13 . Екатеринославская (с 1775 года – Славянская епархия с кафедрой в Полтаве, в 1783–1798 годах – Екатеринославская, в 1798–1803 годах – Новороссийская, с 1803 года – Екатеринославская). 14 . Кишиневская (1813 г.). 15 . Саратовская (1828 г.). 16 . Донская (1829 г., кафедра в Новочеркасске). 17 . Томская (1832 г.). 18 . Херсонская (1837 г., кафедра в Одессе). 19 . Симбирская (1838 г.). 20 . Литовская (1839 г., кафедра в Вильне). 21 . Камчатская (1840 г., в 1898 году переименована в Благовещенскую). 22 . Варшавская (1840 г., с 1840 по 1905 годы – Холмско-Варшавская с кафедрой Варшаве, с 1905 года – Варшавская). 23 . Кавказская (1842 г., кафедра – Ставрополь, в 1886 году переименована в Ставропольскую). 24 . Рижская (1850 г.). 25 . Самарская (1850 г.). 26 . Уфимская (с 1799 по 1858 годы в Уфе – кафедра Оренбургской епархии, с 1858 года – самостоятельная Уфимская епархия). 27 . Таврическая (1859 г., кафедра в Симферополе). 28 . Енисейская (1861 г., кафедра в Красноярске). 29 . Якутская (1869 г.). 30 . Туркестанская (1871 г., кафедра с 1871 по 1916 годы в Верном, с 1916 года – в Ташкенте). 31 . Екатеринбургская (1885 г.). 32 . Финляндская (1892 г., кафедра в Гельсинфорсе (Хельсинки). 33 . Владикавказская (с 1875 года во Владикавказе, викариатство Грузинского экзархата, с 1894 года – самостоятельная епархия). 34 . Забайкальская (1894 г., кафедра в Чите). 35 . Владивостокская (1898 г.). 36 . Олонецкая (1898 г., кафедра в Петрозаводске). 37 . Гродненская (1900 г.). в) епархии Грузинского экзархата 1 . Карталинская (епархия экзарха) (1811 г., кафедра в Тифлисе). 2 . Имеретинская (1821 г., кафедра в Кутаиси). 3 . Сухумская (1885 г.). 4 . Бакинская (1907 г.). VII. АРХИЕРЕИ ВАЖНЕЙШИХ ЕПАРХИЙ а) митрополиты Новгородские (с 1721 г. первенствующие в Синоде) 1 . Иов (1697–1716 гг.). 2 . Феодосий (Яновский) (1721–1725 гг.) (архиепископ). 3 . Феофан (Прокопович) (1725–1736 гг.) (архиепископ). 4 . Амвросий (Юшкевич) (1737–1745 гг.) (архиепископ). 5 . Стефан (Калиновский) (1745–1753 гг.) (архиепископ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Эти обвинения Феофана в неправомыслии стали известны Стефану (Яворскому) , и последний с сочувствием отнесся к обвинителю Феофилакту. Распря между Феофилактом и Феофаном продолжала усиливаться. Когда Феофана намечали возвести в архиерейский сан, Феофилакт (Лопатинский) и Гедеон (Вишневский) подали протест против хиротонии Феофана Прокоповича, упрекая его в неправославии. Они выбрали из учения Феофана ложные мысли, показали их греческим ученым Лихудам , прося дать свое заключение. Те дали отзыв не в пользу Феофана. Далее они показали все это Рязанскому преосвящ. Стефану , убеждая его послать эти выписки в Петербург и тем воспрепятствовать Феофану получить епископство. Стефан сомневался в успехе. В конечном итоге всего этого дела Стефан и Феофан примирились, а Феофилакта и Гедеона заставили извиняться перед Феофаном как клеветников. В 1728 году, пользуясь переменой обстоятельств, Феофилакт издал запрещенную при Петре книгу митрополита Стефана (Яворского) " Камень веры " . Достигнув власти, Феофан Прокопович отомстил Феофилакту, обратившись в " тайную канцелярию " , куда подал книгу " Камень веры " , которую называл вредным сочинением, как и защиту этого сочинения Феофилактом. Книга " Камень веры " была повторно запрещена. В 1735 году Феофилакт был вызван в Петербург к допросу, где был обвинен " в злоумышленных, непристойных и предерзостных рассуждениях и нареканиях " . Его исключили из членов Св. Синода и сослали в Кирилло-Белозерский монастырь , где держали три месяца, потом отправили в Петропавловскую крепость, три раза подымали на дыбы, били батогами, подвергали и другим пыткам тайной канцелярии. Три года держали под тайным караулом на подворье. По настоянию Бирона его лишили монашеского сана. Разбитый параличом, Феофилакт был заточен в Выборгскую крепость. По смерти Анны Иоанновны он попал под амнистию. По свержении Бирона был издан указ " снова признать Феофилакта архиепископом " . 31 декабря 1740 года он был освобожден. Петербургский архиеп. Амвросий (Юшкевич) перевез его в свой дом, где вокруг него, неподвижно распростертого, собрались члены Св. Синода и был объявлен указ о восстановлении его в прежнем достоинстве.

