После смерти Афанасия Аполлинарий более открыто заявил о своих мнениях. Он не думал, что выступает против православной веры; ему даже казалось, что он будто открыл истинные основания, на которых она может быть поддерживаема. Находя, однако же, что этот взгляд на дело не был принимаем всеми, он составил нечто в роде собственной секты, поставляя епископов в Антиохии и в других местах и, подобно Вардесану и Арию, распространял свои учения, воплощая их в гимны и народные песни 1211 . Несмотря на анафемы, произнесенные против аполлинарианства многими соборами и наконец вселенским собором Константинопольским (376 г.), основатель его удерживал за собой свою епископию до самой смерти, которая последовала около 392 года. Секта его, по-видимому, пошла еще дальше по пути заблуждения, но ненадолго пережила его самого. Глава 13. От конца Второго Вселенского собора до смерти Феодосия – Св. Амвросий (381–395 гг.) 1. Амвросий архиепископ Медиоланский Характер Амвросия – Борьба Амвросия с Юстиной – Св. Гервасий и ПротасийАмвросий и император Феодосий – Дело Каллиникское – Дело Фессалоникийское – Покаяние Феодосия 2. Состояние язычества Язычество при Валентиниане и Феодосии – Разрушение храмов – Храм Сераписа – Разрушение Серапиума – Язычество на Западе – Жертвенник победы – Симмах и Амвросий – Законы против язычества – Меры Феодосия против язычества 3. Закон Феодосия против ереси Прискиллиан – Св. Мартин Турский – Судьба прискиллианства 1 . Как уже упомянуто было выше, арианину Авксентию было позволено Валентинианом, удержать за собой каждую кафедру Миланскую 1212 . По его смерти, в 374 году, императора просили назначить архиепископа, но, согласно с его правилом избегать вмешательства в духовные дела, он предоставил выбор народу. Последовал оживленный спор между православными и арианами. Когда обе партии собрались в главной церкви и, по-видимому, возбуждение их готово было перейти в дело насилия, явился правитель Лигурии – Амвросий, и обратился к собранию с речью, в которой увещевал их к миру. Когда он закончил свою речь, то раздался голос маленького ребенка, произнесшего слова: «Амвросий – епископ!» и этот крик немедленно же был подхвачен всем собранием 1213 . Правитель, который, хотя и христианского происхождения, был еще только оглашенным, желал устраниться от должности, столь чуждой его мыслям и стремлениям. Он пытался различными способами убедить миланцев, что его характер не подходит к этой должности, не раз убегал из города, но был приводим опять назад, и так как Валентиниан одобрил этот выбор, то он и был посвящен в епископа через неделю после своего крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мощи святых Гервасия, Протасия и свт. Амвросия Текст блаженного Августина требует пояснения. В 385 г. императрица Юстина потребовала от святого Амвросия передать арианскому епископу одну из городских церквей. Святитель Амвросий решительно отказался, и власти решили привлечь войска и захватить базилику силой. На Пасху 386 г. православные во главе со своим архипастырем затворились в базилике и отказались покинуть ее даже под угрозами расправы. Императрице пришлось отступить, но св. Амвросий был обвинен в подстрекательстве к бунту. Обвинение временно повислов воздухе, но на Пасху следующего года сын Юстины император Валентиниан IIpeшuл отправить непокорного епископа в изгнание. В этот момент св. Амвросий удостоился божественного откровения: в видении ему было указано место погребения мучеников I в. Гервасия и Протасия. Мощи были обретены и перенесены в одну из миланских базилик. Мощи святых мучеников и самого святителя Амвросия хранились в базилике со времени ее основания, в отдельных закрытых гробницах. В 823 г. они были перемещены в единый саркофаг, нынешнюю открытую раку для них сделали только в 1897 г. Сегодня мощи святых лежат в одной богато украшенной раке в крипте под престолом. Мощи лежат открыто. Св. Амвросий в центре в епископском облачении, а мученики по сторонам с пальмовыми ветвями. Мощи святых. Свв. Протасий и Гервасий были близнецы. Исследование мощей показало, что они были очень сильными молодыми людьми высокого роста и претерпели жестокие пытки. Отцом мучеников был св. Виталий Миланский, которому посвящена известная своими мозаиками церковь Сан-Витале в Равенне. На русских иконах святитель Амвросий обычно изображается с длинной седой бородой, как маститый епископ, но на самом деле он выглядел иначе. Портрет святого сохранился в базилике. Это мозаика V в. в боковой капелле Сан-Викторе. По воспоминаниям блаженного Августина и других современников, святитель Амвросий имел благородную аристократическую внешность. Это действительно так, но у него была одна особенность – легкая асимметрия лица. На мозаике видно, что у святого один глаз выше другого. Исследование мощей показало, что так и было в действительности. Это дает основание считать мозаику портретным изображением, сделанным на основе описаний людей, лично святого знавших. Ростом святой был невысок -- 163 см. Другие древние изображения свт. Амвросия можно найти на Золотом алтаре и в мозаике апсиды.

