Имеются, конечно, в сочинении о. Филипповского и недостатки. Так, говоря о судьбах древних народов Палестины, он главным образом останавливает свое внимание на начальной истории этих народов, пытается отмечать преимущественно первые моменты их появления в истории и мало интересуется их исторической судьбой, что он обязан был сделать как библеист. Его общее замечание о Промысле Божием в истории древних народов является довольно поверхностным. Нельзя согласиться также с его разграничением влияния на судьбу древних народов сначала Вавилона и потом Египта (стр. 37 и дал.). Современные панвавилонисты говорят об исключительном и постоянном влиянии на палестинские народы одних только вавилонян, тогда как более беспристрастные историки устанавливают факт одновременного влияния на народы древней Палестины как Вавилона, так и Египта. Его заключение о том, что Телль-амарнская клинопись (стр. 177) говорит о безусловном влиянии на народы древнего мира Вавилонян, может быть оспариваемо на том основании, что язык дипломатических сношений не всегда ручается —367— за культурное преобладание народа, язык которого принят дипломатами. Но отмеченные нами недочеты, в виду указанных ранее достоинств сочинения о. Филипповского, который всегда является в своей работе убежденным и вдумчивым богословом-апологетом, не могут быть поставлены ему в серьезную вину. Его трудолюбие и способность к ориэнтировке в сложных вопросах дают основание надеяться, что он работал не только ради степени кандидата богословия, которую он вполне заслужил, но и ради нашей богословской науки. Ради этого же он должен приложить и новое усердие, чтобы его труд, после обработки и дополнений, появился в печати». б) Сверхштатного заслуженного ординарного профессора М.Д. Муретова: «Предварительные замечания о методе и плане сочинения, географическое значение термина “Палестина” и невозможность точной хронологии по первоистории человечества (глава первая, стр. 1–21), – влияние географического положения Палестины на историю ее народов (глава вторая, стр. 22–40), – допотопная Палестина (глава третья, стр. 41–74), – Палестина послепотопная: Рефаимы (глава четвертая, стр. 75–106), Хананеи (главы пятая и шестая, стр. 107–208), Хеттеи (глава седьмая, стр. 209–221) и Филистимляне (глава восьмая, стр. 222–241) – на основании Библии, данных археологии и свидетельств истории: таково содержание сочинения о. Филипповского, добытое путем тщательного изучения многочисленных, иностранных и русских, трудов, относящихся к данному предмету (в приложении к тетради автором названы 52 пособия). Определение рас Палестины до завоевания ее Евреями, – раскопки и археологические остатки каменных изделий, – сходство облика Аккадян с Хеттеями по египетским и аккадским изображениям, – сравнение китайского языка с древне-аккадским и сближение русского “китаец” с древним “хеттей”, – египетские папирусы, иероглифы, клинопись и др. многое в том же роде: все это такие области научные, в коих трудно быть пол-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это «доверение» происходило по большей части следующим образом. Фараон намечал будущего наследника среди детей правящего князя. Об этом говорят и анналы Тутмоса III: «всякий раз, когда кто-либо из князей умирает, его величество назначает на его место его сына». Иногда наследника вместе собратьями брали в столицу и воспитывали при дворе. Этим достигалась двоякая цель: имели заложников для обеспечения повиновения и давали будущему вассалу соответствующее воспитание в желательном духе. Царевичей держали взаперти; упоминается даже в египетских текстах какой-то укрепленный дворец в восточной части Фив; М. Миллер полагает, что это и есть место их жительства. Впрочем, сами князья вспоминают без горечи о своей юности в Египте. Так, Ябитри, царь Газы, пишет: «когда я был мал, меня привезли в Египет: я служил царю, стоял у дверей царя, моего господина». Случалось, что царь задерживал наследника или послов. Тогда сам город просил, как это было в Тунипе: «мы просим у царя, нашего господина, сына Аки-Тишуба; да отдаст его нам