1:9,19. Жертвоприношения. По всей вероятности, речь идет о жертвах всесожжения и мирных жертвах – двух основных видах жертвоприношений. Жертвы всесожжения обычно сопровождают прошение, тогда как мирные жертвы дают возможность для совместной трапезы перед Господом. Очевидно, эти жертвоприношения были связаны с воцарением Адонии. Жертвоприношение имело целью получение благословения от Бога и послужило основой пира, на котором Адония, следуя примеру Авессалома, заключил союз с присутствующими. Подобные совместные трапезы были неотъемлемым элементом союзных соглашений, о чем свидетельствуют тексты из Мари и амарнские письма. 1:9. Источник Рогель. Этот источник находится всего в 650 ярдах к югу от источника Гион в Кедронской долине (см. коммент. к 1:33) и в полумиле от дворца Давида. Очевидно, избрание этого места для совершения церемонии обусловлено тем обстоятельством, что источник находился на границе территорий Иуды и Вениамина, и его водами пользовались оба колена. Адония хочет показать, что опирается на те же силы, которые привели к власти Давида. Поддержка Иоава и Авиафара служила еще одним подтверждением верности этой традиции. Камень Зохелет, или Змеиный камень, – вероятно, некий валун, служивший ориентиром и связанный с ритуальными традициями. 1:21. Положение претендентов на престол. Месопотамские тексты изобилуют примерами уничтожения новым царем всех остальных претендентов на престол. Подобные «чистки», принимавшие форму мести политическим противникам, совершались и в последующие годы. Чтобы понять опасения Вирсавии относительно собственного будущего и участи Соломона, достаточно вспомнить убийство ассирийского царя Сеннахирима его сыновьями (681 г. до н. э.). Несмотря на то что царь назначил своим преемником Асархаддона, вспыхнула гражданская война, в которой каждого из соперников поддерживала определенная часть военных. В конечном счете Асархаддон отстоял право на престол и казнил убийц своего отца. Подобные интриги вокруг престолонаследия были обычным явлением на древнем Ближнем Востоке. Однажды между сыновьями Давида уже произошла кровавая схватка (см.: 2Цар. 13–15 ), а после его смерти вероятность полного истребления остальных претендентов на престол возросла. Асархаддон решил проблему престолонаследия, заставив своих союзников подписать соглашение, обязывающее их поддержать назначение двух его сыновей царями Ассирии и Вавилона, соответственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:34. Публичное чтение. В обществах, большинство членов которых были неграмотны и не владели какими-либо письменными материалами (кроме основных семейных документов), публичное чтение документов, имевших религиозное, культурное и политическое значение, было жизненно необходимо. Некоторые хеттские законы содержат статьи, предусматривающие публичное чтение этих документов (один из них требует чтения три раза в год, тогда как другие – просто «регулярного» публичного чтения). 9:1–27 Союз с гаваонитянами 9:1. Политическая ситуация в эпоху поздней бронзы (1550–1200 гг. до н. э.). В конце бронзового века на международной арене возникла напряженная политическая ситуация. На протяжении большей части этого периода Египет осуществлял контроль над Палестиной и стремился распространить его на Сирию, где пересекались важнейшие сухопутные и морские торговые пути. Другим могущественным государством этого региона была хурритская коалиция, известная под названием «Митанни» и занимавшая обширную дугу в северной части региона между Тигром и Средиземным морем. С исчезновением царства Митанни с политической сцены (ок. 1350 г. до н. э.) его место заняла Ассирия, первоначально располагавшаяся в верхнем течении Тигра, но постепенно раздвинувшая свои пределы до Евфрата. Хеттское царство, воспользовавшись упадком Митанни, распространило свой контроль на территорию, расположенную к югу от Анатолии, и вело борьбу с Египтом за господство над важным коридором между морскими портами Финикии и речной торговлей Евфрата. Все это время Южная Вавилония находилась под властью касситов. Противостояние этих великих держав оставляло небольшим городам-государствам Палестины мало надежд на приобретение политического веса. Тем не менее этот регион продолжал играть важную стратегическую роль и оставался единственным местом, по которому проходили сухопутные торговые маршруты в Египет. 