К вечеру путники прибыли в город Шарлеруа на Самбре, где граф де Кревкер решил оставить Изабеллу, которая после всех пережитых ею волнений и испытаний и после почти пятидесяти миль безостановочного пути была не в состоянии ехать дальше, не рискуя повредить своему здоровью. Граф передал ее, совершенно разбитую и духом, и телом, на попечение настоятельницы женского цистерцианского монастыря в Шарлеруа, почтенной дамы, родственницы обеих семей – Кревкеров и де Круа, на благоразумие и доброту которой он мог вполне положиться. Сам Кревкер остановился в городе лишь для того, чтобы дать указания о соблюдении строжайшей бдительности начальнику небольшого бургундского гарнизона, занимавшего город, и приказать, чтобы на все время пребывания в монастыре графини Изабеллы де Круа туда была поставлена почетная стража: официально – для обеспечения ее безопасности, но в действительности, вероятно, чтобы предупредить всякую попытку к бегству. Граф заявил, что причиной его распоряжения о строгой охране были дошедшие до него слухи о каких-то беспорядках в Льежском округе. Но он решил сам отвезти герцогу Карлу страшную весть о мятеже и убийстве епископа во всех ее ужасающих подробностях. Поэтому, раздобыв свежих лошадей для себя и своей свиты, он немедленно выехал дальше, решив сделать безостановочный переезд до Перонны. Квентину Дорварду он объявил, что берет его с собой, причем насмешливо извинился, что лишает его приятного общества. – Надеюсь, впрочем, – добавил граф, – что вы, как истинный рыцарь и кавалер, во всяком случае предпочтете прогулку при луне такому прозаическому времяпрепровождению, как сон, который может доставить удовольствие только простому смертному. Квентин, уже и без того огорченный разлукой с Изабеллой, готов был ответить на эту насмешку негодующим вызовом; но, зная, что граф только посмеется над его гневом и ответит презрением на вызов, решил дождаться более удобного времени и воспользоваться первым случаем, чтобы потребовать удовлетворения у этого гордого рыцаря, которого он ненавидел теперь почти так же, как Дикого Арденнского Вепря, хотя и по совершенно иным причинам. Итак, за неимением другого выхода, он должен был сопровождать Кревкера, и небольшой отряд с величайшей поспешностью выехал из Шарлеруа по дороге в Перонну.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

189 ...в провинции Скифии... — Под Скифией здесь подразумевается выделенная из Нижней Мезии ее восточная часть называвшаяся Малой Скифией (Добруджа). 190 Доместик (domesticus) — доверенное лицо наиболее высокопоставленных гражданских и военных чиновников. В администрации Римской империи этот чин встречается с IV в. н. э. Позднее, в варварских государствах, понятие «доместик» расширилось. См. прим.. 4 к кн. IV. 191 ...он убил Аэция... — В 454 г. 192 ...он са м погиб от меча. .. Окцилы... — В 455 г. Другие источники убийцу называют Оптилой или Акцилой. 193 ...рассказывается в истории Сульпиция Александра... — История Сульпиция Александра (V в.), так же как и история Рената Фригерида, потеряна и известна нам только по упоминанию Григория Турского. 194 ...потеряв всякую надежду удержать власть... — В 388 г. 195 « Франки... устремились в Германию..» — Здесь имеется в виду римская провинция на левом берегу Рейна. 196 ...навели страх на жителей. Кёльна. — В подлиннике; colonia Agrippina (или Agrippinensis) — колония Агриппина, латинское название современного Кёльна; получила статус колонии при императоре Клавдии в 50 г, н. э. и названа так в честь его жены Агриппины, матери императора Нерона. (См.: Тацит. Анналы. Л., 1969. Т. 1 Кн. 12. Гл.27). 197 ...возле Коленва льда. — В подлиннике: Carbonaria silva (букв. «Угольный лес») — так называли римляне северо-западную часть Арденнского леса, от Самбры до Шельды, между Геннегау и Брабантом. «Угольный лес» упоминается в Салической правде (М., 1950. Гл. 47). 198 ...следует ли им идти в область франков... — В подлиннике: in Francia transire deberit (букв. «следует ли им идти во Францию»): под словом Francia здесь надо понимать «область франков», «земля франков» — по правую сторону Рейна. 199 Иовианцы — солдаты римского легиона legio Jovia, получившего название по имени Иовий (Jovius — «происходящий от Юпитера», второе имя императора Диоклетиана) . 200 ...об ум ерщвлении Виктора... — В 389 г. 201 Арбогаст — родом франк, находился на службе у римлян; при императорах Грациане и Феодосии достиг высокого положения; до 384 г. играл значительную роль в политике Западной Римской империи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

