30 декабря 1740 г. петербургский архиепископ Амвросий перевел его в свое новгородское подворье. Там в начале января 1741 г. ему, едва имевшему возможность повернуться в кровати, архиеп. Амвросий объявил указ Правительницы о восстановлении его в архиерейском сане. Там посетила его цесаревна Елисавета Петровна. Она спросила его: – знает ли он ее? Владыка Феофилакт ответил: «Знаю, что ты – искра Петра Великого». На подворье владыка Феофилакт скончался 6 мая 1741 г. и погребен был в Александро-Невской Лавре. Допущены были к продаже 534 полусгнившия книги «Камень веры». Снод в царствование императрицы Елисаветы Петровны Кратко было царствование младенца Иоанна VI Антоновича, правнука царя Иоанна У. Он родился 12 авг. 1740 г. и провозглашен был императором, согласно завещанию Анны Иоанновны. После короткого правления регента Бирона, правительницей стала Анна Леопольдовна, дочь Екатерины Иоанновны. В итоге нового переворота, состоявшегося 25 ноября 1741 года, 15-месячный император Иоанн VI был свергнут, и на престол вступила дочь Петра Великого Елисавета. Воцарение ея было восторженно встречено духовенством и народом. Русская по духу, глубоко верующая и церковная, она пользовалась общей любовью. Проповедники с церковных кафедр прославляли ее, как спасительницу России от иноплеменного ига, восстановительницу православия и народности. Архиепископ Амвросий (Юшкевич) возглашал, что государыня «преславная победительница избавила Россию от врагов внутренних и сокровенных. Такие то все были враги наши, которые, под видом будто верности, отечество наше разоряли и смотри какую дьявол дал им придумать хитрость! Во-первых на благочестие и веру нашу Православную наступили; но таким образом и претекстом, будто они не веру, но непотребное и весьма вредительное христианству суеверие искореняют. О, коль многое множество под таким притвором людей духовных, а наипаче ученых истребили, монахов порасстригали и перемучили. Спроси же за что? – больше ответа не услышишь, кроме сего: суевер, ханжа, лицемер, ни к чему годный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

К началу 1741 г. в Святейшем Синоде кроме председательствующего — Новгородского архиепископа Амвросия Юшкевича насчитывалось еще пятеро членов — два епископа и три архимандрита. Так как обер-прокурор по-прежнему назначен не был, доклады правительнице делал сам архиепископ Амвросий, который пользовался ее полным доверием. Именно его влиянию следует приписать указ об амнистии конца 1740 г., по которому всем духовным лицам, претерпевшим наказания за содеянные погрешности по служебным делам, их проступки прощались, возвращались их чины, звания и Новые назначения епископов также производились по указке Амвросия. На Тобольскую кафедру в сане митрополита Тобольского и всей Сибири был поставлен иеромонах Арсений Мацеевич (15 марта 1741 г.). Амвросий хорошо знал его, и их церковно-политические взгляды совпадали. В последующие десятилетия Арсений снискал себе большой авторитет, сыграв благодаря своей энергии и твердости убеждений немаловажную роль в истории Амвросий затребовал от Тайной канцелярии список высланных епископов и позаботился об их возвращении. Феофилакт Лопатинский вернулся тяжело больным и вскоре скончался. Игнатий Смола умер 27 декабря 1740 г., не дождавшись прибытия указа об освобождении. Лев Юрлов вернулся, хотя в епископском достоинстве был восстановлен не сразу, а только при Елизавете. Но даже после этого он жил на покое из-за слабости здоровья и умер в 1755 г. Решилов по возвращении из ссылки был определен в один из монастырей, тогда как Маркелл Родышевский был назначен сначала архимандритом Юрьевского монастыря под Новгородом, а затем — епископом Корельским, после чего вскоре, в 1742 г., умер. Платон Малиновский получил в 1742 г. Крутицкую кафедру. После подтверждения указа Анны Леопольдовны императрицею Елизаветой из ссылки в 1742–1743 гг. были возвращены и другие Восшествие на престол императрицы Елизаветы (25 ноября 1741 г.