Отстранение епископа Иринарха По данным Ю. Ф. Самарина, в рапорте Николаю I флигель-адъютанты подтвердили желание крестьян принять православие. «Ничего другого не хотим, как быть с государем одной веры и так будем совсем под ним»,— твердо отвечали они на все вопросы о перемене веры. Но в рапорте также отмечалось, что «весьма было заметно, что оные слова им были наистрожайше внушены» . Таким образом, флигель-адъютанты, введенные в заблуждение местными дворянами, подтверждали царю, что некие неизвестные агитаторы являлись основной причиной беспорядков. Существенную поддержку Палену оказал его единомышленник граф Бенкендорф, который приехал в Ригу на помощь генерал-губернатору, попавшему в затруднительное положение в связи со следствием по делу об агитаторской деятельности православных священников. Министр внутренних дел граф Строганов был уведомлен, что все дела о движении среди лифляндских крестьян впредь будет вести ведомство Бенкендорфа. 6 октября обер-прокурор Святейшего Синода граф Протасов сообщал Синоду, что «Его Императорское Величество, усмотрев из вновь полученных сведений о неправильных, неблагоразумных действиях Рижского епископа Иринарха по делу лифляндских крестьян, находя по сему неудобным оставлять его при дальнейшем управлении тамошним викариатством, высочайше повелеть соизволил Св. Синоду избрать и представить на место его кандидатов» . Указом Синода 6-го же октября епископ Иринарх был уволен и названы три кандидатуры: архимандрит Филарет, ректор Московской Духовной Академии, архимандрит Стефан, ректор Казанской духовной семинарии и архимандрит Макарий, ректор Тверской духовной семинарии. Николай I повелел «викарию Рижскому Иринарху немедленно отправиться в Псков и оставаться там в распоряжении епархиального начальства впредь до дальнейшего повеления» . Священники Фасанов, Погонялов и Заволоцкий были вызваны в Санкт-Петербург для объяснений. Отстранение епископа Иринарха от обязанностей Рижского викария было произведено быстро и в оскорбительной для него форме. Сопровождать его в Псков был послан чиновник обер-прокурора Святейшего Синода Скрипицын, который и вручил преосвященному указ о смещении 11 октября 1841 г. Уже на следующий день епископ Иринарх был вывезен из Риги, и не через Псков — власти опасались, что в дороге к нему будут обращаться крестьяне,— а, по указанию барона Палена, окружным путем через Митаву, Шавли и Вилкомир . Пален настаивал даже, чтобы его сопровождали жандармы, но Скрипицын не согласился.

http://sedmitza.ru/lib/text/430235/

Препровождая при сем 400 рублей, предлагаю Консистории сделать зависящие распоряжения к исполнению вышепрописанного». 16-го ч. писал мне из Петербурга И.Г. Слиборский 1179 : «Третий уже месяц живу в С.-Петербурге, потому письмо, которым Ваше Преосвященство благоволили почтить меня, дошло ко мне поздно. На тихом Дону недели три провел я в полном удовольствии. Не только Аксайский 1180 , но и Новочеркасский 1181 Владыка удостоил и почтил меня своею благосклонностью и радушным гостеприимством. Он знал и помнит меня, как студента Академии, когда он был Инспектором 1182 . Не без грусти расставался я с ними, не с удовольствием и они напутствовали меня благословениями; но, при не открытой еще дороге, мне необходимо было воспользоваться случаем для возвращения в Екатеринослав. Преосвященный Никанор не только доволен своим состоянием, но был бы совершенно счастлив, если бы имел возможность служить чаще. В Новочеркасске архиерейские служения редки, и те совершает сам Владыка; Викарному придется отслужить 3–4 раза в год. Дел официальных очень мало – некоторые консисторские журналы, которые занимают не более часа в сутки. Все время посвящено литературным занятиям. Первое его произведение – опровержение напечатанной в «Вестнике Европы» статьи Р. 1183 «Состояние С.