2:1. Иерихон. Иерихон расположен у оазиса Эриха, в 5 милях к западу от Иордана и в 6 милях к северо-западу от Мертвого моря. Он занимает важное стратегическое положение у прохода из Иорданской долины в центральную горную местность (включая Иерусалим, примерно в 15 милях к юго-западу, и Вефиль, на таком же расстоянии к северо-западу). Кроме того, близ Иерихона находится основная переправа через Иордан между рекой Иавок и Мертвым морем. Иерихон снабжается водой с помощью системы арыков, питаемых из источника Айн-эс-Султан. Курган, возвышающийся над руинами древнего города, называется Телль-эс-Султан. Иерихон расположен на 825 футов ниже уровня моря – ниже всех городов в мире. Продолговатый в плане холм, периметр основания которого равен 0,5 мили, занимает площадь в 10 акров. В городе такого размера могло проживать не более двух тысяч человек, хотя многие могли жить в окрестных селениях. Археологическую информацию см. в коммент. к 6:1. 2:2. Разведчики на древнем Ближнем Востоке. Разведчики на древнем Ближнем Востоке постоянно собирали информацию о передвижениях врага и численности его войск. Частым явлением было проникновение разведчиков в расположение сил врага под видом дезертиров или беженцев. Производя разведку в городе, они интересовались его оборонными укреплениями, запасами продовольствия и воды, численностью войск и общей готовностью к нападению или осаде. 2:3. Цари городов-государств. В то время Ханаан не представлял собой единое политическое образование. На его территории располагались небольшие «царства» – города-государства, обычно состоявшие из укрепленного города и прилегающих к нему селений. В каждом таком городе-государстве правил царь и имелась собственная армия. Амарнские письма XIV в. до н. э. – это переписка между правителями хананейских городов-государств и египетским фараоном, вассалами которого они являлись. 2:5. Запирание ворот в сумерки. На ночь ворота укрепленных городов обычно запирались, но когда поблизости находился враг, этот обычай соблюдали более строго. Из хеттских источников мы знаем, что это делалось с большой тщательностью. Ворота запирались под наблюдением высокопоставленного сановника, который собственноручно их запечатывал. Крепостные ворота были сложным строительным сооружением с помещениями внутри, поэтому стражники и даже военачальники спали прямо у ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4:19. Десятый день первого месяца. Последний раз указание на время было сделано во Втор. 1 – первый день одиннадцатого месяца сорокового года. После этого сообщения Моисей взошел на гору и умер ( Втор. 32:48 ), а народ оплакивал его в течение тридцати дней ( Втор. 34:8 ). Надо полагать, наступил первый месяц сорок первого года, т. е. прошло ровно два месяца после смерти Моисея. Первый месяц – нисан (март-апрель), пора празднования Пасхи. Это благоприятное время для военных действий, так как наступающие войска могут использовать поспевающие на полях злаки. Если принять более раннюю дату исходу (см. статью о датировке исхода в Исх. 12 ), то описываемые события происходили примерно в 1400 г. до н. э. Если верна более поздняя дата, – то примерно в 1240 г. до н. э. 4:19. Галгал. Местоположение Галгала пока не установлено. Некоторые исследователи локализуют его севернее Иерихона, близ Хирбет-Мефджир (Mefjir), где имеется достаточное количество воды и каменистых отложений (см.: 5:2), а также встречаются археологические древности (но лишь после 1200 г. до н. э.). Другой библейский Галгал отождествляют с Хирбет-эд-Даввара (ed-Dawwara) – селением, расположенным в центре круга, образованного Иерихоном, Гаем и Иерусалимом, не более чем в 6 милях от каждого из них. Но считается, что в этом фрагменте речь идет не о нем. 5:1–12 Обрезание и Пасха 5:1. Аморрейские и ханаанские цари. В этот период Ханаан состоял из множества городов-государств, в каждом из которых