За Оранским За Нижегородским Благовещенским За Николаевским Амвросиевым Дудиным Б) за девичьими монастырями: За Богородичным, что в Лыскове За Курмышским Троицким Итого за монастырями: 17.541 Всего за домом Архиерейским и монастырями 20.436 Платёж в экономию 13. Епархия Рязанская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями: За Спасским Рязанским За Духовым За Троицким, что на устье реки Павловы За Солотчинским За Богословским За Николаевским Радовицким За Спасским Муромским За Благовещенским За Муромским Борисоглебским За Николаевским Чернеевым За Успенской Проломской пустынью За Михайловским Новорождественским За Троицким Яблоновым За Ряжским Дмитриевским За Донковским Покровским Б) За Аграфениной девичьей пустынью Итого за монастырями 22.640 Всего за домом Архиерейским и монастырями 31.142 Платёж в экономию 14. Епархия Белгородская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями: За Белгородским Николаевским За Курским Знаменским За Хотмышским За Валуйским Успенским Б) за Курским Троицким девичьим Итого за монастырями Всего за домом Архиерейским и монастырями Платёж в экономию 15. Епархия Суздальская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями: За Суздальским Спасо-Евфимиевым За Архангельским, что в Юрьеве Польском За Николаевским Шартомским За Суздальским Васильевским За Троицким, что при городе Шуе За Святокукоцким За Золотниковской пустынью За Никольской Пищуговой пустынью За Нижеломовским Богородичным Казанским Б) за девичьими монастырями: За Покровским За Ризположенским За Александровским Суздальским Итого за монастырями 21.247 Всего за домом Архиерейским и монастырями 24.770 Платёж в экономию 16. Епархия Вологодская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями: За Кирилловским Белоезерским с приписными 21.590 За Спасокаменским За Павловым Обнорским За Спасским Иннокентиевым За Спасо-Прилуцким За Спасским Козорским Нуромским За Корнилиевым За Глушцким

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

За Троицким Белбашским За Спасо-Раевским Кезовским Итого за монастырями Всего за кафедрой и монастырями 17.558 Платёж в экономию 9. Епархия Казанская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом 10.009 А) За мужскими монастырями: За Свияжским Богородицким За Казанским Преображенским За Казанским Предтечевым За Федоровским За Успенским Зилантовым За Кизическим За Раифской пустынью За Седмиезерской пустынью За Чебоксарским Троицким За Преображенской Чернеевой пустынью За Козмодемьянским Спасским Юнгинским За Яринским Вознесенским За Мироносицкой Царевококшайской пустынью За Уржумским Спасским Чепочкиным За Кукарским Покровским За Уфимским Успенским. (168) Б) За девичьим Казанским Богородицким Итого за монастырями: 14.424 Всего за домом Архиерейским и монастырями 24.433 Платёж в экономию 10. Епархия Тобольская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями: За Тобольским Знаменским За Троицким Тюменским За приписным к нему Туринским Николаевским За Верхотурским Николаевским За Невьянским Богоявленским За Троицким Кодинским За Кашиношиверским За Томским Алексеевским За приписным к нему Кузнецким Рождественским За Енисейским Спасским За Туруханским Троицким За Лосиноборским Преображенским За Красноярским Введенским За Успенским Далматовым За Рафаиловым, что в Высоцкой Провинции Б) за девичьим Енисейским Рождественским Итого за монастырями Всего за домом Архиерейским и монастырями 13.185 Платёж в экономию 11. Епархия Смоленская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями: За Смоленским Аврамиевым За Троицким Небиным За Кудиным Троицким За Смоленским Троицким За Болдиным Троицким За Рословским Спасским В) За Смоленским Вознесенским девичьим Итого за монастырями Всего за домом Архиерейским и монастырями Платёж в экономию 12. Епархия Нижегородская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями: За Нижегородским Печерским За Духовым За Спасским Зеленогорским За Макариевым Желтоводским За Казанским, что к селе Лыскове