-Петербургской Дух. Академии до Протасова». Не без особенного удовольствия двое суток я слушал это сочинение; но на все и письменные и прежде словесные мои убеждения издать его я получил окончательный ответ: «Ругать Преосвященных Смарагда 1184 и Иоанна 1185 могут все; но сказать слово в защиту не пришло время». —724— 1874 г. Теперь он занят позитивизмом 1186 . С этим трудом я вовсе незнаком и не могу предсказать, что он принесет автору: известность или порицание; знаю только, что, предавшись ему всецело, Преосвященный не тяготится своим одиночеством, что две части уже процензированы в здешнем Комитете, что и самому творцу неизвестно, из скольких еще частей будет состоять его творение; при мне приходила к концу 3-я часть. Более о Преосвященном Никаноре, кажется, нечего сказать замечательного. Витебск вспоминает с удовольствием, Архипастырское Ваше внимание и покровительство с благодарностью. Я зиму проведу в Петербурге, а на лето, если Бог позволит, отправлюсь путешествовать и мечтаю подклонить лично главу под благословение Архипастырское Вашего Преосвященства».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Устав духовных консисторий. СПб., 1841; 1883. Устав духовных консисторий с дополнениями и изъяснениями Св. Синода и Правительствующего Сената Сост. М. И. Палибин. 2-е изд. СПб., 1912. Филарет (Гумилевский) , архиеп. История Русской Церкви. М., 1848; 5-е изд. 1884; 6-е изд. 1896. Филарет (Гумилевский) , архиеп. Обзор русской духовной литературы. СПб., 1857; 2-е изд. 1859; 3-е изд. 1884. 2 кн. Филарет (Дроздов) , митр. Мнения, отзывы и письма « Сост. Л. Бродский. М., 1905. Филарет (Дроздов) , митр. Переписка с Н. Протасовым //Чтения. 1877. Кн. 1. Филарет (Дроздов) , митр. Письма к А. Н. Муравьеву. 1832–1867. К., 1869. Филарет (Дроздов) , митр. Письма к высочайшим особам и разным другим лицам. Тверь, 1888. 2 т. Филарет (Дроздов) , митр. Письма к Леониду, епископу Дмитровскому. М., 1883; то же в: Душеп. чт. 1886. 1–3. Филарет (Дроздов) , митр. Письма к наместнику Свято-Троицкой Сергиевы лавры архимандриту Антонию. М., 1877–1881. 4 т. Филарет (Дроздов) , митр. Письма к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843–1867. М., 1883. Филарет (Дроздов) , митр. Письма к С. Нечаеву//Рус. арх. 1893. 1–2. Филарет (Дроздов) , митр. Полное собрание резолюций. М., 1903–1906. 3 т. Филарет (Дроздов) , митр. Собр. мнений и отзывов… по учебным и церковно-государственным вопросам. М., 1885–1888. 5 т. и доп. том. Филарет (Дроздов) , митр. Собр. мнений по делам православной Церкви на Востоке. СПб., 1886. «Церковные ведомости» Издание Святейшего Правительствующего Синода. СПб.; Пг., 1888–1917. «Церковный вестник» Издание Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1874–1887. Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода. 1867–1895 Под ред. А. Завьялова. СПб., 1896; 2-е изд. (1867–1900). СПб., 1901. Чижевский И. Устройство Православной Русской Церкви, ее учреждений и действующих узаконений по ее управлению. Харьков, 1898. Ammann A. M. Abriss der ostslawischen Kirchengeschichte. Wien, 1950. Ammann A. M. Storia della Chiesa Russa e del pae si limitrofi. Turin, 1948. Benz E. Geist und Leben der Ostkirche. Hamburg, 1957 (Rowohlts deutsche Enzyklopadie. 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Раздача хлеба голодным детям священником Модератовым. 1891-1892 гг. Лукояновский уезд, с. Протасово. Фото М.Д.