правил свой царь. Аморреи занимали горную местность, а хананеи – прибрежные долины. Хананейские города занимали более выгодное стратегическое положение, так как главный торговый путь из Египта проходил вдоль побережья (см. статью «Основные торговые маршруты на древнем Ближнем Востоке» в коммент. к Быт. 38 ). В горах израильтяне добились более значительных военных успехов, чем на прибрежных долинах. В амарнских письмах содержится большое количество информации о хананейских городах-государствах в XIV в. до н. э. Во многих письмах местные цари просят египетского фараона прислать дополнительные войска для борьбы с «хабиру», которые доставляют им массу беспокойства. «Хабиру» (Habini) – понятие, применявшееся по отношению к людям, не имеющим собственности, более чем в 250 ближневосточных текстах на протяжении 2-го тыс. до н. э. Израильтян (евреев), несомненно, причисляли к хабиру. Наиболее известными царями, чьи письма сохранились в амарнском архиве, были: Милкилу (Газер), Авди-Хева (Иерусалим), Лабайу (Сихем) и Авди-Тирши (Асор). Египтяне имели на территории Ханаана ряд административных центров, в том числе Газу и Иоппию на побережье и Беф-Сан, расположенный там, где Изреельская долина (и торговый путь) подступает к Иордану.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Опыт историко-критического исследования ВЗ в XIX в. обобщил Велльгаузен в «Истории Израиля» (1878), представив ее как развитие теократии и Закона от простого к сложному: от примитивной религии земледельцев к интеллектуальному культу городских священников. Велльгаузен выделил 3 фазы, соответствующие источникам Пятикнижия в его законодательной части: домонархическому и раннемонархическому периоду - законодательство яхвиста-элохиста (JE); эпохе царя Иосии - установления Второзакония (D); послепленному периоду - священническое законодательство (P). Каждому из этих периодов соответствуют 3 ветхозаветных исторических комплекса: Шестикнижие (Быт-Нав), Суд-2 Цар, Пар-Езд-Неем. Данные археологии становятся важным источником истории Израиля только в нач. XX в. (см. ст. Археология библейская ). Результаты археологии Др. Востока оказались чрезвычайно важны для Б. и принципиально изменили представления о культурном, религ. и политическом развитии в этом регионе. Они показали, что Др. Израиль развивался на периферии 2 крупнейших цивилизаций, к-рые были старше его на 2 тыс. лет. Образ примитивного, близкого к природе и незнакомого с городской культурой древнейшего Израиля был разрушен. Раскопки в Египте обогатили библейскую историю документами XV-XIV вв. до Р. Х. из архива в Эль-Амарне (см. ст. Амарнские письма ), содержащими важные сведения о жизни ханаанских городов. В 1906 г. открыты арам. папирусы V в. до Р. Х. из евр. военной колонии в Элефантине . Знакомство европ. науки с клинописными документами Месопотамии, открытыми П. Э. Ботта в Хорсабаде, О. Г. Лейардом в Нимруде, Г. К. Роулинсоном в Ниневии, вызвало к жизни особую научную концепцию панвавилонизма , основанную на утверждении, что Месопотамия была колыбелью человеческой цивилизации. Эта концепция стала влиятельной в среде востоковедов и библеистов в нач. XX в. Она была обусловлена тем, что знания о др. древневост. культурах были довольно скудными в кон. XIX - нач. XX в., тогда как открытые клинописные тексты (Энума Элиш, эпос о Гильгамеше, Законы Хаммурапи и др.) производили впечатление как своей самобытностью, так и обилием параллелей с Библией. Панвавилонистами были ассириологи Г. Винклер, П. К. Йензен, А. Иеремиас и др. Панвавилонистские тенденции характерны и для работ Ф. Делича (1850-1922), к-рый в кн. «Babel und Bibel» (1902-1905, рус. пер.: Вавилон и Библия. 1910) утверждал, что вавилонские тексты необходимы не только для толкования Библии, но и для христ. благочестия. Вавилон и Библия казались неразделимыми, являя собой основу нового религ. мировоззрения.

