прот. Олег Корытко Глава XIII. Религия и культура Хеттов В 1887 г. в местечке Тель эль-Амарна, что почти в 300 км к югу от Каира, учёные обнаружили глиняные клинописные таблички, содержащие дипломатическую и административную переписку фараонов Эхнатона и его отца Аменхотепа III. Часть табличек была написана на привычном и известном учёным аккадском языке. В письмах Эхнатон и Аменхотеп III обсуждали некоего царя Хатти и передвижение его войск недалеко от границ с Египтом. Кроме того, среди писем было найдено также и послание от некоего царя Суппилулиумы I, написанное на ранее незнакомом языке. За расшифровку этой находки взялся норвежский учёный Й.А. Кнудтцон, который в 1902 г. обнародовал результаты своих исследований. Выводы, сделанные Кнудтцоном, были поистине революционными. Учёный объявил научному сообществу, что открыл новый индоевропейский язык – хеттский. Тогда столь неожиданное открытие не было принято научным миром и подверглось резкой критике. Но в 1906 г. после археологических раскопок в Турции в деревне под названием Богазкёй (современный Богазкале) немецким востоковедом Г. Винклером были найдены тысячи табличек, написанные на том же языке, что и тель-амарнская находка. Это был благодатный материал для лингвистических исследований, результат которых объявил в 1915 г. чешский филолог Бедржих Грозный, занимавшийся этими изысканиями. По свидетельству Б. Грозного, итоги кропотливого изучения материалов, найденных в Богазкёе, полностью подтверждают гипотезу Й.А. Кнудтцона об индоевропейском происхождении хеттского языка. А, следовательно, у учёных появились первые письменные свидетельства индоевропейского присутствия на территории Малой Азии. Более того, хеттский стал первым индоевропейским языком с письменной фиксацией. С открытия Г. Винклера и исследований Б. Грозного и начала развиваться хеттология – наука, изучающая историю, язык и культуру народов Малой Азии II тыс. до н. э., говоривших на хетто-лувийских языках. Что же сегодня науке известно о хеттах? §1 Общие замечания: свидетельства о хеттах

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРВАД Арвад [евр.  ,  , финик.- убежище], могущественный островной финик. город, изначально принадлежавший ханаанским племенам т. н. арвадитов (Быт 10. 18). Основан в 1-й пол. III тыс. до Р. Х., во II тыс. до Р. Х. самый сев. из крупных финик. городов-гос-в. Известен по текстам из Эблы ; отождествляется с " a-r-du егип. текстов и ar-wa-da амарнских писем , сообщающих о моряках из А., посещавших Египет; упоминается в клинописных текстах Ассирии и Вавилона, касающихся Сирии кон. II - нач. I тыс. до Р. Х. Ок. 1100 г. до Р. Х. А. уплатил дань ассирийскому царю Тиглатпаласару I при его появлении в Сирии. Вместе с Тиром принял участие в войне сиро-палестинских гос-в против Салманасара III , выставив 200 воинов в битве при Каркаре в 853 г. до Р. Х. (ср.: Иез 27. 8, 11). В 734 г. после долгого перерыва вновь подчинился Ассирии. Цари А. упоминаются в числе придворных Навуходоносора II (605-562). Документы Ассирии именуют А. городом «среди моря» (qabal tamtim; см. Wiseman D. J.). Флот А. участвовал в персид. войнах против Греции, и в сер. II в. до Р. Х. город был достаточно независим от Селевкидов, чтобы поддерживать сношения с Римом. Назван в списке городов, в к-рые консул Рима направил письма с сообщением о своем союзе с Симоном Маккавеем против Антиоха VII (1 Макк 15. 23). Лит.: Wiseman D. J. Two Historical Inscriptions from Nimrud//Iraq. 1951. Vol. 13. P. 21-26; Klengel H. Geschichte Syriens im 2. Jahrtausend v. u. Z. Tl. 2: Mittel- und Südsyrien. B., 1969. S. 206 (Deutsche Akad. der Wiss. zu Berlin. Inst. für Orientforschung. Veröff.; 70); Katzenstein H. J. The History of Tyre: From the Beginning of the Second Millennium B.C.E. until the Fall of the Neo-Babylonian Empire in 538 B. C. E. Jerusalem, 1973. P. 42, 156; Hess R. S. Arvad//ABD. P. 468; Barde L. Arwad//OEANE. 1997. Vol. I. P. 218-219. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75852.html