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

I. ПОТИРЫ с принадлежностями. 1. ПОТИР золотой сканной работы с двумя финифтяными штуками; при нём: а) дискос, б) звезда, в) два блюдца, г) лжица и д) два копия золотые же. Всего веса 8 фунтов, 24 золотника. Сосуды сии пожалованы в 1790 году, Августа 29, от Государыни Императрицы Ekamepuhы II. 2. ПОТИР золотой, украшенный бриллиантами и розами с 8 штуками разных антиков; при нём: а) дискос золотой же с четырьмя золотыми из разных антиков, осыпанных бриллиантами и розами, б) звезда с антиком, осыпанным бриллиантами, в) два блюдца золотые гладкие с накладными по краям золотыми колосьями, г) две лжицы золотые гладкие с чеканными на концах крестиками, д) два копия с золотыми чеканными рукоятками. Во всём приборе веса 16 фунтов, 56,5 золотников. Пожалованы от Государыни Императрицы Ekamepuhы II в 1791 году. Августа 29. 3. ПОТИР, дискос и лжица золотые, весом 4 фунта, 64 золотника; даяние фельдмаршала Князя Меньшикова. в) Облачения 1. Одежда на престоле бархатная, пунцового цвета, шитая золотыми блёстками и другими фигурами с канителью. 2. Два покрова: а) напрестольный и б) жертвенный. 3. Две одежды и две пелены аналойные. 4. Воздух. 5. Два покровца пунцового бархата; шиты подобно напрестольной одежде. 6. Три пары риз из той же материи с приличным драгоценным священническим облачением и стихари, в 1794 году, Августа 29, пожалованные от Государыни Императрицы Ekamepuhы II. 7. Полиставрийная Архиерейская ризница с 10 полными таковыми же священническими облачениями и 20-ю стихарями, а также с напрестольными и аналойными таковыми же одеждами в 1806 году пожалованы от Благочестивейшего Государя Императора AЛEKCAHДPA I. 8. Два полных Архиерейских облачения полиставрии, от Двора присланные в Декабре 1807 года, на поминовение Грузинской Царицы Дарии. 9. Митрополичья мантия фиолетового бархата с сребро-златыми источниками, пожалованная от Государя Императора AЛEKCAHДPA I Высокопреосвященнейшему Амвросию, Митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому в 1806 году, Августа 29 числа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

На верху той колокольни купол с крестом медный, позолочен весь червонным золотом из огня, вышиной в 7 сажен. А на все четыре стороны под тем куполом укреплены медные большие чеканные, через огонь вызолоченные клеймы, вышины и ширины около 3 сажен каждое клеймо, с Императорскими вензелевыми именами, и наверху с большими коронами через огонь вызолоченными. Сия колокольня начата строиться по повелению блаженной памяти Государыни Императрицы АННЫ ИОАННОВНЫ; но уже, по кончине Её, в 1747 году всё сие строение кончилось. Оное производилось Лаврским иждивением и по большей части Лаврскими мастеровыми людьми, с заплатой, однако же, им за труды. А в 1767 году по состоянию штатов, по Именному Её Императорского Величества Указу, из Коллегии Экономии выдано было на окончание той колокольни 13.843 рубля. На оной колокольне 1) в первом ярусе содержится Лаврской Семинарии Библиотека, которая состоит из книг на Греческом, Еврейском, Латинском, Российском, Французском и Немецком языках; число их простирается до 6.000 книг. Ныне оная Библиотека содержится во вновь устроенной при Семинарии палате, 2) Во второй части имеется колокол весом 4.000 пудов большой, какой только есть во всей России в действительном употреблении. Он перелит был по Именному Указу Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ Лаврским иждивением в 1746 году из разбитого же Лаврского колокола, которой лит был в 1718 году, весом 3.319 пудов. Сверх оного имеются ещё на той же колокольне: 1) колокол, именуемый Годунов, сделанный вкладом Царя Бориса Феодоровича Годунова, весом до 1.850 пудов, 2) Корноухий, весом до 1.275 пудов, литый в 1684 году монастырской казной, 3) Лебедь, весом в 625 пудов, вкладом конюшенного Болярина Бориса Феодоровича Годунова, 4) Переспор, весом в 315 пудов 28 фунтов, лит в 1780 году. Всех колоколов на колокольне 27, а с часовыми 34; на оной же колокольне имеются боевые большие часы с четвертями, устроенные в 1784 году. 12. Здание над кладезем, именуемым Успенским; ибо он истекает из угла Успенской церкви, шириной на 3 саженях с аршином, длиной на 3 саженях с аршином, построенное Готической архитектурой и украшенное снаружи разными фигурами и колоннами, резными из камня.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

