67 Преосв. Христофор, обозревая церковь в 1852 году, указал на эту икону как на редкость, и выразил, что она стоит описания. Опишем ее для лю­бителей священных древностей. На иконе изображены четыре концентрических круга разных цветов. В первом круге, голубом, изображены звезды; во втором, тем­новатого цвета – меньшие звезды; третий круг красный, лучеобразный. В четвертом, среднем круге – трон серебряного цвета, на семи столпах, а под ними облака. На троне восседает «премудрость Божия», лик ее красноватого, огненного цвета, в золотой, с камнями, короне. Одежда Софии – в виде красного, с золотом, стихаря, с полосами и поясом златовидными. В правой руке ее – перо, а в левой, обви­той золотым поясом, в виде ораря, свиток. Над главой Софии – Иисус Хри­стос, благословляющий обеими руками; направо от Софии – Божия Матерь, с Иису­сом Христом благословляющим; направо – Иоанн Предтеча, в одежде из вер­блюжьей шерсти; правая рука его сложена для крестного знамения; левая держит хартию, с словами: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира, помилуй нас». В верхней части иконы – темно-синий небесный свод с светилами небесными, поддерживае­мый 6 Ангелами. Среди Ангелов – престол, на котором Евангелие, а над Еванге­лием – Дух Святый, в виде голубя. На полях надпись: «Святая София Премудрость Божия». Икона эта из старой церкви перенесена в ныне существующую. 68 В описании рассказывается об исцелении одного крестьянина Тихвинского уезда, около 3 лет страдавшего болезнью ног. Когда он, узнав по видению свыше, что в Старой Ладоге, в Георгиевской церкви, есть икона Скорбящей Божией матери, дал обет отслужить пред иконою молебен, то было исцелен. Расска­зывают еще, что когда, при упразднении этой церкви в 1838 году, церковное имущество ее было передано Успенскому монастырю, то икона Скорбящей Божией Матери была возвращена из монастыря в Георгиевскую церковь , так как, будто бы, сама Богородица дала такое приказание игуменье монастыря Февронии, явившись ей во сне. Монастырский священник Матвей Вещезеров отслужил пред иконою молебен, и икона возвращена была в Георгиевскую церковь . Во время об­щественных крестных ходов по ближайшим к Старой Ладоге, селениям, икону эту всегда берут из Георгиевской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

07.11.1798 01.10.1799 Арсений Москвин 09.10.1799 05.07.1802 Антоний Знаменский 20.07.1802 18.12.1803 Михаил Десницкий 17.01.1804 24.01.1808 Евгений Болховитинов 02.02.1808 23.09.1810 Антоний II Соколов I 21.11.1810 06.07.1813 Иоасаф Сретенский 21.09.1813 07.02.1816 Мефодий Пишнячевский 12.03.1816 09.03.1819 14.12.1819 06.11.1821 Дамаскин Россов 27.12.1821 29.10.1823 02.03.1824 28.11.1827 Моисей Богданов-Платонов Антипов 26.02.1828 22.05.1828 Игнатий Семенов 07.10.1828 13.03.1834 Тимофей Котлеров-Вещезеров 13.05.1834 22.05.1837 Анастасий Ключарев 11.07.1837 22.07.1842 Феодотий Озеров 27.07.1842 14.11.1842 Иустин Михайлов 10.01.1843 25.02.1850 Леонид Зарецкий 25.02.1850 19.12.1850 Нафанаил Савченко 19.12.1850 27.08.1853 03.10.1853 18.12.1854 Антоний IV Павлинский 16.01.1855 15.04.1856 24.05.1856 31.07.1856 Платон Фивейский-Лосев 02.12.1856 29.08.1860 Евфимий Беликов 02.10.1860 01.12.1862 Феофилакт Губин 10.03.1863 13.01.1864 16.02.1864 21.02.1866 Аполлос Беляев 10.04.1866 04.04.1869 Серафим Протопопов I 25.05.1869 07.12.1874 Феоктист Попов 06.04.1875 17.06.1876 Никодим Белокуров 19.11.1876 28.09.1882 Варсонофий Охотин 28.09.1882 21.05.1888 Анастасий II Добрадин 03.06.1888 19.01.1891 19.01.1891 21.11.1892 Антоний V Соколов II Антоний VI (Фамилия неизв.?) 