Что же касается до книг, утраченных при прежних библиотекарях, они, по приказанию Платона, исключены из каталога. Ильинскому поручено составить новый каталог, в котором означать год и место издания книги, чего в прежних каталогах не было. В 1775 году, когда префект Ильинский сменен с должности библиотекаря префектом Амвросием Серебренниковым, при приеме библиотеки от Ильинского оказались утраченными при нем до 60 книг, в том числе рукописный: псалтирь переводу Максима Грека , книга Иоанна Златоустог о, Даниил митрополит всероссийский и книга: небеса. На представлении об утраченных книгах Платон дал резолоцию: «которые книги у кого под росписками состоят, и они живы, с тех взыскивать книгами ж или деньгами: а которые умерли, или неизвестно где находятся, те оставить и из каталога исключить, а в коих книгах росписок нет, а они не найдены и чрез месяц не отыщутся, за те с Ильинского взыскать книгами такими же, или деньгами по настоящей цене.» В реестре против названия рукописей Платон написал: «отыскивать прилежно» и рукописи были после отысканы; за некоторые неважные книги Платон приказал не взыскивать, потому что у Ильинского оказались излишние книги сверх принятых им по каталогу, и в том числе несколько рукописных, именно: учебники по богословию и философии, книга князя Семена Шаховского жития разных преп. отец, греческая с надписью Петра Могилы и др. 256 . Но и при том строгом порядке, какой ввел Платон относительно сбережения книг, книги при преемниках Ильинского были утрачиваемы, хотя и в меньшем против прежнего количестве: каждое донесение о том тревожило Платона. В 1782 году, когда учитель Михаил (в монашестве Мефодий) Смирнов принимал библиотеку от учителя иеромонаха Гедеона, не оказалось на лицо 11 книг. На донесении о том Платон написал: «семинарской конторе рассмотреть, есть ли росписки на тех, на коих теперь книги неявившимися состоят, и почему при отпуске тех людей книг от них не отбирано, или не взыскано, и контора при уволении семинаристов от семинарии библиотекарю давала ли знать, и если не давала, то почему, и от кого теперь те книги взыскать следует натурою, или деньгами, и по скольку, – представить с подробными обстоятельствы и со мнением.» Когда Мефодий сделался ректором семинарии, и библиотеку от него принял учитель Петр Остроумов оказалось, что к прежде утраченным книгам при Мефодии прибавилось еще несколько, так что по оценке, сделанной Учрежденным собором, с Мефодия следовало взыскать 115 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

ЖМП 3 март 2016 /  22 марта 2016 г. 14:15 Храм-посольство и «Отче наш» по-индейски Из истории русского Православия в Латинской Америке Визит Святейшего Патриарха Кирилла на Кубу, в Парагвай и Бразилию — с историческими переговорами с Папой Римским Франциском на Острове свободы, встречами с президентами и религиозными лидерами — стал для Русской Церкви новым рубежом ее деятельности в Латинской Америке. Отныне далекий регион полноценно вошел в орбиту международных связей Москов­ского Патриархата. Русские в Латинской Америке Хотя о русском Православии там знают давно: Аргентинской и Южноамериканской епархии в текущем году исполняется 70 лет, первый русский храм в латиноамериканском ареале был выстроен еще раньше — в первый год XX столетия, а сами контакты между южной половиной Нового Света и Русской Церковью завязались в конце XVIII века. Примечательно, что об обнаружении Христофором Колумбом в 1492 году неизвестного континента и экспедициях конкистадоров первым на Руси сообщил церковный автор — преподобный Максим Грек. В 30-х годах XVI века он писал, что «нашли много островов, населенных людьми и безлюдных, и величайшую землю, называемую Куба, конца которой не знают даже ее жители». Преподобный Максим почитается как небесный покровитель российско-кубинских отношений. В июле 2013 года икона с изображением святого была подарена Казанскому храму в Гаване. Автору посчастливилось принять участие в этом событии. В 1786–1787 годах Российскую империю посетил один из самых выдающихся деятелей истории Латинской Америки — Франсиско де Миранда. Уроженец Венесуэлы, офицер, политик, он с юности мечтал освободить родину и всю испаноговорящую Америку от колониального господства Испании. Миранда путешествовал по Европе в поисках поддержки своего начинания. Необычный гость — первый латиноамериканец, ступивший на территорию России — привлек внимание влиятельных сановников и даже Екатерины II. В числе знакомых Миранды были и церковные иерархи. В Херсоне он общался с видным ученым, ранее главой местной епархии архиепископом Евгением (Вульгарисом), в Кременчуге — с архиепископом Екатеринославским Амвросием (Серебренниковым), который показался венесуэльцу «человеком образованным и безыскусственным».

http://e-vestnik.ru/analytics/pravoslavi...

