А между тем низложение епископа антиохийского почти накануне вселенского собора было бы событием более выдающимся, чем низложение епископа аданского (Адана в то время не была митрополией Киликии), когда-то после этого собора. Павлин аданский во всяком слуичае имеет то преимущество пред Павлином антиохийским, что историческое существование его засвидетельствовано списками соборов антиохийского 324 г. и никейского вселенского. Молчание о Павлине аданском напр. Афанасия в. 94 , помимо предположения, что Афанасий в. не дает полного списка всех низложенных по интригам евсевиан епископов, можно объяснять и тем, что низложение его было проведено так, что и его единомышленникам стало потом неудобно защищать его. Что Осий кордубский оставался неразлучным другом этого Павлина еще и в 343 г., этого не видно и из слов евсевианского сердикского послания: fuit указывает на прошедшее время: вероятно Осий был дружен с Павлином во время своего путешествия на восток пред никейским собором и на самом никейском соборе. В конце концов, если кому-либо моя гипотеза о Павлине аданском покажется слишком рискованной, я могу согласиться с тем, что Paulinus Daciae есть неразрешимый х. Сообщение о нем стоит совершенно одиноко. Но отсюда никоим образом не следует, что мы должны – вопреки здравому смыслу – допускать существование православного антиохийского епископа Павлина, низложенного в 324 году. Кто бы ни был этот загадочный Павлин, он к вопросу о Павлине и Зиноне тирских не имеет отношения и не дает ни малейшего основания сомневаться в том, что 22-й епископ антиохийский у Иеронима и в других списках и есть Павлин тирский. VI Был ли Зинон тирский в 324–325 гг. «старцем»? Зинон «древний» и Зинон младший. Теперь необходимо разобраться в вопросе о Зиноне тирскомъ – Швартц едва ли не главное основание в пользу своей гипотезы о Павлине, как епископ-помощник (викарии) Зинона, видит, кажется, в эпитете «ρχαι», прилагаемом к Зинону у св. Епифания, понимая его по-видимому в том смысле, что Зинон в 324–5 гг. был уже дряхлым старцем и потому нуждался в помощнике. На деле этот эпитет имеет иное значение – и значение немаловажное для проверки точности показания св. Епифания и списка никейских отцов. Слово «ρχαος» вовсе не значит «старец», а значит только «древний» 95 . Александр македонский умер совсем молодым человеком, 32-х лет от роду, и, однако для нас – людей XIX–XX века – он человек древний, ρχαος. Император австрийский Франц Иосиф дожил до преклонного возраста, и, однако, для нас он вовсе не древний, а новейший, современный государь. – Так и Зинон тирский в 325 году мог быть вовсе не старым, а даже и очень молодым человеком, и, однако, для св. Епифания в отношении к какому-то другому, жившему позже, лицу он был человек древний, ρχαος.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

В другое время пришли к преподобному два человека за благословением. Святой попросил их привезти ему воды на нужды приходящих к нему, ибо один из пришедших имел верблюда, а другой осла. Взяв большой сосуд, они отправились с горы за водой. Когда они наполнили сосуд водою, то один из них, у которого был верблюд, сказал: – Сосуд велик, а гора высока, а потому не хочу я такою тяжестью уморить своего верблюда. И, оставив своего товарища, он пошел своею дорогою, не возвращаясь к святому. Оставшийся же взял воду на осла своего и с большим трудом едва ввез ее на гору к преподобному, Увидев его, святой сказал: – Чадо! Да благословит тебя Бог за труд твой. Знай, же, что товарищ твой, который отказался привезти воды на нужды наши, в настоящее время находится в несчастии, ибо лишился своего верблюда. Тогда отправился человек этот вслед за своим товарищем и нашел его плачущим, так как верблюд его съеден был волками. О сем преподобном Аммоне воспоминает святой Афанасий Александрийский в житии преподобного Антония , где он пишет о нем следующее. Однажды преподобный Аммон шел с учеником Антония Феодором. Когда им пришлось переправляться через одну большую реку, называемую Ликос 6324 , для чего нужно было им раздеться, то Аммон стал просить Феодора немного отойти от него, чтобы