Все эти сочинения, продолжает автор предуведомления, равно как и летописи и различные печатные и рукописные материалы, в том числе синодские указы и материалы из Синодального архива, а также записки некоторых частных лиц (портфели Бантыш-Каменского), послужили источниками для «Истории российской иерархии». Но так как при составлении «Истории» «употребляемо было возможное тщание о краткости, то для читателей, желающих иметь обстоятельнейшее познание о некоторых важнейших иерархических статьях», указана и литература предмета. После всего этого излагается план «Истории». В заключение автор предуведомления, сознавая, что при всем старании о необходимой полноте сочинения «всех вышеупомянутых источников и пособий недоставало во многих статьях», обращается к патриотическому содействию епархиальных преосвященных, «которые всяк по своей части удобнее могут дополнить недостатки и исправить погрешности оного», обещая с благодарностью воспользоваться всеми этими указаниями при втором издании книги, «которое, с своей стороны, обещается он распространить историческими и биографическими сведениями, может быть, вдвое более настоящего». T. 1 (вся первая часть). Хронологическое обозрение начала, продолжения и настоящего (современного составлению «Истории») состояния иерархии всероссийской. В частности: введение и подробное хронологическое обозрение русской иерархии по порядку учреждения епархии по столетиям) и с указанием степеней русской иерархии в разное время ее существования. – О высшем русском духовном управлении: о митрополитах русских до учреждения патриаршества, патриархах, о св. Синоде, членах и присутствующих его, синодальных обер-прокурорах (перечисляются обер-прокуроры с учреждения св. Синода) и синодальных конторах (с перечислением присутствующих и прокуроров). – О классных епархиях по штатам 1764 и 1799 годов (о епархиях первоклассных (митрополиях), второклассных и третьеклассных). – Об упраздненных епархиях и об архиереях, бывших при Московском Архангельском соборе. – С православных церковных соборах и о русских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

Каковы были отношения Амвросия к пензенскому духовенству, видно из того, что от последнего он получил название Грозного. Решив привести в порядок свою обширную и довольно неблагоустроенную епархию, Амвросий не считал нужным стесняться в средствах и обнаружил здесь свою суровость и энергию в большей степени, нежели в каких-либо других отношениях. Пощады и снисхождения пензенское духовенство при Амвросии не знало и за мелкие даже сравнительно прегрешения платилось суровыми наказаниями. Отстранив всяких советников и приближенных лиц, Амвросий взял в одни свои руки управление епархией и с неослабным вниманием стал наблюдать за духовенством и за церковным порядком, не делая никому ни малейшего послабления. Одно за другим рассылал он предписания по епархии, и горе было тем, которые не были достаточно внимательны к этим предписаниям. Но спасала и дальность расстояния: властная рука Амвросия доставала всюду. В особенности заботился он о проповедничестве, требуя, чтобы не умеющие проповедовать сами, читали в церквах хоть чужие проповеди . Поездки Амвросия для обозрения епархии наводили ужас на духовенство. От его внимательного взора ничто не укрывалось, а виновные немедленно же и на продолжительный срок (на полгода и более) отсылались в пензенский архиепископский дом, который во время епископства Амвросия в Пензе превратился в какой-то исправительный приют и нередко бывал настолько переполнен опальными священнослужителями, что последних принуждены были рассылать по окрестным монастырям. Опальные и вообще чем-либо провинившиеся церковники должны были, кроме того, выслушивать выговоры Амвросия, а выговоры эти, при остроумии Амвросия, резкости его выражений и громком и суровом, заставлявшем дрожать, голосе, считались провинившимися нередко тяжелее всяких наказаний. Даже и постоянно окружавшее Амвросия духовенство не было свободно от страха пред ним: напротив, находясь всегда на глазах у грозного архиерея, оно боялось даже более всех других. Опальные и вообще подвергшиеся наказанию священнослужители могли утешать себя разве лишь тем, что пострадали за действительную вину или оплошность, хотя с их точки зрения, быть может, и маловажную, и от самого архиерея, а не по наветам каких-либо приближенных к нему лиц. Кроме того, Амвросий, как он сам говорил, живя уже на покое в Кирилло-Белоозерском монастыре, никого не делал несчастным, так как по исправлении возвращал всех виновных на прежние их места. Вообще Амвросий был справедлив, и потому его управление епархией при всей его суровости не оставило по себе тяжелого впечатления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

