Aras nefandi numinis adolere taedis 209 cogitur; respondet: «Haud tales faces sumpsere Christi uirgines; На нечестивом алтаре Огонь возжечь велели ей. Она ж в ответ: «Не таковы Светильники Христовых дев 210 . hic ignis exstinguit fidem, haec flamma lumen eripit. Hic, hic ferite! ut profluo cruore restinguam focos» 211 . Погасит веру ваш огонь, И ваше пламя застит свет 212 . Так бейте ж, бейте! Я залью Потоком крови ваш очаг!» О, сколько в ней величия! Терпя удары, всю себя Одеждой скрыла длинною, Чтоб наготы не показать. In morte uiuebat 217 pudor, uultum que texerat manu, terram genu flexo petit lapsu uerecundo cadens. И в смерти не утратив стыд, Прикрыла лик она рукой И, преклонив колена, ниц Упала, тихо соскользнув 218 . Гимны «Медиоланским» святым Набор и Виктор с Феликсом – Медиолана светочи, Пришельцы мавританские, Чужие, гости здешних мест. Их родина – песок пустынь, Палящим солнцем выжженный, Земли пределы крайние, Где наша речь неведома. Profecit ad fidem labor armis que docti bellicis pro rege uitam ponere, decere pro Christo pati, Им воинская выучка И в вере стала помощью, Но предпочли не за царя, А за Христа на смерть пойти. Не надо им ни дротиков, Ни стрел, Христовым воинам: Всегда во всеоружии Ревнитель веры истинной. Scutum uiro sua est fides et mors triumphus, quem inuidens nobis tyrannus ad oppidum Laudense misit 239 martyres. Щитом послужит вера им, Триумфом – смерть, которую По умыслу тиранскому В Лавденской веси 240 встретили. Благодарю Тебя, Христе, За новые дары Твои! Протасия с Гервасием, Их мощи обретя, пою! Piae latebant hostiae, sed non latebat fons sacer 250 ; latere sanguis non potest, qui clamat ad deum patrem. Caelo refulgens gratia artus reuelauit sacros; nequimus esse martyres, sed repperimus martyres. Hic quis requirat testium uoces, ubi factum est fides? 253 Sanatus impos mentium opus fatetur martyrum. Слепой, что снова видит свет, Докажет святость смерти их. Севером тот зовётся муж, Всем ведомы труды его! 257 Рукой коснулся ризы он, Протёр глаза туманные – И вдруг увидел ясный свет, И слепота рассеялась.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Протасов Алексей Иванович; ок. 1762, г. Боровск Калужской пров. Московской губ.-01.07.1831, Тверь), архиеп. Тверской и Кашинский. Учился в Перервинской и Троицкой ДС. В 1790 г. окончил московскую Славяно-греко-латинскую академию , в к-рой благодаря митр. Платону (Левшину) был оставлен учителем риторики и поэзии. В 1794 г. принял монашество. С 1795 г. проповедник и учитель философии, с 19 авг. 1797 г. префект академии. С 29 нояб. 1798 г. архимандрит и настоятель с.-петербургской Троице-Сергиевой муж. пуст . Амвросий (Протасов), архиеп. Тверской Амвросий (Протасов), архиеп. Тверской С 18 нояб. 1799 г. ректор Александро-Невской академии. С 8 янв. 1800 г. наместник Александро-Невской лавры , с марта 1800 г. настоятель Валдайского муж. мон-ря , с 4 июня 1802 г. настоятель Юрьева во имя вмч. Георгия Победоносца муж. мон-ря с оставлением в прежних должностях. 10 янв. 1804 г. хиротонисан во епископа Тульского и Белёвского. С 7 февр. 1816 г. архиепископ Казанский и Симбирский, из-за интриг и доносов 6 нояб. 1826 г. переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру. Умер во время эпидемии холеры, похоронен близ Твери в Желтиковом муж. мон-ре . А. вел подвижническую жизнь, был чужд тщеславию, щедро раздавал милостыню, отличался строгостью к подчиненным. Находясь на Казанской кафедре, боролся со взяточничеством епархиальных чиновников и малограмотностью духовенства. На базе КазДА, преподавание в к-рой А. поднял на более высокий уровень, соответствующий статусу академии, была создана школа для клириков. А. вел работу по христ. просвещению малых народов Поволжья. В программу КазДА помимо изучения татар. языка было введено изучение чуваш. и марийского языков. После открытия Библейского об-ва в Казани (20 янв. 1818) менее чем за 4 года были сделаны переводы НЗ на чуваш., марийский, мордов. и удмурт. языки, к-рые рассылались по 5 экз. во все «инородческие» села. Предлагая перевести на языки малочисленных народов нек-рые богослужебные книги, А. предоставил в Святейший Синод вариант литургии на марийском языке, к-рый был оставлен без внимания.

