НА УТРЕНИ После шестопсалмия Бог Господь: на глас Октоиха, и дважды поем тропарь воскресный, и Богородичен один раз. Затем обычное стихословие Псалтири. Седальны Октоиха. После обычных двух полиелейных псалмов присоединяем третий: Псалом 136 У рек Вавилонских там мы сели и заплакали, когда вспомнилось нам о Сионе. Аллилуия. На ивах посреди него повесили мы органы наши. Аллилуия. Ибо там спросили нас пленившие нас о словах песен и уведшие нас – о пении. Аллилуия. «Пропойте нам из песен Сионских». Аллилуия. Как споём мы песнь Господню на земле чужой? Аллилуия. Если забуду тебя, Иерусалим, пусть забыта будет десница моя! Аллилуия. Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если не вспомню тебя, если не поставлю Иерусалима в самом начале веселья моего. Аллилуия. Вспомни, Господи, сынов Эдома в день Иерусалима, говорящих: «Разоряйте, разоряйте до оснований его». Аллилуия. Дочь Вавилона злосчастная, блажен, кто воздаст тебе возмездие твоё, которым ты воздала нам. Аллилуия. Блажен, кто схватит и разобьёт младенцев твоих о камень. Аллилуия. После Непорочных тропари: Ангельский сонм: Ипакои. Степенны и прокимен гласа. Все, что дышит: Евангелие воскресное рядовое. Воскресение Христово: Псалом 50. Затем Слава, глас 8: Покаяния врата отверзи мне: (см. утреню в Неделю о мытаре и фарисее, стр. 2). Канон первый – Воскресный на 4, второй – Крестовоскресный на 2 и третий – Богородичен на 2, и Триоди на 6: Канон, творение Христофора протасикрита, глас 6 Песнь 1 Иди, душа моя жалкая,/оплачь тобою соделанное,/вспоминая в сей день древнее во Эдеме обнажение,/из-за чего ты изгнана была/из места наслаждения/и непрестанной радости. По великому милосердию и состраданию/Ты, всего творения Создатель и Творец,/из праха оживотворив меня прежде,/заповедал мне воспевать Тебя/со Ангелами Твоими. По богатству благости/Ты насаждаешь, Создатель и Господь,/усладу райскую во Эдеме,/повелевая мне наслаждаться/прекрасными, и приятными,/и не оскудевающими плодами. Слава: Увы мне, душа моя злосчастная,/всем, что в Эдеме, наслаждаться/ты получила власть от Бога,/но не вкушать познания плод/тебе было приказано;/зачем же преступила ты закон Божий?

http://predanie.ru/book/99466-triod-post...

452 Согласно с древним обыкновением христиан устроять алтари и совершать приношение жертвы на гробницах мучеников, в настоящем периоде принято было даже за постоянное и неизменное правило – не иначе устроять и освящать храмы, как только с положением в них целых или, только, частиц мощей (Васил. Вел. Epist. 45 (49); Амврос. Exhort virginit. с 2. n. 3 et 10; Лев В. In natal. S. Laurentii; Карфаг. Соб. пр. 94; Ник. Втор. Всел. пр. 7). 453 Chron. Alexandr. apud Ducangium Constantinopolis Christiana lib. IV, c. 1; Hieronim Adv, Vihilan Opp. t. IV. p. 2, p. 282, Paris. 1706. 454 Созом. Hist, eccles. lib. V. c. 19. Снос. Сократ. Церк. ист. стр. 294. Петерб. 1850 г; Феодорит. Церк. ист. стр. 208. Петерб. 1852 г. 466 Слов. 4. Тв. св. отц. ч. I. стр. 125. Москв. 1843 г. И в слове св. мученику Киприану, обращаясь к слушателям, он говорит: «Вы сами должны восполнить все прочее, как то: изгнание бесов, исцеление болезней, предвидение будущего. Все сие, при помощи веры, может подавать даже прах Киприанов, как знают, изведавшие сие опытом, от которых и нам передана память о чуде, и будет передаваться будущим временам» (Сл. 24. там же, ч. II. стр. 262). 467 Бесед. в память св. священномуч. Вавилы. Слов. и бесед. на разн. случ. т I. стр 127. Петерб. 1861 г. 470 Похв. сл. св. священномуч. Ипатию. Там же. стр. 344. 345. Сн. Похв. св. египетск. мучен. Там же стр. 348. 