Наступило заметное облегчение для Церкви, хотя с немецким засильем было покончено лишь после переворота 24/25 ноября 1741 г., приведшего на трон императрицу Елизавету Петровну  . Во время своего краткого, продлившегося всего год, регентства Анна Леопольдовна в интересах своего сына старалась найти поддержку среди духовенства. К началу 1741 г. в Святейшем Синоде кроме председательствующего — Новгородского архиепископа Амвросия Юшкевича насчитывалось еще пятеро членов — два епископа и три архимандрита. Так как обер–прокурор по–прежнему назначен не был, доклады правительнице делал сам архиепископ Амвросий, который пользовался ее полным доверием. Именно его влиянию следует приписать указ об амнистии конца 1740 г., по которому всем духовным лицам, претерпевшим наказания за содеянные погрешности по служебным делам, их проступки прощались, возвращались их чины, звания и должности  . Новые назначения епископов также производились по указке Амвросия. На Тобольскую кафедру в сане митрополита Тобольского и всей Сибири был поставлен иеромонах Арсений Мацеевич (15 марта 1741 г.). Амвросий хорошо знал его, и их церковно–политические взгляды совпадали. В последующие десятилетия Арсений снискал себе большой авторитет, сыграв благодаря своей энергии и твердости убеждений немаловажную роль в истории Церкви  . Амвросий затребовал от Тайной канцелярии список высланных епископов и позаботился об их возвращении. Феофилакт Лопатинский вернулся тяжело больным и вскоре скончался. Игнатий Смола умер 27 декабря 1740 г., не дождавшись прибытия указа об освобождении. Лев Юрлов вернулся, хотя в епископском достоинстве был восстановлен не сразу, а только при Елизавете. Но даже после этого он жил на покое из–за слабости здоровья и умер в 1755 г. Решилов по возвращении из ссылки был определен в один из монастырей, тогда как Маркелл Родышевский был назначен сначала архимандритом Юрьевского монастыря под Новгородом, а затем — епископом Корельским, после чего вскоре, в 1742 г., умер. Платон Малиновский получил в 1742 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

31 декабря 1740 года по повелению Анны Леопольдовны Феофилакт был освобождён из крепости и восстановлен в прежнем сане. «Все удивились этому, – пишет один из современников, – потому что его уже считали мёртвым, а он ещё вдруг явился живым». Из крепости были освобождены и 534 полусгнивших экземпляра «Камня веры», в том числе две оригинальные письменные книги. В то же время разрешено «впредь оныя по потребе печатать и продавать в народе». После таких страданий и по лишении знаков архиерейского сана, преосвященный Феофилакт снова принял их с почтением от Святейшего Синода. Когда из казармы взяли его на новгородское подворье и очистили его от загрубевшей на нем грязи, тогда сам преосвященный Амвросий, архиепископ Новгородский, со слезами участия снова возложил на него знаки монашеского и архиерейского чина. Посетила его и цесаревна Елизавета Петровна и спрашивала: «Знает ли её?» Он сказал: «Знаю, что ты искра Петра Великого». Цесаревна, отвернувшись, прослезилась и пожаловала ему на лекарство триста рублей. Преосвященный Феофилакт был настолько болен, что не мог почти говорить, ни на постели перевернуться. 6 мая 1741 года он скончался. 8 мая 1741 года был погребён в Александро-Невском монастыре. Архиепископ Новгородский Амвросий (Юшкевич) писал к епископу Тверскому Митрофану (Слатвинскому; † 1752): «дабы усопшего в Бозе Феофилакта архиепископа вписал с прочими православными архиереями в диптих». Архиепископ Феофилакт (Лопатинский) принадлежит к числу тех замечательных людей, которыми так богато было царствование Петра Великого. Его имя золотыми буквами вписано в историю Русской Православной Церкви. Современники, русские и иностранцы, отзывались с величайшим почтением о преосвященном Феофилакте. «Преподобный сей архиерей, – писал Иван Евдокимов, сослуживец владыки Феофилакта и учитель Тверской духовной