http://drevo-info.ru/articles/15546.html

А Новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич) с кафедры провозглашал: «Преславная победительница избавила Россию от врагов внутренних и сокровенных. Такие-то все были враги наши, которые под видом будто верности Отечество наше разоряли, и смотри, какую дьявол дал им придумать хитрость! Во-первых, на благочестие и веру нашу Православную наступали. Но таким образом, будто они не веру, но непотребное и весьма вредительное христианству суеверие искореняют. О, коль многое множество под таким притвором людей духовных, а наипаче ученых истребили, монахов расстригли и перемучили! Спросите, за что? Больше ответа не услышишь, кроме всего: суевер, ханжа, лицемер… под образом будто хранения чести и здравия и интереса государства о коль бесчисленное множество, коль многие тысячи людей благочестивых, верных, добросовестных, невинных, весьма любящих в Тайную похищали, в смрадных узилищах и темницах заключали, гладом морили, пытали, мучали, кровь невинную проливали». Святитель Димитрий (Сеченов), впоследствии митрополит Новгородский, на Благовещение в 1742 году в присутствии императрицы дал такую характеристику пережитой поре: «Противницы наши… как прибрали все Отечество наше в руки, коликий яд злобы на верных чад российских отрыгнули, коликое гонение на Церковь Христову и на благочестивую веру воздвигли! Их была година и область темная; что хотели, то и делали! Во-первых, пытались благочестие отнять, без которого бы мы были горше турков, жидов и арапов… А наипаче коликое гонение на самых благочестия защитителей, на самых священных Тайн служителей! Чин духовный – архиереев, священников, монахов – мучили, казнили, расстригали… Монахов, священников, людей благочестивых в дальние Сибирские города, в Охотск, Камчатку, в Оренбург отвозят. И тем так устрашили, что уже и самые пастыри, самые проповедники слова Божия молчали и уст не смели о благочестии отверсти " … В характере новой императрицы многое внушало радужные надежды. Любовь к роскоши и удовольствиям не заглушала в ней искреннего и горячего благочестия. Набожность Елизаветы отчасти объясняется теми обстоятельствами, в которых протекала ее юность. При императрице Анне она была оттеснена от двора и вела полузатворническую жизнь. В молодости она часто приезжала в Александровскую слободу, где в женском монастыре спасалась ее тетка. Она любила ходить на богомолье по монастырям, особенно в Троице-Сергиеву Лавру. Строго постилась. В отличие от своего отца, Елизавета окружала себя «Божиими людьми» – странниками и юродивыми. При этом по характеру своему она была веселой, общительной и доброй. Лишенная всякого политического честолюбия, она вступила в негласный, но законный брак с простым певчим из казаков Алексеем Разумовским, который был воспитан в духовной среде и к духовенству всегда относился с большим почтением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

