Храм св. прав. Симеона Богоприимца соорудил в 1887 г. полтавский меценат Иннокентий Котельников (†1902) в память единственного сына Симеона (†1886): мальчик умер в Полтаве, когда его везли на юг для лечения от туберкулеза, и перед смертью завещал похоронить себя в Крестовоздвиженской обители, которая очень понравилась ему (отец исполнил волю сына, затем поселился в Полтаве и стал благотворителем монастыря, за что удостоился звания почетного гражданина города). Вдоль западной части ограды обители, напротив собора, протянулся корпус келий 1770 г. постройки, поновлявшийся в 1863 и 1892 гг. Южнее, напротив храма Св. Троицы, имеющего статус прихода, в 1990-х гг. выстроен дом приходской Свято-Троицкой общины. Еще южнее, также вдоль ограды, тянется корпус келий, сооруженный в 1889 г. Иннокентием Котельниковым, с домовым храмом прп. Серафима Саровского 1-й пол. 1990-х гг. Кроме указанных зданий, в южной и восточной частях монастырской усадьбы находится несколько хозяйственных строений. Святыни [ править править код ] Оригинальный образ Пресвятой Богородицы «Упование всех концов земли», написанный в 1821 г. иноком Даниилом (Московченко) на стене кельи в монастырской колокольне, утрачен в советское время. Сохранилась единственная копия иконы, бывшая келейной у сщмч. Василия (Зеленцова) (в 1918 – миссионер, 1919-1920 – священник, 1925-1926 – викарный епископ, †1930). Некоторое время она находилась в частном владении, затем – в Свято-Макариевском храме. В 1990-х гг. святыня перенесена в монастырь (празднование – 6 нояб.). Мощи свт. Афанасия обретены в монастыре 2 июня 2010 г. Прежде они считались утраченными при пожаре 1943 г. в Краеведческом музее, куда были изъяты в 1920-х гг. вместе с нетленными останками архиеп. Амвросия (Серебренникова). Почитание памяти свт. Афанасия началось еще до революции (был засвидетельствован ряд исцелений при гробе архипастыря), которая отдалила его канонизацию (соответствующее решение Свящ. Синода УПЦ и чин прославления последовали 28 мая и 10 окт. 2010 г.). Будучи в 1795-1797 гг. епископом Могилевским и Полоцким, свт. Афанасий содействовал укреплению Православия в Западной Беларуси, в 1797-1800 гг. пребывал на покое во Мгарском монастыре (память – в дни преставления и прославления, соответственно 14 янв. и 10 окт. н.ст.). Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Крестово...

Бессарабию (Измаил, Рени, Килия, Аккерман, Бендер (Бендеры, в 1918-1940 Тигина)),- Хушской епископии. В 1773 г. было получено согласие рус. властей, но после подписания в следующем году Кючюк-Кайнарджийского мира все эти территории вновь отошли Османской империи, сохранилось прежнее церковное деление. После занятия рус. войсками Молдавии в 1787 г., в ходе 2-й русско-тур. войны, Измаильский, Килийский, Кагульский, Аккерманский и Бендерский округа были присоединены к Молдавской митрополии, управляющим которой с титулом «экзарх Молдо-Влахийский» (см. Молдо-Влахийский Экзархат РПЦ ) стал Екатеринославский архиеп. Амвросий (Серебренников) . 26 дек. 1791 г. приходы Юж. Бессарабии были выделены в отдельное Белоградское и Бендерское вик-ство Молдавской митрополии, во епископа Белоградского был хиротонисан Гавриил (Банулеску-Бодони) . Однако в нач. янв. 1792 г., после того как по Ясскому мирному договору Молдавия и Валахия вновь вернулись в состав Османской империи, вик-ство было упразднено. В результате русско-турецкой войны 1806-1812 гг. Османская империя отказалась от Бессарабии в пользу России. В апр. 1811 г. приходы Юж. Бессарабии образовали Бендерское и Аккерманское викариатство Молдо-Влахийского Экзархата (см. в ст. Бендерское вик-ство ), резиденция 1-го Бендерского еп. Димитрия (Сулимы) находилась в Яссах. В 1813 г. Молдо-Влахийская митрополия была преобразована в Кишинёвскую и Хотинскую епархию, к-рую в сане архиепископа в 1821 г. возглавил Димитрий (Сулима). По Парижскому трактату 1856 г., заключенному после Крымской войны, Россия уступила Румынии юж. часть Бессарабской губ.: Измаильский, Аккерманский и Кагульский уезды. 26 марта 1857 г. Румынский митр. Михаил (Михалеску) создал духовную консисторию в Измаиле для управления приходами этих уездов. 3 нояб. 1864 г. по решению Совета министров Румынии была образована Нижнедунайская епархия с центром в Измаиле, включившая большую часть Юж. Бессарабии и жудец Ковурлуй; Кахул был присоединен к Хушской епархии. Управляющим Нижнедунайской епархией стал выпускник Киевской Духовной Академии еп.