http://pravenc.ru/text/149119.html

II. Клинописные данные о древнеханаанейском языке содержатся в документах архива, найденного в городище Эль-Амарна на месте древнеегип. города, являвшегося столицей новоегип. державы при Эхнатоне (Аменхотепе IV), правившем с 1350 по 1334 г. Большая часть клинописных табличек этого архива представляет собой переписку, которую егип. царь вел как с крупными державами той эпохи (Ассирия, Вавилон, Хеттское царство и др.), так и со своими вассалами в Сирии и Палестине (Иерусалим, Сихем, Лахис, Аскалон, Библ, Тир, Сидон, Угарит и др.). Амарнские письма в целом составлены на периферийной разновидности аккад. языка. Что касается писем из Ханаана, ставших предметом тщательного изучения в последние десятилетия (Э. Рейни, Д. Сиван, У. Л. Моран), то исследователи пришли к выводу, что их язык не может считаться в строгом смысле аккадским. «Речь идет об особом способе кодирования ханаанской речи с помощью аккадских корневых и отчасти грамматических морфем (в совр. лит-ре обычно трактуется как пиджин или интерязык)» ( Коган, Лёзов. 2008). Ханаанизмы в этих документах вкраплены в аккад. текст:           (ср. евр.   - я) - «я припадаю к (твоим) ногам, я твой раб» (EA. 287.66), вставлены в текст как пояснительные глоссы и отмечены специальным знаком, т. н. глоссовым клином (в транслитерации отображается двоеточием):         J             (ср. евр.  )   - «как может царь города Пихилу скрываться от наместников царя, моего господина» (EA. 256.7-10). Аморрейские имена зафиксированы во множестве аккад. клинописных документов, найденных в Сирии и Месопотамии. После 1-й обобщающей книги Т. Бауэра, отца аморрейской гипотезы происхождения Е. я. ( Bauer. 1926), представившего 958 имен, вышел ряд работ, посвященных аморрейской ономастике и реконструкции аморрейского языка. Наиболее обширный каталог аморрейских имен (6662) по состоянию на 1976 г. содержится в исследовании И. Гелба ( Gelb. 1980). Новейшее введение в эту проблему представил М. Штрек, исследование которого содержит детальный анализ орфографии и именной морфологии аморрейского языка ( Streck. 2000). В работе Э. Кнудсена собраны аморрейские параллели к 35 ветхозаветным именам, напр.,   (   - Самуил),   J   (   - Лаван),   J   (   - Исмаил),   (   - Иов),   (   - Аврам) ( Knudsen. 1999). В ряде исследований обсуждается аморрейское происхождение одного из древнеевр. имен Бога (  ), к-рое сравнивалось с именами   J     и др. ( Tropper. 2001. P. 91; Streck. 1999).

http://pravenc.ru/text/187295.html

Но так стояло дело до 1896 г., когда (Флиндерсом Нетри) открыта была стела с надписью, в которой упоминается о победе Меренпты, сына и наследника Рамсеса II, над Ливийцами в 5-м году его царствования (каковое, по Малеру, началось в 1280 году). В последней части надписи, где перечисляются другие победы, подчиненные местности указываются в таком порядке; Хеттейская земля, Ханаан (? страна или город), Аскалон, Гезер, «Ianoch» (?), Ysiri’r=Израиль, Южная Палестина, «все страны». Пока нет свидетельств, подтверждающих азиатские войны Меренпты; но возможно, что, по обычаю своего времени, он приписывает себе победы своих предшественников. Имя «Израиль» обозначает, без всякого сомнения, народ, а не местность, как другие имена. Далее: слова, касающиеся состояния стран, указывает на их опустошение и уничтожение жатвы. Очевидный и единственно верный вывод из этих фактов тот, что Израильтяне, или часть этого народа, были уже тогда в некоторых местностях Сирии и воевали с Египтом. Если мы предположим, что к царствованию Меренпты исход Евреев был уже совершившимся фактом (- ибо имя Ysrw упоминается в предыдущих царствованиях в местности племени Ашер -), в таком случае позволительно отожествлять Евреев с Кабирами, о нашествии которых на Палестину, лет за 150 раньше, так много говорят амарнские письма и которых подозревали в S’sw, усмиренных при Сети I 5 . III. От исхода до основания храма. Основание Соломонова храма, по 3Цар. 6:1 , было в 480 году после исхода из Египта (по LXX-mu в 440 году). Число 480 (как и числа