Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную. Ин. 3:16 .   «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом! и трепетом!, и ничтоже земное в себе да помышляет», – Этим воззванием св. Церкви прилично начать нынешнюю беседу нашу, братья. Мы будем беседовать о страданиях и смерти Иисуса Христа, – спасительных страданиях и животворной смерти Сына Божия, которыми Он искупил грехи всего Мира, удовлетворил правосудию Божию, восстановил благодатный союз человека с Богом, поразил дьявола, попрал смерть, уничтожил проклятие, разрушил ад, отверз двери рая, даровал верующим свободу, спасение и жизнь вечную. Итак, отложив все земные мысли и житейские попечения, со страхом Божьим и верою приступим к повествованию о страданиях Христовых, последуем мысленно за нашим Спасителем, от Сионской горницы до Гефсимании и от Гефсимании до Голгофы. Мы оказали в прошедшей беседе, что учители и начальники Иудейского народа решились непременно умертвить Иисуса Христа. Первосвященник Каиафа в собрании книжников и старцев предсказал, сам не зная того, тайну спасения: лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб ( Ин. 11:50 ). Но враги Иисуса Христа боялись напасть на Него открыто, при народе, потому что многие из народа питали к Нему благоговение и любовь как великому пророку и чудотворцу. И потому чрезмерна была злобная радость врагов Христовых, когда один из ближайших учеников Его, Иуда Искариотский, предложил им за тридцать серебренников предать своего учителя тайно, без народа. Иуда сначала был достоин апостольского звания, но жадность к деньгам развратила его, мало по малу заглушала в нем все добрые чувства и желания; точно также, как некогда гордость погубила первейшего из Ангелов. Господь знал коварство Иуды, но не отверг его от Себя; знал замыслы врагов Своих, но теперь уже не избегал их, предоставляя дьяволу и злобе людей делать свое дело, в тоже время, как Он делал Свое, – дело спасения мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Иуда Искариот обещал первосвященникам иудейским предать Иисуса, и они заплатили ему за это тридцать серебренников. Зная, что в последние дни Иисус часто проводил ночи в Гефсимании, Иуда приводит туда толпу людей, вооруженную мечами и дреколием, отряженную для этой цели первосвященниками и старейшинами народными. Этим людям предатель наперед сказал: «Смотрите, кого я облобызаю, тот и есть Иисус, того и берите». Вступив в сад, Иуда тотчас же подошел к Иисусу, чтобы облобызать Его, но Господь сказал ему: «Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Между тем, ученики, видя, к чему идет дело, сказали: «Господи! Не ударить ли нам мечом?» А Петр, не дождавшись ответа, обнажил меч и, ударив им одного раба первосвященникова, отсек ему правое ухо. Но Иисус сказал Петру: «Вложи меч твой в ножны его. Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» И, прикоснувшись к уху раба того, исцелил его. Тогда ученики, видя, что Он добровольно предается в руки врагов Своих, оставили Его и разбежались. Один только юноша пошел было за Ним, но и тот, когда воины хотели схватить его, оставил в руках их полотно, которым был обернут, и нагой убежал от них. Иисуса связали и повели к первосвященнику. Петр же следовал за ними издали даже во внутрь двора первосвященникова и, вошедши туда, сел у огня вместе со служителями. В то время подошла к ним одна служанка и, заметив Петра, сказала: «Да и ты был с Иисусом Галилеянином». Но он отрекся перед всеми, говоря: «Не знаю, что ты говоришь», и вышел оттуда на передний двор. В эту минуту запел петух, но Петр не обратил на это внимания. Между тем, увидела его другая служанка и говорит стоявшим тут: «Этот тоже был с Иисусом Назореем». Но он опять отрекся. Потом, спустя немного, подошли другие, находившиеся во дворе архиереевом, и стали говорить Петру: «Наверно, и ты из числа Его учеников, потому что самое наречие твое показывает, что ты галилеянин». Но он начал клясться и божиться, уверяя, что совсем не знает Этого Человека. В это время опять запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр, вспомнив слово Его, вышел вон и горько заплакал. 28. Иисус перед Анною и Каиафою

