С 1786 года архиепископом Славянским и Херсонским был Амвросий Серебренников. А с 1793 года архиерейскую кафедру в Полтаве возглавлял архиепископ Гавриил Бонулеско (Бодони). После ликвидации полкового строя на Левобережной Украине с начала 1782 года территория современной Полтавщины входила в состав Киевского и Черниговского наместничеств и Новороссийской губернии, а после расформирования последней, с 1783 года, – в Екатеринославское наместничество. В 1796 году наместничества на Левобережье были упразднены, а вместо них создана Малороссийская губерния с центром в г. Чернигове. В ее состав вошли районы, которые составили впоследствии Черниговскую и Полтавскую губернии. В 1799 году была создана Малороссийско-Переяславская епархия с центром в Переяславе, которой подчинялись церкви и монастыри Малороссийской губернии. Правящий архиерей начал носить титул Малороссийский и Переяславский. В начале 1802 года Императорским Указом Малороссийская губерния была ликвидирована, а вместо нее созданы две – Полтавская и Черниговская. Вскоре, Указом Святейшего Синода от 17 декабря 1803 года Малороссийско-Переяславская епархия была реорганизована и переименована в Полтавско-Переяславскую. Однако резиденция иерархов осталась в г. Переяславе, на пригородной даче Андруши, – из-за отсутствия в Полтаве подходящего помещения для епархиального управления. Только в 1847 году центр епархии (резиденция епархиальных Преосвященных) переносится в Полтаву, а сама епархия получает название Полтавской. Ее архиереи начали носить титул " Полтавские и Переяславские " , и так именовались до 1937 года. Для помощи в управлении епархией в 1884 году было открыто (и просуществовало до 1937 года) Прилукское викариатство, а Преосвященные Прилукские находились при Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. В 1920–1928 годах также существовало Лубенское викариатство. При епархиальном архиерее действовала Полтавская духовная консистория – коллегиальная организация, которая выполняла церковно-административную и судебную функции; она была высшим епархиальным органом управления Православной Церкви. Консистория была ликвидирована в 1919 году – согласно постановлению Всероссийского Церковного Собора о реорганизации консисторий в епархиальные советы.

http://azbyka.ru/palomnik/Полтавская_обл...

В монастыре в начале века находились два ковчега с частицами мощей святых угодников. Однако главной святыней монастыря была чудотворная икона Скорбящей Божьей Матери, которая именовалась " Упование всех концов земли " . Икона эта была написана в 1821 году на стене в среднем ярусе колокольни иноком Даниилом Московченко. К образу этому приходили многие больные, для которых возле него служились молебны с водоосвящением. Известно также, что находившиеся в монастыре нетленные мощи архиепископа Амвросия Серебренникова и епископа Афанасия Вольховского подавали благодатное исцеление всем с верою просящим у них помощи. С первых лет Советской власти, в соответствии с многочисленными декретами, производилось изъятие золотой и серебряной церковной утвари. За период с 1917 по 1919 год был практически полностью вырублен знаменитый монастырский дубовый лес. Во время немецкой оккупации Полтавы летом 1918 года при монастыре была открыта небольшая амбулаторная больница. В 1923 году монастырь был закрыт. В помещениях монастыря разместились клуб поселка железнодорожников и губернский архивный склад. С 1933 года и до конца 30-х годов в монастыре размещалась детская трудовая колония для сирот и беспризорных. В конце 1930-х годов бывшие келии монастырю были Полтавскому государственному педагогическому институту и в них были оборудованы общежитие, столовая и квартиры для преподавателей. Во время немецкой оккупации 1942-1943 гг. община монахинь получила разрешение открыть в уцелевших помещениях женский монастырь. В послевоенные годы монастырь начал постепенно отстраиваться за счет церкви и частных пожертвований. В ноябре 1958 года Полтавский облисполком принял решение о ликвидации Полтавского Крестовоздвиженского монастыря и передаче его помещений Полтавскому государственному педагогическому институту. 48 монахинь и основное имущество монастыря были вывезены 8 июля 1960 года в Лебединский Николаевский монастырь (Черкасская область), а монахинь разместили по домам престарелых или передали родственникам. Решением местной власти со всех монастырских зданий были сняты кресты. В 1980-е годы было окончательно уничтожено монастырское кладбище, на котором были похоронены многие выдающиеся полтавчане и простые жители города.