471 «Вы, – говорит св. Амвросий в своем слове (при открытии мощей св. Гервасия и Протасия), обращаясь к слушателям, – узнали и, даже, сами видели многих, освободившихся от демонов, а еще больше таких, которые, лишь только касались одежды святых руками, тотчас, исцелялись от своих немощей. Возобновились чудеса древнего времени с тех пор, как, через пришествие Господа Иисуса, излилась на землю благодать обильнейшая: вы видите многих, исцелившихся, как бы, некоторой тенью святых. Сколько убрусцев передаются из рук в руки! Сколько одежд, которые были возложены на священнейшие останки и, от одного прикосновения, соделались целебными, испрашивают (верующие) друг у друга! Все стараются хоть несколько прикоснуться, и тот, кто прикоснулся, здрав бывает». (Epist. 22, n. 9, Patrolog. curs. compl. lat. t. 16, col. 1022).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

В то время правитель Анулин известил письмом царя Нерона о Назарии. Царь, услышав, что Назарий жив, весьма разгневался на тех слуг, которым было приказано потопить его в морской глубине. Он долго искал их, чтобы погубить, — думая, что они отпустили Назария, — но не нашел; ибо они уже бежали от мира и добровольно посвятили себя на святое служение Христу. Царь написал правителю Анулину, чтобы он тотчас же умертвил Назария. Анулин, получив царское письмо, вывел из темницы святого Назария с учеником его, святым Кельсием, и усек мечом их честные главы. Один из верующих, живший в городском предместье, взяв тайно святые мощи их, внес их в свой дом. В то время у него лежала на одре расслабленная дочь, которая, когда внесли в дом мощи святых мучеников, тотчас же встала с одра здоровой, как бы никогда и не болела. Хозяин дома, вместе с своими домашними, весьма возрадовался сему, и предал тела мучеников честному погребению в своем саду. Вскоре по усекновении святых мучеников Назария и Кельсия, пришел в город военачальник Астазий, шедший на войну против Моравов [ 7 ]. Жрецы идольские научили его, дабы он умертвил оставшихся в темнице святых мучеников Гервасия и Протасия, и Гервасий был избит оловянными прутьями, и скоро скончался; Протасий же окончил мученический подвиг через усекновение главы мечом. Христианин Филипп, взяв вместе с своим сыном тела их, предал их погребению в своем доме. Мощи всех четырех мучеников, Назария и Кельсия, Гервасия и Протасия, оставались скрытыми в земле, под спудом [ 8 ], и никто не знал о сем до самого времени святого Амвросия, епископа Медиоланского. Мощи Гервасия и Протасия он обрел, по откровению Божию, в царствование Феодосия Великого, мощи же Назария и Кельсия — в царствование Аркадия и Гонория [ 9 ]. Об обретении мощей Назария и Кельсия пресвитер Павлин вспоминает в житии святого Амвросия так: — Мощи святого мученика Назария, найденные вне города в саду, Амвросий принес тотчас же в храм святых апостолов. Мы видели во гробе, в котором лежали мощи мученика, кровь как бы только сейчас истекшую; голова с волосами и бородой так сохранилась, что как бы только теперь была положена во гроб, а лицо было так светло, что, казалось, только что омыто. И какое же в этом чудо — если Сам Господь ранее обещал в Евангелии, что «и волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21:18) [ 10 ]? Мы в это время почувствовали благоухание, превосходившее все ароматы. Подняв мощи мученика и возложив их на колесницу, мы с святым Амвросием, тотчас же начали искать мощи мученика Кельсия. От владельцев того сада мы узнали, что ему завещано было предками никогда не оставлять этого места по той причине, что в нем скрыты великие сокровища. И подлинно там находились такие сокровища, которых «ни моль, ни ржа не истребляют, ни воры не подкапывают и не крадут»  [ 11 ] (Мф. 6:19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