не.... не..., а на другой – убей, укради, прелюбы сотвори. Вот этой-то второй половины скрижали, говорит проповедник, и придерживаются теперь военные: убивают, крадут, прелюбодействуют». По поводу евангельской истории о пире Иродовом св. Димитрий говорит: «смотри, как пир совершается немилосердных владетелей. Но и ныне во многих господах чуть не также поядают и пьют кровавые труды человеческие, а бедных крестьян немилосердно мучат; снедают люди вместо хлеба. Господам до пресыщения всего довольно есть, а крестьянам бедным укруха хлеба худого нестает. Сии объядаются, а тии разве водой жажду свою утоляют, сии веселятся, а тии плачут на правежах» 169 . Известна также проповедь св. Димитрия, в которой проповедник ищет Христа в разных сословиях и нигде его не находит: «разве в людях великих, в болярех и судиях, на правде посаженных, не нашел ли бы Христа? Пошли быхом к ним Христа искати, но тамо не доступно, рекут: не пора, иным временем придешь. А не по что и ходить к ним, ибо глаголет писание: изыде беззаконие от судей и старец. В тех насилу, когда и бывал Христос: понеже нынешних времен злых и они злы сотворилися и правда в них скудна, а милосердия нимало. О, человецы, в последних бедах страждущии! В вас Христос ныне, аки в членах своих обитает. Вы есте новые последних сих времен мученицы» 170 . Вообще в преданиях и обычаях современной Арсению духовной и в частности проповеднической литературы гораздо больше, чем в особенностях его личного темперамента, по нашему мнению, следует искать объяснения того тона и способа выражения, какими характеризуются его доношения. Такой тон считался признаком духовного авторитета, властности, принадлежностью хорошей проповеднической манеры. Припомним, как говорили о мероприятиях правительства, неприятных для церкви и о других публицистических вопросах того времени, Амвросий Юшкевич, Кирилл Флоринский, Димитрий Сеченов, Владимир Каллиграф. Не забудем, что это было время страстной жгучей борьбы двух направлений общественной мысли, и обе стороны вовсе не церемонились при выражении своих отношений к противной стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Умел найтись в обществе. Обыкновенно приводить рассказ об его остроумии и находчивости. «Раз Сильвестр вместе с другими членами Синода был во дворце. Императрица, показывая им свои портреты, жаловалась на то, что ни один художник не сумел достигнуть полного сходства». И архимандрит Сильвестр на это заметил: «понеже красота Вашего Величества по описуема». В мае 1745-го года скончался первенствовавший член Святейшего Синода, Новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич). На его место был переведен 18-го августа архиепископом Псковский епископ Стефан (Калиновский), во Псков переведен Костромской епископ Симон (Тодорский), а на место преосвящонного Симона назначен архимандрит Сильвестр. Он был хиротонисан во епископа 10-го ноября 1745-го года в придворной церкви, в присутствии Императрицы. В Костроме преосвященный Сильвестр завел Школу и занимался «толкованием Нового Завета», – по-видимому, в проповедях за Богослужением. Именным указом, данным в Петергофе 2-го июля 1750-го года и заслушанным в Святейшем Синоде 4-го июля, преосвященный Сильвестр назначен был С.-Петербургским архиепископом и членом Святейшего Синода, причем ему дано было в Святейшем Синоде, «в знатнейшую славу царствующего града», второе место. 8-го июля новый владыка вступил уже в управление столичного епархией, начав службу в ней Богослужением в церкви Пресвятой Богородицы – нынешнем Казанском соборе 2941 . В 1748-м году, в бытность Костромским епископом, он был избран кандидатом в Киево-Печерские архимандриты. Святейший Синод заметил тогда, что избрание на архимандрию архиерея учинено в противность правилам святых отец и чину Православно-Восточной Церкви 2942 . В бытность Петербургским владыкой преосвященный Сильвестр не забывал проповеднической кафедры. В 1751-м году напечатаны были его проповеди, сказанный в, присутствии Государыни в придворной Сретенской церкви Зимнего Дворца, 25-го ноября 1750-года, в день восшествия Государыни на престол, и в день нового 1751-го года 2943 . Преосвященный Сильвестр говорил слово за Богослужением в Петро-Павловском соборе в день рождения Государыни в 1753-м году, – Государыни за Богослужением не было 2944 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

