1648 Родосский А. Рукописные памятники трудов по переводу и изъяснению священных книг Ветхого Завета прот. Г. П. Павского и ученика его прот. С. К. Сабинина//ХЧ. 1887. Ч. I, с. 748. 1649 А. Родосский говорит: «Степан Карпович быт женат на дочери петербургского протоиерея Вещезерова и состоял по жене в родстве с протт. Иоакимом Семеновичем Кочетовым, Богословским, Рождественским и др.». – Родосский А. Биографический словарь студентов первых XXVIII-мu курсов С.-Петербургской Духовной Академии: 1814–1869 гг. СПб., 1907, с. 419. 1654 Краткое упоминание о его погребении, к сожалению, ныне не существующем, см. Benndorf Paul. Weimars denkwürdige Grabstätten. Leipzig, 1924. S. 14. 1662 Отрывки из писем протоиерея Сабинина на имя секретаря общества, проф. Погодина//Русский исторический сборник, издаваемый Обществом истории и древностей Российских. Кн. I/Ред. проф. Погодин. М., 1840, с. 141–142. – а. М. – Эти исследования успешно продолжаются и в наши дни. – Ред. 1663 Cappeller F. Erste deutsche Übersetzung von Puschkins Novellen. Eine deutsch-russische Gemeinschaftsarbeit aus Jena. Weimar, 1840//Wissenschaftliche Zeitschrift der Friedrich-Schiller-Universität. Jena, 1959, Jahrgang 8. H. 1. S. 161. 1666 Denkschriften der russischen geographischen Gesellschaft zu St. Petersburg. Weimar, 1849. S. III. 1669 М. И. Глинка. Летопись жизни и творчества/Сост. А. Орлова, под ред. Б. В. Асафьева. М., 1952, с. 497; Записки Марфы Степановны Сабининой//РА. 1901. 8, с. 582. 1670 «Записки Марфы Степановны Сабининой//РА. 1901. 10, с. 247. Это была, вероятно, первая русская библиотека, проданная в Америку, хотя и не последняя. См., например: Демкова Н. С. Древнерусские рукописи и старопечатные книги в некоторых собраниях США//ТОДРЛ. Т. 34. Куликовская битва и подъем национального самосознания. Л., 1979, с. 399. 1671 Nikon episkop Rutzitschitsch. Die russisch-orthodoxen Heiligtümer in den Städten Weimar und Wiesbaden. Jena, 1897. S. 8. 1672 Протоиерей А. Мальцев . Германия в церковно-религиозном отношении с подробным описанием православно-русских церквей. Пг., 1903; Он же. Православные церкви и русские учреждения за границею, с. 60–61; Игумен Макарий. 120-летие русского православного храма в Веймаре//ЖМП. 1983. 4, с. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Настоятелями и насельниками В. м. являлись буд. архиереи: Аарон (Еропкин) , Дамаскин (Аскаронский), Антоний (Знаменский) , Феофилакт (Русанов) , Иустин (Вишневский) , Амвросий (Протасов) , Амвросий (Рождественский-Вещезеров) , Владимир (Ужинский) . Среди старцев В. м. известен молчальник мон. Пахомий († 1886), стяжавший дары молитвы и прозорливости. Др. чтимым подвижником был настоятель В. м. архим. Лаврентий (Макаров; 1854-1876), прежде служивший наместником Киево-Печерской лавры . Архим. Лаврентий установил крестные ходы с чудотворной Иверской иконой Божией Матери в Валдай, Демянск, Боровичи и по уездам Новгородской и соседних губерний. В 1848 г. после крестного хода прекратилась сильнейшая эпидемия холеры, в память об этом событии в 1849 г. определением Синода были утверждены ежегодный крестный ход из мон-ря вокруг г. Валдая и совершение молебнов с 28 июля по 6 авг. Крестные ходы совершались и в престольные праздники - Успения Божией Матери, Богоявления, в день памяти св. Иакова Боровичского (23 окт.). В 1858 г. попечением архим. Лаврентия были изготовлены новая рака для мощей св. Иакова, новая золотая риза с драгоценными камнями для Иверской иконы. При архим. Лаврентии был позолочен иконостас Успенского собора, отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, устроена гостиница для паломников. После открытия в 1861 г. мощей свт. Тихона Задонского на родине святителя в с. Короцком Валдайского у. была основана жен. общежительная община, в создании которой архим. Лаврентий принимал деятельное участие. Архим. Лаврентий погребен в зап. притворе Успенского собора. К нач. XX в. при В. м. действовала школа грамоты для 10 мальчиков-сирот, живших в мон-ре. К 1918 г. число братии В. м. составляло ок. 70 чел.- монахов и трудников, обитель владела ок. 5 га монастырских угодий и 200 га садов, огородов, пахот, пастбищ. 1917-2003 гг. Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679–1689 гг. Фотография. 2002 г. Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679–1689 гг. Фотография.

