14:13. Тридцать перемен одежд. Тридцать комплектов одежды, о которых здесь идет речь, – это парадные одеяния, используемые в особых случаях. Их можно сравнить с современными костюмами. Подобно тому, как рубашка надевается под костюм, «синдон» надевался под вышитый плащ. 14:14. Мед в трупе. Представление о том, что пчелы устраивают улей в трупе крупного животного, известно из литературы Эгейского региона (откуда вели происхождение филистимляне), поэтому такую загадку филистимляне вполне могли разгадать. 14:18. Загадка в ответ на загадку. Брачные друзья ответили на загадку Самсона, загадав свою загадку, объясняющую, каким образом они получили ответ. Мед и лев – ответ на загадку Самсона. Но что слаще меда и сильнее льва? Разумеется, женские чары. Самсон продемонстрировал свое умение разгадывать загадки, мгновенно дав образный ответ, разоблачающий коварство его жены. 14:19. Аскалон. Аскалон расположен на берегу Средиземного моря, примерно в 40 милях к югу от Тель-Авива. Хорошо укрепленное древнее поселение площадью примерно 150 акров было одним из пяти главных городов филистимлян. В амарнский период (XIV в. до н. э.) хананейским правителем Аскалона был Йидья (Yidya), которому принадлежат семь писем из амарнского архива. Филистимляне обосновались здесь около 1175 г. до н. э. Во времена Самсона (железный век I) Аскалон имел укрепления, по меньшей мере, на северном склоне, а также гласис (скат у основания крепостной стены, затрудняющий доступ к стене) и кирпичную башню. Чтобы добраться от Фимнафы до Аскалона, требовалось покрыть около 25 миль. Неясно, почему Самсон отправился именно туда, а не в Экрон, Геф или Азот, находившиеся значительно ближе. 14:20. Итог свадьбы: жена, отданная другому. Выдача жены Самсона замуж за брачного друга отнюдь не указывает на тайную любовную связь и не противоречит существовавшему в то время порядку вещей. Задача брачного друга состояла в том, чтобы обеспечивать поддержку женщины, если муж ее бросит. В вавилонской молитве, адресованной Иштар, содержится просьба, чтобы разгневанный муж возвратился к жене в дом ее отца, а связанный с этой молитвой ритуал имеет целью зачатие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

5:6. Иерусалим. Город занимает важное стратегическое положение на пути с востока на запад, от переправы через Иордан к приморской равнине. Мимо него проходят важнейшие дороги через горную местность, ведущие из Беэршивы в Беф-Сан. Немалое значение имеет и то, что город стоит на границе между Иудой и Вениамином. Глубокие ущелья, пролегающие к востоку и западу от плато, обеспечивают естественную защиту, а наличие источника воды делает это место особенно привлекательным. Древнейшие упоминания Иерусалима в египетских «Текстах проклятий», где его цари именуются Yaqirammu и Shayzanu, датируются началом 2-го тыс. до н. э. В архиве Амарны сохранилось шесть писем правителя Иерусалима Авди-Хевы египетскому фараону с просьбой о военной помощи. В амарнский период (XIV в. до н. э.) Иерусалим, бывший одним из важнейших городов этого региона, вел борьбу с Сихемом за господство над горной местностью. Иерусалим был захвачен израильтянами в период завоевания, но его жители, иевусеи, не были изгнаны из города ( Суд. 1:21 ). В этот период Иерусалим занимал лишь узкую возвышенность площадью около 10 акров, протянувшуюся к югу от современных стен Старого города. Площадка на вершине возвышенности имеет всего 400 футов в ширину и около 1500 футов в длину. Население не превышало тысячи человек. Хананейский город был построен на искусственной платформе, поддерживаемой террасами. Археологи обнаружили ступенчатое каменное строение высотой более 50 футов в северо-восточной оконечности этой возвышенности. Очевидно, это и была упоминаемая в ст. 7 иевусейская крепость, использованная затем Давидом при возведении своего дома (ст. 11). Город был окружен стеной толщиной 10 футов, которая была построена за 800 лет до завоевания города Давидом. Никаких других материалов, относящихся ко времени Давида, археологи не обнаружили. 