26 авг. 1785 г. имп. Екатерина II подписала указ, по которому старообрядцам разрешалось селиться между левым берегом Днепра и Перекопом. Согласно ордеру кн. Потёмкина 27 авг. того же года поселенцы получали материальные выгоды и в числе прочего - право на строительство каменных церквей, мон-рей, отправление богослужений по старопечатным книгам. Общину старообрядцев возглавил архим. Иоасаф (Там же. С. 1; Моисеенкова. 1996. С. 199; Бельский. 1999. С. 78). Он род. в 1743 г. в Стародубе Северском, в 1769 г. в Покровском старообрядческом монастыре Новгорода-Северского пострижен в монашество, подвизался на Афоне, в 1781 г. рукоположен во диакона и иерея, в 1782 г. в Иерусалиме патриархом Антиохийским Даниилом возведен в сан архимандрита и направлен в Россию для сбора пожертвований. Синод РПЦ признал Иоасафа в сане архимандрита, наделил его св. миром и Св. Дарами и разрешил к священнослужению для старообрядцев по старопечатным книгам (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5385). Церковь во имя свт. Иннокентия Иркутского мон-ря Корсунской иконы Божией Матери. 1888 г. Фотография. 2009 г. Церковь во имя свт. Иннокентия Иркутского мон-ря Корсунской иконы Божией Матери. 1888 г. Фотография. 2009 г. В 1787 г. архим. Иоасаф прибыл в Екатеринославскую епархию, где представился новому архиерею, архиеп. Екатеринославскому и Славянскому Амвросию (Серебренникову) . Поскольку земля под мон-рь уже была выделена близ с. Б. Знаменка, архиеп. Амвросий направил строителя в С.-Петербург для утверждения в настоятельской должности. По возвращении из столицы в том же году архим. Иоасаф подал архиеп. Амвросию прошение на строительство для мон-ря деревянной церкви и келий для братии, на что 31 дек. получил грамоту (Там же. С. 3; Бельский. 1999. С. 79). 18 окт. 1791 г. указом Екатеринославской духовной консистории в С.-Петербурге архим. Иоасаф был утвержден настоятелем в сане игумена, мон. Дорофей возведен в сан иерея, мон. Серапион - в сан диакона для служения в старообрядческом мон-ре. Первоначально монашествующие обосновались в урочище Карай-Дубина (ныне с. Бережанка Верхнерогачикского р-на Херсонской обл.), но в 1788 г. выяснилось, что эти земли принадлежат кн. Вяземскому. Игум. Иоасаф обратился к большезнаменским поселянам, и те неохотно выделили под строительство мон-ря урочище Мамай-Сурка. В 1790 г. деревянный храм в честь Корсунской иконы Божией Матери был построен, но в 1792 г. он сгорел. В 1795 г. была возведена новая Корсунская ц. с приделом свт. Иоанна Златоуста, а монастырская часовня обращена в церковь и освящена во имя свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/2458759.html

Вениамин Сахновский 1739–1742 Варлаам Скамницкий 1743–1748 Антоний Илляшевич 1748–1755 Варфоломей Любарский 1758–1774 Лаврентий Баранович 1744–1796 Епископы Вятские и Слободские: Амвросий Я ковлев-Орлин 1796–1804 Серафим Глаголевский 1804–1805 Гедеон Ильин-Замацкий 1805–1817 Амвросий Рождественский 1817–1822 Павел Павлов (Морев) 1823–1827 Кирилл Богословский-Платонов 1827–1832 Иоанникий Образцов 1832–1835 Нил Исакович 1835–1838 Неофит Соснин 1838–1851 Εлпидифор Бенедиктов 1851–1860 Агафангел Соловьев 1860–1866 Христофор Еммаусский 1866 Апполос Беляев 1866–1885 с 1880 года архиепископ Макарий Миролюбов 1885–1887 Сергий Серафимов 1887 Глазовское викариатствоУчреждено в 1889 году. Епископы (в Вятке): Никон Богоявленский 1889–1893 Симеон Покровский 1893–1894 Варсонофий Курганов 1894 Сарапульское викариатство Учреждено в 1868 