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Мф.28:12–15 .  И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня. Стража исповедует чудо: идет в город с поспешностью и сообщает главным священникам о том, что видела, совершение чего созерцала. И эти должны бы были раскаяться и искать Воскресшего Иисуса, но они упорствуют во зле и пожертвованные на храм деньги обращают на подкуп лжи, как и прежде дали тридцать серебренников Иуде предателю. Итак, все, злоупотребляющие подаянием на храм, и то 681 , что приносится на пользу Церкви, располагающие для других целей, для осуществления своих желаний, подобны священникам и книжникам, покупающим ложь и кровь Спасителя. Мф.28:16–17 .  Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. После воскресения Иисус является в Галилее на горе, и там Ему поклоняются, хотя некоторые усомнились, но сомнение их умножает нашу веру. Тогда более ясно показывается Фоме и бок, пронзенный копьем, и руки, пригвожденные ко кресту. Мф.28:18 .  И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Власть дана Тому, Кто немного прежде был пригвожден ко кресту, погребен во гробе, лежал мертвым и потом воскрес. А на небе и на земле дана Ему власть, чтобы Царствовавший прежде на небе, теперь царствовал на земле по вере веровавших. Мф.28:19 .  Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сначала они учат все народы, потом поят 682 наученных водой. Ибо не может быть, чтобы тело приняло таинство крещения, если душа прежде не восприняла истины веры. А принимают крещение 683 они во Имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы один дар был от Тех, божество Которых едино: и имя Троицы – один Бог. Мф.28:20 .  Уча их соблюдать все, что Я повелел вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Не сказал ли: не родиться для диавола, для греха? Не добро ли для него было бы не родиться для Христа чрез призвание (в Апостолы), чтобы не стать после предателем? Вопрос XLI. (И сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; Мф.26:15 ). Что Господь был продан за тридцать серебренников, это в лице Иуды указывает на неблагодарных иудеев, которые, следуя плотскому и временному, относящемуся к пяти телесным чувствам, отвергли Христа. Так как они совершили это в шестой возраст мира, то и обозначается, что они получили шесть раз по пяти (6х5), – как бы цену проданного Господа. Таковым (людям) этого времени пророк угрожает, говоря: сыны человеческие, доколе вы будете тяжкими сердцем? доколе любите суету и ищете лжи ( Пс.4:3 )? (Говорит) потому, что, если в продолжение пяти возрастов мира было еще некоторое извинение суеты, за которою гонялись; то в шестой возраст должны уразуметь истину, проповеданную и засвидетельствованную Нашим Господом, – в шестой возраст, соответственно тому, что в шестой день человек был создан по образу Божию ( Быт.1:26 ). поскольку они этого не пожелали, то имеют шесть раз по пяти (6х5) начертанным образ князя века сего, и не имеют Христа, Которым назнаменован на нас свет лица Твоего, Господи ( Пс.4:7 ). И поскольку слова Господа – сребро ( Пс.11:7 ), а они и самый закон разумели плотски, то, оставивши Господа, они приняли на себя как бы начертанный на серебре образ князя властей мира сего. Вопрос XLII. (Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Мф.26:28 ). Господь говорит: где будет тело, там соберутся орлы, т. е. на небе, куда Он вознес с Собою тело, воспринявши человечество; названо тело «трупом», ибо говорилось это в то время, когда Он намеревался предать Себя на смерть. Там соберутся орлы: речь идет о людях духовных, которые, подражая Его страданиям и уничижению, как бы насыщаются Его тела, ибо тело Он принял ради уничижения и страдания за нас. Вопрос XLIII. (Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Параскева Пятница представлена в традиционной иконографии – о ее мученичестве говорят красные элементы одеяния, на ее голове – корона как венец мученичества, в одной руке – крест, в другой – развернутый свиток, на котором читается текст Символа веры: «Верую во единаго Бога Отца Вседержителя…» Христос в темнице Иконография «Христос в темнице» явно связана с Ecce Homo (с лат. – «Се Человек»), отсылающей нас к евангельскому рассказу: «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!» (Ин. 19: 2-5). Пример такой иконографии мы видим в картине Караваджо (ок. 1605 года), в более расширенном варианте – в картине Иеронима Босха (1500). Если в таких вариантах Христос изображается не Один, с гонителями, несколькими или целой толпой, то в близкой иконографии «Муж скорбей» (латинское название Vir dolorum) Спаситель представлен в терновом венце, в багрянице, но в одиночестве (иногда с Ним изображают двух ангелов), оставленный всеми, в ожидании казни… – В пермской коллекции этот сюжет был значительно видоизменен, – говорит Ксения Зубакина. – Местная скульптура – это свободные вариации на тему. Например, на пермских скульптурах нигде нет багряницы, хотя в других музеях я видела скульптуры Христа из других регионов в багрянице. Христос в темнице Также мастера не делают большого акцента на изображении ран и истекающей из них крови. Кроме того, добавляется этнографический момент в изображении Христа: в Его лике передаются черты местного населения, тех людей, которые были в окружении мастера. В результате появляется образ Господа, но очень близкий для простых верующих. О таком отношении говорят рассказы старожилов деревень и сел, которые записывал собиратель нашей коллекции Николай Серебренников в двадцатых годах XX века.

http://pravmir.ru/boga-zhalko-i-na-kogo-...

По воскрешении Лазаря Господь Иисус удалился в Ефраим. Он удалился от Иерусалима для того, чтобы постановленный в Иерусалиме приговор о Его смерти был исполнен иудеями не ранее пасхи, при полном стечении народа, чего не хотели первосвященники и книжники ( Мф. 26:45 ; Мк. 14:12 ; Лк. 22:12 ). Впрочем, в Ефраиме Он пробыл недолго: когда Он удалился, уже приближалась пасха, а за шесть дней до пасхи Он уже снова пришел в Вифанию ( Ин. 11:55; 12:1 ). Здесь Ему приготовили вечерю, на которой Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежащих. Мария же, взяв фунт нардового чистого, драгоценного мира, возлила на голову и ноги Иисуса, и отерла ноги своими волосами, и дом наполнился благоуханием. Увидев это, ученики вознегодовали и говорили: «к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену, и дать нищим». Но Иисус ответил им, что нищих они всегда имеют с собою, а эта трата на Него имеет исключительное символическое значение. «Возлив миро сие на тело Мое, сказал Он о помазавшей Его женщине, она приготовила Меня к погребению» ( Мф. 26:12 ). В этом повествовании прежде всего следует обратить внимание на отношение возлияния мира на Иисуса к событию воскрешения Лазаря. Отношение это хорошо раскрыто св. Ефремом Сириным . Господь Иисус, пишет он, «воскресил Лазаря, а Сам вместо него умер. Ведь после того, как воззвал его из гроба и (затем) когда возлежал с ним за трапезой, Сам был погребен под образом мира, которое Мария возлила на главу Его» 129 . Мы знаем, что последовавшие события оправдали это значение воскрешения Лазаря, символически указанное миропомазанием Иисуса. Для кого же нужно было это символическое указание, разъясненное Самим Господом Иисусом? Конечно, для апостолов, к которым и была обращена речь Его. Примечательно, что последствия воскрешения Лазаря были не только предуказанье Христом Иисусом апостолам в символическом изъяснении дела Марии, но и предуготовлены Им. По евангелиям Матфея и Марка с событием на вечере в Вифании было связано темное решение Иуды Искариота предать своего Учителя. Евангелист Иоанн передает, что ропот учеников на трату Марии выразил именно Иуда Симонов Искариот, сказавший о нищих не потому, чтобы заботился о них, но потому что был вор. И вот на этого-то ученика объяснение Господом поступка Марии в смысле предуказания на Его смерть произвело такое сильное действие, что он тогда же пошел к первосвященникам, чтобы предать им своего Учителя. Они предложили ему за это тридцать серебренников; и с того времени он искал удобного случая предать своего Учителя. § 45. Торжественный вход в Иерусалим и иссушение смоковницы

