К кон. XVIII в. 98% удмуртов, живших в Вятской губ., были крещены. Вятская и Слободская епархия Вятская и Слободская епархия В 1723 г. при вятском архиерейском доме открылась недолго просуществовавшая начальная школа. В 1735 г. еп. Лаврентий (Горка) учредил славяно-лат. школу, в к-рую были зачислены ок. 400 мальчиков из семей священнослужителей и посадских людей, в школе преподавали студенты Киево-Могилянской академии. Еп. Лаврентий способствовал просвещению вятского духовенства, не допускал неграмотных ставленников к рукоположению, в дек. 1735 г. издал указ, направленный против обычая нек-рых священников, приобщавших младенцев и иногда взрослых вместо Тела и Крови Христовой агиасмой (богоявленской водой). В 1744 г. школа переместилась в Трифонов мон-рь, стала 6-классной, в 1752 г. сгорела. В 1758 г. открылась Вятская ДС, размещавшаяся первоначально в Трифоновом мон-ре, с 1795 г.- в специально построенных корпусах на архиерейской даче, в это время в семинарии обучалось более 700 чел. На Кунгуре и в Соликамске действовали приготовительные школы для поступления в семинарию. В 1760-1772 гг., при еп. Варфоломее (Любарском) , в Хлынове были построены кафедральный собор во имя Св. Троицы с колокольней и трапезной и архиерейский дом. В ходе секуляризации церковных имуществ в 1764 г. В. е. была причислена к 3-му классу, в епархии закрыли 12 мон-рей. По благословению еп. Амвросия (Рождественского-Вещезерова) открылись уездные и приходские духовные уч-ща в Вятке (1818), Сарапуле (1819) и Яранске (1822), был расписан кафедральный Свято-Троицкий собор, в к-ром установили новый иконостас. Имп. Александр I Павлович во время посещения Вятки в 1824 г. наградил еп. Павла драгоценной панагией. Еп. Нил (Исакович) много внимания уделял утверждению в епархии единоверия , освятил единоверческие церкви в Сарапуле, Омутнинском Заводе, с. Перевозном и починке Шаба. Еп. Неофит (Соснин). Фотография. Сер. XIX в. (РГИА) Еп. Неофит (Соснин). Фотография. Сер. XIX в. (РГИА) При еп. Неофите (Соснине) в Глазове, Елабуге и Сарапуле в 1843-1850 гг.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Окончательно архитектурный ансамбль храма оформится в 1894 году: добавятся представительная колокольня и неотапливаемый придел, освящённый в честь Богоявления Господня. Между тем Трифон Вятский, игумен Успенского монастыря города Хлынова (Вятки), с нетерпением ожидал из Казани грамоту уже от нового царя, Михаила Фёдоровича Романова, на строительство Никольского храма в Христорождественском монастыре. (Казань в этой истории фигурирует не случайно: Вятские Поляны поначалу входили в состав Казанской епархии. Только в 1791 году село вошло в состав Вятской епархии). Преподобный Трифон лично благословил возведение Никольской церкви и, скорее всего, присутствовал на её закладке, вторично посетив Вятские Поляны. К 1615 году в монастыре было два деревянных храма - Христорождественский для монашеской братии и Никольский - для местных мирян. В 1780-е году монастырь упразднили по секуляризационному указу Екатерины Великой от 1764 года, а в 1783-м здание Никольской церкви сгорело при пожаре. Храм восстановили, и уже 21 июля 1784 года заново освятили во имя Николая Чудотворца. В 1818 году, 14 мая, благочинный округа, священник Иоанн Минеев получил храмозданную грамоту от епископа Вятского и Слободского Амвросия (Рождественского-Вещезерова). Это было разрешение на строительство вместо старой и ветхой деревянной церкви нового каменного храма с двумя престолами - Ильинским и Богоявленским. Примечательно, что каменный Никольский храм собирались строить ещё в 1812 году. Епископ тогда разрешил церковному старосте села Вятские Поляны Григорию Яковлеву перекрыть ветхую крышу деревянной Никольской церкви с условием выстроить вместо неё каменный храм, но тогда у прихожан не нашлось для этого средств. Однако к 1818 году деревянная церковь " пришла к такому разрушению, что во всякое дождливое время во многих местах имеет течь " . Сельчане решили " построить каменную церковь: холодную во имя святителя Николая, а тёплую с двумя приделами - по правую сторону Богоявления Господня, по левую во имя пророка Илии " , с условием установить кирпичные сараи и бесплатно возить песок на стройку.

