Громаден, богат сокровищами, великолепен русский монастырь св. вмч. Пантелеимона. Тысячи иноков могут нести здесь спасительный подвиг. Но вместо тысяч – здесь нет и трех десятков монахов. Что могут они, половина которых престарелые и больные, сделать с ветшающими строениями, пожарами, с разрушительной работой времени? За последние пятьдесят лет русский монастырь неоднократно подвергался крупным пожарам. Пострадала библиотека, где хранятся редчайшие рукописи XI-XVI веков. Сгорело много часовен, гостиниц, келлий. Один за другим уходят в жизнь вечную престарелые иноки Русика. Русские насельники неоднократно обращались к Всероссийскому Патриарху и другим русским иерархам. Так, в письме от 9 марта 1964 года на имя Святейшего Патриарха Алексия I схиархимандрит Илиан писал: «В эту зиму у нас необыкновенные холода, в церкви 4 градуса, заболели все гриппом... на две церкви осталось всего 16 человек, остальные престарелые и больные». Андреевский скит – прекрасный Серай – с кончиной архимандрита Михаила († 1968) опустел совершенно. Даже зарубежные писатели и публицисты отмечали ненормальность положения русских монахов на Святой Горе: « Церковь Христова станет беднее, если на Святой Горе не останется людей, погруженных в сокровенный подвиг и умное делание, столь присущее русским православным инокам». Ныне же русский Афон «умирает из-за отсутствия людей и средств» 2 – и это пишет иностранец (Аманд де Мендиетта), совершенно, казалось бы, не заинтересованное в пользу России лицо. Среди русских иноков в России есть немало таких, которые жаждут своим трудом, молитвой, благочестием и бескорыстной лептой послужить монастырям и запустевшим скитам Святой Горы. Но на их пути – внешние препятствия, стремление окончательно «эллинизировать» Афон, в противовес мнимому панславизму. Все это, и в частности отказ славянским инокам в визах и паспортах, фактически ослабляет духовную силу всего Православия, значение полуострова как оплота православного иночества всех национальностей, как средоточия монашества всех Поместных Православных Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во времена Римской империи христианская церковь не вела активной миссионерской деятельности за пределами имперских границ. Как ни поразительно, даже после превращения христианства в государственную религию это положение не изменялось очень долго, на Западе – до самого конца VI в. (см., например: Веск. Mission; Thompson. Christianity). Тем не менее в IV–VI вв. христианство за пределами империи распространялось: христианами становились пленные, купцы, возвращавшиеся домой наемники, новую религию принимали некоторые варварские племена. Не исключено, что среди славян также могли быть христиане, но никаких сведений об этом не сохранилось. Ирландский проповедник св. Колумбан, прибывший на континент в 591 г., собирался отправиться к славянам, но не осуществил своего замысла. Его идею переняли другие миссионеры, однако всерьез проповедь среди славян началась лишь в VIII в. (Fritze. Missionsprogramm, 317–320). Важно отметить, однако, что и св. Колумбан, и его последователь св. Аманд, приняв решение отправиться с проповедью к славянам, совершали паломничество к могиле Мартина Турского – таким образом, в их глазах именно этот святой был зачинателем славянской миссии (Stauber. Colomban, 237). 7 . Nara; житель провинции Норик, хотя, как замечает Скржинская, естественнее звучала бы форма Norensis или Nora (Скржинская Иордан, 211). Она же считает, что «норец» – приложение к слов «склав», т.е. «славянин из Норика» – но для такого Допущения нет достаточных оснований. 8 . Сарматы – см. раздел «Прокопий Кесарийский», коммент. 234. 9 . Датчане (даны) – см. раздел «Прокопий Кесарийский» коммент. 23. В тексте явная описка – Dacus. 10 . Остроготы (остготы) – германское племя, исповедовавшее христианство арианского толка начиная с первой половины V в. 11 . Франкское королевство было великой державой тогдашней Европы, и церковь имела там чрезвычайно прочные позиции. Крещение произошло при короле Хлодвиге, по-видимому, в 498 г. 12 . Бургундское королевство в VI в. занимало обширные территории в Южной Галлии. Бургунды исповедовали христианство арианского толка с начала V в.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