It is noteworthy that the Slavonic text of the akolouthia of the church consecration (15th century) testify the possibility of adaptation of this rite which probably came from the ceremonials of the Great Church to later ‘Neo–Sabaitic’ tradition. The main corpus of hymnographic texts was tagged to this rite later. But originally it did not contain them. The rite of relics invention, according to the ceremonial of the Great Church, did not include any canons as well as other hymnographic texts. The most chants in the Sermon of Constantine the Philosopher on the invention of St. Clement’s relics are psalms, only a few of them are troparia and kontakion. Ф. Б. Успенский Нетленность мощей: опыт сопоставительного анализа греческой, русской и скандинавской традиций Отношение к нетленности тела – это своеобразная точка схождения нескольких культурных традиций: архаической, дохристианской, явно уходящей своими корнями в языческие представления о загробной жизни, христианского догматического богословия и повседневной церковной практики и, наконец, правовой традиции. Понятие нетленности мощей (corpus integrum, corpus incorruptum) известно с древнейших времен христианства, однако как свидетельство святости оно начинает рассматриваться лишь в относительно позднее время. Так, Василий Великий говорит о неповрежденности тела мученицы Иулитты (начало IV в.): «честное же тело сохранил неповрежденным для близких» 383 . Мощи мученика Вавилы были найдены нетленными в Антиохии. Амвросий Медиоланский сообщает о целых, неповрежденных костях (ossa tota, ossa integra) мучеников Гервасия и Протасия (перенесение мощей состоялось 17 июня 386 г.), однако Августин уже пишет об их нетленных телах (corpora incorrupta) 384 . В житии того же Амвросия рассказывается об обретении им нетленных мощей мученика Назария. Наконец, Иероним сообщает о нетленности мощей (corpora toto integra) аскета Иллариона из Газы (ум. в 371 г.). Генезис признака нетленности, который с распространением культа мощей становится категорией и может формировать оппозицию «тленности»/«нетленности», не совсем ясен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Можайска и 12 июня при посещении города Волоколамска. 138 А теперь была зима, когда, при своем хилом здоровье, Филарет остерегался выезжать куда-либо из Москвы. Душно было среди той атмосферы, которая окружала его в Москве, полной слухов и толков, неблагоприятно касавшихся его личности и бывших один другого неприятнее. 139 Душно было и в кельи при безотвязных мыслях о том, что ожидает впереди, и тем более, что враждебное министерство только еще недавно вступило во власть; а по всему заметно было, что и на самого государя оно, хотя бы и чрез Аракчеева, производило сильное давление в том же неблагоприятном для деятелей Библейского Общества смысле. 140 И без сомнения, оно влияло на то, что государь не только в 1825, но и в 1824 году по лету и осени, проезжая мимо Москвы, не заезжал в нее. 141 Оно же влияло на то, что и в состав членов Святейшего Синода, вместо расположенных к Библейскому Обществу Амвросия (Протасова), архиепископа Казанского и Ионы (Павинского), архиепископа Тверского, к началу 1825 года вызван был неблагорасположенный к Библейскому Обществу и неблагосклонный к Филарету митрополит Киевский Евгений Болховитинов . 142 Таким образом, отовсюду неслись слухи и вести к святителю московскому, внушавшие ему доселе одно лишь терпение и терпение…, однако, нужно было ему что-нибудь и делать среди этих слухов и вестей, и именно в тех видах, чтобы поддержать свое архипастырское достоинство хотя бы пред своею паствою, смущаемою таковыми слухами и вестями. Публично наносимые, хотя и несправедливые оскорбления, и укоризны, требовали публичного же и действия к их устранению. И вот Филарет прежде всего и ближе всего в проповеди на Рождество Христово, сказанной в конце того же 1824 года, разъясняет дело о том, что послужило поводом к обвинению его в проповеди