Архимандрит Зинон: " Я более не хочу жить враждой " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26637.html 28 февраля 2006 Александр Щипков Архимандрит Зинон: " Я более не хочу жить враждой " Опубликовано: Кестонская служба новостей, 16 июля 1999 г. В ноябре 1996 года, архиепископ Псковский и Великолуцкий Евсевий (Савин) запретил в богослужении известного иконописца, лауреата Государственной премии России (1995) архимандрита Зинона (Теодора) на том основании, что он причащался с католиками на мессе, которую отслужил в Пскове в Мирожском монастыре итальянский католический священник, директор Центра " Христианская Россия " Романо Скальфи. Это событие вызвало в католической и православной прессе бурную реакцию. Популярный в церковных кругах православный публицист протоиерей Валентин Асмус на страницах московской газеты " Радонеж " поддержал решение архиепископа Евсевия. Православный богослов Оливье Клеман выступил в защиту иконописца в парижской газете  " Монд " . Священник Романо Скальфи обратился с письмом к патриарху Алексию, в котором указывал, что, совершая мессу в православном монастыре, не подразумевал " нарушать канонические правила " , а желал " преодолеть те болезненные разделения, которые еще существуют между двумя нашими Церквами " . Сам архимандрит Зинон указывал на прецеденты экуменической евхаристии, совершавшейся с благословения Московской Патриархии. В частности, в интервью редактору журнала " Континент " И. Виноградову (Континент, о. Зинон сказал: " В Троице-Сергиевой Лавре, еще когда я сам там жил при патриархе Пимене, была специально отведена Смоленская церковь для католических богослужений... бенедектинский монах в Псково-Печерском монастыре в 1979 году в субботу первой седмицы Великого поста лично у меня на глазах причащался из одной чаши вместе с о. Иоанном Крестьянкиным, с наместником и со всеми почтенными старцами, и никакого скандала никогда изза этого не бывало " . В настоящее время архимандрит Зинон по-прежнему запрещен в священнослужении. Живет в деревне Гверстонь в пятидесяти километрах от Пскова возле самой русско-эстонской границы. Он отказался от контактов с внешним миром, никуда не выезжает (слухи о том, что он много времени проводит за границей, не подтвердились), не принимает посетителей, отказывается от контактов с прессой. Настоящее интервью – исключение.

http://religare.ru/2_26637_1_21.html

Эта речь произнесена была Евсевием – по Гарнаку – «не позднее 315 года», «вероятно в 314 г.», – по Швартцу – около 317 года 30 . Следовательно, уже в это время Павлин был не только полноправным, но и престарелым епископом тирским. Но если старец-епископ нуждается в помощнике, то в таковые ему выбирают не другого старца, а человека сравнительно молодого. Предполагать же вместе со Швартцем, что Евсевий разумеет здесь не Павлина, а Зинона, т.е. заподазривать точность сохранившегося надписания панегирика, можно бы было только располагая на то принудительно вескими основаниями. А их не только не имеется, но и все говорит за то, что, если Евсевий кесарийский говорил речь какому-то епископу тирскому, то это мог быть только Павлин. Ведь именно Павлину, как этого не оспаривает и Швартц, Евсевий посвятил 10-ю книгу своей церковной истории 31 . И по его же просьбе написаны им и ему посвящены 4 сочинения по географии Палестины (и вообще Библии ) 32 . Об отношении же Евсевия к Зинону тирскому нам решительно ничего не известно. – нем он не упоминает вовсе ни в Церковной Истории, ни в других своих сочинениях. Но этого вероятно не случилось бы, если бы Зинон был действительно преемником Тиранниона и предшественником Павлина. Что на палестинском соборе (у Созомена I, 15 11 ) Павлин тирский принимал участие, как полноправный епископ, в этом не может быть никакого сомнения. Созомен ведь не даром и здесь и в II, 19 ставит его имя на первом месте: он был очевидно председателем этого собора. Но пресвитер, заместитель епископа или епископ-викарий, каковы бы ни были его личные качества, в то время не мог быть председателем собора, тем более, что собор состоялся не в Тире, а вероятно в Кесарии, и председательствовать должен бы был на нем Евсевий. Честь, предоставленная здесь Евсевием Павлину, понятна лишь в том случае, если Павлин был именно тот старец, которому Евсевий говорил свой панегирик в 314–317 гг. И если Зинон действительно, как это предполагают Швартц, Тилльмон и Ван-Босх, уже в 320–4 гг. был так стар и немощен, что нуждался в помощнике, который присутствовал за него и на палестинском соборе, то как же объяснить то, что этот якобы дряхлый старец, для которого даже и путешествие в Кесарию или Антиохию было тягостно, является сам на собор в далекую Никею, а не посылает туда своего заместителя 33 . Если допустить, что сам Зинон не был решительным сторонником Ария и сначала полагался на Павлина, потом разуверился в нем и сам поехал в Никею, то как объяснить его отсутствие на православном антиохийском соборе года]? Ведь Павлин свое направление достаточно выказал на соборе палестинском. И если Зинон стал решительно на сторону Александра, то как он мог допустить, что Павлин стал его преемником?