http://pravoslavie.ru/62320.html

10 . АНТОНИЙ, 8 Августа 1788 года переведён из Зеленского монастыря, и, быв по 22 Мая 1793 года, скончался в Рязанском Солотчинском монастыре в 1803 году. 11 . АРСЕНИЙ Тодорский, Великороссиянин, с 23 Мая 1792 года по 1793 год. Скончался на Вологде Епископом в 1803 году. 12 . ДОСИФЕЙ Ильин, Великороссиянин, 1792, Декабря 16 определён из Игуменов и Наместников Сергиевой Лавры, а произведён 31 Января 1793 года. В 1795 году, Марта 13, переведён в Новгородский Антониев монастырь. Ныне Епископ Орловский и Севский. 13 . АНАСТАСИЙ Братановский, Малороссиянин, с 13 Марта 1795 года по 29 Мая 1796 года; наконец был Архиепископом Астраханским. 14 . ФЕОФИЛАКТ Русанов, Великороссиянин, с 29 Мая 1796 года по 1798 год. Ныне Архиепископ Рязанский. 15 . АМВРОСИЙ Протасов, Великороссиянин, с 29 Ноября 1798 года по 8 Октября 1799 года. Ныне Епископ Тульский. 16 . ФЛАВИАН Паскин, Великороссиянин, Священнический сын, начал обучаться в Коломенской бывшей Семинарии с 1784 года; в 1792 году переведён в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Академию, и в оной до окончания ещё курса определён учителем Латинского нижнего класса в 1795 году, в Июне того же года – высшего; в 1796 году – учителем Поэзии и Математики; в 1797 году – Философии и Префектом. В Марте того же года пострижен в монашество. В Июле произведён в Иеродиакона и определён законоучителем при главном Лютеранском училище Св. Петра в Санкт–Петербурге; в Сентябре рукоположен в Иеромонаха; в Феврале 1798 года – в Архимандрита в Зеленецкий монастырь; 10 Ноября 1799 года переведён в эту пустынь и 18 Ноября – в Новгородский Антониев монастырь и тамошней Семинарии Ректором. На место его Настоятелем Сергиевой пустыни паки вступил Амвросий Протасов и был по 2 Мая 1800 года. 17 . ВЕНИАМИН Жуков, Великороссиянин, с 22 Апреля 1800 года по 1 Февраля 1803 года. Наконец был Архимандритом Иверского монастыря. Скончался в 1811 году. 18 . ЕВГЕНИЙ Болховитинов, Великороссиянин, с 27 Января 1802 года по 1 Января 1804 года. Ныне, с 19 Июля 1813 года, Епископ Калужский и Боровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Амвросий написал: «в уважение того, что ученик Смирнов служил в архиерейском штате чиновщиком, а отец его священник крестовоздвиженской церкви С. Смирнов трудится по консистории присутствующим, священническое место за ним предоставить». Студенты, с дозволения начальства, имели вход в дворянские и купеческие дома для обучения детей. Студент философии Флегонт Веселицкий пр. Павлом на год был отпущен в Москву с казанским помещиком Толстым. Пр. Павел Зернов и Амвросий Протасов старались поддерживать единодушие, мирные взаимные отношения как между учениками, так и между начальниками и наставниками академии. Вот пример. Инспектор Израиль 33 заботился не только о нравственном совершенствовании академистов, но и о том, чтобы они по внешнему виду по приемам и обхождению походили на воспитанников военных и светских учебных заведений. Обучая учеников приемам людкости, светского обхождения и военной смелости, он иногда ставил их во фронт и учил по-солдатски. Под его командой ученики научились ходить в церковь и выходить из оной, входить в столовую и выходить из оной без шуму, чинно, по два в ряд, сперва малые, потом средние, а после всех большие. Израиль хотел, чтобы академисты и по внешнему виду, по костюму были похожи на воспитанников гимназии и школы военных кантонистов 34 . В 1816–1817 г., по его распоряжению, сшито было казеннокоштным ученикам платье по военной форме, именно серые сермяжные шинели с сборками назади, синего сукна сюртуки, четырех-угольные шапки. Весь этот