Благовещение со св. Феодором Тироном. Икона. 2-я пол. XIV в. (НГОМЗ) Благовещение со св. Феодором Тироном. Икона. 2-я пол. XIV в. (НГОМЗ) В отличие от Г. ц. Вост. Церквей рим. Г. ц. постоянно претерпевал изменения за счет введения большого числа новых праздников. Часть их заимствована из визант. традиции (напр., Преображение Господне, Успение, Рождество, Введение во храм, Благовещение, Сретение (или Очищение) Девы Марии), остальные являются оригинальными, внесенными в Г. ц., как правило, для подкрепления одного из догматов (напр., Тела Христова, Сердца Иисусова, Царя Христа, Непорочного зачатия, Розария, 7 скорбей Девы Марии; в отличие от визант. традиции праздник в честь Пресв. Троицы не совпадает с Пятидесятницей и отмечается в следующее за ней воскресенье). Наиболее значительные изменения на протяжении веков претерпел Санкторал (праздники в честь святых). Если в календаре 354 г. фигурировало всего 22 памяти святых, то к 1950 г. их было уже 262, не считая местночтимых святых и Богородичных праздников, так что празднования в честь святых стали вытеснять службы рядовых воскресений. В 1969 г. число общецерковных памятей было резко сокращено (исключено более 100 святых). В наст. время рим. календарь содержит 4 торжества в честь святых (Иосифа Обручника, Рождества Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, Всех святых; в России к ним прибавляется еще память ап. Андрея), 23 праздника, 63 обязательных и 95 необязательных памятей святых (последнее число колеблется за счет местночтимых святых). При этом мн. памяти древних святых получили более низкий статус или перестали быть общеобязательными. Особенности Г. ц. в других западных обрядах В амвросианском обряде структура Г. ц. в целом похожа на рим. (максимальное сближение произошло после II Ватиканского Собора), однако сохраняются нек-рые отличия. 1-е воскресенье Адвента, с к-рого начинается литургический год, приходится на праздник св. Мартина (11 нояб.), поэтому Адвент продолжается 6 недель. В 6-е воскресенье отмечается Благовещение. Богоявление совершается в воскресенье между 2 и 8 янв. С 1625 г. на следующий день после Богоявления праздновалось возвращение Св. Семейства из Египта. Сейчас праздник заменен празднованием в честь Св. Семейства в 4-е воскресенье после Богоявления. Великий пост начинается в воскресенье (Dominica in capite Quadragesimae). До отмены периодов после Богоявления и после Пятидесятницы было 15 воскресений, после Усекновения главы Иоанна Предтечи - 4 или 5, особо отмечалось 1-е воскресенье окт., 1 воскресенье перед Освящением соборной церкви и 3 воскресенья после. Сейчас сохранилось празднование Освящения в 3-е воскресенье окт.

http://pravenc.ru/text/год ...