http://pravenc.ru/text/114408.html

I. Воспоминаемые ныне святою церковью мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Кельсий пострадали в царствование Нерона (в I веке). Назарий родился в Риме и получил благочестивое христианское воспитание под руководством своей матери, затем принял крещение от епископа Лина. По достижении совершеннолетия Назарий получил от родителей следовавшую ему часть имения и удалился в Милан. Здесь он стал заниматься благотворительною деятельностью, раздавал милостыню нищим и оказывал разные услуги христианам, заключенным в темнице. В то время император Нерон воздвиг гонение на христиан; в числе подвергшихся преследованию были святые братья Гервасий и Протасий. Родители Гервасия и Протасия были христиане и пострадали за веру; сыновья их десять лет подвизались в посте и молитвах, безбоязненно исповедали веру, подверглись преследованию римского правительства и были заключены в тюрьму в Милане. Назарий, часто навещавший их в заключении, полюбил их и утешал беседою. Градоначальнику донесли о том, что Назарий посещает узников христиан, доступ к которым воспрещался. Назарий был отдан под стражу и приведен на суд градоначальника. За решительный отказ признать языческих богов и почтить их жертвами и поклонением Назарий подвергся жестоким истязаниям и был изгнан из города. Изгнанник удалился в Галлию (нынешняя Франция) и здесь проповедывал веру Христову, в городе Кимеле крестил сына одной христианки, по имени Кельсия, и наблюдал за его воспитанием. Когда Кельсий достиг совершенных лет, он сделался спутником Назария в деле проповеди. Градоначальник Кимелы, ревностный язычник, заключил Кельсия и Назария в тюрьму и только по просьбе своей жены освободил их. Из Кимелы Назарий и Кельсий отправились для проповеди в город Трир и здесь обратили многих к христианству. Языческие власти, недовольные успехом христианской проповеди, отослали святых проповедников в Рим на суд императора. Кельсий и Назарий были отданы на съедение диким зверям, но те до них не дотронулись. Святых ввергли в море, но они не потонули и ходили по водам морским как по сухому пути. Это чудо поразило язычников, Христовой вере приобрело еще новых последователей, а святых исповедников избавило от дальнейших мучений. Кельсий и Назарий были отпущены и снова удалились в Милан. Но в Милане языческие власти снова подвергли их истязаниям и заключили в ту же темницу, где были заключены Гервасий и Протасий. Градоначальник письменно спрашивал Нерона, как ему поступить с заключенными христианами. Император, узнав, что они еще живы, очень разгневался и приказал немедленно казнить их. Мощи всех четырех святых мучеников хранились под спудом, пока епископ Амвросий (IV в.) не перенес их в церковь святых апостолов. Когда мощи их были вынуты из земли, многие больные получили исцеление; так слепец Севир, прикоснувшийся к одеждам святых мучеников, немедленно исцелился от своего недуга.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда могилу раскопали, присутствующие увидели «нетленные кости, обильно обагренные кровью» и, судя по их размеру поняли, что святые были необычайно высокого роста. 18 июня мощи перенесли в базилику Фаусты, где епископ и причт провели ночь в молитве - совершили вигилию и обряд возложения рук на одержимых. На следующий день (19 июня) останки Г. и П. перенесли в базилику Амвросия, где была совершена церемония погребения мощей в гробнице, к-рую епископ приготовил для себя под алтарем (о хронологии событий см.: Delehaye H. Quelques dates du Martyrologe Hiéronymien//AnBoll. 1931. Vol. 49. P. 30-34; Palanque J.