году. 28 Епископы (в Вятке): Геннадий Левицкий 1868–1872 Палладий Пьянков 1872–1877 Павел Вильчанский 1878 Нафанаил Леандров 1878 Тихон Донебин 1882–1886 Никон Богоявленский 1888–1889 Епископы (в Сарапуле): Афанасий Пархомович 1889–1891 Анастасий Опоцкий 1891–1893 Алексий Соболев 1893 Донская Учреждена в 1829 году. Кафедра в Новочеркасске. Архиепископы Новочеркасские и Георгиевские: Афанасий Телятьев 1829–1842 с 1830 года архиепископ Донские и Новочеркасские: Игнатий Семенов 1842–1847 Иоанн Доброзраков 1847–1867 Платон Городецкий 1867–1877 Александр Добрынин 1877–1879 Митрофан Вицинский 1879–1887 Макарий Миролюбив 1887–1894 Донат Бабинский-Соколов 1894 Екатеринбургская Учреждена в 1885 году. 29 Каферда в Екатеринбурге. Епископы Екатеринбургские и Ирбитские: Нафанаил Леандров 1885–1888 Кирилл Орлов 1888 Поликарп Розанов 1888–1891 Афанасий Пархомович 1891 Екатеринославская Учреждена в 1775 году. 30   Архиепископы Славянские и Херсонские: Евгений Булгари 1775–1779 Никифор Феотоки 1779–1786 Архиепископы Екатеринославские и Херсонские: Амвросий Серебренников 1786–1793 Гавриил Бонулеско (Бодони), митроп. 1793–1799 Архиепископы Екатеринославские, Херсонские и Таврические:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В монастыре в начале века находились два ковчега с частицами мощей святых угодников. Однако главной святыней монастыря была чудотворная икона Скорбящей Божьей Матери, которая именовалась " Упование всех концов земли " . Икона эта была написана в 1821 году на стене в среднем ярусе колокольни иноком Даниилом Московченко. К образу этому приходили многие больные, для которых возле него служились молебны с водоосвящением. Известно также, что находившиеся в монастыре нетленные мощи архиепископа Амвросия Серебренникова и епископа Афанасия Вольховского подавали благодатное исцеление всем с верою просящим у них помощи. С первых лет Советской власти, в соответствии с многочисленными декретами, производилось изъятие золотой и серебряной церковной утвари. За период с 1917 по 1919 год был практически полностью вырублен знаменитый монастырский дубовый лес. Во время немецкой оккупации Полтавы летом 1918 года при монастыре была открыта небольшая амбулаторная больница. В 1923 году монастырь был закрыт. В помещениях монастыря разместились клуб поселка железнодорожников и губернский архивный склад. С 1933 года и до конца 30-х годов в монастыре размещалась детская трудовая колония для сирот и беспризорных. В конце 1930-х годов бывшие келии монастырю были Полтавскому государственному педагогическому институту и в них были оборудованы общежитие, столовая и квартиры для преподавателей. Во время немецкой оккупации 1942-1943 гг. община монахинь получила разрешение открыть в уцелевших помещениях женский монастырь. В послевоенные годы монастырь начал постепенно отстраиваться за счет церкви и частных пожертвований. В ноябре 1958 года Полтавский облисполком принял решение о ликвидации Полтавского Крестовоздвиженского монастыря и передаче его помещений Полтавскому государственному педагогическому институту. 48 монахинь и основное имущество монастыря были вывезены 8 июля 1960 года в Лебединский Николаевский монастырь (Черкасская область), а монахинь разместили по домам престарелых или передали родственникам. Решением местной власти со всех монастырских зданий были сняты кресты. В 1980-е годы было окончательно уничтожено монастырское кладбище, на котором были похоронены многие выдающиеся полтавчане и простые жители города.

