1:16. Арад. Заселение Телль-Арада, расположенного в долине Беэршивы, в 20 милях к югу от Хеврона, началось в период халколита. Благодаря контактам с Египтом, Нижний город, построенный вокруг естественной котловины с водой, на протяжении периода ранней бронзы расширялся и процветал. Верхний город вырос на близлежащем холме на протяжении железного века. Возможно, он был населен кенеями (см.: 1Цар. 27:10 ). Расположенный на месте древнего Арада курган насчитывает семь слоев железного века, в том числе крепость и храмовый комплекс, построенные в X в. до н. э. 1:17. (Цефаф) Хорма. См. коммент. к Чис. 21и Нав. 12:14 . 1:18. Газа. Расположенная в юго-западной части прибрежной равнины на важном международном пути («дороге филистимской» или «приморском пути», Via Maris), Газа (Tell Harube) в 1550– 1150 гг. до н. э. была египетским административным центром. Она упоминается в анналах фараона Тутмоса III и в амарнских текстах. После вторжения «народов моря» Газа становится важнейшим из пяти филистимских городов и фигурирует в ряде столкновений этих народов с израильтянами (6:3,4; 16:1–4). Текст, касающийся взятия Газы Иудой, неясен. Септуагинта утверждает, что Иуда не одолел Газу, Аскалон и Экрон, и, по-видимому, это подтверждает 1:19, где говорится о том, что израильтянам не удалось завоевать города долины. 1:18. Аскалон. Расположенный в 10 милях к северу от Газы, Аскалон был одним из городов филистимского Пятиградия и крупным морским портом. Выгодное стратегическое положение привлекало к нему внимание египтян, которые стремились к господству над Ханааном и торговыми путями на север, начиная с периода средней бронзы (2000–1800 гг. до н. э.), когда название этого города впервые появилось в египетских текстах. На протяжении амарнского периода (XIV в. до н. э.) правитель Аскалона был вассалом Эхнатона, о чем свидетельствуют несколько сохранившихся писем, адресованных им этому фараону. Мернептах также упоминает Аскалон среди прочих завоеваний на своей победной стеле (1208 г. до н. э.) и изображает его захват на стенах храма в Карнаке. Хотя Аскалон был отдан во владение Иуды, этот город, как и остальные города филистимского Пятиградия, не был завоеван израильтянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

26:1–15. Приношение первых плодов на древнем Ближнем Востоке. Религиозный смысл приношения богам «первых плодов» (животных, растений или людей) заключается в обеспечении плодородия. С древнейших времен существовало убеждение, что боги, создавшие жизнь во всем ее многообразии, считают, что начатки урожая и первые плоды всякого чрева принадлежат им по праву. В еврейской религии этот принцип смягчен возможностью выкупа некоторых животных и всех человеческих первенцев мужского пола ( Исх. 13:11–13 ; Чис. 18:14,15 ). Иногда приношение первых плодов принимало политический характер. Анналы ассирийского царя Сеннахирима (705–681 гг. до н. э.) содержат повеление о том, чтобы покоренные народы приносили богам Ассирии первенцев овец, молодое вино и начатки урожая фиников. 26:5. Странствующий арамеянин. В изложенном здесь кредо подчеркнута кочевая природа праотцов Израиля. Родиной Авраама принято считать Паддан-Арам ( в русском переводе – «Месопотамия»; см. коммент. к Быт. 11:28 ). Вероятно, упоминание арамеев в связи с Авраамом и Иаковом указывает на разбросанные по Верхней Месопотамии племена, не присоединившиеся к государству Арам, сведения о котором встречаются в более поздних текстах. Судя по упоминаниям Арама в клинописной литературе, первоначально так мог называться весь регион, а впоследствии это название стали применять по отношению к жившим там людям. См. коммент. к Быт. 28:5 . 26:8. «Рукою сильною и мышцею простертою» как египетские метафоры. Это устойчивое сочетание встречается также в 4:34, 5:15; 7:19; 11и в пророческих писаниях ( Иер. 32:21 ; Иез. 20:33 ). Оно ведет происхождение из египетских царских гимнов и официальной корреспонденции. Например, в одном из амарнских писем XIV в. до н. э. Авдихева, правитель Иерусалима, упоминает «сильную руку царя» как причину его назначения на этот пост. В «Гимне Осирису» (18-я династия) возмужание бога описывается выражением «когда его рука стала сильной», а в «Гимне Тоту» Хоремхеба изображен лунный бог, ведущий свою ладью по небу «мышцею простертою».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