прп. Антоний Римлянин. В 1708–1723 гг. монастырь был кафедральным, в нем проживали викарии Новгородской митрополии. В монастыре два храма. Соборный храм в честь Рождества Богородицы построен в 1117 г. (один из четырех его приделов посвящен прп. Антонию). В соборе открыто почивали мощи прп. Антония, обретенные в 1597 г. и переложенные в 1860 г. в серебряную раку, и под спудом мощи святых братьев Алфановых: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, перенесенные в 1775 г. из сгоревшего Сокольницкого монастыря. Сретенский храм с трапезной построен в 1533–1535 гг. и перестроен в 1803 г., первоначально имел восьмискатное покрытие. Среди святынь монастыря были древняя икона прп. Антония, принадлежащие ему мозаичные иконы, части священнического облачения и т.п., а также камень, на котором он чудесно прибыл в Новгород, и привезенные им ветви морской травы. В 1740–1918 гг. в монастыре размещалась Новгородская духовная семинария, основатель которой архиепископ Новгородский Амвросий (Юшкевич) погребен в притворе собора. В начале XX в. в монастыре подвизалось 14 монахов и 15 послушников. В советское время монастырь закрыли. Сретенский храм был восстановлен в 1960 г. С 1996 г. в монастыре располагается Новгородский государственный университет, в Сретенском храме находится спортивный комплекс. Рождественский собор открыт для экспозиции, в нем сохранились фрагменты фресок 1125 г. Одесса Андреевского скита подворье В 1882 г. липецкий купец И.П. Летунов пожертвовал Андреевскому скиту участок земли с постройками в Одессе, на углу Рыбной улицы и Тюремного переулка, где с 1874 г. размещалось его подворье. В 1883 г. на подворье был построен дом для паломников, следующих на Афон, Синай и в Иерусалим. В 1886–1887 гг. по проекту архитектора Ю.М. Дмитренко состоялось строительство нового трехэтажного дома с церковью во имя прп. Сергия Радонежского; вторая, нижняя церковь во имя ап. Андрея Первозванного освящена в 1893 г. В начале XX в. на подворье подвизалось 50 человек братии, которые обслуживали более 300 паломников одновременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Старорусского Евгения (Болховитинова) ДС стала центром изучения новгородских церковных древностей. В 1860-1866 гг. ректором семинарии являлся архим. А. Р. м. Макарий (Миролюбов) , автор исследований по истории новгородских храмов, мон-рей, архиерейского дома, в 1911-1913 гг. семинарию возглавлял архим. Алексий (Симанский). Выпускниками семинарии в XIX в. были: этнограф, исследователь древнерус. текстов Е. В. Барсов , философ, ректор С.-Петербургского ун-та М. И. Владиславлев. Преподаватели семинарии являлись членами Новгородского об-ва любителей древностей (архиеп. Старорусский Димитрий (Сперовский)) и церковно-археологического об-ва, созданного в 1913 г. еп. Арсением (Стадницким). Семинария обладала прекрасной б-кой, основу к-рой составило переданное архиеп. Амвросием (Юшкевичем) книжное собрание новгородского архиерейского дома, включавшее в себя б-ку новгородской школы Иоанникия и Софрония Лихудов ; в 1742 г. в б-ку вошло собрание архиеп. Феофана (Прокоповича) . Согласно каталогу 1806 г., семинарская б-ка состояла из 8565 томов, из них: 2864 - на лат. языке, 848 - на рус., 258 - на нем., 236 - на греч., 137 - на франц., 57 - на древнеевр., 124 наименования на исп., итал., араб. и др. языках. - первый из известных храмов Новгорода, построенный не по княжескому заказу, однако его архитектура близка т. н. группе киево-новгородских храмов, возведенных княжескими мастерами в 1113-1119 гг. (ц. Благовещения