-R. Saint Ambroise et l " Empire romain. P., 1933. P. 515-516). Во время торжественной процессии произошло исцеление слепого. Далее в письме Марцеллине содержатся 2 проповеди святителя: 1-я была произнесена в базилике Амвросия, когда в нее внесли мощи, 2-я - там же на следующий день (в ней святитель полемизирует с арианами, сомневавшимися в чудотворности найденных им мощей). По словам епископа, обретение останков Г. и П. доказывает правоту православных в вопросах веры. Эти святые уже давно пребывали в сонме мучеников, но были забыты в Медиолане; нахождение их мощей принесло радость «некогда бесплодной мучениками Медиоланской Церкви» (sterilis martyribus ecclesia Mediolanensis), которая теперь предстала как мать многих сыновей ( Ambros. Mediol. Ep. 22. 7). Святость найденных останков подтвердилась чудесами при их перенесении: изгнанием бесов, исцелениями больных, прикоснувшихся к одежде Г. и П. (Ibid. 9). Старейшие жители города вспомнили, что некогда слышали имена этих мучеников и читали их надгробные надписи (Ibid. 12). Мч. Протасий. Мозаика капеллы Сан-Витторе-ин-Чьел-Д’оро в базилике Сант-Амброджо в Милане. 2-я пол. V в. Мч. Протасий. Мозаика капеллы Сан-Витторе-ин-Чьел-Д’оро в базилике Сант-Амброджо в Милане. 2-я пол. V в. Сходное повествование об этих событиях приведено в «Житии Амвросия», составленном, вероятно, в 422 г. секретарем святителя, диак. Павлином (о датировке Жития см.: Palanque J.-R.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

БЛАЖЕННАЯ КОНЧИНА По милости Божией, Амвросий предузнал о своем близком отшествии в иной мир. За несколько дней до кончины Амвросий видел Спасителя, Который, улыбаясь, призывал его к Себе. «Только до Пасхи буду с вами», – сказал Амвросий своим приближенным. Накануне урочного дня, 3 апреля 397 года, в Страстную Пятницу, святитель Амвросий с 5 часов до позднего вечера лежал с крестообразно распростертыми руками. Губы его беззвучно шевелились, но слов разобрать никто не мог... Епископ Верчельский Гонорат, неусыпно дежуривший у одра болящего, лег отдохнуть в верхней части дома. На рассвете Великой Субботы он услышал голос, трижды сказавший: «Встань, поспеши, он умирает». Епископ Гонорат взял Святые Дары и поспешил к Амвросию. Причастившись Святых Тайн, святитель мирно отошел в небесные обители.Кончина его сопровождалась чудесным знамением милости Божией: он явился в видении детям, крещаемым в пасхальную ночь. Тело его было перенесено в храм, посвященный миланским мученикам Гервасию и Протасию, и погребено под жертвенником, между этими святыми. В 823 г. мощи святителя Амвросия были обретены миланским епископом Ангильбертом II, который, по описанию исследователей, «положил их в порфирный саркофаг» вместе с мощами святых Гервасия и Протасия. Вероятно, тогда же святитель Амвросий был прославлен и сопричтен к лику святых, поскольку на Востоке память его совершается с IX века. Этот саркофаг был обретен в 1864 г. В иконографии святитель Амвросий изображается обычно как епископ с палицей (матерчатый ромб, символ духовного оружия), митрой и посохом, а иногда – с роем пчел у ног, напоминающем о событии в его детстве. Есть другие изображения, на которых Амвросий представлен с бичом в руке, в знак его победы над арианами или же с двумя костями в руке – в знак открытия им мощей святых мучеников Гервасия и Протасия. Самым знаменитым живописным изображением святителя Амвросия является картина великого фламандского художника Питера Рубенса в Бельведерской галерее в Вене: на ней запечатлена встреча Амвросия с императором Феодосием в портике медиоланской базилики.