семинарии, – истинно преподобный, ибо согласовал жизнь со словом и учением апостольским. Упражняясь в проповеди слова Божия, он сочинял книги против раскольников и иноверцев лютеран и кальвинистов. Нравом был кроток, снисходителен и доступен. И сколько был кроток, столько же и нестяжателен. Купивши мызу Степаново в сорока вёрстах от Санкт-Петербурга на свои келейные деньги, он отдал её потом в тверской архиерейский дом. До лишних строений и банкетов никогда не был охотник, разве по нужде. Был милостив к неимущим. Во время голода, при крайней дороговизне хлеба, он своими келейными деньгами ссужал своих бедных крестьян и раздавал им хлеб даром. Когда же минуло голодное лето и настало обильное, принесли к нему записные книги, кому сколько дано было хлеба, и докладывали: не прикажешь ли этот хлеб отобрать? Преосвященный Феофилакт, взяв книги, бросил в печь, в огонь».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1740 году, ей подано о семинарии следующее донесение: «семинаристов на лицо 85 человек; ныне они обучаются: одни по-русски читать, писать и петь; другие – латинской и греческой грамматике, переводам и арифметике; третьи – риторике, географии истории, и имеют, потом, поступить к некоторым началам еврейского языка, также философии и богословия. Понеже тыя наипаче диалекты и науки приличны духовному чину и удобный способ подают к достодолжному исполнению звания их (История Спб. дух. акад. Чистовича, стр. 16–21)». В списке учеников за 1739 год значатся воспитанники, из которых старшему, Феодору Заозерскому, было 25 лет, а младшему – 12 годов. Тем не менее, семинария уже исполнила свое дело, приготовляя к будущему полезных деятелей для С.Петербургской епархии. Так, в помянутом списке мы нашли следующих лиц: Алексея и Петра Гусс, Пантелеймона Васильева Поморского, Димитрия Рыковского, Николая Драницына, Ивана Панфилова и других. Из них Панфилов, в последствии времени, был духовником императрицы Екатерины II и членом св. Синода, и пользовался известностью по всей России. Школа Феофана Прокоповича продолжала существовать до его смерти, последовавшей в 1736 году. В ней собралось теперь сорок два человека. После кончины своего основателя, она перешла в ведение кабинета императрицы. Однако же, преемник Феофана Прокоповича по Новгородской епархии, преосвященный Амвросий Юшкевич принимал в семинарии доброе участие. Из показаний некоторых воспитанников Феофановой семинарии, попадавшихся между бумагами бывшего Духовного правления, видно, что его преосвященство, Амвросий, архиепископ Новгородский, сам изволил читать студентам в классе систему философии. Но под покровительством кабинета императрицы, школа Феофана Прокоповича просуществовала только два года. По распоряжению кабинета 22 марта 1738 года, воспитанники её распределены по разным местам, следуя их охоте и способностям, а восемнадцать человек отосланы, для дальнейшего обучения, в семинарию Невского монастыря, где для них предписывалось «отвесть особые покои, чтобы они, как в житье, так и в пище, от прочих тамошних семинаристов были отменены (Феоф.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   Сама Анна Ивановна незадолго до своей неожиданной смерти (1740 г.) назначила своим преемником недавно родившегося принца Брауншвейгского Иоанна Антоновича. Он приходился правнуком царю Ивану Алексеевичу, т. е. все тому же старшему брату Петра Великого, дочерью которого была сама Анна Ивановна. А сестра ее, Екатерина Ивановна, была выдана за герцога Мекленбургского. От этого брака родилась дочь, Анна Леопольдовна Брауншвейгская, племянница императрицы Анны. И вот сын Анны Леопольдовны, Иоанн Антонович (Брауншвейгский), приходившийся двоюродным внуком императрице Анне, и был избран Анной в наследники русского трона. В этих видах Анна Иоанновна держала при себе в Петербурге эту Брауншвейгскую семью и воспитывала в православной вере Ивана Антоновича.     Вот схема династической родословной: (?)    