Вот уже четвертый год, как мое семейство проживает лето в Ржеве, в моем родительском домике, расположенном на краю города и на берегу Волги. На время и я к ним наезжаю; вот и теперь я приехал до 7 или 8 июля. Трудно ожидать, чтобы Ваше Преосвященство собрались посетить наш город в этот краткий промежуток времени; но есть надежда, что не теперь, то в другое время, приезд Ваш во Ржев совпадет с моим, и я буду иметь радость приветствовать Вас уже не хартиею и чернилом, но усты ко устом. Не видавшись так давно (с 5 авг. 1867 г.), нашли бы, о чем поговорить, не только о прошедшем и настоящем но и «хотящих быти вскоре». Мое семейство поручаете себя Вашему благосклонному вниманию. Вверяя себя и его Вашим святительским молитвам, с глубочайшим уважением имею честь пребыть». В 7 часов вечера отправился в Кафедральный Собор к всенощному богослужению по случаю особенная на следующий день празднества. Служба совершалась в честь дневного святого, Предтечи и Крестителя Иоанна и св. Благоверного Князя Михаила Тверского. Выходил я на литию и величание. Стихиры на литии пели, по заведенному обычаю, столповым напевом сами соборяне. 24-го ч. совершал литургию в том же соборе. По окончании литургии, мощи Благоверного Князя Михаила подняты были с места священниками и вынесены из собора. По поставлении их на большие носилки, они поднесены были к проходу под колокольнею и здесь были держимы на плечах усердствующих богомольцев до тех пор, пока под ними прошла вся многотысячная масса пришедших с разных сторон богомольцев; затем св. мощи обнесены были вокруг собора и поставлены опять на свое-место. Эта процессия окончилась около двух часов пополудни. Торжественная процессия обнесения мощей Благоверного-Князя Михаила ежегодно совершается 24-го июня с 1831 года, когда свирепствовала в Твери, так же как и во всей почти России холера. В первый раз св. мощи Благоверного Князя были обнесены, по желанию граждан, вокруг всего города, но при этом произошло прискорбное событие. Бывший тогда Тверским архиепископом Амвросий (Протасов) 37 , при слабом здоровье и преклонных уже летах (ему было 69 л.), отправились, по совершении в соборе литургии, в крестный ход, изнемог на пути и, остановясь у церкви Живоносного Источника Божией Матери, разоблачился и почувствовал головокружение. По возвращении его в архиерейский дом у него открылись припадки сильной холеры, и чрез восемь дней, 1-го июля, прекратилась его жизнь. Между тем, в то же время в городе стала ослабевать эпидемия. С следующего 1832 г. постановлено обносить мощи Благоверного Князя Михаила только уже вокруг собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Иеромонах Иов, бывший духовник знаменитого архиепископа Тверского Амвросия Протасова, поступил в Оптину Пустынь в 1832 году, скончался в 1843 восмидесяти лет. Иеромонах Иннокентий (в схиме Иов) из Московского Андрошевского монастыря. Замечательный безмолвник, скончавшися в 1861 году. Тихо, спокойно лежал он в своей предсмертной болезни и на вопрос служившего ему брата: Батюшка, не желаете ли вы чего-нибудь, отвечал словами Апостола Павла: «Желание имею разрешитися и со Христом быти». Что и сбылось над ним вскоре 31 . Весь этот Собор почтенных Старцев О. Моисей и принял в Обитель и упокоивал со свойственным ему доброжелательством и редким радушием, оказывая им всегда подобающее почтение и приветливость, и стараясь по возможности удовлетворять их потребностям и желаниям, а они со своей стороны служили немалым украшением для Оптиной Пустыни. И образованных людей