10. Если который брат во время пения и чтения, не спрошен быв, проглаголет что-либо если и полезное ему возомнится слово, запрещение да примет то же, что и за начало. 11. Если который брат во время пения и чтения, о нём же надлежит, вопрошает неблагоговейно и не кротко; запрещение да примет то же, что и за полунощницу. 12. Если который брат во время пения и чтения глумится и кощунствует; запрещение да примет то же, что и за утреню. 13. Если который брат во время пения и чтения сварится на кого и сквернословит, или ропщет; запрещение да примет то же, что и за литургию. 14. Если который брат или белец в церкви дерзнёт кого ударить; тот да возьмётся в смирение и по рассмотрении вины наказан будет ранами. 15. Если который брат учащает преступление, да приложится тому сугубое запрещение. 16. О бельцах, подчинённых монастырю, против вышеописанного запрещения судится работой: за един братский великий поклон, 10 кирпичей на работу каменного здания да принесёт, за другой то же, и за третий то же, и прочие запрещения по тому же исчислению. А когда каменная работа перестаёт, дров поленьев такое же число к службам монастырским, или кельям братским да принесёт. 17. Если который брат или белец не покорится малым сим запрещениям, тот и за малое преступление ранами да накажется. 18. О бельцах, не подчинённых монастырю поступать, как указом Императорского Величества в соборных церквях в Санкт-Петербурге определено. А если кто не покорен тому явится, того по Златоустому Святому, как губителя и растлителя и злодея и тьмами исполненного злых, из церкви изгнать и впредь не пускать. 19. Надзирание сего вручается господину Наместнику, а в не присутствии того, уставщику. И если неисправление которое усмотрено будет Настоятелем, истяжутся соборно те сами по подобающему. Изображение чина трапезного братии собрания Когда настаёт время братии идти, как до трапезы, так и от трапезы, да идут по два благочинно, и, собравшись, да ожидают Настоятеля или Наместника или уставщика: которые Наместник и уставщик, в не присутствии Настоятеля, должны присутствовать, и Настоятельское в братии дело исправлять.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В данной связи игуменья София (княжна Л.Б. Болховская) возбудила ходатайство о повышении статуса КБМ. «Знаменитость места, великое стечение усердствующих к обители сей, - отмечалось в " Истории Российской иерархии " архимандрита Амвросия (А.А. Орнатского), - побуждали покойную Игумению Софию распространить штат монастыря сего включением оный в число первоклассных, о чём она в 1806 году убеждала прозьбами и вышшее начальство. Но штат сей состоялся уже по смерти ея при нынешней Настоятельнице Игумение Назарете».(124) 1 октября 1809 г. был дан Именной Высочайший Указ Святейшему Правительствующему Синоду «О помещении Казанскаго Богородицкаго монастыря в первый класс», гласивший: «По уважению знаменитости Казанскаго Богородицкаго девичья монастыря, Мы Всемилостивейше повелеваем: 1) Быть ему в первом классе, по числу монашествующих, священно и церковнослужителей и монастырских состоять в нём точно такому, какое в прилагаемом у сего штате означено. 2) Положенныя по штату суммы, на изъяснённыя в оном надобности, производить из определённых вообще на Духовный Департамент; а отпускаемыя пред сим по состоянию онаго во 2 классе производством прекратить; и 3) Святейшему Синоду обо всём оном учинить зависящее от него распоряжение».(125) Согласно новому штату, в КБМ числились: 1 игуменья - с жалованием в год в размере 300 рублей («ей же на хлеб и прочую провизию» - 100 рублей), 1 казначея - с жалованием в год в размере 50 рублей и 50 монахинь - с жалованием в год в размере 20 рублей каждой.(126) Итого на 52 человек в год определялось 1450 рублей (как уточнял для всех случаев А.Ф. Зеленецкий, ассигнациями)(127). При монастыре должны были состоять: 1 протопоп - с жалованием в год в размере 100 рублей, 3 священника - с жалованием в год в размере 60 рублей каждому, 2 диакона - с жалованием в год в размере 40 рублей каждому и 6 церковников - с жалованием в год в размере 30 рублей каждому (итого на 12 человек в год определялось 540 рублей). Кроме того, при нём должны были находиться: 1 подъячий - с жалованием в год в размере 32 рублей 22 ½ копейки и 19 «служителей для монастырских услуг» - с жалованием в год в размере 21 рубля 22 ½ копейки каждому (итого на 20 человек в год определялось 435 рублей 50 копеек). При этом в число их, как оговаривалось в штате, «должны поступать бывшие по состоянию сего монастыря во 2-м классе 4 человека, а достальные 15 равно и подъячий имеют быть определены из крестьян казённаго ведомства».(128)