2. В.В. Зверинского. «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем». T. I. Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764–1795 по 1-е июля 1890 г. (594 монастыря). Спб., 1890. T. II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов, Спб. 1892. Труд г. Зверинского рассчитан на три тома, из которых доселе вышло два. Исходным пунктом для этого исследования послужил знаменитый указ Императрицы Екатерины II 26 февраля 1764 г., известный под названием «Духовных Штатов» – указ об отобрании от монастырей недвижимых имуществ. Первый том содержит в себе материал для описания 27 тех монастырей (а также скитов, пустыней и монастырских общин), которые или были учреждены после издания Духовных Штатов, или были потом восстановлены после упразднения их этими Штатами, или были учреждены на месте прежде существовавших монастырей, напр. католических, униатских, раскольнических или приписанных по Штатам к архиерейским домам и другим монастырям. Этот том обнимает собою и все распоряжения Правительства относительно монастырей с 1765 по 1890 г. В него вошло описание 594 монастырей. Во второй том вошли все те монастыри, которые были в России во время издания Духовных Штатов и которые этими Штатами были осуждены на различную участь, т.-е. одни из них были внесены в Штаты и стали пользоваться постоянным денежным пособием от казны, другие были оставлены на собственном содержании и стали «заштатными», а третьи были совсем упразднены. В этот том вошло описание 769 монастырей 595–1363). К каждому тому присоединены: перечень монастырей по губерниям и областям и алфавитный указатель монастырей. Наконец, в третий том должно войти описание тех монастырей, которые прекратили свое существование еще до издания Духовных Штатов. По словам автора в предисловии (стр. I), ему удалось привести в известность до 2300 отдельных монастырей. Таким образом, в исследовании г. Зверинского должен заключаться (библиографический) материал для описания почти всех монастырей, как существующих теперь в России, так и существовавших в ней когда-либо со времени введения в ней христианства остается незаменимым библиографическим указателем литературы о монастырях, хотя в описании монастырей не может вполне заменить собою «Истории российской иерархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

За Спасоевфимиевым За Арсениевым За Лопотовым За Александровым, что на Куште За Успенским Подолним За Никольским Катромским За Спасовым Печенским За Рябинским За Успенским Песочным За Рождественским Сямским За Ферапонтовым За Кириловым Новоезерским За Троицким Устьшехонским За Заоникиевской Владимирской пустынью За Архангельской пустынью За Дмитриевской Югской пустынью За Николаевской Мокрой пустынью За Спасской Репной пустынью За Ломовской пустынью За Успенской Седмигородской За Богоявленской За Спасским Вожеозерским монастырём За Белоезерским Воскресенским Череповым За Ворониною пустынью Б) За Воскресенским Гороцким девичьим Итого за монастырями: 40.127 Всего за домом Архиерейским и монастырями 46.468 Платёж в экономию 17. Епархия Вятская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом с приписными к нему монастырями и пустынями За Преображенским Пыскорским с приписными За Успенским Трифоновым За Богоявленским, что при городе Слободском, с приписным к нему Екатеринским За Крестовоздвиженским Верхочепецким За Троицким Истобинским За приписными к Богословскому Холуницкому За Вознесенским, что при Соли Камской, с приписной к нему Сыльвенской Воздвиженской пустынью За Верхоязвенской Успенской пустынью За Богословским Чердынским За Шеренской Богородичной пустынью За Успенской Чусовской пустынью За Зосимо-Савватиевской Оханской пустынью Итого за монастырями: 33.948 Всего за домом Архиерейским и монастырями 43.012 Платёж в экономию 18. Епархия Устюжская (не в окладе) Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом За монастырями: За Устюжским Архангельским За Троицким Гледенским За Устюжским Ивановским За Знаменским Филипповым За Николаевским Прилуцким За Троицким Телеговым За Троицкой Соезерской пустынью За приписной к дому Архиерейскому Зосимо-Савватиевской пустынью За Никольской Верхоломовской пустынью За Богородицкой Теплогорской пустынью За Дуниловой пустынью За Крестогорской и Тихоновой пустынью За Воздвиженской Симоновой Воломской пустынью За Соли Вычегодской за Введенским

