11р. же Амвросий Протасов «во уважение долговременных трудов Ласточкина для пользы академии и постоянной деятельности в преподовании исторических и математических наук, равно как и для необходимого ему пособия в содержании себя и своего семейства», приказал производить ему жалованье по 400 руб. в год, именно 300 р. из общей штатной суммы и 100 р. из остаточного учительского жалованья. Всеобщей истории, географии и высшего немецкого языка учитель 12 класса Андрей Рудольский с 1812–1815 г. получал по чину не 400, а 450 рублей. Надзиратель, высшего греческого и поэзии учитель 12 класса Т. Сагацкий получал не 550 р., а 600 р. Врач академический Саханский с 1809–1817 г. получал оклад по 400 руб. при казенной квартире от академии. На место его определен был доктор медицины и хирургии, ректор казанского университета Ив. О. Браун с производством ему штатного жалованья по 400 рублей и в замен квартиры, от которой он отказался, по 400 р. из неокладной суммы, всего 800 р. Архитектор Емельянов с 1816 г. получал по 1000 р. в год. Оклад ректора уменьшался в том случае, когда он был настоятелем монастыря; а для лучшей учителям выгоды дозволено учителю какого-либо ординарного класса быть вместе учителем и экстраординарного: потому что в таком случае он получал жалованье за оба класса. Кроме должностей ректора и префекта, были еще должности надзирателей, коммиссаров, библиотекаря неподвижной библиотеки, секретаря и др., доставлявшие учителям особое жалованье. Монашествующие учители имели некоторые преимущества: они производимы были в соборные иеромонахи и получали из монастыря, при котором числились соборными, жалованья 128 р. в год. Кроме определенного жалованья наставники и чиновники академии нередко получали по одному и по два раза в год, по большей части пред пасхой и рождеством Христовым, единовременно денежные награды «за усердные труды и впредь в поощрение». Особенно любил награждать наставников пр. Павел Зернов. Так он в 1804 году в награду наставникам приказал выдать из остаточной суммы 652 р., в 1807 году 500 рубл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для устранения подобных злоупотреблений и неудобств пр. Амвросий Протасов 19-го сентября 1815-го года дал академическому правлению предложение следующего содержания; «как за многими из учащихся в академии предоставлены, и по рассмотрению будут предоставляться места, а деньги от оных получают сами учащиеся, а потому начальству и неизвестно, точно ли они употребляются па то, для чего назначаются и не издерживаются ли иногда и на пустые расходы; а сверх того как не равные доходы от оных получаются, от чего происходит, что один получает больше, другой меньше, и может быть и не по достоинству: то для уравнения доходов между имеющими за собою места и употребления на настоящие их нужды, собирать со всех сих мест доходы в академическое правление, и из онаго уже выдавать ученикам в полугодичное время, имея в виду их надобности и давая столько, сколько потребуют существенныя их нужды. И ежели кто либо из них получит очень значущие доходы, так что оставаться будут от нужд его: то остатки оных выдавать другому, которому от предоставленнаго за ним места на содержание доходов не достает. А чтоб священно-служители церквей, при коих предоставлены или впредь будут предоставляться места, высылали полное число доходов от тех мест, и ничего бы себе не утаивали: о том попечение возлагается на благочинных, кои по предоставлении места должны доносить академическому правлению по совести и с ясными доказательствами, сколько место может давать дохода и кто из священнослужителей обязался оный доход платить и присылать в правление. Так и о предоставленных уже местах имеют подробно донести, сколько от них получается ныне доходов? Ежели же паче чаяния никто из священнослужителей не возьмет на себя выплачивать те доходы: то возложить собирание оных и доставление в академическое