http://pravenc.ru/text/153903.html

Храм посещается больше зимою и, преимущественно, женским полом. Крестьяне дальних деревень бывают в церкви 2 или 3 раза в год. Важнейшими или „пивными» (когда варят пиво) праздниками считаются храмовой праздник здешний и соседних приходов. В праздник 1-го августа, когда освящают воду на р. Вруде, многие больные, в момент погружения креста, погружаются в воду и потом надевают новые рубашки, надеясь, что болезнь пройдет вместе со старой рубашкой, унесенной водою. 30 августа, перед иконой Александра Невского, сооруженной в память Царя-Освободителя, бывает молебен. В 150 саж. от церкви, на дороге из Сомерской волости к железной дороге, есть часовенка, стоящая, по преданию, на месте прежней церкви. Она посвящена мученикам Маккавеям и построена крестьянином дер. Сабско, Козьмою Даниловичем Морозовым; постройка стоила 250 р. сер. В деревне Сабске часовня также построена, по преданию, на месте прежней древней церкви. Кроме того есть часовня в церковной ограде и в деревнях Устье, Редеже и Язвищах. Старинные, по мнению прихожан, «шведские» кладбища находятся на юго-запад от церкви, за р. Врудой, и – в деревне Язвищах; за Язвищами, к деревне Пелешах и у деревни Сабска есть курганы, которые также считаются шведскими могилами. Есть предание, что у одного из крестьян деревни Сабска ночевал и обедал Петръ Вел., во время нарвского похода. Показывают даже чашку, из которой кушал царь. Стол, за которым царь сидел, был куплен у потомков того крестьянина, крестьянином деревни Язвищ, Феодором Ефимовым. Попечительство открыто в 1878 году. Председателем его стал сын бывшего помещика Алексей Алексеевич Сахаров; в число членов вступили, кроме двух священников, 44 человека из прихожан. Ныне деятельность попечительства ничтожна; членов в нем только 12; в год собирается от 10 до 25 руб. Священник Вениамин Вещезеров. 17. Скорбященская церковь в Керстове 58 Село находится в 110-ти верстах от Петербурга, в 17-ти от Ямбурга, в 10-ти от полустанка Веймарн, на проселочной дороге из Ополья в Котлы. Название села есть искаженное финнами Русское слово „Крестово“. Скорбященская церковь находится на южном конце села. По преданию, по указаниям прежних клировых ведомостей и по надписям на некоторых церковных книгах, видно, что церковь построена здесь в 1748 году, иждивением духовника Имп. Елизаветы Петровны, протоиерея Дубянского 59 . Она обновлена в 1834 г. помещиком Александром Мих. Дубянским, в 1838 г. помещиком Зиновьевым, а в 1858 г. купцами Орловыми. Скорбященская церковь принадлежит к лучшим по архитектуре церквам здешнего уезда. Стиль ее напоминает церкви прошлого столетия, построенные графом Растрелли. Она деревянная, на каменном фундаменте, пятиглавая с 70-ю большими и малыми окнами, с деревянною колокольнею. Длина церкви от иконостаса до западного притвора, 7 саж. 1 арш.; ширина, от северного, до южного притвора, 10 саж. 1 арш. Церковь занимает пространство в 748 квадр. сажень. Антиминс освящен и подписан митр. Никанором 1854 г., июля 27-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Здесь он составил и издал Начертание логики (Спб. 1808 г.) и перевел на русский язык Начальный курс философии, Снелля (Казань, 1813–1814). Лев Далматов, из здешних воспитанников, учитель истории и географии, с 1793 г. В следующем году пострижен в монашество и рекомендован: жизни честной и успехов прекрасных. Дамаскин (Дмитрий) Травинский из воспитанников здешней семинарии определен в 1794 г. учителем истории и географии, потом переведен на класс синтаксимы и грамматики. В 1799 г. определен законоучителем кадетов Инженерного корпуса и произведен в архимандрита Спасокаменского монастыря (Вологодск. губ.). Петр Андр. Словцов, обучался в Тобольской и здешней семинариях и по окончании курса в 1792 г. определен в Тобольскую семинарию учителем философии, красноречия и математики; в июне 1795 г. снова вызван в С.