5:6. Иерусалим. Город занимает важное стратегическое положение на пути с востока на запад, от переправы через Иордан к приморской равнине. Мимо него проходят важнейшие дороги через горную местность, ведущие из Беэршивы в Беф-Сан. Немалое значение имеет и то, что город стоит на границе между Иудой и Вениамином. Глубокие ущелья, пролегающие к востоку и западу от плато, обеспечивают естественную защиту, а наличие источника воды делает это место особенно привлекательным. Древнейшие упоминания Иерусалима в египетских «Текстах проклятий», где его цари именуются Yaqirammu и Shayzanu, датируются началом 2-го тыс. до н. э. В архиве Амарны сохранилось шесть писем правителя Иерусалима Авди-Хевы египетскому фараону с просьбой о военной помощи. В амарнский период (XIV в. до н. э.) Иерусалим, бывший одним из важнейших городов этого региона, вел борьбу с Сихемом за господство над горной местностью. Иерусалим был захвачен израильтянами в период завоевания, но его жители, иевусеи, не были изгнаны из города ( Суд. 1:21 ). В этот период Иерусалим занимал лишь узкую возвышенность площадью около 10 акров, протянувшуюся к югу от современных стен Старого города. Площадка на вершине возвышенности имеет всего 400 футов в ширину и около 1500 футов в длину. Население не превышало тысячи человек. Хананейский город был построен на искусственной платформе, поддерживаемой террасами. Археологи обнаружили ступенчатое каменное строение высотой более 50 футов в северо-восточной оконечности этой возвышенности. Очевидно, это и была упоминаемая в ст. 7 иевусейская крепость, использованная затем Давидом при возведении своего дома (ст. 11). Город был окружен стеной толщиной 10 футов, которая была построена за 800 лет до завоевания города Давидом. Никаких других материалов, относящихся ко времени Давида, археологи не обнаружили. 5:6. Иевусеи. Упоминаемые впервые как потомки Ханаана ( Быт. 10:16 ), иевусеи, вероятно, были несемитским народом, родственным хеттам и хурритам, появившимся в этом регионе в начале 2-го тыс. до н. э. Они жили в городе Иевусе, расположенном на границе Иуды и Вениамина ( Нав. 15:8,63; 18:16 ). После завоевания Иерусалима Давидом иевусеи были либо ассимилированы, либо порабощены израильтянами, и в конечном счете утратили национальную самобытность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:34. Публичное чтение. В обществах, большинство членов которых были неграмотны и не владели какими-либо письменными материалами (кроме основных семейных документов), публичное чтение документов, имевших религиозное, культурное и политическое значение, было жизненно необходимо. Некоторые хеттские законы содержат статьи, предусматривающие публичное чтение этих документов (один из них требует чтения три раза в год, тогда как другие – просто «регулярного» публичного чтения). 9:1–27 Союз с гаваонитянами 9:1. Политическая ситуация в эпоху поздней бронзы (1550–1200 гг. до н. э.). В конце бронзового века на международной арене возникла напряженная политическая ситуация. На протяжении большей части этого периода Египет осуществлял контроль над Палестиной и стремился распространить его на Сирию, где пересекались важнейшие сухопутные и морские торговые пути. Другим могущественным государством этого региона была хурритская коалиция, известная под названием «Митанни» и занимавшая обширную дугу в северной части региона между Тигром и Средиземным морем. С исчезновением царства Митанни с политической сцены (ок. 1350 г. до н. э.) его место заняла Ассирия, первоначально располагавшаяся в верхнем течении Тигра, но постепенно раздвинувшая свои пределы до Евфрата. Хеттское царство, воспользовавшись упадком Митанни, распространило свой контроль на территорию, расположенную к югу от Анатолии, и вело борьбу с Египтом за господство над важным коридором между морскими портами Финикии и речной торговлей Евфрата. Все это время Южная Вавилония находилась под властью касситов. Противостояние этих великих держав оставляло небольшим городам-государствам Палестины мало надежд на приобретение политического веса. Тем не менее этот регион продолжал играть важную стратегическую роль и оставался единственным местом, по которому проходили сухопутные торговые маршруты в Египет. 