14(27)05.1923 16(29).04.1931 Иоанникий II Сперанский 04.1924 06.1925 18(31)05.1932 29.07(11.08)1932 06(19)10.1933 01.1937 Иннокентий Тихонов 29.10(11.11)1954 19.01(01.02)1955 Михаил II Чуб 17(30)10.1955 10(23)08.1959 Сергий Голубцов Старорусская, обн. Основана в 1925 г. Именование – по г. Старая Русса (Новгородская область). Новгородское викариатство. Упразднена в 1931 г. (?) 1925 02(15)09.1926 21.03(03.04)1927 Палладий Бельтюков 27.08(09.09)1930 25.01(07.02)1931 15(28)04.1931 02(15)07.1931 08.1931 12..1931 Староуфимская Основана в 1922 г. Местопребывание – в г. Уфа. Уфимское викариатство. 28.11(11.12)1922 14(27)12.1922 Стерлитамакская Основана в 1922 г. Именование – по г. Стерлитамак (Башкирская АССР). Уфимское викариатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В такое-то время Тобольский преосвященный Амвросий Келембет покинул кафедру и его место заступил 28 октября 1822 г. Амвросий Рождественский (Вещезеров), святительствовавший до 14 февраля 1825 года. После него архипастырем Тобольским был с 30 сентября 1825 года Евгений Казанцев, переведенный потом в Рязань с 7-го августа 1831 г. Ha Иркутской же кафедре продолжал святительствовать до 5-го августа 1830 г. владыка Михаил Бурдуков. Ему Бог судил видеть в жизни сибирских православных людей несколько светлых лет во время генерал-губернаторства М.М.Сперанского. Преосвященный Михаил служил Сперанскому опытным советником и успел через него довести до сведения правительства о всех бедах и напастях, мешавших распространению православного просвещения. Следствием этих представлений владыки Михаила было издание указа об отобрании зловредных книг (П. С. 3. т. XI, 30191), вызвавшего прекращение английской религиозной пропаганды в Сибири, а также наступил поворот внимания правительства в сторону миссионерского дела среди инородцев, выразившийся в издании указа об отправлении монахов-миссионеров и об отпуске им казенного пособия (П. С. 3. т. XI, 30343). Однако, достигнутые владыкою Михаилом назначительные мероприятия в пользу Православия не имели тогда и не могли иметь существенного значения для жизни обширной Иркутской епархии, потому что как раз в то время, по благосклонности сибирских чиновников, сильно оживилась проповедь ламаизма, которая очень приходилась по грешным вкусам не только бурят, но и других инородцев и даже русских. Поэтому и настойчивое распоряжение Св. Синода в 1828 г. о посылке в область Иркутской епархии способных миссионеров и об устройстве при Тобольской семинарии курсов местных инородческих языков являлось недостаточным противовесом успехам языческой пропаганды. По указу Св. Синода 1823 г. учреждена миссия в Уналашке на Алеутских островах, куда владыкою Михаилом был отправлен молодой 25-летний священник Иркутской Благовещенской церкви Иоанн Евсевиевич Попов-Вениаминов, просветивший алеутов и Камчатский край, прославившийся в науке исследованием об естественных богатствах края и дальневосточных островов и бывший впоследствии под именем Иннокентия митрополитом Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В 1811 году, при окончании первого учебного курса здешней семинарии, устроенной по новому плану, ректор академии, архим. Сергий, по поручению Комиссии дух. училищ, обозревал ее по ученой части, а инспектор архим. Иона – по нравственной и экономической частям, и по внешнему управлению подведомственных ей училищ. Многие из предположений архим. Сергия, по рассмотрении их архиеп. Феофилактом, утверждены Комиссией дух. училищ и послужили к лучшему устроению учебной части в семинарии, точнейшему определению пространства и силы, в какой должны быть проходимы учебные предметы, и – порядка занятий ими. Обращено внимание начальства на устроение семинарской библиотеки: причем уступлены для нее из академической библиотеки все те книги, которые для академии не нужны, или которые были в нескольких экземплярах 175 . В то же время бакалавр иером. Филарет обозревал уездные училища С.