и простых из всякого сословия О. Моисей принимал в братство охотно, если видел в них благое намерение угождать Богу; не требовал никакого вклада в пользу Обители и в 1847 году сам выразился так одному приезжему: «Мы принимаем и тех, кто только себя принесет, иногда и в рубище, едва его прикрывающем». По опыту знал он, что в общежитии потребно много рук; потребны и люди с самыми многоразличными способностями, дарованиями и познаниями, что каждый тем или другим может быть полезен Обители. Но не столько заботился О. Моисей о том, могут ли принимаемые им принести пользу Обители, сколько о том, чтобы Обитель действительно послужила к их душевной пользе и спасению, и потому одинаково охотно принимал не только молодых и здоровых, но и старых и хилых, изъявлявших искреннее произволение, посвятить остаток дней своих, на служение Господу. Даже и слепых было при О. Моисее шесть человек. С особенною, отеческою любовью смотрел, он на своих слепых, как они усердно подвизались в послушании, кто звонарем, кто в хлебне. При этом иногда, с удовольствием вспоминал он, что и в Саровской Пустыни, в его там бытность, жил слепой, который искусно плел мрежи (сети) и, занимаясь своим рукоделием, припевал Псаломские стихи: сохрани мя от сети, юже составиша ми и от соблазн делающих Падут во мрежу свою грешницы. Един семь аз дóндеже прейду ( Пс. 140: 9 ) 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Высокопреосвященнейший Владыко! Духовенство Тверской епархии имеет знаменательную историю своего умственного и нравственного развития, которая служит для него прекрасной апологией. В течении последних ста пятидесяти лет оно состояло под управлением таких доблестных архипастырей, которые составляют не только честь и славу Тверской епархии, но честь и славу всей Церкви Русской. Митрофан 251 Слотвинский, Гавриил 252 Петров впоследствии Митрополит С.-Петербургский, Платон 253 Левшин, знаменитый Митрополит Московский, Арсений 254 Верещагин, впоследствии Архиепископ Ярославский, родич тверской, – Серафим 255 Глаголевский, впоследствии Митрополит С.-Петербургский, Филарет Дроздов , впоследствии незабвенный Митрополит Московский, Амвросий 256 Протасов, один из лучших ораторов и законоведов церковных, Григорий Постников , впоследствии Митрополит С.-Петербургский, Филофей Успенский, впоследствии Митрополит Киевский, Евсевий Ильинский , бывший Экзарх Грузии, – все они весьма ревностно заботились об умственном и нравственном развитии духовенства Тверской епархии, и некоторые из них весьма долго, и весьма усиленно, и неусыпно трудились в этом святом делании, и своими трудами поставили Тверское духовенство, – это мы можем сказать не обинуясь, – на значительную высоту умственного и нравственного совершенства и впоследствии отзывались о нем с самой лучшей похвалой. Вы, Владыко Святый, сами изволите видеть и знать нас более 12-ти лет; мы священнослужители г. Твери, постоянно все пред вашими очами. Вы видите сами, кто из нас до того предается нетрезвости, что служит унижением и стыдом для Тверской епархии? Вы знаете лично все духовенство всех городов в епархии, знаете все духовенство сельское: много ли в среде его таких священнослужителей, которые пятнали бы своим поведением честь и славу Тверской епархии? Правда, в таком большом количестве духовенства в епархии есть некоторые личности, нечуждые нетрезвости; но много ли их? И в семье бывает не без урода. И не употребляются ли с вашей стороны все меры к искоренению таких злополучных людей. И меньше ли их в других епархиях?