9:1. Амарнские письма. Амарнский архив содержит около четырехсот писем, написанных главным образом правителями хананейских городов-государств египетским фараонам Аменхотепу III и Эхнатону в первой половине XIV в. до н. э. Они были обнаружены в селении Телль-эль-Амарна, на месте древней столицы Эхнатона на берегу Нила, в 200 милях к югу от Каира. Эта бесценная находка как нельзя лучше проливает свет на политическую ситуацию того времени. Царьков Ханаана мало волновала международная напряженность, описанная в предыдущем комментарии. Намного большее беспокойство вызывала у них угроза, которую представляли хабиру. Именно эта угроза вынуждала их обращаться за помощью к Египту. В своих письмах они выражают тревогу по поводу того, что кто-либо из царей этого региона может переметнуться на сторону хабиру и заключить с ними союз. В свете пошатнувшейся в этот период мощи Египта подобная перегруппировка сил явилась бы большим искушением. Такую же озабоченность вызывало у них нашествие израильтян. Правители городов-государств приходили в ужас при мысли, что этот враг овладеет каким-нибудь укрепленным городом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

9:26. Дровосеки и водоносы. Пополнение запасов дров для жертвоприношений и воды для очищения требовало больших усилий. Эту обязанность возложили на гаваонитян. Характер работы навсегда определил их низкий социальный статус. 10:1–43 Поражение южной коалиции 10:1. Адониседек. Это имя имеет много общего с именем царя Иерусалима в Быт. 14 , Мелхиседека (Melchi ­ «мой царь»; adoni ­ «мой господин»). В небиблейских текстах информация об этом царе отсутствует. 10:1. Иерусалим в амарнских текстах. В амарнском архиве (см. коммент. к 9:1) сохранилось шесть писем Авди-Хевы, царя Иерусалима, в которых он просит фараона о военной помощи. Царь намекает на то, что египетскому господству в этом регионе угрожает опасность как со стороны хабиру, так и со стороны вероломных царей других городов-государств, которые пользуются безразличием Египта к этой проблеме. Иерусалим был одним из важнейших городов Ханаана, соперничавшим с Сихемом за господство над горной местностью. 10:1. Остатки позднего бронзового века в Иерусалиме. В этот период Иерусалим занимал лишь узкую возвышенность площадью около 10 акров, протянувшуюся к югу от современных стен Старого города. Его население не превышало тысячи человек. Площадка на вершине возвышенности имеет всего 400 футов в ширину и около 1500 футов в длину. Остатки сооружений эпохи поздней бронзы весьма скудны и сосредоточены на небольшом пространстве у северо-восточного края возвышенности. Среди находок – фундамент некоего строения и массивная каменная терраса. 10:2. Стратегическое положение Гаваона. Один из основных проходов из горной местности в долины, из Беф-Орона в долину Аиалона, находился на территории, контролируемой Гаваоном. Учитывая победы над Иерихоном, Гаем и Вефилем, подчинение Гаваона обеспечивало Израилю господство над важнейшим поперечным проходом через Палестину (от Иорданского нагорья к побережью Средиземного моря). 10:2. Царские города. Царские города были административными центрами крупных регионов. В амарнский период некоторые города Палестины, например Газа и Беф-Сан, служили резиденциями египетским наместникам. Такие города, как Сихем и Асор, также могли считаться царскими, поскольку они контролировали большие территории. Уподоблением царским городам Гаваон обязан своему выгодному стратегическому положению и крепостным сооружениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Die Landnahme der Israeliten in Palastina, Lpz., 1925; Kleine Schriften zur Geschichte des Volkes Israels, Bd.1–3, Munch., 19592; Die Herkunft der Hyksos in neuer Sicht, B., 1954; Der Stadtstaat Samaria, B., 1954. Enc. Kat., t.1, s.386; Geschichte und Altes Testament, Aufsatze von W.F.Albright, Tub., 1953, «Beitrage zur historischen Theologie», 16; M a n n K.H., Bibliographie Albrecht Alt, in: Geschichte und Altes Testament, Tub., 1953, «Beitrage zur historischen Theologie», 16; RGG, Bd.1, S.247; TTS, S.225–30. АМАРНСКИЙ ПЕРИОД условное обозначение периода егип. истории, к–рый приходился на 2–ю пол. 14 в. до н.