http://sobory.ru/article/?object=09035

Новгородского, Феофилакта (Русанова) митрополита-экзарха Грузии; протопресвитеров: Иоанна (Державина, обер-священника) и Павла (Криницкого), князя Александра (Голицына, Обер-Прокурора) и графа Михаила (Сперанского); 2) преосвященных митрополитов С.-Петербургских: Михаила (Десницкого) , Серафима (Глаголевского), Антония (Рафальского), Никанора (Клементьевского) и Григория (Постникова) ; 3) бывших начальников и наставников Академии: преосвященных митрополитов: Филарета (Амфитеатрова) Киевского, Ионы (Васильевского) – экзарха Грузии, архиепископов: Сергия (Крылова-Платонова) Рязанского 6 , Амвросия (Рождественского-Вещезерова) Тобольского, Моисея (Богданова-Платонова) – экзарха Грузии, Кирилла (Платонова) Подольского, Афанасия (Протопопова) Тобольского, Игнатия (Семёнова) Воронежского, Мелетия (Леонтовича) Харьковского, Нафанаила (Павловского) Псковского, Венедикта (Григоровича) Олонецкого, Иннокентия (Борисова) Херсонского, Смарагда (Крыжановского) Рязанского; епископов: Иннокентия (Смирнова) Пензенского , Виталия (Щепетева) Костромского и Николая (Доброхотова) Тамбовского; священно архимандритов: Евграфа (Платонова-Музалевского), Серафима (Азбукина), Зосимы (Смирягина), Поликарпа (Гойтанникова), Гаврила (Воскресенского), Никодима (Лебедева), Иосифа (Позднышева) и Климента (Можарова); протоиереев: Герасима (Павского), Иоакима (Кочетова), Петра (Вигилянского), Тимофея (Никольского), Симеона (Платонова), Гаврила (Меглицкого), Димитрия (Вершинского), Иоанна (Шангина), Стефана (Сабинина), Андрея (Окунева), Симеона (Красноцветова), Иоанна (Иванова), Андрея (Райковского), Иоанна (Певницкого); иеромонахов: Леонида (Зарецкого), Анастасия (Любомудрого), Диодора (Ильдомского); иереев: Василия (Разумовского), Ксенофонта (Делекторского), Иоанна (Филаретова), Евграфа (Бенескриптова), Павла (Колоссовского) и Александра (Соколова); 5) наставников – мирян: Стефана (Райковского), Иоанна (Чупровского), Иакова (Орлова), Иродиона (Ветринского), Стефана (?), Василия (Себржинского), Иоанна (Филаретова) 7 , Андрея (Красносельского), Климента (?), Андрея (?), Дмитрия (Вознесенского), Иоанна (Лобовикова), Димитрия (Гусева), Александра (Мишина) и Петра (Шалфеева)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

1818 и 1812 гг.; 4) священнику Симеону Платонову – «Письма к другу об ордене свободных каменщиков» изд. 1816 г.; 5) священнику Иоакиму Кочетову – «Воззвание к человекам о последовании внутреннему влечению духа Христова» изд. 1820 г. и «Победная повесть» Юнга Штиллинга, изд. 1815 г.; 6) протоиерею Иоанну Данкову – первые четыре книжки «Сионского Вестника»; 7) протоиерею Тимофею Вещезерову – «Толкования на деяния и послания апостольские» г-жи Гион, изд. 1820 и 1821 гг.; 8) протоиерею Иоанну Грацианскому – «Толкования на Апокалипсис», г-жи Гион, изд. 1821 г.; 9) священнику Тимофею Никольскому – «Толкования на Евангелия», г-жи Гион, изд. 1822 г.; 10) священнику Иоанну Добронравину – «Толкования на книги Экклезиаста, песнь песней и премудрости Соломоновой» изд. 1823 г.; 11) священнику Михаилу Малеину – «Краткий способ молиться», г-жи Гион, изд. 1822 г. и «Краткие рассуждения о важнейших предметах жизни христианской», изд. 1821 г. и 12) священнику Александру Рождественскому – последние четыре книги «Сионского Вестника». 5. Инструкция м-та Серафима комитету для рассмотрения мистических сочинений В руководство комитету преосвященный Серафим сам составил подробную инструкцию, которая наглядно свидетельствует как о том впечатлении, какое производило, на правительство вообще и в частности на церковную иерархию, непомерное распространение в обществе мистической литературы, так и о пастырской ревности первоиерарха русской Церкви. Вот эта замечательная инструкция: 1) Каждый член комитета, получив книгу для рассмотрения, должен сохранять всякую скромность касательно порученного ему дела. 2) Впрочем, не возбраняется членам комитета просить советов или наставлений как взаимно друг у друга по доверенности, так наипаче у тех лиц, которые указаны будут для сего президентом. 3) Каждый член комитета, получив назначенный ему труд, должен заняться без всякого отлагательства. 4) Должен заниматься оным не поверхностно, но с глубоким вниманием, призвав на помощь Подателя смысла, дабы мог узнать во всей полноте и представить себе во всей ясности рассматриваемое им сочинение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