на Городище, ц. свт. Николая на Ярославовом дворище, Георгиевский собор Юрьева мон-ря). Храм имеет апсиды, поднятые во всю высоту фасада, и башню для входа на хоры, примыкающую к сев. части нартекса. Архитектурные формы собора, неск. уступающего по размерам храмам «княжеской группы» демонстрируют завершение процесса сложения собственной, новгородской, традиции, местной является и строительная техника (кладка из волховской плиты, булыжника и кирпича). Предельная лаконичность фасадов, их плоские и узкие лопатки, отвечающие внутреннему членению храма, окна с бровками 2-уступчатого профиля, ныне утраченные декоративные пояса (зубчатый на архивольтах закомар и аркатурный на барабанах глав не сохранились) указывают на влияние романского зодчества.

http://pravenc.ru/text/114056.html

Гребеньщиков, возвратясь, сказал, что он объявил реестр в печальной комиссии, – там с него взяли копию, сказали, что духовных персон на погребение назначено довольно, и просили дать назначенным повестку от Духовного правления. По Синодальному расписанию, погребение жены Бирона совершено следующим образом. Из дома до Невского монастыря тело покойницы провожали: преосвященный Аарон, архиепископ архангелогородский, три архимандрита, Варлаам, иеромонах кадетского корпуса, от всех церквей по одному священнику с диаконами и причетниками. В Невском монастыре литургию служил Питирим нижегородский, два архимандрита, благовещенский протопоп и один иеромонах, а на отпевании присоединились к ним все, которые сопутствовали покойнице до монастыря. Три хора певчих: синодальные, нижегородского и архангельского архиереев участвовали в выносе и погребении. Копиист Духовного правления Феодор Башилов командирован был наблюдать за порядком в погребении. По окончании всего, он донес правлению, что духовные к выносу все приспели и в церемонии шли исправно. Жена Бирона погребена в Благовещенской церкви Александроневского монастыря за левым клиросом. Ныне на могиле её не имеется никакого памятника. Но на плане церкви показано место вечного её покоя с такой надписью: Княжна Александра, супруга генерала фон Бирона. 1736 года, 17 сентября. 14-го июля 1739 года, совершен брак племянницы императрицы, Анны Леопольдовны, принцессы Мекленбургской, которая, быв лютеранской веры, еще в отроческих летах, присоединилась к Православной церкви. Принцесса вступила в замужество за Антона Ульриха, принца Брауншвейг-люнебургского, племянника австрийской императрицы, который жил в С.Петербурге при дворе с 1733 года. Жених, по вере, был лютеранин. Таинство бракосочетания совершал в Казанской церкви (что ныне собор) преосвященный Амвросий Юшкевич, архиепископ новгородский, и говорил по сему случаю проповедь, которая после была напечатана. Многие выражения этой проповеди не понравились цесаревне Елисавете Петровне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРСЕНИЙ (МАЦЕЕВИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Арсений (Мацеевич) Строгий к подчиненным, не терпящий ни малейшего проявления иномыслия, митр Арсений становится в резкую оппозицию с светской властью. Он игнорирует постановления Духовного регламента , отказывает в помещении инвалидов в монастырях своей епархии, вместе с Амвросием (Юшкевичем) настаивает перед императрицей на удалении светских чинов из Синода и мечтает уже о восстановлении патриаршего престола. Исполняя поручение Св. Синода и исправляя сочинение Феофилакта Лопатинского " Обличение неправды раскольничьей " , он в своем дополнении к последнему проводит взгляды Иосифа Волоцкого ; в своих " Возражениях на пашквиль лютеранский, нареченный Молоток на камень веры " он требует восстановления патриаршества и выступает в защиту монашества. Еще более обострились отношения его к светской власти, когда в конце царствования Елизаветы Петровны , Петра III и Екатерины II распоряжения, направленные к ограничению монастырей в управлении их имуществами, вызвали сильное негодование в высшем духовенстве и на митр. Арсения последнее смотрело как на единственного человека, способного вступить в открытую борьбу с правительством. И он не обманул этих надежд. 