Новости Коронавирус. Архиепископ Миланский: многое зависит от коммуникации 25.02.2020 16:02 Миланский кафедральный собор. Фото: AFP or licensors Милан, 25 февраля. Архиепископ Марио Дельпино поделился своими мыслями о сложившейся в Италии обстановке, связанной со случаями заражения COVID-19. Особым декретом итальянское правительство установило правила для некоторых областей Италии для того, чтобы сократить риск заражения новым коронавирусом. Эти правила действуют на тех территориях, где были отмечены случаи заражения и несколько смертей от последствий вируса: его жертвами стали пожилые люди с ослабленным здоровьем. В интервью Vatican News архиепископ Миланский монсеньор Марио Дельпино пояснил, что он воспринял предпринятые меры «с определенным спокойствием, доверяя высшим инстанциям с готовностью следовать их указаниям. Вместе с тем он заявил, что не разделяет всеобщей паники, «вируса страха», который привел к некоторым преувеличенным мерам. «Однако я понимаю этот психологический эффект, если учесть, сколько внимания акцентируют многие СМИ на этих новостях и сколько места им уделяют. Понимаю, почему люди запасаются продуктами и сталкиваются с проблемами в повседневных делах. Я думаю, что, следуя указаниям компетентных властей, мы создадим достаточно спокойную обстановку, чтобы делать то, что можно сделать». Церковь в Италии не разрабатывала своих собственных норм в связи со вспышками коронавируса, однако епископская конференция заявила, что она готова сделать это по указанию властей и оказывать им содействие. Пока же поместная Церковь в Ломбардии следует общим правилам, избегая больших скоплений народа, запланированных ранее встреч в ораториях и приходах. Венчания и отпевания совершаются, но только в присутствии родственников. Храмы остаются открытыми, однако, сообщил архиепископ Миланский, кафедральный собор в течение двух дней был закрыт, и далее будут приняты решения в соответствии с числом туристов. В любом случае, эти ограничения предусмотрены только на семь дней, а поскольку в амвросианском обряде Великий пост начинается не в Пепельную среду, а в воскресенье 1 марта, особо людных богослужений не планировалось, отметил монсеньор Дельпино.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Церкви от Миланского эдикта (313 г. ) до разделения Церквей (1054 г. ). История Церкви на Западе (Римская кафедра, диоцезы). Епископат ГИНКМАР (ок. 806 - 882), архиеп. Реймсский, канонист, богослов, церковный и политический деятель Франкской империи ГОНОРИЙ († 653), архиеп. Доруверна (Дуроверна, совр. Кентербери), свт. (пам. зап. 30 сент., перенесение мощей - 6 или 13 сент.), архиеп. Доруверна (Дуроверна, совр. Кентербери) ГРИГОРИЙ († 776), еп. г. Траект (совр. Утрехт, Нидерланды), свт. (пам. зап. 25 авг., перенесение мощей - 3 июля) ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.) ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ [мирское имя Георгий Флоренций] (538/9 - 593/4), св. (пам. зап. 17 нояб.), еп. Турон, зап. церковный писатель, историк, агиограф ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) ДАВИД (VI в.), еп. Меневии, почитается как покровитель Уэльса, св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 1 марта) ДЕЗИДЕРИЙ († нач. VII в.), св. (пам. зап. 23 мая, перенесение мощей - 11 февр.), архиеп. г. Вьенна (совр. Вьен, деп. Изер, Франция) ДЕЗИДЕРИЙ св. (пам. зап. по Римскому Мартирологу 23 мая, по Мартирологу блж. Иеронима - 11 февр., перенесение мощей - 19 янв.), 3-й еп. г. Лингоны (совр. Лангр, Франция) ДЕЛЬФИН († между 401-405), св. (пам. зап. 24 дек., в Бордо - 30 дек.), еп. г. Бурдигала (совр. Бордо, Франция) ЕВГЕНИЙ (VIII в.), еп., почитаемый с кон. VIII в. в г. Медиолан (ныне Милан, Италия), свт. (пам. зап. 30 дек.) ЕВСТОРГИЙ I (IV в.), еп. г. Медиолан (ныне Милан, Италия), свт. (пам. зап. 18 сент.; в амвросианском обряде 19 сент.) ЕВТРОПИЙ († до 610), еп. г. Валенция (ныне Валенсия, Испания), писатель, участник Толедского III Собора (589), свт. (пам. зап. 8 июня)