Дмитриева, 1892 год Во второй половине XIX века в России получило известность стихотворение некоего Н. Павлова: В увеселениях безвредных Спектаклей, балов, лотерей Весь год я тешил в пользу бедных Себя, жену и дочерей. Для братий сирых и убогих Я вовсе выбился из сил: Я хлопотал для хромоногих, Я для голодных ел и пил; Рядился я для обнаженных, Для нищих сделался купцом, Для погорелых, разоренных Отделал заново свой дом. Моих малюток милых кучу Я человечеству обрек: Плясала Машенька качучу , Дивила полькою Сашок; К несчастным детям без приюта Питая жалость с ранних лет, Занемогла моя Анюта С базарных фруктов и конфет. Я для слепых пошел в картины И отличился как актер. Я для глухих пел каватины , Я для калек катался с гор. Ведь мы не варвары, не турки. Кто слезы отереть не рад? Ну как не проплясать мазурки, Когда страдает младший брат? Во всем прогресс по воле неба, Закон развития во всем; Людей без крова и без хлеба Всё больше будет с каждым днем, И с большей жаждой дел прекрасных Пойду, храня священный жар, Опять на всё я за несчастных: На бал, на раут, на базар! Как видно, в, казалось бы, полностью утратившем национальное сознание обществе Стив Облонских, графинь Нордстон, Бетси Тверских, Алексеев Вронских и других персонажей бессмертного романа Л.Н. Толстого всё-таки не полностью исчезли способность к критичной самооценке и понятие о правильном и ложном. Русские люди всегда чурались гламурной показушной благотворительности. Возможной она стала лишь тогда, когда высшая знать окончательно запуталась в западных нововеяниях. Состояние тогдашнего общественного мнения страны исчерпывающе показано в «Анне Карениной». Но разве плохо подавать руку помощи нуждающимся? Не плохо. Это по-христиански, это в духе цивилизованной Европы, наконец. Как могут, так и помогают – зачем придираться? А была ли в России альтернатива великосветской благотворительности? Да, была. В середине XIX века в знаменитом «Русском архиве», издаваемом знаменитейшим же архивариусом всех времен и народов П.И. Бартеневым , печатались статьи провинциальной помещицы, которая подписывалась очень милым псевдонимом: Старушка из степи.

http://pravoslavie.ru/113514.html

Этот адрес и ответ на него министра, кажется, объясняет без того необъяснимую выходку 13 лиц, служащих по мировым учреждениям Тверской губернии 310 . Кандидат на звание губернского предводителя Московского Гагарин, утверждённый в этом звании, говорят, не примет его. С одной стороны видно, что правительство сознаёт, что манифестации дворянства не имеют важности, как не встречающие ни малейшего сочувствия в других сословиях, с другой дворянство, вероятно, более и более будет выступать из границ умеренности. 1862 г., марта 1. Митрополит, благодаря нас чрез Ректора за ответы на его вопросы о земском соборе, прибавил: „может быть что-нибудь будет и у нас и тогда пригласят и вас“. Сказывают, что Государь, обложенный изложениями разных конституций, всё пишет, так что за вероятное полагают обнародование новых положений 26 августа в день празднования 1000-летия в вольном Новгороде. Только препятствия встречают со стороны министров. Но я всё-таки остаюсь при своём мнении, что теперь ещё рано делать эти перемены для России. Митрополит очень доволен Ахматовым и говорит: „надеюсь, что дела пойдут лучше“. Слухи есть, что Государь утверждение его отлагает до того времени, когда найдёт преемника ему в Харьков. Елагин пишет мне, что Ахматов знакомится с делами Синода. Говорят, что его имели в виду назначить ещё на место Протасова. О Дивеевском деле Елагин пишет, что оно кончено. От преосвященного Нектария потребованы Синодом ответы о нарушении им правил. Двадцать приверженных к Иоасафу сестёр – Лукерью, Глафиру, Прасковью и других велено выгнать из обители на четыре стороны, куда хотят идти. Ушакова во всём оправдана. От Иоасафа требуется отчёт в употреблении им денег, собранных для Дивеевой и запрещено строго иметь сношения с Дивеевскими. На сих днях Елагин выпускает 2-ю часть жития Тихона. Ho пишет, что в конце увеличил заключение, т. е. вероятно, что-нибудь напортил и наглупил. Оставил l-ю часть в том виде, как я приготовил и вышло хорошо, а тут к концу с своими друзьями Кульжинскими, Барковыми и Аскоченскими что-нибудь и проврётся 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

