Поскольку колена перечисляются в порядке их старшинства, можно предположить, что жребий использовался не для того, чтобы решить, какое племя будет выбирать первым. Напротив, представители каждого колена следовали в установленном порядке, а жребий определял, какую часть земли получит то или иное колено. На древнем Ближнем Востоке раздел собственности между наследниками обычно совершался следующим образом: старший сын выбирал свою долю, а остальное разделялось по жребию. 18:11–20. Удел Вениамина. Территория Вениамина лежит между владениями Иуды и владениями сынов Иосифа, причем северная граница Иуды приблизительно совпадает с южной границей Вениамина. Северная граница идет по южной границе Ефрема, но не до самого Средиземного моря, а только до Кириаф-Иарима, оставляя пространство для территории Данова колена. Владения Вениамина описываются в направлении с востока на запад (от места впадения Иордана в Мертвое море). То, что граница проходит через долину Енномову, означает, что Иерусалим находился на территории Вениамина. 18:14. Беф-Орон. Верхний Беф-Орон (Beit Ur el-Foqa) расположен в 2 милях к северо-западу от Гаваона, а Нижний (Beit Ur et-Tahta) – в полутора милях дальше к северо-западу и примерно на тысячу футов ниже. Полагают, что этот город упоминается в амарнских письмах под названием Bit Ninurta. Беф-Оронский проход ведет в Аиалонскую долину (упоминаемую в амарнских текстах как Ayyaluna) – основной путь из горной местности к прибрежным равнинам. Неизвестно, какой город подразумевается в Нав. 16 и 18, – Верхний или Нижний, но, вероятно, в сознании библейского автора они были неразличимы, так как играли одинаково важную роль в контроле над торговым маршрутом. 18:15. Кириаф-Иарим. Расположенный в 8 милях к северу от Иерусалима в Deir el-Azhar, Кириаф-Иарим («город лесов») был пограничным пунктом между владениями Вениамина и Иуды. В 15он назван Ваалом, а в 15и 18– Кириаф-Ваалом. Этот город фигурирует в рассказе о завоевании ( Нав. 9, 10 ) и в истории о временном изъятии ковчега ( 1Цар. 6:19 – 7:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

11:1. Мадон. Учитывая наличие текстуальных разночтений, многие считают, что Мадон – это и есть Мером, упоминаемый в ст. 5 как место расположения стана вражеской коалиции. В настоящее время Мером отождествляют с Телль-Карней-Хиттин (Qarnei Hittin), в 5 милях к западу от Тиберии на Галилейском море. Раскопки обнаружили здесь крепость периода поздней бронзы, разрушенную в XIII в. до н. э. Завоевание Мерома приписывали себе и фараон Тутмос III (XV в. до н. э.), и ассирийский царь Тиглатпаласар III (VIII в. до н. э.). О царе Иоаве другие источники ничего не сообщают. 11:1. Шимрон. Шимрон (Shamhuna амарнских текстов и перечня городов, завоеванных Тутмосом III) – это Хирбет-Саммунийа (Sammuniya) в западной оконечности Изреельской долины, в 5 милях к западу от Назарета и в 17 милях к юго-востоку от Карней-Хиттин. Здесь найдены остатки материальной культуры позднего бронзового века. 11:1. Ахсаф. Ахсаф (Akshapa амарнских текстов и перечня городов, завоеванных Тутмосом III) с некоторой неуверенностью отождествляют с Телль-Кейсан (Keisan), в 12 милях к северо-западу от Шимрона и в 3 милях от Средиземного моря в долине Акко. Папирус Анастаси (XIII в. до н. э.) подтверждает локализацию этого города в долине Акко, но заставляет искать его несколько южнее Кейсана. Здесь найдены остатки материальной культуры позднего бронзового века. 11:2. Цари горы, равнины и низменных мест. Описание региона в ст. 2 не отличается ясностью, но, по-видимому, речь идет о землях, простирающихся в юго-западном направлении от линии Асор – Галилейское море до Нафоф-Дора. Нафоф-Дор – вероятно, одно из названий города Дор (Хирбет-эль-Бурдж, Burj), важного морского порта периода средней бронзы. Название «Хиннароф» относится либо к городу на северо-западном берегу озера, либо к самому озеру. Арава ( в русском переводе – «низменные места») – рифтовая долина Иордана. 