в Пятокнижии) кажется предположительным и явилось в силу того мнения, что от исхода до основания храма было 12 поколений по 40 лет каждое. Но период этот – слишком долгий. Промежуток от исхода до основания храма, вероятно, ближе к 300, чем к 500 годам. Как мы видели выше, исход нельзя полагать раньше, как после царствования Рамсеса II, а основание храма было не позднее, чем в средине X века до Р. Хр. Вполне возможно, что достоверные хронологические данные для обозначения точной продолжительности этого периода не сохранились. Смуты и беспорядочность во время периода судей, когда не было центрального правительства, говорят против предположения о том, что употреблялся определенный календаре и была официальная запись событий. Хронологические даты книги Судей кажутся также несколько искусственными. Они следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В эпоху поздней бронзы (ок. 1620-1050 гг. до Р. Х.) переселенцы из Сиро-Палестинского региона, прибывшие на остров ок. 1620 г. до Р. Х., использовали гончарный круг. На связь К. с Критом и Эгейским миром указывают результаты раскопок на сев.-зап. побережье в Айия-Ирини (1600 г. до Р. Х.) и в Тумба-ту-Скуру, в районе Морфу (1525-1475 гг. до Р. Х.). После изгнания гиксосов из Египта (сер. XVI в. до Р. Х.) и до начала экспансии микенских греков-ахейцев (ок. 1400 г. до Р. Х.) в Вост. Средиземноморье наступил период стабильности. На вост. побережье К. процветал г. Энкоми (Энгоми), а в центре острова - Никоклиды. Энкоми неоднократно подвергался разрушениям, но затем снова восстанавливался. Ок. 1520 г. до Р. Х.город пострадал от того же землетрясения, что и центры позднеминойской цивилизации на Крите (по мнению П. Дикеоса). Ок. 1420 г. до Р. Х. Энкоми подвергся нападению врагов, скорее всего вассалов хеттского царя. В кон. XVI в. до Р. Х. на К. появилась письменность - временем ок. 1500 г. до Р. Х. датируется глиняная табличка, найденная в Энкоми, с силлабическим (слоговым) письмом. Массовый материал этого кипро-минойского письма, родственного критскому линейному письму А, дошел от XIV-XIII вв. до Р. Х. Письменные свидетельства о К. («Аши», «Алашия») содержатся в Эль-Амарнском архиве. Во время похода фараона Тутмоса III (ок. 1490-1436 гг. до Р. Х.) в Сирию киприоты преподнесли ему богатые дары. Во дворце в Эль-Амарне была найдена переписка египетского фараона Аменхотепа IV, или Эхнатона (1365-1348 или 1353/51-1336/34 гг. до Р. Х.), с правителем К., который снабжал его медью. Их отношения носили скорее союзнический, чем вассальный, характер (фараон называет царя Алашии братом). Новый исторический период для К. начался ок. 1400 г. до Р. Х., когда после падения критской морской державы (ок. 1380 г. до Р. Х.) господство в Эгейском регионе перешло к грекам-ахейцам, важнейшие центры к-рых находились на Пелопоннесе (Микены, Пилос и Тиринф). Огромное количество микенских ваз, выполненных в «сюжетном стиле», обнаружено в Египте, на сиро-палестинском побережье и особенно на К.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСКАЛОН АСКАЛОН [евр.  ; совр. Ашкелон], г. на юге Израиля (20 км севернее Газы ), на берегу Средиземного м. Упоминается в Библии как филистимский с эпохи завоевания Ханаана (Нав 13. 3; Суд 14. 19), как ханаанский в егип. «текстах проклятий», где указано на его враждебность Египту. В амарнских письмах (поздний бронзовый век) сообщается о поддержке правителем А. Уйдийей войска фараона провиантом 320-326, 370), хотя из письма правителя Иерусалима следует, что одновременно А., Гезер и Лахиш намеревались поставлять припасы хапиру - врагам Египта 287). Египтяне захватили А., рельеф храма в Карнаке изображает штурм войсками Мернептаха «Аскелона, проклятого города, взятого… в минуту слабости» (ANET. 256). На 8-м году правления Рамсеса III (1187 до Р. Х.) была разгромлена коалиция «народов моря», включая города филистимлян A., Ашдод , Екрон , Газу и Геф . Напольная мозаика ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Иордания). VIII в. Напольная мозаика ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Иордания). VIII в. После завоевания Ханаана избранным народом А. входил в территорию колена Иуды , однако, завладев холмистой частью, «сыны Израилевы» не смогли изгнать филистимлян с равнин (Нав 13. 