9 февраля 1763 г. митр. Арсений совершает в Ростове чин отлучения с некоторыми прибавками, направленными против " насильствующих и обидящих святыя Божии церкви и монастыри " , которые " принимают данные тем от древних боголюбцев имения " и т. п., а в марте того же года он посылает два донесения в Синод, составленные в том же духе . По словам секретаря митрополита Арсения, еще во время царствования императора Петра III (1761-1762) митрополит писал ему какое-то послание, подтвержденное ссылками на пророческие книги Священного Писания. По-видимому, письмо это было составлено не только умно, " вышним разумом " , но и очень резко, так как Петр III, выслушав его, пришел в крайнее раздражение. Схимонах Лука, которому было поручено отвезти письмо, поплатился за это несколькими неделями заключения под караул, а о митрополите Арсении в то время никакого решения не было.

http://drevo-info.ru/articles/5336.html

Первоначальная кирпичная алтарная преграда (в настоящее время скрыта иконостасом XVIII века) выложена заподлицо с западными гранями восточной пары столпов. Иконостас [ править править код ] Существующий иконостас Софийского собора — третий по счёту, был создан в 1733—1741 годах. Ещё до освящения главного престола в храме был освящён придел Иоанна Предтечи, который просуществовал с 1588 по 1850 годы. Из малого иконостаса этого придела происходит икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (1730-е годы), которая сейчас находится в местном ряду иконостаса в завороте к южной стене. О первом иконостасе Софийского собора и его иконах нет сведений. Второй иконостас был сделан в 1686—1695 годах. За образец был взят иконостас Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. Иконостас был изготовлен резчиками этого монастыря и увенчан деревянными изображениями херувимов и серафимов. Иконы были написаны вологодскими изографами. Во время пожара в Софийском соборе в 1724 году сгорела северная часть иконостаса. Решение о замене иконостаса принял епископ Павел. В 1737 году монахом польского происхождения Арсением Борщевским было изготовлено «тело» иконостаса. Иконы для нового иконостаса заказал следующий за Павлом епископ — Амвросий Юшкевич (до 1734 года — архимандрит Виленского Духова монастыря). Иконы местного ряда (кроме старых сохранившихся икон: «София Премудрость Божия Слова», «Спас Всемилостивый» и «Богоматерь Одигитрия») были написаны вологодскими мастерами. В ненаписанный «карниз в чюдесех» поместили пядничные иконы. Позднее иконы Софийского собора претерпели многократные поновления, наиболее значительные в 1766 году, при епископе Иосифе Золотом, и в 1848 году, ярославским иконописцем А. М. Колчиным. Реставрацией 1960—70-х годов с икон были удалены позднейшие наслоения, скрывающие авторскую живопись. Восстановлена лазурно-голубая окраска иконостаса. Колокольня [ править править код ] Первая деревянная колокольня Софийского собора была построена в конце XVI века и сгорела во время польско-шведской интервенции 22 сентября 1612 года. Новая деревянная была построена в 1620-х годах. Согласно писцовой книге 1627 года, она была восьмиугольной, с шатровым верхом, крытым «чешуей», с «двои полати», тремя лестницами, часами, одиннадцатью колоколами. Эта колокольня сгорела в 1636 году. На её месте в 1642 году построили очередную (третью) деревянную.

http://azbyka.ru/palomnik/Софийский_собо...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010