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Последняя статья первого отдела представляет собой молитву о «всех православных христианах, творящих поминовения по душам скончавшихся», с умолением пригвоздить их страху Твоему, направить к деланию заповедей Твоих, одушевить их любовию к Тебе и спасти их». Мы только кратко перечислили все статьи этого отдела, но в самом синодике каждая статья изложена со всеми молитвенными благожеланиями соответственно со званием или состоянием лиц, упоминаемых в той или иной статье. Второй отдел синодика, начинающийся тоже общею краткою молитвою и земным поклоном всей братии, содержит молитвенное поминовение всех усопших в надежде жизни вечной и подразделяется тоже на 31 статью, здесь в конце большей части статей читающий иеромонах говорит: «Помяни и спаси их, Господи,» – а в некоторых статьях, где молитвенно поминаются Матерь Божия, ветхозаветные и новозаветные святые: «Молитвами их спаси нас, грешных!» – братия же поет трижды: «Спаси, Христе Боже!» Поминаются все от праотца Адама до святого пророка Предтечи Иоанна благочестивые патриархи, судьи, цари, первосвященники, священники, левиты и простые люди во благочестивой вере и законе Господни в Ветхом Завете пожившие и скончавшиеся; Приснодева Мария; все апостолы, евангелисты, мученики и исповедники; святители и преподобные отцы, иже возседаша на седьми вселенских и разных святых поместных соборах; равноапостольные царь Константин и царица Елена и все благочестивые цари; равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга, а также именуются все благоверные российские великие князья; великие князья и княгини Тверские; благоверные Российские цари и государи императоры; почившие патриархи Греческие и архиереи; митрополиты Всероссийские и святейшие патриархи Московские; епископы и архиепископы, управлявшие паствою Тверскою, и перечисляются все владыки Тверские от Симеона до Амвросия (Протасова,) которому преемником был  сам Григорий; усопшие рабы Божии блаженные Оршина монастыря священноархимандриты; иеромонахи, иеродиаконы, монахи и схимонахи, служившие во святой обители сей; все служители святой Церкви и монашествующие; все ближние нашего рода; подвижники; правоверные и единоверные христиане на ратех побиенные; далее поминаются приявшие различные виды внезапной смерти; а также дерзновенно – младенцы, не увидевшие Божьего света; наконец, умоляем Всемилостивого Господа призреть на всех нищих, сирот, и иноплеменных правоверных и единоверных, ихже души некому помянути.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Его сильный и ясный ум, замечательная эрудиция обратили на себя внимание митрополита Амвросия и Голицина. Они стали его покровителями. Молодого иеромонаха назначили инспектором Петербургской Академии, и уже в 1812 году он стал ректором Петербургской Академии и архимандритом Новгородского Юрьева монастыря. В 1814 году ему, первому в России, была присвоена степень доктора богословия . В эти годы учено-педагогическая деятельность святителя Филарета была до крайности напряженной, превышала обыкновенные человеческие силы. С 1810 по 1817 годы он разработал почти полный курс богословских и церковно-исторических наук, читавшихся в Академии. Он вспоминал впоследствии: «Мне должно было преподавать, что не было мне преподано». В связи с академическими лекциями архимандрит Филарет написал свои первые книги. Начертание церковно-библейской истории и «Записки на книгу Бытия». В Петербурге он произвел сильное впечатление глубокомыслием и красноречием своих проповедей. В его проповедях чувствовалось сильное влияние святых отцов, особенно святителя Григория Богослова . Темы для проповедей он выбирал современные, волновавшие людей в эпоху мистических увлечений – о дарах и явлениях Святого Духа, о тайне Креста, о «гласе вопиющего в пустыне». Архимандрит Филарет знал увлечения и заблуждения современников. Как и все образованное общество, он много читал тогда «мистических» писателей: Юнга, Штиллинга, Эккартсгаузена, Фенелона. Его интересовали все явления духовной жизни, но при этом он оставался церковным мыслителем, чуждым мистического возбуждения. В 1817 году архимандрит Филарет был хиротонисан в викарного епископа Ревельского, через два года получил самостоятельную Тверскую кафедру, в 1820 году переведен в Ярославль, через год – в Москву, в 1826 году возведен в сан митрополита. Митрополит Филарет стал любимым иерархом москвичей, в нем они видели самую главную знаменитость столицы. В 1842 г. после резкой размолвки с обер-прокурором Протасовым, митрополит Филарет перестал выезжать в Петербург на заседание Синода, но и оставаясь безвыездно в Москве, он выковал свой исключительный, небывалый авторитет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

17. UOHA II хиротонисан из Архимандритов Минских Литовских в 1526 году. Скончался в 1526 году. 40. ДАНИИЛ хиротонисан из Игуменов Иосифова монастыря в 1522 году, Февраля 27. В 1539 году боярами лишён сана и заключён в оный Иосифов монастырь, где Февраля 2 того же года скончался. 18. UOCUФ II хиротонисан из Епископов Полоцких в 1526 году. Скончался в 1538 году. 41. ИОАСАФ Скрыпицын, избран на Митрополию из Архимандритов Троицких Сергиевских 6 Февраля 1539 года и того же месяца 9 дня хиротонисан. В 1543 году лишён боярами сана и послан в Кирилло-белоезерский, а оттуда перевезён в Троицкой Сергиев монастырь. 19. MAKAPUЙ II хиротонисан в 1538 году из Надворных Епископов Королевы Польской Елены Иоанновны, великой Княжны Российской, бывшей в замужестве за Польским Королём Александром. Скончался в 1556 году. 42. МАКАРИЙ наречён из Архиепископов Новгородских в 1543 году, Марта 16, а хиротонисан 19 числа того же месяца. По 21-летнему правлению, в 1564 году, Декабря 31, а по другим – в 1565 году, скончался. 20. СИЛЬВЕСТР Вилькевич или Белькевич хиротонисан в 1556 году. Скончался в 1568 году. 43. АФАНАСИЙ хиротонисан в 1564 году, а по другим – в 1565 году, из Архимандритов Новоспасских. По 2-летнему правлению Митрополией в 1566 году оставил престол и отошёл опять в Новоспасской монастырь, где и скончался. 44. ФUЛUNN II, Святой, рода боярского, из фамилии Колычевых, хиротонисан в 1566 году из Игуменов Соловецких. В 1569 году лишён сана и послан в заточение в Тверской Отроч монастырь, где в 1570 году, Декабря 23, а по другим – в 1572 году, умерщвлён. 45. KUPUЛЛ IV хиротонисан в 1570 году, а по другим – в 1572 году из Игуменов Новинского монастыря. В 1577 году скончался. 21. UOHA III Протасович хиротонисан в 1568 году из Епископов Туровских. В 1577 году скончался. 46. АНТОНИЙ хиротонисан, кажется, из Архиепископов Полоцких в 1577 году. Скончался в 1580 или 1582 году. 22. ИЛИЯ, прозванием Куча, хиротонисан в 1577 году. Скончался в 1578 году. 23. ОНИСИФОР, прозванием Девочка, хиротонисан в 1578 году, а в 1588 году отлучён по причине бытия его двоеженцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Сперанский называл Филарета первым русским проповедником и богословом, а Евгения первым русским церковным историком. Из проповеднических творений доселе с охотой читаются в интеллигентных сферах, кроме Филарета, поучения преосвященного Амвросия Протасова, епископа тульского, а потом архиепископа казанского и, наконец, тверского. Появились за это время также и переводы некоторых святоотеческих творений; эти издания были отрывочны и не часты, пока не приурочились к периодическим духовным журналам и не получили широкого развития, – впрочем, уже в следующие царствования. Первый духовный журнал, однако, был основан ещё в царствование Александра I, – «Христианское Чтение», при Петербургской духовной академии, начавшее свою просветительную работу с 1821 года, пока в виде трёхмесячника. В высшем церковном управлении при Александре I произошло изменение штата святейшего синода. Вместо прежде положенного по штату 1763 года 232 числа шести лиц, по штату 1819 года положено было 7 лиц – членов и присутствующих, а именно: один первенствующий член, два члена – архиерея, один