5:6. Иевусеи. Упоминаемые впервые как потомки Ханаана ( Быт. 10:16 ), иевусеи, вероятно, были несемитским народом, родственным хеттам и хурритам, появившимся в этом регионе в начале 2-го тыс. до н. э. Они жили в городе Иевусе, расположенном на границе Иуды и Вениамина ( Нав. 15:8,63; 18:16 ). После завоевания Иерусалима Давидом иевусеи были либо ассимилированы, либо порабощены израильтянами, и в конечном счете утратили национальную самобытность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Города, отданные Хирамом. См. коммент. к 3Цар. 9:11 , где описывается, как Соломон отдал тирскому царю Хираму двадцать городов в Галилее. Если речь идет о тех же самых городах, то, возможно, Хирам, руководствуясь определенными соображениями, вернул их Соломону. Если же здесь имеются в виду другие города, то местоположение их и обстоятельства, связанные с их передачей, неясны. 8:3. Емаф-Сува. Ранее эти объекты упоминались порознь (см. коммент. ко 2Цар. 8 ), но во времена Соломона они, по-видимому, были объединены. Сува и Емаф находились на самой северной окраине Соломонова царства. Любой поход туда носил либо мирный характер, либо это была завоевательная кампания, наподобие тех, которые месопотамские цари называли походом «к морю». Емаф был известен своими прекрасными пастбищами, и позднее ассирийские цари использовали их для выпаса лошадей во время остановок в пути. Не исключено, что их использовал и Соломон, когда вывозил лошадей из Кувы (см. коммент. к 1:16). 8:4–6. Строительные проекты. См. коммент. к 3Цар. 9:15–19 о строительных проектах Соломона. Фадмор – это оазис Пальмира (около 125 миль к северо-востоку от Дамаска) на караванном пути, связывающем Палестину с Северной Аравией. Города-близнецы Верхний Вефорон (Beit Ur el-Foqa, в 2 милях к северо-западу от Гаваона) и Нижний Вефорон (Beit Ur el-Tahta, в полутора милях далее на северо-запад и ниже по отметкам рельефа на 1000 футов) охраняли Вефоронский проход. Этот проход ведет в Аиалонскую долину (упоминающуюся в амарнских текстах как Ayyaluna), соединяющую холмистую область страны с прибрежными равнинами. Высказывается предположение, что Вефорон упоминается в письмах из Амарны как Bit Ninurta. Ваалаф обычно отождествляется с Кириаф-Иаримом или местечком в его окрестностях к востоку от Иерусалима ( Нав. 15:9; 18:14 ). В Нав. 15он перечисляется среди городов Иуды (Кириаф-Ваал) и обычно отождествляется с Tell el-Azhar, в 9 милях к северо-западу от Иерусалима, однако это не подтверждается археологическими находками и небиблейскими источниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

31:13. Под дубом в Иависе. Рассказ о Сауле завершается погребением его костей под дубом, в чем, несомненно, заключается горькая ирония. Под дубом в Гиве собирал он свои войска и осуществлял царскую власть в 22:6. Теперь это одиноко возвышающееся над могилой дерево стало единственным памятником Саулу. Вторая Книга Царств 1:1–16 Известие о смерти Саула 1:1. Хронология. Время действия – примерно 1010 г. до н. э. Эта дата получена путем обратного отсчета от более определенных в хронологическом отношении моментов в дальнейшей истории царств. 1:1. Секелаг. См. коммент. к 1Цар. 27:6 . 1:2. Прах на голове. Посыпание головы прахом или пеплом – обычная форма выражения скорби в библейские времена. Этот обычай существовал также в Месопотамии и Ханаане. Целью многих траурных ритуалов было отождествление живых с умершими. Нетрудно догадаться, что посыпание головы пеплом символизировало погребение. 1:2. Пал на землю и поклонился. Земной поклон был типичным способом выражения почтения на древнем Ближнем Востоке. Росписи египетских гробниц изобилуют изображениями людей, простирающихся ниц перед фараоном. Каждое письмо амарнского архива (XIV в. до н. э.) построено по единому образцу, где за приветствием следует стандартное восхваление фараона, включающее семикратный поклон. 1:2. Распространение новостей. Обычно новости распространялись с помощью гонцов. Поскольку управление государством расстроилось, а многие представители власти бежали или скрывались, гонцов, способных распространить весть об исходе сражения при Гелвуе, почти не осталось (тем более в такой далекий город, как Секелаг, удаленный от места сражения примерно на 75 миль). Вероятно, это известие распространяли воины, возвращавшиеся по домам, или купцы, переходившие из города в город. Однако в данном случае амаликитянин, несомненно, разыскивал Давида в надежде снискать его расположение. 1:6. Пал на свое копье. Копье, которое служило царской регалией Саула ( 1Цар. 22:6 ) и которым он пытался убить Давида ( 1Цар. 18:10,11; 19:9,10 ), сыграло в жизни Саула важную символическую роль, став в конце концов орудием его собственной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