правление на священников тех церквей, кои и обязаны будут за сие ответствовать». Консистория, по репорту академического правления от 21-го сентября 1816 года об этом распоряжении пр. Амвросия объявила по епархии к руководству и исполнению Благочинные, каждый в своем ведомстве, начали собирать сведения, сколько кто из академистов от своего места получает доходов, обязывали местный причт подписками при точном разделе кружечных доходов откладывать и хранить особо следующие на долю академиста деньги, ружный хлеб продавать по справочным народным ценам, брали обязательства от тех священно-церковнослужителей, которые принимали на себя уплату и высылку полного числа доходов в академическое правление.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возможно, ко 2-й пол. V в. относятся и мозаики капеллы Сан-Витторе-ин-Чель-д " Оро, входящей в ансамбль базилики Сант-Амброджо в Милане. В куполе на золотом фоне, в венке из колосьев, цветов и побегов лозы, помещено погрудное изображение мч. Виктора. В правой руке он держит раскрытую книгу с надписью: «VICTOR», в левой - большой, необычной формы крест; еще один крест помещен с левой стороны от фигуры святого. Над головой мч. Виктора - десница, возлагающая на его голову мученический венец. На боковых стенах капеллы представлены в рост 6 святых: слева от входа - Амвросий, Гервасий и Протасий; справа - Матерн, Феликс и Навор. Они изображены стоящими на зеленом поземе, на темно-синем фоне; намечены даже тени, отбрасываемые фигурами. Но фигуры кажутся уплощенными, непрочно стоящими на земле, почти воспаряющими. В выражениях лиц - сосредоточенность и погруженность в себя. Заметно проявившееся к кон. V в. усиление в образах ирреальности, которое подчеркивает их связь с духовным миром. VI - сер. VIII в. Апостолы. Мозаика свода Арианского баптистерия в Равенне. Кон. V — нач. VI в. Апостолы. Мозаика свода Арианского баптистерия в Равенне. Кон. V — нач. VI в. Первые десятилетия VI в. считают началом нового, средневекового этапа в искусстве Византии, в орбиту влияния которого входила тогда территория И. Стилистические черты, отличающие искусство этого периода от античного (уплощение фигур и изображение их словно застывшими в торжественном предстоянии; упрощение колористической моделировки, нарушение пропорций и объемно-пространственных отношений ради усиления выразительности образов, показанных в состоянии сильного эмоционального напряжения, вдохновения или, напротив, погруженности в духовное созерцание в противоположность характерному для классики спокойствию и нейтральности) становились все заметнее. Христос-воин. Мозаика люнета вестибюля Архиепископской капеллы в Равенне. Кон. V — нач. VI в. Христос-воин. Мозаика люнета вестибюля Архиепископской капеллы в Равенне. Кон. V — нач.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Изображения выполнены в низком рельефе, словно имитирующем резьбу по дереву. Складки одежд проработаны в виде параллельных желобков с полукруглым завершением, прямыми или диагональными насечками. Любое изображение, в т. ч. человеческие фигуры, геометризуется, пропорции тел искажаются, лица напоминают архаичные маски с грозным выражением за счет опущенных уголков губ и расположенных близко к переносице глаз. Лангобардские черты проявляются в «боязни» пустого пространства и в композиции, каждому персонажу отведено определенное место согласно небесной иерархии. Данные приемы стали основой т. н. архаизирующего направления в романской пластике на территории И. Примером классического направления в дороманской итальянской скульптуре может служить стукковый рельеф в оратории Санта-Мария-ин-Валле (Темпьетто) в Чивидале-дель-Фриули. На зап. стене по сторонам полуциркульного окна помещены фигуры 6 св. жен в высоком рельефе. Стройность пропорций, манера проработки лиц и рук, драпировок одежд, величавость и красота образов свидетельствуют о сильном влиянии