—76— монастырей у нас на Руси явились из Херсонеса, которые, естественно, перенесли с собою и готовый тип росписи монастырского храма, как он практиковался в Византии того времени. Таким образом, приведенные соображения заставляют поставить в связь, если не генетическую, то историко-логическую, характер росписи предалтарных преград южноиталийских пещерных храмов с росписями Звенигородского, Московского Успенского и Саввина соборов. Во всех них, очевидно, сказывается одна и та же традиция, которая узаконяла помещать лик преподобных и великих представителей Восточного монашества на предалтарных преградах, вотивные кресты и пр., а не личное творчество авторов настенных росписей, как то представлялось участникам спора 80-х годов. Н. Протасов. Антоний (Каржавин), архиеп. Тверской и Кашинский. План составления «Лествицы» (небесной) преподобным Иоанном Лествичником 95 //Богословский вестник 1916. Т. 1. 1. С. 77–79 (2-я пагин.) —77— I. Подвиги предуготовительные: 1) об отречении от жития мipckoro, 2) об отложении житейских попечений (о беспристрастии), 3) об уклонении (помыслами и сердцем) от мipa (о странничестве). Примечание. О сновидениях (напоминающих оставленные житейские попечения), бывающих новоначальным, 4) о блаженном и приснопамятном послушании, 5) о попечительном и действительном покаянии, также о житии св. осужденников и о «темнице», 6) о памяти смерти, 7) о радостотворном (молитвенном) плаче. —78— II. Подвиги самоочищения от нечистот греховной жизни или подвиги совлечения ветхого человека: 8) о борьбе с «гневом» (о безгневии и кротости), 9) о борьбе с «памятозлобием» (о памятозлобии –κτοζ), а) это – подвиги против пороков сердца; 10) о борьбе с «злоречием» (о злословии и клевете), 11) об обуздании языка (о многословии и молчании), 12) о борьбе с ложью (о лжи); б) это – подвиги против пороков языка; 13) о борьбе с унынием – τονα ψυχς (об унынии), 14) о борьбе с чревоугодием (о любезном для всех и лукавом владык – чреве), 15) о борьбе с блудной страстью (о целомудрии),

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Вчера, ночью, на Сретенском бульваре зарезался ножом кр. Кузнецов, 18-ти лет. При покойном оказалась записка, с обычной просьбой – в смерти никого не винить. «В д. Кононовой, по Мейеровскому проезду, 18-летний сын домовладелицы, покушаясь на самоубийство, выпил нашатырного спирта. «В ночь на 29-е ноября на Кокоревском бульваре дворянин Л.А. Таланов, 21-го года, выстрелом из револьвера, нанес себе рану ниже сердца. «Служащей в булочной Филиппова, на Тверской, кр. Андрей Кусков и т. д... И все это в один день и в одной Москве! 917 «Приложением» эта часть статьи названа потому, что она была написана после прочтения лекции, так как и сами произведения Боборыкина и Горького, которые в ней излагаются, напечатаны были позже 2 декабря. 918 Напечатана в «Ежемесячных литературных и популярно-научных приложениях» к журналу «Нива» за 1912 год, в октябрьской (193–216 стр.), ноябрьской (349–376 стр.) и декабрьской (547–574 стр.) книжках. 920 Имеются в виду гностики, признававшие материю злым началом и потому отрицавшие реальное явление Христа во плоти. 932 Орфей славился у древних как святой посланник и истолкователь богов отчасти потому, что он научил людей, какими обычаями должно почитать богов, отчасти по той причине, что он составил много песнопений в честь богов; до нашего времени сохранились несколько песнопений подобного рода, подлинность которых признана наукой. Имел ли в виду Ориген именно эти сохранившиеся еще песнопения, когда он так горячо на него напал, решить трудно. Ср.: Mosheim. Op. cit. S. 791. 