9:1. Амарнские письма. Амарнский архив содержит около четырехсот писем, написанных главным образом правителями хананейских городов-государств египетским фараонам Аменхотепу III и Эхнатону в первой половине XIV в. до н. э. Они были обнаружены в селении Телль-эль-Амарна, на месте древней столицы Эхнатона на берегу Нила, в 200 милях к югу от Каира. Эта бесценная находка как нельзя лучше проливает свет на политическую ситуацию того времени. Царьков Ханаана мало волновала международная напряженность, описанная в предыдущем комментарии. Намного большее беспокойство вызывала у них угроза, которую представляли хабиру. Именно эта угроза вынуждала их обращаться за помощью к Египту. В своих письмах они выражают тревогу по поводу того, что кто-либо из царей этого региона может переметнуться на сторону хабиру и заключить с ними союз. В свете пошатнувшейся в этот период мощи Египта подобная перегруппировка сил явилась бы большим искушением. Такую же озабоченность вызывало у них нашествие израильтян. Правители городов-государств приходили в ужас при мысли, что этот враг овладеет каким-нибудь укрепленным городом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

J. Daniel//Dictionary of Deities and Demons in Bible/Ed. K. Van der Toorn e. a. Leiden, 19992. P. 219-220). Они полагают, что Д., упомянутый прор. Иезекиилем, прямого отношения к главному герою Книги пророка Даниила не имеет (однако не исключают, что это упоминание все же повлияло на образ главного героя книги - см., напр.: Day. 1980. P. 174). По их мнению, орфография имени Д. у прор. Иезекииля (   в отличие от   в Книге пророка Даниила), древность и чужеземный контекст сближают Д. с персонажем угаритской мифологической поэмы XIV в. до Р. Х. «Об Акхите, праведном царе Даниилу», о к-ром, в частности, говорится, что «он решал по праву дело вдовы, разбирал по закону тяжбу сироты» (Угаритский эпос. 1993. С. 162). Однако его отождествление с библейским Д. сомнительно, поскольку в эпосе Даниилу предстает как один из угаритских царей и «человек Рефы», т. е. принадлежит к племени «Рефаимов». Наименование «Рефаимы» (в Быт 14. 5 со значением «тени мертвых», что, по мнению нек-рых исследователей, может быть указанием на мифологичность персонажа эпоса) известно как название реальных людей эпохи Амарны (см. Амарнские письма ) и встречается не только в Легенде об Акхите, но и в адм. текстах из Угарита ( Gordon C. H., Rendsburg G. A. The Bible and the Ancient Near East. N. Y.; L., 1997. P. 92). Вероятно, тему легендарного мужа древности продолжает и упоминание Д. в Книге Юбилеев (Юб 4. 20), где он выступает как тесть (или дядя) иудейского мудреца древности Еноха; в 1-й книге Еноха Д.- один из предводителей небесного воинства. Нек-рые тексты, имеющие отношение к Д., были найдены в Кумране. Т. н. молитва Набонида (4Q242 или 4QPrNab) является небиблейским вариантом истории о безумии Навуходоносора, изложенной в Дан 4. Однако имя Д. в тексте молитвы не встречается. Для Иосифа Флавия Д.- величайший из пророков, поскольку он точно указал время исполнения своих пророчеств ( Ios. Flav. Antiq. X 11. 7). Согласно Иосифу, Д. построил крепость в Экбатанах (ныне Хамадан, Иран) в Мидии, где были похоронены цари Мидии, Персии и Парфии и к-рая до его дней находилась в ведении иудейского священника (Ibid.