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Память преподобного Зинона Сей блаженный отец наш Зинон происходил из Понта [ 1 ]; оставив здесь огромное богатство, он напоялся источниками учения святого Василия Великого [ 2 ], орошавшими Каппадокию, и принес плоды, достойные сего учения. Он служил при дворе императора Валента [ 3 ] в числе воинов, с которыми посылались царские грамоты; по смерти этого государя, Святой Зинон отверг богатство и почетное звание и поселился в одну гробницу [ 4 ], находившуюся в горе, близ Антиохии, и здесь жил в уединении, очищая душу. У святого отшельника не было никакого имущества, кроме ветхого рубища, в которое он одевался; пищу получал Святой Зинон от одного из знакомых, который доставлял ему один небольшой хлебец на два дня, а воду он носил себе сам издалека. Являясь примером глубочайшего смирения, преподобный Зинон в исполнении иноческих подвигов достиг высокого совершенства; сорок лет провел он в постничестве, приходя каждый воскресный день в Святой храм, где слушал Божественное Слово, преклонял слух свой к поучениям проповедников, и приобщался Святых Христовых Таин; после того преподобный возвращался в свое убежище, не имевшее ни замка, ни сторожа, потому что оно недоступно было для злодеев и совершенно безопасно. Спустя некоторое время по удалении своем из мира, преподобный послал одного из знакомых к себе на родину продать имущество, оставшееся после родителей его и выдать его брату принадлежавшую ему часть. Исполнив это, посланный доставил святому его долю; из нее преподобный Зинон стал благотворить неимущим; когда же почувствовал приближение кончины, то пригласил к себе антиохийского епископа Александра [ 5 ] и сказал ему: — Так как я призываюсь к отшествию из этой жизни, то завещаю тебе: что мог я роздал сам, как казалось мне лучше; это же остальное не успел раздать и назначаю распорядителем сего тебя, призывая Бога в свидетели. После того, облобызав святителя, блаженный предал душу свою Богу. Память 31 января Страдание святых чудотворцев и бессребреников Кира и Иоанна и святой мученицы Афанасии и трех дочерей ее Феоктисты, Феодотии и Евдоксии

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

К этому времени Осий Кордубский съездил в Александрию, убедился, что в догматическом споре вполне прав был св. Александр, что учение Ария нечестиво, и он вместе со своими последователями вполне заслуженно низложен собором египетских епископов, и повлиял в этом смысле и на императора Константина. После этого Евсевий никомидийский, повидимому, утратил свое преобладающее влияние при дворе. В это время и в Антиохии сторонники св. Александра александрийского собрались с силами и возвели на антиохийскую кафедру убежденного сторонника св. Александра, верийского епископа Евстафия, к которому Александр, еще как к епископу верийскому, обращался с особым посланием, аналогичным с « φλαρχος». Вскоре после избрания Евстафия и, вероятно, по его инициативе и состоялся в Антиохии тот собор из 55 –56 епископов, послание которого к Александру фессалоникскому недавно открыто Э. Швартцем. – Собор высказался самым решительным образом в пользу св. Александра александрийского и против Ария, написал исповедание веры совершенно в духе учения св. Александра с анафематизмом на главные арианские положения и даже отлучил от общения трех выдающихся епископов, не соглашавшихся в этом отношении с большинством