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Эти публикации также нужно учитывать, хотя теперь они почти Следует упомянуть еще о «Трудах» или «Известиях архивных комиссий», существовавших во многих губерниях. Опубликованные в них материалы по истории Русской Церкви относятся опять-таки ко времени до XVIII столетия. Среди сотрудников этих архивных комиссий было много духовных лиц и учителей духовных Сказанным исчерпываются наиболее важные собрания первоисточников. Как говорилось, множество материалов небольшого объема разбросано по различным журналам, публиковавшим работы по политической истории России или истории ее духовной культуры. Среди этих журналов можно особо отметить «Чтения в императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете», где в отделе «Смесь» публиковалось много важных документов официального содержания, в том числе и по синодальному б) В нижеследующем обзоре литературы упоминаются лишь те труды, предметом которых являются либо синодальный период в целом, либо достаточно длительные его отрезки и которые рассматривают церковную жизнь в ее совокупности. Монографии, посвященные исследованию специальных вопросов или отдельных событий этого времени, мы обсудим во 2-м томе. В 1805 г. появилась «Краткая российская церковная история» митрополита Платона Левшина († 1812). Это произведение можно рассматривать как первую попытку научно-критического изложения истории Русской Церкви. Однако автор доводит его лишь до последних лет патриаршества, а в заключение 2-го тома прямо сказано, что о церковной реформе и позднейших событиях XVIII в. митрополит Платон писать вообще не собирался. Он роняет только одно краткое замечание, из которого становится очевидным его отрицательное отношение к петровской реформе: «Какие были причины упразднения патриаршества, оные объяснены в «Духовном регламенте», в испытание коих входить не Несколько лет спустя, в 1807–1815 гг., в Москве вышла из печати «История российской иерархии», которая обычно считается произведением епископа Амвросия Орнатского, хотя главным ее составителем был епископ Евгений Болховитинов.

http://sedmitza.ru/lib/text/439965/

В. Рудаков Протоиерей, известный археолог и историк. Родился 22-го октября 1794 года; умер 3-го февраля 1866 года. Диев сын священника, воспитанник Костромской духовной семинарии, священник сначала в с. Тетеринском (с 1813 г.), а потом (с 1832 г.) в с. Сыпанове, Нерехтского уезда, Костромской губернии, и законоучитель (до 1857 г.) и наблюдатель преподавания Закона Божия в Нерехтских мужском и женском училищах. Наряду со служебными обязанностями и еще с большею любовью Диев отдавался научным занятиям по изучению родной старины вообще и костромской в особенности. Полагают, что любовь его к родному прошлому зародилась еще в семье, где «бабушка в песнях передавала внучатам подробности о взятии Казани, о Мамае, Батые и панах…» Обязанности священника, заставившие сблизиться с народом, невольно должны были заинтересовать его и своим настоящим, и прошлым. А ближайший начальник Диева, как законоучителя, Ю. Н. Бартенев был известен своею любовью к исследованиям отечественной истории и не упускал случая возбудить или развить эту любовь в своих подчиненных. Он же познакомил М. Я. Диева и с секретарем Московского общества истории и древностей российских, И. М. Снегиревым , который оказал на него весьма сильное влияние, как это видно из их многолетней переписки. В то время, как за научные работы ученые общества: Московское общество истории и древн. российских и Московское же общество любителей российской словесности спешили избрать Диева своим сочленом (первое даже почетным, в 1832 г.), и св. Синод выражал не раз полное свое расположение к его трудам, пригласив, напр., в 1842 г. к участию в своей комиссии по исправлению «Истории Российской Иерархии» Амвросия Орнатского и произведя в 1857 г. в сан протоиерея за сочинение: «Поверка иерархических каталогов с летописями и актами», – местное духовное начальство старалось преследовать его за то же «писательство». В 1832 г. еп. Павел (Подлинский), недолюбливавший «писателя-священника», перевел его в с. Сыпаново, и этот перевод стоил Диеву больших затрат и повлек за собою прекращение на некоторое время научных занятий; он же отбирал у него лучшие находимые им старинные рукописи и свитки и, принимая на цензуру его исторические сочинения, некоторых вовсе не возвращал. По доносу дьякона, обвинявшего Диева в том, что он почти исключительно «занимается сочинениями», другой преосвященный, Владимир (Алявдин), также цензор трудов M. Я., называвший их «пустяками», в 1839 году лишил его даже священства, права носить рясу и пользоваться приходскими доходами. И только благодаря заступничеству А. Н. Муравьева и В. А. Жуковского были возвращены ему в 1841 году и ряса, и место, по распоряжению св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/mi...