933 История с Эпиктетом, рассказываемая Цельсом, не так достоверна, как думает Ориген . Кто знает, не представляет ли она выдумку какого-либо грека с целью возвысить своего современника. Серьезных свидетелей история не дает. См.: Mosheim. Op. cit. S. 792. 955 Бог Аполлон является отцом Платона и запрещает Аристону прикасаться к своей жене Амфиктионе, когда она станет беременной. Аристон послушался бога и почитал свою супругу как богиню. См.: Mosheim. Op. cit. S. 605. 956 О чудесах Пифагора рассказано в его биографиях, написанных Порфирием и Ямвлихом (см.: Mosheim. Ibid.). Здесь важно отметить одно из его чудес: когда он пришел в храм богини Юноны в Микенах, где сохранялся щит Евфорба, он сказал, что этот щит он ранее носил. Он верил, что души переходят из одного тела в другое, и потому утверждал, что его душа во время Троянской войны жила в теле Евфорба. См.: Mosheim. Op. cit. S. 605–607.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он нас учил работать, указывал методы, пути и средства, как вернее и скорее всего можно достигнуть прочных результатов, как выработать научно обоснованное и прошедшие через горнило самой придирчивой и беспощадной критики, мировоззрение и миропонимание. Ни одна книга, ни даже целая библиотека не могла заменить творческой работы Ал. Ив., нам важно было знать не только результаты работы, но и сами приемы и методы ее, а этого последнего, конечно, во всей полноте не может дать ни одна, книга; для этого необходимы живое слово, живой и умный руководитель. Насколько приковывал внимание аудитории к своему предмету покойный Ал. Ив. можно судить уже по одному тому, что не было ни одной лекции по логике, чтобы после нее в профессорской комнате около Ал. Ив. не толпилось 10–15 человек, жаждавших побеседовать с любимым, умным и тонко образованным руководителем. Сплошь и рядом с профессорской начиналась новая лекция, беседа, иногда продолжавшаяся вдвое, а то и втрое больше обычной часовой лекции. Когда же спор разгорался, то солидный и импозантный Ал. Ив. воодушевлялся: его глаза горели юношескими блеском и с жаром защищал он тогда свою позицию, поражая своих собеседников тонко-продуманной, неотразимой аргументацией и удивительным мастерством выражения своих мыслей. Но Ал. Ив. никогда не прибегал к так называемым в логике «argumenma baculina». «Палочные аргументы» ему были совсем не знакомы. Бывали даже такие случаи, когда Ал. Ив. выходил из словесной борьбы побежденным, прямо и открыто заявлял, что в этом пункте он не чувствует под собой твердой почвы «об этом я еще хорошенько подумаю, кое-что еще —56— прочту и проштудирую, а главное – получше подумаю». Очень характерен, например, следующий случай. После одного очень горячего обмена мнениями – по поводу второй части «Logische Untersuchungen» Ed Husserl’я, длившегося около трех часов и все же не доведенного до логического конца, через несколько дней Ал. Ив. встречает меня на Тверском бульваре и заявляет, что «Вы были правы, и я даже думаю теперь просмотреть некоторые части моего «закона причинности».