Свято-Крестовоздвиженский женский монастырь (Полтава) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь — православный монастырь Полтавской епархии, памятник архитектуры национального значения. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан в 1650 г. по благословению Киевского митрополита Сильвестра (Косова) игуменом Мгарского монастыря Каллистратом, на средства 1-го Полтавского полковника Мартына Пушкаря, а также других представителей казацкой старшины и горожан. В 1695 г. обитель сожгли крымчаки, в 1709 г. – разорили шведы, которые, втащив сюда свои пушки, обстреливали из них город. По преданию, знаменитое пулевое ранение в ногу (25 июня 1709 г.), – из-за которого Карл XII был скован в движениях в день Полтавской битвы, – получено королем близ монастыря (при объезде аванпостов) от казаков (верных Петру). В память победы, с 1803 г. архимандритам обители повелели носить на скрижалях мантии образы прп. Сампсона Странноприимца (в день его памяти произошла битва) и св. вмч. Георгия Победоносца, а в 1857 г. к монастырю был приписан Свято-Сампсониевский храм на поле сражения. В 1775-1786 гг. монастырь был резиденцией епископов Славянских, в 1786-1797 гг. – Екатеринославских; в 1792 г. здесь был погребен широко известный своими проповедями и благочестием Екатеринославский архиеп. Амвросий (Серебренников), а в 1801 г. – свт. Афанасий (Вольховский); в 1790х гг. в обители жил и викарий Екатеринославской епархии епископ Иов (Потемкин) (†1823) – племянник Григория Потемкина; при учреждении в 1884 г. в Полтавской епархии должности викарного епископа Прилукского, монастырь стал его резиденцией. В 1923 г. обитель закрыли, в 1942 г. она возродилась как женская, в 1960 г. была вновь закрыта, в 1991 г. – возрождена. В монастыре началась история Славянской семинарии, созданной трудами Славянского архиеп. Евгения (Булгариса): в 1778 г. в обители устроили школу для подготовки монастырских певчих; в том же году ее реорганизовали в духовное училище и перевели в город, где оно в 1780 г. было преобразовано в семинарию; еще до перенесения семинарии в 1798 г. в Новомиргород, в ней учились основоположник новой украинской литературы Иван Котляревский (†1838), переводчик античных классиков Николай Гнедич (†1833), украинский писатель Василий Гоголь-Яновский (†1825) – отец Николая Гоголя (†1852). Семинария находилась в непосредственном ведении владык Славянских, ее ректорами были архиеп. Никифор (Феотоки) и митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони). С 1818 г. при обители существовало мужское духовное училище: до 1876 г. оно находилось в подаренном монастырю помещении на склоне холма, а затем было переведено в город (действовало до 1918 г.).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Крестово...

