РПЦ, правосл. Церковь на территории Молдавского и Валашского княжеств в 1789-1792 и 1808-1812 гг., в период русско-тур. войн, когда эти территории находились под протекторатом Российской империи. Вопрос об окормлении правосл. паствы на территории Дунайских княжеств, Церкви которых в качестве Унгро-Влахийской митрополии и Молдавской митрополии находились в юрисдикции К-польского Патриархата, возник в ходе русско-турецких войн, которые велись с целью освобождения княжеств от зависимости от Османской империи. Присутствие в регионе российских войск позволяло РПЦ контролировать деятельность не только гос. администрации, но и Церкви и ввести новую структуру церковного управления - М.-В. Э. Впервые ставленник РПЦ оказался во главе Молдавской митрополии в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг.: в 1789 г. по ходатайству Г. А. Потёмкина местоблюстителем М.-В. Э. стал архиеп. Екатеринославский и Херсонско-Таврический Амвросий (Серебренников) († 13 окт. 1792). На титульных листах книг того времени, изданных в т. н. Новой типографии прот. Михаила Стрельбицкого в Яссах, он назван местоблюстителем, а сам прот. Михаил именовал себя «протоиереем Молдавии, Валахии и Бессарабии». В 1790 г. митр. Амвросий посетил Нямецкий в честь Вознесения Господня монастырь и возвел настоятеля мон-ря игум. прп. Паисия (Величковского) в сан архимандрита. 26 дек. 1791 г. митр. Амвросий хиротонисал в викарного еп. Аккерманского и Бендерского выходца из Трансильвании Гавриила (Банулеску-Бодони) . Вместе с рус. войсками митр. Амвросий покинул Молдавское княжество. 11 февр. 1792 г. по повелению имп. Екатерины II Алексеевны еп. Гавриил был возведен в сан митрополита и назначен экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии. Т. о. Унгро-Влахийская и Молдавская митрополии были инкорпорированы в состав РПЦ. После ухода российских войск из Дунайских княжеств митрополии вновь попали под юрисдикцию К-польского Патриархата. Митр. Гавриил остался в Молдавском княжестве и 19 июня 1792 г. за отказ отречься от кафедры был арестован по приказу нового молдав. господаря Александру Мурузи и под конвоем отправлен в К-поль. Патриарх Неофит VII лишил митр. Гавриила кафедры и предал анафеме. Благодаря вмешательству российского посла в К-поле В. П. Кочубея митр. Гавриил был освобожден и выехал в Российскую империю, где занял Екатеринославскую кафедру (май 1793), затем стал митрополитом Киевским (29 сент. 1799).

http://pravenc.ru/text/2564048.html

Екатеринославская епархия Екатеринославская епархия I. Исторический очерк . – Епархия учреждена 9 сентября 1775 г. в составе новооткрытых тогда губерний Новороссийской и Азовской, именовалась Славянскою и Херсонскою, кафедра была в Полтаве; в 1783 г., с присоединением Крыма, переименована в Екатеринославскую и Херсонско-Таврическую; в 1798 г. кафедра перенесена в Новомиргород и епархия наименована Новороссийскою и Днепровскою в 1803 г. переименована в Екатеринославскую, Херсонскую и Таврическую, кафедра перенесена в Екатеринослав; наконец, по выделении херсонской епархии, 9 мая 1837 года наименована Екатеринославскою и Таганрогскою. В первое время епархия обнимала собою огромное пространство земли. В 1795 г. от нее значительная часть отошла в новую епархию Подольскую и Брацлавскую, в 1799 г. – Слободско-украинскую (Харьковскую) епархию, в 1803 г. – в Полтавскую, в 1813 г. – в Кишиневскую. Первым архиереем был 1) Евгений (Булгарис), греко-болгарского происхождения, получивший образование в Падуанском университете; в сане иеродиакона был катехизатором греческой церкви в Венеции, ректором Янинской гимназии, затем ректором школ на Афоне, потом ректором патриаршей гимназии в Константинополе, с 1763 г. путешествовал по Европе с научными целями, в 1771 г. прибыл в Россию и 1 октября 1775 г., в Николаевском греческом монастыре в Москве, в присутствии Екатерины II, хиротонисан в архиепископа Славянской епархии. 