костюм был обшит красным шнурком. Таким костюмом Израилю хотелось между прочим уничтожить неприязнь между кантонистами и академистами. Начальству академии странно было смотреть на заведение в академии фронтовой службы и военщины. Между начальством академии явился дух партий. Пр. Амвросий Протасов, проведав это, сам ездил в академию, спрашивал учеников, действительно ли их инспектор учит солдатству, и после в укор начальству от 25 сентября 1816 г. сдал в академическое правление такой приказ: «как о. ректору академии донесено каким то клеветником и бездельником, что о.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Августином и диак. Павлином. Сам Амвросий не руководствовался какими-либо личными интересами в данном случае ( Campenhausen H., von. Ambrosius von Mailand als Kirchenpolitiker. B.; Lpz., 1929. S. 216-217). С др. стороны, согласно существующей тогда на Западе традиции, останки святых не следовало извлекать из могил и переносить в церковь для поклонения ( Delehaye. Origines. 1933. P. 78). Спустя почти 10 лет после нахождения мощей Г. и П. свт. Амвросий обнаружил в Медиолане останки 2 др. мучеников - Н. и К. Это событие описал очевидец происшедшего - диак. Павлин, к-рый сообщил, что после смерти имп. Феодосия I Великого (379-395) епископ перенес в базилику св. Апостолов мощи Н., найденные им в саду за стенами Медиолана. Когда могила была открыта, все присутствующие там почувствовали благоухание. Амвросий увидел отделенную от туловища нетленную голову Н. с хорошо сохранившимися бородой и волосами и кровь мученика, к-рая была настолько свежа, словно святой пролил ее в тот же день ( Paulino. Vita di Ambrogio. 32. R., 1975). После того как мощи Н. положили на носилки, Амвросий отправился помолиться в некое место в том же саду. За ним последовали все остальные, поскольку прежде епископ не имел обыкновения молиться там. На основе этих обстоятельств Павлин сделал вывод, что епископ узнал из откровения, где находятся мощи К. Местные сторожа рассказали Амвросию, что их предки завещали им никогда не покидать сад, т. к. там спрятано величайшее сокровище. При перенесении мощей в базилику св. Апостолов некий одержимый нечистым духом стал кричать, что Амвросий мучает его. Епископ приказал бесу замолчать, сказав, что его терзает не он, а вера святых и собственная зависть, поскольку диавол видит, как люди восходят туда, откуда сам он был низвержен. Тотчас бесноватый упал на землю и не смог больше произнести ни слова ( Paulino. Vita di Ambrogio. 33. R., 1975). Почитание Н., Г., П. и К. довольно быстро получило распространение на Западе, а затем и на Востоке, в связи с чем возникла необходимость создать агиографические произведения, в к-рых рассказывалось бы о жизни и мученической кончине этих святых. На основе наиболее ранних источников об обретении их мощей (Послание свт. Амвросия к Марцеллине, «Житие Амвросия» диак. Павлина, «Исповедь» блж. Августина) были составлены сказания на лат. и греч. языках, где изначально Г. и П., Н. и К. не были связаны. Латинская агиографическая традиция

http://pravenc.ru/text/2564630.html

Предисловие переводчика Трактат святителя Амвросия Медиоланского «Об Иакове и блаженной жизни» относится к нравственно-экзегетическим сочинениям, составленным на основе проповедей, обращенных к оглашенным или к неофитам после их недавнего крещения. На это указывает обилие нравоучений и следующие слова: sicut legi audisti hodie (2.5.23). Примером добродетельной жизни служит жизнь патриарха Иакова, описанная в книге Бытия. Толкование некоторых эпизодов из жизни Иакова позволяет свт. Амвросию дать своим слушателям не только нравственный урок, но и