искусства Византии, в частности изделий из слоновой кости. Время создания рельефов до сих пор вызывает дискуссию. Их датируют то периодом правления лангобардов, то каролингской эпохой, то XI в. (подробнее см.: Storia dell " arte italiana. Torino, 1983. Pt. 2. Vol. 1. Р. 90). Киворий базилики Сант-Амброджо в Милане (Х в.) продолжает традицию классического направления уже в ранний романский период. Его фасады украшены стуковыми рельефами. На зап. фасаде изображены композиции «Traditio legis» и «Traditio clavis»; на южном - сцена возведения в сан блж. Амвросия Медиоланского, по сторонам которого склонились мученики Гервасий и Протасий. В центре сев. фасада изображена Богородица в образе Матери-Церкви, по сторонам - 2 жен. фигуры в молитвенной позе. Спокойные, симметричные композиции, гармонично вписанные в поле тимпана, предвосхищают монументальную декорацию порталов зрелой романики. На севере И. сохранились образцы раннероманской скульптуры, принадлежащей к лангобардской изобразительной традиции: капители Х в. в криптах церквей Санта-Мария-дель-Пополо в Виджевано (обл. Ломбардия) и Сан-Савино в Пьяченце (обл. Эмилия-Романья). В последней церкви капители покрыты геометрическим и растительным орнаментом; на одной сохранилось изображение полуфигур атлантов с суровыми лицами-масками. К кон. XI в. скульптура эволюционировала в сторону большей объемности, выразительности силуэта, декоративности поверхности и сюжетного многообразия. Капители в нефе и атриуме базилики Сант-Амброджо в Милане (ок. 1090) с парными изображениями львов, грифонов, быков, со сценами охоты сохраняют связь с лангобардскими рельефами. Сев. Италия

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Уже начиная с Льва Оптинского оптинские и другие старцы выходят как бы на служение народу. Амвросий Оптинский вообще, как его описывает Достоевский в «Братьях Карамазовых», очень близко подходит к народу. Ведь что описывает Достоевский? С чего он начинает описание старца Зосимы? С разговора Зосимы с людьми – как он выходит на крылечко и разговаривает с крестьянками. Собственно, такая народная миссия воспринималась как очень важный атрибут старчества. И понятно, что, когда люди смотрели на это со стороны, они воспринимали старца именно как пророка, который что-то вещает народу. Почему это происходит?  Прав ли Экземплярский, говоря, что русское старчество XIX века – это качественно другое явление, или это то же самое явление, но с какими-то новыми  атрибутами, с какими-то иными характеристиками? Чтобы ответить на этот вопрос, я вам коротко перескажу тот самый конфликт между оптинцами и белым духовенством, который я вам анонсировал в начале нашей беседы, когда говорил, что есть три линии конфликтов между старцами и окружающим миром. В 1869 году (я не буду идти по датам, хотя тут у нас по документам всё реконструируется буквально с точностью по дням) священник села Крапивны Жиздринского уезда отец Николай Протасов написал в калужскую консисторию доношение, донос, в котором рассказывал, что за некоторое время до этого принял под свое духовное руководство крестьянку Ефросинью Изотову, которая находилась под церковной епитимьей, то есть запрещением причащаться, на ряд лет – на двадцать пять лет она была под епитимьей за убийство своего мужа. То, что её не сослали на каторгу, а всего лишь подвергли церковной епитимье, говорит о том, что убила она его, грубо говоря, за дело. Видимо, это была доказанная самооборона. Наложили на нее епитимью, и на протяжении двадцати пяти лет она должна была хотя бы раз в год являться к своему священнику отцу Николаю, исповедоваться, он бы смотрел, как идет её покаяние, и по его докладу епитимья могла быть сокращена. Она, видимо, была достаточно молодой. Если выдавали замуж в пятнадцать-шестнадцать лет, а то и раньше, то ей могло не быть и двадцати лет, а может быть, чуть больше.

http://pravmir.ru/aleksey-beglov-chto-ta...