http://pravenc.ru/text/171183.html

Овладев Южным Ханааном, Иисус ведет войска на самый север Палестины, к водам Мером, чтобы сразиться с коалицией северных царей, во главе которой стоит Иавин, царь Асорский. Древний Асор, обнаруженный в 1926 году экспедицией Гарстанга, находится в хирбет Вакказ (эль-Кедах), в 16 км на север от Галилейского озера, на дороге, которая вела из Египта в Сирию. Первые письменные свидетельства о нем относятся к XV-XIV векам (египетские тексты и тель-амарнские письма). Стела Сети I, найденная в Бейсане, свидетельствует, что юрисдикция Асора простиралась до границ княжества Пелла. Согласно заключению израильской экспедиции под руководством Ядина 396 , разрушение Асора позднебронзового века было осуществлено израильтянами. Непродолжительный и бедный а археологическом отношении период раннего железа относится, согласно Ядину, уже к израильтянам. О том, что Асор действительно был в эпоху поздней бронзы самым важным городом Северной Палестины (Асор же прежде был главою всех царств сих – 11:10b), свидетельствуют многочисленные данные раскопок 397 . Население его достигало 40 000 человек. Еще Гарстангом была обнаружена огромная утрамбованная прямоугольная площадь, примерно 1500 м в длину и 1000 м в ширину, защищенная земляным валом. Археологи пришли к выводу, что это пространство предназначалось для колесниц и для конюшен. Со времен гиксосов в городе процветало коневодство. Конная армия асорского царя была для израильтян грозным врагом (11:4), тем более, что сами израильтяне еще не были, по всей видимости, кавалеристами. Об этом косвенно говорит и указание перерезать жилы коням и сжечь колесницы (11:6). В союз с царем Асора Иавином вступили цари городов северной и центральной Палестины, от евеев, живших при Ермоне (11:3) на долине Мицфа (ср. 11:8), до обитателей Саронской долины (11:2). Под топонимом низменные места (Сефела, 11:2) имеется ввиду береговая долина, лежащая на север от Кармила; под Нафоф-Дором (11:2) – окрестности прибрежного города Дор в северной части долины Сарон. В все народы, населявшие в то время Палестину, за исключением гергесеев (ср. 24:11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

События Исхода и вторжение евреев в Ханаан, описанные в книгах Иисуса Навина, Судей и в др. текстах, относятся к эпохе перехода от бронзового к железному веку. У. Ф. Олбрайт и др. видели в конце эпохи поздней бронзы крах культуры, выражаемый в разрушении городов, и начало цивилизации иного типа, что, по их мнению, могло служить подтверждением исторической достоверности текстов ВЗ. Однако уже А. Альт ( Alt. The Settlement. 1966) указал на то обстоятельство, что егип. тексты помещают ханаанские центры в долинах, а в ВЗ упоминаются поселения колен Израилевых в горах. Подобная картина отражена и в списке городов, к-рые не были взяты израильскими племенами (Суд 1. 27-36). Эти города лежат в долинах, в основном в долине Изреель, и на приморской равнине. Такое расселение напоминает процесс оседания кочевников на земле. Альт сделал вывод о мирном проникновении евреев в малозаселенные горные районы и полагал, что рассказ Книги Иисуса Навина имеет этиологический, а не исторический смысл. Проведенные Й. Ахарони в 1951-1953 гг. разведки в Верхней Г. открыли много малых поселений в нагорной части, появившихся в начале железного века; это могло бы поддержать гипотезу «мирной инфильтрации». Но раскопки 1955-1958 гг. в Асоре показали, что город с большой территорией эпохи позднего бронзового века (слой XIII) был насильственно уничтожен. На его месте в эпоху раннего железного века (слой XII) появилась маленькая деревушка ( Yadin. Hazor. 1972. P. 108-109, 129-132). Эти находки поддерживали идею исторической достоверности Книги Иисуса Навина. Была предложена 3-я гипотеза: поселения в горах эпохи раннего железа принадлежат не пришельцам извне, но тому же народу, к-рый заселял города Г. эпохи поздней бронзы и вынужден был оставить их из-за перенаселенности долин или социального конфликта (о такой ситуации говорят амарнские письма - EA. 248; 74; 89; Mendenhall. Conquest. 1962; Gottwald. The Tribes. 1979). В целом археология библейская представляет процесс гибели городов позднебронзового века как длительный, занявший ок. 150 лет. Она доказала, что разрыв в культуре между поздним бронзовым и ранним железным веками (особенно изменение размеров и организации поселений) - один из самых значительных в древней истории. Однако она же показывает, что этот длительный и сложный процесс не может быть сведен к единой причине и определенному моменту. Этот общий вывод уточняет библейское повествование в ряде конкретных эпизодов. Разрушение городов в этот период, так же как возникновение поселений новых типов, видимо, отражает результаты большой политической активности в Г. в XIV-XII вв. до Р. Х., к-рую проявляли города-гос-ва Ханаана, Египет с постоянными военными рейдами, «народы моря» , древнеизраильские племена и др. племенные группы, названные в Библии ( аморреи, евусеи, хеттеи и др.).