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

В Москве, по Указу Синодскому, выданы были Преосвященному Иннокентию из ризницы Патриаршей Омофор, из Типографии книги всего церковного круга и несколько учебных книг, из казны Патриаршей церковные серебряные сосуды, весом в 2 фунта и 46,5 золотников. В дополнение к этому, от ризницы и от прочего к сану Архиерейскому нужного, велено ему взять у Суздальского Архиерея всё то, что прежде бывшему Преосвященному Ефрему, Митрополиту Суздальскому, из Тамбовской ризницы было выдано и в Суздале осталось. В числе прочих вещей получил он митру одного Армянского Архиерея, которую переделал по обыкновению Греческой церкви. В Тобольске взял он из Тобольской Архиерейской ризницы шапку, которая дана была бывшему в Пекине Архимандриту Илариону, и, после смерти его в 1711 году, Архимандритом Антонием Платковским обратно из Пекина в Тобольск вывезена. В Иркутск прибыл он в Марте 1732 года и того же года отправился в Селенгинск; но в Пекин оттуда пропущен не был по следующим обстоятельствам: Бывший в Пекине незадолго перед тем чрезвычайный Посланник Измайлов хотя весьма ласково был принят от Богдыхана, за исполнение всех Китайских приёмных обрядов угощён Богдыханским столом и получил даже в подарок собственную Богдыханову соболью шубу; но никакого трактата с ним не заключено потому, что дело о разграничении Империи и о Монгольских перебежчиках, перешедших в Россию, коих Богдыхан обратно требовал, не было ещё решено. Богдыхан отпустил его только с уверением о дружбе своей к Российскому Государю, и с обещанием дать место Российскому Агенту в Пекине и построить для приезжающих туда Русских купцов двор. Дальнейшее же соглашение предоставлено будущему съезду обоюдных на границе Послов. С сим одним Измайлов и выехал из Китая, а по выезде уже его, привезена в Пекин вышеупомянутая рекомендательная о Преосвященном Иннокентии грамота, которая в Пекине распечатана: но по прочтении обратно оттуда при письме Монгольского Тушетухана Очироя-Бату к Селенгинскому начальнику 24 Сентября 1722 года, возвращена с таким пояснением, что: «по Указу Богдыханскому, Господина Иннокентия Кульчицкого 137 в Пекин пропускать не велено для того, что от Сибирского Губернатора никакого о нём письма нет, и знака печати 138 , каковые даны, Измайлову, не приложено; а особливо же, что о Монгольских беглецах 139 и о делах против письма отповеди не имеют; а если об отдаче их беглецов будет именно розыск, тогда и о приёме помянутого Кульчицкого будет совет и договор».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