наш господин. Ведь его отослал к нам царь Египта, почему же задержал его на пути царь, наш господин?» Конечно, бывали случаи и самовольного вступления на престол; нередки были и узурпации. Фараон, впрочем, мирился «с ними, если дань выплачивалась с прежней исправностью. Символом вступления на престол было помазание на царство: на голову возливался елей. Тутмос III во время своих постоянных походов имел возможность часто делать это сам, и авторы телль-амарнских писем имели повод вспомнить о том, «как Манахбириа поставил моего деда царем и возлил ему на голову елей». Впоследствии новый царь посылал в Египет своего сына или другого почетного посла за елеем. Как бы ни были настроены вассалы относительно фараона и какова бы ни была степень их верности, выражения, в которых они к нему обращались, исполнены подобострастия, переходящего часто, как и все на Востоке, всякие границы. Самая обыкновенная формула: «царю, моему господину, моему богу (или моим богам), моему солнцу» получает разного рода распространения, напр.: «дыханию моей жизни» (из Сидона), или: «господину земель, царю страны, великому царю, царю брани» (из Библа) и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Так, археолог Кондер, знаток Палестины, говорит: «точность топографических указаний 1–2 Царств доказывает отчетливое знакомство писателя со всеми частями Палестины, от Гефа до Рабба-Аммона, от Циклага до Кадеса и Оронта. Странствования Давида от преследований Саула по границам филистимской земли и крайнему югу ныне могут быть точно прослежены при помощи новых открытий: Одоллам, Херет и пр. все ныне найдено (Urquhart. 1 c/4? 36s.). Упоминаемый в начале сих книг Силом ( 1Цар.1:3;3:21 ), как центральный город в Палестине, таким же за это время представляется по египетским памятникам (Телль-амарнской библиотеки. Ibid. 7s.). Указания 2Цар.8гл. на политические международные отношения Давида к Сирии Сав и др. странами подтверждаются ассирийскими и египетскими памятниками этого времени 101 (Ibid. 39–42s.) Но, кажется, всякий непредубежденный читатель согласится, что в полной историчности обозреваемых книг убеждают не столько приведенные «внешние», частичные и отрывочные свидетельства, сколько общий внутренний, присущий всем повествованиям, характер полной правдивости и беспристрастия. Таково, например, отношение к пророкам и добродетелям описываемых лиц. Свящ. историк не скрывает в поведении Саула хороших поступков ( 1Цар.15:7 ), и даже мимолетных добрых чувств и их проблеска ( 1Цар.24:17–23;26:21–25 ). Не скрывает погрешностей Давида, со всеми их печальными последствиями для него самого и всего еврейского народа ( 2Цар.11–12 ,24гл.). Также свящ. историк правдив в повествованиях и о других лицах: Авессаломе, Иоаве, Авенире и пр. и своею правдивостью вынуждает всякого беспристрастного читателя признавать полный исторический авторитет его повествования 102 . Канонический авторитет 1 и 2 кн. Царств засвидетельствован вышеприведенным рядом ветхозаветных и новозаветных цитат (особ. Матф.12:1–4 = 1Цар.21:6–10 ; Деян.7:46 = 2Цар.7: 2 ; Евр.11:32 = 1Цар7: 2 ). Среди иудеев и христиан, не было споров о каноничности сих книг. Во всех соборных и отеческих счислениях свящ. книг они помещаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Вопрос о достоверности предания о взятии Иерихона войском Иисуса Навина по-прежнему служит предметом дискуссии. Итальянские археологи, Лоренцо Нигро и Николо Марчетти, продолжившие раскопки Иерихона в 1997 г., утверждают, что они не нашли там никаких следов разрушений, которые можно было бы связать с приходом израильтян. Джон Гарстанг, исследовавший Иерихон в 1930–1936 гг., пришел к выводу, что город был уничтожен около 1400 г. до Р.Х. – в то время большинство исследователей датировали Исход именно этим временем. К западу от городища Гарстанг обнаружил обширный некрополь. Египетские скарабеи (около 160 экземпляров, большинство из них гиксосского периода), входившие в погребальный инвентарь, позволили ему датировать самые поздние погребения временем правления Аменхотепа III (1388–1351). Кэтлин Кеньон, изучавшая городище в 1952–1958 гг., пересмотрела некоторые выводы Гарстанга. Она установила, в частности, что одна из раскопанных им стен крепости рухнула еще в конце III тысячелетия до Р.