раскрыть догматическое учение о спасении, о божественной природе Христа, о Церкви. Название сочинения «Об Иакове и блаженной жизни» было дано в Средние века. Уже само наименование указывает на то, что сочинение состоит из двух смысловых частей: практической и теоретической, хотя свт. Амвросий сначала говорит о блаженной жизни, а затем уже переходит к толкованию отдельных эпизодов из жизни патриарха Иакова. Как и у большинства произведений свт. Амвросия, датировка трактата «Об Иакове и блаженной жизни» может быть определена только предположительно. После исследования Паланка 1 наиболее точной датой считается 386 г. по следующим причинам. Во-первых, ряд заимствований из «Эннеад» Плотина показывает, что речь идет о периоде, когда медиоланский пастырь отходит от влияния Филона и открывает для себя неоплатонизм 2 . Во-вторых, в последних главах второй книги, где свт. Амвросий описывает противостояние маккавейских мучеников царскому повелению, исследователи не без основания усматривают аллюзию на период наибольшего конфликта Амвросия с арианствующей партией царствующего дома. Это было накануне Пасхи 386 г. 3 В-третьих, в трактате свт. Амвросий говорит, что мир в Римском государстве поддерживается или благодаря успешным военным кампаниям императора против варваров, или благодаря междоусобным войнам среди самих варваров (2.6.29). И действительно, в 386 г. вестготы под предводительством Промота сразились с остготами, что дало Римской империи кратковременную передышку. Наконец, тема мученичества, к которой свт. Амвросий постоянно возвращается в сочинении, могла быть вызвана обретением мощей мучеников Гервасия и Протасия в 386 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Которых живопись во древности гремела! Картин их каждая была смесь ста других; То плод единственный воображенья их, Химера, пустота, ничтожество предмета. Достойно хощет кто, ко удивленью света, Все свойства начертать божественной души, На Александра зри – возьми кисть и пиши. Течением своим круг солнце совершая, Приятности не вдруг на землю к нам лиет: Где свет – где теплоту – где зорю воскрешая По месту, времени всем дары раздает. Круг дел твоих, монарх! обильнее дарами; Ты с трона своего льешь милость вдруг рекой. Не Феб животворит своими нас лучами; Но ты нам жизнь даешь, отраду и покой. Кроме штатной академической суммы содержание академии обеспечиваемо было неокладной суммой. Сумма эта составлялась: а) из остаточных экономических денег от штатной суммы, б) от пожертвований епархиальных иерархов, духовенства и монастырей и в) от разных местных случайных источников. а)      При умножении штатной суммы в 1798 и 1807 гг. и при содействии благотворителей, академия могла иметь остатки. Так от 1803 г. к 1804 г. остаточной суммы было 1323 р. 49 к., от 1804 г. к 1805 г. 716 р. 28 3 / 4 к., от 1807 г. 2002 р. 87 1 / 2 к., от 1811 г. 579 р. 58 к., от 1814 г. 1204 р. 72 к., от 1816 г. 1197 р. 91 1 / 2 к. б)      Преосвященные в некоторых случаях обращались к своим монастырям и духовенству и приглашали их жертвовать на содержание академии, кто сколько может по совести. Особенно склонялись к пожертвованиям в пользу сиротствующих питомцев монастыри. Так пр. Павел Зернов в 1806–1809 г. по случаю преобразования академии, пр. Амвросий Протасов в 1816 г. по случаю погорения академии в 1815 г. приглашали свою епархию помочь академии. Пр. Амвросий Протасов, «заботясь об обеспечении погорельцев бедных и сиротствующих академистов, в сентябре 1816 г. дал консистории приказание объявить во всеобщее сведение епархии такое свое воззвание к пожертвованию на академию: «из подаваемых ко мне во множестве прошений о