-Петербургскую семинарию на класс красноречия: но вскоре перешел на гражданскую службу в Сибирь, где в чине статского советника был директором Иркутской гимназии и визитатором трех Сибирских губерний. Современники, знавшие Словцова, отзываются о нем, как о человеке с необыкновенными способностями 94 . В литературе он известен Историческим обозрением Сибири, двумя Похвальными словами – Царю Иоанну IV Васильевичу (Спб. 1807) и Пожарскому и несколькими стихотворениями, помещенными в периодических изданиях И. И. Мартынова: «К Сибири», «Китайцам в Петербурге», «Материя» и проч. Тимофей Ал. Вещезеров, из воспитанников здешней семинарии, с 1795 г. учитель немецкого языка, потом французского и риторики; с 1800 г. священник; в 1811 г. по поручению Комиссии дух. училищ обозревал уездные и приходские училища по С.-Петербургской и Псковской епархиям; в 1827 г. избран в члены Конференции здешней академии. Скончался протоиереем кафедрального Петропавловского собора в С.-Петербурге и ректором Петропавловского духовного училища. Алексей Прок. Парвов, обучался в Новгородской и здешней семинариях и по окончании курса в 1795 г. определен учителем низших классов. Скончался священником Успенской церкви, что на Сенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

К 1812-му году изустное предание относит осквернение церкви, а именно, обращение в конюшню, при нашествии французской армии. 19 ноября 1812-го года было совершено повторное освящение оскверненной церкви. До 1844 года весь храм был холодный и с одним престолом в честь Нерукотворного Образа Спасителя; В 1844-1850 годах между церковью и колокольней был построен правый теплый придел в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» на средства вдовы генерал-майорши Анны Павловны Коробановой; 26 августа 1850 года придел был освящен по благословению преосвященного Тимофея (Вещезерова), епископа Смоленского и Дорогобужского «местным благочинным священником города Вязьмы отцом Сергием Бобровым с прочим духовенством. В 1869-1872 годах был устроен левый теплый придел в честь праздника Богоявления Господня. 7 октября 1872 года придел был освящен игуменом Болдина монастыря Авраамием по благословению преосвященного Иоанна (Соколова), епископа Смоленского и Дорогобужского; В 1921 году согласно описи, хранящейся в документах административного отдела Вяземского исполкома, в селе Телепневе стояла одна каменная церковь, в ветхом состоянии, требующая ремонта; престолов — 3, колоколов — 6, икон в алтарях — 16, в иконостасах — 112, в разных местах храма – 50. 18 мая 1922 года в Спасском храме было проведено изъятие церковных ценностей. В этот день из церкви были взяты серебряныеизделия: крест малый, внутри с крестиком; дарохранительница; потир с полным прибором; три обложки с Евангелий; шестнадцать накладок и четыре ободка от Евангелий. Всего вес серебра составил 8 фунтов 21 золотник; С 1930 года Спасская церковь была передана под школу. В 1943 году храм Спаса Нерукотворного Образа был взорван при отступлении фашистской армии. Современное состояние [ править править код ] 29 августа 2007 года по благословению епископа Вяземского Игнатия (Пунина) на месте взорванного храма стараниями благотворителей был установлен поклонный крест. С 2009 года началось возрождение храма Спаса Нерукотворного Образа в селе Телепнево.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Спаса_Нер...