Х., и что некоторые из тех слоев разрушения, которые Гарстанг относил к началу XIV b. следует датировать первой четвертью – серединой XVI b. до Р.Х. (время изгнания гиксосов из Египта). В XIV b., после долгого периода запустения, Иерихон возродился, его стены были восстановлены, но через несколько десятилетий он был разрушен вновь, на этот раз, похоже, окончательно (верхние, наиболее поздние слои городища полностью размыты, поэтому ничего определенного о последней стадии существования города сказать нельзя). К. Кеньон датирует этот последний период обживания в пределах 1375–1300 гг. Таким образом, и Гарстанг, и Кеньон обнаружили в Иерихоне метровый слой пепла, разрушенные стены, множество наполненных зерном сосудов в жилых домах – свидетельство того, что пожар и разрушения имели место вскоре после жатвы. Очень многие детали в описании Иерихона в книге Иисуса Навина, вплоть до пристроенных к северному участку оборонительной стены жилых домов, действительно подтверждаются археологическими данными – они явно записаны «со слов очевидца». Однако последние слои разрушений и пожаров датируются концом XIV b. до Р.Х., что, как уже говорилось, противоречит современным взглядам на возможную дату исхода – около 1200 г. до Р.Х. Остается предположить, что некоторые эпизоды, включенные в историю завоевания Ханаана, на самом деле относятся к более раннему времени и могут быть связаны с мятежами хабиру в XIV b. до Р.Х. Упоминание о нападении хабиру на Иерихон содержится в одном из документов амарнского архива. Часть хабиру, среди которых было много семитов, впоследствии могли войти в состав израильского народа и принести с собой воспоминания о штурме Иерихона и других городов Ханаана. Со временем эти рассказы слились в единую повесть о завоевании, где разновременные события перепутались окончательно, и в таком виде вошли в официальные хроники.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

41:1–55. Имя фараона. Имя фараона в истории Иосифа неизвестно. Некоторые подробности повествования указывают на то, что эти события происходили либо во времена гиксосского владычества (1750– 1550 гг. до н. э.), либо в амарнский период (XIV в. до н. э.), когда, согласно египетским источникам, в Египте обосновалось большое количество семитов, в том числе занимавших важные государственные посты. Современные знания о египетской истории и обычаях подтверждают это предположение как наиболее логичное и правдоподобное. Однако библейская хронологическая информация указывает на более ранний период – 12-ю династию Среднего царства (1963–1786 гг. до н. э.). Не имея более точных исторических ориентиров, связать этот рассказ с правлением определенного царя невозможно. Следует заметить, что автор(ы) Книги Бытие никогда не называют фараонов по имени. Возможно, это делается умышленно, поскольку в Египте фараон считался богом, и израильтяне не хотели называть его по имени. 41:1–7. Повторяющиеся сны. На древнем Ближнем Востоке сновидения считались сообщениями богов. Некоторые из них были очень просты и прямолинейны (см. сон Иакова в Вефиле, 28:10–22), но если дело касалось царя или фараона, повторяющимся сновидениям придавали особое значение. Так, здесь фараону приснились два сна, предупреждающие о наступлении голода в Египте. Известно, что у шумерского царя Гудеа также были повторяющиеся сны, в которых он получил повеление строить храм. В обоих случаях сны царственных особ истолковывались волхвами, или представителями бога. В тексте из Мари говорится об особом значения сна, который повторяется на следующую ночь. В эпосе о Тильгамеше и в поэме о невинном страдальце троекратное повторение сна подтверждает его достоверность. 