на Благовещение того же года. Проповедь говорена была в Успенском соборе, следовательно, при большом стечении народа на такой великий праздник, как Рождество Христово. Она исходит от текста: сие-же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком глаголющим: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил: еже есть сказаемо, с нами Бог ( Мф.1:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Влияние в Комиссии того или другого из ее членов, естественно, определялось его способностями, энергией, иногда и внешним положением. В первое время особый вес в Комиссии имел преосвященный Феофилакт Русанов ; затем, по удалении Феофилакта из С. -Петербурга первоначально в Рязань, потом в Грузию экзархом, большое значение приобретает преосвященный Филарет Дроздов , бывший ректор Петербургской академии, впоследствии митрополит московский, 13 пользовавшийся особенным расположением и покровительством митрополита Амвросия и синодального обер-прокурора и влиятельного министра духовных дел князя Голицына и, благодаря своему уму, опытности и познаниям, сумевший надолго удержать свое влияние в Комиссии и при митрополите Серафиме, хотя последний не имел позднее сочувствия к Филарету. Различные распоряжения и предписания Комиссии в 20-х годах и в начале 30-х составлялись под преимущественным влиянием преосвященного Филарета; между прочим ему поручено было от Комиссии в 1827 году, при соучастии еще двух членов: Филарета Амфитеатрова , архиепископа Рязанского (впоследствии киевского митрополита) и Григория Постникова , епископа Калужского, (впоследствии С. -петербургского митрополита), важное дело пересмотра всех духовно-училищных уставов с тем, чтобы представить потом свое мнение в Комиссию. Но с половины 30-х годов влияние Филарета ослабевает, особенно с того времени, как обер-прокурором Святейшего Синода стал граф Протасов, по мысли которого и самая Комиссия духовных училищ была упразднена в 1839 г. и ее заменило Духовно-учебное Управление, учреждение с иным характером; но о нем будет сказано ниже, так как деятельность этого учреждения относится главным образом ко второму периоду истории петербургской семинарии. Вместе с упразднением Комиссии духовных училищ, увеличилась власть и расширились полномочия обер-прокурора св. Синода, тогда как прежде он имел значение в духовно-учебном ведомстве только как член Комиссии и был для нее посредником при сношениях с другими ведомствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

461 По мнению американского исследователя, «никейская ортодоксия» конца IV в. была чем-то иным и более широким, чем учение Никейского собора 325 г. 462 Исследователь выступает также против традиционного для историографии мнения о том, что никейская вера с самого начала занимала господствующее положение на Западе, а «арианство» (омийство) было здесь нежизнеспособно. 463 Указывая на необходимость изучения не только доктринальных, но и политических аспектов арианской смуты 464 , исследователь связывает торжество никейцев над омиями на Западе не с Аквилейским собором 381 г. (как это часто считается), а с изменением политической ситуации, точнее, с вторжением в Италию узурпатора Максима в 387 г., а затем с установлением здесь власти императора Феодосия (оба правителя были настроены антиомийски). Большое значение он также придает открытию свят. Амвросием мощей мучеников Протасия и Гервасия в 386 г., что позволило медиоланскому епископу заручиться поддержкой широких слоев христианского населения. 465 Представляя свт. Амвросия в первую очередь как церковного политика, Д. Х. Уильямс призывает к «исторической демифологизации» его личности. 466 Попытка критически взглянуть на историю рецепции никейского наследия в период тринитарных споров предпринимается также в монографии Л. Айреса. 