Ужасно и достойно сожаления образцом отчаяния служат два подначальные иеродиакона Иосиф и Матфей: никогда они не исповедаются и не причащаются Святых Таин, никогда, ниже в Светлый праздник Пасхи, нельзя их принудить придти в церковь : живут как чуждые Бога и веры, предаваясь гнуснейшим порокам. Лица их – подобные только случалось мне видеть между каторжными в Динабургской крепости; прочие подначальные, может быть в других монастырях, оказали бы более плодов исправления, нежели на Валааме. В отдаленных монастырях, скудных монашествующими, могли бы они нести некоторые обязанности и принесть себе и обществу хотя и малую пользу. Таковыми полагаю: 1 . Иеромонаха Германа первого. 2 . Иеромонаха Германа второго, Черешнецкого. 3 . Иеромонаха Ираклия. 4 . Иеромонаха Варлаама. 5 . Иеродиакона Сергия. 6 . Монаха Палладия. 7 . Монаха Иоакима. 8 . Священника Сергия. 9 . Диакона Иоанна Николаева-Сергиева. 10 . Диакона Тимофея Вещезерова. Вообще Валаам, лишенный штатных служителей военной команды, отдельного приличного места для содержания людей, предавшихся буйным страстям, не может быть исправительным и ссылочным местом; и по мнению моему, существенно нужно исходатайствовать как для сей обители, так и других благоустроенных монастырей постоянное положение, коим бы воспрещалось помещение в оную людей порочной нравственности и подначальных. Для сих последних можно определить особенные монастыри на особенных правах по тому образу, как было в Горе Синайской. «Там, – описывает святой Иоанн Лествичник в статье о покаянии, – находится отдельная от прочих обитель, называемая «темница», которая однако подчиняется монастырю, глаголемому: «светильник светильников». О сей же темнице говорит он в статье о послушании: «Было место на едино поприще от великих тоя обители, отстоящая стража (или темница), глаголемая неутешно, где никогда не было видно ни дыма из пещи, ни вина, ни елея на трапезе и ничего, кроме хлеба и мало былия, не употреблялось. В сем месте игумен без всякого выхода заключает тех, иже по вступлении в иночество какими-нибудь грехами запутали.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Санкт-Петербург. Церковь Александра Невского при Институте инженеров путей сообщения Императора Александра I (старая). /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1825 и 1829. перестройка 1884-1885. Архитектор:П. Жако, А. А. Докушевский Адрес: Санкт-Петербург, Московский пр., 9 Координаты: 59.923833, 30.316518 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Прежняя церковь устроена была в 1829 г. по распоряжению главноуправляющего путями сообщения его высочества герцога Александра Виртембергского. Она помещается в верхнем этаже каменного надворного строения, в связи с лицевым домом, стоящим на Обуховском проспекте, между Обуховым мостом и Сенною площадью. Назначенное для храма помещение предварительно было осмотрено, по приказанию митрополита Серафима, местным благочинным Спасосенновским протоиереем Тимофеем Вещезеровым, а план храма утвержден митрополитом. Антиминс освящен преосвящ. Нафанаилом 16 февраля 1847 г. и подписан митрополитом Антонием. План и рисунки храма составлены профессором архитектуры Жакотом и утверждены герцогом Виртембергским. Постройкой распоряжались до 1828 г. инженер капитан Улыбашев, а потом – инженер поручик Адрианов, в непосредственной зависимости от местного начальства. Иконы писаны академиком Антонелли по эскизам, которые предварительно рассматривал священник военно-строительного училища Иоанн Гаврилов. За иконописную работу Антонелли получил 7 700 руб. ассигн. Кроме того, он от себя пожертвовал четыре небольших образа: ангелов, Константина и Елены, св. князя Владимира и св. княгини Ольги. Образа эти помещены под местными иконами. Из всех икон храма, по изяществу и божественности лика, обращает внимание местная икона Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=37619