— 25 декабря 1761 г.), дочери Петра I, было встречено ликованием народа и духовенства. Она была любезна, приветлива и чрезвычайно популярна в народе.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

95 В конце XVUU-haч. XVIII вв. Петербургская губерния в теперешнем ее составе находилась в церковном отношении по частям в ведении Новгородских и Псковских архиереев. Небольшая территория Ингерманланда, под именем Синодальной области, состояла в непосредственном ведении Святейшего Синода и управлялась через состоявшую при Синоде Тиунскую Избу. При архиепископе Амвросии Юшкевиче 1 сентября 1742 года учреждена самостоятельная Санкт-Петербургская епархия с правящим епископом Никодимом Сребницким. Преемники его до Гавриила Петрова правили также одной Санкт-Петербургской епархией. При последнем состоялось первый раз соединение Санкт-Петербургской епархии с Новгородской. Высочайшим Указом 1 января 1775 года архиепископу Гавриилу повелено было именоваться “архиепископом Новгородским и Санкт-Петербургским”. Предполагают, что эта мера предпринята, с одной стороны, в целях возвышения внешнего положения архиепископа царствующего града, так как до соединения он занимал место в Святейшем Синоде “по Новгородском Преосвященнейшем”, а с другой – в видах предоставления Санкт-Петербургскому архиепископу больших средств содержания, так как Санкт-Петербургская епархия была тогда не обширна, Александро-Невская Лавра – не богата. Соединение продолжалось около 24 лет. Именным Указом 16 октября 1799 года архиепископу Амвросию Подобедову повелено быть архиепископом Санкт-Петербургским, а Гавриилу оставаться Новгородским, причем, Амвросию велено именоваться “Санкт-Петербургским, Эстляндским и Выборгским”, Гавриилу же – “Новгородским и Олонецким”. В 1801 году Гавриил по преклонной старости уволен от управления епархией, а именным Указом 19 декабря того же года Санкт-Петербургскому архиепископу Амвросию велено быть и Новгородским. При Амвросии произошло второе разделение епархий. Указом 26 марта 1816 года, преосвященный Амвросий был уволен в Новгород и митрополитом Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским назначен архиепископ Черниговский Михаил Десницкий . Разделение продолжалось всего три месяца, до смерти Амвросия: 25 июня митрополиту Михаилу повелено быть “купно и Новгородским”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8) Три ПОКРОВА на раку Пр. Антония, один с изображением сего Угодника шит шёлком, золотом и серебром и низан жемчугом; два большие пунцового, а другой малинового бархата с приличными украшениями. 9) ЧАША для водоосвящения серебряная, местами золочённая, весом в 15 фунтов, данная вкладом в 1631 году Августа 12 от Князя Ивана Шуйского. 10) Семь ПАНАГИЙ в серебряной позолоченной оправе, из коих одна круглая выгнутая, из раковины сделанная, другая крестообразная с восточным хрусталём; три четырёхугольные на кипарисе с изображением а) двенадцати праздников; б) Софии премудрости Божией; в) Преподобного Онуфрия Великого: две в виде овального полукружия с изображением а) Деисуса на кипарисе и б) Спасителя на камне. Кроме того много находится и других драгоценных вещей, как-то: служебных сосудов, Митр, одежд напрестольных, риз, стихарей и покровов на раку Преподобного Антония и Сокольницких Чудотворцев, так что этот монастырь почитается по ризнице своей богатейшим пред всеми окологородними Новгородскими монастырями. Из достопримечательных происшествий, в сем монастыре случившихся, суть следующие: 1 . Обретение мощей Преподобного Антония нетленными в 1597 году месяца Июля в 3 день, по 451 летнему пребыванию оных в земле. 