Гаий, архиепископ Астраханский и Кавказский (Такаов) Родился в 1750 году в селе Магаро в Грузии. По происхождению грузин. В 1772 году, уже будучи монахом, приехал в Россию с грузинским католикосом и в течение пяти лет обучался русскому и древним языкам в Александровской духовной семинарии. Вернувшись в Грузию, устроил там училище для обучения грузин русскому языку, возведен в сан архимандрита. В 1784 году вызван в Москву и направлен в Молдавию в помощь к Екатеринославскому архиепископу Амвросию (Серебренникову). 29 мая 1793 года хиротонисан во епископа Моздокского, викария Астраханской епархии. С 16 октября 1799 года – епископ Саратовский и Пензенский. С 4 декабря 1803 года – епископ Пензенский и Саратовский. В 1808 году переведен в Астрахань и возведен в сан архиепископа. Скончался 20 февраля 1821 года. Погребен в Астраханском кафедральном соборе. Деятельность преосвященного Гаия в Пензе началась с устройства духовной семинарии. Однако сам владыка Гаий не чужд был восточной лени, и основные семинарские дела возложил на доверенных людей, привезенных им из Моздока. Он уклонялся от дел иногда под самыми наивными предлогами. Преосвященный являлся в семинарию лишь в качестве почетного гостя, с пышной торжественностью, которой любил обставлять свое служение и свои выезды. Гаий не был высокомерен. Он производил приятное впечатление своей внешностью. Приветливый и радушный, он был душою провинциального общества, которое поил и кормил на славу. Радушие его не было напускным. Он на самом деле отличался добротою и в случае нужды оказывал подчиненным самую деятельную и участливую поддержку. Его перевод в Астрахань вызвал общее сожаление в Пензенской епархии. Но и в Астрахани его общительность и хлебосольство покорили ему все сердца. От астраханских богачей и известного грека Варваци потекли щедрые пожертвования на нужды Церкви. Один Варваци пожертвовал 100 000 рублей. На все эти пожертвования кафедральный собор был отделан внутри и снаружи, устроены серебряные царские врата и сделаны богатые ризы на иконы, отлит невиданный в Астрахани колокол весом 1150 пудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Особое значение в XIX веке приобрели Оптина пустынь, Саровский и Дивеевский монастыри. Многих богомольцев привлекала к себе Глинская Рождественская пустынь, прославившаяся многими своими духоносными мужами. Кстати, ее игумен Филарет (†1841), видевший душу преподобного Серафима в день его кончины, составил четыре устава для женских обителей разных епархий. Основание Оптиной относят к XVI веку. В 1724 году она была упразднена, через два года восстановлена, но до конца XVIII века существовала скудно. В начале XIX века благодаря владыке Платону, еп. Филарету, еп. Григорию (Постникову) начинается возрождение исторической обители. С этого времени один за другим в Оптиной начинают восходить светильники-старцы, наставники душ и телес: Моисей, Исаакий, Леонид, Макарий, Лев, Никон, Амвросий, Анатолий... При о. Макарии, на почве издательской деятельности, началось сближение Оптиной с представителями русской интеллигенции: В Саровской обители продолжал сиять старец Серафим, неоднократно удостоенный посещения Божией Матери и других чудесных явлений. Его благословением и заботой в 1829 году была устроена “Мельничная” община, ставшая основой для будущей (с 1861) Серафимо-Дивеевской Троицкой обители. Но не только святители и преподобные иноки славились в России своей праведностью и чудесами. В XIX веке были известны многие миряне, имевшие особую благодать: юродивая Пелагея Ивановна (Серебренникова) в Дивеевской обители, Паша Саровская, тоже оттуда, 30 лет спасавшаяся в вырытой ей самой пещере в лесу, юродивый Андрей в Калужской губернии, имевший дар прозорливости, в Задонске подвизался юродивый Антоний Алексеевич, обладавший даром исцелений, там же жила Евфимия Попова, с четырнадцатилетнего возраста посещавшая все богослужения и проводившая ночи в непрестанной молитве, в Сибири известен был своей подвижнической жизнью старец Даниил Ачинский, в Томске почиталась юродивая Домна Карловна (Слепченко), в Смоленске и Москве особо почитался юродивый Иван Яковлевич Корейша, прозорливец и целитель, блаженная Ксения Петербургская...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) АЛЕКСИЙ Дмитриевич Шаров (1882 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 4 февр. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСИЙ († 1918), мч. (29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСИЙ Григорьевич Горбачёв (1892 - 1937), псаломщик, мч. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ (Алексей Трофимович Коротков); † 1918), инок, мч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Борисович Нейдгардт († 1918), мч. (24 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Николаевич Серебренников (1882 - 1937), мч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Семенович Скоробогатов (1889 - 1937), мч. (23 марта в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Алексеевич Мечёв (1859 - 1923), прот., московский старец, св. прав. (пам. 9 июня, 16 сент. и в Соборе Московских святых) АЛЕКСИЙ Иванович Ворошин (1886 - 1937), блж., мч. (пам. 12 сент., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе АЛФЕЙ Анатольевич Корбанский (1871 (по другим данным 1873) – 1937), сщмч. (пам. 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), диак. АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121814_4.html

