К кон. XVIII в. 98% удмуртов, живших в Вятской губ., были крещены. Вятская и Слободская епархия Вятская и Слободская епархия В 1723 г. при вятском архиерейском доме открылась недолго просуществовавшая начальная школа. В 1735 г. еп. Лаврентий (Горка) учредил славяно-лат. школу, в к-рую были зачислены ок. 400 мальчиков из семей священнослужителей и посадских людей, в школе преподавали студенты Киево-Могилянской академии. Еп. Лаврентий способствовал просвещению вятского духовенства, не допускал неграмотных ставленников к рукоположению, в дек. 1735 г. издал указ, направленный против обычая нек-рых священников, приобщавших младенцев и иногда взрослых вместо Тела и Крови Христовой агиасмой (богоявленской водой). В 1744 г. школа переместилась в Трифонов мон-рь, стала 6-классной, в 1752 г. сгорела. В 1758 г. открылась Вятская ДС, размещавшаяся первоначально в Трифоновом мон-ре, с 1795 г.- в специально построенных корпусах на архиерейской даче, в это время в семинарии обучалось более 700 чел. На Кунгуре и в Соликамске действовали приготовительные школы для поступления в семинарию. В 1760-1772 гг., при еп. Варфоломее (Любарском) , в Хлынове были построены кафедральный собор во имя Св. Троицы с колокольней и трапезной и архиерейский дом. В ходе секуляризации церковных имуществ в 1764 г. В. е. была причислена к 3-му классу, в епархии закрыли 12 мон-рей. По благословению еп. Амвросия (Рождественского-Вещезерова) открылись уездные и приходские духовные уч-ща в Вятке (1818), Сарапуле (1819) и Яранске (1822), был расписан кафедральный Свято-Троицкий собор, в к-ром установили новый иконостас. Имп. Александр I Павлович во время посещения Вятки в 1824 г. наградил еп. Павла драгоценной панагией. Еп. Нил (Исакович) много внимания уделял утверждению в епархии единоверия , освятил единоверческие церкви в Сарапуле, Омутнинском Заводе, с. Перевозном и починке Шаба. Еп. Неофит (Соснин). Фотография. Сер. XIX в. (РГИА) Еп. Неофит (Соснин). Фотография. Сер. XIX в. (РГИА) При еп. Неофите (Соснине) в Глазове, Елабуге и Сарапуле в 1843-1850 гг.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Новгородского, Феофилакта (Русанова) митрополита-экзарха Грузии; протопресвитеров: Иоанна (Державина, обер-священника) и Павла (Криницкого), князя Александра (Голицына, Обер-Прокурора) и графа Михаила (Сперанского); 2) преосвященных митрополитов С.-Петербургских: Михаила (Десницкого) , Серафима (Глаголевского), Антония (Рафальского), Никанора (Клементьевского) и Григория (Постникова) ; 3) бывших начальников и наставников Академии: преосвященных митрополитов: Филарета (Амфитеатрова) Киевского, Ионы (Васильевского) – экзарха Грузии, архиепископов: Сергия (Крылова-Платонова) Рязанского 6 , Амвросия (Рождественского-Вещезерова) Тобольского, Моисея (Богданова-Платонова) – экзарха Грузии, Кирилла (Платонова) Подольского, Афанасия (Протопопова) Тобольского, Игнатия (Семёнова) Воронежского, Мелетия (Леонтовича) Харьковского, Нафанаила (Павловского) Псковского, Венедикта (Григоровича) Олонецкого, Иннокентия (Борисова) Херсонского, Смарагда (Крыжановского) Рязанского; епископов: Иннокентия (Смирнова) Пензенского , Виталия (Щепетева) Костромского и Николая (Доброхотова) Тамбовского; священно архимандритов: Евграфа (Платонова-Музалевского), Серафима (Азбукина), Зосимы (Смирягина), Поликарпа (Гойтанникова), Гаврила (Воскресенского), Никодима (Лебедева), Иосифа (Позднышева) и Климента (Можарова); протоиереев: Герасима (Павского), Иоакима (Кочетова), Петра (Вигилянского), Тимофея (Никольского), Симеона (Платонова), Гаврила (Меглицкого), Димитрия (Вершинского), Иоанна (Шангина), Стефана (Сабинина), Андрея (Окунева), Симеона (Красноцветова), Иоанна (Иванова), Андрея (Райковского), Иоанна (Певницкого); иеромонахов: Леонида (Зарецкого), Анастасия (Любомудрого), Диодора (Ильдомского); иереев: Василия (Разумовского), Ксенофонта (Делекторского), Иоанна (Филаретова), Евграфа (Бенескриптова), Павла (Колоссовского) и Александра (Соколова); 5) наставников – мирян: Стефана (Райковского), Иоанна (Чупровского), Иакова (Орлова), Иродиона (Ветринского), Стефана (?), Василия (Себржинского), Иоанна (Филаретова) 7 , Андрея (Красносельского), Климента (?), Андрея (?), Дмитрия (Вознесенского), Иоанна (Лобовикова), Димитрия (Гусева), Александра (Мишина) и Петра (Шалфеева)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