П. Митрофан Иванов. Июня 20-го дня 1802 года. PS. Примечается, у наших бедняков есть какая-то догадка для них невыгодная, и потому они от нас бегают». Как настоятель церкви, Сильницкий известен еще заботливостью о приведении в известность, находящихся в черте прихода, часовень и разных икон, по рынкам рассеянных; ему хотелось, чтобы деньги, в часовнях и при иконах собираемые, шли в местную приходскую казну, и вообще старосты и выборные были бы кем-либо контролированы, но это дело, с энергиею им начатое, осталось на довершение его преемникам. Вдова его Мария Силъницкая скончалась в октябре 1816 г. 1) Прот. Тимофей Алексеевич Вещезеров, тоже благочинный и член консистории (1812–31 г.). Переведенный отсюда в настоятели Никольского морского собора, а потом в Петропавловский собор, тогда кафедральный, он там и скончался в 1832 г. (О нем см. в истории Петропавловского собора «Истор.-стат. свед. с.-пет. еп.», вып. 1, стр. 120–1). Во время настоятельства на Сенной, он был смотрителем Спасосенневского приходского училища; это был тесть знаменитейших впоследствии протоиереев: И. С. Кочетова, Симборского, – знаменитого в Казанском соборе проповедника о. Дилекторского, М. И. Богословского и И. В. Рождественского . 2) Прот. Тимофей Ферапонтович Никольский (4 июля–7 декабря 1831 г.), муж ума глубокого, характера твердого и учености весьма обширной, скончался настоятелем Казанского собора (о нем см. «Истор.-св. оп. спб. еп. вып. I, отд. 2-е, стр. 154). 3) Прот. Иоанн Иванович Иванов (1831–48 г.), священнический сын, магистр II курса спб. академии (1817 г.), бакалавр словесных наук и церковного красноречия, с 1827 г., действительный член академической конференции и профессор. 3 октября 1819 г. он был рукоположен к Петропавловскому собору, откуда в декабре 1831 г. назначен в настоятеля Спасосенновской церкви, и возведен в сан протоиерея. По званию профессора академии был не раз ревизором семинарий и училищ, членом духовной цензуры и духовной консистории, имел ордена св. Анны 2 ст. и св. Владимира 4 ст. По преданию был характера в высокой степени кроткого, – как настоятель, не любил властвовать, а собственным примером приучал других к аккуратности и исполнительности. При нем, как выше замечено, была большая работа по возобновлению Спасосенновской церки (1833–5 г.). Председательствуя в строительной комиссии, он сам нес и обязанности делопроизводителя (все почти писано его рукой); он же составил обширную тетрадь сведений о приходских часовнях и рыночных иконах – дело, о. Сильницким начатое, о. Вещезеровым продолженное и только о. Ивановым довершенное, хотя и без ожидаемых результатов. Скончался от холеры в июле 1848 года; погребен на Смоленском кладбище, где на памятнике изображены и роды его служения, и знаки отличия, какие он имел.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Татарск. Церковь Михаила Архангела. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила Архангела Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:не позже 1897. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Новосибирская область, Татарский район, Татарск Координаты: 55.215944, 75.950236 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1894 г. через территорию Казаткульской волости Каинского уезда Томской губернии с запада на восток прошла Великая Транссибирская магистраль. В двух верстах от деревни Татарки была образована станция, получившая свое название от этого поселения. 27 мая 1897 года на станции «Татарской» была освящена Михаило-Архангельская церковь, построенная на средства Комитета по постройке Сибирской железной дороги. В 1902 г. церковь была расширена. В 1900 году приход церкви состоял из станции «Татарской» Сибирской железной дороги и деревень: Татарской, Ново-Покровской, Никольской, Рождественской и Знаменской. К 1914 г. в составе прихода произошли изменения: д. Татарская была преобразована в город и выделена в самостоятельный приход, деревня Никольская отошла к другому приходу, а в состав прихода Михаило-Архангельской церкви добавилась деревня Козлова. Прихожанами церкви в 1900 г. состояло 3895 человек, а в 1914 г. их число возросло до 4075 человек. В 1897 г. при церкви была открыта двухклассная церковно-приходская школа имени протоиерея Иоанна Сергиева, которая помещалась в здании, принадлежавшем железной дороге. В 1914 г. в школе обучалось 138 детей. При церковно-приходской школе существовал интернат для детей с малых станций и разъездов. После революции школа была преобразована в семилетнюю общеобразовательную. В 1934-1935 гг. – десятилетняя школа 84, затем 162. Сейчас это - школа 10. Также на территории прихода, в деревне Ново-Покровской, размещалась школа Министерства народного просвещения. В ней в 1914 г. обучалось 65 человек. Штат церкви состоял из одного священника и одного псаломщика. Удалось установить имена некоторых священников, служивших в Михаило-Архангельской церкви. Это: протоиерей Александр Вещезеров (1920-е гг.), священники: Павел Масленников (с 1897 г.), Андрей Лопарев (с 1902 г.), Андрей Павлов (с 1912г.) ; диакон Петр Спасский (с 1897 г.) После закрытия здание было переоборудовано под железнодорожный клуб, кинотеатр и радиоузел. В настоящее время здание снесено. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=33427