3; Суд 1. 18-19). В эпоху Судей А. упомянут в рассказе о Самсоне , убившем в этом городе 30 мужей (Суд 14. 19); Давид называет А. среди филистимских городов, правители к-рых будут рады поражению Израиля при горах Гелвуйских (4 Цар 1. 20); гибель А. предрекал прор. Амос (1. 8). Ассир. источники VIII в. до Р. Х. еще признают А. филистимским вместе с Газой и Екроном, но в 734 г. до Р. Х. Тиглатпаласар III принуждает А. платить подати, а позже захватывает город. Вплоть до сер. VII в. его цари были лояльны по отношению к Ассирии и город служил опорным пунктом для вторжений в Египет. После краха Ассирии филистимские города отказались платить подати вавилонскому царю Навуходоносору , за что А. к зиме 604 г. до Р. Х. был разрушен, его царь и мн. жители уведены в Вавилон. Город вновь достиг расцвета в период персид. господства. В эллинистический период A. овладели Птолемеи, затем Селевкиды; при Маккавеях А. оставался независимым. К 111 г. до Р. Х. его независимость от Селевкидов была подтверждена чеканкой особой серебряной монеты. В рим. период А. - свободный греч. город. Царь Ирод построил здесь бани, источники и колоннады ( Иосиф Фл. Иуд. войн. I 422). В начале Иудейской войны в греч. А. были убиты 2500 евреев (Там же. II 477), но война не нанесла городу экономического ущерба, и в позднерим. эпоху он все еще был известен своим производством сельскохозяйственной продукции ( Strab. Geog. XVI 2. 29).

http://pravenc.ru/text/76616.html

Без сомнения, встречаются резкие противоположности и неравенства, но они простираются не на личности, а на отдельные племена и роды, из которых некоторые были столь малозначительны, что более почтенные смотрели на них с глубоким презрением. Член благородного племени, конечно, не решится выдать дочь свою за неравного по рождению, т. е. члена презренного племени; напротив, в пределах рода всякий, даже беднейший, вполне равноправен со знатной девушкой. 7 Такие противоположности между отдельными коленами и родами встречаются, как увидим ниже (§ 13), и в израильской истории, но здесь они имеют более политическое, чем социальное значение и, кроме того, парализуются живущим в народе сознанием религиозного единства Израиля; напротив, на первоначальный характер социального развития Израиля та принципиальная равноправность членов колена необходимо должна была производить сильное влияние. 5). Несмотря на упорное сохранение таких пережитков из прошлого, вступление в Ханаан, естественно, должно было вызвать значительное преобразование народной жизни. Свободно кочующие пастухи постепенно делались оседлыми земледельцами или горожанами. О запрещенном в некоторых кругах вине скоро говорится, что оно веселит богов и людей ( Суд.9:13 ); и идеальная мирная жизнь израильтян изображается словами: «сидеть под своим виноградником и своей смоковницей» ( 3Цар.4:25 ). Величайшую важность при этом имело то обстоятельство, что Израильтяне пришли в землю, обитатели которой стояли уже на довольно высокой культурной ступени. Они вступили, как говорится во Втор.6:10 , в землю с великими и прекрасными городами, которых они не строили, с домами, уже прежде них наполненными всяким добром, с цистернами, которых они не высекали, с виноградниками и маслинами, которых не садили. О доизраильском состоянии Ханаана теперь дают сведения Тель-Амарнские письма, показывающие, что жители в то время стояли на подобной же культурной высоте, на какой Израильтяне – позднее, в древнейший период царей. 8 Обстоятельство это должно было оказывать тем большее влияние, что Израильтяне первоначально овладели страной в довольно ограниченных размерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Handelsgesch d. lud. 25: «едва ли возможно, чтобы столь разумный правитель мог открыть своему народу очень опасный торговый путь в такую сравнительно отдаленную пристань Чермного моря, как Елаф, а между тем оставил без всякого содействия более или менее цветущую торговлю на родном морском побережье». 