Вследствие сего Высочайшего повеления, от Святейшего Синода в 1777 году Октября 25 поднесён ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ при докладе план и штат Московской Академии: но он остался без утверждения. В 1775 году, Ноября 18, Святейшим Синодом, по рассуждению что «Московская Академия состоит непосредственно в ведомстве Святейшего Синода; почему не только об учении и учителях, но и о самых учениках и о принадлежащих до внутреннего Академии распоряжения обстоятельствах той Академии от Ректора с Префектом представляется Святейшему Синоду: но как всегдашнего надзирания над оной, чтобы всё в ней порядочно происходило, Святейшему Синоду иметь вовсе неудобно; то определено: отныне оной Академии быть в полной дирекции Синодального Члена Преосвященного Платона Архиепископа (что ныне Митрополит Московский) с тем, чтобы обо всех, касательно до той Академии, как к сведению, так и рассмотрению принадлежащих обстоятельствах Ректор оной с Префектом представляли его Преосвященству, и надлежащими на основании законов резолюциями их снабдевать, не отписываясь в Святейший Синод: а о перемене и определении вновь учителей, и если усмотрено будет что к учреждению оной вновь, о том представлять его Преосвященству в Святейший Синод с мнениями: равно же и о состоянии той Академии, о качествах учителей, о числе учеников, и об их учении и о прочем, на основании Духовного Регламента и Святейшего Синода Указов, рапорты в Священный Синод доставлять его Преосвященству в положенные сроки от себя». В том же 1775 году сочинено было Ректором и Префектом Академии подробное наставление всех классов учителям Академическим для преподавания наук; и распоряжение сие утверждено Директором Академии Преосвященным Платоном. В 1782 году, Июля 15, Святейшим Синодом, по представлению Преосвященного Платона, определено: «Отныне определение в Московскую Академию вновь и перевод и из одной школы в другую или из других ведения его Преосвященства Митрополита Платона училищ, способных и в знании наук искусных Риторических и прочих нижних школ учителей, в рассуждении том, что знание тех учителей в науках и их состоянии и способность оному Преосвященному более известно, и Святейшим Синодом определяются они не иначе, как по его же Преосвященного рекомендации, предоставить собственному его Синодального Члена благоизобретению и рассмотрению, не представляя Святейшему Синоду.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Так же и учеников во всяких их преступлениях; разве убийственных, и иных великих дел, ни в которые Приказы не брать, и суда на них не давать; а судить их в тех делах блюстителю училищ с учителями по оному же от Нас Великого Государя утверждённому чину. Аще же случится до кого от учеников убийственное и или иное какое великое дело; и в оных делах брать их на суд, где кто доведётся с ведомости блюстителя; а без ведомости его их в Приказы не брать. Девятое Которые сего Нашего училища учители чина мирского, не восхотевшие в научении юных труждаться, имут Нам Великому Государю бить челом, из учителей в Нашу Государскую каковую ни буди службу, и Нам Великому Государю их, без ведомости блюстителя и учителей и его руки прописания, в Наши ни в какие службы не допущать, и Нашего Государского жалованья таковым не давать. А которые в том Нашем училище учители труд свой в научении юных явят прилежный, и время довольное в том потруждаются; и те за оный их подъятый труд, ради их к старости упокоения, пожалованы будут, за свидетельством блюстителя и учителей за их труды. Нашим особым достойным трудам их жалованьем. Десятое Аще же которые люботрудные отроки сего предорогого сокровища, то есть, мудрости, по грамматической хитрости, и прочих наук свободных, как из недр земли злата, из различных диалектов писаний, наипаче же Славянского, Еллино-Греческого, Польского и Латинского потщатся