э., т. е. на правление фараона Эхнатона и его двух преемников. Название «А.п.» происходит от местности Амарны (или Тель–эль–Амарны), где в 19 в. археологами была обнаружена столица Эхнатона — Ахетатон. В истории религии Эхнатон известен проведенной им реформой, в результате к–рой традиц. был вытеснен культом единого божества, олицетворенного в солнечном диске. За сравнительно короткий срок фараон сумел направить по новому руслу егип. искусство, а его идеи продолжали оказывать подспудное влияние на религию и культуру даже после отмены реформ при Тутанхамоне. По мнению большинства историков, в А.п. израильтяне жили в Дельте. Палестина находилась под формальным господством Египта, хотя царь, занятый реформами, быстро терял контроль над Ханааном. Из писем, к–рые посылали ему правители Иерусалима и др. палест. городов, явствует, что большую роль в ослаблении егип. позиций сыграло движение (или хабири), разноплеменной, полуоседлой вольницы, обитавшей по всему Востоку. Предположение ученых о тождестве хапиру с евреями в наст. время отвергается. в д и е в В.И., Древнеегип. реформация, М., 1924; История древнего мира, т.1, М., 19832; М а т ь е М.Э., Во времена Нефертити, М. — Л., 1965; П е р е п е л к и н Ю.Я., Переворот Амен–Хотпа IV, ч.1–2, М., 1967–84; е г о ж е, Тайна золотого гроба, М., 1968; е г о ж е, Солнцепоклоннич. переворот, в кн.: История Древнего Востока, ч.2, М., 1988. «АМВРОСИАСТЕР»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

II. Клинописные данные о древнеханаанейском языке содержатся в документах архива, найденного в городище Эль-Амарна на месте древнеегип. города, являвшегося столицей новоегип. державы при Эхнатоне (Аменхотепе IV), правившем с 1350 по 1334 г. Большая часть клинописных табличек этого архива представляет собой переписку, которую егип. царь вел как с крупными державами той эпохи (Ассирия, Вавилон, Хеттское царство и др.), так и со своими вассалами в Сирии и Палестине (Иерусалим, Сихем, Лахис, Аскалон, Библ, Тир, Сидон, Угарит и др.). Амарнские письма в целом составлены на периферийной разновидности аккад. языка. Что касается писем из Ханаана, ставших предметом тщательного изучения в последние десятилетия (Э. Рейни, Д. Сиван, У. Л. Моран), то исследователи пришли к выводу, что их язык не может считаться в строгом смысле аккадским. «Речь идет об особом способе кодирования ханаанской речи с помощью аккадских корневых и отчасти грамматических морфем (в совр. лит-ре обычно трактуется как пиджин или интерязык)» ( Коган, Лёзов. 2008). Ханаанизмы в этих документах вкраплены в аккад. текст:           (ср. евр.   - я) - «я припадаю к (твоим) ногам, я твой раб» (EA. 287.66), вставлены в текст как пояснительные глоссы и отмечены специальным знаком, т. н. глоссовым клином (в транслитерации отображается двоеточием):         J             (ср. евр.  )   - «как может царь города Пихилу скрываться от наместников царя, моего господина» (EA. 256.7-10). Аморрейские имена зафиксированы во множестве аккад. клинописных документов, найденных в Сирии и Месопотамии. После 1-й обобщающей книги Т. Бауэра, отца аморрейской гипотезы происхождения Е. я. ( Bauer. 1926), представившего 958 имен, вышел ряд работ, посвященных аморрейской ономастике и реконструкции аморрейского языка. Наиболее обширный каталог аморрейских имен (6662) по состоянию на 1976 г. содержится в исследовании И. Гелба ( Gelb. 1980). Новейшее введение в эту проблему представил М. Штрек, исследование которого содержит детальный анализ орфографии и именной морфологии аморрейского языка ( Streck. 2000). В работе Э. Кнудсена собраны аморрейские параллели к 35 ветхозаветным именам, напр.,   (   - Самуил),   J   (   - Лаван),   J   (   - Исмаил),   (   - Иов),   (   - Аврам) ( Knudsen. 1999). В ряде исследований обсуждается аморрейское происхождение одного из древнеевр. имен Бога (  ), к-рое сравнивалось с именами   J     и др. ( Tropper. 2001. P. 91; Streck. 1999).