11:3. Народы Ханаана. См. коммент. к 3:10. 11:3. Евеи в земле Массифе. Земля Массифы – долина, простирающаяся в южном направлении через бассейн озера Хуле и ограниченная с востока горой Ермон. Жившие там евеи были, по всей видимости, хурритами, переселившимися из Митанни. См. коммент. к 9:7.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

10:3. Еглон. По всей вероятности, Еглон – это Телль-Айтун (Aitun), расположенный в 7 милях к юго-востоку от Лахиса. Небиблейские источники не содержат сведений об этом городе, и раскопки здесь не проводились. 10:5. Аморреи. См. коммент. к 5:1. 10:6. Галгал. Местонахождение не установлено; см. коммент. к 4:19. 10:9. Переход из Галгала в Гаваон. Поскольку местонахождение Галгала неизвестно, оценить пройденное израильтянами расстояние затруднительно. От Иерихона до Галгала примерно 15 миль, следовательно, они прошли не более 20 и не менее 5 миль. 10:10. Вефорон, Азек, Макед. Беф-Оронский проход охраняется двумя городами: Верхним Беф-Ороном, Beit Urel-Foqa, в 2 милях к северо-западу от Гаваона, и Нижним Беф-Ороном, Beit Uret-Tahta, еще в полутора милях к северо-западу и примерно на 1000 футов ниже. Предполагают, что этот город фигурирует в амарнских письмах под названием Бит-Нинурта (Bit Ninurta). Проход ведет в долину Аиалона (названную в амарнских текстах Айалуной) – главному пути из горной местности в прибрежные равнины. В Аиалонской долине аморреи повернули на юг, пересекли долину Сорек и прошли примерно 12 миль на юго-восток, в Азек (близ Иармуфа). Оттуда они продолжили путь на юг, в Макед (примерно 14 миль). Этот путь проходит вдоль границы между горной местностью и Шфелой. Макед отождествляют с Хирбет-эль-Ком (el-Qom), на полпути от Лахиса до Хеврона, в 3 милях к северо-востоку от Еглона. Здесь проводились ограниченные раскопки, не обнаружившие следов поселения позднего бронзового века. Азек – Телль-Закарийа (Zakariya), где найдены следы хананейского поселения, но результаты археологических исследований этого слоя очень незначительны. 10:11. Град. В рассказах о завоеваниях град как божественное возмездие встречается довольно часто. В послании своему богу (Ашшуру) ассирийский царь Саргон II сообщает, что во время войны с Урарту (714 г. до н. э.) бог Адад уничтожил его врагов, забросав их «камнями с неба». В рассказе об этой битве фигурируют несколько объединившихся в союз царей, которые бегут, преследуемые Саргоном, и, наконец, прячутся в расщелинах скал.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Амарнское письмо с упоминанием разбойников хапиру. XIV в. до Р. Х. (Переднеазиатский музей, Берлин) Амарнское письмо с упоминанием разбойников хапиру. XIV в. до Р. Х. (Переднеазиатский музей, Берлин) Данные раскопок Кеньон, напр. керамика, опубликованные в 80-х гг. XX в., уже после смерти исследовательницы, были еще раз проанализированы Б. Вудом. Он предложил вернуться к датировке Гарстанга, к-рая, по его мнению, подтверждается, в частности, находками керамики 1-й фазы поздней бронзы. ( Wood. 1990) (см. в ст. Иисуса Навина книга ). Подобная интерпретация результатов раскопок Иерихона представлена в ряде др. работ ( Waltke. 1972. P. 40-41; Bimson. 1981; Bimson, Livingston. 1987; Dyer. 1996. P. 57-60; ср.: Юревич. 2009), однако поддержки не получает (см., напр.: Halpern. 1987; Bienkowski. 