Окончательно архитектурный ансамбль храма оформится в 1894 году: добавятся представительная колокольня и неотапливаемый придел, освящённый в честь Богоявления Господня. Между тем Трифон Вятский, игумен Успенского монастыря города Хлынова (Вятки), с нетерпением ожидал из Казани грамоту уже от нового царя, Михаила Фёдоровича Романова, на строительство Никольского храма в Христорождественском монастыре. (Казань в этой истории фигурирует не случайно: Вятские Поляны поначалу входили в состав Казанской епархии. Только в 1791 году село вошло в состав Вятской епархии). Преподобный Трифон лично благословил возведение Никольской церкви и, скорее всего, присутствовал на её закладке, вторично посетив Вятские Поляны. К 1615 году в монастыре было два деревянных храма - Христорождественский для монашеской братии и Никольский - для местных мирян. В 1780-е году монастырь упразднили по секуляризационному указу Екатерины Великой от 1764 года, а в 1783-м здание Никольской церкви сгорело при пожаре. Храм восстановили, и уже 21 июля 1784 года заново освятили во имя Николая Чудотворца. В 1818 году, 14 мая, благочинный округа, священник Иоанн Минеев получил храмозданную грамоту от епископа Вятского и Слободского Амвросия (Рождественского-Вещезерова). Это было разрешение на строительство вместо старой и ветхой деревянной церкви нового каменного храма с двумя престолами - Ильинским и Богоявленским. Примечательно, что каменный Никольский храм собирались строить ещё в 1812 году. Епископ тогда разрешил церковному старосте села Вятские Поляны Григорию Яковлеву перекрыть ветхую крышу деревянной Никольской церкви с условием выстроить вместо неё каменный храм, но тогда у прихожан не нашлось для этого средств. Однако к 1818 году деревянная церковь " пришла к такому разрушению, что во всякое дождливое время во многих местах имеет течь " . Сельчане решили " построить каменную церковь: холодную во имя святителя Николая, а тёплую с двумя приделами - по правую сторону Богоявления Господня, по левую во имя пророка Илии " , с условием установить кирпичные сараи и бесплатно возить песок на стройку.