архиерей – присутствующей, два архимандрита и один протоиерей. Жалования положено членам и присутствующему архиерею по 4.000 рублей, прочим по 3.000. Петербургскому митрополиту усвоено звание первенствующего члена. Обер-прокурор святейшего синода, после упразднения голицынского министерства духовных дел, унаследовал право всеподданнейшего доклада по синодальным делам, впрочем, пока с некоторым ограничением, – именно, он должен был присылать эти доклады всегда в запечатанных конвертах с надписью на высочайшее имя «в собственные руки». Затем обер-прокурору предоставлены были министерские права в сношениях по делам ведомства православного исповедания, и вообще его положение приравнено к министерскому. Положено было начало развитию обер-прокурорской канцелярии оставлением при обер-прокуроре всего первого отделения бывшего в голицынском министерстве департамента духовных дел, т. е. отделения по делам «греко-российского исповедания» 233 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

49) Иона (Иоанн) Павинский, архангельский уроженец, бывший протоиерей церкви св. Симеона Богоприимца в С.-Петербурге, потом с 1809 по 1813 год в Твери придворный протоиерей и духовник ее императорского высочества вел. княгини Екатерины Павловны, супруги принца Ольденбургского Георгия; по принятии монашества архимандрит московского Воскресенского монастыря, Новый Иерусалим называемого, посвящен епископом в Орел 1817 г. 22 июля; переведен в Тверь 1821 года 17 июля архиепископом; 1826 г. 6 ноября перемещен в Казань, где и скончался. 50) Амвросий Протасов. В 1799 г. определен ректором Александровской духовной академия из архимандритов Сергиевой пустыни; в 1804 г. посвящен епископом в Тулу из архимандритов новгородского Юрьева монастыря; в 1816 г. наименован архиепископом казанским, в 1826 г. переведен в Тверь, где он сделался жертвою своего усердия к вере и любви к пастве во время ужасного народного бедствия. 1 июня 1831 года оказалась здесь холера. Преосвященный, по желанию граждан, 24 июня носил св. мощи благоверного кн. Михаила в крестном ходу вокруг города. Жар был нестерпимый. Преосвященный, будучи слаб здоровьем, изнемог и, остановясь у церкви Живоносного Источника, приказал разоблачить себя; присев на каменных ступенях паперти, почувствовал головокружение и вскоре припадки холеры, обратившейся потом в нервную горячку, которая в осьмый день прекратила жизнь его в ужасных мучениях. Он погребен в Желтиков монастыре, на южной стороне против алтаря. Сей духовный пастырь принадлежит к красноречивейшим ораторам российской церкви и к ученейшим мужам своего времени. Преосв. митрополит Платон прельщался его проповедями и однажды в избытке своей ревности к славе оратора сказал: «Если бы я писал так, как он (Амвросий), то вся Россия сходилась бы меня слушать». Действительно, Амвросия надобно читать, а Платона слушать. Первый при всей силе, высокости и разнообразном обилии слова не мог равняться в искусстве произношения с мастерской декламацией преосвященного митрополита Платона. В «Русском Инвалиде» 1837 г. 23 октября в смеси напечатано воспоминание об Амвросии архиепископе тверском. Сочинитель с чувством справедливого негодования замечает, что «доселе (т. е. в 1837 г.) да и теперь в 1846 г. 46 нет памятника надгробного на том месте, где почивает прах ученнейшего мужа, отличнейшего нашего проповедника, пастыря, назидавшего не одним словом, но и самым делом и являвшего собою пример терпения и преданности промыслу».