http://pravenc.ru/text/161531.html

Считалось достаточным, как мы увидим позднее, посылать войско под начальством опытного военачальника, который без труда исполнял всё, что было нужно. Так продолжалось в течение целого поколения, со времени вступления на престол Аменхотепа III. Позднее один из вассальных князей писал его сыну: «Воистину, твой отец не отправлялся в поход и не обозревал стран своих вассальных князей» (Амарнские письма). При таких условиях Аменхотеп имел полную возможность посвятить себя тем мирным предприятиям, которые занимали и всех других императоров, находившихся в том же положении. Торговля развилась, как никогда до тех пор. Нил от Дельты до порогов был оживлён судами, наполненными товарами со всего света, которые доставлялись флотом Красного моря и длинными караванами, проходившими взад и вперёд по Суэцкому перешейку, везя богатые ткани из Сирии, пряности и ароматическое дерево с Востока, оружие и чеканные сосуды финикийцев и множество других вещей, семитские названия которых получили иероглифическое написание и вошли в употребление среди жителей Нила. Наряду с сухопутной торговлей через перешеек существовали торговые пути на Средиземном море, пересекаемом по всем направлениям тяжело нагруженными финикийскими галерами, которые направлялись в Дельту, везя на нильские ярмарки покрытые узорами сосуды или чеканную бронзу из микенских торговых поселений на Эгейском море. С другой стороны, произведения египетских ремесленников встречались во дворцах островных царей на Кносе, Родосе и Кипре, где было найдено несколько египетских памятников того времени. Скарабеи и обломки глазурованных глиняных сосудов с именами Аменхотепа III и царицы Тии были найдены также и в материковой Греции, в Микенах. Народы северной части Средиземного моря ощущали влияние египетской цивилизации, необычайно интенсивно проникнувшей в это время на север. На Крите были введены египетские религиозные церемонии, в одном случае даже под непосредственным руководством египетского жреца. Микенские художники попали под могущественное влияние произведений, вывозимых из Египта. Египетские пейзажи появляются на их металлических изделиях, и гибкие формы животных, схваченные фиванскими художниками в их мгновенных положениях, стали теперь распространены в микенском искусстве. Великолепно декорированные фиванские потолки появляются в гробницах в Микенах и Орхомене. Даже и догреческая письменность на Крите обнаруживает следы влияния нильских иероглифов. Обитатели микенского мира, кефтиу, доставлявшие эти произведения на свою родину, постоянно встречались теперь на улицах Фив, где их собственные товары также оказывали влияние на искусство Египта. Огромное количество серебра привозилось ими с севера, и в то время, как при гиксосах оно было вдвое ценнее золота, последнее с этого времени стало самым Ценным оборотным металлом. Отношение стоимости золота и серебра было приблизительно 1,5 к 1, и ценность серебра быстро падала вплоть до Птолемеевских времён (III в. до н.э.), когда отношение стало 12:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Сторонники ранней датировки иногда рассматривают исход евреев из Египта как одно из событий движения хапиру, о к-ром сообщают амарнские письма (1-я пол. XIV в. до Р. Х.). Вплоть до нач. XX в. такая позиция редко оспаривалась, но в дальнейшем большинство исследователей от нее отказались ( Дьяконов. 1989. С. 245-250, 275; Немировский. 2001. С. 68-69; Тантлевский. 2005. С. 47-49; Снигирев. 2007. С. 169; ср. противоположную позицию: Wood. 2005. P. 489). Т. к. археологические данные не могут быть однозначно истолкованы ни в пользу ранней, ни в пользу поздней датировки событий исхода и завоевания городов Заиорданья, то отсутствие свидетельств тотального разрушения городов Ханаана в 1400-1350 гг., на к-рые, согласно библейской хронологии, приходится завоевание Иисуса Навина, объясняется, по мнению некоторых специалистов, библейским текстом: завоевание происходило без больших разрушений строений (ср.: Втор 6. 10-11; 19. 1; Нав 24. 13), тогда как население захваченных городов практически поголовно уничтожалось. В таком случае археологические следы разрушений нужно связывать со временем судей Деворы и Гивеона, поднявших Израиль на борьбу с врагами ( Shead W. H. The Date of the Exodus//Giving the Sense: Understanding and Using OT Historical Texts/Ed. D. M. Howard, M. A. Grisanti. Grand Rapids, 2003). Завоевание Ханаана Предание о завоевании Ханаана сохранено в Библии гл. обр. в Книге Иисуса Навина, хотя нек-рые эпизоды, относящиеся к началу завоевания, описываются и в кн. Числа. Согласно этому преданию, Заиорданье было завоевано еще под рук. Моисея, а сам Ханаан был взят Иисусом Навином и поделен между коленами Израилевыми. Из др. предания, сохранившегося в Книге Судей Израилевых (гл. 1) и неск. отличающегося от Книги Иисуса Навина, следует, что обширные районы Ханаана остались населенными хананеями в продолжение всего периода судей. Несмотря на то что дискуссия о дате исхода далеко не завершена, большинство историков рассматривают завоевание Ханаана как часть общего процесса, происходившего в Вост. Средиземноморье XIII-XII вв. Для этой эпохи характерно интенсивное переселение народов во всем бассейне Средиземного м. Народы с островов Эгейского м. (египтяне называли их «народы моря» ) хлынули в Сирию, Ханаан и Египет. Эти вторжения привели к разрушению таких больших ханаанских городов, как Угарит , и к падению Хеттского царства. Фараону Рамсесу III с трудом удалось отразить приблизительно в 1173 г. это нашествие. Часть пришельцев, во главе с филистимлянами, поселилась на юж. побережье Ханаана. Одновременно с вторжениями «народов моря» в Юж. Сирию, Ханаан и Египет в Сев. Месопотамию проникают арамеи, к-рые основывают здесь свои гос-ва и вступают в конфликт с Ассирией . К XIII-XII вв. относится, согласно данным археологии, завершение формирования в Заиорданье гос-в Моав, Аммон и Эдом. Это переселение народов совпадает на Ближ. Востоке с концом бронзового века.