http://sobory.ru/article/?object=09035

Рождественско-Богородицкая церковь была закрыта в 1928 году. После закрытие храм был переоборудован в гражданское здание и здесь стали размещаться учебные учреждения. В 30-е годы XX века здесь размещалась стоматологический факультет медакадемии, затем – пермская фармацевтическая академия. В 2009 году церковь Рождества Богородицы была возвращена верующим Перми и здесь начались работы по приданию храму первозданного вида. Реставрационные работы шли с 2010 по 2013 год, вернув храму неповторимую красоту. Ангелы на куполе храма являются органично вписываются в общий облик. Сегодня Рождественско-Богородицкая церковь вновь является одним из самых красивых зданий Перми. В 1781 г. в Пермь переселился купец Василий Герасимович Лапин, который в 1784—1790 гг. был городским головой, а с 1787 г. — членом Первой общей думы. В январе 1786 г. В.Г. Лапин направил прошение епископу Вятскому и Великопермскому Лаврентию о возведении в Перми каменной церкви во имя Пресвятой Богородицы. Это начинание было поддержано Пермским и Тобольским наместником Е. П. Кашкиным, подавшим заявление императрице Екатерине II о том, что Перми недостаточно одной Петропавловской церкви. Название церкви появилось благодаря семейному преданию. Это предание гласит, что во время одной из торговых экспедиций по Тихому океану корабль с Лапиным и его товаром потерпел крушение. Будучи выброшен на пустынный берег, Лапин дал обет, что в случае спасения построит храм в честь Пресвятой Богородицы. В итоге он был спасён проходившим мимо английским судном, а по возвращении в Россию решил исполнить свой обет. Разрешение на строительство церкви было удовлетворено в октябре 1787 г. с выдачей грамоты с архиерейской печатью, и к этому времени В.Г. Лапин уже подготовил необходимые строительные материалы и выделил из своих средств 2 тысячи рублей. Строительство длилось около двух лет, и в декабре 1789 г. построенный главный средний придел церкви во имя Владимирской Божией Матери был освящён епископом Лаврентием. В 1800 г. церковь переименовали, и теперь она стала называться Рождество-Богородицкую с приделом во имя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1816 г. был освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы и главный придел верхнего этажа. В 1838 г. церковь была достроена: к ней добавились четыре пристройки — боковые приделы: на нижнем этаже северный — во имя Николая Чудотворца, южный — во имя Трёх святителей; на верхнем этаже левый — во имя мученицы Агриппины, правый — во имя Воздвижения Креста Господня. В 1891 г. храм со всеми службами занимал площадь 1000 кв. саженей, в длину имел 17 саженей 1 аршин, в ширину — 15 саженей, высоту колокольни вместе со шпицем — 25 саженей. Колокольня имела 10 колоколов. Октябрь 1896 г. ознаменовался тем, что на углу улиц Пермской и Оханской при Храме Рождества Богородицы открылась церковно-приходская школа (ныне это школа 7), построенная по проекту архитектора Турчевича А.Б.

http://sobory.ru/article/?object=16533

Дерновы на смертном одре ЖМП 2 февраль 2018 /  17 октября 2018 г. 13:58 Подвиг проповедника К 100-ЛЕТИЮ КОНЧИНЫ ПЕРВОГО НОВОМУЧЕНИКА ВЯТСКОЙ ЗЕМЛИ ПРОТОИЕРЕЯ ПАВЛА ДЕРНОВА И ЕГО СЫНОВЕЙ В 1906 году, в разгар Первой русской революции, елабужский священник Павел Дернов опубликовал небольшое, но емкое письмо — отклик на публикацию своего собрата М. А. (статья вышла под инициалами пожелавшего сохранить инкогнито корреспондента), с горечью и болью писавшего о духовенстве и так называемом освободительном движении 1 . В своем ответе отец Павел, всецело поддерживая автора, отмечал: «И вот деятели освободительного движения готовы избивать нас и избивают нравственно всякими поношениями, злословиями и клеветами за то, что мы вместе с ними не служим этому движению во всем, этим целям, со всеми сопутствующими ему темными явлениями » 2 . Эти слова сполна воплотились в реальность 11 лет спустя — в 1917 году. PDF-bepcuя Усердный елабужский пастырь Павел Александрович Дернов родился 12 января 1870 года в семье священника села Пиштань Яранского уезда Вятской губернии (и одноименной епархии). В 1894 году Павел Александрович Дернов закончил курс Казанской духовной академии со степенью кандидата богословия и приехал в Елабугу. Молодой священник был направлен в елабужский Спасский собор. Именно здесь находился чудотворный образ Спаса Нерукотворного, который носили крестным ходом не только в города Вятской губернии, но и, например, в город Мензелинск (Оренбургская губерния). С 1 октября 1894 года отец Павел служил священником и законоучителем Елабужского реального училища и женской гимназии, где читал курс русской литературы, а также настоятелем Рождественско-Богородицкой гимназической церкви 3 . Преподавал он и в Елабужском епархиальном училище. Воспитанники вспоминали о батюшке как о любимом учителе 4 . Матушка отца Павла — Анна — была дочерью протодиакона Спасского собора Елабуги Аркадия Ивановича Лаженицына 5 . Они сочетались браком 26 сентября 1894 года. К 1917 году в семье Дерновых росли пятеро детей.

http://e-vestnik.ru/analytics/podvig_pro...