До 1844 года весь храм был холодный и с одним престолом в честь Нерукотворного Образа Спасителя; в 1844-1850 годах между церковью и колокольней был построен правый теплый придел в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» на средства вдовы генерал-майорши Анны Павловны Коробановой. 26 августа 1850 года придел освящен по благословению преосвященного Тимофея (Вещезерова), епископа Смоленского и Дорогобужского " местным благочинным священником города Вязьмы отцом Сергием Бобровым с прочим духовенством " . В 1851-1860 годах был достроен флигель, строительство которого было не закончено в 1810 году. По разрешению епархиального начальства при священнике Василии Чистякове накрыт тесом и отделан. По окончании работ в нем разместилась сельская церковно-приходская школа. В 1869-1872 годах устроен левый теплый придел в честь праздника Богоявления Господня. 7 октября 1872 года придел освящен игуменом Болдина монастыря Авраамием по благословению преосвященного Иоанна (Соколова), епископа Смоленского и Дорогобужского. В начале XX века на колокольне висели шесть колоколов. Все колокола были правильно подобраны и имели довольно приятный звук, особенно трезвон во все колокола отличался музыкальностью и гармоничностью. В августе 1912 года через Спас-Телепнево проходил крестный ход со Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия» Надвратной из города Смоленска на Бородинское поле, где проходили торжества, посвященные столетию Отечественной войны 1812 года. В 1921 году согласно описи, хранящейся в документах административного отдела Вяземского исполкома, в селе Телепневе стояла одна каменная церковь, в ветхом состоянии, требующая ремонта; престолов – 3, колоколов — 6, икон в алтарях — 16, в иконостасах — 112, в разных местах храма – 50. 18 мая 1922 года в Спасском храме проведено изъятие церковных ценностей. В этот день из церкви были взяты серебряные: крест малый, внутри с крестиком; дарохранительница; потир с полным прибором; три обложки с Евангелий; шестнадцать накладок и четыре ободка от Евангелий. Всего вес серебра составил 8 фунтов 21 золотник. В ноябре 1924 года религиозное общество в селе Спас-Телепнево включено в список обществ, отосланных для регистрации в Административный отдел Губисполкома. С 1930 года Спасская церковь была передана под школу.

http://sobory.ru/article/?object=26044

Иаков Пятницкий 1907–1910. Архп. Вениамин Муратовский 1910. Смоленская 49 Кафедра в Смоленске Епископы Смоленские: Мануил Кастрат (грек) 1137–1169 50 . Константин 1180. Симеон I; упом. 1190–1197. Игнатий I 1206–1219. Лазарь; хирот. 1219. Афанасий. Иоанн I. Дионисий; упом. до 1238. Порфирий. Пахомий. Фома. Иона. Даниил I. Евфиний I; хирот. 1345. Иоанн II; упом. 1335. Феофилакт (Феоктист) 1356. Парфений 1364–1370. Даниил II 1370–1382. Михаил I 1383–1396. Кассиан (Нассон) 1396. Михаил II 1398–1404. Игнатий II 1405. Иларион 1408. Никон. Севастиан 1411–1416. Герасим 1417–1433. Михаил III; хирот. 1435. Нафанаил II 1440–1445. Симеон II. Евфимий II. Мисаил кн. Пеструцкий-Друцкой-Бабич. 