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Там он нашел Гервасия и Протасия, все еще томившихся в заключении, ходил к ним в темницу и беседовал с ними. В то же время он проповедовал в городе о Христе, о чем донесли начальнику города Анулину. Тот повелел призвать святителя к себе, вспомнил о нем и стал расспрашивать, где он был и откуда пришел. Когда же Назарий рассказал, что он с Келсием был в руках самого Нерона, который дал им свободу, Анулин весьма изумился, так как знал о ненависти Нерона к христианам. Тогда правитель стал убеждать их поклониться идолам, но они вместо того громко исповедовали Христа. Придя в ярость, язычники били мучеников по устам и заушали их, а потом бросили обоих в темницу, где заключены были Гервасий и Протасий. Все четверо были весьма утешены, что они вместе. Между тем Анулин послал письмо к Нерону, спрашивая, как ему поступить с Назарием и Келсием. Нерон оскорбился, узнав, что слуги его, которым он дал приказание как бы то ни было погубить Назария, не исполнили приказания, и велел Анулину теперь же умертвить мучеников. Тогда, по повелению Анулина, Назарию и Келсию были усечены головы мечом. Один христианин, живший на краю города, перенес тайно честные мощи мучеников в свой дом. Дочь его лежала без движения в расслаблении, но как только мощи страдальцев внесены были в дом, она тотчас поднялась на ноги, точно и не была вовсе больна. Отец возрадовался о милости Божией, поданной его дочери через мучеников Христовых, и с честью предал их погребению недалеко от своего дома. Между тем в Медиолан вскоре пришел военачальник Астазий, посланный в поход против Моравии. Он страшно ненавидел христиан и никогда не упускал случая проявить эту ненависть. На этот раз в Медиолане, по его желанию, были замучены томившиеся в темнице Гервасий и Протасий. Христианин Филипп с честью похоронил честные их останки возле своего дома. Мощи свв. мучеников Назария, Келсия, Гервасия и Протасия очень долгое время находились под спудом, так что никто даже не знал о месте их погребения. Только в IV в. св. Амвросий, епископ Медиоланский, по откровению свыше в царствование Феодосия Великого обрел мощи сначала свв. мучеников Гервасия и Протасия, а потом в царствование сыновей Феодосия – Аркадия и Гонория – мощи свв. Назария и Келсия. Св. Церковь установила празднование в честь этих четырех мучеников 14 октября. Читать далее Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с.. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. Bocnoмuhaeмыe ныне св. Церковью мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий пострадали в царствование Нерона (в I веке). Назарий родился в Риме и получил благочестивое христианское воспитание под руководством своей матери, затем принял крещение от епископа Дина. По достижении совершеннолетия Назарий получил от родителей следовавшую ему часть имения и удалился в Милан. Здесь он стал заниматься благотворительной деятельностью, раздавал милостыню нищим и оказывал разные услуги христианам, заключенным в темнице. В то время император Нерон воздвиг гонение на христиан; в числе подвергшихся преследованию были святые братья Гервасий и Протасий. Родители Гервасия и Протасия были христиане и пострадали за веру; сыновья их десять лет подвизались в посте и молитвах, безбоязненно исповедали веру, подверглись преследованию римского правительства и были заключены в тюрьму в Милане. Назарий, часто навещавший их в заключении, полюбил их и утешал беседою. Градоначальнику донесли о том, что Назарий посещает узников христиан, доступ к которым воспрещался. Назарий был отдан под стражу и приведен на суд градоначальника. За решительный отказ признать языческих богов и почтить их жертвами и поклонением Назарий подвергся жестоким истязаниям и был изгнан из города. Изгнанник удалился в Галлию (нынешняя Франция) и здесь проповедовал веру Христову, в городе Кимеле крестил сына одной христианки, по имени Келсий, и наблюдал за его воспитанием. Из Кимела Назарий и Келсий отправились для проповеди в город Трир и здесь обратили многих к христианству. Языческие власти, недовольные успехом христианской проповеди, отослали святых проповедников