5 С встречающимся у древних арабов обычаем – воздерживаться от употребления вина до исполнения предпринятого обязательства или данного обета – запрещение вина назореям нельзя сопоставлять. Тот, арабский обычай, обнимающий кроме того и другие предметы, есть воздержание, имеющее побуждать к исполнению обета. Wellhausen, Reste arab. Heidenthums 122. Goldziher, Mihammedanische Studien I:23, между тем как воздержание назореев от употребления вина означает подлинное содержание обета и притом обнимает не только само вино, но и все, что стоит в связи с виноградной лозой (гроздья, даже зеленые ветви). О запрещении вина Магометом см. Jacob, Studien in arabischen Dichtern, 3, 105 ff. 7 Wellhausen. Die Ehe bei den Arabern, Gott. gel. Xachrichten 1893, 439. Cp. Goldziher, Muhammedanische Studien I. 40 ff. 10 Ср. в Тель-Амарнских письмах, напр. N 214, где автор письма пишет, что верно охранял ворота Газы и ворота Яфы. 14 Если книга пр. Иоиля возникла в этот период, в пользу чего во всяком случае говорят, по видимому, довольно важные основания, то здесь мы имеем образ ужасного, но только временного бедствия, которое не уполномочивает ни на какие заключения о других отношениях. Что иудеи под управлением Артаксеркса Охуса терпели очень много, это более и более делается ясным cp. Cheyne Einl. in das Buch Iesaia 362 ff; но именно участие иудеев в восстании доказывает, что они теперь чувствовали себя более сильными. 15 Ср. Robertson Smith, Kinship and Marriage in Early Arabia 1885. Nöldeke Z. D. M. G. 40, 148 ff. Wellhausen, Die Ehe bei den Arabern. Gotting. gel. Nachr. 1893, 474 ff. По Peiser Mittheilungen der Vorderasiat. Gesellsch. I. 1896, 155, в Вавилонии зятья могли переходить в семейство женщины и быть привлекаемы по закону к культу предков в этой семье.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Journ. of Semit. Languages, 1917, стр. 89 и ел.)]. Последнее издание и перевод документов, сделанные на основании нового сличения с оригиналом, принадлежат Knudmzon " y, Die El Amarna Tafeln, в серии Vorderasiatische Biblio-thek, 1909–1912. В настоящее время аналогичные клинописные документы найдены в самой Палестине (письма местных князей – в Телль-Таанек и Лахише) и в Каппадокии, где (в Богазкеое) проф. Винклер открыл огромный, значительно превосходящий Телль-амарнский, архив хеттского царя, его переписку с вассалами и царями и, между прочим, клинописный дубликат знаменитого союзного договора между: хеттским царем Хаттушилем и фараоном Рамсесом II, известного до тех пор только в иероглифическом египетском облике. Он был заключен после продолжительной войны за преобладание в Сирии на 21-м году царствования египетского царя. В тексте договора делаются ссылки на предшествующие мирные трактаты, заключавшиеся при предках обоих государей. Текст (иероглифический) списывался, переводился и разрабатывался много раз. [Теперь начинают становиться доступными богатые сокровища Богазкеойского архива. Тексты издаются в автографии Н. Figulla и др. в серии Keilschrifttexte aus Boghazkoi (изд. Deutsche Orientgesell-schaft), из которой появились уже 7 вып. Транскрипция текстов печатается в серии Die Boghazkoi Texte in Umschrift (также изд. Deutsche Orientges.). E. Forrer выпустил в 1922 г. первые 2 выпуска серии. Комментированные переводы текстов, а также исследования и монографии по поводу вопросов, поставленных издаваемым материалом, печатаются в серии Boghazkoi Studien (Leipzig) под редакцией О. Weber " а. Первым выпуском серии было знаменитое исследование Fr. Hrozny, Die Sprache der Hethiter, ihr Bau u. ihre Zugehorigkeit zum indogermanischen Sprach-stamm. Ein Entzifferungsversuch, появившееся в 1916 г.]. – Другие договоры дошли: до нас уже из Ассирии, напр., – документ о мире между ассирийским царем Асархаддоном и царем Тира Ваалом I, клинописный, сохранившийся, к сожалению, до такой степени плохо, что можно уловить только его общий смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010