http://pravenc.ru/rubrics/121318_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь. Епископат ГРИГОРИЙ († 776), еп. г. Траект (совр. Утрехт, Нидерланды), свт. (пам. зап. 25 авг., перенесение мощей - 3 июля) ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ [мирское имя Георгий Флоренций] (538/9 - 593/4), св. (пам. зап. 17 нояб.), еп. Турон, зап. церковный писатель, историк, агиограф ГРОССЕТЕСТ (ок. 1168 или 1175 - 1253), еп. Линкольнский, богослов, философ, переводчик, фактический основатель Оксфордской школы ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) ГУМБЕРТ († 1061), кард., еп. Сильва-Кандидский, деятель григорианской реформы в сер. XI в., участник папского посольства в К-поль в 1054 г., приведшего к разрыву офиц. отношений между Римскими папами и К-польскими патриархами и разделению Церквей ДАВИД (VI в.), еп. Меневии, почитается как покровитель Уэльса, св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 1 марта) ДАИБЕРТ († июнь 1106), участник 1-го крестового похода, 1-й лат. патриарх Иерусалимский (1099 - 1102, 1105 - 1106) ДАЛЬБЕРГ Карл Теодор Антон Мария фон (1744 - 1817), нем. католич. архиепископ, теолог, философ, гос. деятель ДЕЗИДЕРИЙ († нач. VII в.), св. (пам. зап. 23 мая, перенесение мощей - 11 февр.), архиеп. г. Вьенна (совр. Вьен, деп. Изер, Франция) ДЕЗИДЕРИЙ св. (пам. зап. по Римскому Мартирологу 23 мая, по Мартирологу блж. Иеронима - 11 февр., перенесение мощей - 19 янв.), 3-й еп. г. Лингоны (совр. Лангр, Франция) ДЕЛЬФИН († между 401-405), св. (пам. зап. 24 дек., в Бордо - 30 дек.), еп. г. Бурдигала (совр. Бордо, Франция) ДМОХОВСКИЙ Казимир (1780 - 1851), архиеп. Могилёвский, митр. всех римско-католич. церквей Российской империи ДУРАНД Вильгельм, Старший (1230/31 - 1296), средневек. литургист, канонист и политический деятель, еп. Манда ДЮПАНЛУ Феликс Антуан Филибер (1802 - 1878), еп. Орлеанский, католич. церковный и политический деятель, педагог ЕВГЕНИЙ (VIII в.), еп., почитаемый с кон. VIII в. в г. Медиолан (ныне Милан, Италия), свт. (пам. зап. 30 дек.) ЕВСТОРГИЙ I (IV в.), еп. г. Медиолан (ныне Милан, Италия), свт. (пам. зап. 18 сент.; в амвросианском обряде 19 сент.) ЕВТРОПИЙ († до 610), еп. г. Валенция (ныне Валенсия, Испания), писатель, участник Толедского III Собора (589), свт. (пам. зап. 8 июня) ЖАК ДЕ ВИТРИ († 1.05.1240, Рим), еп. Акры (ныне Акко, Израиль), кард. (с 1228), автор агиографических и исторических сочинений

http://pravenc.ru/rubrics/130137_5.html

Хотя древнейшие свидетельства о возглашении «Святая святым» на Западе относятся к V в. (Никита Ремесианский, Фастидий), в источниках оно не зафиксировано. Причащение совершалось в алтарном пространстве (4-е прав. Турского II Собора 567 г.; Greg. Turon. Hist. Franc. 9. 3; 10. 8; Glor. conf. 95) под 2 видами. Был ли хлеб квасным или пресным, точно неизвестно. Священник говорил: «Тело Христово», причащающийся отвечал: «Аминь». Из Чаши причащал диакон. Во время причащения пелся Пс 33 ( German. Ep. 1. 27; Caes. Arel. Serm. 106. 10), но, вероятно, мог использоваться и Пс 22 (как в амвросианском обряде). В поздних певч. рукописях этого региона отмечается пение антифона «Qui manducat corpus» (ср.: Ин 6. 57) и др. После причащения Псевдо-Герман упоминает некое загадочное песнопение trecanum ( German. Ep. 1. 28). Существует неск. гипотез, объясняющих этот термин. По одной - речь идет об ошибке переписчика, к-рый неверно записал лат. буквами греч. название Трисвятого - Τρισγιον. По др. гипотезе, здесь имеется в виду некое песнопение или возглашение, связанное с формулой «Отец в Сыне, Сын в Духе Святом, Святой Дух в Сыне, Сын обратно в Отце», к-рую цитирует Псевдо-Герман (она встречается в краткой (егип.) анафоре свт. Василия Великого). 3-я гипотеза заключается в том, что Псевдо-Герман возвращается здесь к началу анафоры и говорит про Sanctus. Однако более вероятно, что под trecanum имеется в виду возглашение, аналогичное «Един Свят» в вост. литургиях, или - причастный антифон. 2 молитвы после причащения (Post communio или Post eucharistiam) соответствуют традиц. для Г. о. структуре (в испан. и кельт. ркп.- 1 молитва). После них возглашался отпуст, но в галликанских памятниках его образцов не сохранилось (в испан. ркп. говорится: «Месса совершилась. Во имя Господа нашего Иисуса Христа с миром изыдем»). Крещение В отличие от рим. практики Г. о. сохранил древнее богословие таинств, известное по сир. памятникам, в к-ром Крещение понималось не столько как умирание в воде для воскресения со Христом, сколько как просвещение и новое рождение от Духа в водах Иордана, освященных Христом ( Winkler. 1984).