http://pravenc.ru/text/1319764.html

Сочинения 1) Краткое руководство к оратории российской, сочиненное в лаврской семинарии в пользу юношества красноречию обучающегося, префектом иеромонахом Амвросием Серебренниковым. М. 1778. 2) Краткое историческое описание свято-троицкой Сергиевой лавры. Соч. иеромонаха Павла (Пономарева). Спб. 1782. Сочинение писано, когда Павел был наместником лавры и учителем истории в троицкой семинарии. 3) Краткие правила и словарь простого греческого языка, иеромонаха Мефодия (Смирнова, учителя при семинарии). М. 1783. 4) Сокращениее богослужения древних римлян, с кратким вступлением, содержащим некоторые древности, касающиеся до города Рима. Собрал Иван Рижский. М. 1784. С0ЧИНЕНИЯ РЕКТОРА АПОЛЛОСА БАЙБАКОВА (1775–1783). 1) Иеффай, священная трагедия в прозе. М. 1778. 2) Ураний, лишенный зрения, несчастный государь, священная иносказательная повесть. М. 1779. 3) Афанат и Фнит, или неразрывный союз двух братьев; аллегорическая повесть, изъясняющая сообщение души с телом. М. 1780. 4) Общий способ учения, для всякого состояния свободных людей нужный. М. 1781. 5) Словарь пиитико-исторических примечаний. М. 1781. 6) Загадки увеселительные с нравоучительными отгадками. М. 1781. 7) Евгеонит, или созерцание в натуре видимых Божьих дел. М. 1782. 8) Вера, надежда и любовь, учения богословского состав. М. 1782. 9) Кто есть истинный друг, иносказательное с нравоучением описание. М. 1783. 10) Богословские рассуждения, читанныя в богословских публичных состязаниях в разное время в семинарии святотроицкой Сергиевой лавры, под предводительством семинарии ректора иеромонаха Аполлоса М. 1781 г. В этом сборнике самому Аполлосу принадлежат по подписи: 1) ответ на возражения противу повсемственного звания Божия и 2) возражения на бессмертие души. Сверх того, вероятно, принадлежит Аполлосу же помещенное в том же сборнике рассуждение о древнем славянском богослужении 247 247 Другие сочинения и переводы Аполлоса, которых издание относится ко времени до и после его ректорства в Троицкой семинарии, указаны в словарях преосвящ. Евгения и Филарета. Читать далее Источник: История Троицкой лаврской семинарии/[соч.] С. Смирнова. - Москва : Изд. А.В. Толоконникова; тип. В. Готье, 1867. - 586, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Кишиневская Основана 13.08 (по др. 21.08) 1813. «...В Бессарабии до учреждения Кишиневской епархии существовала еп. Хотинская...» ( Чистович И. А. Ук. соч. С. 20). Предыстория возникновения теперешней Кишиневской епархии относится к XVIII в. Во время русско-турецкой войны 1735–739 гг. в Яссах был хиротонисан митрополит Молдавский Антоний Черновский, находившийся во временной юрисдикции Св. Синода. Затем, в ходе русско-турецкой войны 1787–1791 гг., на территории, оккупированной Дунайской армией, для местного Православного населения учреждается Молдовлахийская епархия, возглавленная находившимся при армии в Яссах архиепископом Екатеринославским Амвросием (Серебренниковым) – «Местоблюстителем Молдовлахийской Экзархии» (ПБЭ Т. 4. С. 9; Т. 5. С. 357). Впоследствии на территории Бессарабии, отошедшей к России, учреждается Кишиневская епархия. Архиепископия с 03.07.1821. С 1844 г. обычно замещалась епископами. «...В 1878 г. к Кишиневской епархии присоединена епископия Нижнедунайская (кафедра была в Измаиле) существовавшая с 1856...» ( Чистович И. А. Ук. соч. С. 20). 22 .09(05.10)1992 на основе архиепископии создана автономная Православная Церковь в Молдове. Митрополия. Именовалась: с 21.08.1813 – Кишиневская и Хотинская; Кишиневская и Молдавская; Кишиневская и Молдавская (Православная Церковь в Молдове). Викарные кафедры: Измаильская, Бельцкая, Бендерская, Дубоссарская, Ниспоренская. 1739 22.12.1789 29.12.1791 1 1.02.1792 10.05.1793 27.03.1806 20.09.1812 21.08.1813 30.03.1821 18.06.1821 04.08.1844 12.11.1844 17.03.1858 17.03.1858 13.03.1871 23.06.1871 16.07.1882 21.08.1882 12.01.1891 12.01.1891 21.11.1892 Исаакий Положенский 21.11.1892 26.01.1898 26.01.1898 12.08.1904 Иаков Пятницкий 12.08.1904 16.09.1908 Владимир Сеньковский (Синьковский) 16.09.1908 20.03.1914 29.05.1910 16.11.1911 20.03.1914 05.12.1915 10.12.1915 12.1940 18(31)12.1944 31.12.1946 13.01.1947) Иероним Захаров 05(18)02.1947 21.05(03.06)1948 Венедикт Поляков 21.05(03.06)1948 25.05(07.06)1949 25.05(07.06)1949 24.02(09.03)1969