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Троекур кн. Михаил Львович Ярославский, 1495 г.; от него – князья Троекуровы [см. Ахмет, Тюмень] Тропин Иван Семенов, подьячий, 1522 г., Москва Тропыня , дворский тверского князя, середина XV в., Кашин Тростенский кн. Александр Андреевич Оболенский [см. Голодный], убит в 1445 г. под Суздалем татарами. Фамилия от села Тростье в Оболенске [см. Козлина, Тетеревик] Трохно – Трофим или Трифон, Новгород Трояков Филя Захаров, дьячок, 1526 г., Белоозеро Трубак Федор, крестьянин, 1580 г., Новгород Трубица Григорий Петрович Вельяминов, первая половина XVI в.; Григорий Андреевич Трубицын, 1613 г., Арзамас Трубников Федор Семенович, середина XVI в., Рязань Трудница Иван, крестьянин, 1564 г., Олонец Трун, Трунов : Труп, крестьянин, 1545 г., Новгород; Трунец Иван, рыболов, 1585 г., Псков; Григорий Трунов, дворцовый дьяк, 1600 г. Трун – тряпье, ветошь; трунить – подшучивать (Даль) Трунин Григорий Протасьевич, 1590 г., Мещера Трупехин Антипп, посадский человек, 1585 г., Псков Трус, Трусов : Матвей Панфилович Трус Воробин [см. Вороба], середина XV в.; от него – Трусовы; Еремей Трусов, посол в Рим к папе, 1537 г. Трус – землетрясение; переносное – страх, трусливый, боязливый Трусанов , крестьянин, 1470 г., Кашин Трутень Алешка, крестьянин, 1498 г., Новгород Труха, Трухин : Труха, крестьянин, 1540 г., Новгород; Караул [см. Караул] Иванович Трухин, 1603 г., Новгород Труха – сор, мелкое сено, древесная гниль; Труха, Трухно – Трофим или Трифон, Новгород Трухан , крестьянин, конец XV в., Новгород Трухач, Трухачев : Трухач, крестьянин, начало XVI в., Новгород; Василий Иванович Трухачев, 1579 г., Ряжск Трушин Михаил, казак, 1636 г., Епифань Трушневы Салтык [см. Салтык] и Висл [см. Висл] Степановы, крестьяне, конец XV в., Белоозеро Трызло Иван, крестьянин, середина XVI в., Новгород; Трызловы, конец XVI в., там же Трынковы Никита и Кузьма Борисовичи, 1550 г., Тверь Тряблый Иван, 1664 г., Двина Тряпка Яковлевич Посохов [см. Посоховы], 1545 г., Новгород Тряс Елизаров, крестьянин, 1571 г., Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Жуковская скончалась в 1856-м году. 16 Архим. Платон, магистр Москов. дух. академии выпуска 1834 года, впоследствии архиепископ Костромской († 1877). 19 Капит. Ив., магистром Моск. дух. академии выпуска 1840 года, с 1849 года и до кончины († 30 ноября 1872 г.), непрерывно трудившимся, вместе с А.В. Горским, над описанием славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки и снискавшим почетную известность в ученом мире. 22 О Высочайшей командировке графа Н.А. Протасова в Москву см. Письма Mump. Филарета к ахим. Антонию ч. III, 918, стр. 200 и Русск. Стар. 1877 г., май, стр. 148–154. 23 Наумова, впоследствии епископа Мелитопольского, настоятеля русской миссии в Иерусалиме († 1866). 28 Крыжановский († 1863), переписку которого с митроп. Филаретом, см. в Чтениях Общ. люб. дух. просв., за 1870 и 1871 и в Душеп. Чтении за 1872 и 1873 годы. 30 Впоследствии протоиерею при той же Московской Пятницкой церкви, скончавшемуся 16-го января 1895 г. 33 Эта, равно как и другая речь, сказанная митрополитом в Троицкой Лавре, напечатаны в Дополнительном томе Собрания мнений и отзывов м. Филарета, 94, М. 1887 г. стр. 349–351. См. также Сочинения Филарета митр. Моск. и Колом. т. V, стр. 530–531. Москва, 1885. 46 Магистр Московской духовной академии выпуска 1848 г., ныне заслуженный Московский протоиерей. 47 Впоследствии знаменитому профессору философии в той же академии, скончавшемуся 3 декабря 1891 года. 49 См. Письма М. Филарета к наместнику Лавры, а. Антонию, 957 и 959. Т. III, стран. 239 и 242. Москва, 1883. 51 Магистр Моск. дух. академии выпуска 1826 года и с 1830 по 1834 г. бакалавр её, скончавшийся в 1865 г. 53 О нём см. «Хроники» т. I, стран. 313. Скончался он в сане протоиерея Московской Троицкой, на Арбате церкви. Читать далее Источник: Хроника моей жизни: Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: ([Ум.] окт. 1896 г.). Т. 1-9. - Сергиев Посад: 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1898-1911. - 9 т./Т. 2: (1851-1862 гг.). - 1899. - II, 802, XXIV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010