http://sobory.ru/article/?object=11933

В соответствии этому заслуживают внимания высказанная в авг. 1787 г. и непонятая старообрядцами «согласниками» черниговских посадов готовность екатеринославского архиепископа Амвросия (Серебренникова) посвятить для них священника «без дальних уговоров» 26 и действия присланного в 1788 г. из С.-Петербурга в Стародубке священника Андрея Иоаннова Журавлева «по изустному от Св. Синода благословеннию». 27 Епископ Тихон (Малинин), состоя на воронежской кафедре, 7 февраля 1785 г. предоставил старообрядцам г. Черкасска, согласно прошения их от 1783 г., право входа в православные церкви и совершения для них треб по старопечатным книгам и в том же году такое распоряжение распространено на других склонных к сему, старообрядцев войска донского: а 20 февраля 1790 г. уже перемещенный в тверскую епархию, он наложил резолюцию на прошение новоторжских поповцев, присоединившихся к церкви: «Благословляю освятить церковь . По солнцу ходить или против солнца, то почитаю за равное» 28 . В августе 1790 года чрез Св. Синод беспрепятственно проходит представление екатеринославского преосвященного Амврсия об освящении построенной старообрядцами Таврической области церкви в учрежденном ими Корсунском монастыре об определении туда настоятеля и рукоположении для нее двух священнослужителей 29 . Но тот же архиепископ вскоре по кончине кн. Потемкина (в октябре 1791 г.), в январе 1792 г., вынужден был писать графу Платону Александровичу Зубову: «Из прилагаемого при сем от преосвященнейшего Гавриила, митрополита новгородского, ко мне письма (разумеется, очевидно, отношение от 28 января 1787 г.) 30 изволите усмотреть, что благоугодно было ее величеству повелеть старообрядцам по их прошениям давать священников. Исполняя сию высочайшую волю, нахожу полезным, чтобы дозволить им также и церкви строить; о чем хотя и относился я к тому же преосвященнейшему новгородскому, но никакого не получил ответа; покойный светлейший князь дозволял им то делать сам по сношению со мной. Покорнейше прошу ваше сиятельство войти в дело сие и исходатайствовать высочайшее на то повеление» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/edinover...

По возвращении в Россию с 1766 г. служил в сане архимандрита настоятелем мон-рей Новгородской епархии: Вяжищского, Валдайского Иверского (с 1770) и Юрьева (с 1775). 24 янв. 1783 г. еп. Виктор «отправился для посещения епархии» в Каргополь. 22 сент. 1783 г. назначен епископом Владимирским и Муромским. Последним епископом Олонецким и Каргопольским стал ректор Новгородской ДС архим. Амвросий (Серебренников). Его архиерейская хиротония состоялась 26 дек. 1783 г. Уже 1 янв. следующего года в присутствии императрицы он произносил новогоднюю проповедь в Большом соборе Зимнего дворца. 18 марта 1784 г. ему велено иметь пребывание в С.-Петербурге. В 1784-1785 гг. еп. Амвросий неоднократно проповедовал в придворных церквах, в т. ч. в день именин императрицы. В марте 1784 г. он безуспешно пытался предотвратить самосожжение старообрядцев (до 50 чел.) в дер. Фофановской Ребольского погоста Повенецкого у., командировав для их увещания, «яко к тому способного», протопопа петрозаводского Петропавловского собора Григория Фёдорова. Однако «скопище раскольническое» сожгло себя до приезда увещевателя. При еп. Амвросии, в 1784 г., Олонецкая провинция была преобразована в наместничество и объединена с Архангельским наместничеством под управлением Архангельского и Олонецкого генерал-губернатора Т. И. Тутолмина. В дек. 1784 г. епископ находился в Петрозаводске для участия в мероприятиях, связанных с открытием Олонецкого наместничества, 1-м правителем к-рого был Г. Р. Державин . Епископ служил торжественные литургии в Петропавловском соборе и говорил «приличные сему проповеди» 15 дек. (в день приведения к присяге прибывших для выборов дворян) и 17 дек. (в день открытия губ. присутственных мест). 28 нояб. 1786 г. по усмотрению Екатеринославского и Таврического генерал-губернатора кн. Г. А. Потёмкина еп. Амвросий был назначен епископом Славянской и Херсонес-Таврической епархии, переименованной при этом в Екатеринославскую и Херсонес-Таврическую, с возведением в сан архиепископа. Ему предстояло готовиться к встрече императрицы, в янв.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