Известно, что только в 1818 г. появился в свет этот Словарь, и то только о писателях духовного чина, что повторилось и во втором издании 1827 г.; а другая половина этого труда, Словарь светских писателей, издана уже по кончине м. Евгения в 1845 г. Нельзя забыть, что первое издание Словаря духовных писателей издано не Обществом древностей, а госуд. канцлером графом Румянцовым. Пр. Евгений, не только до 1817 г., но и после выхода в свет первого издания половины своего труда продолжал заниматься обработкой его и по частям издавал его 15 . Возвращаюсь к трудам, занимавшим пр. Евгения в Новгороде. Из ряду их нельзя опустить «Историю российской иерархии» (1807–1815), в которой между прочим дано место подробным сведениям о епархиях и монастырях, извлеченных из летописных и других подобных показаний, грамот и пр. с приведением некоторых из них. Составителем этого важного и обширного сборника обыкновенно считают о. Амвросия Орнатского . В письме от 22 сент. 1805 г. написал пр. Евгений Городчанинову, конечно, вследствие запроса его: «Андрей Антонович префект наш действительно растрига в монахи и наречен Амвросием. Теперь он уже иеромонах.» О. Амвросий оставался в Новгороде при семинарии префектом, а после был ректором до августа 1808 г.; потом был епископом Старорусским и Пепзенским и умер на покое в 1827 г. 16 Все, что известно о нем, заставляет дмать, что он был не столько составителем, сколько главным редактором Истории российской иерархии, собирателем работ других тружеников, остающихся неизвестными. В труде этом преосв. Евгений принимал деятельное участие и советами, и указаниями, и самым трудом. Это известно и по преданию; это подтверждается и занятиями его в то время и в последующее и вторым изданием 1-го тома Истории росс. иерархии (Киев, 1827), плодом личной переработки преосв. Евгения. Позволяю себе предполагать, что пр. Евгению принадлежит и главная мысль, и план Истории росс. иерархии, что без его деятельной настойчивости сборник это не был бы предпринят. Выше была сообщена выписка из письма пр. Евгения от 4 апр. 1804 г. о Новгороде, где он между прочим дал знать, что он с увлечением вчитывается в летописи Новгородские, и что если бы не недосуг, то он «мог бы открыть многое сокровенное от русских историописателей». Он и действительно не терял досуга и на этого рода работы. И то, что я узнал в самом Новгороде от людей, лично или по рассказам знавших о трудах пр. Евгения, и то, что хранится теперь в библиотеке Киевского Софийского собора, и наконец то, что после напечатано самим Евгением, одинаково это подтверждает.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

А сам чередный неотсрочно должен без всякого извета прийти ко всякому пению, и доносить надзирателю в церкви о своей кельи братии, которые не пришли на молитву с причинами, зачем не пришли? И ежели чередный о сем вознерадит, вина не пришедших на молитву взыщется на нём, по изображению церковному; так же и на трапезу. 4. Об исхождении братии из кельи Всякий брат должен не исходить из монастыря без собственного позволения Настоятеля или Наместника, а внутри монастыря без ведома очередного. Чередный должен для всяких злых случаев, кроме церкви и трапезы, во весь день при келье быть: и должен ведать всякого брата, куда и на какое время который вне монастыря за ведомом Настоятеля или Наместника отлучится. И ежели на урочное время не возвратится, должен о том доносить Настоятелю или Наместнику. Всякий брат за позволением Настоятеля или Наместника, куда имеет пойти вне монастыря, должен уведомить очередного, куда и на какое время отпущен, так же и внутри монастыря, куда, зачем имеет пойти, должен очередного известить. 5. О рукоделии Ежели который брат имеет рукоделие, тому свободно, известив очередного, ходить в мастерские монастырские избы, также и в кельи своё рукоделие управлять вольно, только чтобы не пакостил в ночи во время сна братии: ибо тому и от всякого брата не надлежит быть, чего должен чередный предупреждать. А писем никаких по кельям, как выписок из книг, так и грамоток советных без собственного ведения Настоятеля, под жестоким на теле наказанием, никому не писать и грамоток не принимать, кроме ведения Настоятеля по духовным и гражданским регулам, чернил и бумаги не держать, кроме тех, которым собственно от Настоятеля для общей духовной пользы позволится. А очередному накрепко сего надзирать; понеже ничто так не разоряет монашеского безмолвия, как суетные и тщетные письма. И ежели сего нерадением не усмотрит чередный, жестоко истяжется. А ежели которому брату что потребное писать, в трапезе общей чернильницей и на бумаге общей за собственным Настоятеля позволением да пишет.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