11:4. Колесницы позднего бронзового века. Хананейские колесницы позднего бронзового века представляли собой легкие повозки, почти без брони, с колесами, снабженными четырьмя спицами. Обычно в колесницы впрягали двух лошадей. Они не идут в сравнение с железными колесницами следующего периода, покрытыми броней и снабженными массивными колесами с шестью спицами, способными выдержать дополнительную нагрузку. 11:5. Меромские воды. Если локализация Мерома в Карней-Хиттин верна (см. коммент. к 11:1), то воды Меромские – это река или ручей в окрестностях города. К северу от селения Карней-Хиттин проходит русло вад и. 11:6. Порча лошадей. У израильтян не было возможности пристрелить лошадей из милосердия или взять на себя заботу о них. Но и оставлять лошадей врагу они не хотели. Порча лошадей заключалась в подрезании подколенного сухожилия (аналогичного ахиллову сухожилию человека). 11:8. Путь преследования. Путь преследования проходил по области, известной под названием «Верхняя Галилея», на запад, по направлению к побережью Средиземного моря. Сначала израильтяне преследовали хананеев в долинах к северу от Назарета, затем вверх по побережью, до территории Сидона, южная граница которого проходит по реке Литани (Мисрефоф-Маим?). Следуя вдоль течения реки на восток, они вошли в долину Хуле (долина Мицфа) и снова повернули на юг, к Асору, чтобы заявить свое право на завоеванные города. 11:11. Разрушение Асора. Асор был уничтожен пожаром в XIII в. до н. э., причем Нижний город никогда больше не заселялся. Строительная деятельность Соломона в Асоре ограничилась только Верхним городом. 11:12. Города царей. Царские города были административными центрами крупных регионов. В амарнский период некоторые города Палестины, например Газа и Беф-Сан, служили резиденциями египетским наместникам. Такие города, как Сихем и Асор, также могли считаться царскими, поскольку они контролировали большие территории. Уподоблением царским городам Гаваон обязан своему выгодному стратегическому положению и крепостным сооружениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

24:7. Помазанник Господень. Давид не воспользовался возможностью убить Саула (см. также: 26:8–11), потому что царь был «помазанником Господним». Эта роль была поручена Саулу Богом, и лишить ее мог только Бог. Цареубийство, совершенное претендентом на престол, создавало бы крайне нежелательный прецедент (о нарастающем использовании этого метода см.: 3Цар. 15– 16:27 ). Священное право на престол может служить охранной грамотой царю только до тех пор, пока выражение «помазанник Господень» обладает мистической силой. Таким образом, бездействие Давида, свидетельствуя о его почтении к решению Бога, назначившего Саула царем, является в то же время веским аргументом против покушений на его жизнь в будущем, когда царем станет он сам. На древнем Ближнем Востоке считали, что царь находится под защитой божества. Это отражено, в частности, в хеттском гимне, где говорится, что бог бури уничтожит всякого, кто посмеет угрожать царю. 24:15. Мертвый пес. В аккадской литературе покорность обычно выражалась при помощи самоуничижительных сравнений, в том числе таких, как «мертвый пес» и «блоха». Подобные сравнения встречаются также в амарнских и лахисских письмах. 24:22. Поклянись, что ты не искоренишь потомства. Бесцеремонное умерщвление царем, незаконно захватившим власть, потомков предшествующего царя с целью исключения возможного соперничества или подстрекательства к его свержению было на древнем Ближнем Востоке обычным явлением. Однако древние воспринимали это целесообразное, с политической точки зрения, истребление родовой ветви как угрозу загробному существованию тех членов рода, которые уже умерли (дополнительную информацию см. в коммент. к Чис. 3:12,13 и Нав. 8:29 ). 25:1–44 Встреча Давида с Навалом и Авигеей 25:1. Пустыня Маон ( в русском переводе – «Фаран»). См. коммент. к 23:24. 25:2. Кармил. Этот город находится в Иудейской пустыне, примерно в 8 милях к юго-востоку от Хеврона, чуть севернее Маона. В 15Кармил был отвоеван у амаликитян Саулом, поэтому неудивительно, что его жители верны Саулу (как явствует из ответа Навала Давиду в ст. 10, 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