Алексеев Никита 258, 259 Алексеев Петр, прот. 4, 314 Алексеев Сергий, свящ. 434 Алексий, митроп. 31, 32, 41, 49, 50, 51, 52, 53, 63, 77, 87, 88, 90, 105, 106, 128, 147, 169, 216, 291, 292, 294, 378, 450 Алексий Буй, епископ 439 Алексий Готовцев, епископ 428 Алексий Дородницын , архиеп. 395 Алексий Кутепов, архиеп. 451 Алексий Пантелеев, епископ 445 Алексий Раифский, иером. 353 Алексий Симанский, патриарх 412, 417, 420, 430, 433, 434, 435, 441, 442, 443, 444, 445, 446, 447, 448, 464, 474, 475, 481, 482, 485, 487, 488 Алексий II, Ридигер, патриарх 448 Алексий, архиеп. 487 Алексий, епископ 438 Алексий, священник 122, 123 Алексий, игумен 73 Алексий, старец 326, 380 Алексий Михайлович, царь 158, 170, 182, 184, 185, 186, 187, 190, 193, 198, 199, 206, 212, 213, 219, 220, 221, 225, 252, 255, 261, 283, 296, 331 Алексий Николаевич, царевич 352,376, 393, 399 Алексий, царевич 262, 269 Алексий (Ольгерд), князь 136 Алипий Печерский, преп. 95 Алипий Шутов, епископ 351 Алипий, архиеп. 493, 494 Алипий, епископ 351 Алипий (Алимпий), иконописец 100 Алипий, инок 99 Амвросий, митроп. 320, 351 Амвросий Зертис-Каменский, архиеп. 274 Амвросий Ключарев , архиеп. 282, 298, 317 Амвросий Оптинский , старец 336 Амвросий Орнатский , епископ 315 Амвросий Подобедов , митроп. 276, 277, 306, 325, 355 Амвросий Серебренников, архиеп. 349 Амвросий Серебряков, архиеп. 373 Амвросий Юшкевич, архиеп. 272, 305 Амвросий, архиеп. 271, 272 Амвросий, еп. 4, 351 Амвросий Орнатский , архиеп. 4, 281 Амос, протопоп 171,175 Амурат, султан 153 Амфилохий, епископ 485 Амфитеатров Я., проф. 317 Анастас, поп 15, 33 Анастасий Братановский, епископ 315 Анастасий Грибановский , архиеп. 284, 285, 352, 380, 381, 468, 469, 470, 471, 473, 474, 476, 487, 490, 492 Анастасий Синаит 115 Анастасий, иером. 394 Анастасия Николаевна, княжна 399 Анастасия Ольшанская, княгиня 145 Анастасия(Рогнеда) 98 Анастасия Романовна 150 Анастасия (жена вел. кн. Симеона Иоанновича) 136 Анатолий, епископ 430 Анатолий Оптинский , старец 336 Андреев И. , проф. 494

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

46 . ПАРФЕНИЙ Сопковский, 10 Февраля 1756 года определён, а 18 Февраля произведён из Иеромонахов и Префектов. 23 Апреля 1758 года переведён в Хутынь монастырь с поручением ему и сего Антониевского. Наконец, был Епископом Смоленским. 47 . СИМОН Лагов, из Иеромонахов и Префектов определён 28 Декабря 1758 года, а произведён 1 Января 1759 года. В Августе 1761 года переведён в Кирилло-Белоезерский монастырь. Наконец, был Архиепископом Рязанским. 48 . ЛАВРЕНТИЙ Баранович, 10 Сентября 1761 года определён, а 15 Января 1762 года произведён из Иеромонахов и Префектов. В Июле 1767 года переведён в Хутынь монастырь. Наконец, был Епископом Вятским. 49 . АФАНАСИЙ I Анфиногенов. 15 Июля 1767 года, из Иеромонахов и Префектов. Скончался 26 Февраля 1768 года и погребён в паперти соборной церкви. 50 . ДОРОФЕЙ, 19 Марта 1768 из Ректоров Псковской Семинарии и Архимандритов Святогорского монастыря. 4 Октября 1770 года переведён в Свияжский Богородицкий монастырь. 51 . ТРАНКВИЛЛИН, 4 Октября 1770 года определён, а 22 произведён из Иеромонахов и Префектов. В Январе 1774 года переведён в Зеленецкий монастырь, а оттуда – в Вятку Ректором, и там скончался, будучи Архимандритом Трифонова монастыря и Ректором Семинарии. 52 . ТАРАСИЙ II Вербицкий, в Январе 1774 года из Ректоров Киевской Академии и Архимандритов Братского монастыря. Того же года в Июле переведён в Хутынь монастырь. 53 . ФЕОФИЛ Раев, 18 Июля 1774 года, из Иеромонахов и Префектов. В Июле 1782 года переведён в Хутынь монастырь. Ныне Епископ Тамбовский. 54 . АМВРОСИЙ I Серебренников, 16 Июля 1782 года определён, а 28 произведён из Иеромонахов, и Префектов Московской Академии. 26 Декабря 1784 года хиротонисан в Епископа Олонецкого. Наконец, был Архиепископом Екатеринославским. 55 . ВЕНИАМИН Багрянский, из Ректоров Невской Семинарии, что ныне Академия и Архимандритов Зеленецких. В 1788 году переведён в Свияжский Богородицкий монастырь. Ныне Епископ Иркутский. 56 . НИКОЛАЙ Киждобрянский, в 1788 году, Октября 19, из Архимандритов Вяжицкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