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1863 года епархия имела свой печатный орган – журнал " Полтавские епархиальные ведомости " . Кроме официальной информации, он имел и неофициальную часть, где публиковалось много статей по истории епархии, монастырей, храмов, церковно-приходских школ, биографические очерки о выдающихся церковнослужителях и т. п. В 1919 году, после установления советской власти, журнал был закрыт. С 1890 по 1918 год действовало Полтавское епархиальное Братство имени святого преподобномученика Макария. Братство оказывало материальную помощь церковно-приходским школам (ремонт, приобретение литературы, помощь бедным ученикам), способствовало открытию новых школ, курсов по подготовке учителей грамоты и т. п. На 1896 год в Братстве состояло 1388 членов, среди которых – 35 почетных, 16 пожизненных и 844 действительных. В подчинении Братства находилось 1388 школ, в том числе 476 церковно-приходских и 547 школ грамот. Всего в братских школах обучалось 29428 учеников. Руководство курсами и школами осуществлял Совет, который возглавлял ректор Полтавской Духовной семинарии. Благодаря активной деятельности преосвященного Иоанна (Смирнова) и ряда известных полтавских ученых, при Епархиальном управлении по указу Синода в 1906 году был создан Полтавский археологический комитет и Полтавское древлехранилище (уникальный музей редкой церковной старины, где хранилось, например, Пересопницкое Евангелие). Музей действовал до 1919 года. С установлением советской власти церковное имущество, в том числе и священные предметы, было разграблено или отобрано по постановлениям органов власти. Тогда же были переданы в государственные музеи и сокровища Полтавского древлехранилища. После закрытия в 1923 году Полтавского Крестовоздвиженского монастыря бесследно исчезли нетленные останки архиепископа Амвросия (Серебренникова), а также епископа Афанасия (Вольховского) – епископа Старорусского, впоследствии Могилевского (уроженца Полтавы, выпускника Киево-Могилянской Академии), который с 1798 года пребывал на покое в Лубенском Мгарском монастыре и умер в 1801 году в Полтаве.

http://azbyka.ru/palomnik/Полтавская_обл...