в ст. Леодегарий ). «Принцепса» Муммола, оказавшего поддержку мятежным монахам, отождествляют с Муммолом, еп. Уцеции (ныне Юзес), о к-ром упоминается в Житии св. Аманда в связи с его враждебным отношением к нейстрийским клирикам (епископ, недовольный тем, что Аманд получил от кор. Хильдерика II землю для основания монастыря в Провансе, велел своим воинам убить святого) (MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 445-446; см.: ActaSS. Sept. T. 1. P. 738; Moreau É ., de. Saint Amand, apôtre de la Belgique et du Nord de la France. Louvain, 1927. P. 230-233). Внимание Эброина и его союзников к Леринскому мон-рю может свидетельствовать о церковно-политическом значении обители. В сборнике формул Маркульфа, составленном, вероятно, на рубеже VII и VIII вв. в аббатстве св. Дионисия (см. Сен-Дени ), Лерин назван среди важнейших франк. монастырей, обладавших иммунитетом на основании папских и королевских привилегий (MGH. Leg. Sect. 5: Formulae Merowingici et Karolini aevi. P. 39). Капелла Св. Троицы в аббатстве Лерен Капелла Св. Троицы в аббатстве Лерен Вероятно, в VIII в. Леринский монастырь был разорен арабами, захватившими Испанию, но сведения об этом сохранились лишь в поздних источниках. Предание о гибели леринских монахов изложено в Житии св. Майоля, аббата Клюни , составленном ок. 1000 г. мон. Сиром. Во время вторжения сарацин в Прованс ангел открыл леринскому аббату Поркарию, что враги вскоре нападут на обитель. Монахи решили остаться на острове, чтобы принять мученическую смерть. Однако с приближением вражеских судов их объял страх, поэтому внезапно налетевший ветер не позволил кораблям подойти к острову. Тогда монахи, преодолев страх, вышли навстречу сарацинам и были убиты (в Житии утверждается, что погибло не менее 500 чел.) (BHL, N 5179; Iogna-Prat D. «Agni immaculati»: Recherches sur les sources hagiographiques relatives à saint Maieul de Cluny (954-994). P., 1988. P. 108-121, 178-182). Согласно записи в монастырском картулярии , обитель была разорена вандалами в 455 и восстановлена в 752 г.

http://pravenc.ru/text/2463581.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНАТ [лат. Ionatus] (VII в.), св. (пам. зап. 3 авг.), аббат мон-ря Мархианы (ныне Маршьен, Франция). Об И. упоминается в Житии св. Риктруды (BHL, N 7247), составленном в 907 г. агиографом и муз. теоретиком Хукбальдом из Эльнона (ныне Сент-Аман-лез-О). Согласно Житию св. Риктруды, И. был учеником еп.-миссионера св. Аманда († 675/6), который назначил его настоятелем муж. мон-ря Мархианы. Впосл. И. создал при обители также жен. общину, образовав т. о. «двойной» мон-рь. Настоятельницей жен. общины стала св. Риктруда († между 675 и 691), вступившая в обитель по совету св. Аманда (Vita Rictrudis. 16//ActaSS. Mai. T. 3. P. 85). В позднейших источниках сообщается, что И. некоторое время управлял также Эльноном, основным мон-рем св. Аманда (в перечне эльнонских аббатов указано, что И. был 3-м настоятелем обители после Аманда и Урса - MGH. SS. T. 13. P. 386). Согласно «Краткой хронике» Эльнона (Chronica brevis de fundatione et abbatibus Elnonensibus; XIII в.), перед 3-м путешествием в Рим св. Аманд поручил управление Эльнонским мон-рем И., в то время аббату мон-ря Мархианы (ActaSS. Aug. T. 1. P. 71). Хотя о 3-м путешествии св. Аманда в Рим упоминается также в его Житии, составленном Филиппом из Омона (2-я пол. XII в.- Moreau. 