не видеть им телесной наготы друг друга. Когда они разошлись, Аммон стал размышлять, как бы ему переправиться через реку, не снимая одежды, ибо он был настолько целомудрен и скромен, что стыдился даже своей собственной наготы, и во всю свою жизнь не обнажал своего тела. Когда он размышлял о сем, ангел Господень восхитил его и, перенеся через реку, во мгновение ока поставил на другом берегу. Феодор же с большим трудом едва переплыл через реку. Увидев Аммона стоящим на другом берегу, он удивился, что тот скоро переправился через такую быструю реку; заметив же, что одежда на Аммоне совершенно суха, он поразился и, упав к ногам святого, просил сказать ему, как он переправился через речную быстрину. Вынужденный просьбою товарища, Аммон открыл ему, что он был перенесен ангелом. При сем он запретил товарищу говорить о сем другим, пока он, Аммон, не покинет сего мира. Придя к святому Антонию, преподобный услыхал от него такие слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Не бери того, о чем не знаешь, Бог ли дает тебе это. Принимай то, что есть плод правды и исходит с любовью и миром. А что дается ссорою, коварством, то брось от себя, ибо лучше малая часть со страхом, нежели стяжание многое с неправдою ( Притч. 15, 29 )». «Как великое сокровище храни всегдашнее молчание. Если бы нужно было тебе что-нибудь сказать, прежде разсуди с собою, требует ли того необходимость, или воля Божия, и тогда только говори; ибо в это время лучше говорить, чем молчать, потому что исполняешь волю Божию. Отверзай уста свои для слова Божия и с знатным ли, или с бедным говоришь – говори со всяким смирением и кротостью. С речью скромной и степенной и взор и мысль твоя должны быть скромны. Если встретишься с кем, приветствуй с любовью одним или двумя словами и потом замолчи. Если нужно тебе предложить вопрос, выслушай ответ и ни слова более 9 ». Преподобный Аммон украшен был даром чудотворений и прозорливости. Но древние пустынножители любили лучше подражать добродетелям святых, нежели описывать чудеса, и потому о немногих чудесах Аммона сохранилась память. Сам Аммон любил скрывать свои духовные дарования. Несмотря на славу, которою он пользовался за свои подвиги и чудеса, св. Афанасий поставляет его в числе тех, заслуги коих более сияли пред Богом, нежели известны были людям. Желая дать понятие о скромности и чудодейственной силе Аммона, Афанасий рассказывает следующее событие. Однажды Аммону нужно было переправиться чрез реку Ликон 10 ; он велел бывшему с ним ученику Феодору немного отойти, чтобы тот не видал, как он будет раздеваться. Феодор отошел и в другом месте переправился на ту сторону, где нашел уже Аммона, невидимою силою перенесенного на другой берег, вследствие его желания не видеть себя обнаженного. Аммон скончался шестидесяти двух лет, из коих сорок провел в мире, а двадцать два года в пустыне. В самый час его смерти св. Антоний видел, как его душа восходила на небо. Антоний сидел на своей горе, пишет св. Афанасий, и, подняв вдруг взоры к небу, увидел, что некто восходит в воздухе и множество Ангелов сретает его с великою радостью. Антоний вопросил Господа, что это за видение? В то же время он услышал глас, что это душа Аммона, пустынножителя Нитрийского. И Антоний возвестил бывшим с ним, что Аммон почил в мире. Чрез тридцать дней братия пришли из пустыни, и от них узнали, что Аммон скончался именно в тот день и час, когда видел Антоний его душу восходящею на небо 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Не исключено, что монашеский путь святого начинался в Нитрии под руководством преп. Аммона Нитрийского, около 315 года основавшего здесь иноческое поселение. Однако достоверность подобного предположения несколько колеблется из-за отсутствия прямых указаний в творениях св. Аммона на имя этого подвижника, поэтому с такой же долей вероятности можно предположить и то, что в молодости св. Аммон окормлялся и у какого-то другого старца. Если монашеский путь его начинался в Нитрии, то очень вероятно, что он, следуя довольно распространенной среди тамошних иноков практике, ушел впоследствии в Келлии, а затем поселился