-Петербургской губернии – Александроневское и Петропавловское; из сторонних лиц – второклассного Вяжицкого монастыря архим. Феофил – уездные училища в Новгороде, Старой Русе и Боровичах; первоклассного Кирилловского монастыря архимандрит Порфирий – уездные училища – в Устюжне, Кирилове и Белозерске; первоклассного Калязинского монастыря архим. Михаил – уездные училища в Кашине, Бежецке и Красном Холму; первоклассного Прилуцкого монастыря архим. Амвросий, находившийся в С.-Петербурге на чреде священнослужения, – уездные училища в Могилеве, Мстиславле, Орше, Гомле и Витебске; протопресвитер Павинский – уездные училища в Твери и Торжке; протоиерей Вещезеров – уездные училища в Ямбурге, Пскове и Великих Луках; священник Менюжский – уездные училища в Каргополе, Свирске, Петрозаводске, Тихвине и Староладожском монастыре; священник Малиновский – уездные училища в Вышнем Волочке, Старице, Ржеве и Осташкове. По училищам отменен перевод из низшего отделения в высшее до окончания учебных сроков, положенных уставом. В 1813 г. ректор академии, архим. Филарет, обозревал здешнюю дух. семинарию по учебной части, профессор архим. Леонид – по нравственной и экономической; а бакалавр архим. Иннокентий присутствовал в семинарском правлении при испытании учеников уездных училищ, назначенных к переводу в семинарию. В Псковское семинарское правление для той же цели послан был протоиерей Сергиевского артиллерийского собора Иоанн Данков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Павел Зернов в сент. 1776 перев. из Саввы-Сторожевского монастыря; 15 апр. 1778 хирот. в еписк. Костромской епархии. Аввакум Миланкович 26 апр. 1778 перев. из Московского Богоявленского монастыря; † 1 мар. 1792. Платон Любарский 31 мар. 1792 перев. из Нового Иерусалима; 26 февр. 1794 хирот. в еписк. Тамбовской епарх. Иоанникий Никифорович (Полонский) в февр. 1794 перев. из Нижегородского Печерского монастыря; 12 апр. 1795 хирот. в еписк. Подольской епархии. Иакинф Карпинский 18 апр. 1795 перев. из Юрьева монастыря; 18 дек. 1797 – в Новоспасский. Евлампий Введенский в 1798 перев. из Заиконоспасского монастыря; 29 июня 1801 хирот. в еписк. Архангельской епархии. Виктор Прокопович-Антонский 29 июня 1801 перев. из Московского Богоявленского монастыря; 11 дек. 1809 уволен на покой; † 28 апр. 1825. Иоанн Терликов 15 февр. 1810 перев. из Симонова монастыря; 12 авг. 1814 в Киево-Николаевский, но 23 окт. уволен на покой. Симеон Крылов-Платонов 12 авг. 1814 перев. из Заиконоспасского монастыря; 27 февр. 1816 хирот. в еписк. Тульского. Амвросий Рождественский (Вещезеров) 7 мар. 1816 перев. из Иверского монастыря; 15 июля 1817 хирот. в еписк. Вятского. Евгений Казанцев 28 июля 1817 перев. из Заиконоспасского монастыря; 14 июля 1818 хирот. в еписк. Курского. Феофил Татарский 28 авг. 1818 перев. из Черниговского Елецкого монастыря; 23 мар. 1819 хирот. в еписк. Оренбургского. Парфений Чертков 17 июня 1819 перев. из Заиконоспасского монастыря; 3 июля 1821 хирот. в еписк. Владимирской епархии. Дионисий Цветаев 31 июля 1821 перев. из Астраханского Спасо-Преображенского монастыря; 15 июля 1823 хирот. в еписк. Пермской епархии. Афанасий Петриев 23 июня 1823 перев. из Московского Богоявленского монастыря; † 17 окт. 1832. Феофан Александров 14 нояб. 1832 перев. из Казанского Спасо-Преображенского монастыря; 6 июля 1850 – в Нежинский Назарет. Симеон Авдуловский 31 авг. 1850 перев. из Черниговского Елецкого монастыря; † 21 февр. 1852. Архиереи Агапит , бывший Томский еписк., 31 июля 1852 перев. из Новоспасского монастыря; † 1 янв. 1854.