Правда, в перечислении подарков фараона Аврааму нет упоминания о серебре и золоте; но Авраам мог сам приобрести изделия из этих металлов, напр. серьги и запястья для украшения Сарры ( Быт. 24:22 ), посредством обмена на скот. Богатство скотом, оставление Египта и легкость приобретения там золотых и серебряных вещей, – все это могло располагать Авраама к приобретению этих вещей в обильном количестве. Что в Палестине в эпоху Авраама не было золота и серебра, об этом можно заключать на основании хра-нящегося в Берлинском музее папируса (под в котором повествуется о проживании в Палестине одного египетского беглеца, знатного человека – Синуха (или Синеха, Санеха) из времени царствования 12-й династии; этот Синуха, подробно перечисляя предметы той добычи, которой ему удалось поживиться в Палестине, не упоминает ни о золоте, ни о серебре 386 . Между тем, в музее в Лейдене имеется диадема фараона 11-й династии, сделанная из золота и серебра; о значительном распространении изделий из драгоценных металлов в эпоху 12-й династии свидетельствуют изображения, найденные в Бени-Гассане 387 . Тель-Амарнские таблички свидетельствуют, что даже во второй половине второго тысячелетия до Р. Хр. Азия (Палестина и Месопотамия) довольствовалась золотом, получаемым исключительно из Египта. Среди этих табличек встречается немало писем сирийских князей и вавилонских царей, в которых они униженно упрашивают фараонов о присылке им золота; в руках последних находились все известные в то время золотые рудники: в Нубии, в южной Аравии и в стране Пунт (последнюю, по мнению некоторых ученых, следует отождествлять с нынешней страной Сомали, образующей, в виде треугольника, крайний выступ Африки к востоку с мысом Гвардафуй; в Нубии золотые рудники вновь найдены в недавнее время) 388 . Нельзя не отметить, насколько писатель Пятикнижия выдерживает верность обстоятельствам того времени, которого он касается. В повествовании об Аврааме он, говоря о благородных металлах, на первом месте ставит серебро, которое в древности, до открытия испанских серебряных рудников, ценилось выше золота, как более редкое ( Быт. 13:2; 24:35, 53 ) 389 ; в позднейшее же время, когда серебро стало гораздо дешевле золота, в Пятикнижии последнее среди металлов занимает главное место ( Исх. 25:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Язык А. п. в основном аккадский, за исключением 2 писем на хеттском 31, 32) и одного на хурритском 24) языках. В посланиях иерусалимского царя Абди-Хебы встречаются отдельные западносемит. слова, служившие для разъяснения аккад. слов (Нир. С. 23). Ок. 150 писем адресованы в Ханаан, присланы оттуда или касаются происходящих там событий. Цари ханаанских городов-гос-в обвиняют друг друга в неверности фараону, пытаясь заручиться его поддержкой и военной помощью. Во многом описание Ханаана в А. п. совпадает с библейским: деление страны на множество частей, в каждой из к-рых царствует свой правитель (ср.: 74, 228, 238 и Нав 15. 45-47; 17. 11, 16; Суд 1. 27); союзы царей, время от времени создаваемые для увеличения военной мощи (ср.: 366 и Нав 10-11); использование колесниц как боевой силы ханаанской армии. А. п. содержат первое упоминание об иерусалиме и сведения о движении хапиру , важного для истории возникновения евр. народа. Параллелью к библейским рассказам об Иосифе является упоминание в письмах царя Библа Риб-Адди, а также нек-рых др. правителей, влиятельного егип. чиновника с семит. именем Ианхаму 83, 85, 86 и др.). Его должность при егип. дворе официально называлась «носитель царского опахала» 106), но по своим полномочиям Ианхаму был наместником фараона в Сирии и занимался поставками зерна из Египта в зависимые сир. города. Упоминание Ианхаму показывает, что семит мог оказаться на влиятельном посту при егип. фараоне (даже после изгнания гиксосов ), аналогичном тому, к-рый занимал Иосиф (Быт 41). В то же время в А. п. не упоминаются нек-рые встречающиеся в Библии ханаанские города (такие как Иерихон , Гай , Хеврон , Арад , Вирсавия , Иармуф ). В А. п. население Ханаана предстает однородным, всех жителей называют «хананеями» (De Vaux, 1968), в ВЗ упоминаются различные этнические группы, к-рые населяют страну: аморреи , евеи , иевусеи , ферезеи , хеттеи , гергесеи (Нав 3. 10). В наст. время в Тель-Авивском ун-те проводятся минералогические и химические исследования А. п. Предварительные данные уже позволили, в частности, уточнить место нахождения страны Алашия (запад Кипра ). Появились также основания полагать, что ок. 10% писем из Ханаана были отправлены от имени различных ханаанских правителей из одного егип. центра - Газы .