41:8–16. Волхвы и мудрецы. И в Египте, и в Месопотамии, и в Хеттском царстве существовали гильдии магов и чародеев, в задачу которых входило истолкование знамений и снов, а также приготовление снадобий для разрешения различных медицинских проблем магическими средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3:4. Агров. Из приведенного здесь описания явствует, что область Агров была чрезвычайно густо заселена. Иногда она отождествляется с Васаном, объяснением чему может служить то обстоятельство, что это название относится к местности, примыкающей с юга к Ярмуку и частично им окруженной. Ассирийские цари IX в. до н. э. тоже воевали в этом регионе и захватили много городов в окрестностях горы Авран. 3:5. Укрепленные города Трансиордании. В этом регионе проводилось мало археологических раскопок, но такие места, как Тел-Сорег (Tel Soreg), дают ясное представление о неукрепленных селениях сельских общин. Семь городов к востоку от Галилейского моря упоминается в амарнских текстах XIV в. до н. э., локализующих эти города в земле «Гару» (­Гесур?). Археологические исследования на Голанских высотах обнаружили двадцать семь городов, заселенных в конце периода средней бронзы и восемь городов периода поздней бронзы. 3:5. Ворота и запоры. Ворота обычно устраивались с двойными (внутренними и внешними) дверями, а проход внутрь укрепленного города шел не по прямой линии, а под углом. Внешние ворота железного века в Телль-эн-Насвех (en-Nasebeh) запирались с помощью балки, вставляемой в выдолбленные в камне пазы. 3:9. Ермон/Сирион/Сенир. Гора Ермон находится в горной системе Антиливан. Высочайшая вершина этого хребта, Джебел-эш-Шайх (ash-Shaykh), достигает 9232 футов и обычно покрыта снегом. В египетских, хеттских и угаритских источниках используется название Sirion. В ассирийских анналах IX в. до н. э. эта гора именуется Saniru. 3:10. Салха и Едрея. Едрею отождествляют с современным городом Дера в Сирии, в 60 милях к югу от Дамаска и 30 милях к востоку от Галилейского моря, у реки Ярмук. Археологические раскопки здесь не проводились. Город упоминается в древних текстах из Египта и Угарита. Салха, современный Салкат, находится в 25 милях к востоку от Едреи. 3:11. Железный одр Ога. Несмотря на то что многие комментаторы и даже некоторые переводы истолковывают этот предмет как базальтовый саркофаг, язык этого фрагмента не оставляет сомнений, что речь идет именно о «железном одре».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Возможно, вначале Авраам воспринял Яхве как некое божество, пожелавшее стать его личным покровителем. Хотя в тексте нет никаких признаков того, что Яхве объяснил Аврааму принцип монотеизма или потребовал его соблюдения, совершенно очевидно, что в религиозном опыте Авраама почитание Яхве играло главную роль. Оставив свою землю, семью и собственность, Авраам разорвал и все религиозные связи, поскольку боги были прочно связаны с местом своего обитания. На новой земле у Авраама не будет территориальных богов; будучи переселенцем, он не сможет принести туда семейных богов; оставив свою страну, он лишится поддержки национального и городского богов. Эту пустоту заполнил Яхве, став «Богом Авраама, Исаака и Иакова».   14:14–16. Триста восемнадцать вооруженных рабов. Здесь мы узнаем, что дом Аврама был весьма многочисленным. Слово, использованное для обозначения этих воинов, в Ветхом Завете нигде больше не встречается, но его можно обнаружить в аккадском письме XV в. до н. э. К какой бы эпохе мы ни относили время жизни Авраама – к началу среднего бронзового века, когда этот регион был населен преимущественно скотоводами и земледельцами, или к концу среднего бронзового века, когда там возникло множество укрепленных поселений, – такому войску было под силу сразиться с любой военной силой в этом регионе. Даже в конце амарнского периода армии любого отдельного города были не намного больше. 14:15. Тактика войны. Аврам настиг неприятелей у северной границы Ханаана, в Дане. Он применил метод внезапного ночного нападения, использование которого уже в период судей подтверждается египетскими и хеттскими документами. 