Иван Алексеевич, Петр I Алексеевич    Екатерина, Анна (Мекленбургская), Алексей, Елизавета (Курляндская), Анна (Голштинск.) Анна Леопольдовна (Брауншвейгская), Петр II, Петр III Федорович    Иоанн VI Антонович    Для Бирона, фаворита покойной императрицы Анны Иоанновны, нужна была эта выцветающая по мере удлинения наследственная линия, чтобы под именем «регента» располагать реальной полнотой власти. Но измученная и патриотически оскорбленная Аннинским — Бироновским террором и правящая и низовая Россия не могла более его выносить. И ее взоры с надеждой обратились к несправедливо забытой и ни на что не претендующей дочери Петра Великого, Елизавете, потерявшей своего коронованного жениха и нашедшей утешение в закрытой приватной жизни и морганатическом браке с простым церковным певчим, Алексеем Григорьевичем Разумовским. В ноябре 1741 г. она согласилась на дружно подготовленный бескровный переворот. Самой трагической жертвой его оказался юный Иоанн Антонович, как бы заживо погребенный в казематах Шлиссельбурга на целые два десятка лет и в конце концов там же и приконченный. Царствование Елизаветы Петровны (25.XII. 1741—1760 гг.)    Уже с воцарением Иоанна VI Антоновича в 1740 г. оборвался бироновский террор и наступила общая амнистия всех жертв этого немецкого периода. Архиепископ Феофилакт (Лопатинский) был освобожден из Выборгской крепости и в конце декабря привезен в Петербург. Считали его уже мертвым. Когда из казармы привезли его на Новгородское Подворье и очистили его, заросшего грязью, то Новгородский митрополит Амвросий (Юшкевич) явился сам, чтобы выполнить экстренное решение Синода о восстановлении бывшего узника в архиерейском сане. Амвросий со слезами возложил на Феофилакта все монашеские и архиерейские одежды. Посетила Феофилакта и цесаревна Елизавета Петровна. Истомленный Феофилакт едва уже мог повернуться на кровати и как-то говорить. Поэтому Елизавета Петровна и спросила его: — знает ли он ее? И он многозначительно ответил: «Знаю, что ты — искра Петра Великого». Там же на Новгородском Подворье через пять месяцев (6.V. 1741 г.) он и скончался и похоронен в Александро-Невской Лавре.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Иоакима Савелова, 17) Ивана Самойловича, 18) Лазаря Барановича, 19) Феодосия Углицкого, 20) Варлаама Ясинского, 21) Ивана Мазепы, 22) св. Димитрия Ростовского , 23) Афанасия Миславского, 24) Иоанна Максимовича 25) Иоасафа Краковского, 26) Варлаама Косовского, 27) Стефана Яворского , 28) Петра I, 29) Филофея Лещинского, 30) Андрея Денисова, 31) Епифания Тихорского, 32) св. Иннокентия Кульчицкого (Иркутского), 33) Феофана Прокоповича , 34) Иродиона Жураковского, 35) Варлаама Леницкого, 36) Илариона Рогалевского, 37) Лаврентия Горки, 38) Антония Стаховского, 39) Феофилакта Лопатинского, 40) Арсения Берло, 41) Антония Юшкевича, 42) Рафаила Заборовского, 43) Варлаама Ванатовича, 44) Никодима Среоницкого, 45) Симона Тодорского, 46) Иоасафа Горленко, 47) Луки Конашевича, 48) Сильвестра Гловатского, 49) Гедеона Вишневского, 50) Сильвестра Кулябки, –51) Ирашя Комаровскаго 52) имп. Елизаветы Петровны, 53) М. В. Ломоносова, 54) Тимофея Щербацкого, 55) Геннадия Андреевского, 56) Дамаскина Аскаронского, 57) Кирилла Ляшевецкого, 58) Павла Конюскевича, 59) Арсения Могилянского, 60) Амвросия Зертисъ–Каменского, 61) Арсения Мацеевича , 62) Варлаама Лящевского, 63) Вениамина Пуцек–Григоровича, 64) Гаврила Кременецкого, 65) Тихона Якубовского, 66) Феофила Игнатовича, 67) Григория Савича Сковороды, 68) Георгия Конисекого, 69) Самуила Миславского, 70) имп. Екатерины 2–й, 71) Авраамия Флорянского, 72) Илариона Кондратовича, 73) князя А. Безбородко, 74) Иерофеа Маликого, 75) Варлаама Петрова Лавровского, 76; Виктора Садковского, 77) архим. Иоанна Раича, 78) Димитрия Устиновича, 79) Сильвестра Лебединского , 80) Мелхиседека Звачко–Яворского, 81) Платона Любарского, 82) графа Л. А. Завадовского, 83) Феофана