http://pravenc.ru/text/Амарнские ...

Л. хорошо известен также по внебиблейским источникам. Он упомянут в Амарнских письмах XIV в. до Р. Х. (ЕА, N 328, 329, 330-332; послание Ябни-илу и Зимриды, правителей Л., к фараону с заверением в преданности; донос на Зимриду с обвинением его в переходе на сторону племен хапиру; сообщение правителя Иерусалима фараону, что жители Л., Гезера и Аскалона снабжают хапиру продовольствием). Археология Еще в XIX в. на рельефах Ниневии (Куюнджик) было найдено изображение сцен осады Л. ассир. армией. Открытием стало обнаружение т. н. «Лахишских писем» - серии остраконов с черновиками или копиями переписки между осажденными городами Израиля. Руины дворца-цитадели в Лахише. Ок. сер. IX в. до Р. Х. Руины дворца-цитадели в Лахише. Ок. сер. IX в. до Р. Х. Телль-эд-Дувайр (идентифицирован как Л. в 1929 У. Олбрайтом ) расположен в 40 км к юго-западу от Иерусалима, в предгорьях Шефелы, вблизи главной дороги от приморской равнины к холмам Хеврона. Площадь основания телля ок. 37 кв. км; почти прямоугольная вершина - более 22 кв. км. Холм обеспечивался водой из колодцев (один из них, в сев.-вост. углу города, был изучен) и был неприступным со всех сторон, кроме юго-зап. угла, где находились мощные ворота. Раскопки Тель-Лахиша (Дж. Л. Старки, О. Тафнелл, Дж. Л. Хардинг, 1932-1938; Й. Ахарони, 1966-1968; Д. Усишкин, 1973-1981) стали ключевыми для археологии Сиро-Палестинского региона III-I тыс. до Р. Х. После гибели Старки (1938) работу над отчетом продолжила Тафнелл, опубликовавшая его в 1958 г. Особенно важны для изучения Л. раскопки Усишкина, сочетавшего горизонтальные расчистки для изучения архитектурных сооружений с вертикальными стратиграфическими разрезами, уделявшего особое внимание смене форм керамики, сохранившего значительные части слоев для буд. контрольных раскопок и введшего ряд технических новинок (экранирующие тенты над раскопами, выкладка краев раскопок мешками с песком и др.), которые широко применяются в археологии Ближ. Востока. На телле выделены 7 уровней обживания и слои 5 пожаров, уничтоживших город: ок. 1200, ок. 1130, ок. 925, в 701 и 588/6 гг. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/2463195.html

Мы находим их на севере вплоть до Ибрима, представлявшего собою южный предел набора вспомогательных войск Аменхотепа III и, вероятно, являвшегося поэтому крайним пунктом, до которого простиралось на юг местное управление исключительно египетских чиновников. Ежегодное прибытие в Фивы наместника, везущего годичную дань со всех нубийских земель, стало на долгое время явлением обычным. Амарнские письма, быть может, наиболее интересная совокупность документов, дошедших от Древнего Востока, дают нам возможность обозреть царства Передней Азии, Цари которых разыгрывают, как на сцене, каждый свою роль перед великим троном фараона. Около 300 писем, написанных вавилонской клинописью на глиняных таблицах и открытых в 1888 г. в столице сына Аменхотепа III, Эхнатона, в месте, известном в настоящее время под названием Тель-эль-Амарна, откуда корреспонденция и получила своё название. Они относятся к царствованиям Аменхотепа III и его сына и преемника, Аменхотепа IV или Эхнатона, и представляют собой переписи строго официального характера между этими фараонами, с одной стороны, и царями Вавилонии, Ниневии, Митанни, Аласии (Кипра) и сирийско-палестинскими вассалами фараона, с другой. Сохранилось пять писем (Амарнские письма) от корреспонденции между Аменхотепом III и Каллимма-Сином (Кадашман-Белом), царём Вавилонии: одно от фараона. а другие от Каллимма-Сина. Вавилонский царь постоянно нуждается в золоте и настойчиво побуждает своего египетского «брата» посылать