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Под именем пчел страны Ассирийской разумеются Ассирияне и Вавилоняне, которые под предводительством Навуходоносора опустошили всю Иудею. Второе подобие Ст. 20. В тот день обреет Господ бритвою, нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду. Под нанятою бритвою разумеется Навуходоносор, которого предка – Феглафелассара Ахаз на свою погибель подкупал против двух враждебных ему царей ( 2Пар.28, 20 ). Эта бритва обреет волосы на голове, ногах и бороде, т. е. совершенно опустошит, разорит все Иудейское царство. Под волосами головы можно разуметь царя и вельмож; под волосами ног – простой народ; под бородою – священников. Как голова без волос представляет безобразный вид: так и царство, лишившись царя, вельмож, священников, как бы обезображивается. Опустошение это началось Феглафелассаром при Ахазе, окончено Навуходоносором при Иехопии. 2) Следствия этих опустошений: а) оскудение людей (ст. 21. 22) и б) запустение земли (ст. 23–25) Ст. 21. И будет в тот день, кто будет содержат корову и двух овец, Ст. 22. По изобилию молока, которое оне дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле. Ст. 23. И будет в тот день на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу серебренников, будет терновник и колючий, кустарник. Ст. 24. Со стрелами и луками будут ходит туда; ибо вся земля будет терновником и колючим кустарником. Ст. 25. И ни на одну из гор, которыя расчищались бороздниками, не пойдешь, боясь терновника и колючего кустарника; туда будут выгонят волов, – и мелкий скот будет топтать их. Бедственное состояние Иудейской земля, опустошенной Ассириянами, Пророк описывает трояким образом. В нервом виде изображается земля, лишенная жителей, в которой если кто от всеобщего поражения из многочисленных стад сохранит в живых одну корову и две овцы, то по обилию доставляемого молока будет есть масло или сливки (ст. 21). Для пояснения Пророк прибавляет: ибо масло и мед будет есть всякий, оставшийся на земле (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

После этих дней, отпостившись, начинайте святую седмицу Пасхи, постясь в оную все со страхом и трепетом, молясь в эти дни о погибающих. 14 . Ибо совет против Господа предприняли во второй по субботе день первого месяца, называемого ксанфиком, а в третий день после субботы занимались совещанием, в четвертый же определили вознести Его на крест. Это знал и Иуда, давно уже развратившийся, но тогда и от самого диавола уязвленный сребролюбием. Он и прежде имел попечение о денежном ящике и крал принадлежащее бедным. Но Господь, по долготерпению, не отринул его. Напротив, даже тогда, когда мы ели вместе с Ним, Он, желая и его уцеломудрить и нам показать предведение Своё, сказал: «истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Когда каждый из нас говорил: «не я ли?», а Господь молчал, я же, один из двенадцати, любимый Им больше других и возлежавший на груди Его, встав, просил Его сказать, кто имеющий предать Его, благий Господь и в этом случае не сказал нам имени его, но указал два признака предателя, один – такой: «обмакивающий со Мною в блюдо», а другой такой: «тот, кому Я, обмакнув кусок, подам». Даже когда Иуда спрашивал: «не я ли, равви?», Господь не сказал: «да», но: «ты сказал», и, пожелав устрашить его по сему, сказал: «горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается; лучше было бы этому человеку не родиться». Выслушав это, Иуда ушел и сказал священникам: «что хотите вы дать мне? я вам предам Его», а они предложили ему тридцать серебренников, – и исполнилось Писание, говорящее: «и приняли тридцать сребренников, цену оцененного, Которого оценили от сынов Израилевых: и дали их за поле горшечника». В пятый же день, когда мы вкушали у Господа пасху, а Иуда, обмакнув руку в блюдо, взял хлеб и вышел ночью, Господь сказал нам: «настал час, что вы разсеетесь и Меня оставите одного», и когда каждый уверял, что не оставит Его, а я, Петр, обещался умереть с Ним, Он сказал: «истинно говорю тебе: прежде нежели пропоет петух, ты трижды отречешься, что не знаешь Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