В 1989 г. здание храма передали православным. Оно находилось в крайне запущенном состоянии. Крыша просела и протекала во многих местах. С окон были сняты решетки. Система отопления храма была разрушена. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt В 1883 году общество мастеровых фаянсовой фабрики и причт храма Рождества Пресвятой Богородицы обратились к правящему архиерею с ходатайством о строительстве в селе Песоченский Завод второго каменного храма. Такое разрешение было получено, а 13 мая 1883 года проект строительства храм был одобрен строительным отделением Калужского губернского правления (в Государственном Архиве Калужской области сохранился этот проект с подписями Калужского губернатора, губернского инженера Савельева, губернского архитектора Гриневского), и на собранные мастеровыми деньги началось строительство. 20 тысяч рублей на возведение храма за несколько лет выделил причт Рождественско-Богородицкого храма, а также владельцы Нижне-Песоченского завода фаянсовых изделий И.А. Мальцов и его сын С.И. Мальцов, другие состоятельные граждане. Храм в честь св. Александра Невского за семь лет был построен и открыт для богослужения в 1890 году. Центральный престол был освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского, а на следующий год освящены в боковых приделах трапезной: правый – во имя преподобного Сергия Радонежского, левый – во имя святителя Афанисия, патриарха Александрийского. В 1890-1896 годы церковь Александра Невского была приписана к храму Рождества Пресвятой Богородицы, и все богослужения совершались его причтом, который и вел для обоих храмов метрические и исповедные книги. С 1896 года были назначены к новому храму священник и псаломщик, в таком количестве причт находился вплоть до закрытия храма в советское время. Однако земель, домов и другой собственности у храма не было, священнослужители проживали на наемных квартирах. При храме в 1891 году была учреждена одноклассная церковно-приходская школа, для которой в 1907 году было выстроено каменное здание на средства Синода, общества мастеровых и частных жертвователей (здание сохранилось), до 2012 года в нем размещалась детская спортивная школа.

http://sobory.ru/article/?object=01719

В числе определяющих цели и задачи премии «Щит и меч Отечества» книг, представленных на конкурс 2017 года, я не могу не назвать двухтомник «Россия в Святой земле» Лисового Николая Николаевича, как основополагающий вектор развития христианской цивилизации. Книга издана под эгидой Императорского Православного Палестинского Общества, председателем которого является С.В. Степашин, Института Российской истории РАН и Архива внешней политики Российской империи МИД Российской Федерации. Основательный труд в тысячу страниц увидел свет благодаря помощи учредителя и создателя нашей премии Игоря Рауфовича Ашурбейли. Второй том издания полностью посвящён истории Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847–1917). Представляемые широкой публике документы дают целостную панораму жизни миссии в различных областях её деятельности, в совместных усилиях с Иерусалимским консульством, Константинопольским посольством, Императорским Православным Палестинским Обществом по укреплению русского духовного и политического присутствия в регионе. Выявлен и представлен комплекс источников по становлению и динамике системы землевладения и строительства Русской духовной миссии в Святой Земле (храмы, монастыри, подворья), документально прослежена структура и персоналии управления миссией, масштабы и источники её финансирования в различные периоды. Эти три автора: Олег Бакланов, Николай Лисовой и молодой писатель Константин Полупанов, – своей триадой дали Комиссии систему координат, в пределах которой мы читали и изучали книги других авторов и авторских коллективов. Скажу честно, что плохих книг не было, и потому назову лишь на тех, кто показался мне особенно памятным. После окончания Киевского университета я был направлен на работу в город корабелов – Николаев, где одна из центральных улиц города носит имя Виктора Лягина, что проходит от Набережной улицы до переулка Образцова, поперечная улица в городовой части Николаева от бульвара, мимо главной гауптвахты, Рождественско-Богородичной церкви к Привозному рынку… И вот сейчас, в серии «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия», где я проработал много лет, вышла в свет книга Александра Бондаренко «Виктор Лягин» о подвиге разведчика, с которым давно сроднился. Казалось бы, все знаю о Викторе Лягине, та ще не всэ… Но все знать и невозможно, о чем еще раз убедился прочитав эту книгу.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/22/li...