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1814 года 14 августа удостоен степени магистра, и того же года определен в Санкт-Петербургскую Духовную академию бакалавром философских наук. 1816 года 16 октября  рукоположен в церкви Пажеского Его Императорского Величества корпуса в священника, где девять лет и три месяца обучал камер-пажей и пажей Закону Божьему. 1817 года 2 октября определен действительным членом конференции Санкт-Петербургской Духовной академии. 1821 года 13 августа, за труды по Духовной академии, получил фиолетовую камилавку; того же года уволен по собственному прошению от занимаемой им в академии должности и получил в награждение от комиссии духовных училищ единовременно тысячу рублей ассигн. 1826 года 15 января переведен из Пажеского корпуса в церковь Владимирской Божьей матери, на место умершего протоиерея Павла Свиязева. 1829 года 22 октября рукоположен в протоиерея  церкви Входа Господня в Иерусалим; того же года 1 ноября Высокопреосвященным митрополитом Серафимом определен членом Санкт-Петербургской духовной консистории и благочинным Входо-Иерусалимской церкви. 1831 года 24 февраля награжден наперсным крестом.  24 июля перемещен в Спасо-семеновскую  церковь на место протоиерея Тимофея Вещезерова, переведенного в морской Никольский собор, а 7 декабря  в этом соборе – на место того же протоиерея Вещезерова, поступившего в Петропавловский собор, с занятием благочиния, которым Вещезеров заведовал; 1833 года 21 января пожалован орденом св. Анны 3 степени; того же года с 30 июня по 15 июля, по назначению комиссии духовных училищ ревизовал семинарию Санкт-Петербургскую и училища александро-невские и петропавловские по учебной и хозяйственной части; в 1835 году определен присутствующим в Санкт-Петербургский Статистический комитет. 1836 года 18 апреля пожалован орденом св. Анны 2 степени. В 1839 году, по резолюции Его Высокопреосвященства митрополита Серафима, ревизовал петропавловские училища по учебной части. 1842 года 30 сентября назначен членом комитета Санкт-Петербургской Духовной цензуры. В 1843 году награжден орденом св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Ст. Нечаев Вас. Ушаков Мих. Владимиров Фед. Заозерский Илья Смирнов Петр Петропавловский Сем. Воинов Разряд II Ив. Успенский А-р Стефанов Андрей Конкордин Вас. Вещезеров А-р Кулевский Ив. Покровский 1-й Ив. Покровский 2-й Петр Фроловский Ник. Соколов Афанасий Яценко Фед. Скроботов Петр Турчанинов А-р Турчанинов Мих. Григорьев Ал-й Ольгинский Фед. Литвин А-р Дьяконов Ал-й Рождественский Ив. Владимиров Фед. Князев Ив. Зотиков Ал-й Шишов Ив. Птицын Ив. Алексеев Разряд III Петр Славинский Вас. Кедров Андрей Новоградский 1837 г. Разряд I Ник. Виноградов – в спб. акад. Ник. Петров – в спб. акад. Вас. Помяловский – в спб. акад. Вас. Мудролюбов Влад. Кочетов Ив. Преображенский А-р Братолюбов А-р Голубов Евграф Морев Сергий Бажанов Ник. Дмитриевский Мир. Сперанский Семен Румянцев Мих.Черновский Ив. Черновский А-р Лебедев А-р Чернов Вас. Смирницкий Григорий Гуляев Разряд III Лев Ляшкевич А-р Сампсониевский Вас. Барсов Ив. Орлов Вас. Благовещенский Петр Полянский Петр Яковлев Фед. Боголюбов Ник. Благовещенский Мих. Соколов Вас. Криницкий Сем. Ярославцев Ив. Заозерский Мих. Пальмов Мих. Успенский Вас. Соколов Дим. Шишов Ал-й Малов Сергий Алексеев Ив. Разумовский Ник. Приморский Дим. Семенов Платон Янусов Мих. Ярославский Вас. Ветвеницкий Разряд III А-р Тихомиров Пав. Андреев Ник. Литвинов Вас Марков Конст. Семенов Алексей Алексеев Приватно обучавшийся: Вас. Заозерский – «обращается в предшествовавшее состояние» Андрей Адамович из этого курса поступил