2 . Учреждение с того же времени празднования памяти его и крестного хождения из Софийского собора в первую пятницу после Петрова дня, что и поныне продолжается ежегодно. 3 . Этот монастырь с 1708 по 1723 год был Кафедральным Епископов Коадъюторов или Викариев Новгородской Митрополии. 4 . Обитель сия неоднократно удостоена была посещением Высокомонаршим, и во-первых, в 1728 году Января 11 от Государя Императора ПЕТРА II при шествии его в Москву для Коронования; во-вторых, в 1743 году от Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, в присутствии которой представлена была Семинаристами и драма. См. История Российской Иерархии ч. I, стр. 606. 21 5 . В месяце Октябре 1740 года учреждена в оном Семинария Новгородской Епархии. 6 . В 1745 году погребён в паперти Соборной церкви прямо против камня преподобного Антония, Амвросий Юшкевич, Архиепископ Новгородский и Святейшего Синода Член, по собственному его Преосвященства завещанию особенной любви его к училищу, в сем монастыре им заведённому (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1736 году января 24 Мациевича с лейтенантами Муравьевым и Павловым и с прочею командой экспедиции привезли под арестом из Пустозерского острога в Адмиралтейскую Коллегию. После многих допросов, не нашли в нем никакой вины; но как следствие над офицерами еще продолжалось, то его отвезли на ту же эскадру, чтобы следовать для показаний к Архангельскому порту, а оттуда препроводили опять в Пустозерский острог. По окончании следствия, подсудимых отослали в Адмиралтейскую Коллегию, а иеромонах Арсений оставлен в Архангельске. В 1737 году св. Синод дозволил ему приехать в С-Петербург; но Адмиралтейство требовало, чтобы, до окончания следствия, из С-Петербурга ему не отлучаться; потому что он нужен был для показаний в деле, конечно, почему-нибудь важном. В сентябре следующего года св. Синод назначил Арсения экзаменатором ставленников по С-Петербургскому духовному правлению, потом определен он в С-Петербургскую академию наук законоучителем для гимназистов. После кончины Императрицы Анны Ивановны, между регентством ненавистного Русским Бирона и герцогини Анны Леопольдовны, лейтенантов Камчатской экспедиции, бывших под судом простили, Арсения уволили от обязательного пребывания в С-Петербурге. В это время в Синоде председателем был покровитель Мациевича Амвросий Юшкевич, пользовавшийся благоволением Бирона. Когда открылась в Тобольске митрополичья кафедра, представил Амвросий на это место иеромонаха Арсения, который и посвящен был прямо в митрополита Сибирского, а через год, переведен, подобно святителю Димитрию Ростовскому 5 , по просьбе его, на Ростовскую и Ярославскую митрополию. Столь скорое и необыкновенное возвышение Арсения не могло не возбудить зависти во многих, между прочим, и в самых членах св. Синода; завистники сделались его врагами. Наконец, смутное правление Анны Леопольдовны именем колыбельного императора Иоанна Антоновича уступило место мирному царствованию кроткой Елисаветы, когда уже архиереев, монахов и священников не мучили, не казнили, не расстригали, не ссылали в дальние Сибирские города 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