http://pravenc.ru/text/293912.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Панорама Иерусалима с видом на Храмовую гору и Елеон [евр.  ,     греч. Ιερουσαλμ; лат. Hierosolyma; араб.   (Аль-Кудс); франц. Jérusalem; англ., нем. Jerusalem; итал. Gerusalemme; испан. Jerusalén; румын. Ierusalim; серб. Jepycaлuм; болг. Йерусалим; груз. ; арм. ; амхар.  ; копт. ciL___H_M ; сир.  ], город в исторической Палестине , место проповеди, крестной смерти и воскресения Иисуса Христа , образования 1-й общины христиан (Церкви). И. имеет особое символическое значение для христиан всех конфессий как центр Святой земли и средоточие памяти о библейских событиях, воспоминание о к-рых и приобщение к к-рым составляет главный смысл традиции паломничества христиан в И. и Св. землю. Традиции почитания Небесного Иерусалима как символа грядущего Царства Божия придается большое значение в эсхатологии . И. также является священным городом иудеев как древняя столица Израиля, место, где находился Иерусалимский храм. В исламской традиции И. почитается как 3-й по значению священный город после Мекки и Медины. Совр. И.- город с территорией 125,2 тыс. кв. км; население ок. 750 тыс. чел. (2007). Христиане всех конфессий в И. составляют ок. 2% населения (менее 15 тыс. чел.), иудеи - 64% (проживают преимущественно в Зап. И.), мусульмане - 32% (преимущественно в Вост. И.). Клинописная табличка с упоминанием Иерусалима. Амарнские письма. XIV в. до Р. Х. (Переднеазиатский мезуй, Берлин) Клинописная табличка с упоминанием Иерусалима. Амарнские письма. XIV в. до Р. Х. (Переднеазиатский мезуй, Берлин) И. расположен на плоскогорье в седловине Иудейских гор (средняя высота ок. 800 м над уровнем моря). Исторический центр И. разместился на 2 холмах, тянущихся с севера на юг и в древности разделенных долиной Тиропеон, ныне засыпанной. Рельеф понижается с северо-запада на юго-восток. Холмы обрывистые, ограничены долинами Хинном (см. Енномова долина ; с юга) и потока Кедрон (с востока). Большая часть исторического центра находится за стенами современного Старого города. Он разделен на 4 квартала: Христианский (северо-западный), Армянский (юго-западный), Мусульманский (северо-восточный) и Еврейский (юго-восточный). Пространственно выделенная Храмовая гора (740 м) возвышается в юго-вост. углу Старого города. Юж. отроги холмов (западного - гора Сион (765 м) и восточного - Офел) расположены вне городских стен. У юж. оконечности вост. холма, недалеко от места соединения долин Хинном и потока Кедрон, находится питаемая из родника Гихон купель Силоам ; здесь расположен т. н. город Давида. К востоку от Старого города, за Кедроном, с севера на юг тянется гряда гор Скопус (826 м), Елеонской (Масличной; 815 м) и ее юж. отрога горы Соблазна.