1990), в т. ч. и потому, что радиоуглеродный анализ подтверждает датировку Кеньон - сер. XVI в. ( Bruins H. J., Plicht J., van der. Tell Es-Sultan (Jericho): Radiocarbon Results of Short-Lived Cereal and Multi-Year Charcoal Samples from the End of the Middle Bronze Age: Proceedings of the 15th International 14C Conference//Radiocarbon. 1995. Vol. 37. N 2. P. 213-220). В пользу ранней датировки исхода приводятся данные археологических исследований ряда др. памятников, соотносимых с известными из Книги Иисуса Навина городами. При этом подчеркивается, что следы разрушения нек-рых городов не относятся к XIII в. Вуд и Бимсон считают, что анализ керамики из Телль-Бейт-Мирсима и Байтина (библ. Вефиль) вполне позволяет сделать вывод о разрушении этих городов в нач. XII в. ( Wood. 1985. P. 353-355; Bimson. 1991. P. 10-11; именно на основании результатов раскопок этих памятников Олбрайт в 30-х гг. XX в. предложил археологическое обоснование завоевания Ханаана в XIII в. до Р. Х.). Кроме того, археологи не находят подтверждения уничтожению в XIII в. таких городов, как Гай (Эт-Телль, видимо, не существовал в это время; раскопки в др. предлагаемом месте нахождения Гая - Хирбат-эль-Макатир также не подтверждают его обживания во 2-й фазе позднего бронзового века, 1400-1150 - Wood B. G. Khirbet et-Maqatir, 1995-1998//IEJ. 2000. Vol. 50. P. 123-130) и Асор (согласно Д. Усишкину, город скорее всего был разрушен не в XIII, а в XII в. до Р. Х.). При таком подходе Гай считается вообще еще не найденным (о проблеме его идентификации см.: Bimson. 1981. P. 215-225).

http://pravenc.ru/text/293912.html

Он указывает на тот факт, что Ханаан еще до завоевания его евреями испытывал влияние Вавилона, что будто ясно доказывается тель-амарнскими таблицами, принадлежащими к архиву Аменофиса IV и содержащими переписку фараонов с царями вавилонскими, ассирийскими, месопотамскими, кипрскими и с вассальными ханаанскими князьями. Замечательно, что переписка эта велась вавилонскою клинописью, на вавилонском, частью туземных, языках и материале 240 , а не на египетском, чем доказывается господство в то время вавилонской культуры в передней Азии. Относится она к 1500–1400 гг. 241 Таким образом, Ханаан был в культурном отношении вавилонской провинцией, прежде чем его завоевали евреи. Ссылается также Gunkel на кодекс вавилонского царя Хаммураби, относящийся к гораздо более раннему времени, чем закон Моисея. Законодательство Хаммураби свидетельствует о сложных социальных отношениях и о тонко выработанном праве, – и вообще о большей культурности вавилонян того времени в сравнении с евреями времен Моисея 242 . Все эти факты, будто бы, делают несомненным заимствование евреями элементов из вавилонской мифологии, из того наследия, которое они приняли от побежденных хананеян. Такими заимствованиями являются, между прочим, рассказы о творении, о потопе и др. Эти рассказы прошли длинный путь развития, пока, наконец, во время вавилонского плена они были фиксированы письменно в кн. Бытия. Однако остроумная гипотеза Gunkel’я не может быть отнесена к числу несомненных научных положений, поскольку ее утверждения, с одной стороны, ввиду состояния научных данных, не допускают возможности вполне убедительных доказательств, а с другой стороны, ввиду известных нам фактов, прямо возбуждают недоумение. Конечно, всякий, кто прочтет вавилонский эпос о творении, описывающий борьбу Мардука с матерью богов Тиамат 243 , тот не найдет здесь никакого сходства с рассказом о творении книги Бытия: человек, незнакомый с сочинением Gunkel’я и только прочитавший два указанные отчета, был бы крайне удивлен, если бы ему сказали, что второй произошел от первого.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