принятии в академию церковников для обучения усматриваю, что многие по сиротству и бедности имеют необходимую нужду в помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 19 день июля сего года за 5467, консистория представляла ко мне прошение следующих лиц о желании их присоединиться из Римско-католического к Греко-униатскому исповеданию, именно: 1)звонаря Лебедзеевской Церкви Францишка Рабинского 22 лет, 2) его родного брата Петра 10 лет, 3) жены пономаря той же Церкви Юрия Юркевича Пелагии 41 года, 4) дочери того же пономаря Марианны 15 лет, о) дьячка Молодечнянской церкви Станислава Филипповича, 6) жены его Марианны, 7) их сына Леона Филипповича, 8) церковнослужителя Ильской церкви Феодора Барщевского 60 лет, 9) жены его Феклы 51 года, 10) церковнослужителя той же Церкви Иосифа Соколовского 48 лет, 11) жены его Варвары 45 лет, 12) церковнослужителя той же Церкви Францишка Ковалевский 38 лет, 13) жены его Марианны 38 лет, 14) церковнослужителя Крайской церкви Станислава Гринкевича 50 лет, 15) жены его Гертруды 41 года, 16) сына их Наполеон 18 лет, 17) дочери их Павлины 14 лет, 18) церковнослужителя той же церкви Амвросия Серафимовича 57 лет, 19) жена священника Радошковской Церкви Марциновского Розалии, 20) жены дьячка той же церкви Андрея Дзендзавицкого Анны, 21) дочери её Фортунаты Юзефовичевой, 22) пономаря той же церкви Михаила Немцевич, и 23) церковнослужителя Красносельской церкви Григория Яренкевича. По Высочайшему соизволению, последовавшему в истекшем году, женам и дочерям Греко-униатских священно и церковнослужителей дозволено обращаться к Греко-униатскому исповеданию; и затем я просил г. обер-прокурора Святейшего Синода об исходатайствовании Высочайшего соизволения Государя Императора на присоединение к тому же исповеданию и поименованных выше 12 церковнослужителей мужеского пола, соответственно их прошению. Ныне граф Протасов уведомляет меня к надлежащему исполнению, что, по всеподданнейшему его докладу, Государь Император Высочайше соизволил на присоединение помянутых лиц из Римско-католического к Греко-униатскому исповеданию. С тем вместе граф Протасов уведомил о таковой Высочайшей воле и г. министра внутренних дел, для сведения и надлежащего с его стороны распоряжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

8) в 7185 (1676) году, Ноября 17, от Государя Царя Феодора Алексеевича за подписью Дьяка Димитрия Фёдорова о владении Тихвину монастырю в реке Воложбе рыбными ловлями; 9) в 7186 (1678) году, Июня 5 от него же, Государя Царя Феодора Алексеевича, за подписью Дьяка Протасия Никифорова о владении Тихвину монастырю рыбными ловлями на реке Свире, тонями Ковачём Верхним да Коль, и на реке Волхове тоней же Шишковой по-прежнему безоброчно, и о даче во всякие посылки оного и девичьего, Тихвинского же Введенского монастырей крестьянам, которые живут в Тихвинском посаде вообще по-прежнему подвод и о прочем. Подтверждена от Государей Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича в 7202 году. Писана на шести столбцах; 10) в том же 7186 (1678) году, Июня 19 от него же, Государя Царя Феодора Алексеевича, за подписью того же Дьяка Протасия Никифорова о владении в реке Веряже и малой Веряжке и с ручьём рыбными ловлями приписному к Тихвину монастырю, Никольскому монастырю безоброчно и о прочем. Писана на десяти столбцах; 11) в 7188 (1680) году, Марта 20, от него же, Государя Царя Феодора Алексеевича за подписью Дьяка Бориса Протопопова с писцовых книг на монастырские вотчины, состоящие в Обонежской Пятине в разных погостах и о прочем; подтверждена от Государей Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича в 7192 