467 В интерпретации католического исследователя, несмотря на широкую известность Никейского собора, его символ изначально никем не воспринимался как авторитетное вероопределение, а термин «единосущный» почти не использовался в богословских сочинениях в 20–50-е гг. IV в. 468 И лишь в 60-е гг. IV в., в ответ на «омийский триумф», никейский символ становится знаменем широкого церковно-политического и доктринального движения, 469 в рамках которого осуществляется синтез, с одной стороны, антимаркеллианской «восточной» традиции, а с другой – афанасианского унитаризма и западного богословия. 470 В результате в 60–80-е гг. IV в. формируется проникейская богословская традиция (единая в основных своих положениях, но далекая от гомогенности), отличительной чертой которой является вера в то, что Бог таинственным образом является триединым.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Мученики явились некоему христианину Кератию, велели похоронить их останки и исцелили его дочь от паралича. В конце Мученичества приводится рассказ об обретении мощей Н. свт. Амвросием, изложенный, как отметил Дзанетти, в отличие от др. редакций, на основании «Жития Амвросия» ( Zanetti. 1979. P. 72). При этом в тексте говорится, что место, где покоились останки К., осталось неизвестным ( Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae sanctorum. P., 19102. Vol. 2. P. 334). В Италии наибольшее распространение получили 2 лат. редакции Мученичества: BHL, N 3514 с рассказом о Г. и П. и BHL, N 6039, повествующая о Н. и К. Во франкских землях наряду с Мученичеством BHL, N 6039 бытовал др. вариант сказания о Н. и К.- BHL, N 6043 ( Lan é ry. 2010. P. 269-280), которому соответствует Мученичество Г. и П.- BHL, N 3516. Несмотря на то что редакция BHL, N 6043 сохранилась в незначительном числе рукописей (напр., Vat. Reg. lat. 612. Fol. 71v-78, IX-X вв.; Paris. lat. 5306. Fol. 128v - 129v, XIV в.), она сыграла определяющую роль в дальнейшем развитии агиографического «досье» мучеников, поскольку от нее зависят др. версии Мученичества Н. и К. (BHL, N 6042, 6040, 6041 и др.; Lan é ry. 2010. P. 247). По мнению Ланери, редакция BHL, N 6043 является вторичным переводом, выполненным в Италии в VI-VII вв. с греческого утраченного текста, от которого также зависят греч. варианты Мученичества (BHG, N 1323, 1323d) ( Lan é ry. 2010. P. 247-251). Согласно этой редакции (BHL, N 6043), Н. жил во время правления имп. Нерона; он был ревностным защитником христ. веры и проповедовал Христа во многих городах империи. Корнелий - телохранитель (satelles) Нерона - донес об этом императору. Нерон приказал воину Дентону схватить Н. и привести к себе для допроса. Дентон нашел Н. в г. Эбредун (ныне Амбрён, Франция), где тот строил ораторий, и рядом с ним увидел сидящего ребенка - К., перебирающего камни. Святые были доставлены к Нерону, к-рый приказал заключить Н. в темницу, где ему был глас с небес, обещавший помощь в перенесении страданий.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

и К. ( Petr. Natal. CatSS VI 147). Во всех этих источниках мученическая кончина святых датируется 57 г. (Петр Наталис указал также день - 28 июля). В греческой агиографической традиции Ланери отметила, что 2 греч. редакции Мученичества Н., П., Г. и К. (BHG, N 1323 и 1323d), тесно связанные между собой, в целом напоминают рассказ из лат. Мученичества (BHL, N 6039). В то же время между лат. и греч. текстами имеются многочисленные расхождения: в греч. Мученичествах пропущен пролог; события до обращения Н. в христианство описаны кратко. С др. стороны, в греч. вариантах добавлены детали, отсутствующие в лат. редакции BHL, N 6039 и частично присутствующие в BHL, N 6043: воскрешение К., к-рый погиб в море; посещение Н. Африки незадолго до