724 Bab. Gittin 76a; Menachoth, 87а. Между прочим, главную часть жертвенных голубей Иерусалимский храм получал из Самарии. 730 Евсевий называет Самарию – Севастию уже городком ( Σεβαστν, τν νν πολχνην τς Παλαιστνης. Onomast. р. 283), но указывает, что в его время прилегающая к городу область была значительна, так что к ней принадлежали еще Дофаим (Onomast. 257). 734 Положение Сихема определяется многочисленными указаниями в Библии ( Суд. 21:19 : Нав. 17:7 ; Быт. 37:12–17 ) и у И. Флавия, который прямо говорит, что Сихем был расположен между Гевалом и Гаризимом (Древн. IV, S, 44). Евсевий и Иероним свидетельствуют, что город находился вблизи Неаполиса, в пригородной части последнего (Onomast. 282. 179). Епифаний отождествляет Сихем с Неаполисом (Ер. 78,24; 80,1), Robinson III, 336. Saulcy, Voyage П. 412. Buhl, 200. Олесницк ий, 336. Holscher, Sichem und Umgehungen. Z. D. P. V. 1910, II. 2–3, S. 8 f. Cp. Полянский, Палестина в IVb. Пр. Собес. 1907, июль – август, 160. 738 Слова евр. т. vajavo jaakov schalem ir schechem, „и пришел Иаков благополучно в Сихем” у LXX передаются: χα λθεν Ι. ες Σαλμ πλιν Σηχμων, слав. „и приде Иаков в Салим град Сикимск». Так же понимается место в Пешито, Вульгате и в Кн. Юбилеев (Гл. 30). Но, новейшие комментаторы понимают евр. schalem в смысле наречия – мирно, благополучно. Ср. Dillmann, Die Genesis.1886 S. 364. 739 Имя Сихем в форме Shakmi упоминается в Телль-Амарнских надписях и в форме sakama в известном папирусе, описывающем путешествие египтянина по Палестине. Montgomery р. 19. 740 Ср. A. Eckstein, Geschichte und Bedeutung d. Stadt Sichem, 1886. S. 22–16. Торрей полагает, что и в кн. Иудифь под Ветилуей, около которой поражено было войско Олоферна, разумеется Сихем Torrey, The site of Betulia. Journ. of american orient. Society 1889 v. 20 p. 162. 741 Так читается в большинстве рукописей и только в немногих минускулах имеется чтение Σιχρ. Древнелат. читает Sychar и Sycar, Вульг. Sichar. 742 Quest, in Genes, с. 48: hebraice Sichem dicitur, ut Johannes quoque evangelista testatur; licet vitiose ut Sichar legatur, error inolevit. Lib. interpr. hebr. nominum 66, 20: Sichar – conrupte autempro Sichem – ut Sichar legeretur (Onom. ed. Lagarde p. 99) ep. 86: transient Sichem, non ut pierique errantes legunt Sichar.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

366. Одиссея, XI, 601. 367. Одиссея, XI, 106. 368. Ф. Зелинский. Цит. соч., с. 105. 369. Фукидид. История, I, 12; см. также: Геродот, II, 171; VIII, 73. 370. См. следующую главу. Часть IV НАРОД ЗАВЕТА Глава семнадцатая «ДОМ РАБСТВА» МОИСЕЙ Египет, ок. 1300—1230 гг. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд. Послание к Евреям 11, 27   Ни один самый смелый человеческий вымысел не может соперничать с тем, что совершается в действительной жизни. Когда мы стоим у поворота исторической дороги, какими беспомощными кажутся попытки людей предсказать, что ожидает нас за углом! История — это непрерывное творчество, фейерверк неожиданностей, и только слепая приверженность к идолу «научности» может вызвать желание втиснуть в прокрустово ложе теорий и схем живое историческое целое. Правда, всегда существовали люди, способные в силу какого-то таинственного инстинкта угадывать общую тенденцию мирового процесса, но их интуиция принадлежит совсем другой области, чем «научное предвидение» социологов и философов. На историю слишком часто смотрят как на естественно-природное явление и поэтому думают, что в ней определенные причины неизбежно должны производить соответствующие следствия. Однако если в мире физических явлений мы действительно как будто имеем дело с такими незыблемыми закономерностями, то в истории иногда