1927. P. 105-106), эти сведения являются недостоверными, однако указания в перечне аббатов могли быть основаны на более ранней традиции. Согласно записи XIII в. в Маршьенских анналах, И. возглавил монастырь Мархианы в 641 г. (Annales Marchianenses//MGH. SS. T. 16. P. 610). Болландисты в целом согласились с датировкой кончины И. (690/1), приведенной в позднейших маршьенских источниках (ActaSS. Aug. T. 1. P. 72). Эта датировка закрепилась в последующей историографии. Сохранилась гомилия на день памяти И. («Чтения на память преставления св. исповедника Ионата» - BHL, N 4447). Л. ван дер Эссен вслед за болландистами приписывал ее авторство Хукбальду ( Essen. 1907. P. 272), однако более вероятно, что гомилия была составлена в кон. X в. ( Misonne. Col. 1484). Автор гомилии был знаком с творчеством Хукбальда, у которого он заимствовал сведения и стилю к-рого подражал. Значительную часть гомилии занимает рассказ о миссионерских трудах св. Аманда и его учеников, в произведении не содержится новых сведений об И. Наибольший интерес представляет пространное повествование об обретении мощей маршьенских святых И., Риктруды и Мавронта при аббатисе Иудифи (2-я пол. X в.) и о совершившихся при этом чудесах (вероятно, обретение мощей послужило поводом для составления гомилии).

http://pravenc.ru/text/578354.html

Если мы обратимся к отечественному богословию, существовавшему до Феофана Прокоповича , то увидим, что здесь исследуемая идея занимала уже видное место, именно в «Зерцале богословия» Кирилла Транквиллиона, где мысль о «пресущественности» Божией лежит в основе деления всей системы на две главные части и ставится на первое место в учении о свойствах Божиих, в великом катехизисе Лаврентия Зизания, учащем о том, что между Богом и тварью нет ничего среднего 11 ; в сочинениях – Лазаря Барановича «Nowa miara starey wiary» и Иоанникия Галятовского «Stary kosciol zachodni nowemu kosciolowi rzymskiemu pochodzenie ducha S. od Oyca Same nie od Syna pokazuie», где употребляется деление деятельности пресвятой Троицы на деятельность ad intra и деятельность ad extra и т. п. Кроме того, что исследуемая Феофанова постановка идеи абсолютизма Бога вполне отвечала тогдашнему состоянию отечественного богословия, она имела для себя некоторый образец в западном богословии. На западе данная идея не только была особенно выдвинута на вид, но даже получила крайнее развитие, именно в реформатстве. Реформатство, по своему характеру более рационалистическое, чем мистическое лютеранство, мысль о бесконечном различии между Богом и тварью положило в основу своей догматики, так что некоторые исследователи, например Швейцер и Баур, идею абсолютизма Бога считают принципиальным отличием реформатства от лютеранства. И, действительно, в той самой реформатской системе, которая послужила для Феофана главным образцом при изложении трактата «о едином Боге», именно в «Syntagma theologiae christianae» швейцарского богослова Аманда Полянского, данная идея господствует. Эта идея здесь выдвигается везде – в делении всего учения о вере (de fide или de rebus credendis) на учение о Боге (de Deo) и учение о церкви (de Ecclesia) 12 , каковое деление совершенно аналогично Феофанову делению на учение de Deo ad intra и de Deo ad extra, в отнесении единственности к самой сущности Божией, которую Аманд называет unica et singularis, а не просто una 13 , в делении «собственных атрибутов» Божиих на абсолютные (absoluta) и относительные (relativa) 14 , в разделении дел Божиих на дела ad intra и дела ad extra 15 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Икона прп. Гертруды Нивельской Преподобная Гертруда (Gertrude), первая настоятельница монастыря Нивель, была одной из выдающихся игумений этого региона. За свою короткую жизнь (прожила всего 30 с небольшим лет) она достигла удивительной святости, благодаря чему ее очень любят и глубоко почитают христиане на протяжении многих веков. То, что преподобная Гертруда обладала необычайно твердым характером и была стойка в своих убеждениях, было очевидно с ранней юности. Один случай ярко это иллюстрирует: когда девочке было всего около десяти лет, во время званого обеда, устроенного ее отцом, на котором присутствовал сам король, последний предложил Гертруде политически выгодный брак с сыном одного герцога. Девочка решительно отвергла это предложение, не боясь даже вызвать гнев короля, и объявила о своей решимости посвятить всю свою жизнь Небесному Жениху – Христу. И действительно, всю оставшуюся жизнь преподобная оставалась верной своим словам, сказанным в столь раннем возрасте. Фреска с изображением прп. Итты и Гертруды Нивельских Преподобная Гертруда приняла монашеский постриг вместе со своей матерью преподобной Иттой. По-видимому, у них были основания опасаться похищения девушки некоторыми представителями знати и насильственной выдачи ее замуж. Таким образом, Нивельский монастырь стал надежным убежищем от мира с его политическими распрями и браками по договоренности. Скорее всего, именно святитель Аманд благословил построить эту обитель в немалой степени как безопасное пристанище для благочестивых дев. Вполне ожидаемо, что святые основательницы монастыря столкнулись с неким противодействием со стороны ряда членов королевской семьи. Однако их было уже не остановить. Преподобная Гертруда, вероятнее всего, была первой настоятельницей Нивельского монастыря. Первоначально это была женская община, но вскоре она превратилась в двойной монастырь с раздельными общинами монахов и монахинь, которые молились в одной церкви. Настоятельница Гертруда, несмотря на свой весьма молодой возраст, управляла монастырем с необычайной мудростью, отличаясь крайней воздержанностью, святостью жизни, разносторонней ученостью, щедростью и гостеприимством, особенно по отношению к странствующим монахам. Нивель стал поистине маяком для святых со всего мира. Среди них были святые братья Фойлан и Ультан, о которых мы уже говорили.

http://pravoslavie.ru/156201.html

Беорнрад был сначала аббатом основанного святым Виллибрордом монастыря в Эхтернахе, а позднее стал архиепископом Сенсским. Святитель Виллиброрд родился, возможно, 6 ноября 658 года. Хотя известность ирландских школ была вполне заслуженной, это не означает, что в Англии был недостаток таковых. В то время святой Альдгельм Шерборнский сетовал на то, что многие студенты из Англии отправлялись учиться в Ирландию, и писал: «Разве в Англии нет хороших школ?» Причиной этому было, вероятно, снятие в 678 году святителя Вилфрида, наставника и любимца многих монахов, с Йоркской кафедры. Эгберт Ирландский, преподобный (639–729, память 24 апреля). Был монахом на острове Линдисфарн, позднее переехал в Ирландию, где подвизался в монастыре Ратмельсиги (возможно, нынешний Меллифонт) графства Коннот, где стал аббатом. В Ирландии он обучил и подготовил нескольких будущих святых, впоследствии отправившихся просвещать германские земли. В 716 году перебрался в монастырь на острове Айона в Шотландии, где убедил монахов принять восточную Пасхалию. Сам мечтал просвещать англосаксов, но этому не суждено было сбыться. Преставился в 90-летнем возрасте. Вигберт Ирландский, преподобный († 690, память 12 апреля). Монах из Англии, на много лет ставший учеником святого Эгберта в Ирландии. После неудачной проповеди фризам (на месте современной Голландии) вернулся в Ирландию. Церковь святителя Виллиброрда была выстроена из руин старого римского лагеря у реки Вехт. С начала своего правления в 697 году Радбод ненавидел все, что напоминало о франкском королевстве, доминирования которого он боялся. Поэтому он беспощадно разрушал церкви и другие сооружения, построенные франками. Пипин II (635–714) был майордомом в Австразии при короле Хлодвиге II. Именно он предоставил церковь в Антверпене (где до этого миссионерствовали святой Аманд и святой Элигий) святому Виллиброрду и его сподвижникам. Святитель Сергий I был Римским папой с 687 по 701 год. Алкуин упоминает лишь одну поездку в Рим, тогда как на самом деле их было две.