http://pravenc.ru/text/187295.html

д. Еще более разнообразны фразы князей о своей особе: «я, прах ног твоих, под сандалиями моего господина, земля, по которой ты ступаешь, подножие ног твоих, семь и семь раз падаю пред тобою ниц на землю, на грудь и спину». Или: «я слушаю слова моего господина, ибо кто, будучи собакой, не слушается?» и т. д. Рядом с этой массой мелких династов сидят в Сирии и египетские чиновники. Об их роли, отношениях к князьям и иерархии сведения наши не особенно богаты. Мы знаем, что по крайней мере иногда посылались в Азию на правах вельмож-наместников «царские уполномоченные на севере и на островах Средиземного моря», каковым был, например, герой легенды о взятии Яффы – Тути; обыкновенно речь идет о «вестниках» в северные страны и офицерах, «инспекторах» северных стран, заведывавших главным образом поступлениями дани и царскими магазинами. Высшие из них носили титул «текану» – «наблюдатель»: они объезжали периодически страну и разбирали тяжбы между вассалами. Последние называют в своих письмах своих непосредственных начальников семитическим словом «рабису»; их функции, судя по этим письмам, имели судебный и военный характер; вообще они были как бы посредниками между вассалами и двором. В обращениях к ним князья также весьма почтительны и «падают в ноги». Аскалонский князь пишет: «кто такая собака, что не слушается царского рабису?» Пользуясь своим положением, Они, конечно, не забывали себя. То же самое следует сказать о различных египетских вельможах в столице. Со многими из них азиатские вассалы поддерживали связи, возникшие еще, может быть, во время их воспитания при дворе, или имевшие другое происхождение. В затруднительных обстоятельствах к этим вельможам прибегали князья, как к могущим замолвить за них слово или вообще устроить их дела. Едва ли эти услуги делались даром; если даже вельможи и могли быть слишком высоки, чтобы зариться на золото, или не брали его по дружбе, они не отказывались от подарков. В эпоху Телль-Амарны упоминается несколько рабису. Область Амурру представляла округ рабису Пахамнаты, имевшего резиденцией город Сумур. Здесь были крепость и дворец фараона. Из других рабису упоминается Паур (может быть, Пахор) в Галилее, Рианапа (может быть, Ранофр) и т. д. Отношения князей между собою и, может быть, к египетским чиновникам, кроме телль-амарнских писем, могли бы быть выяснены и из результатов раскопок Зеллина в Тааннаке. Он нашел, между прочим, несколько документов из архива местного князька Иштарвашура (по другому чтению Аширатяшура). К сожалению, чтение их до крайности спорно и смысл чрезвычайно темен, не возбуждают сомнения только вступительные стереотипные приветственные фразы, а поэтому мы удерживаемся от привлечения этого материала и от соблазнительных выводов, которые сделал из него ассириолог Hrozny.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Жреческая партия Амона постоянно возрастала, и Тутанхатон, начав царствовать в Ахетатоне, должен был вскоре пойти на компромисс, дабы сохранить своё положение. Он покинул город своего тестя и перенёс двор в Фивы, не видевшие фараона уже двадцать лет. Ахетатон кое-как существовал ещё некоторое время, поддерживаемый производствами цветного стекла и фаянса, процветавшими там в продолжение царствования Эхнатона. Эти ремёсла вскоре заглохли, жители постепенно покинули город, пока, наконец, ни одной души не осталось на его опустевших улицах. Крыши домов провалились, стены покосились и обрушились, храмы, как мы увидим, стали жертвой мести фиванской партии, и некогда великолепная резиденция Атона постепенно превратилась в безобразные