может произойти нечто совершенно непредвиденное, противоречащее всему имевшему место до сих пор. Наглядным примером тому могут служить судьбы религии Единобожия. Первой попыткой утвердить его для целого народа была реформация Эхнатона. Несмотря на то что она потерпела поражение, учение о Едином Боге не прошло бесследно для египетского религиозного сознания. Те самые жрецы, которые предали «еретика» проклятию, невольно оказались под обаянием «атонизма». Ведь в их собственной духовной традиции уже давно ощущалось тяготение к Единобожию. В гимнах Амону-Ра, составленных после торжества Фив, мы находим ясные отголоски амарнской эпохи: Привет тебе от всего живущего, Единый, единственный со множеством рук! Спят все, но ты не спишь, Помышляешь полезное для твари своей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

д.), резчики ( Сир.38:27 ср. Иер.17:1 ) и брадобреи ( Иез.5:1 ). Этот обзор показывает, что ремесла Израильтян могли питать немалую часть народа, хотя они все таки всегда имели более или менее второстепенное значение и не изменяли характера народа, как нации земледельческой. О фабриках, какие, напр., были у Вавилонян 79 , у Израильтян не могло быт речи. 28). Израильская торговля развивалась почти аналогичным развитию ремесел образом. Уже прежде чем Израильтяне вступили в Ханаан, торговля этой страны стояла на высокой ступени. В Тель-Амарнских письмах говорится о караванах, проходивших с охраной через эту страну 80 , ср. Быт.37:25 . В этой небольшой стране сходились дороги, ведущие из богатейших стран передней Азии, в то же время Средиземное море давало средство удобного сношения с Африкой и Европой. Напротив, израильские пришельцы не имели ни склонности, ни достаточного навыка к этой деятельности. Кроме того, им не удавалось занять приморские города, так что от них было закрыто существеннейшее условие значительной торговли (§ 3). Поэтому торговля оставалась в руках первоначального населения, что выразилось в том, что слово «хананеянин» в Ветхом Завете часто употребляется в смысле «купец» ( Соф.1:11 ; Иез.16:29; 17:4 ; Иов.40:30 ; Притч.31:24 и т.д.). Только Соломон имел верный взгляд на значение торговли и стремился поднять ее, последствием чего было, естественно, то, что торговля на первое время сделалась царской монополией 81 . Так как гавани Средиземного моря для него были закрыты, то он овладел портовым городом Елафом – при Черном море. Правда, очень сомнительно, можно ли пресловутые рейсы в Офир, предпринимавшиеся из этого порта, считать собственно торговыми предприятиями, так как действительный характер этих плаваний – дело очень темное. По 3Цар.10:11–22; 9:26 и. д., корабли по трёхлетнем плавании привозили из Офира золото, серебро, сандальное дерево, драгоценные камни, слоновую кость, обезьян и павлинов. Но едва ли можно предположить, что Палестина в то время доставляла продукты, которые могли находить сбыт в Офире, так что, следовательно, мы можем почитать эту торговлю только ввозной торговлей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

4, 206. 65 Роскошные леса Галаада теперь большей частью не принадлежат никому, но вследствие этого постепенно сводятся жителями. 66 Относительно до-израильского времени здесь следует припомнить характеристичный образ в Тель-Амарнских письмах 214.239 Winkler): скорее кирпич выпадет из своего положения, чем я поколеблюсь в моей верности. 