5 мая 1779 г., «по любви к уединенно и научным занятиям», вышел на покой в Александро-Невскую лавру, где и скончался 27 мая 1807 г., на 91 году жизни («Странник» 1867 г. VII). За ним следовали преосвященные: 2) Никифор (Феотоки), архиепископ, 6 августа 1779 г. хиротонисан в Преображенском соборе в Петербурге в присутствии государыни, 28 ноября 1786 г. перемещен в Астрахань (см. очерк Астраханской епархии). 3) Амвросий (Серебренников); по окончании курса Московской славяно-греко-латинской академии был учителем и префектом ее, с 1782 г. – ректором Новгородской семинарии, в 1784 г. хиротонисан во епископа Олонецкого, 28 ноября 1786 г. назначен архиепископом Екатеринославским; 22 декабря 1789 г. получил звание местоблюстителя Молдовлахийской экзархии, в 1790 г. назначен членом Св. Синода, по случаю турецкой войны оставил епархию, в 1792 г. вернулся в Полтаву, где в 1792 г. и скончался, погребен в Крестовоздвиженском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

ЖМП 3 март 2016 /  22 марта 2016 г. 14:15 Храм-посольство и «Отче наш» по-индейски Из истории русского Православия в Латинской Америке Визит Святейшего Патриарха Кирилла на Кубу, в Парагвай и Бразилию — с историческими переговорами с Папой Римским Франциском на Острове свободы, встречами с президентами и религиозными лидерами — стал для Русской Церкви новым рубежом ее деятельности в Латинской Америке. Отныне далекий регион полноценно вошел в орбиту международных связей Москов­ского Патриархата. Русские в Латинской Америке Хотя о русском Православии там знают давно: Аргентинской и Южноамериканской епархии в текущем году исполняется 70 лет, первый русский храм в латиноамериканском ареале был выстроен еще раньше — в первый год XX столетия, а сами контакты между южной половиной Нового Света и Русской Церковью завязались в конце XVIII века. Примечательно, что об обнаружении Христофором Колумбом в 1492 году неизвестного континента и экспедициях конкистадоров первым на Руси сообщил церковный автор — преподобный Максим Грек. В 30-х годах XVI века он писал, что «нашли много островов, населенных людьми и безлюдных, и величайшую землю, называемую Куба, конца которой не знают даже ее жители». Преподобный Максим почитается как небесный покровитель российско-кубинских отношений. В июле 2013 года икона с изображением святого была подарена Казанскому храму в Гаване. Автору посчастливилось принять участие в этом событии. В 1786–1787 годах Российскую империю посетил один из самых выдающихся деятелей истории Латинской Америки — Франсиско де Миранда. Уроженец Венесуэлы, офицер, политик, он с юности мечтал освободить родину и всю испаноговорящую Америку от колониального господства Испании. Миранда путешествовал по Европе в поисках поддержки своего начинания. Необычный гость — первый латиноамериканец, ступивший на территорию России — привлек внимание влиятельных сановников и даже Екатерины II. В числе знакомых Миранды были и церковные иерархи. В Херсоне он общался с видным ученым, ранее главой местной епархии архиепископом Евгением (Вульгарисом), в Кременчуге — с архиепископом Екатеринославским Амвросием (Серебренниковым), который показался венесуэльцу «человеком образованным и безыскусственным».

http://e-vestnik.ru/world/pravoslavie_v_...