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АМВРОСИЙ (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ-ВЕЩЕЗЕРОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Амвросий (Рождественский-Вещезеров), архиеп. Тобольский Еп. Амвросий (Рождественский-Вещезеров) 15 июля 1817 года хиротонисан во епископа Вятского . Восстановил пострадавшее после пожара 1819 г. здание Вятской семинарии и преобразовал преподавание в ней; открыл в епархии 3 духовных училища. 28 октября 1822 года возведен в сан архиепископа с назначением на Тобольскую кафедру . Скончался 14 февраля 1825 года. Погребен в Тобольском Софийском соборе . Время управления Амвросием Тобольской епархией совпало с особенными заботами правительства о распространении христианства среди инородцев края. С этой целью была учреждена миссия в киргизских степях, основаны казачьи станицы с церквами и молельными домами. Все это требовало от епархиального архиерея большого личного внимания к событиям и усиленной деятельности. Как человек образованный, Амвросий понимал, что для упрочения дела миссии необходимо иметь образованных священнослужителей, поэтому стремился насколько возможно благоустроить семинарию, улучшить условия обучения. На дело просвещения было обращено главное внимание преосв. Амвросия. Литература Использованные материалы    " Ректоры Вологодской духовной семинарии " , Материалы для истории Вологодской духовной семинарии. Краткие биографические сведения о начальниках и наставниках Вологодской духовной семинарии со дня преобразования в 1814 году до настоящего времени: Вологодские епархиальные ведомости, 1869, 20, с. 768 - 777. Редакция текста от: 09.12.2015 14:57:18 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13497.html

8 В свою очередь сам протоиерей Г. Павский личным интересом к изучению Ветхого Завета во многом обязан был ректору Академии, будущему митрополиту Московскому Филарету. «Памятником академической деятельности о. Филарета остались известные “Записки на книгу Бытия”. Слушая уроки архимандрита Филарета, Павский впервые получил сильную любовь к изучению Священного Писания, так что впоследствии труды по исследованию и переводу Священного Пи­сания сделались первою целью всей его жизни, всех его стремле­ний». — Священник С. Протопопов. Протоиерей Герасим Петрович Павский (Биографический очерк). СПб., 1876. С. 15. 9 Родосский А. Рукописные памятники трудов по переводу и изъяснению священных книг Ветхого Завета прот. Г. П. Павского и ученика его прот. С. К. Сабинина//Христианское чтение. 1887. Ч. I. С. 748. 10 А. Родосский говорит: “Степан Карпович был женат на до­чери петербургского протоиерея Вещезерова и состоял по жене в родстве с протт. Иоакимом Семеновичем Кочетовым, Богословским, Рождественским и др.”. — Родосский А. Биографический сло­варь студентов первых XXVIII-мu курсов С.-Петер­бург­ской Духов­ной Академии: 1814–1869 гг. СПб., 1907. С. 419. 15 Краткое упоминание о его погребении, к сожалению, ныне не существующем, см. Benndorf Paul. Weimars denkwurdige Grabstatten. Leipzig, 1924. S. 14. 17 Внутренний вид храма см. Протоиерей А. Мальцев. Православные церкви и русские учреждения за границею. СПб., 1906. С. 91. 23 Отрывки из писем протоиерея Сабинина на имя секретаря общества, проф. Погодина//Русский исторический сбор­ник, издаваемый Обществом истории и древностей Российских. Кн. I/Ред. проф. Погодин. M., 1840. С. 141–142. — а. М. —Эти исследования успешно продолжаются и в наши дни. — Ред. 24 Cappeller F. Erste deutsche Ubersetzung von Puschkins Novellen. Eine deutsch-russische Gemeinschaftsarbeit aus Jena. Weimar, 1840//Wissenschaftliche Zeitschrift der Friedrich-Schiller-Universitat. Jena, 1959, Jahrgang 8. H. 1. S. 161. 27 Denkschriften der russischen geographischen Gesellschaft zu St. Petersburg. Weimar, 1849. S. III.

http://pravmir.ru/protoierey-stefan-sabi...