14:17–24 Аврам и Мелхиседек 14:17–20. Мелхиседек. Из того, что Мелхиседек, царь Салимский, получил часть военной добычи, видно, что он был главным царем этого региона. Салим обычно отождествляют с Иерусалимом, хотя раннехристианские свидетельства и карта из Медевы связывают его с Сихемом. (Карта из Медевы – древнейшая карта Палестины. Она изображена на мозаичном полу церкви VI в.) Города-государства часто добивались господствующего положения в регионе, как это видно из Книги Иисуса Навина, где сообщается, что цари Иерусалима и Асора объединили северную и южную коалиции. Трудно сказать, кем был Мелхиседек, – хананеем, амореем или иевусеем. Благословляя Аврама, он использует имя Бога El Elyon (Бог Всевышний), широко применявшееся в хананейской литературе по отношению к главному божеству хананеев, Элу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

42:25–28. Серебро как средство обмена. Чеканная монета вошла в употребление только в VI в. до н. э. Поэтому товары обменивались на весовые единицы драгоценных металлов, самоцветов, специй, благовоний и т. п., относительная ценность которых определялась редкостью. В древности наиболее распространенным средством платежа было серебро. Ввиду того, что в Египте отсутствовали месторождения серебра, этот металл охотно принимали при совершении торговых сделок. 43:1–34 Вторая встреча Иосифа с братьями 43:11. Плоды земли. Дары, посланные Иаковом Иосифу, представляли собой самые ценные из доступных в то время продуктов. Фактически, только бальзам, мед и орехи были продуктами Ханаана. Пряности и благовония импортировались и, следовательно, эти ценные дары были посланы представителю фараона, чтобы завоевать его благосклонность. 43:16. Начальник дома. Человеку, имеющему столь высокий статус и столь большое хозяйство, как у Иосифа, требовалось множество слуг, во главе которых стоял домоправитель, или «начальник дома». Этот человек заведовал содержанием дома, платил по счетам и руководил остальными слугами. Его использование Иосифом в качестве наперсника (см.: Быт. 44:1,4 ) свидетельствует о том, что он пользовался большим доверием. Очевидно, он нередко выступал в роли посредника, к которому обращались просители (см.: Быт. 43:19–23 ). 43:26. Поклон. Типичным способом демонстрации почтения на древнем Ближнем Востоке был поклон до земли. Живопись египетских гробниц изобилует изображениями рабов и царских служителей, склоняющихся перед фараоном. Каждое письмо из эль-амарнского архива (XIV в. до н. э.) построено по единому образцу, где за приветствием следует стандартное восхваление фараона, включающее семикратный поклон. 43:32. Порядок проведения трапезы. Египтяне считали всех остальных людей варварами, и потому никогда не ели с чужеземцами за одним столом. Иосифу подали отдельно и от египтян, и от сыновей Иакова из-за его высокого ранга. 44:1–34 Осуществление замысла Иосифа 44:5. Чаша для гадания. Чаша, которую Иосиф велел подбросить в мешок Вениамина, названа чашей для гадания. В древности, как и в наши дни, люди пытались разгадать предзнаменования судьбы с помощью жидкости в чашке. Один из способов гадания заключается в выливании масла на поверхность жидкости и наблюдении за формами, которые оно принимает. В более распространенных способах гадания использовались повседневные события, внутренности жертвенных животных или движение небесных тел. Во времена Иосифа применялось гадание на воде и масле, о чем свидетельствуют старовавилонские гадательные тексты, посвященные различным возможным конфигурациям масла и способам их истолкования. Еще один способ гадания на воде заключается в наблюдении за отражениями в самой воде. О египетских методах гадания почти ничего неизвестно, но, как правило, в то далекое время гаданием могли заниматься только высокопоставленные особы. 45:1–28 Иосиф открывается своим братьям

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