изыскивать прилежно; и оным за их в науках тщание, за свидетельством училищ блюстителя и учителей, от Нас Великого Государя имут быть достойно мздовоздаяние. А по совершению свободных учений имут быть милостиво пожалованы, в приличные чины их разуму, и Наше Царское особое воспримут, яко мудрые, щедрое милосердие. А не научащихся свободным учением всяких чинов людей, детей их, разве благородных, в Наши Государские чины, в Стольники, в Стряпчие, и в прочие, в них же от Нас Великого Государя жалуются благородные, ни за какие дела, кроме учения, и явственных на войнах и в иных Государственных, Нашей Государской чести к умножению, и Государства к расширению соделаний не допускать. Одиннадцатое

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Того же 1721 года, Сентября 20, указом Св. Синода велено Преосвященному Алексию, Епископу Вятскому, обучать детей Новокрещенских: «аще кто из них пожелает отдать к учению ему Епископу, и устроить таковые училищные домы, которых бы отроков учить безденежно и по казённым книгам, аще будут от маломощных, и наблюдать их ему Епископу яко родных своих детей». В Июле 1722 года Указами от Святейшего Синода предписано Архиереям заводить «Грамматическое учение каковое уже в Новгородской Епархии не точию при Архиерейском доме в великом Новеграде, но и в прочих городах и уездах действительно является». В том же 1722 году учреждена шкала в Рязани, но вскоре за недостатком учителей упразднена, а возобновлена в 1726 году Славяно-Латинская. В 1737 году было в ней учеников 339 человек; и обучались букварю, начаткам Латинского языка, Грамматике Славянской, Азбуке, Часослову и Псалтири. В том же 1723 году учреждена школа в Твери. В 1737 году было учеников 39 человек. В 1733 году, Марта 13, заведена там Преосвященным Феофилактом и Еллино-Греческая школа. В том же 1722 году Преосвященный Епифаний, Епископ Белгородский, завёл школу в Белгороде, а в 1726 году перевёл оную в Харьков (смотри ниже историю о Харьковском Коллегиуме), в Белгороде оставил только нижние школы. В 1727 году были уже в оном училище классы: Философский, Риторический, Пиитический, Синтаксический, Грамматический, Инфимический, Фарический и Славянский, а в них учеников – 422. В 1736 году Преосвященный Пётр, Архиепископ Белгородский учредил ещё Математический класс в Белгородской Семинарии и завёл училища в Курске и Старом Осколе. В 1780 году определено отпускать на сию Семинарию казённой суммы по 2.000 рублей, из коей большая часть отделялась на Харьковский Коллегиум. А в 1800 году по ассигнованию на Коллегиум особенной суммы, на Белгородскую Семинарию положены все, в 1797 году определённые, 4 000 рублей. К Семинарии сей принадлежат училища: Курское, Путивльское и Рыльское. В 1723 году учреждена школа в Казани, и собрано было учеников 52 человека; но вскоре за недостатком содержания распущены; а осталось только 5 человек, которые обучались букварям и Грамматике, Катехизису, о семи тайнах церковных, Арифметике, и проч. Кроме того, в 1724 году при доме Архиерейском в Казани Новокрещенских детей обучалось Славянской Грамматике 14 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1797 году учреждена Семинария Волынская Житомирская в городе Остроге, и отделено было на содержание оной от Минской Семинарии 1.000 рублей (смотри выше, стр. 452 PDF-фaйлa); но в 1800 году положена особенная на Житомирскую сумма по 3.000 рублей в год. В 1800 году учреждена Семинария Пермская, и положено на содержание оной ежегодно жалованья по 2.000 рублей, а потом по 3.000 рублей. В том же 1800 году учреждена Семинария Пензенская, и положено на содержание оной суммы по 2.500 рублей. В том же 1800 году учреждена Семинария Оренбургская, и положено на содержание оной по 2.500 рублей. В том же 1800 году учреждена Армейская Семинария в Санкт-Петербурге для обучения армейских и флотских