членов собора: Феодота Лаодикийского, Наркисса нерониадского и знаменитого историка Евсевия кесарийского . Из этих трех епископов только один Евсевий упоминается у Созомена I, 15 [=Савина] в качестве одного из главарей палестинскаго собора 323 года, сделавшего так много для Ария. Присутствовали на этом антиохийском соборе и 12 палестинских епископов и 4 финикийских; но Патрофила скифопольского и Зинона тирского мы не встречаем на нем. Отсутствие Патрофила вполне понятно. Он, вероятно, предвидел, чем этот собор окончится, и не пожелал ни изменять своим убеждениям, ни подвергаться, хотя бы и временному, отлучению. Но почему не явился Зинон? – Возможно одно из двух: или и он не был решительным сторонником св. Александра (послание к нему Александра не доказывает, что Зинон с самого начала был на его стороне: ведь Александр писал особое послание и к Евсевию кесарийскому ), или же у него было много дел у себя в Тире: если Зинон был на стороне св. Александра, то положение его в Тире в качестве преемника Павлина было не из блестящих: Павлин был епископ влиятельный, у него было, конечно, и в Тире много сторонников, и Зинон мог опасаться, что с отъездом его в Антиохию в Тире возникнут волнения, и дело дойдет – чего доброго! – пожалуй и до хиротонии другого епископа тирского из числа евсевиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

постигают уже преуспевших и стяжавших дары Св. Духа подвижников. Прп. Аммон высказывает уверенность, что без И. душа не может развиваться в добродетели: «Если не нападает на вас искушение, явное или тайное, то не можете вы продвинуться [в своем духовном преуспеянии] сверх меры, [уже достигнутой] вами» ( Ammon. Ep. 4. 1). По мысли прп. Аммона, если христианин получает от Бога некое благословение, то неизбежно его постигают диавольские И. с целью лишить его этого дара, человек же должен потрудиться, чтобы его сохранить (Ibidem). Ссылаясь на Притч 3. 12 -«кого любит Господь, того наказывает»,- прп. Аммон уточняет, что И. подвергаются только верные чада Божии, к-рых Господь хочет закалить в вере и утвердить в добродетели (Ibid. 4. 3), поэтому само наличие И. должно ободрять подвижника (Ibid. 4. 7). Источник И. прп. Аммон обозначает предельно четко: «Кто передает человека диаволу?- Дух Божий. Ведь невозможно диаволу искушать верного, если его не передает Сам Бог» (Ibid. 7. 4). И. постигает подвижника только тогда, когда Св. Дух, неотступно оберегающий души всех христиан (Ibid. 2. 1), оставляет душу на время: «В начале Дух дарует праведникам, видя сердца их чистыми, радость для духовного делания. А когда эта радость и сладость даруются, тогда Дух отходит и оставляет их, и это есть знак Его» (Ibid. 4. 4.). Бог делает это для того, чтобы испытать постоянство в уповании на Него. По прошествии же нек-рого времени, если аскет не ослабевает в молитве, посте и самоотречении, то Дух возвращает ему прежние дары в большей мере (Ibidem). Т. о., по мысли прп. Аммона, И. являются частью Божественной педагогики в отношении подвижников. Основными средствами успешного преодоления И. преподобный называет терпение и постоянную молитву (Ibid. 4. 2). Особое значение прп. Аммон придает безмолвию (συχα) (Ibid. 1. 1-4), которое открывает в человеке дар различения (δικρισις), «чтобы научиться ясно видеть и различать во всем добро от зла», особое духовное видение (Ibid. 3. 1-2), позволяющее уклоняться от всех соблазнов.