7 декабря 1910 года состоялось определение Святейшего Синода, а 10 декабря последовало высочайшее повеление о бытии протоиерею Иустину Ольшевскому, по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита, епископом Прилукским, викарием Полтавской епархии. Примечательно, что определение Святейшего Синода о возведении отца Иустина в сан епископа состоялось 7 декабря – в день памяти святого Амвросия Медиоланского и в день памяти архиепископа Амвросия (Серебренникова), нетленно почивающего в полтавском Крестовоздвиженском монастыре, настоятелем которого по возведении в сан епископа и назначался отец Иустин. Высочайшее же повеление о бытии отцу Иустину епископом последовало 10 декабря, в день смерти святителя Иоасафа Белгородского , уроженца города Прилуки, от какового города отец Иустин имел именоваться епископом Прилукским. Пострижение отца Иустина в монашество совершил 23 декабря архиепископ Полтавский Назарий и нарек отцу Иустину имя Сильвестр в память знаменитого епископа-богослова Сильвестра, но отец Иустин узнал свое иноческое имя только во время самого чина пострижения. 16 января 1911 года была совершена хиротония архимандрита Сильвестра во епископа Прилукского в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. По возвращении преосвященного Сильвестра в Полтаву встретило его полтавское духовенство вместе с отцом преосвященного Сильвестра, маститым старцем иереем Львом, здравствующим и ныне, и с матерью владыки, недавно скончавшейся. Три с лишком года святительствовал преосвященный Сильвестр на Прилукской кафедре, настоятельствуя в Крестовоздвиженском полтавском монастыре. 13 ноября 1914 года состоялось назначение преосвященного Сильвестра епископом Челябинским, викарием Оренбургской епархии. Покидая Полтаву, ставшую для владыки второй родиной, и отправляясь в далекую Сибирь, преосвященный опасался погрузиться в холод, но теплота отношений, скоро создавшихся на новом месте служения владыки, сделала то, что и не почувствовалось холода. Недолго был в Челябинске преосвященный Сильвестр: 4 июня 1915 года последовало высочайшее повеление о бытии епископу Челябинскому Сильвестру епископом Омским и Павлодарским. Совершив паломничество к мощам небесного покровителя Сибири святителя Иркутского Иннокентия, 8 августа преосвященный Сильвестр прибыл в город Омск.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Жители слоб. Боровой просили 20 ноября 1780 г. Синод о перечислении их. Архиепископ славянский и херсонский Никифор не только соглашался на это перечисление, но даже сам ходатайствовал о том перед Св. Синодом. 10 февраля, следующего 1781 г. Св. Синод, приписал слоб. Боровую к Белгородской епархии. 762 Сокращение пределов Славянской епархии, вследствие отписки от нее слободы Боровой, было ничтожно сравнительно с расширением её территории на юге. Вместе Готфийской и Кафийской митрополией к Славянской епархии присоединена была Таврическая область в полном её составе, образованная в 1784 году. Таврическую область составляли города с уездами: Симферополь, Феодосия, Евпатория, Перекоп, Днепровск, Мелитополь и Фанагория, и безуездные города Севастополь – крепость и порт, Балаклава, Инкерман, Бахчисарай, Карасубазар, Левкополь, Арабат, Афиней, Воспор, Керчь, Еникале и Кинбурн. 763 28 ноября 1786 года Славянская и Херсонская епархия, после образования на её территории двух наместничеств Екатеринославского и Таврического, переименована в Екатеринославскую и Таврическую. Преемник архиепископа Никифора Феотоки, переведенного в Астрахань в день переименования Славянской епархии, архиепископ Амвросий (Серебренников) получил титул архиепископа Екатеринославского и Херсониса-Таврического или короче Херсонского. 764 Чтобы не прерывать географической связи в дальнейшей истории епархиального устройства Новороссийского края, мы зайдем несколько вперед. От новых присоединений территория Екатеринославской епархии значительно увеличилась. Число её уездных и безуездных городов в двух наместничествах дошло до 44. 