священно- церковно-служительских детей. На содержание оной положено жалованья по 12.000 рублей. В 1800 году Указами Св. Синода от 25 Августа предписано Епархиальным Преосвященным, чтобы в Семинариях непонятных к учению, и к продолжению высших наук безнадёжных учеников обучать, пока не будут определены к местам, в Русской школе (которые, если где их тогда не было, велено везде непременно завести), церковному уставу и округу, нотному пению, также писать, и чтобы они знали Катехизис, Священную Историю, а равно занимать и другие, относящиеся к той должности, к коей они приготовляются, предметами. В 1802 году Именным Указом Июля 17, повелено во всех духовных Академиях и Семинариях завести преподавание курса Медицины, и изобретши способы для одобрения священно- церковно-служителей к успеху сего полезного заведения, и назначив некоторую сумму на содержание учителей и приобретение инструментов, представишь ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ. В 1803 году, Марта 18, Указом из Святейшего Синода предписано Епархиальным Преосвященным приложить попечение о преподавании в Епархиях их при Семинариях, и где есть, в уездных духовных училищах, на Русском языке учению по начертанию, представленному Св. Синоду от Преосвященного Амвросия, Митрополита Новгородского. В 1804 году, Июня 3, Именным Высочайшим Указом, на основании указа, данного Сенату в 1790 году, Декабря 16, и Сенатского определения 1801 года, Августа 9, повелено из светских по Семинариям учителей производить чинами по выслужении девяти лет, Префектов в 9-й класс, а прочих учителей в 12-й класс.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

5) какое жалованье учителям и ученикам пропитание в год положить, и какой пищей им довольствоваться, и откуда оную получать, и сколько где лекарей для пользования больных, с их медикаментами, и на каком жалованье содержать. И обо всём том основательный штат учинить, применяясь в иных случаях к опробованному штату о гарнизонных для солдатских детей школах. И дабы сие столь нужнейшее дело как наискорее начато и в действо произведено быть могло; для того надлежит оставив другие, не весьма важные дела, о сем трудиться и окончить, и для Всемилостивейшей ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА апробации в Кабинет подать». Во исполнение сего Именного Указа, по собранию нужных из Епархий справок, сочинены были обстоятельные на все духовные училища штаты. Но поскольку на содержание штатов сих требовалось знатное количество ежегодной суммы, то оные оставлены без утверждения. А только на первый случай по сим штатам снабжены были в 1740 году денежными ежегодными окладами Новгородская и Александро-Невская Семинарии, а в 1745 году ещё Московская Академия. Прочие же Семинарии остались на прежнем основании по Духовному Регламенту. В том же 1738 году, Марта 29, Преосвященный Питирим, Архиепископ Нижегородский, учредил Семинарию в Нижнем Новгороде. В оной в 1748 году были уже классы: Риторический Пиитический, Грамматический, Синтаксический, Инфинический и Аналогический. В 1755 году положено на Семинарию сию жалованья по 816 рублей 93¾ коп.; в 1780 году – по 2.000 руб., а в 1797 году – по 4.000 рублей. В том же 1738 году Преосвященный Алексий, Епископ Рязанский, учредил Семинарию в Рязани. В 1744 году в оной были классы: Риторический, Пиитический, Синтаксический, Грамматический, Инфинический и Фарический. В 1765 году положено на Семинарию сию суммы по 1633 рублей 81½ коп.; в 1780 году – по 2.000 рублей, а в 1797 году – по 3.500 рублей. В том же 1738 году Преосвященный Антоний, Архиепископ Тобольский, учредил Семинарию в Тобольске: в 1744 году были в ней классы: Пиитический, Синтаксический, Инфинический и Русский; в 1765 году положено на содержание оной; по 490 руб. 16½ коп., в 1779 году – по 2.000 руб.; а в 1797 году – по 4.000 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