13:23. Ваал-Гацор. Это место отождествляют с Jebel el- " Asur, в 5 милях к северо-востоку от Вефиля в центральной горной местности. 13:23. Стрижка овец. Производство шерсти играло важнейшую роль в экономике древнего Ближнего Востока. Например, значительная часть табличек с хозяйственными документами из шумерского города Ниппур посвящена производству шерсти и торговле этим товаром. Овец стригли в начале лета, обычно в тех местах, где имелось красильное производство и работали ткачи (множество ткацких гирек найдено в Фимне). Поскольку стрижка овец требовала большого количества рабочих рук, эта операция, как и уборка зерновых, выполнялась общими усилиями и сопровождалась праздником (см.: 1Цар. 25:7,8 ). 13:34. География. Маршрут бегства сыновей Давида из Ваал-Гацора невозможно восстановить с достаточной долей уверенности. Их путь, несомненно, был окольным, но текст не сообщает никаких подробностей. Возможно, Horonaim, включенный в NIV из Септуагинты, представляет Верхний и Нижний Беф-Орон, близ которого проходил главный путь на северо-запад. Эти пункты отождествляют с Beit Иг el-Foqa и Beit Ur et-Tahta, примерно в 10 милях к северо-западу от Иерусалима. Они не видны из Иерусалима, но можно предположить, что на западном направлении были выставлены дозорные, которым поручили оповестить о приближении царских сыновей. 13:37,38. Бегство Авессалома. После убийства Амнона Авессалом убежал к своему деду, царю Гессура (в южной части Голанских высот в Васане). Это независимое государство и его города, расположенные к востоку от моря Галилейского, упоминаются в амарнских письмах и египетских «Текстах проклятий». Брак Давида с дочерью Фалмая был одним из многочисленных «дипломатических браков», подтверждавших заключение политических соглашений ( 2Цар. 3:3 ). 14:1–20 Умная женщина из Фекои 14:2. Умная женщина. В сложившейся ситуации потребовался человек, наделенный даром красноречия (см. также об умной женщине из Авеля во 2Цар. 20:16–19 ). Однако, для того чтобы мнение женщины имело вес, она должна была обладать особым статусом. В древних ближневосточных материалах иногда упоминаются образованные или занимающие высокое положение женщины (жрицы, пророчицы, переписчицы), но такой категории, как «умные женщины», еще не существовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

6:1. Иерихон. История заселения Иерихона восходит к 9-му тыс. до н. э., что позволяет этому городу считаться древнейшим в мире. Результаты его раскопок вызвали ожесточенные споры, а их археологическая интерпретация осложняется значительной эрозией, перемешавшей слои, на которых археологи основывают свои датировки, и уничтожившей большое количество вещественных остатков. Раскопки, проведенные К. Кеньон в 1950-х гг., показали, что город 4 подвергся полному разрушению (следы землетрясения и пожара) примерно в 1550 г. до н. э. (в конце периода средней бронзы), после чего, вплоть до IX в., здесь лишь изредка появлялись немногочисленные жители. Этот вывод ставит под вопрос как раннюю, так и позднюю датировку исхода и завоевания. Главным аргументом Кеньон было отсутствие привозной кипрской керамики бронзового века. На это можно возразить, что в Иерихоне найдено множество образцов местной керамики периода поздней бронзы (1550–1200). И все же многие проблемы археологии Иерихона остаются неразрешенными. Город 4 окружен облицованными камнем стенами высотой 15 футов, надстроенными стенами из сырцового кирпича высотой 8 футов. Эти стены поддерживают вал, поднимающийся на высоту 15 футов к следующему, более высокому кольцу стен, также сложенных из кирпича. На вершине этого вала, между стенами, сохранились остатки жилых домов. Иерихон не упоминается ни в амарнских текстах, ни в египетских перечнях этого периода. Географические сведения см. в ком мент, ко 2:1. 6:3,4. Шесть дней обхода в молчании. В угаритском эпосе о Керете (вероятно, известном жителям Иерихона) войско Керета подходит к стенам города Удумми и получает повеление бога Эла соблюдать тишину и не делать ни единого выстрела в течение шести дней. И тогда на седьмой день из города приходят послы, которые предлагают Керету снять осаду за большой выкуп. 6:3,4. Роль священников. Главной обязанностью священников было поддержание святости ковчега. Своим присутствием они постоянно напоминали израильтянам о том, что война, которую они ведут, – это война Яхве. О символике ковчега см. коммент. к 3:17.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010