на длительное время в Скиту. В таком случае св. Аммон должен был прибыть сюда почти одновременно с преп. Макарием Египетским , поселившимся в Скиту ок. 330 года 554 ; этим, быть может, частично объясняется тот факт, что одно послание Аммона попало в рукописную традицию в качестве «Беседы» преп. Макария. Так как великие скитские подвижники (сам преп. Макарий, аввы Памво, Пимен и др.) поддерживали постоянную личную связь с преп. Антонием 555 , то и св. Аммон, по всей видимости, иногда посещал «отца монашества», чтобы получить от него духовное назидание. Видимо, в одно из таких посещений он, по благословению своего старца, остался у него в Писпере. Произошло это, вероятнее всего, тогда, когда св. Аммон достиг меры духовного и телесного возмужания (предположительно – в 40-х годах IV века). Преп. Антоний, наверное, временами брал с собой св. Аммона во «внутреннюю гору», где он обычно подвизался в одиночестве, но, достигнув весьма преклонных лет, стал брать туда и одного или двух «келлейников». Видя святость жизни и неусыпное трудничество своего ученика, благодаря которым он стяжал обильные харизмы, «отец монашества» стал поручать ему настоятельство в Писпере на время своего отсутствия. После кончины преподобного св. Аммон стал общепризнанным главой иноческого поселения здесь. Ф. Но высказывает не лишенную вероятности догадку, что св. Афанасий, скрывавшийся несколько лет в пустыне от преследования ариан 556 , встречался со св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 27, 2000 21 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 27, 2000 “Послание епископа Аммона” представляет собой уникальнейший памятник древнемонашеской письменности. О самом Аммоне (это имя было очень распространенным в Египте в начале эры по Р. Х.) и событиях его жизни мы узнаем только из послания[ 2 ], судя по которому, Аммон родился в Александрии в языческой семье и получил, вероятно, неплохое образование. Семнадцати лет он обратился в христианство и крестился. Однажды, услышав в храме проповедь святителя Афанасия Великого, посвященную преимуществам иноческой жизни, он решил избрать стезю монашества и был отправлен пресвитером Павлом (вероятно, его духовником) в одну из пахомиевских обителей в Фиваиде — Певоу (Пабау, Вау). Произошло это в 351 г. В данной обители Аммон провел три года, а затем отправился в Александрию навестить родителей. Но в Певоу он уже не возвратился, ибо преподобный Феодор Освященный благословил его подвизаться в Нитрии, хотя Аммон не терял связи с пахомиевскими иноками. Позднее он стал епископом, хотя неизвестно, когда и в каком из египетских городов[ 3 ]. В самом конце IV в. Аммон, уже убеленный сединами старец, запечатлел свои юношеские впечатления по просьбе известного архиепископа Феофила Александрийского (дяди святителя Кирилла Александрийского и врага святителя Иоанна Златоуста), имевшего склонность к монашеской аскезе. Хотя сочинение Аммона называется посланием , оно по своему жанру представляет нечто среднее между житием, похвальным словом ( энкомием ) и монашеской историей , сближаясь с такими известными произведениями, как “Житие преподобного Антония” святителя Афанасия, “Лавсаиком” Палладия Еленопольского и “Жизнью пустынных отцов” Руфина. Аммон обладал несомненным литературным талантом, и его сочинение написано ярким и образным языком. Традиционно данное сочинение высоко оценивается в плане его исторической точности. Так, например, И. Троицкий на сей счет говорит: “Письмо это может служить образцом замечательной аккуратности и точности. Постоянное указание лиц, имен и мест, постоянное точное указание даже числа действующих лиц, указания иногда мельчайших подробностей какого-либо события, даже не имеющего никакой исторической важности, — весьма многочисленные, почти не перемежающиеся хронологические даты и указания, — вот тому доказательства”[ 4 ]. Современные ученые в большинстве своем также придерживаются подобной высокой оценки[ 5 ]. Правда, Л. Лефорт высказывал особое, сугубо критическое мнение по поводу “Послания Аммона”[ 6 ], однако данное мнение не встретило отклика у других ученых[ 7 ].