http://pravenc.ru/text/674970.html

Аммон сначала едва верил, чтобы Святой мог узнавать тайны сердца, и с недоумением спрашивал Авзония, может ли быть, чтобы Бог давал людям такую благодать, и есть ли на то доказательства в священных книгах? Но скоро разрушились все его недоумения. Однажды ночью Аммон вышел из своей келлии, вдруг слышит он, что зовет его Феодор. Хотя Аммон был в одном только литоне, но он пошел на голос Аввы. Феодор делал выговор одному брату за то, что уступает внушениям дьявола. Феодор так ясно излагал помыслы искушаемого брата, что тот, пораженный его прозорливостью пал к его ногам, и умолял испросить ему от Бога прощение. Чрез четыре месяца этот брат ушел в мир, но вскоре скончался, не прожив и году 420 . Аммон потом вместе со Святым пошел в Тавенну, где Феодор исцелил отравившуюся ядом женщину 421 . Несколько времени спустя св. Феодор возвратился в Пабау, где взял с собою около ста двадцати иноков, чтобы идти на остров Нила собирать тростник, из коего плели рогожи. Он оставался там много дней и по вечерам не оставлял предлагать им духовную беседу, как делал сие в монастыре. В среду, в то время, как он произносил сию беседу, две ехидны ползали у его ног. Не прерывая беседы, Феодор стал на них ногою и держал так их до конца беседы, после сего он велел их убить. Потом он сказал братии, что ему явился Ангел и открыл, что одного инока в Пабау нужно выслать из монастыря за худую жизнь. Силуан, начальник общины из двадцати двух братьев, имевший своим помощником Линуфона и Макария брата Феодора одним из своих подчиненных, принял эти слова за тщеславие; но вследствие страшного явления тотчас же поражен был параличом и только молитвами Феодора Александрийского, Пекузия, Псамфия, Псенфаисия, Елуриона и Исидора, иноков, преуспевших в добродетели и уважаемых в монастыре, возвращен был к жизни 422 . Немного спустя 423 пришел в Пабау Св. Феодор, и поговорив с братиями, он просил их подождать его несколько на том месте, где они были, а сам с двумя братиями пошел в трапезную. Там остановил он молодого монаха, которого Ангел повелел ему выгнать из монастыря. После тщетного убеждения признаться во грехах Феодор разоблачил все тайные изгибы души сего инока. Пристыженный обличением инок сам ушел из монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Евхаристии. Большая закоренелость в заблуждении понуждала и к более длительному молитвенному подвигу. От неизвестных нам по имени подвижников перейдем к лицам, хорошо нам знакомым, и удостоверимся чрез их собственный опыт в том, что первым средством, к которому следует обращаться для разрешения недоуменных вопросов веры – есть молитва. «Некоторые братья, – повествует одно древнее сказание, – предложили св. Антонию Великому слова из книги Левит. Антоний пошел в пустыню, и за ним тайно последовал Аммон, знавший его обыкновение. Отошел далеко Антоний, стал на молитву и громким голосом воззвал; «Боже! Пошли Моисея изъяснить мне слова сии». И Аммон слышал, что голос стал говорить с ним, а силы слов не понял» 378 . Итак, по словам Аммона, человека очень близкого к преп. Антонию, последний имел обыкновение искать в молитве вразумления Божия в случае приключавшихся недоумений, когда последние, как видите, относились и к частному, может быть, не очень существенному, вопросу веры. А вот еще два в высшей степени поучительных примера, призывающих нас к признанию молитвы, этой, по общецерковному сознанию, – «царицы добродетелей» 379 , главным путем к истине среди тьмы заблуждений, окутывающих нас и вплетающихся в нашу жизнь. Вы слышали, надеюсь, мои дорогие, о св. Пахомии Великом , современнике св. Антония Великого (св. Антоний родился в 251 г., а св. Пахомий около 292 г.). Он положил начало общежительному иночеству, за что был весьма восхваляем св. Антонием, основателем и представителем отшельничества. У св. Пахомия был удивительный по жизни и необычайным духовным дарованиям ученик – преп. Феодор, о котором много поразительных вещей сообщает достоверный свидетель его деяний, живший с ним много лет, Аммон, впоследствии епископ. Феофил, папа Александрийский, просил названного Аммона сообщить, что известно ему о жизни преп. Феодора, и Аммон епископ написал папе большое письмо «о житии и делах Пахомия и Феодора». Небольшую, но поучительную и душеполезную выдержку из этого письма я и предложу вам сейчас, друзья мои.