Шиянова, 84) Н. Н. Бактыш–Каменского, 85) прот. Ив. В. Леванды, 86) Феоктиста Могульского, 87) Иоанникия Никифоровича Полонского, 88) Иринея Фальковского, 89) Серапиона Александровского, 90) Амвросия Келембета, 91) имп. Александра 1–го, 92) Н. П. Румянцева, 93) Виктора Черняева, 94) Моисея Антипова, 95) Евгения Болховитинова , 96) Даниила Велланского, 97) Автония Смирницкого, 98) Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ Иоасаф (Миткевич), еп. Белгородский и Обоянский. Фотография с портрета XVIII в. (РГИА) Иоасаф (Миткевич), еп. Белгородский и Обоянский. Фотография с портрета XVIII в. (РГИА) (Миткевич Иоанн; 1724, г. Козелец Черниговской губ.- 30.06.1763, Ахтырский Свято-Троицкий мон-рь), еп. Белгородский и Обоянский. Иногда в лит-ре И. ошибочно отождествляется с игум. Иоасафом (Миткевичем), возглавлявшем в 40-х гг. XVIII в. Домницкий Богородице-Рождественский мон-рь в Черниговской губ. (ОДДС. Т. 29: 1749 г. С. 610). И. род. в многодетной семье священника. Обучался в Киево-Могилянской академии, был учеником С. Ф. Тодорского (впосл. архиеп. Симон (Тодорский) ). В окт. 1740 г. трудами архиеп. Амвросия (Юшкевича) была учреждена Новгородская ДС, первыми преподавателями к-рой стали выпускники киевских духовных школ. В нач. 1741 г. по приглашению архиеп. Амвросия И. Миткевич вместе с другом Иосифом Ямницким был переведен из Киева в Новгород. Служил учителем в начальных школах 1-го класса семинарии, с кон. окт. 1741 г. преподавал пиитику в среднем классе, с 1742 г.- риторику, с 1746 г.- философию, с 1748 г.- богословие. Ок. 1744 г. в новгородском Антония Римлянина монастыре Миткевич принял монашеский постриг, затем был рукоположен во иерея, в 1748 г. назначен префектом, в сент. 1750 г.- ректором Новгородской ДС и настоятелем Антониева мон-ря с возведением в сан архимандрита. При И. в 1754 г. в Новгороде для Антониева мон-ря был отлит новый колокол. В годы ректорства И. состоялся 1-й выпуск семинарии, среди окончивших был его ученик Тимофей Соколовский (впосл. свт. Тихон Задонский ). С нояб. 1755 г. по поручению Синода вместе с ректором СПбДС иеродиак. Никодимом (Пученковым) И. занимался подготовкой и цензурированием нового издания Четьих-Миней свт. Димитрия (Савича (Туптало)) и Киево-Печерского патерика. В это время И. проживал на Новгородском подворье в С.-Петербурге и получал в дополнение к ректорскому жалованью (300 р.) еще 200 р.

http://pravenc.ru/text/578098.html

И вот сын Анны Леопольдовны, Иоанн Антонович (Брауншвейгский), приходившийся двоюродным внуком императрице Анне, и был избран Анной в наследники русского трона. В этих видах Анна Иоанновна держала при себе в Петербурге эту Брауншвейгскую семью и воспитывала в православной вере Ивана Антоновича.   Вот схема династической родословной: (?) Иван Алексеевич, Nemp I Алексеевич Екатерина, Анна (Мекленбургская), Алексей, Елизавета (Курляндская), Анна (Голштинск.) Анна Леопольдовна (Брауншвейгская), Nemp II, Nemp III Федорович Иоанн VI Антонович   Для Бирона, фаворита покойной императрицы Анны Иоанновны, нужна была эта выцветающая по мере удлинения наследственная линия, чтобы под именем «регента» располагать реальной полнотой власти. Но измученная и патриотически оскорбленная Аннинским — Бироновским террором и правящая и низовая Россия не могла более его выносить. И ее взоры с надеждой обратились к несправедливо забытой и ни на что не претендующей дочери Петра Великого, Елизавете, потерявшей своего коронованного жениха и нашедшей утешение в закрытой приватной жизни и морганатическом браке с простым церковным певчим, Алексеем Григорьевичем Разумовским. В ноябре 1741 г. она согласилась на дружно подготовленный бескровный переворот. Самой трагической жертвой его оказался юный Иоанн Антонович, как бы заживо погребенный в казематах Шлиссельбурга на целые два десятка лет и в конце концов там же и приконченный. Царствование Елизаветы Петровны 1741-1760 гг.) Уже с воцарением