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

Сознавая, что одного усердия и ревности не всегда достаточно для безопасного прохождения добродетельной жизни, Аммон искал наставлений для себя у людей, более его опытных в духовной жизни. «Иной человек, говорил Аммон, всю жизнь свою ходит с секирою и не может срубить дерева, а другой искусный в рубке и немногими ударами сваливает дерево». Секирою он называл разсудительность. «Иной человек, говорил он ещё, сто лет живет в келлии, а не может научиться, как жить в келлии». Поэтому-то он искал наставлений у отца иноков, Великого Антония. Он часто ходил к великому пустыннику. Сохранилось сведение и об одном посещении Антонием горы Нитрийской. «Вот молитвами твоими, сказал Аммон Антонию, умножилась братия и некоторые из них желают построить себе келлии в отдалении. В каком разстоянии отселе велишь ты построить келлии?» Антоний сказал: «Вкусим пищи в час девятый и пойдем, походим по пустыне и посмотрим место». Они шли по пустыне, пока не зашло солнце. Тогда Антоний сказал: «Сотворим молитву и поставим здесь крест, чтобы желающие жить особо здесь строили келлии». Это место было более, чем в десяти тысячах шагах от монастыря. «Тамошние, сказал Антоний, если захотят посетить здешних, пусть приходят сюда, съевши свой хлеб в девятый час, и здешние пусть то же делают, отходя туда. Тогда они не будут развлекаться взаимными посещениями». Так, благословением Антония Великого образовалась пустыня Келлий. Не сохранилось нам сведений о том, как управлял иноками Аммон, но дух его управления можно усматривать в том наставлении, которое дошло до нас под его именем. Дух смирения, терпения, страха Божия, преданности воли Божией, кротости дышит в его наставлениях. «Помышляй, возлюбленный, так пишет Аммон, что Господь наш Иисус Христос , и имея неизреченную славу и величие, образ дал нам, да последуем стопам Его. Приняв зрак раба, Он терпел всякие скорби, переносил оскорбления и уничижение, яко овча на заколение ведеся и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзал уст Своих ( Пс. 53, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Писатель жития препод. Павла такими словами заключает свой рассказ о нём: – «пожил же праведный в святой простоте своей лет довольно и, много чудес сотворив, отошёл ко Господу. Иже прост на земле бе, ныне премудрейший есть на небеси, паче всех любомудрцев мира сего, и с мудрыми херувимами зрит Христа, Божию силу и Божию премудрость; то бо есть мудрость правая, еже боятися Бога и Ему в простоте духа и незлобии сердца работающи благоугождати. Молитвами, Господи, угодника Твоего, Препростаго Павла, умудри нас в делании заповедей Твоих; даждь нам начало премудрости – страх Твой имети, да страхом Твоим уклонившись от зла, сотворим благое пред Тобою и обрящем милость Твою во веки». Обретение мощей свв. Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского (См. жизнь св. Гурия – 4 декабря, а жизнь св. Варсонофия – 11 апреля). Свв. святителей Новгородских: Иоакима, Луки. Германа, Аркадия, Григория, Мартирия, Антония, Василия и Симеона (См. о них 10 февраля). Преподобного Аммона (Аммуна) Аммон, родившийся в III стол. в Египте от богатых и благородных родителей, по желанию их, несмотря на то, что сам предпочитал безбрачную жизнь, вступил в супружество. Встретив же в жене своей согласную во всём с его понятиями подругу, он после 18-ти лет девственной жизни под одним