765 При разнообразии населения и обширности территории одному архиепископу Амвросию не было никакой возможности управлять ей. Поэтому 7 марта 1787 года Высочайшим указом повелено в Екатеринославской епархии быть викарному епископу с титулом феодосийского и мариупольского. Викарию феодосийскому поручена паства всех церквей в г. Мариуполе, и Таврической области, состоявшая преимущественно из греков. Первым викарием феодосийским и мариупольским назначен был архимандрит Благовещенского Нежинского монастыря Дорофей (Возмуйлов). 766 С 22 декабря 1789 года архиепископ екатеринославский Амвросий получил титул местоблюстителя Молдо-Влахийской экзархии. С таким титулом архиепископу Амвросию была подчинена в церковно-административном отношении, так именуемая Ханская Украина. Под этим именем состояла в духовном управлении молдо-влахийских митрополитов второй половине XVIII в. бывшая Очаковская область, присоединенная к России по Ясскому трактату 1791 года. Тамошнее православное население жило по левому берегу Днестра до р. Мокрого Ягорлыка, по Ягорлыку до Балиты и по р. Кадыме до соединения р. Буга с Синюхой при Ольвиополе. Правый берег Буга – прежняя русская граница с Турцией – до времени присоединения его к России был совершенно не заселён, тут бродили кочевые орды татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

С половины XVIII века, со времени устроения духовно-учебных заведений и их духовного роста, стали появляться, сначала в рукописи, а потом и в печати, и самостоятельные толковательные труды. Как и естественно ожидать, они стали появляться близ академий и от лиц!, стоявших во главе последних. Так, ученик и ректор Московской академии (с 1761 г.), впоследствии Новгородский митрополит Гавриил, составил объяснение на некоторые Псалмы, оставшееся в рукописи. Преосв. Феофилакт (Горский), также ученик и ректор Московской академии (до 1758 г.), впоследствии епископ Коломенский, составил Гармонию и Толкование парафрастическое на все Священное Писание, также оставшееся в рукописи. Амвросий (Серебренников), бывший префект Троицкой семинарии, впоследствии архиепископ Екатеринославский, составил толкование на Иезекииля, также не напечатанное. Амвросий (Подобедов) , префект и ректор Московской академии, впоследствии митрополит С.-Петербургский, написал Руководство к изучению Св. Писания Ветхого и Нового Завета, которое было напечатано (М. 1799 и позднее) и служило очень долгое время учебным руководством. Напечатано также Толкование преосвященного Иринея (Клементьевского) , епископа Псковского, на Псалтирь, Даниила и малых пророков (М. 1787,1805–21,1814 и позднее издания есть). В этом почтенном труде автор обстоятельно, по славянскому переводу с нередким, впрочем, уклонением и к еврейскому тексту, объясняет Священные книги, в святоотеческом духе, с историческими и общебогословскими сведениями, назидательными выводами и т.п. И доселе очень ценен этот труд для православного русского богослова. Преосвященный Феоктист, бывший воспитанник Киевской академии, впоследствии епископ Курский, издал и напечатал (в 1808 г.) «Драхму от сокровища Священного Писания Ветхого и Нового Завета», т.е. сборник герменевтических правил. Преосвященный Иннокентий, бывший ректор С.-Петербургской семинарии, впоследствии епископ Пензенский, составил толкование на 1 и 2 псалмы. Преосвященный Антоний (Знаменский), также бывший ректор Петербургской академии, впоследствии епископ Ярославский, составил на латинском языке Compendium Hermenevticae (1806 г.). Никифор Феотоки, грек, архиепископ Астраханский, издал в Лейпциге катэну на Осьмикнижие (Быт. – Суд.) и на кн. Царств на греческом языке (в 1772–1773 гг.). Евгений Булгар, также грек, архиепископ Херсонский, напечатал в Вене на греческом языке экзегетические примечания на Пятикнижие (1801 г.). Остается, конечно, пожалеть, что поименованные ценные труды остались неизвестны большинству русских богословов и бесследно пропали для русской экзегетики.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010