Екатеринославская Учреждена 9 сентября 1775 года Славянская и Херсонская Кафедра в Полтаве Евгений (Булгарис) архиепископ, рукоположен с 1.10.1775 по август 1779 на покое; † 27.05.1806 Никифор (Феотоки) архиепископ, рукоположен с 6.08.1779 по 28.11.1786 архиеп. Астраханский и Ставропольский Екатеринославская и Херсонская (Екатеринославская и Херсонеса Таврического) С 1786 года Амвросий (Серебренников) архиепископ, бывший еп. Олонецкий и Каргопольский с 28.11.1786 с 22.12.1789 – местоблюститель Молдо-Влахийской митрополии †13.10.1792 (убит) Гавриил (Банулеско-Бодони) митрополит, бывший митр. Молдо-Влахийский, экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии с 10.05.1793 по 21.12.1797 переименован митр. Новороссийский и Днепровский Новороссийская и Днепровская С 21 декабря 1797 года Кафедра в Новомиргороде Гавриил (Банулеско-Бодони) митрополит, бывший митр. Екатеринославский и Херсонеса Таврического, экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии с 21.12.1797 по 29.09.1799 митр. Киевский и Галицкий Афанасий (Иванов) епископ, бывший еп. Воронежский и Черкасский, с 1.10.1799 архиепископ с 15.09.1801 по 4.12.1803 переименован архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический Екатеринославская, Херсонская и Таврическая С 4 декабря 1803 года Кафедра с 1804 года в Екатеринославе Афанасий (Иванов) архиепископ, бывший архиеп. Новороссийский и Днепропетровский с 4.12.1803 по 18.08.1805 архиеп. Астраханский и Кавказский †18.08.1805 Платон (Любарский) архиепископ, бывший архиеп. Астраханский и Кавказский с 18.08.1805 †20.10.1811 Иов (Потемкин) архиепископ, бывший архиеп. Минский и Литовский с 7.02.1812 †28.03.1823 Феофил (Татарский) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уфимский, с 19.05.1823 архиепископ с 22.08.1826 по 15.10.1827 на покое; †14.11.1830 Онисифор (Боровик) епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский, с 28.11.1827 архиепископ с 24.12.1827 †20.04.1828 Гавриил (Розанов) епископ, бывший еп. Орловский и Севский, с 22.05.1828 архиепископ с 31.12.1832 по 9.05.1837 архиеп. Херсонский и Таврический

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Амвросий , архиепископ Екатеринославский и Херсониса-Таврического, до пострижения Авраам Серебренников или Серебряков, сын дьячка Вятской епархии, род. в 1745 г., ум. 13 октября 1792 г. Поступив в 1758 г. в Вятскую семинарию, он по окончании курса в ней продолжал учение в Московской духовной академии. В 1768 г. Серебренников назначен в Вятскую семинарию учителем синтаксимы и пиитики, а в 1773 г. переведен в Троицкую лаврскую семинарию преподавателем риторики, истории и французского языка. По принятии в конце 1775 г. монашества, Амвросий назначен префектом и учителем философии; в 1778 г. переведен в московскую Славяно-греко-латинскую академию на те же должности, а в 1782 г. назначен ректором Новгородской семинарии и возведен в сан архимандрита Антониева монастыря. 26 декабря 1783 г. Амвросий хиротонисан во епископа Олонецкого, в ноябре 1786 г. возведен в сан архиепископа Екатеринославского, а по занятии русскими Молдавии назначен согласно желанию князя Потемкина местоблюстителем молдаво-влахийской экзархии. Преосвященный Амвросий известен как ученый и проповедник. Он отличался необыкновенной любознательностью, энергией и в то же время кротостью характера. Амвросий пользовался большой любовью князя Потемкина-Таврического и расположением императрицы Екатерины II, узнавшей его во время своего путешествия на юг, где архипастырь-проповедник неоднократно встречал ее и приветствовал речами, за что получил от государыни алмазный крест на клобук. За свое участие во II томе академического словаря избран был членом Российской академии. Из трудов Амвросия изданы: «Краткое руководство к оратории российской», М., 1779 и 1792 г. После риторики Ломоносова – это первый опыт руководства на русском языке. Автор проводит