мученической кончины в Медиолане; упоминание Эбредуна, где Н. построил ораторий и затем был арестован. Наиболее важное различие заключается в том, что, согласно греч. Мученичествам, Г. и П. были казнены и похоронены вместе с Н. и К. Также одновременно обрел их мощи свт. Амвросий. Пытаясь объяснить появление в греч. текстах Эбредуна, Ланери предложила 2 гипотезы. Согласно 1-й, существовало лат. Мученичество, созданное в IV-V вв., но впосл. утерянное, на основе которого составлена лат. редакция (BHL, N 6039), где указание на Эбредун пропущено, и выполнен греч. перевод, где этот город был обозначен. Именно на основе этой впосл. утраченной греческой версии написаны 2 греч. редакции Мученичества (BHG, N 1323 и 1323d). Согласно др. гипотезе, между BHL, N 6039 и греч. переводом существовал промежуточный вариант - лат. «провансальская редакция». Ее появление было связано с тем, что в Галлии довольно быстро стали объединять Н. и К. с Г. и П. В Эбредуне культ мучеников имел настолько важное значение, что Григорий Турский ошибочно считал этот город местом кончины святых (quos apud Ebredunensem Galliarum urbem passos lectio certaminis narrat; Greg. Turon. Glor. martyr. 46). Возможно, в V-VI вв. в Провансе была сделана попытка адаптировать медиоланское Мученичество BHL, N 6039 к галльским традициям почитания мучеников. Эпизод с Эбредуном в «провансальской редакции» должен был придать особый статус базилике этого города, посвященной Н. Впосл. с этой редакции был выполнен перевод на греч. язык, к-рый лег в основу греч. Мученичеств Н., П., Г. и К. (BHG, N 1323-1323d) ( Lan é ry. 2010. P. 244-247).

http://pravenc.ru/text/2564630.html

Кроме инородцев Поволжья и Сибири, действия ее простирались на некоторые новые племена по мере расширения России на восток. К числу важнейших приобретений русской Церкви надо отнести воссоединение с нею униатов и обращавшихся в православие протестантов Прибалтийского края (Знаменский). Миссионерство в Казанской епархии и соседних местностях В 1802 г. станки азиатской типографии, с конца XVIII в. печатавшей на казенные средства Коран, переведены были, по просьбе татар, из Петербурга в Казань. Там типография стала ежегодно выпускать десятки тысяч магометанских книг. Казань сделалась настоящим средоточием мусульманского образования в России. В итоге этого начались значительные отпадения крещеных татар. Христианской миссии пришлось переменить самое направление своей деятельности — вместо обращения новых чад, ограничиться заботами об удержании в христианстве приобретенных прежде. В 1802 г. стали переводить на инородческие языки краткие катехизисы и главные молитвы. Казанский архиепископ Амвросий (Протасов), правивший с 1816 по 1826 гг., предлагал переводить и богослужебные книги, но тогда мысль эта не встретила сочувствия. При духовно-учебных заведениях епархии с инородческим населением стали открывать классы местных языков. Но трудно было поправить подорванное дело. В 1827 г. происходили массовые отпадения крещеных татар. Отпадения и до этого происходили также среди черемис и чувашей, в вятской г. среди вотяков, в нижегородской — мордвы. Административные меры, принимавшиеся властью, успеха не имели. В 1830 г. в Казанской епархии вновь учреждены были особые миссионеры. В 1847 г., по Высочайшему повелению, предпринят был при Казанской Академии перевод на татарский язык священных и богослужебных книг. Но все эти меры мало приносили пользы. Обучение татарскому языку в семинариях и переводы на него оказывались не соответствующими своему назначению, потому что для них употреблялся не живой, разговорный татарский язык, а книжный, понятный только образованным людям среди татар. Последнее большое отпадение татар было в 1866 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010