Поэтому они решили взять Спасителя тайно от народа. В это время совершенно неожиданно для них пришел к ним один из учеников Иисуса Христа – Иуда Искариотский. Иуда был очень корыстолюбив и, зная, что враги Иисуса хотят убить Его, он спросил их: «Что вы дадите мне, если я предам вам Иисуса?» Первосвященники и книжники хотели показать презрение свое к Спасителю и предложили за Него плату, как за раба – тридцать серебренников. Но Иуда рад был получить эти деньги и согласился продать за них своего Божественного Учителя. С этих пор он стал искать удобного случая предать Иисуса Христа в руки врагов его. 77. Великий Четверг. Тайная вечеря; омовение ног; совершение ветхозаветной Пасхи; установление таинства причащения ( Мф.26:17–30 ; Мк.14:12–26 ; Лк.22:7–30 ; Ин.13:1–18 ) Настал канун того дня, когда следовало вкушать пасхального агнца. Закон позволял в особенных случаях вкушать агнца накануне Пасхи. Иисус Христос знал, что в то время, когда иудеи будут вкушать пасхального агнца, Он, как Новый Агнец, будет страдать за грехи мира. Поэтому Он накануне Пасхи пожелал вкусить в последний раз Пасху с учениками Своими. Так как Иисус Христос не имел определенного жилища, ученики спросили Его: «Где велишь нам приготовить Тебе Пасху?» Иисус Христос подозвал к Себе Апостолов Петра и Иоанна, и сказал им: «Пойдите в город; вам встретится человек, несущий кувшин воды: вы следуйте за ним. И куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы есть Пасху с учениками Моими? – и он покажет вам горницу большую, устланную, готовую; там приготовьте нам». Ученики пошли в Иерусалим, нашли все так, как говорил им Иисус Христос, и приготовили Пасху. Умыв ноги ученикам, Иисус Христос снова надел одежду Свою и возлег на стол. «Знаете ли, что Я сделал?» спросил Он учеников Своих. «Вы называете Меня Учителем и Господом – и правильно говорите. Итак, если Я, Господь и Учитель ваш, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы вы делали то же, что Я сделал вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Предательство Иуды: иконы и картины «Что вы дадите мне, если я вам предам Его?» 8 апреля, 2015 «Что вы дадите мне, если я вам предам Его?» В среду Страстной седмицы вспоминается предательство Господа Иисуса Христа Иудой На четвертый день после Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал ученикам Своим: «вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие». В этот день, по нашему это была среда , — первосвященники, книжники и старейшины народа собрались у первосвященника Каиафы и совещались между собою, как бы им погубить Иисуса Христа. На этом совете они решили взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, но только не в праздник (тогда собирается много народа), чтобы не произвести возмущения в народе. Один из двенадцати апостолов Христовых, Иуда Искариотский, был очень жадный к деньгам; и учение Христово не исправило души его. Он пришел к первосвященникам и сказал: «что вы дадите мне, если я вам предам Его?» Они обрадовались и предложили ему тридцать серебренников. Иуда Искариот. Джеймс Жак Тиссо, 1836. Иуда у первосвященников. Иуда Искариот. Джеймс Жак Тиссо «Иуда, получающий плату за предательство», Джотто ди Бондоне С того времени Иуда искал удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа не при народе. После моления Христа в Гефсиманском саду в сад пришел Иуда, предатель, с толпою людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда уговорился с ними: «Кого я поцелую, Того и берите». Подойдя к Иисусу Христу, Иуда сказал: «Радуйся, Равви (Учитель)!» И поцеловал Его. Иисус Христос сказал ему: «Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию. Фра Беато Анжелико Поцелуй Иуды, Чимабуэ, конец XIII века Поцелуй Иуды.Романская роспись на кессонном потолке в Циллисе, ок. 1160 г. Базилика Сан Аполлинаре Нуово. Поцелуй Иуды. Пещерный храм прп. Иова, Почаев

http://pravmir.ru/predatelstvo-iudy-ikon...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010