15:19. Вода. Известно, что в осадочных породах часто образуются полости, в которых вода может накапливаться прямо под поверхностью. Чтобы получить доступ к накопившейся воде, достаточно ударить в нужном месте. Но в тексте не сообщается, каким образом Бог разверз скалу. 16:1. Газа. Один из пяти главных городов филистимлян, расположенный в 12 милях к юго-востоку от Аскалона и в 3 милях от Средиземного моря. В амарнский период Газа была важнейшим административным центром, из которого Египет осуществлял свое господство над регионом. В египетских рельефах встречаются изображения города с такими же укреплениями, как в Газе, однако ограниченные археологические раскопки обнаружили здесь немного материалов, относящихся к ветхозаветному периоду. 16:3. Конструкция городских ворот. В тексте упоминаются три элемента ворот: двери, косяки и запор. Двери обычно вставлялись в каменные гнезда, врытые в землю. Косяки фланкировали ворота с обеих сторон. Они были деревянными и прочно присоединялись к стене. В железном веке I крепостные стены были не во всех городах, но их заменяли дома, выстроенные по периметру города без зазоров. Ворота закрывались с помощью массивной балки, вставляемой в отверстия в косяках. Поскольку археологи не обнаружили укреплений древней Газы, дать более точное описание этих ворот невозможно. Ширина проема ворот доходила в этот период до 12 футов, хотя в некоторых случаях она составляла всего 6 футов. 16:3. Гора на пути к Хеврону. Хеврон находится в 40 милях к востоку от Газы, причем дорога к нему постоянно идет в гору. В тексте не сказано, что Самсон отнес ворота в окрестности Хеврона. Использованное здесь выражение часто означает «на пути» (напр., в Нав. 13:3 ). Он направился в Хеврон и по пути сбросил ворота на какой-то горе. 16:4. Долина Сорек. Деятельность Самсона в основном протекала в долине Сорек. Долина простирается на 13 миль к западу Иерусалима, являясь частью вади, текущего в северо-западном направлении с Иудейских гор к Средиземному морю. 16:5. Владельцы филистимские. Очевидно, пятеро филистимских правителей обладали одинаковой властью. Понятие, использованное для их обозначения, является филистимским, и многие ученые считают, что оно восходит к языку «народов моря» (греческому или другому индоевропейскому языку). Отсутствие необходимой информации затрудняет более подробный анализ политического содержания этого понятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Беф-Агган ( в русском переводе не упоминается) находится там, где дорога поднимается из долины на Дофанское плато, а затем в горы Самарии. Ивлеам расположен на вершине возвышенности в северной оконечности этого плато. Это примерно в 10 милях от Изрееля. На полном ходу колесница может преодолеть это расстояние менее чем за полчаса. Но отсюда еще 15 миль до Самарии. Приняв решение двигаться в направлении Мегиддона, Охозия должен был повернуть на северо-запад, но это всего в 12 милях от Ивлеама, и там раненому царю, несомненно, предоставили бы убежище. Кроме того, это была самая удобная и ровная дорога, так как она проходила по юго-западному краю Изреельской долины. Беф-Агган – это современный Дженин; город упоминается в египетских «Текстах проклятий» и встречается в амарнских текстах под названием Джина. На месте древнего города стоит курган площадью 7 акров с керамикой железного века. Ивлеам упоминается в анналах Тутмоса III и отождествляется с Khirbet Belameh. Ни в одном из этих пунктов раскопки не проводились. 9:30–10:17 Истребление рода Ахава 9:30. Действия Иезавели. В Древнем мире для подкрашивания глаз и подчеркивания их миндалевидной формы использовали измельченный галенит (свинцовый блеск) или стибнит (сульфид сурьмы), смешанные с водой или маслом. «Украшение головы» могло включать умащение благовониями, окрашивание волос и плетение кос. Иезавель стремилась быть привлекательной во всех отношениях – физическом, социальном и политическом. Широко распространенный в древнем ближневосточном искусстве мотив женщины в окне представлен прекрасными образцами резьбы по слоновой кости, найденными в Нимруде, Самарии и Арслан-Таше (где изображена женщина в египетском парике). В литературе женщина, напряженно всматривающаяся вдаль, ожидает вестей о муже или сыне, ушедшем на войну (см. коммент. к Суд. 5:28 ). Полной противоположностью являются плакетки из слоновой кости, на которых, как полагают многие исследователи, изображены блудницы, возможно, связанные с культом Астарты.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