46 . МОСКОВСКИЙ XXXII, в 1678 году, при том жё Царе и Патриархе, об отправлении церемонии в неделю Ваий. Смотри Древнюю Российскую Вивлиофику, издание 2, часть VI, стр. 357. 47 . МОСКОВСКИЙ XXXIII, в 1682 году, при Царе Петре Алексеевиче, а Патриархе том же, о раскольниках. Смотри Предисловие к Увету Духовному, от листа 58 до 71. 48 . KUEBCKUЙ IX, в 1685 году, при том же Царе и Патриархе, об избрании Киевского Митрополита и о поставлении его Российскими Епископами. Смотри Краткое Историческое Описание Киево-Печерской Лавры, напечатанное в Киеве в 1795 году, стр. 61 и 131, и Дневные Записки Генерала Гордона, напечатанные в 1794 году в Российском Магазине Г. Туманского. 49 . МОСКОВСКИЙ XXXIV, при Адриане Патриархе около 1698 года, о крещении и других церемониях, бывших от нерукоположенного дьячка Юшка Михеева. Смотри Соборное Деяние, находящееся в Патриаршей библиотеке между рукописями. 50 . МОСКОВСКИЙ XXXV, в 1698 году при том же Царе и Патриархе Адриане, на диакона Новомещанской в Москве Петропавловской церкви. Смотри Преосвященного Платона Церковной Истории том 2, стр. 273. 51 . МОСКОВСКИЙ XXXVI, в 1714 году, при том же Царе во время междупатриаршества, о кальвинствовавших в Москве еретиках. Подлинное следствие сего дела сохраняется в Москве, в Патриаршем архиве. 52 . МОСКОВСКИЙ XXXVII, в 1720 году при том же Царе, об учреждении Святейшего Правительствующего Синода. Смотри Духовный Регламент на конце перед прибавлением. Примечание. Кроме сих Соборов, были в России ещё при избраниях каждого Патриарха Всероссийского. Смотри Древнюю Российскую Вивлиофику, издание 2, 1792 года в Москве. Глава III. О Соборах, вне России бывших по делам Российской Церкви 1 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ I, 6665 или от Р. Х. 1157 года по делу обличённого в Киеве Мартина еретика, Армянина. Смотри Соборное Деяние о нём при Пращице. 2 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ II, 1660 года, на Леона, Епископа Ростовского, при Патриархе Луке Константинопольском. Смотри Никоновскую летопись, часть 2, стр. 180. 3 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ III, в 7098 или от Р. Х. 1590 году, о подтверждении Российского Патриаршества, при Патриархе Константинопольском Иеремии; Кормчую, чacmь I, лист 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Соборное сие постановление не долго оставалось во всей своей силе; и поскольку в нём самом предоставлена была власть Патриархам и Российским Государям жаловать исключительные преимущества облачений, то вскоре же за тем от Патриархов и Государей некоторым и даны были оные, а иным ещё прежде сего данные возвращены, как то показано будет в следующей главе. По кончине же последнего Московского Патриарха Адриана, Государь I вознамерившись отменить в России Патриарший сан и учредить новый порядок Иерархии, начал с 1702 года жаловать Архиепископам и Епископам право носить саккосы и другие в облачениях преимущества Патриаршие и Митрополитские; а после указал и всех Архиереев при их хиротонисании облачать в саккосы, а Архимандритам возлагать митры. Преемники Государя сего также жаловали разные священные отличия многим Архиереям, Архимандритам, Протоиереям и даже Священникам, как ниже будет сказано. ИМПЕРАТРИЦА EKATEPUHA II в 1775 году пожаловала Митрополитам Новгородскому и Московскому бархатные малиновые мантии. С 1783 года начала Она же жаловать не только Митрополитам, но и Архиепископам алмазные кресты на клобуки. В 1796 году Государь Император NABEЛ I, по вступлению на престол, начал с 8 Ноября возлагать на Архиереев и прочее чёрное и белое духовенство разные Российские Ордены. В 1799 году в Феврале сей же Государь пожаловал дозволение Казанскому Архиепископу Высокопреосвященнейшему Амвросию, нынешнему Митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому, носить и кроме