http://pravenc.ru/text/161580.html

В исследовательской лит-ре существует неск. объяснений слов свт. Григория. Согласно гипотезе Э. Бишопа, в раннем рим. обряде месса начиналась с молитв верных. Поскольку в вост. обрядах пение К. связано с молитвами верных, то, вероятно, свт. Григорий имел в виду, что в его время молитвы верных стали сокращать или переносить в др. место, оставляя лишь К. ( Bishop. 1918). Данную гипотезу развил Б. Капелль, он попытался доказать, что уже папа Геласий заменил древние молитвы верных (сохранившиеся как Preces Великой пятницы) литанией, к-рая впосл. получила его имя (Deprecatio Gelasii), а свт. Григорий Великий сократил ее, оставив лишь пение K. ( Capelle. 1934). Эту гипотезу принял и Й. А. Юнгманн ( Jungmann. 1952), его труды оказали непосредственное влияние на литургические реформы II Ватиканского Собора (в т. ч. касающиеся пения K.). Однако П. де Клерк показал, что изначально K. не входило в состав Deprecatio Gelasii (вместо K. использовался рефрен «Domine exaudi et miserere», см.: Clerck. 1977. P. 146-147, 170-172). Впервые K. появилось в амвросианской литании Divinae pacis, к-рая, по его мнению, была составлена в V в. по греч. образцу. Простое троекратное K. произносилось в самом конце этой литании (Ibid. P. 156-158). Изменения, внесенные свт. Григорием, заключались не в том, что он убрал литийные прошения, сохранив ответ народа на них, а в том, что он превратил K. в элемент стационального богослужения, сделав его частью обряда входа в храм. Теорию де Клерка развил Дж. Ф. Болдовин, детально изучивший стациональное богослужение крупных христ. центров в позднеантичную и раннесредневек. эпохи. Он также попытался установить, какой именно тип визант. ектении мог быть взят за основу той молитвы, частью к-рой изначально было рим. K. ( Baldovin. 1986). По мнению П. Джеффри, К. является остатком не Deprecatio Gelasii или подобного ему перевода визант. ектении, а литании, образец к-рой сохранился в ирл. традиции (в частности, в Миссале Стоу - Dublin. RIA. Stowe. D II 3. Fol. 12, 30-30v (1-я пол. IX в.)) как «литания апостолов» ( Jeffery. 2008). Подобные литании были в составе Rogationes, пасхальных крестных ходов, ординации нового епископа и т. д.

http://pravenc.ru/text/1840233.html

К Пасхе было приурочено крещение оглашенных, о чем свидетельствуют нек-рые термины: суббота перед Вербным воскресеньем называлась субботой «вручения символа» (in traditione symboli), дни Пасхальной недели - «в белых одеждах» (in albis), 1-е воскресенье по Пасхе - воскресеньем «после снятия белых одежд» (in albis depositis), на Пасху и ежедневно в пасхальную седмицу могли совершаться дополнительные мессы «О крещаемых в зимней церкви». Цикл Пятидесятницы отличался праздничным характером служб. Триденствие литаний (triduum litaniarum - 3 дня, в каждый из к-рых пелись соответственно прошения: апостолам и мученикам, святым медиоланского календаря, святым женам), введенное в Медиолане по примеру Рима при еп. Лазаре (438-451), приходилось на понедельник, вторник и среду после, а не до (как в Риме) праздника Вознесения Господня . Воскресений по Пятидесятнице могло быть до 15, после 29 авг. следуют 4 или 5 воскресений после праздника Усекновения главы св. Иоанна Крестителя (post Decollationem), затем - 3 «воскресенья октября», последнее из к-рых праздновалось как Освящение Большой ц. в память о восстановлении медиоланского собора, вероятно, в 452 г., после нашествия Аттилы ; далее до Адвента отсчет воскресений шел от этого дня. В календаре А. о. отмечалось много дней памятей местных святых. Из праздников рим. календаря времени Великого поста (с кон. февраля по нач. апреля) присутствовали только Благовещение и память св. Иосифа (хотя их формуляры месс помещались в книгах под др. числами), остальные перенесены. Существовали разделения праздников и будней на 7 или 4 класса. Суббота в отличие от рим. традиции считалась праздничным днем, как в вост. обрядах. Воскресный день имел более высокий статус, чем в рим. обряде, уступая только Господским праздникам, праздники в честь Имени Иисусова и Очищения даже переносились на др. день, если приходились на одно из воскресений перед Четыредесятницей. Теории происхождения А. о. Дж. Нил и У. Бишоп утверждали, что А. о. является романизированной формой испано-галликанской литургической традиции, изначально имевшей вост. основу. Л. Дюшен, подчеркивая значение Медиолана как церковного центра, считал наиболее вероятным вост. происхождение А. о. По его мнению, именно через Медиолан вост. обычаи проникали в богослужение Галлии, Испании и Британии. Для реконструкции ранней стадии А. о. Дюшен считал возможным использовать галликанский Миссал из Боббио (VII в.), еще не подвергшийся сильной романизации, к-рая уже видна, по его мнению, во всех сохранившихся амвросианских рукописях.