в Рим на суд императора. Келсий и Назарий были отданы на съедение диким зверям, но те до них не дотронулись. Святых ввергли в море, но они не потонули и ходили по водам морским, как по сухому пути. Это чудо поразило язычников, Христовой вере приобрело еще новых последователей, а святых исповедников избавило от дальнейших мучений. Келсий и Назарий были отпущены и снова удалились в Милан. Но в Милане языческие власти снова подвергли их истязаниям и заключили в ту же темницу, где были заключены Гервасий и Протасий. Градоначальник письменно спрашивал Нерона, как ему поступить с заключенными христианами. Император, узнав, что они еще живы, очень разгневался и приказал немедленно казнить их. Мощи всех четырех святых мучеников хранились под спудом, пока епископ Амвросий (IV b.) не перенес их в церковь святых апостолов. Когда мощи их были вынуты из земли, многие больные получили исцеление; так, слепец Севир, прикоснувшийся к одеждам святых мучеников, немедленно исцелился от своего недуга.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

—675— жения различных писателей о Таинстве Крещения, которые приводятся на с. 195, и, в частности, выражения св. Василия Великого , тогда как свойственный св. Василию, впрочем, как и многим другим писателям, взгляд на Крещение, как на изображение Смерти и Воскресения Христа, обходится молчанием, хотя господство этого взгляда в творениях Амвросия верно подмечается самими же автором. Можно, наконец, не соглашаться и с некоторыми, правда, весьма немногочисленными частными положениями автора при изложении нравственных воззрений св. Амвросия. Так, несколько сильным может показаться утверждение, что «обязанности или добродетели человека в отношении к самому себе носят у св. Амвросия ярко окрашенный аскетический характер пренебрежительного и даже презрительного отношения к плоти, миру и, вообще, чувственному и материальному» (с. 269). Если в подобных выражениях у св. Амвросия, действительно, нет недостатка, то они в значительной мере уравновешиваются выражениями противоположного характера, где миланский епископ признает дозволительными для своего мудреца удовольствия в здоровье тела, в детях, в отсутствии скорбей (De lacob et vita beata. I, 8, 33), где для совершенного блаженства (beamimudo) считаются необходимыми блага души, тела и блага внешние (De Abrah. II, 10, 68). В третьей части своего труда автор путем критики противоположных взглядов на отношение De offic. ministr. св. Амвросия к De officiis Цицерона и путем весьма тщательного и детального анализа, и сопоставления этих трактатов, устанавливает собственный взгляд на отношения св. Амвросия к Цицерону. При этом он не ограничивается внешним, механическим сопоставлением одноименных трактатов, но всюду руководствуется общим духом философии того и другого; если относительно этики св. Амвросия он мог основываться в этом случае на второй части своего исследования, то нравственное учение Цицерона он истолковывает на общем фоне учения стои, изученного им на основании специальной литературы и первоисточников. Переходя к общей оценке исследования, мы, несмотря на некоторые вышеизложенные пожелания, не можем не признать его в научном отношении работой очень ценной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Амвросий, архиепископ Тверской и Кашинский (Протасов Алексей Иванович) Родился около 1762 года в г. Боровске Московской губернии. Обучение начал в Перервинской духовной семинарии, а закончил в Троице-Сергиевской лаврской духовной семинарии. В 1790 году назначен учителем риторики и поэзии в Московскую духовную академию. В 1794 году принял монашество и был проповедником и учителем философии в академии. С 1797 года – префект академии. 