С годами детали интерьера и внешнего оформления Рождественско-Кацкого храма требовали ремонта, некоторые части храма перестраивались или строились заново. И всё это вновь делалось руками умелых мастеровых! Так, в августе 1834 года крепостной крестьянин коллежского советника и кавалера Антона Васильевича Мясоедова Арсений Кириллов из деревни Слободы Мышкинского уезда договорился на ремонтные и строительные работы в зимней части храма - в трапезной. Ему следовало отремонтировать резьбу иконостаса придела Святого Илии и вызолотить его, во всей трапезной исправить пол с накатом, под приделами и придельными престолами деревянные опорные столбы заменить на каменные, окрасить трапезную внутри (причём потолок отделать с кругами-клеймами, как было ранее), обрешетить заново трапезную снаружи, покрыть её по новому плану железом и окрасить зелёной красной четыре раза (то есть в четыре слоя). За всю работу мастер получить должен был ходячей монетой 450 рублей, никуда не отлучаясь от дела; жить ему назначалось в церковной келий в сторожке. А знаете ли, кто этот Арсений Кириллов? Давайте возвратимся в 1815 год! Узнали? Да, это тот самый мастер, который в 1815 году выполнял плотницкие работы, а теперь, в 1834 году, приобретя ещё более умения, нанимался на ремонт деревянных деталей церкви и прочие работы. Кстати сказать, бывший некогда крепостным помещика Соковнина, он достался его дочери на её часть родового состояния. А дочь сия была в замужестве за А. В. Мясоедовым. И уж к слову, из рода Мясоедовых была мать Александра Осиповича Кожина (помните помещика, владевшего талантливым живописцем Алексеем Трофимовым Кашинцовым). Если задуматься, сколько же исторических параллелей может отражать один простой строительный контракт...  Но продолжаем дальше. В феврале 1835 года крепостной крестьянин помещицы Надежды Алексеевны Сысоевой Игнатий Герасимов Соколов из деревни Бывалищ Мышкинского уезда договорился о золочении балдахина (сени) над главным Христо-рождественским престолом холодной церкви, а в трапезной (зимней церкви) в приделе Святителя и Чудотворца Николая - нового иконостаса. Работа была очень кропотливая и тонкая, не допускающая ошибок, нарушения технологии, требующая внимания и чёткости в наложении материала - сусального золота из тонких, почти невесомых листочков, которые для удобства продажи и работы собирали в небольшие книжечки-пачечки. Листочковое золото наклеивалось определённым способом на предварительно сделанную основу - полимент или гульфарбу, имевших значение грунтовой основы. На всю работу мастеру отводилось полтора года - к 1-ому октября 1836 года определялось её окончание. Оплата за весь объём оговаривалась в 1175 рублей государственными ассигнациями.