в моск. акад. В 1836 г. 1839 г. Разряд I Ив. Бронницкий Петр Евдокимов А-р Долоцкий Дим. Верещагин Конст. Казанский Ник. Матвеев Федор Флоровский Стефан Богомолов Вас. Смирнов Фед. Румянцев Конст. Крылов Ф-р Скроботов Поликарп Петровский Вас. Боголюбов Ал-й Романовский Яков Смирнов Павел Кедров Павел Долоцкий Мих. Соколов 2-й Ал-й Голубов Ал-й Тихомиров Разряд II Александр Наманский Ал-й Смирнов А-р Богословский Ив. Смирнов Вас. Ксеномонтанов А-р Кедров – в спб. дух. акад. Ив. Кочановский Пав. Ламанов А-р Щеглов Матфей Веселовский Евграф Скородумов

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 вершк. до креста. Тогда же и тоже в связи с церковью, на северо-западной ее стороне построена была и каменная часовня, небольшая, всего на двух саженях, без иконостаса. Сперва сюда была поставлена только икона Тихвинской Божией Матери, писанная в 1751 г. с чудотворного образа, что в Тихвинском монастыре и потому местночтимая. Тогда же было поставлено за правило, на 26 июня перед этою иконою служить в часовне «Всенощное бдение» и затем – молебен с водосвятием, – в самый праздник икону выставлять на паперть церкви на аналое и при ней – освященную за молебном воду, для употребления богомольцев в течение всего дня, что и до ныне выполняется. – На пространстве между церковью и соседними домами, с обеих сторон выстроена была ограда, сначала только каменнокирпичная, невысокая, а в 1791 г. поставлена над нею деревянная решетка, впоследствии времени замененная железною. Не много спустя после постройки церкви, внутри отрады, по обе стороны церкви, разбиты были садики, в которых в 1811 г. появились уже и беседки, очевидно, местным священникам принадлежащие. Нет сомнения, что церковь и до ныне сохраняет тот же вид, в каком была в первое время после построения. Но в течение 120 летнего существования были в ней разные поправки и переделки, не мелкие только, но существенные, можно сказать капитальные. Оставляя в стороне мелкие поправки, укажем те, которые существенно изменяли или внутреннее, или внешнее положение церкви. Первая, довольно существенная переделка была произведена в 1816–17 гг. при настоятеле Тимофее Вещезерове и церковном старосте Сергее Сергееве, под наблюдением архитектора Русско. Она была вызвана крайним неудобством, происходившим от разделения церкви на теплую и холодную. По зимам в воскресные и праздничные дни в теплой церкви было крайне тесно; открывали холодную и служили в ней, но тут было холодно; от свечей и скученности молящихся, в куполах таяло и сверху текло; здание портилось. Поэтому причт и староста просили разрешения «настоящую церковь соединить с трапезою; вместо стеклянной двери их разделяющей, поставить низкие, железные решетки и в «настоящей» устроить печи по мере надобности; в куполах устроить переплеты и все вообще подновить».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В исполнение этого указа, преосвященный Серафим немедленно образовал особый комитет из образованнейших членов столичного духовенства под председательством своего викария, преосвященного Григория, епископа Ревельского. Конференция Санкт-Петербургской духовной академии, которой поручил преосвященный Серафим выбор членов для комитета, предполагала образовать ее из четырнадцати членов, но митрополит нашел достаточным составить ее из двенадцати членов, в число которых вошли и члены петербургского духовно-цензурного комитета, которые сначала, на предложение конференции, отказались было от участия в занятиях комитета, отзываясь неимением времени за исполнением своих непосредственных обязанностей. Каждому члену поручено было рассмотреть одно из сочинений, препровожденных в комитет и составить подробный