Иоанна VI Антоновича в 1740 г. оборвался бироновский террор и наступила общая амнистия всех жертв этого немецкого периода. Архиепископ Феофилакт (Лопатинский) был освобожден из Выборгской крепости и в конце декабря привезен в Петербург. Считали его уже мертвым. Когда из казармы привезли его на Новгородское Подворье и очистили его, заросшего грязью, то Новгородский митрополит Амвросий (Юшкевич) явился сам, чтобы выполнить экстренное решение Синода о восстановлении бывшего узника в архиерейском сане. Амвросий со слезами возложил на Феофилакта все монашеские и архиерейские одежды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Однако, в виду вскоре последовавшей 17 октября 1740 года смерти самой Анны, Андрей Иванович Ушаков представил новому правительству свое мнение в смысле желательности отдать все имущество Феофана, подлежащее разделу и употреблению, в ведение Новгородского Архиепископа Амвросия, дабы он «о всем мог надлежащее исполнение учинить». 11 марта 1741 г. последовало соизволение правительницы Анны Леопольдовны именем ее сына-Императора, о чем А.И. Ушаков и известил Архиепископа Амвросия Юшкевича письмом от 12 того же марта. Тогда по силе этого указа все пожитки Феофана в апреле того же 1741 г. с аукциона проданы и в определенные места розданы, а взятые за них деньги розданы семинаристам и др. лицам на помин души8. Между тем совершившийся переворот в пользу Елизаветы Петровны вызвал отмену всех актов предшествовавшего царствования, в том числе и касавшихся наследства Феофана. Заинтересованные лица, думая воспользоваться положением, подали об этом Елизавете докладную записку. Однако вернуть сделанного было невозможно, хотя все-таки новая судьба постигла прекрасную библиотеку Феофана. Еще 27 октября 1737 г. последовал на имя Св. Синода Высочайший указ: «Указали мы оставшие после покойного Новгородского архиепископа Феофана книги отдать с подлинным описанием в Александро-Невский монастырь, которые, убрав, содержать в том монастыре в особливых палатах, не смешивая с другими монастырскими книгами, и повелеваем Нашему Синоду учинить по сему Нашему указу» 9 . На основании этого указа, по распоряжению Св. Синода библиотека Феофана была принята Александро-Невским монастырем на хранение и поручена иерадиакону Епифанию, который составил ей опись в трех экземплярах: один хранился при библиотеке, другой – в Невской Канцелярии, третий подан им в Синод 26 августа 1740 г. По журнальному определению Св. Синода 17 апреля 1741 г. опись Епифания приложена к делу о смерти Феофана, где и находится в настоящее время на л. л. 1956–2109 10 . Между тем, в Новгороде, в монастыре преп. Антония Римлянина была устроена Духовная Семинария, и архиепископ Новгородский Амвросий, озабоченный желанием обставить ее возможно лучше, воспользовался благоволением Елизаветы Петровны к духовенству и 24 января 1742 г. испросил у нее повеление передать библиотеку Феофана в Новгородскую Семинарию11. 18 июня 1742 г. было дано желаемое повеление передать библиотеку с подлинной описью, вследствие чего 21 того же июня состоялось определение Св. Синода, а 25 июня посланы указы Амвросию, архиепископу Новгородскому, Стефану, епископу Псковскому и архимандриту Александро-Невскому, а в кабинет – сообщение 12 . Уже 28 июня 1742 г. Амвросий просил у Синода себе копии с описи библиотеки, которая и была ему послана при указе от 2 июля 1742 года за 2593, а 3 июля от Амвросия донесено о ее получении 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Ее благочестие и любовь ко всему русскому были широко известны, и духовенство надеялось на реставрацию при ней старых допетровских порядков. Однако надежды эти, оживавшие и раньше — вскоре после смерти Петра I и особенно при Петре II, оказались по большей части тщетны. Императрица или, вернее, ее доверенные лица не могли решиться на реставрацию ни в государственной, ни в церковной политике. Церковная политика была продолжением петровской, и