ему большое количество драгоценного металла, которого, говорит он, согласно сообщениям вавилонских послов, в Египте также много, как пыли. Значительное трение возникает вследствие недовольства Каллимма-Сина количеством золота, посылаемым ему Аменхотепом. Он указывает на тот факт, что Аменхотеп получил в жёны дочь его отца, и видит в этом факте основание для дальнейшего получения золота. Из следующих писем мы узнаём о переговорах в связи с браком между дочерью Аменхотепа и Каллимма-Сином или его сыном. Аменхотеп находится также в самых тесных отношениях с царём Митанни, Шуттарной, сыном Артатамы, с которым его отец, Тутмос IV поддерживал самые дружеские связи. Возможно, что Аменхотеп был племянником Шуттарны, от которого он получил в жёны дочь, по имени Гилухипа. В ознаменование этого союза Аменхотеп велел сделать из камня несколько скарабеев с надписью, увековечивавшей событие и сообщавшей, что принцессу сопровождала свита из 817 придворных дам и служителей. Это произошло в 10-м году царствования Аменхотепа. После смерти Шуттарны союз поддерживался его сыном Душраттой, от которого Аменхотеп впоследствии получил в жёны своему сыну и преемнику его дочь Тадухипу. Корреспонденция между царями весьма красноречива и характерна для такого рода сношений. Далее следует письмо Душратты к своему египетскому союзнику:

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Впервые Израиль упоминается в тексте, помещенном на стеле, возведенной в память о победах фараона Мернептаха (около 1210 года до Р.Х.). Под «Израилем» здесь понимается если и не оседлый народ, то определенная группа населения Палестины 27 . Если израильтяне действительно принимали участие в возведении Пифома и Раамсеса (выше мы уже говорили об этом) ( Исх. 1:11 ), какое-то количество их должно было бы жить в Египте и в начальный период правления Рамсеса II (1279–1212). Соответственно, мы в праве предположить, что Исход произошел в первой половине XIII столетия до Р.Х. Земля Ханаана в ту пору номинально считалась египетской провинцией, организованной по системе городов-государств. Каждым городом правил собственный «правитель», который, помимо прочего, должен был платить подать и обеспечивать рабочей силой строительство дворцовых и культовых сооружений. Наиболее важным из имеющихся в нашем распоряжении источников информации о Ханаане этого периода является серия писем, обнаруженных в архивах дворца фараона Аменхотепа IV (Эхнатон, 1351–1334 гг. до Р.Х.) в Тель-эль-Амарна (Египет). Эти письма были написаны, по большей части, преднеазиатскими правителями и вельможами 28 . Письма, пришедшие из Ханаана, полны противоречивых обвинений и свидетельствуют о хаосе заговоров и контрзаговоров. В ряде писем содержатся жалобы на хабируили апиру(о связи этих понятий с понятием «евреи» см. выше). Прежде считалось, что эти ссылки свидетельствуют о нашествии народов, живших в пустыне, – нашествии, определенным образом связанном с еврейским завоеванием Палестины. Теперь же принято считать, что апирубыли не завоевателями, а разбойничьими шайками, состоявшими из наемников и представителей угнетенной части населения. Порой тамошние властители называли этим словом правителей соседних областей и их воинов, занимавшихся захватом земель и городов, последние же обращались к фараону, оспаривая законность их правления. Вторжение израильтян не ассоциируется с амарнским периодом еще и потому, что из девяти городов-государств южной Палестины, упомянутых в 10–12 главах книги Иисуса Навина, только четыре (Газер, Иерусалим, Лахиш и, возможно, Хеврон) существовали до 1375 года до Р.