12. Два огромных корпуса, каждый из трёх, углами и галереями сомкнутых, двухэтажных флигелей состоят по обеим сторонам большой соборной церкви. Первый корпус между соборной в Благовещенской церковью начат строением в 1718 году, а совершён вчерне в 1720 году. В 1765 году покрыт железом и отделан штукатурной работой. В 1788 году с 81 февраля переделан, а 20 Июня 1789 года начисто кончен. В нём Наместничьи и Иеромонашеские братские кельи, да две большие, на случай публичных собраний залы в верхнем и нижнем этажах близ Благовещенской и Александровской церкви. Другой корпус между собором же и Фёдоровской церковью, именуемый по оной Фёдоровским, начат строением около 1745, а кончен около 1765 года и покрыт железом. С 1767 года жили в оном братия, переселившись из первоначальных деревянных келий монашеских, бывших за Чёрной речкой на Лазаревском кладбище; а в 1789 году с 1 Июня отдан корпус сей для Семинарии. В оной доныне помещаются в Двух флигелях Академические учители, больница, Академическое Правление, Русская школа и Студенты, собранные из Епархий для образования к учительским должностям по новому учреждению Академии; а в третьем – Кавалерская зала, в 1791 году устроенная близ соборной церкви на случай собрания Кавалеров 30 Августа. 13. Между библиотекой и Фёдоровской церковью к южной стороне Лавры всю линию поземного строения с небольшой посредине башенкой занимает Духовная Академия. Линия сия отделана около 1760 года. В ней помещена Академическая довольно обширная с хорами зала и жилые для учеников комнаты. 14. Консистория, вне Лавры, на левую сторону Чёрной речки против Лазаревского кладбища, построена при самом заведении монастыря. С ней жили настоятели монастырские до построения их покоев в самой Лавре. После там помещаемы бывали чередные Архимандриты, а в 1801 году в этот корпус переведена с Лазаревского кладбища Консистория. Все Лаврские здания, вне Лавры на левой стороне Чёрной речки находящиеся, обведены каменной оградой, в которой на северной стороне находятся жилые комнаты для служб, погреба и богадельня, в 1786 году построенная и 1789 году распространённая. Полуциркуль для площади к Невскому проспекту строен в 1785 году; ограда от приходской церкви до Чёрной речки – в 1786 году; от Лазаревской церкви по дороге и по Чёрной речке – в 1789 году. Около Лавры и по Невскому проспекту находятся многие дома, принадлежащие также Лавре и отдаваемые от неё в оброки жильцам. С западной стороны за Лаврой, как выше упомянуто, есть регулярный сад, заведённый с 1773 года, а после и полисадом обсаженный.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Доблественный же сей рече сице: осмьдесят лет имать Елеазар, и несть соблазнил люди Божия, и ныне стар сый, како соблазн буду Израилю? И тако скончася. И Божественный Златоуст пострада за обидящих и Царицу возгражая от лихоимания. Не бо исперва виноград и вдовица вина бысть толику злу, и чудному сему отцу изгнание и труды, и нужную от повлачения смерть. Сие бо о винограде от невежд глаголется. Аще же кто житие его прочтет, известно увесть, яко за многих Златоуст сие пострада, а не за един виноград; и виноград же се не просто, якоже глаголют, но бысть некто муж во Царе Граде, Болярска сана сый, и оглаголан бысть Царице, яко поношает ей о лихоимании; она же гневом объята бывши, заточи его и с чады в Селунь. Оному же и Великого Златоуста молящу помощи ему, оному же Царица не воспретившу, но попустившу тако быти, и тамо ему в заточении и скончавшуся. Царица же гневом не утолима сущи, и еже на прекормление убозей сей остави виноград, восхоте злохитрством отъяти. И аще святии о малых сих вещех сице страдаху; кольмиж паче, Господие мои и Отцы, вам подобает, о чудотворцове предании пострадати! якоже Апостолы Христу сраспинаеми и соумерщвляеми и совоскрешаеми будут, тако и вам подобает усердно последствовати Великому Чудотворцу Кирилу и предание его крепко держати, и о истинне подвизатися крепце, и не быти бегуном, пометати щит и иная: но вся оружия Божия восприимите и не предавайте чудотворцова предания никтоже от вас, яко Иуда Христа сребра ради, тако и ныне сластолюбия ради. Есть бо в вас Анна и Каиафа, Шереметев и Хабаров, и есть Пилат Варлаам Собакин, понеже от Царския власти послан, и есть Христос распинаем, чудотворцово предание преобидимо. Бога ради, Отцы святии, мало в чем ослабу попустите, то велико будет. Воспомяните, святии Отцы, великого Святителя и Епископа Василия Амасийского, еже писа некоему мниху, и тамо прочтите, и каково то ваше иноческое поползновение или ослабление; умиления и плача достойно! какова радость и подсмеяние врагом, и какова скорбь и плачь верным! Тамо писано есть ко оному мниху сице, еже и к вам прилично.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010