здесь мысль, что «русская речь не может быть довольно обильна и возвышенна без славянских слов», хотя в то же время находит, что нет ничего неприятнее, как неумелое соединение славянского языка с русским. Из проповедей его изданы и известны, главным образом, три надгробные слова над князем Потемкиным, из коих «Последнее целование», кроме издания в Яссах в 1791 г., было повторено в «Северной пчеле» 1848 г., 208. Это слово хвалили митрополит Евгений, архиепископ Филарет и др. Зная хорошо древние и новые языки, преосвященный Амвросий перевел, между прочим, с французского прозой «Потерянный рай» Мильтона (Москва, 1780 г.), где в предисловии указаны «излишества и погрешности» поэмы относительно учения православной церкви. Кроме того, имеются в рукописях, хранящихся, между прочим, в библиотеке С.-Петербургской духовной академии, многие его проповеди , толкование на книгу пророка Иезекииля, сравнение христианства с Кораном и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Амвросий, архиепископ Екатеринославский и Херсоно-Таврический (Серебренников или Серебряков Авраам) Родился в 1745 году в семье дьячка Вятской губернии. В 1758 году поступил в Вятскую духовную семинарию, затем в Московскую духовную академию. В 1768 году назначен учителем синтаксимы и пиитики в Вятскую духовную семинарию. В 1773 году переведен в Троицкую лаврскую семинарию преподавателем риторики, истории и французского языка. В конце 1775 года принял монашество и назначен префектом семинарии и учителем философии. В 1778 году переведен в Московскую Славяно-греко-латинскую академию на те же должности. В 1782 году возведен в сан архимандрита Антониева монастыря и назначен ректором Новгородской семинарии. 26 декабря 1783 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского. В ноябре 1786 года возведен в сан архиепископа Екатеринославского и Херсонского. С 22 декабря 1789 года – местоблюститель Молдо-Влахийской епархии. Скончался 13 октября 1792 года. Погребен в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре в усыпальнице главного храма. Преосвященный Амвросий известен как ученый и выдающийся проповедник своего времени. Он отличался необыкновенной любознательностью, энергией и в то же время кротостью и мягкостью характера. Архиепископ Амвросий пользовался большой любовью светлейшего князя Таврического Г. А. Потемкина, расположением императрицы Ekamepuhы II, от которой получил алмазный крест на клобук. За участие в составлении тома академического словаря Амвросий был избран членом Российской Академии. Будучи архиепископом Екатеринославским и Херсонским, преосвященный Амвросий занялся миссионерской деятельностью и многих старообрядцев возвратил к Православной Церкви. Он заботился о воспитании детей духовенства, о благоустройстве церквей, повышении нравственного уровня священников. В качестве местоблюстителя Молдо-Влахийской митрополии преосвященный Амвросий много потрудился над приведением в порядок расстроенных дел Церкви, находившейся под мусульманским игом. Своим милосердием, благотворительностью и готовностью оказать всякую помощь, владыка привлекал под свою защиту единоверцев из Греции, Сербии и других православных земель.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Происходя из богатой крестьянской семьи села Отчина, Вятской губернии, архиепископ Амвросий родился в 1745 г. и в мире назывался Антонием Серебренниковым. Грамоте он научился в доме отца и с малолетства любил читать и петь в церкви. Своею набожностью и хорошим голосом он обратил на себя внимание местного приходского священника, который, видя дарование мальчика, начал уговаривать родителей отдать своего сына в школу. После долгих убеждений, родители согласились на это, и Антоний на 11 году от роду поступил в Вятское духовное училище. Последовательно он прошел курс в этом училище и затем в духовной семинарии, откуда он поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Блистательно окончив в 1768 году курс академии, Антоний Серебренников был назначен преподавателем Вифанской семинарии. Вскоре после того он принял монашество с именем Амвросия и вслед затем был посвящен в иеромонахи. В 1778 году назначен префектом славяно-греко-латинской академии. Своими педагогическими способностями, тщательным исполнением лежавших на нем обязанностей и учеными сочинениями иеромонах Амвросий привлек к себе внимание Московского митрополита Платона (Левшина) , который определил его в 1782 году ректором Новгородской духовной семинарии. 