Х. Городская стена Давира (современный Тель-Бейт-Мирсим) была сооружена не ранее конца XIV столетия. Завоевание же происходило в XIII столетии, когда старые города-государства ослабли, и возникло множество мелких новых государств такого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Впервые Израиль упоминается в тексте, помещенном на стеле, возведенной в память о победах фараона Мернептаха (около 1210 года до Р.Х.). Под «Израилем» здесь понимается если и не оседлый народ, то определенная группа населения Палестины [ 27 ]. Если израильтяне действительно принимали участие в возведении Пифома и Раамсеса (выше мы уже говорили об этом) (Исх. 1:11), какое-то количество их должно было бы жить в Египте и в начальный период правления Рамсеса II (1279—1212). Соответственно, мы в праве предположить, что Исход произошел в первой половине XIII столетия до Р.Х. Земля Ханаана в ту пору номинально считалась египетской провинцией, организованной по системе городов-государств. Каждым городом правил собственный «правитель», который, помимо прочего, должен был платить подать и обеспечивать рабочей силой строительство дворцовых и культовых сооружений. Наиболее важным из имеющихся в нашем распоряжении источников информации о Ханаане этого периода является серия писем, обнаруженных в архивах дворца фараона Аменхотепа IV (Эхнатон, 1351—1334 гг. до Р.Х.) в Тель-эль-Амарна (Египет). Эти письма были написаны, по большей части, преднеазиатскими правителями и вельможами [ 28 ]. Письма, пришедшие из Ханаана, полны противоречивых обвинений и свидетельствуют о хаосе заговоров и контрзаговоров. В ряде писем содержатся жалобы на хабиру или апиру (о связи этих понятий с понятием «евреи» см. выше). Прежде считалось, что эти ссылки свидетельствуют о нашествии народов, живших в пустыне, — нашествии, определенным образом связанном с еврейским завоеванием Палестины. Теперь же принято считать, что апиру были не завоевателями, а разбойничьими шайками, состоявшими из наемников и представителей угнетенной части населения. Порой тамошние властители называли этим словом правителей соседних областей и их воинов, занимавшихся захватом земель и городов, последние же обращались к фараону, оспаривая законность их правления. Вторжение израильтян не ассоциируется с амарнским периодом еще и потому, что из девяти городов-государств южной Палестины, упомянутых в 10-12 главах книги Иисуса Навина, только четыре (Газер, Иерусалим, Лахиш и, возможно, Хеврон) существовали до 1375 года до Р.Х. Городская стена Давира (современный Тель-Бейт-Мирсим) была сооружена не ранее конца XIV столетия. Завоевание же происходило в XIII столетии, когда старые города-государства ослабли, и возникло множество мелких новых государств такого рода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Die Landnahme der Israeliten in Palastina, Lpz., 1925; Kleine Schriften zur Geschichte des Volkes Israels, Bd.1–3, Munch., 19592; Die Herkunft der Hyksos in neuer Sicht, B., 1954; Der Stadtstaat Samaria, B., 1954. Enc. Kat., t.1, s.386; Geschichte und Altes Testament, Aufsatze von W.F.Albright, Tub., 1953, «Beitrage zur historischen Theologie», 16; M a n n K.H., Bibliographie Albrecht Alt, in: Geschichte und Altes Testament, Tub., 1953, «Beitrage zur historischen Theologie», 16; RGG, Bd.1, S.247; TTS, S.225–30. АМАРНСКИЙ ПЕРИОД условное обозначение периода егип. истории, к–рый приходился на 2–ю пол. 14 в. до н.э., т. е. на правление фараона Эхнатона и его двух преемников. Название «А.