разбор и оценку его с точки зрения православного учения, именно: 1) ректору Санкт-Петербургской семинарии, архимандриту Иоанну (впоследствии епископу донскому, известному автору первого курса православной герменевтики) – «Таинство креста» изд. 1820 г., 2) инспектору Санкт-Петербургской академии, архимандриту Гавриилу (в последствии епископу тверскому) – «Путь ко Христу» Бема, изд. 1815 г.; 3) священнику Герасиму Павскому – «Божественная философия» Дюнуа, изд. 1818 и 1812 гг.; 4) священнику Симеону Платонову – «Письма к другу об ордене свободных каменщиков» изд. 1816 г., 5) Священнику Иоакиму Кочетову – «Воззвание к человекам о последовании внутреннему влечению духа Христова» изд. 1820 г. и «Победная повесть» Юнга Штиллинга, изд. 1815 г.; 6) протоиерею Иоанну Данкову – первые четыре книжки «Сионского Вестника»; 7) протоиерею Тимофею Вещезерову – «Толкования на деяния и послания апостольские» г-жи Гион, изд. 1820 и 1821 гг.; 8) протоиерею Иоанну Грацианскому – «Толкования на Апокалипсис», г-жи Гион, изд. 1821 г.; 9) священнику Тимофею Никольскому – «Толкования на Евангелие», г-жи Гион, изд. 1822 г.; 10) священнику Иоанну Добронравину – «Толкования на книги Экклезиаста, песнь песней и премудрости Соломоновой» изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Тимофей, архиепископ Смоленский и Дорогобужский Котляров [Вещезеров] Трофим Тимофеевич Родился 23 июля 1782 года в селе Костырях Рославльского уезда Смоленской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Смоленской духовной семинарии. 1 сентября 1800 года поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. В 1806 году окончил курс академии и 1 сентября определён учителем Смоленской духовной семинарии. 10 июля 1817 года назначен инспектором семинарии, профессором философии и смотрителем уездных и приходских училищ. 18 ноября 1821 года пострижен в монашество; 20 ноября рукоположен во иеродиакона; 21 ноября рукоположен во иеромонаха. 9 июля 1822 года возведён в сан архимандрита и определён настоятелем Смоленского Троицкого монастыря. 1 сентября 1822 года назначен ректором Харьковского коллегиума. 7 октября 1828 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 24 февраля 1834 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. 26 августа 1856 года возведён в сан архиепископа. 16 мая 1859 года уволен на покой в Поречскую Ордынскую пустынь Смоленской епархии. 24 июля 1862 года скончался. Погребён в Ордынской пустыни, в правом приделе Софийского собора. Епископ Тимофей снискал расположение императора Николая I в связи с известным возмущением военных поселян в 1831 году. Граф А.А. Аракчеев, скрываясь от возмутившейся толпы, прожил несколько дней и ночей в Хутынском монастыре у владыки Тимофея, переодетый в крестьянское платье. Когда на первой панихиде по убитым во время возмущения иеродиакон возгласил «о убиенных рабех Божиих», владыка Тимофей громко повелел говорить: «о невинно убиенных рабех Божиих». Между присутствующими поселянами произошло волнение, но епископ Тимофей ещё громче повторил своё приказание и потом произнёс увещание на тему о раскаянии и признании вины, заключив: «Кровь невинных вопиет на вас пред Господом». Через два часа после панихиды прибыл на место происшествия император Николай I и был свидетелем ещё продолжавшегося волнения. Владыка Тимофей был награждён орденом святой Анны I степени, но без упоминания этого события в рескрипте, а вскоре, в 1834 году, владыка Тимофей был назначен на Смоленскую кафедру. В этом назначении выразилась особая милость к нему императора, ибо во избежание непотизма 2 обычно не назначали епископов на места их рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008