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Ссудив чем-либо по возможности твоей бедного брата – деньгами или одеждой – и видя, что он не в состоянии отдать, не огорчай его, не требуй настоятельно возвращения данной вещи ( 82, 169 ). Если брат сварит пищу, и сварит ее не очень хорошо, то не скажи, что он сварил плохо. Таким отзывом нанесешь вред душе своей. Подумай, как тяжело было бы тебе выслушать подобный отзыв от другого, и успокоишься ( 82, 177 ). Путешествуя вместе, обращайте внимание на того, кто немощнее других; оказывайте ему снисхождение, когда ему нужно будет посидеть немного или вкусить пищи прежде назначенного часа ( 82, 178 ). Не уязвляй совести ближнего и стяжаешь смиренномудрие ( 82, 202 ). Милость сердца обнаруживается прощением обид и оскорблений. Преподобный авва Исаия ( 82, 217 ). Покрой согрешающего, если это не приносит тебе вреда; этим ты ободришь его к покаянию и исправлению, а тебя будет поддерживать милость твоего Владыки. Немощных и опечаленных сердцем утверди словом и всеми средствами, находящимися в твоей власти, и та Десница, которая носит все, будет поддерживать тебя ( 82, 280 ). На всех изливай милость твою, и от всех будь далек по телу. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 280 ). Сколько имеешь силы, потрудись избавить ближнего от греха его, не укоряя его за грех; и Бог не отвращается от обратившихся к Нему... Авва Иперхий ( 82, 283 ). Просил авва Феодор Фермейский наставление у аввы Памво. После продолжительного молчания Памво сказал Феодору: «Феодор! Иди, стяжи милость и получишь дерзновение пред Богом». Авва Памво ( 82, 347 ). Один великий старец, если приходили к нему за назиданием, говорил с дерзновением: «Вот я принимаю на себя лицо Бога и сажусь на престол Суда. Чего желаешь ты? Скажешь: «Помилуй меня». Отвечает тебе Бог: «Если ты хочешь, чтобы Я помиловал тебя, – помилуй сам братьев твоих, и Я помилую тебя. Если ты хочешь, чтобы Я простил тебя, – ты прости ближнему твоему». За Богом ли дело? Нет, за нами; мы должны пожелать спасения» ( 82, 501–502 ). Однажды авва Аммон пришел к инокам, чтобы разделить с ними трапезу. Одного из братий этого места посещала женщина. Это стало известно прочим братьям; они смутились и, собравшись на совещание, решили изгнать брата. Узнав, что епископ Аммон находится тут, они пришли к нему и просили его, чтобы и он пошел с ними для осмотра келлии брата. Узнал об этом брат тот и скрыл женщину под большим деревянным сосудом, обратив сосуд дном кверху. Авва Аммон понял это и ради Бога покрыл согрешение брата. Придя со множеством братий в келлию, он сел на деревянном сосуде и приказал обыскать келлию. Женщину не нашли. Авва Аммон сказал братиям: «Бог да простит вам согрешение ваше». После этого он помолился и велел всем выйти. За братиею пошел и сам. Выходя, он милосердно взял за руку обвиненного брата и сказал ему с любовью: «Брат! внимай себе» ( 82, 64–65 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Что пророчества относительно запустения Аммона доходят до последних дней, явствует из предсказания, что Аммону должно оставаться в вечном запустении. «Рабба сынов Аммоновых сделается бугром опустошения, – и тогда овладеет Израиль владевшими им, говорит Иегова. Но после того возвращу плен сынов Аммоновых, говорит Иегова» 450 . Так вот какая судьба ожидала Аммон. В последней главе откровения Иоанна Богослова писано в видении как о новой земле, так и о новом небе, «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя». О нем Исаия свидетельствовал. «И произойдет отрасль от усеченного древа Иессеева, и ветвь от корней его принесет плод. – Он жезлом уст Своих поразит землю. – Земля будет наполнена видением Иеговы, как водами покрыто дно