75 Собр. Зак. Именный ук. 2 дек. 1742 г.; прежние указы 1737 апр. 26, 1739 авг. 14, 1740 июл. 11 79 В 1804 г. Департамент податей считал, не включая Польши до 542,000 Евреев муж. пола. Но в 1814 г. в одной волынской губернии открыто 64,324 души мещан и 215 купцов Евреев скрытых при прежней ревизии. В 1818 г. оказалось 112,000 душ утаенных от ревизии. 82 Напр. по ук. псковской Консистории 1746 янв. 20 видно, что и при Имп. Елисавете являлись Евреи в Ригу принимать крещение. 83 Читай в книге его: О скудости и богатстве, главу о духовенстве Сочинения Ивана Посошкова, изд. Погодиным М. 1842). 84 Между Пастырями более прочих известны ревностью к учреждению духовных учебных заведений: Рафаил – в Пскове и Киеве; Епифаний – в Харькове (Молодик на 1844 г.), Феофилакт – в Твери; Феофилакт и бл. Тихон – в Воронеже, Амвросий Юшкевич – в Новгороде, Иларион, Лука и Вениамин – в Казани, Сильвестр Кулябка – в Костроме, Арсений Мацеевич – в Ярославле, Георгий Конисский – в – Могилеве, Амвросий митроп. – в Казани, Новгороде и Петербурге, Платон митроп. – в Твери и Москве; Антоний – в Тобольске 85 См. для примера методы Киевской Академии в Истории Киевской Академии стр. 123–158. Духовный Регламент о домашних училищах ст. 8 – 11. 86 Именным указом 1754 г. апр. 30 дано знать, чтобы в архимандриты и архипастыри избирались воспитанники великорусские. О Соф. Соб. стр. 240. Ист. Киев. Акад. 124. 158. В 1812 г. считалось 14 Епископов и Архиепископов, между ними два Митрополита, которые одолжены были образованием митроп. Платону и Сергиевой Троицкой Семинарии. 88 Доклад комитета об улучшении училищ Спб. 1814 Сл. Собр. Зак. ук. 1764 г. (12,060); 1780. (14,970); 1784 г. (15,966). 89 Предварительный план улучшения духовных училищ и содержания церковного причта, предложенный Комитету на рассмотрение, составлен был Евгением, в последствии Митроп. Киевским, а тогда Епископом Старо русским (Ист. Иер. 6,915 ). Но дух и мысли доклада принадлежали всего более Сперанскому, воспитаннику Владимирской Семинарии и Невской Академии; в плане Евгения осталось немногое для доклада.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Александр (Бердов) архиепископ, рукоположен с 12.09.1576 по 30.01.1589 переименован и возведен в сан митр. Новгородского и Великолуцкого Новгородская и Великолуцкая С 26 января 1589 года Александр (Бердов) митрополит, бывший архиеп. Новгородский и Псковский с 30.01.1589 † 02.06.1591 Варлаам (Белковский) митрополит, рукоположен с 20.02.1592 † 15.04.1601 Исидор митрополит, рукоположен с 6.02.1603 (1604) † 10.04.1619 Макарий митрополит, бывший архиеп. Вологодский и Великопермский с 22.07.1619 † 12.09.1626 Киприан (Старорусенков) митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский с 20.10.1626 † 17.12.1634 Аффоний митрополит, свт., рукоположен с 8.03.1635 по 7.01.1649 удалился на покой в в Хутынский монастырь † 6.04.1653 Никон митрополит, рукоположен с 11.03.1649 по 25.07.1652 патриарх Московский и всея Руси Макарий митрополит, рукоположен с 8.08.1652 † 14.11.1663 Питирим митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский (Крутицкий) с 6.08.1664 по 7.07.1672 патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савелов) митрополит, рукоположен с 22.12.1672 по 26.07.1674 патриарх Московский и всея Руси Корнилий митрополит, бывший митр. Казанский и Свияжский с 6.08.1674 по 3.03.1695 на покое в Зеленецком монастыре; † 26.02.1698 Евфимий (Рылков) митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский (Крутицкий) с 14.04.1695 † 6.12.1696 Иов митрополит, рукоположен с 6.06.1697 † 3.02.1716 Аарон (Еропкин) епископ Корельский, викарий Новгородской епархии с 