26 декабря 1783 г. ректор Амвросий был хиротонисан в сан епископа, с назначением викарием Олонецкой епархии. Здесь мерами благочестия и кротости епископ Амвросий водворил мир и любовь и многих раскольников обратил в православие. Возведенный 28 ноября 1786 г. в сан архиепископа Екатеринославского, Амвросий поселился в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. В то время Новороссийский край заселялся колонистами и старообрядцами и требовал духовно-нравственного попечения и руководительства. Со всею энергией архиепископ Амвросий принял на себя новый миссионерский труд и многих старообрядцев возвратил в лоно Православной Церкви. Вместе с тем он заботился о правильном воспитании духовного юношества, о благоустройстве церквей, о возвышении нравственного уровня священников и устранении беспорядков и злоупотреблений в церковном управлении. При нем были учреждены Николаевская пустынь, близ г. Новомосковска, и Корсунский мужской монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А.А. Половцов Гаий (Такаов), архиепископ Астраханский Гаий Такаов, архиепископ Астраханский, грузин по происхождению, родился в селе Магаро в Грузии в 1750 г. и провел молодость при Дворе Грузинского царя. 22-х лет, уже будучи монахом, Гаий приехал в Россию с Грузинским католикосом и в течение 5 лет обучался русскому и древним языкам в Александровской семинарии. По возвращении в Грузию он устроил там училище для обучения грузин русскому языку и получил сан архимандрита. В 1784 г. Гаий был вызван в Россию и состоял при Екатеринославском архиепископе Амвросии Серебренникове, заведовавшем церковными делами в Новороссии и во время второй турецкой войны управлявшем духовенством в занятых русскими войсками Придунайских княжествах. 29 мая 1793 г. он был хиротонисан во епископа Моздокского, викария Астраханской епархии. Целью учреждения викариатства было просвещение христианством инородцев, живших вблизи Кавказской линии. О деятельности Гаия в этом направлений «не имеется никаких сведений». При нем в пределах викариатства число церквей почти удвоилось. Гаий хлопотал об отводе земли для архиерейского дома и под монастыри мужеский и женский, которые ему велено было устроить. Он построил в Моздоке дом и монастыри: Преображенский мужеский и Успенский женский. Преображенский монастырь был, впрочем, окружен плетнем и имел 4 человека братии. В 1799 г. викариатство было упразднено; уничтожены были и монастыри, как «не вполне устроенные и требовавшие значительной суммы для своего устройства от казны». 16 октября 1799 г. Г. был переведен во вновь учрежденную Саратовскую епархию с титулом «Саратовского и Пензенского». За неимением в Саратове помещения для архиерея Г. поселился в Пензе, где было много свободных зданий, оставшихся от присутственных мест упраздненной Павлом I Пензенской губернии. Гаий так и остался в Пензе и, после учреждения в 1801 г. Пензенской губернии, 4 декабря 1803 г. получил титул «Пензенского и Саратовского». Одно время Гаия прочили на проектированную тогда Телаво-Кахетинскую епархию, и с этой целью он в 1805 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОВ (ПОТЕМКИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иов (Потемкин) ( 1752 - 1823 ), архиепископ Екатеринославский . В миру Потемкин Иаков Петрович, родился 22 июля 1752 г. в с. Нихолажи , Смоленской губернии в семье полковника. Образование получил в сухопутном шляхетском корпусе, который окончил в чине поручика. В 1779 г. тайно от родителей принял монашество в одном из молдавских монастырей. В 1784 г. рукоположен во иеромонаха в Яссах . С 1785 г. - игумен Городищенского Успенского монастыря в Бессарабии. В 1789 г. еп. Амвросием (Серебренниковым) возведен в сан архимандрита . 