Как вывод из всего сказанного, следует, что Expositio ev. s. Lucan написано в 385 – 387 годах. Expositio in psalmum CXVIII. В самом Expositio указывается на пение гимнов (7, 25 sg.; 8, 48), на существование уже толкования на Луку (14, 38), на установившееся празднование дня памяти Гервасия и Протасия (6, 16), мощи которых были открыты св. Амвросием 17 июня 386 года, 231 наконец, на наступивший после гонений полный мир, который заставляет даже скорбеть св. Амвросия о прошедших днях гонений, столь благодетельных для укрепления веры (II, 22). Нужно полагать, что в последнем случае св. Амвросий имеет в виду мир не 386, а скорее 388 года, когда, со смертью Юстины и затем Максима, настало полное церковное и политическое успокоение. 232 C другой стороны, книга De Isaac, составление которой следует относить ко времени после 388 года, ещё не была написана, так как в ней (4, 17) он уже говорит о существовании толкования на CXVIII псалом. Отсюда весьма вероятно, что Expositio in psalmum CXVIII написано не раньше конца 388 года, скорее же всего в 388 – 389 годах. 233 В определении года написания De officiis minisrorum учёные расходятся: одни (Ihm, 234 Schanz, 235 Schmidt 236 ) стоят за 386 год и вообще время после этого года, другие (Rauschen 237 ) за время после 387 года, третьи (Fessler, 238 Förster, 239 Reeb 240 ) относят издание этого творения к 390 – 391 годам. Последнее мнение имеет за собой больше оснований. В самом творении мы находим указания на следующие события: 1 . на выкуп церковью у варваров пленных, когда св. Амвросию ради этой цели пришлось продать церковные сосуды и тем навлечь на себя нарекания со стороны ариан (II, 15, 70; II, 28, 136), каковые события следует относить к 378 – 379 годам; 241 2 . на recens exemplum ecclesiae Ticinensis [недавний пример Тичинской церкви – пер. ред. ], которая подверглась опасности со стороны императорской власти потерять доверенное ей вдовой (II, 29, 150 sq.), а это было, как полагают (нельзя сказать, чтобы с полной достоверностью 242 ), в начале 386 года, когда император Валентиниан был в Тичине;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

22. Мнение Преосвященного Филарета о злоупотреблениях по управлению Подольскою епархиею 4 Марта 1839 г. Генерал-адъютант Гр. Бенкендорф 22 февраля 1839 г. препроводил к Об.-Прокурору Св. Синода Гр. Н. А. Протасову, записку, о злоупотреблениях по Подольской епархии, следующего содержания: По случаю ропота Греко-Российского Духовенства Подольской епархии на стесненность, происходящую от злоупотребления и противозаконных действий епархиального начальника 8 , Ректора семинарии 9 и протоиерея Гогоцкого 10 , дознано следующее: 1) Всякое лицо, получающее степень духовенства, не прежде удостаивается таковой, пока не пожертвует деньгами, под предлогом на украшение Архиерейской Церкви и ризницы; для чего у протоиерея Гогоцкого под секретом хранится книга. 2) К рукоположению во священники допускаемы бывают не только принявшие из Евреев Греко-Российское исповедание, но и зазорного поведения люди. Таким образом рукоположен в 1837 году в священники Кашериновский, изобличенный в воровстве вещей, оставшихся по смерти покойных Архиеп. Ксенофонта и игумена Амвросия; о чем заведенное дело, еще не решено в Летичевском уездном суде. 3) Протоиерейскими степенями и наградами, зависящими от Преосвященного и по представлению его жалуемыми Св. Синодом, не все удостаиваются за заслуги, по прежде или после получения, эти милости скупаются. Подобно протоиерею в Балтском уезде Подфилинскому, человеку неученому, произведенному в священнический сан из церковников, Проскуровского уезда священник Веселовский, в течении одного лета получил протоиерейский сан и представлен к награде камилавкою. А как удостоение протоиерейскими степенями и другими наградами, зависящими от Преосвященного, бывает без заслуг и непомерное так, что число протоиереев превышает число благочинных Церквей: то о награде их при представлении списка Св. Синоду не все показываются. 4) При обозрении епархии Преосвященным, наезды его бывают с челядью, которая слишком велика и весьма разоряет духовенство своими требованиями. 5) В 1836 году, вследствие указа духовной консистории был денежный сбор по 50 коп. сер. от каждой приходской и заштатной церкви, для постройки форменной одежды певчим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