3. Сосновская, при Сосновой Губе. 4. Ребольдская, при переправе в Анзерский скит. Д) Экономические постройки вне монастыря Кожевня каменная, в два жилья, над озером Гагарьим; в северную сторону монастыря; построена около 1719 года. Бани, братская и гостиная, с хорошими выгодностями и угодьями. Избы и сараи для столярных, бочарных и плотничьих работ. Амбары кладовые для сушёной и копчёной рыбы, также сельдяной, соляной, сальной. Изба для пряжи и вязания сетей. Кузница каменная; амбары железный и угольный. Завод с двустенной круглой печью, для выгонной смолы, построен в 1800 году близ конюшенного двора, на берегу святого озера. Двор конюшенный и скотский, в коих в зиму остаётся рогатого скота от 120 до 150, сверх убиваемых для работников потребного числа; лошадей от 100 до 150. К ним принадлежат избы, конюшенно-нарядные и сидельные и амбар скотобойный. Избы, дрововозная и шатнева: в первой живут дрововозы, а в последней работники, не определённые к особенной работе, а употребляемые для всяких работ. Пивоварня, поварня и точильный амбар на водяном протоке в св. озеро. В сем последнем есть водяная несложная машина, действующая разными точилами, на одной оси водяного колеса оборачивающимися. Вода, движущая колёса, стремление делает в два устроенных русла; из коих подколёсное отпирается, когда инструменты точить надобно, а другое отпирается, когда нет точильной работы, и когда колесу надобно быть в покое. Один мужик, собрав затупленные инструменты, сносимые от всяких работников в одно место, вытачивает их способно, и кладёт туда, откуда взял. Любопытно смотреть на сие полезное для всякого большого заведения изобретение. В гавани перед монастырём, выстроены амбары для судового такелажа, также мучные и крупяные и для разных съестных припасов; другие с лавками для торговых людей, кои приезжают на Петров день и продают свои товары, составляя в то время для монастырян и съезда поморцев некоторую ярмарку. Гостиная для особых богомольцев со многими чуланами, и такая же без чуланов; третья, подобная второй, и мужеская, и женская для чёрного народа и для женщин кухня.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Буди же известно Архимандриту Симеону, что по чину чести его в обрядовых употреблениях определяется, что же и запрещается, а именно: иметь и носить ему крест и мантии просто монашеские и в алтарь царскими вратами без фелони и епитрахили не входить, ниже исходить, во время же священнослужения иметь ему Архимандриту одежду: стихарь, епитрахиль, пояс, нарукавники, фелонь, набедренник, полицу и шапку, Архимандритом данную. Также в служении и в хождении, где приличествует, иметь ковёр и посох Архимандрический в отмену Игуменского с четырьмя яблоками сребро-позолоченными, и тем довольствоваться, а иного сверх сего ничего не делать, ни же осеняльные свечи иметь, ни же по первом входе на Литургии кадить, ни же Трисвятое гласно в алтаре петь, ни же на горнее место восходить, сидеть же во чтении Апостола по стране горнего места и мир всем оттуда подавать; ни же в великой вход оставаться в алтаре, ни же у Иереев Святая в царских вратах принимать, но самому держащему святой потир, купно с прочими Иереями исходить и входить, прочее же священнодействовать и царские врата отверзать и затворять по литургиарию, яко Иереи священнодействуют, ни же в вечернее и утреннее пение, паче же на Божественней Литургии не служащему отнюдь не дерзать мир всем глаголать; ибо сие есть Архиерея, или служащего Иерея, иже во оно время носит образ Христов. В духовность же себе он Архимандрит людей мирских всякого чина и возраста без нашего особливого благословения и своего и других монастырей монахов и монахинь да не приемлет, и прочего по званию его неприличного отнюдь да не творит, но да поступает во звании своём благоговейно и умеренно, и по силе Духовного регламента непременно ни мало оного не забывая. Церковное же всё да управляет по правилам святых Апостол и святых Отец и по Нашему благословению, а в недоумеваемых нашего Архиерейского рассуждения и повеления да имеет ожидать. Жительствующие же в оной обители Иеромонахи, Иеродиаконы, монахи и все тому монастырю подчинённые, да приемлют сего отца своего и предводителя Архимандрита Симеона по достоинству и да повинуются ему яко наместное в спасении их приставничество от самого Господа чрез мерность нашу приемшему да предпочитают же его и слушают во всём, яко не оному сего хотящему, но Христу, рекшему к Апостолам: слушаяй вас, мене слушает, и отметаяйся вас, мене отметается; отметаяйся же мене, отметается пославшаго мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Как же не видеть себя сквернейшим всех тварей по законам Божьим живущим, мне, ради безмерных беззаконий бывшему вне естества? Поистине, звери и скоты чище меня, грешного, и посему ниже всех я, словно прежде смерти в ад низведён лежу. Кому же не ведомо в чувстве, что и бесов горше есть грешный, как раб тех и послушник, и здесь же с ними во тьме бездны затворён? Воистину, обладаемый бесами сам горше бесов, и оттого с ними бездну наследовала душа окаянная. В земле же и аде, и в бездне прежде смерти живущий, как же называешь себя праведным, умом себе льстишь, злыми же делами грешного и скверного как беса себя сотворив? Увы соблазну твоему и прелести, злобесный пёс нечистый и всескверный, в огонь и тьму сих ради отсылаемый! Сие же глаголется о гордыне иноческой, когда по многим трудам и подвигам, что стяжал человек, и озлоблений, которые претерпел ради добродетели, прилагается ему помысел гордыни из-за благоговейного жития. А если хвастаться названием монастыря и количеством в нём братии, сие гордыня мирских (мipckux), говорят Отцы; или по нынешнему обычаю, от стяжаний сёл и владения многими имениями и от преуспеяния в явлениях к миру (мipy); и о таких что скажем? Бывает, некоторые возвышаются ничем, то есть доброгласием пения, или доброречием языка в пении, речи и чтении. Но какую похвалу имеет от Бога человек от всего, что не от произволения делается, но естественным нарекают Отцы? Иные же хитростью рукоделий берут 94 ; и сие тому же подобно. Бывают такие, что тем кичатся, если кто от родителей явленных мира (мipa), или сродников имеют, славных в миру (мipy), или сам в должности какой или в чести в миру (мipy) был; и это тоже безумие. Ибо подобает скрывать это. Если же кто и в жительстве отречения своего славу и честь от людей принимать будет, – сие постыдно. Таким больше подобает срамиться, нежели возвышаться, ибо слава славящихся таким стыд есть. Если же ради добродетельного жития, как сказано, будет бесстыдно прилагаться помысел тщеславия и гордыни, то над таковым нет победы, кроме как молиться Богу и говорить: Господи Владыко Боже мой! Дух тщеславия и гордыни отжени от мене; дух же смирения даруй ми, рабу своему; и укорять себя как было написано прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010