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Сперанский называл Филарета первым русским проповедником к богословом, а Евгения первым русским церковным историком. Из проповеднических творений доселе с охотою читаются в интеллигентных сферах, кроме Филарета, поучения преосвященного Амвросия Протасова, епископа тульского, а потом архиепископа казанского и, наконец, тверского. Появились за это время также и переводы некоторых святоотеческих творений; эти издания были отрывочны и не часты, пока не приурочились к периодическим духовным журналам и не получили широкого развития, впрочем, уже в следующие царствования. Первый духовный журнал, однако, был основан еще в царствование Александра I, – «Христианское Чтение», при петербургской духовной академии, начавшее свою просветительную работу с 1321 года, пока в виде трехмесячника. В высшем церковном управления при Александре I произошло изменение штата святейшего синода. Вместо прежде положенного по штату 1763 года 55 числа шести лиц, по штату 1819 года положено было 7 лиц-членов и присутствующих, а именно: один первенствующий член, два члена – архиерея, один архиерей – присутствующий, два архимандрита и один протоиерей. Жалованья положено членам и присутствующему архиерею по 4.000 рублей, прочим по 3.000. Петербургскому митрополиту усвоено звание первенствующего члена. Обер-прокурор святейшего синода, после упразднения голицынского министерства духовных дел, унаследовал право всеподданнейшего доклада по синодальным делам, впрочем, пока с некоторым ограничением, – именно, он должен был присылать эти доклады всегда в запечатанных конвертах с надписью на высочайшее имя «в собственные руки». Затем обер-прокурору предоставлены были министерские права в сношениях по делам ведомства православного исповедания, и вообще его положение приравнено к министерскому. Положено было начало развитию обер-прокурорской канцелярии оставлением при обер-прокуроре всего первого отделения бывшего в голицынском министерстве департамента духовных дел, т. е. отделения по делам «греко-российского исповедания 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Иеромонах Иов, бывший духовник знаменитого архиепископа Тверского Амвросия Протасова, поступил в Оптину Пустынь в 1832 году, скрнчался в 1843 восьмидесяти лет. Иеромонах Иннокентий (в схиме Иов) из Московского Андрониевского монастыря. Замечательный безмолвник, скончавшийся в 1861 году. Тихо, спокойно лежал он в своей предсмертной болезни и на вопрос служившего ему брата: Батюшка, не желаете ли вы чего нибудь, отвечал словами Апостола Павла: «желание имею разрешитися и со Христом быти». Что и сбылось над ним вскоре 31 . Весь этот Собор почтенных Старцев О. Моисей и принял в Обитель и упокоивал с свойственным ему доброжелательством и редким радушием, оказывая им всегда подобающее почтение и приветливость, и стараясь по возможности удовлетворять их потребностям и желаниям, а они с своей стороны служили немалым украшением для Оптиной Пустыни. И образованных людей и простых из всякого сословия О. Моисей принимал в братство охотно, если видел в них благое намерение угождать Богу; не требовал никакого вклада в пользу Обители и в 1847 году сам выразился так одному приезжему: «мы принимаем и тех, кто только себя принесет, иногда и в рубище, едва его прикрывающем». По опыту знал он, что в общежитии потребно много рук; потребны и люди с самыми многоразличными способностями, дарованиями и познаниями, что каждый тем или другим может быть полезен Обители. Но не столько заботился О. Моисей о том, могут ли принимаемые им принести пользу Обители, сколько о том, могут ли принимаемые им принести пользу Обители, сколько о том, чтобы Обитель действительно послужила к их душевной пользе и спасению, и потому одинаково охотно принимал не только молодых и здоровых, но и старых и хилых, изъявивших искреннее произволение посвятить остаток дней своих на служение Господу. Даже и слепых было при О. Моисее шесть человек. С особенною отеческою любовью смотрел он на своих слепых, как они усердно подвизались в послушании, кто звонарем, кто в хлебне. При этом иногда с удовольствием вспоминал он, что и в Саровской Пустыни, в его там бытность, жил слепой, который искусно пел мрежи (сети) и, занимаясь своим рукоделием, припевал Псаломские стихи: сохрани мя от сети, юже составиши ми и от соблазн делающих баззаконие. Падут во мрежу свою грешницы. Един есмь аз донеже прейду ( Пс. 140:9 ) 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010