Сначала мы даже не обратили на это особенного внимания, только энергически выбранили Пр-го. Помнится, что идя в столовую к обеду, говорили между собой: «Что это штуку выкинул Андрей (так мы называли его часто, а тут в сердцах, даже ругательным полуименем)? Неужели ему не довольно, что было у него столько студентов. Василий Николаевич Карпов, не ему чета, постарше его и попочтеннее, да не записывает же в журнал не бывших у него на лекциях, а ведь даже у Карпова бывает нередко не больше слушателей, чем у Пр-го, к тому же временного преподавателя греческого языка. Да что, братцы, в следующий раз не пойдем к нему совсем. Вот он и увидит, как записывать нас в журнал». Перед наступлением следующего класса по греческому языку это и приведено было в исполнение, без всяких дебатов и нарочитых обсуждений этого шага; состоялось это как-то просто, само собою. Наступил следующий класс греческого языка. Не пошел никто, кроме трех студентов, не пошли даже лица, имеющие духовный сан, таких было у нас четыре лица 188 . Были в классе только три студента: Г. П. Пеньковский (8-й маг.), Н. В. Вещезеров (21-й канд.) и Ник. П. Виноградов (27-й канд. нашего курса). Бакалавр Пр-ий снова написал в журнале, что у него в классе были только три студента, такие-то. Сначала мы считали это дело не более, как личным делом бакалавра А. И. Пр-го, очень чувствительного к популярности между студентами и потому обиженного нашим недостаточно внимательным, по его мнению, к нему отношением. Мы считали его человеком довольно легкомысленным и по свойству его характера способным к различным выходкам. Нам и в голову не приходило, на первых порах, что завязывается серьезное дело, в котором главную действующую роль играет не молодой бакалавр, а лицо гораздо его повыше. Но в дальнейшем движении событий мы невольно должны были изменить наше первоначальное мнение. Перед наступлением третьего – по счету, с начала описываемой истории – класса греческого языка Преосв. Иоанникий призывает дежурного по всей академии студента.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Во дни упомянутых архипастырей появилась с 1817 г. в Сибири разрешенная по ходатайству главы методистов Рихарда Ватсона английская миссия, раздававшая населению книги Св. Писания, переведенные на русский язык с искажениями в протестантском духе. Помимо этих переводов английские миссионеры беспрепятственно распространяли в среде грамотных людей напр. такие изуверские сочинения: – «Таинство Креста» (Mystere de la croia), в которой синоды и вселенские соборы названы «зверем, порождением Вавилона и духом антихристовым», и «Победная Повесть», обещающая торжество над Православием для менонитов, сепаратистов, методистов, пиетистов, квакеров и проч. Стараниями английской миссии был введен в моду по Сибири их «Сионский. Вестник», в котором одновременно с масонскими бреднями проводилось отрицание святости постановлений и преданий Православной Церкви. Против всего этого английского набега на Православие трудно были архипастырям Амвросию и Михаилу что-либо предпринять. Они сами по приказанию учрежденного в 1817 году министерства духовных дел поневоле состояли членами издававшего означенные книги Британского Библейского Общества и были вынуждены отписываться от грозных запросов по поводу их слабого содействия английскому посеву ересей. На глазах у архипастырей Библейское Общество переписывалось с раскольниками и открыто поддерживало их жалобы на духовенство, пользуясь своими влияниями в Петербурге. Помимо раскольников стояли на стороне этого влиятельного общества и все разночинцы и служебные люди Сибири, которые были уже в то время развращены собственным безнаказанным своеволием, обилием преступного люда и влиявшим из внутренней России западным вольнодумством. В такое-то время Тобольский преосвященный Амвросий Келембет покинул кафедру и его место заступил 28 октября 1822 г. Амвросий Рождественский (Вещезеров), святительствовавший до 14 февраля 18252 года, После него архипастырем Тобольским был с 30 сентября 1825 года Евгений Казанцев, переведенный потом в Рязань с 7-го августа 1831 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

  001     002    003    004    005    006    007    008