http://pravenc.ru/text/114338.html

Начало года, как и в др. зап. обрядах, приходилось на 1-е воскресенье Адвента. В А. о. последнее наступало после дня св. Мартина (11 нояб.), т. е. Адвент продолжался на 2 недели больше, чем в рим. традиции. В 6-е (последнее) воскресенье Адвента праздновалось Благовещение Пресв. Богородицы . В последние дни перед Рождеством (feriae de exceptato), число к-рых изменялось от 2 до 7, не считая навечерия, звучали особые псалмы и антифоны. С XI в. известен обычай благословения жилищ в Рождество Христово. На следующий день после Богоявления отмечался установленный архиеп. Федерико Борромео в 1625 г. праздник Christophoria - Возвращение св. Семейства из Египта. Во 2-е воскресенье после Богоявления совершался праздник Имени Иисусова. Число воскресений после Богоявления могло доходить до 6 (как и в рим. обряде). 3 следующих воскресенья (Septuagesima, Sexagesima, Quinquagesima) были подготовительными к Великому посту. Литургическим началом Великого поста первоначально считался понедельник его 1-й седмицы, со 2-й пол. XVI в.- «Воскресенье в начале Четыредесятницы» (Dominica in capite Quadragesimae), началом пощения оставался понедельник. Пепельная среда - начало Великого поста рим. обряда - не отмечалась. На время поста в храме накрывались столбы св. престола, по пятницам не совершались мессы (что соответствует традиции вост. обрядов, большинство к-рых запрещает совершение Евхаристии в будние дни поста). Отменялось празднование памятей святых в будние дни поста, как в первоначальной визант. традиции. Названия воскресений поста - «О самаритянке» (De samaritana), «Об Аврааме» (De Abraham), «О слепом» (De caeco), «О Лазаре» (De Lazaro) - связаны с содержанием евангельских чтений этих дней, что напоминает визант. традицию. Служба Вербного воскресенья (именовавшегося In ramis palmarum или Dominica olivarum) в древности начиналась в ц. св. Лаврентия. Богослужение Страстной седмицы сохраняло множество особенностей А. о. по сравнению с римским. В Великую пятницу не совершалась литургия преждеосвященных Даров ; месса Великой субботы начиналась с троекратной аккламации предстоятеля «Христос Господь воскрес» (Christus Dominis resurrexit) и ответа народа «Благодарение Богу» (Deo gratias).