году. Писана на тридцати с половиной столбцах; 12) в 7192 (1684) году, Марта 4, от Государей Царей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича за подписью Думного Дьяка Емельяна Украинцова в Великий Новгород Боярину и Воеводе Князю Феодору Урусову и Дьяку Дяткину о бытии пожни Фишеве горе со всеми землями и угодьями за Тихвинским Успенским монастырём и о прочем. Писана на двадцати четырёх столбцах; 13) в том же 7192 (1684) году, Марта 10, от них же Государей Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, за подписью Дьяка Василия Лукина в Великий Новгород к Боярину и Воеводе Князю Урусову да Дьякам Микуйлову и Дяткину об отводе Тихвину монастырю в Новгородском уезде в Обонежской Пятине в Петровском Мелегинском погосте в реке Воложбе рыбных ловель по писцовым книгам и о прочем. Писана на девятнадцати столбцах;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Св. Василий Великий (IV в.) говорил: «Кто касается костей мученика, тот приемлет некоторое сообщение освящения по благодати, обитающей в теле мученика» [ 13] . В ином месте он свидетельствовал: «Памятью мученика (Маманта) вся страна пришла в движение; весь город принимает участие в празднике; не родственники сходятся к гробам отцов, но все приходят наместо благочестия... " . Св. Амвросий Медиоланский (IV в.) в слове при открытии мощей святых Гервасия и Протасия говорил: «Вы узнали и даже сами видели многих, освободившихся от демонов, а ещё больше таких, которые, лишь только касались одежды святых руками, тотчас исцелялись от своих немощей. Возобновились чудеса древнего времени с тех пор, как через пришествие Господа Иисуса излилась на землю благодать обильнейшая: вы видите многих, исцелившихся как бы некоторою тению Святых. Сколько убрусцев 54 передаются из рук в руки! Сколько одежд, которые были возлагаемы на священнейшие останки и от одного прикосновения соделались целебными, испрашивают (верующие) друг у друга! Все стараются хоть несколько прикоснуться, и тот, кто прикоснулся, здрав бывает» . Блаж. Августин (IV-V вв.) вслед за св. Амвросием повествовал (как очевидец) о чудесах, бывших от мощей упомянутых святых Гервасия и Протасия, и, кроме того, свидетельствовал, что и от мощей св. мученика Стефана также происходило много чудес: «Не прошло и двух лет, как эти мощи находятся в Иппоне, и хотя не все совершившиеся с того времени чудеса переданы письменно, однако ж число записанных восходит до семидесяти» . Итак, мы имеем огромное количество свидетельств, из которых можем составить ясную картину того, что Церковь от самого начала своего существования весьма почитала мощи своих святых, особенно мучеников, и такое почитание было распространённым явлением, и практика эта основывалась: 1) на почитания самих святых и 2) вере в возможность молитвенного общения с ними, а также – 3) на вере в способность материи освящаться и 4) быть проводником освящающей и исцеляющей благодати. Священномученик Александр Трапицын (противоборствуя власти большевиков, которые вели кампанию против святых мощей) очень хорошо выразил суть почтительного отношения Церкви к мощам: «Чествуя останки святых, христиане почитают чрез них присущую им чудодейственную силу, или благодать Божию. Они не «творят из них кумира» не воздают им Божественного поклонения, а чествуют их только как земные посредства, орудия благодати и силы Божией, отнеся всю честь к Самому Господу Богу, Владыке святых, избравшему их останки для прославления чрез них Своего могущества и силы. Отвергать такое чествование значило бы отвергать то, что прославляется Самим Богом к нашему почитанию...» .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010