кровом с нею, предоставив ей отдельную жизнь, с согласия её удалился в пустыню и, найдя уединённое место на южной стороне Мареотского озера за так-называемой Нитрийской горой (в нижнем Египте, в 70-ти милях от Александрии), поселился здесь и 22 года провёл в строжайшем подвижничестве. Когда, в начале избранной им жизни, Аммон посетил Антония, подвизавшегося в это же время, то великий подвижник сказал ему: «ты успеешь в страхе Божием», – потом вывел его из кельи и, указав ему камень, сказал: «брани этот камень и бей его». – Что, камень ничего тебе не сказал? – спросил Антоний, когда Аммон исполнил сказанное ему. – Ничего, – отвечал Аммон. – В эту меру придёшь и ты, – прозорливо сказал Антоний. – И действительно, Аммон отличался всегда особенной снисходительностью к немощам ближнего 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Предисловие " Послание епископа Аммона " представляет собой уникальнейший памятник древнемонашеской письменности. О самом Аммоне (это имя было очень распространенным в Египте в начале эры по Р.Х.) и событиях его жизни мы узнаем только из послания судя по которому, Аммон родился в Александрии в языческой семье и получил, вероятно, неплохое образование. Семнадцати лет он обратился в христианство и крестился. Однажды, услышав в храме проповедь святителя Афанасия Великого, посвященную преимуществам иноческой жизни, он решил избрать стезю монашества и был отправлен пресвитером Павлом (вероятно, его духовником) в одну из пахомиевских обителей в Фиваиде - Певоу (Пабау, Вау). Произошло это в 351 г. В данной обители Аммон провел три года, а затем отправился в Александрию навестить родителей. Но в Певоу он уже не возвратился, ибо преподобный Феодор Освященный благословил его подвизаться в Нитрии, хотя Аммон не терял связи с пахомиевскими иноками. Позднее он стал епископом, хотя неизвестно, когда и в каком из египетских городов В самом конце IV в. Аммон, уже убеленный сединами старец, запечатлел свои юношеские впечатления по просьбе известного архиепископа Феофила Александрийского (дяди святителя Кирилла Александрийского и врага святителя Иоанна Златоуста), имевшего склонность к монашеской аскезе. Хотя сочинение Аммона называется посланием, оно по своему жанру представляет нечто среднее между житием, похвальным словом (энкомием) и монашеской историей, сближаясь с такими известными произведениями, как " Житие преподобного Антония " святителя Афанасия, " Лавсаиком " Палладия Еленопольского и " Жизнью пустынных отцов " Руфина. Аммон обладал несомненным литературным талантом и его сочинение написано ярким и образным языком. Традиционно данное сочинение высоко оценивается в плане его исторической точности. Так, например, И. Троицкий на сей счет говорит: " Письмо это может служить образцом замечательной аккуратности и точности. Постоянное указание лиц, имен и мест, постоянное точное указание даже числа действующих лиц, указания иногда мельчайших подробностей какого-либо события, даже не имеющего никакой исторической важности, - весьма многочисленные, почти не перемежающиеся хронологические даты и указания, - вот тому доказательства " Современные ученые в большинстве своем также придерживаются подобной высокой оценки Правда, Л. Лефорт высказывал особое, сугубо критическое мнение по поводу " Послания Аммона " однако данное мнение не встретило отклика у других ученых

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/38/f...