140 См. полный текст письма в «Русск. Архиве» за 1868 г. стр. 940–942. В том же письме Серафим ссылается прямо на Шишкова, как посоветовавшего вызвать Евгения; а Шишков в своих «Записках» (стр. 66) откровенно объясняет цель вызова Евгения: «заменить в Синоде архиереев: Казанского (Амвросия Протасова) и Тверского (Иону Навинского), как преданных делу Библейских Обществ». 142 То есть год перемены министерства. Срав. вышеприведенную выдержку из письма Фотия к архимандриту Герасиму от 30 августа того же 1824 года. 144 См. у графа Вл. П. Орлова-Давыдова в биографическом очерке графа Вл. Гр. Орлова, ч. 2, стр. 279. Спб. 1878. 145 См. «Записку о крамолах врагов России», напечатанную в Рус. Архиве за 1868 г. стр. 1388–1389. Автором этой «Записки» издатель ее священник М. Морошкин считает директора канцелярии министерства народного просвещения при Шишкове, князя С. Ширинского-Шихматова, который упоминается в выше цитованных «3аписках» Шишкова (на стр. 67). 150 Сам Государь Император в это время (7 ноября 1825 года) уже был в своем путешествии на юг России, столь печальном для России тем, что оно унесло с собою в могилу великодушнейшего из монархов. 151 См. Прибавл. к Твор. Св. Отц. за 1872 г. ч. 25, стр. 558–559. Срав. Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 96 Киев, 1869. 152 Срав. письмо святителя Московского к алтайскому миссионеру архимандриту Макарию Глухареву, писанное в 1845 году и напечатанное в Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1872 г. стр. 104–105 «Материалов для истории русской церкви». 153 См. сообщение о том самого Филарета у И. А. Чистовича в цит. ст. Христ. Чт. за 1872 г. ч. 3, стр. 414–415. 154 Припомним слова Фотия о Филарете: «сколь об нем невыгодная молва всегда была и есть, то он сам виною помрачения славы земныя, – он заседал в деле перевода священных Писаний на простое наречие русское». См. Чтения в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1868 г. кн. IV, стр. 110 «Материалов для биографии Филарета». Срав. примеч. 2 на стр. 262–264 настоящего издания. 155 25 декабря 1825 года Филарет, за содействие открытию вверенной ему тайны о престолонаследии, при лестном рескрипте нового Императора, получил бриллиантовый крест на клобук, а 22 августа, следующего 1826 года возведен в сан митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Мощи мучеников и вообще святых 368 сделались с этого времени уже необходимою и узаконенною его принадлежностью. По предписанию карфагенского собора местные епископы должны были по возможности разрушать «повсюду на полях и в вертоградах поставленные якобы в память мучеников алтари, при которых не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических 369 ». Поэт Пруденций писал об одном из таких алтарях своего времени: «алтарь дает святым костям подобающий им покой, ибо помещенные под святою трапезою они получают дуновение небесного дара, который нисходит на них». Вследствие этого, по словам того же Пруденция, христиане имели возможность «чтить в одно и тоже время и кости и алтарь, который их покрывает 370 ». Когда в Милане построена была базилика Гервасия и Протасия, то народ непременно требовал от св. Амвросия, чтобы он освятил ее положением св. мощей, что и было исполнено, – так что Амвросий об алтаре этой базилики мог сказать: «сей (И. Христос) на алтаре, – который за всех пострадал, а те (мученики) под алтарем, – которые искуплены Его кровью 371 ». Таким образом отсюда видно, что и в открытых церквах с IV в. под алтарем обыкновенно