В основу плана положено типовое решение древнерусского крестово-купольного трёхнефного храма с четырьмя пилонами, на которые опирается центральный купол. Особенностью собора является то, что он не имеет главного и второстепенного фасадов, все его стороны в художественном плане равноценны. Планировка храма, совокупность методов декора, их расположение соответствует стилю украинского барокко. Плоскости стен оживляют расположенные в три яруса окна и ниши разнообразных форм и размеров с причудливыми наличниками. Крестовоздвиженский собор в совокупе с колокольней напоминают собор и колокольню Мгарского монастыря, что под Лубнами Полтавской области. Однако купола полтавского собора поставлены по другому, детали окон и дверей выполнены иначе. Земное жилище Царя небесного в восточной части собора отделял позолоченный четырёхъярусный резной, из липы, на всю высоту храма, иконостас, над украшением которого трудились мастера разных времён: мастер по изготовлению иконостасов Василий Реклинский с учениками, талантливый живописец, народный умелец Самуил (здесь и принял монашество), резчик, выходец из Осташкова, поселившийся в городе Ахтырка на Сумщине, Сысой Шалматов и др. По обе стороны от иконостаса, в серебряно-медных ковчегах находились частички мощей Святых Иоанна Златоуста и Василия Великого. Внутри храма, по правую руку от главного входа, лестница вела в соборную подземную крипту-усыпальницу, где покоился прах особо чтимых церковных деятелей Полтавщины и не только, середины XVIII - первой половины XIX века, среди которых находилась гробница с прахом местоблюстителя Молдово-Влахийской экзархии, архиепископа Екатеринославского и Херсонского Амвросия (Серебренникова, 1738-1792) и уроженца Полтавы, епископа Могилёвского и Полоцкого Афанасия (Вольховского, 1741-1801). Нетленные мощи обоих святителей сгорели в 1943 году во время отступления немецко-фашистских захватчиков вместе со зданием краеведческого музея, куда они попали после ограбления усыпальницы в нач. 20-х годов ХХ столетия. Вероятно, что тогда же было разорено и старое монастырское кладбище, которое находилось между колокольней и собором. Прах умерших (а среди них были даже родственники А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя) кладоискатели-вандалы выбросили из гробов, а могильные плиты были использованы в хозяйственных нуждах, в частности, они пошли на мощение дороги.

http://sobory.ru/article/?object=14195

В соответствии этому заслуживают внимания высказанная в авг. 1787 г. и непонятая старообрядцами «согласниками» черниговских посадов готовность екатеринославского архиепископа Амвросия (Серебренникова) посвятить для них священника «без дальних уговоров» 26 и действия присланного в 1788 г. из С.-Петербурга в Стародубке священника Андрея Иоаннова Журавлева «по изустному от Св. Синода благословеннию». 27 Епископ Тихон (Малинин), состоя на воронежской кафедре, 7 февраля 1785 г. предоставил старообрядцам г. Черкасска, согласно прошения их от 1783 г., право входа в православные церкви и совершения для них треб по старопечатным книгам и в том же году такое распоряжение распространено на других склонных к сему, старообрядцев войска донского: а 20 февраля 1790 г. уже перемещенный в тверскую епархию, он наложил резолюцию на прошение новоторжских поповцев, присоединившихся к церкви: «Благословляю освятить церковь . По солнцу ходить или против солнца, то почитаю за равное» 28 . В августе 1790 года чрез Св. Синод беспрепятственно проходит представление екатеринославского преосвященного Амврсия об освящении построенной старообрядцами Таврической области церкви в учрежденном ими Корсунском монастыре об определении туда настоятеля и рукоположении для нее двух священнослужителей 29 . Но тот же архиепископ вскоре по кончине кн. Потемкина (в октябре 1791 г.), в январе 1792 г., вынужден был писать графу Платону Александровичу Зубову: «Из прилагаемого при сем от преосвященнейшего Гавриила, митрополита новгородского, ко мне письма (разумеется, очевидно, отношение от 28 января 1787 г.) 30 изволите усмотреть, что благоугодно было ее величеству повелеть старообрядцам по их прошениям давать священников. Исполняя сию высочайшую волю, нахожу полезным, чтобы дозволить им также и церкви строить; о чем хотя и относился я к тому же преосвященнейшему новгородскому, но никакого не получил ответа; покойный светлейший князь дозволял им то делать сам по сношению со мной. Покорнейше прошу ваше сиятельство войти в дело сие и исходатайствовать высочайшее на то повеление» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/edinover...