п.» происходит от местности Амарны (или Тель–эль–Амарны), где в 19 в. археологами была обнаружена столица Эхнатона — Ахетатон. В истории религии Эхнатон известен проведенной им реформой, в результате к–рой традиц. был вытеснен культом единого божества, олицетворенного в солнечном диске. За сравнительно короткий срок фараон сумел направить по новому руслу егип. искусство, а его идеи продолжали оказывать подспудное влияние на религию и культуру даже после отмены реформ при Тутанхамоне. По мнению большинства историков, в А.п. израильтяне жили в Дельте. Палестина находилась под формальным господством Египта, хотя царь, занятый реформами, быстро терял контроль над Ханааном. Из писем, к–рые посылали ему правители Иерусалима и др. палест. городов, явствует, что большую роль в ослаблении егип. позиций сыграло движение (или хабири), разноплеменной, полуоседлой вольницы, обитавшей по всему Востоку. Предположение ученых о тождестве хапиру с евреями в наст. время отвергается. в д и е в В.И., Древнеегип. реформация, М., 1924; История древнего мира, т.1, М., 19832; М а т ь е М.Э., Во времена Нефертити, М. — Л., 1965; П е р е п е л к и н Ю.Я., Переворот Амен–Хотпа IV, ч.1–2, М., 1967–84; е г о ж е, Тайна золотого гроба, М., 1968; е г о ж е, Солнцепоклоннич. переворот, в кн.: История Древнего Востока, ч.2, М., 1988. «АМВРОСИАСТЕР»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

II. Клинописные данные о древнеханаанейском языке содержатся в документах архива, найденного в городище Эль-Амарна на месте древнеегип. города, являвшегося столицей новоегип. державы при Эхнатоне (Аменхотепе IV), правившем с 1350 по 1334 г. Большая часть клинописных табличек этого архива представляет собой переписку, которую егип. царь вел как с крупными державами той эпохи (Ассирия, Вавилон, Хеттское царство и др.), так и со своими вассалами в Сирии и Палестине (Иерусалим, Сихем, Лахис, Аскалон, Библ, Тир, Сидон, Угарит и др.). Амарнские письма в целом составлены на периферийной разновидности аккад. языка. Что касается писем из Ханаана, ставших предметом тщательного изучения в последние десятилетия (Э. Рейни, Д. Сиван, У. Л. Моран), то исследователи пришли к выводу, что их язык не может считаться в строгом смысле аккадским. «Речь идет об особом способе кодирования ханаанской речи с помощью аккадских корневых и отчасти грамматических морфем (в совр. лит-ре обычно трактуется как пиджин или интерязык)» ( Коган, Лёзов. 2008). Ханаанизмы в этих документах вкраплены в аккад. текст:           (ср. евр.   - я) - «я припадаю к (твоим) ногам, я твой раб» (EA. 287.66), вставлены в текст как пояснительные глоссы и отмечены специальным знаком, т. н. глоссовым клином (в транслитерации отображается двоеточием):         J             (ср. евр.  )   - «как может царь города Пихилу скрываться от наместников царя, моего господина» (EA. 256.7-10). Аморрейские имена зафиксированы во множестве аккад. клинописных документов, найденных в Сирии и Месопотамии. После 1-й обобщающей книги Т. Бауэра, отца аморрейской гипотезы происхождения Е. я. ( Bauer. 1926), представившего 958 имен, вышел ряд работ, посвященных аморрейской ономастике и реконструкции аморрейского языка. Наиболее обширный каталог аморрейских имен (6662) по состоянию на 1976 г. содержится в исследовании И. Гелба ( Gelb. 1980). Новейшее введение в эту проблему представил М. Штрек, исследование которого содержит детальный анализ орфографии и именной морфологии аморрейского языка ( Streck. 2000). В работе Э. Кнудсена собраны аморрейские параллели к 35 ветхозаветным именам, напр.,   (   - Самуил),   J   (   - Лаван),   J   (   - Исмаил),   (   - Иов),   (   - Аврам) ( Knudsen. 1999). В ряде исследований обсуждается аморрейское происхождение одного из древнеевр. имен Бога (  ), к-рое сравнивалось с именами   J     и др. ( Tropper. 2001. P. 91; Streck. 1999).

http://pravenc.ru/text/187295.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010