помещались св. мощи. Так как помещение для мощей устроилось различным образом, то от этого происходило некоторое разнообразие если не в форме, то в постановке алтаря. Во многих древних базиликах помещением для мощей служили настоящие подземные склепы или крипты, над которыми они были построены. Базилики эти обыкновенно располагались так, что крипта с гробницею мученика приходилась как раз под алтарем или святилищем, занимающим крайнюю часть среднего нефа с абсидом; престол помещался здесь прямо над гробницею, стоящею в крипте. Крипты эти назывались конфессиями ; сходы в них устраивались большей частью из боковых нефов; в среднем же нефе вблизи престола, а иногда и в самом престоле, устраивалось отверстие (fenestra, cataracta, jugullum), заполненное решеткой (transenna), через которую можно было видеть гробницу, не сходя в склеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

В их поддержку см. в особенности: John H. Newman (сейчас католик, тогда англиканин): Essay on Miracles, в первом томе английского перевода Fleury, Ecclesiastical History, Oxford, 1842; негативное отношение: Isaac Taylor (индепендент): Ancient Christianity, Lond. 4 th ed. 1844. Vol. ii, pp. 233–365. Доктор Ньюмен ранее негативно относился к подлинности церковных чудес, что отразилось в его статьях для Encyclopaedia Metropolitana, 1830. Перед лицом таких свидетелей, как Амвросий и Августин, которых в любом случае можно считать благороднейшими и наиболее уважаемыми людьми древней церкви, мы не можем полностью отрицать чудеса, связанные с реликвиями, и объяснять их иллюзиями и благочестивым обманом. С другой стороны, эти авторитетные свидетельства не должны ослеплять нас, так как опыт показывает: даже лучшие и наиболее просвещенные люди не могут полностью освободиться от суеверий и предрассудков своего времени 915 . Поэтому мы не должны легковерно принимать чудеса никейской эпохи на веру, придавать им неправомерный догматический вес, а равно и решать на одном лишь основании их восприятия более емкую проблему отношений между католичеством и протестантизмом 916 . В любой эпохе, как и в любом человеке, смешаны светлые и темные стороны, чтобы никакая плоть не превозносилась сверх меры. Даже в самые важные периоды истории церкви, в том числе и в никейскую эпоху, со всеми ее заблуждениями, небесное сокровище хранилось в земных сосудах, а непорочная слава Искупителя сияла нам «как бы сквозь тусклое стекло». Самые известные и поразительные из чудес IV века – это видение креста Константином (312), обнаружение святого креста (326), события, которые не дали Юлиану построить храм (363), обнаружение останков Гервасия и Протасия (386) и мощей святого Стефана (415), сопровождавшиеся бесчисленными исцелениями. Мы уже говорили об этих известных событиях подробно в других местах, а сейчас сделаем несколько общих замечаний на эту важную тему. Возможность чудес вообще будет отрицать только тот, кто не верит в Живого Бога и Всемогущего Творца небес и земли. Законы природы представляют собой орудия свободной воли Бога – это не цепи, которыми Его возможности скованы навеки, а эластичные нити, которые Он может растягивать и сокращать, как Ему угодно. В том, что чудеса бывают, уверен всякий верующий в Священное Писание, и в Новом Завете не сказано, что чудеса закончились с окончанием апостольской эпохи. Причины, по которым чудеса были обязательны, как внешнее доказательство божественной миссии Христа и апостолов для неверующих иудеев того времени, время от времени могут вновь возникать среди неверующих язычников и скептиков христианского мира. Духовные же чудеса постоянно происходят в момент обращения и рождения свыше. Нельзя считать недостойным и невероятным, что Бог иногда снисходит до слабости необразованных масс, и Он действительно мог исполнять те просьбы, с которыми к Нему обращались через умерших святых и через связанные с ними реликвии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010