Потом с братьями своими: Саламаном, Фусконом и Криспионом – подвизался близ родного своего селения Вефилия и достиг высокой степени нравственного совершенства. На какой высоте духовной жизни стоял преподобный Малхион, показывает случай, приводимый современником и родственником его Созоменом в своей «Церковной истории». По словам Созомена, шли однажды братья от преподобного Илариона домой, между ними находился и Малхион. Вдруг Малхион стал невидим, какою-то силою он как бы исторгнут был из среды братьев; потом снова явился и пошел с ними далее. Это событие служило предуказанием близкого отшествия Малхиона в другую жизнь, к которой он был уже приготовлен. И действительно, вскоре после этого события он скончался, не достигнув зрелых лет 69 . Преподобный Зинон (память 26 декабря) родился около половины IV века в Газе. В то время, когда в Палестине сиял подвигами и добродетелями великий Иларион, привлекая на путь подвижничества ревнителей высшего нравственного совершенства, и Зинон еще юношей 15–17 лет вступил на этот путь и стал подвизаться, подражая св. Илариону в молитве, посте, бдении, трудах телесных и духовных. При Юлиане Богоотступнике Зинон страдал за веру Христову и явился исповедником; вместе с родственниками своими, Евсевием и Неставою, он был схвачен преданными язычеству жителями Газы, заключен в темницу и претерпел сильные побои. Не суждено было ему увенчаться мученическим венцом, как его родственникам, которые были замучены до смерти и сожжены. Зинону готовилось высшее служение в Христовой Церкви. В то время, когда мучили Евсевия и Неставу, Зинон скрылся в приморский город Анфедон, но анфедоняне, также зараженные языческим зловерием, узнав, что он христианин, схватили его, жестоко избили и изгнали из города; он удалился в Маюму – пристань Газы 70 , где и скрывался во все время гонения. Господь, ведающий Своих рабов, знал уже Зинона и видел в нем Своего раба; его указал Он во сне одной благочестивой женщине-христианке, собравшей кости мучеников Евсевия и Неставы; повелев передать их ему для хранения, указал ей и место, где Зинон находился.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Свт. Геннадий К-польский сообщил о происходившем в Антиохийской Церкви имп. Льву, к-рый инициировал низложение П. Г. Новым патриархом стал халкидонит Юлиан (471-475). В этот период П. Г. проживал под надзором в к-польском мон-ре неусыпающих. Через неск. лет Лев I скончался (18 янв. 474) и императором стал Зинон. Впрочем, 9 янв. 475 г. в результате заговора власть перешла к Василиску . Желая заручиться поддержкой антихалкидонитов, новый император принял решение восстановить на кафедрах ранее низложенных и отправленных в ссылку противников IV Вселенского Собора, в т. ч. бывш. патриархов Александрийского Тимофея II Элура и Антиохийского П. Г. Условием восстановления было одобрение имп. окружного послания («Энкиклиона»), в к-ром осуждались такие богословские «нововведения», как «Томос» свт. Льва I Великого , папы Римского (440-461), и орос Халкидонского Собора. Согласно «Энкиклиону», достаточными изложениями правосл. вероучения являлись Никейский Символ веры и постановления Вселенского III Собора (греч. текст: Evagr. Schol. Hist. eccl. III 4; сир. пер.: Zach. Rhet. Hist. eccl. V 6). Тимофей Элур и П. Г. подписали имп. документ и смогли вернуться на свои кафедры ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 4). Юлиан Антиохийский был вынужден оставить Патриаршество и вскоре скончался. Неустойчивое положение нового императора в столице, а также сопротивление со стороны патриарха К-польского Акакия (472-489) вынудили Василиска издать «Антиэнкиклион», к-рый означал поворот в его церковной политике. Эта мера, впрочем, не успела оказать к.-л. влияния на ситуацию, поскольку в авг. 476 г. Зинон вернулся в К-поль и восстановил свою власть. Василиск и его семья были уморены голодом. Зинон отменил окружные послания Василиска и принял решение о низложении П. Г., обвинив его в поддержке узурпатора (Ibid. III 7-8). При этом антиохийские клирики, сочувствовавшие П. Г., избрали патриархом Иоанна II Кодоната (кон. 476 или 477). Впрочем, через неск. месяцев последний был низложен, а на Антиохийскую кафедру возведен Стефан II , ревностный сторонник Халкидонского Собора. Вернувшись на время к политике имп. Льва I по оказанию давления на антихалкидонитов, Зинон стремился низложить и Тимофея II Элура, однако влияние последнего в Египте было настолько велико, что император не решился принимать против него к.-л. меры. После того как Тимофей скончался (31 июля 477), Собор Александрийской Церкви избрал его преемником убежденного антихалкидонита Петра III Монга (Ibid. III 11), однако Зинон настоял на низложении последнего и избрании патриархом Тимофея III Салофакиола , представителя правосл. партии.

http://pravenc.ru/text/2580342.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010