Старец перестал есть и спать, так-что братия боялась даже, чтобы он не умер от безмерной печали. Но делать было нечего, и в навечерие Успения 1779 года Паисий покинул Секульский монастырь. Очевидец этого переселения, Митрофан описывает трогательную сцену прощания великого старца с монастырем и торжественно-простого передвижения монахов в Нямец. Пред нами великолепная картина, словно выхваченная из какого-нибудь древнего восточного Патерика. Престарелый и больной Паисий не может идти и должен ехать на повозке, а братия окружает его со всех сторон, словно пчелы матку, слушая духовные беседы своего наставника. Преобразования в Нямецком монастыре были такого же характера, как и в двух предыдущих. Опять особое внимание было обращено на больницу, гигиенические условия которой были поставлены очень высоко и на широкое страноприимство, что дает повод автору Жития назвать Паисия вторым Авраамом. Число братии увеличилось уже до четырехсот. Раз в год Паисий посещал Секульский монастырь, где жил по 9 дней, поучая монахов на славянском и молдавском языке. Во время второй турецкой войны, в 1790 году в Нямецкий монастырь приехал архиеп. Амвросий Серебренников. Он посвятил Паисия в сан архимандрита. С этого приблизительно времени начинается то падение строгой жизни монахов, которое еще раньше предвидел прозорливый старец; по словам автора Жития, причинами была «молва, излишество, мятеж и коемуждо свое его о себе попечение и сих ради божественных и отеческих писаний чтение и себе внимание оставление». Тем не менее, сам Паисий не оставлял трудов по переводу и переписке книг и составитель Жития по этому поводу восклицает: «О, бесстрашнейшего и свята мужа! О души чистой, соединенной с Богом! Весь любовью прилеплен бе к Богу, весь и ко ближнему разливашеся любовью». Наконец силы стали изменять старцу, он не мог уже переводить что-нибудь вновь и только просматривал свои прежние труды; не мог он выходить из кельи и 15 ноября 1794 года, на 72 году от рождения тихо скончался, оплакиваемый всей братией.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

Иов, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (Потемкин Яков Петрович) Родился 22 июля 1752 года в селе Нихолаже Смоленской губернии в семье полковника. Образование получил в сухопутном шляхетском корпусе, который окончил в чине поручика. В 1779 году тайно от родителей принял монашество в одном из молдавских монастырей. В 1784 году в Яссах рукоположен во иеромонаха. С 1785 года – игумен Городищенского Успенского монастыря в Бессарабии. В 1789 году епископом Амвросием (Серебренниковым, † 1792) возведен в сан архимандрита. 27 февраля 1793 года хиротонисан во епископа Феодосийского и Мариупольского, викария Екатеринославской епархии. С 13 мая 1796 года – архиепископ Минский и Волынский; с 16 октября 1799 года именовался Минским и Литовским. 7 февраля 1812 года переведен на Екатеринославскую кафедру. Избран вице-президентом Российского Библейского общества. В 1817 году «за деятельное споспешествование Российскому Библейскому обществу» получил алмазный крест на клобук. Скончался 28 марта 1823 года. Погребен в склепе Самарского (под Екатеринославлем) загородного архиерейского дома. Историческое значение преосвященного Иова определяется его деятельностью на Минской кафедре. Минская кафедра, учрежденная 13 апреля 1793 года, имела совершенно особенные условия жизни православного населения под владычеством Польши. Пятнадцатилетнее управление преосвященного Иова Минской епархией ввело епархиальную жизнь в ней в обычные рамки жизни российских епархий. Он перевел из Слуцка в город Минск архиерейскую кафедру и консисторию. Преосвященный Иов исправил все церковные строения, нуждавшиеся в ремонте, упорядочил устройство кладбищ и т. д. Как администратор преосвященный Иов был человек в высшей степени самостоятельный, сам вникал решительно во все, не прибегая к посторонней помощи. По характеру он был вспыльчив и требовал беспрекословного и немедленного исполнения своих повелений. Когда преосвященный Иов управлял Феодосийской кафедрой, то он в самом начале своей деятельности в отношении к духовенству применял такие суровые меры, что заслужил строгий выговор от Святейшего Синода. После этого он стал вести себя осторожнее, но характера своего не изменил. Следует отметить, что преосвященный Иов и к себе самому был очень строг и требователен. Любопытен эпизод из первых лет его монашеской жизни, живо рисующий твердость его воли. Когда он был еще молдавским монахом, его послали в Россию для сбора пожертвований на монастырь. Там он был в родном селе, в родном доме, говорил со своими родными, но ничем не выдал себя и ушел неузнанным.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