представленные императрице духовенством проекты контрреформ были отвергнуты. Но личное отношение императрицы к духовенству отличалось почтительностью, благодаря чему епископы пользовались в ее царствование большим уважением. Учрежденный ею придворный правительственный орган — Конференция Ее Величества (1756–1761) не вмешивался в церковные дела. Но, как и во времена Петра Великого, решение различных церковных вопросов брал на себя Сенат, который являлся решающей инстанцией во внутренних Елизавета Петровна была легкомысленна, жизнелюбива и не слишком образованна. Она была не склонна лично заниматься государственными делами и потому мало в них ориентировалась, легко поддаваясь влиянию своего окружения. Высшее церковное управление было предоставлено самому себе и из-за отсутствия сколько-нибудь заметной инициативы впало в своего рода летаргию. В епархиях ощутимо усилилось влияние епископов на подчиненное им духовенство, которое оставалось беззащитным перед лицом жесткого, а порой жестокого давления со стороны владык. Этот процесс шел параллельно с увеличением прав дворянского сословия, что было результатом значительного углубления крепостничества. Таким образом, Амвросий Юшкевич не ошибся, когда в одной из своих проповедей в честь вступления на престол Елизаветы, «русской Августы», провозгласил: «Небеса восторжествовали, и все святые запели радостную песнь». По едкому замечанию князя Щербатова, епископы оспаривали друг у друга пальму первенства в Состав Святейшего Синода был пополнен. Председательствующий в Синоде архиепископ Амвросий позаботился прежде всего о назначении в члены Синода своего друга, Тобольского митрополита Арсения, энергичного поборника церковной автономии, который одновременно был переведен в Ростов.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

   Митрополит Исидор (Никольский) (1799—1892).    Митрополит Иоанникий (Руднев) (1826—1900).    Митрополит Антоний (Вадковский) (1846—1912).    Митрополит Владимир (Богоявленский) (1848—1918).    Митрополит Вениамин (Казанский) (1874—1922).    Митрополит Трифон (Туркестанов) (1861—1934).    Митрополит Антоний (Храповицкий) (1864—1936).    Митрополит Нестор (Анисимов) (1885—1962).    Архиепископ Феодосий (Яновский) (1650—1727).    Архиепископ Феофан (Прокопович) (1681—1736).    Архиепископ Феофилакт (Лопатинский) (ум. 1741).    Архиепископ Амвросий (Юшкевич) (1690—1745).    Архиепископ Георгий (Конисский) (1717—1795).    Архиепископ Антоний (Смирницкий) (1773—1846).    Архиепископ Иннокентий (Борисов) (1800—1855).    Архиепископ Филарет (Гумилевский) (1805—1866).    Архиепископ Афанасий (Дроздов) (1800—1876).    Архиепископ Димитрий (Муретов) (1811—1883).    Архиепископ Никанор (Бровкович) (1824—1890).    Архиепископ Маркелл (Поппель) (1825—1908).    Архиепископ Иларион (Троицкий) (1886—1929).    Епископ Питирим Нижегородский (ум. 1738).    Епископ Иннокентий (Нерунович) (ум. 1747).    Епископ Симон (Тодорский) (1701—1754).    Епископ Иоасаф (Болотов) (ум. 1799).    Епископ Иннокентий (Смирнов) (1784—1819).    Епископ Амвросий (Орнатский) (1778—1827).    Епископ Иоанн (Соколов) (1818—1866).    Епископ Игнатий (Брянчанинов) Кавказский (1807—1867).    Епископ Порфирий (Успенский) (1804—1885).    Епископ Михаил (Лузин) (1830—1887).    Епископ Феофан (Говоров) Затворник (1815—1894).    Епископ Михаил (Грибановский) (1856—1896).    Епископ Сильвестр (Малеванский) (1828—1908).    Епископ Гермоген (Долганов) (1858—1918) .    Схииеромонах Иисус (Иов) (1635—1726).    Иеромонах Феодор (Ушаков) (1718—1791).    Схиархимандрит Паисий (Величковский) (1722—1794).    Архимандрит Фотий (Спасский) (1792—1838).    Схииеромонах Леонид (Лев) (Наголкин) Оптинский (1768—1841).    Архимандрит Макарий (Глухарев) (1792—1848).    Схииеромонах Парфений (Краснопевцев) (1790—1855).    Схииеромонах Макарий (Иванов) Оптинский (1788—1860).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010