морское. – И поднимет знамя язычникам, и соберет разогнанных сынов Израиля, и рассеянных дщерей Иуды созовёт от четырех концов земли. Они прострут руку свою на Едома и Моава, и сыны Аммона будут послушны им» 451 . Относительно Аммона было пророчеством «Сын человеческий, обратись лицом своим к сынам Аммоновым и изреки на них пророчество. И отдам Раббу на стойло верблюдам, и землю сынов Аммоновых на пажить овцам. За то вот Я простру руку мою на тебя и отдам тебя на расхищение народам и истреблю тебя из числа народов и изглажу тебя из числа земель; погублю тебя, чтоб имя Аммонитян не упоминалось среди народов. Аммон будет разорен вовек» 452 . Аммон должен был быть предоставлен на разорение язычникам, быть разрушен и сделаться местом вечного запустения. «Вся эта страна, прежде столь многолюдная и цветущая, теперь обращена в обширную пустыню 453 . Во всех направлениях видны развалины. Этой страной, бывшей долго под властью сарацин, теперь вполне обладают бедуины, которые пасут в ней свои стада. Насилия турок и грабительства арабов содержат ее в постоянном запустении и обращают ее в добычу язычников. «Самая большая часть страны необитаема, будучи предоставлена кочующим арабам, а города и деревни находятся в состоянии совершенного разорения» 454 . На каждом шагу находятся следы древних городов, остатки многих храмов, публичных зданий и греческих церквей 455 . «Города опустошены». Многие из развалин не представляют никакого интереса. Они состоят из немногих стен жилых домов, груд камней, оснований некоторых публичных зданий и немногих заваленных цистерн; здесь нет ничего целого, но, кажется, что самый образ построения был очень прочен, ибо все остатки состоят из широких камней. – По соседству Аммона есть плодоносная равнина, усеянная низкими холмами, которые большей частью покрыты развалинами» 456 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Петр Монг внес имя Акакия в диптихи и дал ему обещание разослать синодики предстоятелям Церквей. В К-поле это сочли достаточным для восстановления церковного общения ( Liberat. Breviar. 17). Очевидно, имп. Зинон решил поддержать обвинения, выдвинутые против И. Т. ввиду перспективы церковного объединения на Востоке, к-рое было одним из насущных политических вопросов. Объясняя свое решение папе Симплицию, имп. Зинон обвинил И. Т. в махинациях с целью получить Александрийскую кафедру, в нарушении клятвы, данной им в присутствии императора. Зинон заявил, что восстановление Петра Монга на Патриаршем престоле находится в полном согласии с желанием александрийцев и способствовало достижению единства Церкви ( Simplicius, papa. Ep. ad Zenonem//PL. 58. Col. 57-58). Патриарх Акакий в переписке с Римом неоднократно подчеркивал, что принял в церковное общение Петра Монга, исполняя желание императора и ради единства Церкви ( Liberat. Breviar. 17). По сведениям Либерата, распоряжение Зинона о восстановлении Петра Монга на Патриаршем престоле привез в Александрию егип. мон. Аммон (Ibid. 18). Однако, по всей видимости, он был лишь первым вестником. Офиц. лицом, которому было поручено обнародовать «Энотикон» в Александрии и восстановить Петра Монга, стал новый эпарх Пергамий ( Zach. Rhet. Hist. eccl. V 7; Evagr. Schol. Hist. eccl. III 13). Не дожидаясь его прибытия, несмотря на уговоры правосл. паствы, И. Т. бежал из Александрии в Антиохию вместе с прежним эпархом Феогностом, надеясь найти поддержку у магистра Илла. И. Т. фактически был признан законным патриархом в Риме, вероятно, в кон. весны 482 г., после того как его курьеры пресв. Исидор и диак. Петр доставили туда его послание. Вскоре в Риме получили сакру имп. Зинона о восстановлении Петра Монга и имп. послание (см. выше). В этой ситуации основной целью Папского престола было утверждение преемства правосл. иерархии в Александрии. 15 июля 482 г. папа Симплиций написал письмо патриарху Акакию, в котором выразил недоумение в связи с реабилитацией ранее осужденного в К-поле Петра Монга.

http://pravenc.ru/text/469606.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010