1454–1480. Иоаним 1480–1494. Иосиф I Болгаринович 1494–1500. Иосиф II Солтан 1502–1509. Варсонофий Ходыкин 1509–1514. Епископы Смоленские и Брянские: Иосиф III 1515–1532. Савва Слепушкин 1536–1538. Гурий Заболоцкий 1539–1555. Симеон III 1555–1567. Феофил (Филофей) 1568. Архиепископы 51 : Сильвестр 1572–1592. Еп. до 1589. Феодосий 1592–1605. Сергий 1608–1611; упом. 1616. Исаия Копинский 1628–1631. Авраамий 1632–1653. Лаврентий 1655–1657. Смоленские и Дорогобужские (с 1648 г.): Филарет (в схиме Феодорит) 1658–1671. Варсонофий Чертков-Еропкин 1671–1676. Митрополиты Смоленские и Дорогобужские: Симеон Милюков 1676–1696. Архп. до 1681. Сильвестр Черницкий 1699–1706. Сильвестр Крайский 1707–1712. Дорофей Кроткевич 1712–1718. Сильвестр Холмский 1719–1720. Варлаам Косовский 1720–1721. Филофей (грек) 1722–1727. Архп. Епископы Смоленские и Дорогобужские: Гедеон Вишневский 1728–1761. Парфений Сопковский 1761–1795. Димитрий Устинович 1795–1805. Серафим Глаголевский 1805–1812. Ириней Фаильковский 1812–1813. Иоасаф Сретенский 1813–1821. Иосиф IV Величковский 1821–1834. Тимофей Вещезеров 1834–1859. Архп. с 1856. Антоний Амфитеатров 1859–1866. Иоанн Соколов 1866–1869. Серафим Протопопов 1869–1874. Иосиф V Дроздов 1874–1885. Нестор Метаниев 1881–18S9. Гурий Охотин 1890–1896. Никанор Каменский 1896–1899. Митрофан Невский 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

33.   Гавриил IBopohob, родной брат Арсения, произведен в архимандриты в 1729 г. из иеромонахов Вологодского архиерейского дома, где был и ризничим; управлял Спасоприлуцким монастырем в бытность брата своего в Чудове монастыре (с октября 1729 по декабрь 1730 г.), а по возвращении Арсения из Чудова, переведен в 1733 г. в Спасокаменный монастырь. 33 34.   Арсений III Борщевский, с 1737 по 1762 год, из архимандритов Вологодского Корнилова монастыря. В 1740 г., по указу Св. Синода, он был в С.-Петербурге при погребении Императрицы Анны Иоанновны; в 1748 г. отправлял чреду священнослужения; в 1762 году испросил себе увольнение от управления монастырем, и, приняв схиму, жил в нем на покое до 1764 года, в котором скончался. Погребен в этом же монастыре. 35.   Марк Антонский, киевлянин, с 1762 но 1774 г., из игуменов Колоцкого монастыря. Скончался 8 октября 1774 г. и погребен против крыльца холодной монастырской церкви. При этом настоятеле все монастырские церкви и прочие строения покрыты новым тесом и выкрашены; в соборной церкви у столпов были устроены новые иконостасы из липового дерева и писаны для них иконы; на все это издержано более тысячи рублей; для настилки пола в нижней церкви были заготовлены плиты; кроме ежегодного ремонта церковной обстановки, было приобретено ризничных вещей на сумму до пятисот рублей. 36.   Иннокентий Лавров,с 1774 по 1805 г., из экономов Вологодского архиерейскогоо дома и игуменов Корнилиева монастыря. При этом настоятеле – пол в церкви у преподобных был выстлан плитами; покрыты железом главный собор (холодный) и Введенская церковь с кельями; с 1799 года был устрояем придел во имя св. Александра Невского в северной паперти главного собора и освящен 6 октября 1801 года. В. Архимандриты и ректоры Вологодской семинарии: 37.   Амвросий Рождественский (Вещезеров), с 1805 по 1811 г., из архимандритов Вологодского Спасокаменного Духова монастыря. В 1811 г. он был вызван на чреду священнослужения, после которой переведен в Новгородскую епархию; в 1817 году хиротонисан во епископа в Вятку; оттуда в 1822 году, с возведением в сан архиепископа перемещен в Тобольск, где и скончался в 1825 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001    002    003    004   005     006    007    008