3 июля 1886 года назначен временным управляющим Полтавской епархией , из-за болезни Полтавского архиепископа Иоанна (Петина) . 14 ноября 1887 года назначен епископом Полтавским и Переяславским . Епископ Иларион улучшил в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре хозяйственную часть, обновил храмы, построил каменную теплую церковь (трапезная), устроил дом для странников, обустроил усыпальницу святителей Амвросия (Серебренникова) и Афанасия (Волховского) . Икона свт. Илариона, епископа Полтавского Постоянно заботился о церковных школах в епархии (которых было открыто при нем больше 1000), особенно о школах для девочек. По его инициативе и при непосредственном участии в Полтаве открыто отделение Всероссийского православного миссионерского общества (1888), Сестринское братство «Троеручица» при Сампсониевском храме (1897), отделение попечительства о слепых со школой для слепых девочек (1894), отделение Православного палестинского общества (1899), Свято-Макариевское епархиальное братство (1900), приют для вдов и сирот священнослужителей. С целью улучшения материального положения епархиального духовенства была создана касса взаимопомощи, построен свечной завод. Под руководством епископа Илариона был обновлен кафедральный собор, осуществлен капитальный ремонт Крестовой церкви архиерейского дома, построено новое помещение епархиального женского училища, обустроен Сампсониевский храм на поле Полтавской битвы и построен величественный памятник в честь этого события. При своем большом трудолюбии и строгом отношении к подчиненному духовенству епископ Иларион отличался смирением и глубокой молитвенностью. Скончался 18 января 1904 года, оставив пастве завещание такого содержания: " Прости, Богом дарованная Полтавская паства! Простите все, кого оскорбил словом и делом, ведением и неведением. Се уже не молюсь я с вами в сем храме, сего ради прошу и молю вас, возлюбленные братие мои, сестры и чада, паче же иереи Божии, не забывайте мя, егда молитеся ко Господу, но поминайте мя и молите Бога, да презрит, яко благ, согрешения моя, яже, яко человек смертный, - жизни содела, и да молитвами вашими обряду, в день судный, милость на судищи оном страшном. Дети дорогие, помяните любившего вас до конца жизни! " .

http://drevo-info.ru/articles/13679852.h...