руины. В настоящее время последние известны под именем Тель-эль-Амарны и все ещё лежат в том виде, как враги, время и жрецы Амона оставили их. Можно ходить по древним улицам среди домов, стены которых всё ещё имеют несколько футов в высоту, и пытаться восстановить по его покинутым жилищам жизнь некогда обитавших в них почитателей Атона. Здесь, в низкой кирпичной комнате, служившей архивом при посольском приказе Эхнатона, было найдено в 1885 году около трёхсот писем и депеш, по которым мы восстановили его сношения с царями и правителями Азии и постепенное отпадение его тамошних владений. Здесь находилось более шестидесяти депеш несчастного библского царя Риб-Адди. По современному названию места вся корреспонденция называется амарнскими письмами. Все другие города Атона также совершенно погибли, но Гем-Атон в отдалённой Нубии избежал общей участи. Спустя долгое время местный храм Атона превратился в храм «Амона, владыки Гем-Атона», и благодаря этому в далёкой Нубии всё ещё стоят развалины древнейшего храма монотеизма. Поселившись в Фивах, Тутанхатон продолжал поклоняться Атону и несколько расширил или, по меньшей мере, подправил местный храм Атона, но жрецы Амона вынудили у него позволение возобновить почитание Амона. Он должен был восстановить старый праздничный календарь Карнака и Луксора; он сам руководил первым «праздником Опет», величайшим празднеством в честь Амона, и восстановил местные храмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Захватчики могли достичь Египта через считанные дни после выхода израильтян. Египтяне называли их «аму», а арабские историки упоминают нескольких фараонов из Амаликитян. Весьма убедительны параллели в Писании. Когда лжепророк Валаам встретился с израильтянами, он благословил их, несмотря на полученные приказания, но когда он обратил свой взор на Египет, «увидел он Амалика [...] и сказал: первый из народов Амалик, но конец его – гибель» ( Чис. 24:20 ). Почему он проклял Амалик, а не Египет, если только Египет не находился под господством Амаликитян? Кроме того, имена первого и последнего царей Амаликитян в Библии (Агат I и Агат II, см. Чис. 24:7 ; 1Цар. 15:8 ) соответствуют именам первого и последнего царей гиксосов. Это должно доказывать, что гиксосы вторглись в Египет сразу после Исхода и сохраняли своё господство, пока их не разбил Саул, освободивший, таким образом, египтян от рабства. Тогда получили бы объяснение те добросердечные взаимоотношения, которые были у Израиля с Египтом во времена Давида и Соломона. Далее, Беликовский указывает на удивительное сходство между царицей Савской и египетской царицей Хатшепсут. О ней рассказывается, что она путешествовала в Страну чудес и привезённые ею дары очень похожи на те, что царь Соломон дал своей гостье (см. 3Цар. 10:10–22 ). Она также выстроила в Египте храм, весьма напоминающий храм Соломона. Однако, по данным египетской хронологии, жила она задолго до Исхода. Только если пересмотреть хронологию, можно будет объяснить этот параллелизм. Вторжение Тутмоса III в Палестину тоже можно будет отождествить с нападением царя Сусакима ( 2Пар. 12:2–9 ). Третий случай синхронизма – это ряд писем (на глиняных табличках), именуемых «Эль-Амарнские письма». Это переписка правителей в Палестине (Иерусалим, Сирия и Шумер) с египетскими фараонами Аменхотепом III и его сыном Эхнатоном. Палестинцев тревожили приближающиеся с юга полчища народа под названием «хабиру», причинявшие великое разорение. На основе этого описания традиционно считалось, что речь идёт о вторгшихся в Ханаан израильтянах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010