3.02.1716 по 1721 временно управлял возвратился на свою кафедру Феодосий (Яновский) архиепископ, рукоположен с 1721 по 27.04.1725 арестован, лишен сана и сослан в Николо-Корельский монастырь; † 5.02.1726 Феофан (Прокопович) архиепископ, бывший архиеп. Псковский, Изборский и Нарвский с 25.06.1725 † 8.09.1736 Амвросий (Юшкевич) епископ, бывший еп. Вологодский и Белозерский с 29.05.1740 архиепископ с 3.08.1740 † 17.05.1745 Стефан (Калиновский) архиепископ, бывший еп. Псковский, Изборский и Нарвский с 18.08.1745 † 16.09.1753 Димитрий (Сеченов) архиепископ, бывший еп. Рязанский и Муромский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

17. Сильвестр , бывший епископ Корельский, упом. 9 сент. (sic) 1611, 1612 и 1613, 20 февр., 1 мая. После во Пскове. 18. Нектарий , Грек, архиепископ Ахридский, определён 25 июня (sic) 1613, 1613–16; отлучён по суду и сослан в Новгородский Кириллов мнтрь. 19. Макарий хирот. 9 февр. 1617, из игум. Тихвинских, а 22 июля 1619 перев. в Новгород. 20. Корнилий хирот. 6 февр. 1620 из архим. Свияжских; † 17 мар. 1625. Погребён в Софийском соборе. Нектарий , вторично, (в Москве 1624) в 1625 (упом. 5 мая); † 3 июня 1626. Погребён в Софийском соборе. 21. Варлаам хирот. 8 окт. 1626 из архим. Устюжско-Архангельских; в янв. 1645 отставлен; † в Устюге. 22. Маркелл хирот. 16 янв. 1645, из игум. Соловецких; † 22 мар. 1663. Погребён в Соловецком мнтре. В исх. 1657 г. Пермь отписана к епархии Вятской, а Белоозеро – к Вологодской. IV. Архиепископы Вологодские и Белоезерские 23. Симон хирот. 23 окт. 1664, из игум. Александро-Свирского монастыря; в 1684 уволен, за болезнью; † 29 апр. 1685, на покое. Погребён в Спасо-Прилуцком мнтре. 24. Гавриил хирот. 7 сент. 1684 из архим. Новоспасского монастыря; † 30 мар. 1707. Погребён в Софийском соборе. 25. Иосиф хирот. 17 окт. (sic) 1708 из архим. Московского Знаменского монастыря; 18 янв. 1716 уволен, за болезнью, в Московский Богоявленский и там † … (Был жив в 1718). V. Эпископы Вологодские и Белоезерские 26. Павел 29 янв. 1716 хирот. из иеромонахов Александро-Невских; † 5 нояб. 1725. Погребён в Софийском соборе. 27. Афанасий Кондоиди , Грек, хирот. 9 окт. 1726 из архим. Спасо-Ярославского монастыря, а 17 сент. 1735 перев. в Суздаль. 28. Амвросий Юшкевич 2 февр. 1736 хирот. из архим. Симонова монастыря, а 29 мая 1740 перев. в Новгород. 29. Пимен Савелов 29 июня 1740 хирот. из архим. Костромского Ипатиевского монастыря; † 26 мая 1753. Погребён в Софийском соборе. 30. Серапион Лятошевич 29 окт. 1753 перев. из Переяславль-Залесской епархии; в 1761 уволен, за болезнью; † 22 апр. 1762, в Спасо-Прилуцком мнтре. Погребён в Софийском соборе. 31. Иосиф Золотой хирот. 16 дек. 1761 из архим. Высокопетровского монастыря; † 25 дек. 1774. Погребён в Софийском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

патриарха Никона : тот же дух церковной свободы, та же резкость и независимость убеждений, те же понятия о характере духовной власти. В 1742 году, назначенный в члены Синода, он вместе с новгородским архиепископом Амвросием Юшкевичем подал императрице Елисавете доклад об уничтожении Синода. Кроме того, Арсений признавал унизительной для архиерейского сана ту форму присяги, которая предписывалась Духовным Регламентом для членов Синода. В особенности возмущался он известным уже нам пунктом этой присяги, где сказано: «Исповедую с клятвою крайнего Судью сея комиссии быти самую Всероссийскую Монархиню, государыню нашу всемилостивейшую». Этот пункт Арсений в своем проекте предлагал заменить таким образом: «Исповедаю же с клятвою крайнего Судию и Законоположителя духовного сего