http://sobory.ru/article/?object=11933

9 мая 1787 г. аналогичным образом был заложен Преображенский собор Екатеринослава, на этот раз — при участии самой императрицы и императора Священной Римской империи Uocuфa II: «Ее Императорское Величество пеша шествовать изволила, в предследовании Преосвященного (Екатеринославский архиепископ Амвросий (Серебренников). — Н. П.) и прочего духовенства, к назначенному месту для заложения церкви, а прибыв ко оному, по совершении водоосвящения с молебным пением, в присутствии Ее Императорского Величества и Графа Фалькенштейна (Uocuф II. — H. N.), заложена вновь каменная церковь и основание оной положить изволила Ее Императорское Величество Высочайшею Особою, принадлежащую же к тому плиту Ее Императорскому Величеству подал Его Светлость Князь Григорий Александрович Потемкин, при чем соучаствовали и Граф Фалькенштейн, положа в место основания кирпич и известь» . Коль скоро «графом Фалькенштейном» был положен только лишь кирпич, в «плите» Ekamepuhы II (kak и в «первом камне» И. А. Ганнибала в Херсоне) следует, надо полагать, видеть основной закладной камень храма. Конечно, можно было бы предположить, что такой камень был все-таки положен архиереем и данное обстоятельство не отразилось в процитированном тексте в силу лаконичности последнего. Однако и в иных описаниях рассматриваемой церемонии ничего не сказано об архиерейском камне и, наоборот, всячески подчеркивается первенство «плиты» монархини . Оно даже было особо отмечено в надписи на позолоченной медной «доске», также помещенной в основание храма: «Ekamepuha II во основание Храма первый положила камень 1787 года». Таким образом, оказывается, что спустя два десятилетия после начала строительства Исаакиевского собора Ekamepuha II, полагая закладной камень в основание храма, судя по всему, полностью вытесняет присутствующего и участвующего в данной церемонии архиерея и совершает это действие единолично. Несколькими же годами ранее аналогичным образом ведет себя при закладке храма «заместитель» императрицы. Впрочем, необходимо подчеркнуть, что, с одной стороны, речь здесь идет о закладках храмов, совершавшихся на южной новоосваиваемой периферии империи, вдали от ее столицы, и это обстоятельство, конечно же, могло способствовать более знаменательному участию монархини в рассматриваемой церемонии. Кроме того, не следует забывать и о специфическом характере закладки екатеринославского собора, означавшей собой также и перенос на новое место (то есть новое основание) самого города Екатеринослава , которому прочили в будущем совершенно особенный статус .

http://bogoslov.ru/article/6191976

Николаев. Собор Николая Чудотворца. греческая церковь, Свято-Николаевская соборная церковь Карта и ближайшие объекты Свято-Никольский соборный храм находится на пересечении улиц Никольская и Фалеевская. Первая попытка построить храм в честь святителя Николая была сделана в конце 18 в. 26 июня 1769 г. Г.А. Потемкин направил Екатерине II донесение с просьбой устроить в районе Витовка (ныне – Корабельный район г. Николаева), недалеко от русла Ингул, мужской Свято-Никольский монастырь для монахов и инвалидов – участников войны с турками. Разрешение пришло незамедлительно. Настоятелем еще не построившейся обители был назначен архимандрит Моисей. Но в связи со смертью князя решение про основание обители осталось нереализованным. 17 декабря 1789 г., через год после взятия Очакова, М.Л. Фалеев проинформировал архиепископа Екатеринославского, Херсонского и Таврического Амвросия (Серебренникова) о намерении соорудить в Николаеве храм в честь свт. Николая Чудотворца. Осуществление этого доброго намерения очень тесно связано с греками-переселенцами, которые сыграли значительную роль в экономической и культурной жизни города. Волны греческой эмиграции покатились, когда в этом регионе стали проводиться успешные военные действия России. Греки видели в единоверной России свою покровительницу. Кучук-Кайнарджийский мирный договор (1774 г.) давал России право защищать интересы христианских балканских народов. В частности, жителям Архипелага разрешалось в течение года эмигрировать в Россию. Греческим эмигрантам предоставлялись всяческие льготы, выделялась земля и денежная помощь. В конце 18 в. греки появились и в Херсонской губернии, а в середине 19 в. их количество в этой губернии достигло 3500 человек. Греческие торговые ряда занимали целый квартал между улицами Московской, Черниговской, Адмиральской и Никольской. В строительстве нового города принимал участие греческий архитектор Мануил Портарий, который прибыл с Ясс вместе с греками-строителями Яни Калфа, Федор Киоше и Федор Мийрос. Много полезного для Николаева в конце 18-19 вв. сделали греки Аркасы, Рафтопуло, Манн ган…