21:24. Гаф-Риммон. Город отождествляют с двумя близлежащими селениями – Tell Abu Zeitun и Tell Jerishe. Они находятся примерно в 2 милях от Средиземного моря, недалеко от Тель-Авива, на реке Яркон. Отождествление с обоими селениями правомерно, так как город не раз опустошался и переносился в другое место, сохраняя старое название. Возможно, это Гаф, обозначенный в перечне Тутмоса III как knt и упоминающийся в амарнских текстах как Giti-rimuni. 21:38. Рамоф в Галааде. Первоначально отданный Гаду, Рамоф Галаадский был назначен городом-убежищем ( Втор. 4:43 ), а здесь упоминается в перечне левитских городов. Его местоположение точно неизвестно, поскольку в тексте отсутствуют ориентиры, а среди курганов, расположенных на сирийской границе, некоторые соответствуют его описанию. Наиболее вероятно, что это Tell Ramith, в 3 милях к югу от Рамты на современной границе между Сирией и Иорданией, где обнаружены следы поселения железного века. 21:43–45. Общепринятые формулы в рассказах о завоеваниях на древнем Ближнем Востоке. Заявления о победоносном завоевании и полном подчинении территории в соответствии с замыслом и под предводительством божества типичны для царских анналов древнего Ближнего Востока. Например, отчет ассирийского царя Сеннахирима о третьей кампании (включающей осаду Иерусалима в 701 г. до н. э.) содержит не только перечень завоеванных городов (подобные перечни имеются на стеле Мернептаха, на Моавитском камне и во многих других надписях), но и заключительный пассаж, прославляющий величие его завоеваний. Армантская стела фараона Тутмоса III (1468 г. до н. э.) также содержит перечисление «героических подвигов, совершенных этим добрым богом в каждом великом сражении». Подобные формулы были отличительной особенностью литературного жанра военных хроник древнего Ближнего Востока (дополнительную информацию см. в коммент. к 10:40). 22:1–34 Размолвка между западными и восточными коленами 22:8. Добыча. В результате успешного завоевания победителям досталась большая добыча. Перечисленные здесь трофеи являются типичными для древней экономики ценностями. Принцип справедливого раздела добычи, свидетельствующий о единстве колен в их совместной борьбе, будет исполняться и в дальнейшем (см.: 1Цар. 30:16–25 ). 22:9. Силом. См. коммент. к 18:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В изобразительном искусстве в правление 19-й династии наблюдаются изменения в репертуаре тем. В Карнаке и царских заупокойных храмах появляются динамичные батальные сцены. Основными сюжетами в частных усыпальницах эпохи Рамессидов становятся погребение в некрополе, загробный суд, виньетки из Книги мертвых. Новое царство - время расцвета живописи. Росписи Нового царства в основном сохранились в гробницах фиванских вельмож в Шейх-Абд-эль-Курне и в Дейр-эль-Медине - поселении работников царского некрополя. Живописные композиции утрачивают строгую четкость, характерную для предшествующих эпох: их линии становятся более стремительными, цвета - более пышными. В письменную речь вошел новоегип. язык, пришедший на смену классическому среднеегипетскому. После амарнского периода на нем начинают писать как офиц. тексты, так и лит. произведения. Среди последних - неск. циклов любовной лирики, «Сказка об обреченном царевиче», «Сказка о двух братьях», «Сказка о Правде и Кривде», «Поэма Пентаура» (описание битвы Рамсеса II при Кадеше), «Путешествие Ун-Амуна». В лит-ре сохранились прежние жанры («Поучения» Ани и Аменемопе, гимны, автобиографии Яхмоса, Маи, Инени) и возникли новые, в т. ч. лирика и т. н. царские новеллы, описывавшие деяния царей. Ряд сохранившихся папирусов Нового царства представляет собой собрание упражнений для писцов. Они содержат разнородные тексты, среди к-рых особой популярностью пользовались наставления учителя ученику-писцу (папирусы Салье I, IV, Анастаси II, III, IV, Честер-Битти III, IV, V). В сфере ритуальных текстов на стенах царских гробниц появились книги, посвященные описанию загробного мира и ночного путешествия Солнца (Амдуат, Книга врат, Книга пещер), а ритуальные заклинания, писавшиеся в предшествующую эпоху на стенках саркофагов, переместились на папирусы и оформились в Книгу мертвых (подробнее см. в разд. «Религия Древнего Египта»). 19-я династия пресеклась в результате внутренних смут. После Мернептаха на престоле оказались сразу 2 правителя: Сети II на севере и Аменмессу на юге.

http://pravenc.ru/text/189507.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010