языка. Из Нямецкого мон-ря по всему славяноязычному миру расходилось большое количество копий святоотеческих творений, переведенных с греч. языка. П. имел постоянную связь с Афоном через иноков, направлявшихся на Св. Гору или на правосл. Восток, в т. ч. через монахов Григория, Михаила, Адриана, Климента, схим. Иоанна. Общаясь с создателями греч. сб. «Филокалия», он направил на Св. Гору к свт. Макарию Нотаре своего ученика - мон. Иоанна (подробнее см.: Жгун, Жгун. 2017. С. 33). В 1786 г. П. получил от издателей «Филокалии» рукописную греч. книгу Слов прп. Исаака Сирина . В Рождественский пост того же года П. приступил к новому переводу греч. «Филокалии», полученной еще в 1770 г. от иером. Никифора (Феотоки ; впосл. архиепископ), используя принесенную греч. рукопись и исправленную в 1770-1771 гг. славянскую. Этот перевод он закончил в 1787 г. Когда вскоре после 1782 г. П. получил печатное издание греч. «Добротолюбия», он начал повторный перевод произведений св. отцов, к-рые уже переводил или исправлял прежде ( Жгун П. Б., Подковырова. 2018. С. 85). В 1793 г. в Москве были впервые опубликованы 2 части слав. перевода «Добротолюбия». Его основу составили тексты, исправленные или переведенные преподобным. П. и его братство целенаправленно занимались переводами святоотеческих поучений: еще до издания греч. «Добротолюбия» почти все вошедшие в него творения уже были переведены на церковнослав. язык (см. подробнее в ст. «Добротолюбие» ). Рака с мощами прп. Паисия Величковского в Нямецком мон-ре. Фото: www.neamt.mml.ro Рака с мощами прп. Паисия Величковского в Нямецком мон-ре. Фото: www.neamt.mml.ro Во время русско-тур. войны, когда Нямец наполнился беженцами, на 2-й седмице Великого поста 1787 г., братия ушла в леса, а П. с немногими оставшимися переехал в Секу. В 1790 г., после занятия рус. войсками Молдавии, в Яссы прибыл главнокомандующий кн. Г. А. Потёмкин-Таврический, а вместе с ним и местоблюститель Молдо-Влахийского Экзархата архиеп. Екатеринославский Амвросий (Серебренников) , который возвел П.

http://pravenc.ru/text/2578651.html

Св. исп. Петр Чельцов, протоиерей (30 авг./12 сент. 1972), с. Великодворье Гусь-Хрустального района Владимирской области. В молодости часто ездил в Оптину и усвоил многие традиции Оптинских старцев. Сам замечательный старец, выдающийся пастырь, чудотворец. Схимонах Иоасаф (Моисеев; 25.03/07.04 1976). Духовный сын преп. Нектария Оптинского , исповедник, прозорливец. После освобождения из лагеря (в заключении провел около 16 лет) жил в г. Грязи Липецкой области. Архиепископ Андрей (Рымаренко) 29 июня/12 июля 1978) Рокландский. Видный иерарх РПЦЗ. Основатель монастыря «Новое Дивеево» в США. До эмиграции служил в Киеве, был духовником катакомбных священников, духовный сын преп. Нектария Оптинского , читал ему отходную. Схиархим. Амвросий (Иванов; 2/15 окт. 1979). Воспитанник Оптиной Пустыни. Скончался в возрасте около 100 лет, последние годы жизни служил в с. Балабанове Калужской области. Схиигумен Павел (Драчев; 16/29 марта 1981), с. Черкассы Ефремовского района Тульской области. Скончался почти в столетнем возрасте. Вероятно, последний Оптинский монах. Нес на себе дух великих Оптинских старцев. Старец-утешитель, прозорливец, исповедник, затворник. У себя на приходе организовал общину, в основном состоявшую из монахинь Шамординского монастыря. Епископ Нектарий (Концевич; 24 янв./б февр. 1983) Сиэтлинский. Виднейший иерарх РПЦЗ. В юности часто бывал в Оптиной, духовный сын преп. Нектария Оптинского . Умер сразу после служения Божественной Литургии в день Всех Новомучеников и Исповедников Российских. Иеросхим. Нектарий (Овчинников, 16 февр./1 марта 1988). Скончался в г. Ельце Воронежской области. Духовник многих мирян, прежде известный врач. Духовный сын архим. Бориса (Холчева) . Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков; 20 апр./3 мая 1990). Имел духовное общение с преп. Никоном Оптинским , которого глубоко почитал. Протоиерей Василий Евдокимов (5/18 дек. 1990). Известный московский священник, исповедник, общался с преп. Нектарием Оптинским . Протоиерей Василий Серебренников (17/30 дек. 1996), Москва. Замечательный священник, выдающийся духовник. Духовный сын пр.исп. Георгия (Лаврова), духовник «последнего русского философа» А. Ф. Лосева (в монашестве Андроник; 1988).

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjataja...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010