божией невозможно победить в себе зло. Всякому, просящему этот высший дар, Господь подает просимое, и тогда жизнь человека исполняется истинной радостью и любовью. Условием стяжания даров Духа Святого является, по преп. Аммону, полная отдача всего себя Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010