9 января 1799 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. В этот же период занимал должности: ректора Александро-Невской духовной академии, учителя богословия и присутствующего в консистории. В 1800 году назначен наместником Александро-Невской лавры и настоятелем Иверского монастыря. 4 июня 1802 года переведен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря с сохранением за ним и прежних должностей. 10 января 1804 года хиротонисан во епископа Тульского. 7 февраля 1816 года возведен в сан архиепископа с назначением на Казанскую кафедру. Улучшив порядок учебной и воспитательной работы в академии, преосвященный Амвросий поднял Казанскую духовную академию на высокий уровень. Он всей душой болезновал и об инородных племенах своей епархии. С 6 ноября 1826 года – архиепископ Тверской. Скончался 1 июля 1831 года. Преосвященный Амвросий был одним из красноречивейших проповедников своего времени. Слово его отличалось необычайной яркостью, непосредственностью и производило на слушателей неизгладимое впечатление, что свидетельствовало о большом природном таланте. Некоторые из его слов приобрели такую популярность, что включались и в хрестоматии. Московский митрополит Платон (Левшин) был прекрасным оратором, но, услышав однажды речь преосвященного Амвросия, воскликнул: «Если бы я так писал, как Амвросий, меня сходилась бы слушать вся Россия». Александр Ефимович Измайлов, вице-губернатор Твери, с большим уважением относился к преосвященному Амвросию. Он называл его «умнейшим, ученейшим, благороднейшим и любезнейшим человеком, красой всех монахов, который молвит не в укор, умнее даже Филарета, красноречивее его».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

По милости Божией, Амвросий предузнал о своем близком отшествии в иной мир. За несколько дней до кончины Амвросий видел Спасителя, Который, улыбаясь, призывал его к Себе. «Только до Пасхи буду с вами», — сказал Амвросий своим приближенным. Накануне урочного дня, 3 апреля 397 года, в Страстную Пятницу, святитель Амвросий с 5 часов до позднего вечера лежал с крестообразно распростертыми руками. Губы его беззвучно шевелились, но слов разобрать никто не мог… Епископ Верчельский Гонорат, неусыпно дежуривший у одра болящего, лег отдохнуть в верхней части дома. На рассвете Великой Субботы он услышал голос, трижды сказавший: «Встань, поспеши, он умирает». Епископ Гонорат взял Святые Дары и поспешил к Амвросию. Причастившись Святых Тайн, святитель мирно отошел в небесные обители.Кончина его сопровождалась чудесным знамением милости Божией: он явился в видении детям, крещаемым в пасхальную ночь. Тело его было перенесено в храм, посвященный миланским мученикам Гервасию и Протасию, и погребено под жертвенником, между этими святыми. В 823 г. мощи святителя Амвросия были обретены миланским епископом Ангильбертом II, который, по описанию исследователей, «положил их в порфирный саркофаг» вместе с мощами святых Гервасия и Протасия. Вероятно, тогда же святитель Амвросий был прославлен и сопричтен к лику святых, поскольку на Востоке память его совершается с IX века. Этот саркофаг был обретен в 1864 г. В иконографии святитель Амвросий изображается обычно как епископ с палицей (матерчатый ромб, символ духовного оружия), митрой и посохом, а иногда — с роем пчел у ног, напоминающем о событии в его детстве. Есть другие изображения, на которых Амвросий представлен с бичом в руке, в знак его победы над арианами или же с двумя костями в руке — в знак открытия им мощей святых мучеников Гервасия и Протасия. Самым знаменитым живописным изображением святителя Амвросия является картина великого фламандского художника Питера Рубенса в Бельведерской галерее в Вене: на ней запечатлена встреча Амвросия с императором Феодосием в портике медиоланской базилики.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010