монахини Татианы (Бесфамильной, 1866 †1937) инокини Анны (Макандиной, 1891 †1938) инокини Евдокии (Бучиневой, 1885 †1931) послушницы Евдокии (Кузьминовой; 1884 †1938) послушницы Натальи (Ульяновой; 1889 †1938) послушницы Софии (Селиверстовой; 1871 †1938) послушницы Татианы (Фомичевой, 1897 ††) Алексия (Серебренникова, 1882 †1937) Алексия (Скоробогатова, 1889 †1938) Анны (Зерцаловой, 1870 †1937) Василия (Ефимова; 1903 †1937) Гавриила (Безфамильного, 1880 †1937) Евдокии (Сафроновой, 1878 †1938) Иакова (Блатова, 1880 †1937) Иоанна (Шувалова, 1884 †1938) Ирины (Смирновой, 1891 †1938) Марии (Волнухиной, 1876 †1937) Михаила (Новоселова, 1864 †1938) Надежда (Ажгеревич, 1877 †1937) Надежды (Аббакумовой, 1880 †1938) Николая (Варжанского, 1881 †1918) Николая (Рейн, 1892 †1937) Павла (Кузовкова; 1875 †1937) Павла (Соколова, 1892 †1938) Петра (Троицкого, 1889 †1938) Петра (Царапкина, 1883 ††) Сергия (Тихомирова, 1865 †1922) Хионии (Архангельской; 1883 †1945) архимандрита Кронида (Любимова; 1859 †1937), Радонежскаго И святых новомучеников и исповедников Валаамских: иеромонаха Арефы (Митренина; 1879 †1932) иеромонаха Патрикия (Петрова; 1877 †1933) иеромонаха Сергия (Гальковского; †1918) иеродиакона Андроника (Барсукова; †1917) монаха Иеремии (Леонова; 1876 †1918) монаха Тавриона (Толоконцева; 1871 †1939) архимандрита Георгия (Лаврова; 1868 †1932), Даниловскаго И святых новомучеников и исповедников Новоспасских: Павлина, архиепископа Могилевскаго (Крошечкина; 1879 †1937) Аркадия, епископа Екатеринбургскаго (Ершова; 1878 † 1937) Макария, епископа Орловскаго (Гневушева; 1858 † 1918) священника Анатолия (Левицкого; 1894 †1937) священника Никандра (Чернелевского; 1880 † 1937) Киприана (Анникова; 1875 †1937) И святых новомучеников и исповедников Соловецких: Никодима, епископа Белгородскаго (Кононова; 1871 † 1918) Амвросия, епископа Подольскаго (Полянского; 1878 † 1932) архимандрита Вениамина (Кононова; 1869 †1928) протоиерея Александра (Сахарова; 1873 †1927) священника Иоанна (Скадовского; †1937)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Особенно торжественно И. был принят на Афоне. После Великой лавры И. посетил груз. Иверский монастырь , в то время находящийся уже в юрисдикции К-польского Патриархата, где пробыл месяц и работал с груз. рукописями. Ему удалось получить разрешение временно вывезти из мон-ря Библию на груз. языке 1078 г. и 3 др. груз. рукописи: манускрипты были переданы в Тифлис, переписаны и возвращены на Афон. Посетив Грецию, И. с Кипра отправился в Дамаск, где получил благословение и «отпущение грехов» от патриарха Антиохийского Даниила (1767-1791), к-рый по примеру 2 предыдущих патриархов известил об этом Антония I. Сохранилось письмо груз. католикоса-патриарха К-польскому патриарху, в к-ром Антоний I подтвердил позицию в отношении статуса И. и указал, что И. «намерен обманом заполучить от блаженнейшего патриарха епархию Джавахети... муж сей Иона отвержен от Церкви и лишен чести архиерейской, дабы ни одна душа не вознамерилась содеять зло и ввести в заблуждение Ваше Святейшество и блаженнейшего патриарха Антиохийского» (НЦРГ. Н 2510; Кавтария. 1977. С. 143). Однако, несмотря на это, И. везде по предложению местных Глав Церквей и архиереев совершал богослужения, часто в патриаршем облачении. В Палестине И. был принят Иерусалимским патриархом, в Александрии - умирающим патриархом Александрийским Герасимом III (Гимарисом; 1783-1787/88), к-рый также «разрешил его от грехов». На подворье Екатерины великомценицы монастыре на Синае в Каире И. по просьбе братии мон-ря рукоположил во иереев неск. монахов; в мон-ре вмц. Екатерины он прожил 4 месяца. В Триесте И. встречался с имп. Свящ. Римской империи Иосифом II (1765-1790), в Яссах в 1789 г.- с кн. Г. А. Потёмкиным, с разрешения которого по ходатайству местоблюстителя Молдо-Влахийского Экзархата еп. Амвросия (Серебренникова) (22 дек. 1789 - 29 дек. 1791) И. был дан в управление мон-рь сщмч. Панкратия близ Ясс. В течение 2 лет обитель стала одной из самых богатых в Молдавском княжестве. В дек. 1791 г. И. получил приказ российской имп. Екатерины II выехать в Киев. Он был назначен викарием тяжелобольного митр. Киевского Самуила (Миславского) (22 сент. 1783 - 5 янв. 1796), жил в Киево-Печерской лавре и вел дела епархии, в т. ч. рукополагал священников (нач. 1792 - весна 1794).

http://pravenc.ru/text/578302.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010