68 Bellum 7,189. В связи с этим можно упомянуть и о горячих ключах и источниках вулканических местностей Палестины, так как они уже в древнее время употреблялись в качестве целебных купален, cp. Dechent, Heilbäder und Badeleben Palästina, Zeitschrift d. deutsch. Pal. Ver. 1,173 ff. 72 Cm. Wetzstein y Delitsch Ion. 2,358. Ветцштейн отождествляет эту ropy с железной горой I. Флавия (Bell. 4,454), о которой, впрочем, у последнего говорится, что она простирается до земли Моавитской, что не подходит к Джебель-мирад. Находящиеся здесь рудники были, открыты снова и утилизированы Ибрагимом – пашей, что, понятно прекратилось с новым переходом страны во владение Турок. 73 Заслуживает внимания то обстоятельство, что большинство ветхозаветных названий ремесел и художеств встречаются и в Финикийском языке. 75 Позднее льняное ткачество процветало в Галилее, особенно в Скифополисе, ткачество из шерсти – в Иудее, Schurer, Gesch. 2,37. 76 Ткачество у иудеев, как и вообще на Востоке (см. Kremer, Kulturgesch. 3,86), было очень презираемо, cp. Rieger, Versuch einer Technologie und Terminologie der Handwerker in der Mischna (Dissert.) 1894, s. 25. И. И. Флавий (Arch. 18,314) упоминает в качестве особенности Вавилонии то, что тканье льна и прядение шерсти там считались почтенными для мужчин ремеслами. 78 Что означает рядом стоящее слово мастер, не известно с точностью, обыкновенно его переводят: слесарь. 83 Начало 55 гл. кн. пр. Исайи, вероятно, составляет подражание восклицаниям торговцев водой и других продавцов. 85 В словах Втор.33:19 о Завулоне и Иссахаре: «созывают они народ на гору, там закалают они законные жертвы, ибо они питаются богатствами моря и сокровищами, сокрытыми в песке», Граф и другие видят упоминание о международных праздниках, которые, может быт, соединены были с ярмарками.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Далее следуют народы, культура которых менее самостоятельна и находится в большей или меньшей зависимости от двух предшествующих, а именно: а) семиты Сирии, Аравии и Финикии, пересадившей семитическое население и восточную культуру на Дальний Запад; б) племена «алародийской» или «яфетической» расы, которая, занимая северные области древне-восточного мира, распадалась на отдельные народности: хеттов, митанни, халдов; в) эламиты, народ не семитический и не арийский; г) негро-нубийское население мероитского царства; и, наконец, д) древнейшие представители арио-европейского элемента – [господствующий слой населения хеттского и митаннийского царств в эпохи Амарнского и Богазкеойского архивов, и] особенно мидяне и персы, которым принадлежит завершение дела объединения большей части древне-восточного мира в одну правильно организованную империю. Культуры эгейская, а также этрусская не войдут в нашу схему в виду их связи с создавшимися на их основе эллинской и римской цивилизациями, составляющими предмет изучения других частей исторической науки. Таким образом, географический район, подлежащий нашему историческому изучению, простирается от Кавказского хребта и Средней Азии до Персидского залива, Южной Аравии, страны африканских озер, от рубежа Ирана и Индии до Геракловых столпов. На вопрос о хронологических пределах истории Древнего Востока давались различные ответы. Одни полагают, что она оканчивается там, где культурное первенство переходит к грекам, т. е. на времени развития эллинской цивилизации, совпавшем с эпохой после столкновения эллинского мира с объединенным восточным в лице персидской монархии и с началом того времени, когда судьбы Востока и Запада тесно сплетаются и Восток начинает наводняться греками, предвестниками эллинизма. Но рассматриваемая сама в себе, история восточных стран и после персидского завоевания обнаруживает тот же характер и те же явления, что, и до него: национальные культуры продолжают не только жить, но и развиваться, политическая жизнь не умерла и нередко возрождается.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010