служения всегда на персях крест с панагией. А ныне благополучно царствующий Всеавгустейший Государь ИМПЕРАТОР AЛEKCAHДP I, в 1806 году, Августа 29, Всемилостивейше пожаловал сему же Высокопреосвященнейшему бархатную мантию фиолетового цвета. Глава III. Об особенных преимуществах и отличиях, жалованных от Государей Царей, Императоров и Императриц Российских, также от Патриархов, Митрополитов, Архиепископов и Епископов местных и по указам Св. Синода Архимандритам некоторых монастырей и некоторым особам белого духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Сперва Архиереи оного именовались Санкт-Петербургскими и Шлиссельбургскими, потом, с 1770 года, Архиепископ титуловался Санкт-Петербургским и Ревельским по 1775 год, а в сем году начал писаться Новгородским и Санкт-Петербургским; с 1799 года преемник его Санкт-Петербургским, Эстляндским и Выборгским; с 1801 года Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Выборгским, а с 1803 года Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским. В 1745 году та же Государыня Императрица учредила Епископство Галицкое и Костромское, продолжающееся доныне под названием Костромского и Галицкого. В 1764 году, Января 13, в помощь Московскому Митрополиту учреждена Викарная СЕВСКАЯ Епархия, в которой Епископы сперва именовались Севскими и Брянскими, а потом, с 1788 года, Севскими и Орловскими; но в том же 1788 году Епархия сия сделана самоместной под именованием Орловской и Севской, а Викарию Московскому положено именоваться Дмитровским (см. ниже). В 1775 году учреждена Епархия СЛАВЕНСКАЯ. Первый и второй Архиепископ именовались Славенскими и Херсонскими, третий с 1786 года Екатеринославским и Херсониса Таврического, а с 1789 года ещё и Блюстителем Молдо-влахийской Ексархии. Четвёртый был с 1792 года Митрополит, а с 1799 года Архиепископы и именовались Новороссийскими и Днепровскими, а с 1803 года – Екатеринославскими и Херсонскими и Таврическими. В 1783 году по трактату с Грузией присоединена к России Екзархия Грузинская, и Католикос оной пожалован навсегда Членом Святейшего Синода. В 1785 году, Июля 27, учреждена Епархия НОВГОРОДОСЕВЕРСКАЯ. Епископу велено именоваться Новгород-Северским и Глуховским. Епархия сия в 1799 году по состоявшемуся штату упразднена. В том же 1785 году учреждена быть Викарной Митрополита Киевского Епархия ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ, с наименованием Епископа оной Переяславским и Бориспольским (смотри выше и ниже). В 1787 году учреждена Епархия ФЕОДОСИЙСКАЯ, Викарная Екатеринославская, но в 1799 году упразднена. Епископы оные именовались Феодосийскими и Мариупольскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

2 . Суздальский и Тарусский. 3 . Смоленский и Брянский. 4 . Рязанский и Муромский. 5 . Тверской и Кашинский. 6 . Астраханский и Терский. 7 . Псковский и Изборгский. 8 . Сибирский и Тобольский. 9 . Архангельский в Москве. Епископы: 1 . Коломенский и Каширский. 2 . Карельский и Орешецкий. Статья IV. Степени Архиереев, бывшие после 1700 года Митрополиты: 1 . Киевский, Галицкий и всея Малой России. 2 . Великоновоградский и Великолуцкий. 3 . Казанский и Свияжский. 4 . Астраханский и Терский. 5 . Ростовский и Ярославский. 6 . Псковский в Изборгский. 7 . Смоленский и Дорогобужский. 8 . Сибирский и Тобольский. 9 . Крутицкий. 10 . Нижегородский и Алатырский. 11 . Рязанский и Муромский. 12 . Белгородский и Обоянский. 13 . Суздальский и Юрьевский. Архиепископы: 1 . Черниговский и Новгород-Северский. 2 . Вологодский и Белоезерский. 3 . Тверской и Кашинский. 4 . Коломенский и Каширский. 5 . Вятский и Велико-Пермский. 6 . Холмогорский и Важский. 7 . Устюжский и Тотемский. Епископы: 1 . Звенигородский. 2 . Тамбовский. 3 . Воронежский. Статья V. Степени Архиереев Великороссийских местных и Викарных по штату, в 1764 году состоявшемуся А) Местные: 1 Класса 1 . Новгородский. 