церковного правительства быти – Самого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, полномощного Главу церкви и великого Архиерея и Царя, над всеми владычествующего и всем имущего посудити живым и мертвым». Против этого пункта своей проектированной присяги Арсений сделал еще такую заметку: «Монаршей власти довольно в той силе присягать к верности, в какой силе показано от крайнего Судии Христа в Евангелии и Апостоле монаршей власти повиноваться». В названии Государыни крайним судьей Синода Арсений видел излишнее ласкательство «во унижение или отвержение Крайнего Судии Самого Христа». Государыня хотя и приняла этот доклад, но оставила его без всякого исполнения. Арсений, не приняв присяги на звание синодального члена, уехал из Петербурга на свою епархию. Недовольство современными церковно-иерархическими порядками побудило его в 1745 году проситься на покой, но императрица его не уволила. Судьба предназначила ему разделить участь Лопатинского. В 1762 году вышел указ Петра III об отобрании в казну всех недвижимых церковных и монастырских имуществ. Екатерина II хотя и отменила распоряжение своего супруга, но вскоре потом назначила особую комиссию для рассуждения о способах содержания духовенства. Между тем Синоду предписано было разослать по епархиям команды для описи всех церковных имуществ. По приказу Коллегий Эко-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как историк интересен по «Словарю еретиков и раскольников». Архиеп. Филарет, давая этот отзыв, считает о. Петра большим интриганом, занимавшимся доносами, в частности на митр. Платона. Упоминавшийся выше владыка Мефодий (Смирнов) , известен также своим трудом «Священное богословие, основанное преимущественно на Св. Писании», написанное им в бытность ректором лаврской школы. Архиеп. Филарет отмечает, что в первой книге есть история богословия, чего не было ни у Феофана, ни у Феофилакта. Во всей системе Мефодия больше связности и отчетливости, чем у Феофилакта. Когда Мефодий переведен был из лавры ректором в московскую академию, то большая часть учеников вслед за ним перешла в Москву. Это показывает, до какой степени лекции Мефодия увлекали собою молодых слушателей его. Известен он также как историк, педагог и филолог. С конца XVIII в. начали являться труды известного историка и археолога, владыки Евгения (Болховитинова) , будущего митрополита киевского, о котором будет говориться в следующем отделе. Как на выдающихся проповедников, архиеп. Филарет указывает на владык: Феофана (Прокоповича) , Гедеона (Криновского), Георгия (Конисского) , Анастасия (Братановского), в конце XVIII в. епископа белорусского, потом архиепископа астраханского, митр. Платона (Левшина) , которого по дару слова ставит выше других. Отмечая, что он не был свободен от латинского строя речи архиеп. Филарет говорит, что проповеди его дышали простотой и силой благочестия. Он оставил по себе более 600 слов и речей, говоря часто и изустно. Проповедниками менее крупными владыка Филарет считает иерархов: Амвросия (Юшкевича), Гавриила (Бужинского) – архиепископов новгородских, митр. киевского Арсения (Могилянского), Арсения (Мацеевича) , Иоасафа (Заболотского) архиеп. тверского, Тихона (Малинина) архиеп. астраханского, Иннокентия (Нечаева) архиеп. псковского, митр. Гавриила (Петрова), Симона (Лагова), еп. рязанского. Выдающимся проповедником был владыка Мефодий (Смирнов) . О нем архиеп. Филарет пишет: «Отличие проповеди его – пастырская простота, не заботливая о пышном уборе слов, но умная по мыслям; слог его для времени очень легок.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010