http://sobory.ru/article/?object=09920

На сегодняшний день в Соборе новомучеников поименно прославлено 1588 святых. 1.2. Согласно канонической практике имена общецерковно прославляемыхсвятых сообщаются Предстоятелям Поместных Православных Церквей длявключения в их Святцы. Святые, прославленные в других Поместных Православных Церквях, включаются в Месяцеслов Русской Православной Церкви. В межсоборный период Священный Синод рассмотрел сообщения по этим вопросам Предстоятелей Константинопольской, Александрийской, Грузинской, Сербской и Польской Православных Церквей. В результате в Месяцеслов Русской Православной Церкви были включены имена 22 святых и установлены три соборные памяти мучеников, в различное время убиенных (сведения по этому вопросу представлены в приложении 3). 1.3. За это время Комиссия рассматривала материалы и к прославлению местночтимых святых. Святейшему Патриарху было доложено, что члены Комиссии не нашли препятствий для прославления в лике местночтимых святых подвижников, сведения о которых были представлены от следующих епархий: - от Астраханской: архиепископа Феодосия (+1607), первого святителя Астраханского, - от Воронежской: архиепископа Воронежского и Задонского Антония(Смирницкого; 1773-1846), - от Вятской: иеросхимонаха Стефана (Куртеева; 1830-1890), - от Екатеринбургской: монаха Василиска Сибирского (сер. XVIII в. -29 декабря 1824) и схимонаха Илии (Чеботарева; 1829-30 ноября 1900), - от Костромской: иеромонаха Тимона, старца Надеевского (1763-1840), - от Львовской: архидиакона Никифора (Кантакузена; +1599), - от Московской: иеромонаха Филарета (в схиме Феодора; Пуляшкина,1758-1842) и иеросхимонаха Аристоклия (Амвросиева; 1846-1918), - от Мурманской: 116-ти мучеников братии Печенгского монастыря, вместе с преподобномучеником Гурием Печенгским в 1589 году убиенных, - от Нижегородской: Христа ради юродивых блаженных Пелагии (Серебренниковой; 1809-1884), схимонахини Параскевы (Паши Саровской, + 1915) и Марии (Фединой, +1931), - от Псковской: иеросхимонаха Симеона (Желнина; 1869-1960),

http://sedmitza.ru/lib/text/429622/

В Днепропетровске открыты катехизаторские курсы и регентская школа, в епархии действуют 45 воскресных школ. В 1998 г. возобновилось издание «Епархиальных ведомостей», с 2001 г. имеющих приложение - «Церковные вести». Издается ж. «Спасите наши души» с приложениями «Православные чудеса», «Радуга» (детское), «Православная семья». С 2000 г. выпускается правосл. газ. «Начало» с приложением - детским ж. «Богдан». Издаются «Вестник Павлоградского благочиния», «Вестник Новомосковского благочиния». Активно действуют в епархии братства и др. правосл. церковно-общественные организации: союз правосл. молодежи «Свет» (Днепропетровск), издающий ежемесячный ж. «Слово» с приложениями «Семья - малая Церковь» и «Православный медицинский листок», днепропетровское обл. движение в защиту канонического Православия «Путь православных», днепропетровский центр помощи жертвам деструктивных культов «Диалог», Центр правосл. культуры «Лествица» (при Центре действуют воскресная школа, 1-я на Украине правосл. б-ка, телестудия), Днепропетровское обл. благотворительное об-во им. свт. Николая Чудотворца, благотворительно-просветительское движение при днепропетровском Благовещенском храме по духовному окормлению пациентов психиатрической больницы, молодежное братство мц. Татианы в Днепропетровске. Д. и П. е. сотрудничает с гос. структурами в деле правосл. просвещения. При содействии МВД Украины построен храм во имя вмч. Георгия - памятник сотрудникам МВД, погибшим при исполнении служебных обязанностей. Храмы действуют во мн. больницах Днепропетровска и районных центрах, образуя больничное благочиние епархии. Совместно с Днепропетровской гос. финансовой академией, Днепропетровским национальным ун-том и редакцией ж. «Фuлocoфiя. Культура. Життя» епархия с 2003 г. ежегодно проводит богословско-философские чтения «Православие в мировой культуре» (Архангело-Михайловские чтения). Архиереи архиеп. Евгений (Булгарис; 1 окт. 1775 - 5 мая 1779); архиеп. Никифор (Феотоки ; 6 авг. 1779 - 28 нояб. 1786); еп. Амвросий (Серебренников; 28 нояб.