http://pravenc.ru/text/293782.html

XVII. а) Отчет сверхштатного профессорского стипендиата Академии выпуска, минувшего 1913 года Николая Кочанова о его занятиях в течение 1913–1914 учебного года. б) Отзыв об означенном отчете экстраординарного профессора Академии священника Е.А. Воронцова: «В прошлом учебном году г. Кочанову было предложено, во-первых, продолжить изучение исторической грамматики еврейского языка и, во-вторых, – заняться обработкою кандидатского сочинения о языке книги Притчей в магистерское рассуждение. Та и другая задача выполнена им превосходно, несмотря на множество препятствий, требовавших незаурядной энергии для своего преодоления. История еврейского языка до сих пор крайне мало разработана, а обычные пособия по еврейскому языку излагают наблюдения над целокупным лингвистическим материалом ветхозаветного Священного Писания, вне какой бы то ни было тенденции индивидуализировать язык литературных формаций и авторов. Отсюда г. Кочанову приходилось нераспаханную новь превращать в благоустроенное ноле. На протяжении почти столетия между трудом Гезения «История еврейского языка и письма». Лейпциг 1815 и работою Кенига «Вступления (Prolegomena und Grundlinien) в историю семитических языков». Берлин 1901 г. появилось очень мало трудов оригинальных по замыслу и хороших по выполнению, даже работа Ренана не отличается умелым применением незаурядной эрудицию этого французского ориенталиста к техническому определению эпох в истории еврейского языка. Г. Кочанов приводит длинный список пособий на английском, французском и немецком языках, какие были им штудированы более с отрицательной, чем с положительной целью: все они привели его к выводу о неизбежности самостоятельного исследования и конструкции истории библейско-еврейского языка. Опыт такой конструкции он излагает в своем отчете, выступая хорошим лингвистом: —724— здесь понадобились экскурсы в область аккадийского и сумерийского языков, изучение хронологической стратификации арамейских наречий, ознакомление с ассирийским языком, с обширным семитическим эпиграфическим материалом, детальное изучение языка Телль-Амарнской переписки в ее ханаанизмах по Дорму и Волю. Так несколько обрисовалась фонетическая и морфологическая структура Хананейского идиома, губы Ханаана, как сказано у пророка ( Ис.19:18 ). Все сделанное г. Кочановым в области изучения истории еврейского языка может составить превосходное введение в его диссертации о языке книги Притчей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРВАД Арвад [евр.  ,  , финик.- убежище], могущественный островной финик. город, изначально принадлежавший ханаанским племенам т. н. арвадитов (Быт 10. 18). Основан в 1-й пол. III тыс. до Р. Х., во II тыс. до Р. Х. самый сев. из крупных финик. городов-гос-в. Известен по текстам из Эблы ; отождествляется с " a-r-du егип. текстов и ar-wa-da амарнских писем , сообщающих о моряках из А., посещавших Египет; упоминается в клинописных текстах Ассирии и Вавилона, касающихся Сирии кон. II - нач. I тыс. до Р. Х. Ок. 1100 г. до Р. Х. А. уплатил дань ассирийскому царю Тиглатпаласару I при его появлении в Сирии. Вместе с Тиром принял участие в войне сиро-палестинских гос-в против Салманасара III , выставив 200 воинов в битве при Каркаре в 853 г. до Р. Х. (ср.: Иез 27. 8, 11). В 734 г. после долгого перерыва вновь подчинился Ассирии. Цари А. упоминаются в числе придворных Навуходоносора II (605-562). Документы Ассирии именуют А. городом «среди моря» (qabal tamtim; см. Wiseman D. J.). Флот А. участвовал в персид. войнах против Греции, и в сер. II в. до Р. Х. город был достаточно независим от Селевкидов, чтобы поддерживать сношения с Римом. Назван в списке городов, в к-рые консул Рима направил письма с сообщением о своем союзе с Симоном Маккавеем против Антиоха VII (1 Макк 15. 23). Лит.: Wiseman D. J. Two Historical Inscriptions from Nimrud//Iraq. 1951. Vol. 13. P. 21-26; Klengel H. Geschichte Syriens im 2. Jahrtausend v. u. Z. Tl. 2: Mittel- und Südsyrien. B., 1969. S. 206 (Deutsche Akad. der Wiss. zu Berlin. Inst. für Orientforschung. Veröff.; 70); Katzenstein H. J. The History of Tyre: From the Beginning of the Second Millennium B.C.E. until the Fall of the Neo-Babylonian Empire in 538 B. C. E. Jerusalem, 1973. P. 42, 156; Hess R. S. Arvad//ABD. P. 468; Barde L. Arwad//OEANE. 1997. Vol. I. P. 218-219. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75852.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010