http://pravenc.ru/text/114338.html

(Ibid. Col. 1349). На протяжении ср. веков идея о принадлежности Символа свт. Афанасию настолько укрепилась в католич. Церкви, что не было никаких сомнений в его авторстве. Известно, что он издревле широко использовался в зап. мон-рях в литургической практике и при обучении. Первые упоминания об А. С. в. на Востоке относятся к XII в. В Требнике Киевского митр. Петра (Могилы) А. С. в. на церковнослав. языке (без заглавия) включен в состав чина оглашения еретиков, иудеев и язычников, «не верующих во Святую Троицу» (Требник. К., 1646, 1996р. С. 78-81). Со времени Реформации А. С. в. признается всеми протестант. церквами как древнее и авторитетное изложение христ. веры. Практика литургического использования А. С. в. восходит к IX в. В ряде зап. богослужебных традиций А. С. в. включен в чинопоследование 1-го часа: в римском обряде первоначально - по воскресеньям (такая практика впервые зафиксирована в капитулярии Хайто, еп. Базеля, ок. 810), в 1955-1963 гг. только на праздник Троицы; в амвросианском (до реформы) и сарумском обрядах ежедневно. В нек-рых Церквах Англиканского содружества А. С. в. читается 13 раз в году (в праздники Рождества, Богоявления, Пасхи, Вознесения, Пятидесятницы, Троицы, св. Иоанна Крестителя, святых апостолов Иакова, Варфоломея, Матфея, Симона и Иуды, Матфия, Андрея) на утреннем богослужении вместо Апостольского Символа веры. Кроме того, А. С. в. входит в амвросианский чин предания души (commendatio animae) умирающего Богу. Ни в одном из вост. обрядов А. С. в. не используется. Ист.: PL. 88. Col. 585-586. Лит.: Vossius G. Dissertationes tres de Tribus symbolis, apostolico, Athanasiano et Constantinopolitano. Amst., 1642; Quesnel P. De Symbolo Athanasiano. P., 1675; Muratori L. A. Expositio Fidei Catholicae Fortunati with Disquisitio in Anecdota. Mil., 1698; Waterland D. A Critical History of the Athanasian Creed. Camb., 1728. Oxf., 1870; Jewel J. Defence of the Apology of the Church of England. [L., 1567]//Works. Camb., 1848. Vol. 3. P. 254; Harvey W. W. The History and Theology of the Three Creeds. L., 1854. Vol. 2; Ffoulkes T. C. The Athanasian Creed. L., 1871; Ommanney G. D. W. The Athanasian Creed: An Examination of Recent Theories Respecting its Date and Origins. L., 1875; idem. A Critical Dissertation on the Athanasian Creed. Oxf., 1897; Swainson C. A. The Nicene Creed and the Apostles " Creed. L., 1875; Lumby F. R. The History of the Creeds. Camb., 1887; Burn A. E. The Athanasian Creed and its Early Commentaries//Texts and Studies: Contribution to Biblical and Patristic Literature. Camb., 1896. Vol. 4; Kelly J. N. D. The Athanasian Creed. L., 1964; Stiglmayr J. Athanase//DHGE. T. 4. Col. 1341-1348. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76822.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТОРГИЙ I (IV в.), свт. (пам. зап. 18 сент.; в амвросианском обряде 19 сент.), еп. г. Медиолан (ныне Милан, Италия). В средневековых перечнях Медиоланских архиепископов («Бернольд» и «Новый Бернольд»; XII-XIII вв.) святитель упоминается как преемник еп. Протасия, участвовавшего в Сардикийском Соборе (343), и предшественник свт. Дионисия , сосланного на Восток после Медиоланского Собора 355 г. Сведения о Е. сохранились в окружном послании свт. Афанасия I Великого к епископам Египта и Ливии, где он назван мужем апостольским, твердым защитником правосл. веры от ариан ( Athanas. Alex. Ep. ad epp. Aegypti et Libyae. 8//PG. 25. Col. 557). Свт. Амвросий Медиоланский также упоминал Е. как борца с арианской ересью ( Ambros. Mediol. Contr. Auxent. 19//PL. 16. Col. 1021), однако о выступлениях святителя против ариан сведений нет. В 345 и 347 гг. в Медиолане прошло 2 Собора против еретика Фотина, еп. г. Сирмий (ныне Сремска-Митровица, Сербия). Возможно, они были созваны по инициативе Е. или его предшественника Протасия. Е. приписывается строительство 2 церквей в Медиолане, в т. ч. кафедрального собора (basilica maior), впосл. известного как ц. св. Феклы, а также базилики «у святого источника» (apud sacrum fontem), где и был впосл. погребен (ныне базилика св. Евсторгия). Память Е. под 18 сент. упоминается в италийской редакции Мартиролога Иеронима (1-я пол. V в.), вероятно на основании Медиоланского календаря. К V в. относится также общая месса амвросианского обряда в честь Медиоланских епископов, где Е. упомянут вместе со святителями Дионисием, Амвросием и Симплицианом . К VI в. относится эпитафия Е. на саркофаге с мощами (CIL. T. 5. Pt. 2. P. 621. N 9). Впосл. появилась легенда, зафиксированная в Житии Е., авторство к-рого приписывалось Ландульфу Старшему, т. е. его датировали кон. XI в. В наст. время исследователи считают, что оно было написано ок. 1200 г. Произведение сохранилось только в «Санктуарии» Б. Момбриция (кон. XV в.) ( Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae sanctorum. P., 1910. T. 1. P. 473-475). Согласно Житию, Е., выходец с Востока, был правителем Медиолана. После избрания на епископскую кафедру он отправился в К-поль, чтобы получить от императора утверждение своего избрания и разрешение оставить гос. службу. Е. также добился от императора освобождения жителей Медиолана от налогов. Император подарил ему мощи волхвов , к-рые впосл. хранились в базилике, посвященной Е.; считается, что Е. был похоронен в саркофаге с мощами волхвов.

http://pravenc.ru/text/187491.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010