2 . Московский. 3 . Санкт-Петербургский. 2 Класса 1 . Казанский. 2 . Астраханский. 3 . Тобольский. 4 . Ростовский. 5 . Крутицкий. 6 . Псковский. 7 . Рязанский. 8 . Тверской. 3 Класса 1 . Смоленский. 2 . Нижегородский. 3 . Белоградский. 4 . Суздальский. 5 . Вологодский. 6 . Коломенский. 7 . Вятский. 8 . Архангелогородский. 9 . Устюжский. 10 . Воронежский. 11 . Иркутский. 12 . Переславский. 13 . Костромской. 14 . Владимирский. 15 . Тамбовский. Б) Викарные: 1 . Новгородский-Олонецкий. 2 . Московский-Севский. Статья VI. Степени всех Архиереев Великороссийских и Малороссийских, местных и Викарных по штату, в 1799 состоявшемуся А) Местные: 1 Класса 1 . Киевский. 2 . Новгородский. 3 . Московский. 4 . Санкт-Петербургский. 2 Класса 1 . Казанский. 2 . Астраханский. 3 . Тобольский. 4 . Ярославский. 5 . Псковский. 6 . Рязанский. 7 . Тверской. 8 . Екатеринославский. 9 . Могилёвский. 10 . Черниговский. 11 . Минский. 12 . Подольский. 3 Класса 1 . Калужский. 2 . Смоленский. 3 . Нижегородский. 4 . Курский. 5 . Владимирский. 6 . Вологодский. 7 . Тульский. 8 . Вятский. 9 . Архангельский. 10 . Воронежский. 11 . Иркутский. 12 . Костромской. 13 . Тамбовский. 14 . Орловский. 15 . Полтавский. 16 . Волынский-Житомирский. 17 . Пермский. 18 . Пензенский. 19 . Слободский-Украинский. 20 . Оренбургский. Б) Викарные: 1 . Киевский Чигиринский. 2 . Новгородский Старорусский. 3 . Московский Дмитровский. Читать далее Источник: История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. : В Москве, при Синодальной типографии, в 6-и частях : 1807-1815./Ч. 1. - 1807. - XI, 643, X, V, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1607 году Царь и Великий Князь Василий Иоаннович основал особенную, доныне продолжающуюся, Епархию Астрахани из церквей, отделённых от Казанской Епархии. Сперва были там Архиепископы, потом, с 1667 года, Митрополиты, а с начала XVIII века Епископы и ныне же Архиепископы. В прежние времена именовалась они Астраханскими и Терскими; потом, с 1728 года, начали называться Астраханскими и Ставропольскими, а с 1799 года – Астраханскими и Моздокскими, с 1803 года – Астраханскими и Кавказскими. В 1621 году началось Архиепископство Сибирское. Архиереи Епархии сей до 1768 года сохраняли достоинство Митрополитанское и именовались Сибирскими и Тобольскими, а потом, как и ныне, – Тобольскими и Сибирскими, но с 1768 года там уже Архиепископы. В 1639 году в город для оставшихся непреклонными к Унии и православных Христиан, завоёванных Поляками, по силе постановления Польского же Сейма, учреждено православное Епископство под именем Оршанского, Мстиславского и Могилёвского, после Епископы сии с 1755 года назывались Могилёвскими, Мстиславскими и Оршанскими, с 1795 года – Могилёвскими и Полотскими, а с 1797 года – Белорусскими и Могилёвскими, с 1803 года – Могилёвскими и Витебскими. В 1663 году Царь и Великий Князь Алексей Михайлович основал Епархию Вятскую и Велико-Пермскую, в которой после первого Епископа были два Архиепископа, а с 1719 года Государь Царь Пётр Алексеевич указал быть по-прежнему Епископам. Прежние Архиереи все именовались Вятскими и Велико-Пермскими, а с 1799 года именуются Вятскими и Слободскими. В 1672 году уставлена была Митрополия в Нижнем Новгороде и продолжалась по 1719 год. После были туда определяемы разные Архиереи, которые сперва именовались Нижегородскими и Алаторскими, а с 1799 года – Нижегородскими и Арзамасскими. В 1682 году Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич основал Епархию Холмогорскую и Важскую, в которой после Архиепископов были поставляемы Епископы, именовавшиеся сперва Холмогорскими и Важскими, потом, с 1731 года, Архангельскими и Холмогорскими, а с 1787 года Архангельскими и Олонецкими, а с 1799 года – по-прежнему доныне Архангельскими и Холмогорскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010