http://sobory.ru/article/?object=18149

Когда-то глаза прихожан собора радовали золочёные хоругви и кресты, уникальные старинные иконы, резные аналои, сработанные из крепкого дуба, посеребренные подсвечники. Все они исчезли в советскую эпоху, когда в Уфе один за другим стали закрываться православные храмы. В этот период властями насаждалось обновленчество, особенно активно этот процесс шёл начиная с 1920-х годов. Появились священники и епископы нового толка, сеющие раскол в рядах православных общин. Храмы захватывались духовенством, пошедшим на сделку с советской властью, но последующее их массовое закрытие красноречиво свидетельствовало о провале этой авантюры. С закрытием в Уфе кафедрального собора стало окончательно ясно: идеологические игры большевиков потерпели крах, и отныне устанавливалась эпоха жёсткого, воинствующего атеизма. Священникам и прихожанам ценой немалых усилий удавалось защитить родной храм вплоть до 1934 года. 5 апреля Президиум БашЦИК постановил закрыть Рождественско-Богородскую церковь, после чего началось её планомерное разорение, покуда решался вопрос, для каких хозяйственных нужд можно приспособить освободившиеся помещения. В итоге было решено передать храм медицинскому институту - под анатомическую клинику. По причине бюрократической волокиты анатомическая клиника в опустевшее здание так и не переехала, и оно продолжало пустовать вплоть до окончания следующего года. Только в декабре 1935 года храм передали в ведомство " Башкино " . Однако предыдущая история повторилась: надежды работников кинофикации оборудовать в церковном помещении установку для демонстрации звукового кино, первенцем которого в СССР стала драма " Путёвка в жизнь " (1931), не спешили воплощаться в жизнь. По некоторым сведениям, в 1936 году вместо медиков и киношников в храм пришли сотрудники НКВД. Эта в высшей степени серьёзная организация развернула в здании свою тюрьму, но уже в следующем, 1937 году по каким-то причинам освободила помещения. В октябре 1938 года здание использовалось в качестве склада. Власти стремились искоренить само упоминание о православии, Боге и религии. Однако невозможно вычеркнуть из истории города важную и существенную её часть, и даже когда церкви уничтожались, либо, подобно храму Рождества Богородицы, использовались не по назначению, люди помнили их прежние имена, звоны колоколов и кресты, осенявшие город светлой благодатью.

http://sobory.ru/article/?object=08336

1550 как Никандрова Городноезерская Воскресенская муж. пуст., документально известен с 1581, упразднен в 1764, возобновлен как женский в 2012), Антониев Леохновский Преображенский (мужской, в дер. Леохново Старорусского р-на; основан во 2-й пол. XVI в. (не позднее 1587), в нач. XVII в. разорен шведами, восстановлен после освобождения в 1617 Новгородской земли от швед. оккупации, упразднен в 1764, возобновлен в 2012), Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери (мужской, на одном из островов Валдайского оз., в 3 км от г. Валдая; основан в 1653, в 1919 официально закрыт, образована Иверская трудовая артель (в которой трудилась братия мон-ря), артель ликвидирована в 1927, мон-рь возобновлен в 1991). Прекратившие существование к кон. XVI в. Антониев на Боженке - Храминогорский (мужской, на левом берегу Волхова, напротив совр. дер. Змейско Новгородского р-на; упом. с 1499, упразднен к 1592), Борисоглебский с Загзенья (на Гзени) (мужской, ныне в черте Вел. Новгорода, напротив Антониева мон-ря; известен с 1386, к 1582 запустел, упом. как топографическая единица в описи 1615), Введения Пресв. Богородицы «с Мояты» (мужской, ныне дер. Маята Парфинского р-на; упом. в 1495), Преображенский Рождественско-Богородицкий (мужской, на правом берегу Волхова, в окрестностях микрорайона Кречевицы Вел. Новгорода; основан ок. 1485, упом. под 1555, к 1582 не существовал), Карихов (Кириков) Леонтиевский (мужской, на территории совр. Новгородского р-на; основан не позднее 1492(?)), Пятницкий Космодамиановский (мужской, близ Новгорода, на территории совр. Новгородского р-на; упом. в 1577-1589), Николаевский Сопинский (мужской, ныне дер. Сопины Боровичского р-на; упом. в 1581). Прекратившие существование в XVII в. Пантелеимонов (мужской, ныне территория музея деревянного зодчества «Витославлицы» в Вел. Новгороде; основан кн. Изяславом Мстиславичем, по наиболее обоснованной версии в 1134, в 1667 приписан к Юрьеву мон-рю), Шилов Покровский (мужской, ныне урочище Дубенка (Шиловка) в Новгородском р-не; основан в 1310 мон.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010