27 февраля 1793 г. хиротонисан во епископа Феодосийского и Мариупольского , викария Екатеринославской епархии. Когда преосвящ. Иов управлял Феодосийской кафедрой, то он в самом начале своей деятельности в отношении к духовенству применял такие суровые меры, что заслужил строгий выговор от Св. Синода. После этого он стал вести себя осторожнее, но характера своего не изменил. С 13 мая 1796 г. - архиепископ Минский и Волынский . Историческое значение преосвящ. Иова определяется его деятельностью на Минской кафедре. Минская кафедра, только что учрежденная 13 апреля 1793 г., имела совершенно особенные условия жизни Православия под владычеством Польши. Пятнадцатилетнее управление преосвящ. Иова Минской епархией ввело епархиальную жизнь в ней в обычные рамки жизни российских епархий. Он перевел из Слуцка в город Минск архиерейскую кафедру и консисторию. Преосвящ. Иов исправил все церковные строения, нуждавшиеся в ремонте, упорядочил устройство кладбищ и т. д. 7 февраля 1812 г. переведен на Екатеринославскую кафедру . Избран вице-президентом Российского Юбилейного общества. В 1817 г. " за деятельное споспешествование Российскому Библейскому Обществу " получил алмазный крест на клобук. Скончался 28 марта 1823 г. Погребен в склепе Самарского (под Екатеринославлем) загородного архиерейского дома.

http://drevo-info.ru/articles/12388.html

Гаий, архиепископ Астраханский и Кавказский (Такаов) Родился в 1750 году в селе Магаро в Грузии. По происхождению грузин. В 1772 году, уже будучи монахом, приехал в Россию с грузинским католикосом и в течение пяти лет обучался русскому и древним языкам в Александровской духовной семинарии. Вернувшись в Грузию, устроил там училище для обучения грузин русскому языку, возведен в сан архимандрита. В 1784 году вызван в Москву и направлен в Молдавию в помощь к Екатеринославскому архиепископу Амвросию (Серебренникову). 29 мая 1793 года хиротонисан во епископа Моздокского, викария Астраханской епархии. С 16 октября 1799 года – епископ Саратовский и Пензенский. С 4 декабря 1803 года – епископ Пензенский и Саратовский. В 1808 году переведен в Астрахань и возведен в сан архиепископа. Скончался 20 февраля 1821 года. Погребен в Астраханском кафедральном соборе. Деятельность преосвященного Гаия в Пензе началась с устройства духовной семинарии. Однако сам владыка Гаий не чужд был восточной лени, и основные семинарские дела возложил на доверенных людей, привезенных им из Моздока. Он уклонялся от дел иногда под самыми наивными предлогами. Преосвященный являлся в семинарию лишь в качестве почетного гостя, с пышной торжественностью, которой любил обставлять свое служение и свои выезды. Гаий не был высокомерен. Он производил приятное впечатление своей внешностью. Приветливый и радушный, он был душою провинциального общества, которое поил и кормил на славу. Радушие его не было напускным. Он на самом деле отличался добротою и в случае нужды оказывал подчиненным самую деятельную и участливую поддержку. Его перевод в Астрахань вызвал общее сожаление в Пензенской епархии. Но и в Астрахани его общительность и хлебосольство покорили ему все сердца. От астраханских богачей и известного грека Варваци потекли щедрые пожертвования на нужды Церкви. Один Варваци пожертвовал 100 000 рублей. На все эти пожертвования кафедральный собор был отделан внутри и снаружи, устроены серебряные царские врата и сделаны богатые ризы на иконы, отлит невиданный в Астрахани колокол весом 1150 пудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010