http://pravenc.ru/text/178625.html

Разрешение Преосвященного Амвросия (Серебренникова) на строительство часовни было получено 30 июня 1789 г. Временная часовня была построена, а в начале 1790 г. жители Кагальника начали ходатайство о постройке новой церкви. В консисторском указе от 3 мая 1790 г., посланном Мариупольскому духовному правлению, говорилось, что «в слободе Кагальницкой на место сгоревшей Покровской церкви разрешено и дозволено заложить и построить новую в тож именование церковь». На основани этого указа 31 мая того же 1790 г. таганрогский протоиерей Стефан Разорецкий «в слободе Кагальницкой, соборне, по надлежащему церковному чиноположению, положил закладку на сооружение новой церкви». Расходы на строительство церкви взял на себя купец второй гильдии и бургомистр г. Ростова-на-Дону Иван Тимофеевич Назаров. К 26 июля 1790 г. Покровская церковь была построена. 15 февраля 1791 г. таганрогский протоиерей Стефан Разорецкий «соборне, по надлежащему церковному чинопоследованию, въ слободе Кагальницкой освятил новосооруженную, на место сгоревшей, Свято-Покровскую церковь и открыл в ней богослужение и священнодействие». Освященная в 1791 г. Покровская церковь просуществовала до 1842 г. 3-е здание. В 1842 г. было построено новое каменное здание церкви. Храм был трехпрестольным. Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы; 2-й престол на хорах во имя свт. Николая Чудотворца; 3-й во имя свт. Тихона Задонского. О том, как выглядел этот храм, описано в 1910 г. в страховых документах: «Новое здание было оштукатурено снаружи и изнутри, покрашено масляной краской, покрыто железом, окрашенным зеленой краской. Длина церкви с колокольней – 181/2 саженей, ширина наибольшая – 121/2 саженей. Высота до верха карниза – 51/4 саженей. Главы: одна большая и одна малая над алтарем. Иконостас длиной 11 саженей, высотой 4 сажени. Колокольня в два яруса общей высотой до верха карниза 9 саженей». Духовенство Покровской церкви на 1913 г.: свящ. Алексей Иванович Жежеленко, 1883 г.р.; свящ. Иоанн Иоаннович Курковский, 1861 г.р.; диак. Василий Иаковлевич Монастырев, 1844 г.р.; псаломщик Николай Иоаннович Трофимовский, 1840 г.р.; псаломщик Илья Григорьевич Ткаченко, 1892 г.р.

http://sobory.ru/article/?object=31320

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АМВРОСИЙ (СЕРЕБРЕННИКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Амвросий (Серебренников) Редакция текста от: 22.11.2010 04:06:55 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/10388.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @4012@ Подпись к иллюстрации: Архиеп. Амвросий (Серебренников) Размер файла: 49.27 Кб Кто разместил: Харин, Илья Николаевич Дата размещения 22.11.2010 04:06:28 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/4012.html

1761 г.), бывший воспитанник Киевской академии, докончил свое образование также за границей и получил здесь диплом доктора философии; нижегородский епископ Дамаскин Семенов – Руднев (1737–1795), бывший членом российской Академии, учился в Геттингенском университете и написал сочинение по истории литера-туры: «библиотека российская, до годам расположенная, от начала типографии в России по нынешние времена»; архиеп. екатеринославский, Амвросий Серебренников (ум. 1792) составил руководство по оратории или риторике, и перевел поэму тона «Потерянный рай»; архиеп. архангельский Аполлос Байбаков (1745–1801) составил «Пиитику» и написал несколько назидательных повестей в аллегорической форме. Кроме того, славились образованием и ученостью: архиеп. московский Платон Малиновский (ум. 1754), еп. крутицкий, Иларион Григорович (ум. 1760 г.); архиеп. петерб. Сильвестр Кулябка (ум. 1761 г.); архиеп. новгор. Амвросий Юшкевич (ум. 1745 г.); архиеп. новг. Дмитрий Сеченов (1767 г.); архиеп. московский, Амвросий Зертис-Каменский, занимавшийся переводом разных духовных сочинений; ректор Московской академии Варлаам Лящевский (ум. 1774), замечательный филолог, написавший «греческую грамматику», которая долго была руководством в духовных семинариях. Некоторые из упомянутых лиц сделались известными уже при Екатерине II, но начало их деятельности и особенно образование принадлежит царствованию Елизаветы. В царствование Елизаветы вообще в духовенстве образовалось много таких людей, которые явились замечательными деятелями при Екатерине II. Когда открыта была Екатериною Российская академия, то четвертая часть её членов с самого же начала составилась из духовных–11 монашествующих и 8 лиц белого духовенства, а первенствующим членом и вместе вице-президентом академии был назначен митр, новгородский, Гавриил Петров (1730–1801). Гавриил славился таким глубоким умом и многосторонним образованием, что Екатерина в знак уважения к нему посвятила ему перевод Велисария Мармонтеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010