http://pravoslavie.ru/32751.html

называвшиеся так по имени главного представителя их Фарновия, умершего около 1614 года (ibid. рр. 714 et 724). Указанная арианская мысль не могла приобрести себе между социнианами общеобязательного значения, и после смерти Фарновия уже не имела для себя защитников. 130 О вышеупомянутых доказательствах существования Сына Божия до матери Феофан замечает, что они «pugnant recta contra samosatenos» (p. 706). 131 Идея эта в древности была раскрываема отцами и учителями церкви, с одной стороны против иудеев, с другой – против антитринитариев. Против иудеев раскрывали ее, напр. Иустин мученик (см. Theol. Ргос. р. 751) и Киприан (ibid. р 755). Против антитринитариев – напр. Тертуллиан в сочинении против Праксея (см. Bellarm. «De Christo» lib. I, с X., р. 143а). В борьбе с новейшими антитринитариями богословы снова обратили внимание на эту идею. 132 Сообщать благодать в качестве первовиновника ее свойственно только одному Богу (gratiam dare Deo soli convenit), поэтому здесь под Тем, у кого испрашивается благодать, разумеется, очевидно, Бог (§ 26). 136 Deum semper tere in Angelo suo magno, in Filio, inquam apparuisse et locutum tuisse (p. 537). 138 Мысль о том, что чрез Сына открываются твари Отец и Дух Святой, – Феофан проводит так далеко, что, по его учению, даже ангелам знание об Отце открывает Сын (объясняя в § 292 текст Mф. II, 27 : «Отца, не знает никто, кроме Сына и кому Сын хочет открыть» на стр. 806 Он говорит: «Ратет numirum, de solis hommibus hic sermonem esse; qui quidem juxta nostrum dogma et ad angelos referri debet,. nam et illis revelat Deus ·Filius sed Christus cum hoc loco dirigit ad homines и проч. ». Из этой же мысли Феофан выходит, когда объясняет явление Аврааму трех странников в смысле явления Сына Божия в сопровождении двух тварных ангелов (§ 21 Нельзя не заметить, что такое воззрение на Сына страдает крайностью, беспристрастное изучение св. Писания не подтверждает его. 139 Особенно точно выражает эти мысли реформаторский богослов Аманд Полянский. Действия Бога во вне, говорит он, по своему началу (inchoatio) обще всем трем Лицам, но по выполнению (terminatio) собственны (propria) только какому «нибудь» одному Лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Біля мощей першого єпископа Страсбурга звершено православний молебень 27 жовтня 2011 р. 13:18 26 октября 2011 года, в день памяти святителя Аманда, первого епископа Страсбурга, у мощей святого в церкви св. Петра «Старого» г. Страсбурга был совершен православный молебен. Богослужение на французском языке совершили настоятель ставропигиального прихода Всех святых в Страсбурге игумен Филипп (Рябых) и настоятель храма Корсунской епархии во имя святителя Григория Паламы и святой Атталии иерей Даниил Эскляйн. На молебен собралось около 40 человек, среди которых были французы, русские, украинцы, белорусы, румыны, грузины. Проповедь Евангелия на земле древней Галлии началась с юга, через Марсель и Арль, а затем проходила по долине реки Роны (Виена, Лион). Первые проповедники на территории современного Эльзаса появились в IV веке. Первым, кто возвестил имя Христово в этих землях, был вероятно с вятой Матерн, но о нем не сохранилось никаких сведений. С вятой Аманд его сменил предположительно около 340 года, так как в качестве епископа Страсбурга он фигурирует среди участников Сардийского собора (344) и Кельнского собора (346). Более подробной информации об этом епископе не сохранилось. Его мощи были положены в соборе святого Петра «Старого», на месте, где ранее находился первый христианский храм Страсбурга. С завоеванием Эльзаса германскими племенами в начале V века, христианская жизнь в этом регионе замирает на время. И только начиная с VII века, в Эльзасе вновь ведется активная христианизация, связанная с именами святителей Арбогаста и Флорана, преподобных матерей Одилии и Атталии. Представительство Русской Православной Церкви в Страсбурге /Патриархия.ru Календарь ← 28 квітня 2024 р. 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1657481...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010