1114  To есть мусульмане. Название «халдеи» для их наименования стало активно использоваться после того, как при Аббасидах центром халифата стал Багдад. недалеко от котрого был расположен древний Вавилон. 1119  Кордуба была провозглашена столицей независимого эмирата Омейядов в 756 г., после свержения власти халифов из дииастии Омейядов в Дамаске и бегства в Испанию Абд ар-Рахмана. 1143 Роланд, прототипом которого, вероятно, являлся Хруотланд, маркграф Бретонской марки. погибший в Пиренеях. 1144 Белтран (Бертран) – племянник Гильома Желонского (Оранжского), сын его старшего брата Бернара: фигурирует в ряде поэм цикла о Гильоме («Коронование Людовика». «Нимская телега» и «Взятие Оранжа»). 1145  Ожье Датчанин. или Ожье Арденнский, выведенный в «Песне о Роланде». Его «Кривой Меч» фигурирует не только в испанской, но и во французской, а также в позднейшей датской традиции. 1146  Гильом Желонский (Оранжский) (755 – ок.812), герцог Аквитанский. В 804 г. основал аббатство св. Вильгельма Мученика в Желонской долине, недалеко от г. Лодева (Магелонская епархия). В 806 г. Гильом принял иостриг. После смерти канонизирвав (день памяти в Западной Церкви – 28 мая). Герой зпической традиции («Отрочество Гильома». «Коронование Людовика», «Нимская телега», «Взятие Оранжа». «Песнь ο Гильоме». «Монашество Гильома»). 1148  Турпен (†800) – монах монастыря св. Дионисия (Сен-Дени) под Парижем. затем архиепископ Реймский. Герой «Песни о Роланде». 1158  Св. мученик воин Фирс пострадал в годы Дециевых гонений (cep. III в.) (его память в Православной Церкви – 30 августа). 1159  Свв. Иулиан (Юлиан) и Василиса пострадали при Диоклетиане (день памяти в Православной Церкви – 21 января). 1161  Объяснение этого места cm.: Cirot G. La Chronique Leonaise (Mss. A 189 et Gl de la R. Academia de la Historia)//Bulletin Hispanique. 1911. Vol.13. P.395. Мулади – христианин. принявший ислам. 1163  «Испанией» (Spania) в раннесредневековых испано-христианских текстах именовался аль-Андалус. Ниже я буду употреблять слово «Испания», когда речь пойдет исключительно о владениях мусульман.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православная Европа. Статья 6 Бельгия: Православие в роли официальной Церкви. Часть 1 В свое время я ездил в Бельгию каждое воскресенье. В церковь. В голландском городе Маастрихте (где я учился в магистратуре местного университета) богослужения в православном приходе во имя святителей Иоанна Златоуста и Серватия совершались всего один раз в месяц. Да и то по субботам. Поэтому воскресным утром, когда на улицах было тихо и безлюдно, я спешил на железнодорожный вокзал. Оттуда начинался мой привычный путь до бельгийского города Льежа, расположенного недалеко от голландской границы. Неказистая с виду электричка, гордо именуемая «международной», добегала до пункта назначения всего за полчаса. А с льежского вокзала Гимэ можно было выбирать дальнейший путь, следуя в одну из русских церквей города. Да, был такой незабываемый период в моей жизни, когда приходилось ездить на литургии из одной европейской страны в другую. Но было это совсем не тягостно. Скорее наоборот: радостно и легко. И как-то по-особенному благодатно. Справка . Королевство Бельгия – небольшое европейское государство у побережья Северного моря. Площадь – 30,5 тыс. км 2 , население – 10,5 млн человек. Столица – Брюссель. Официальные языки – нидерландский (фламандский), французский и немецкий. Большинство верующих – католики. Бельгия по-своему уникальная страна. Вроде бы одно небольшое государство, но две его главные части – Валлония и Фландрия – имеют между собой мало общего. Фламандский (язык Фландрии) и французский (язык Валлонии) совсем не похожи друг на друга. Флегматичные фламандцы контрастируют с более живыми, открытыми валлонами. Меняется даже облик городов – от более аккуратных и строгих во фламандском регионе страны до менее презентабельных в ее валлонской части. Православное присутствие в Бельгии восходит к I веку от Рождества Христова, когда христианские миссионеры, исполняя свое высокое призвание, просвещали местных жителей истинами евангельской веры. В период неразделенной Церкви бельгийские земли подарили миру целую плеяду святых. Имена святителя Ламберта Льежского, святой Гертруды Нивельской, святого Ремакля, апостола Арденнского, и многих других близки и дороги сердцу православного христианина. И эти святые (подобно преподобному Сергию Радонежскому, преподобной Евфросинии Полоцкой, преподобному Антонию Печерскому, молящимся за славянские земли) предстоят пред Престолом Всевышнего, ходатайствуя за израненную, измученную грехом Европу.

http://pravoslavie.ru/30181.html

И действительно, юноша оправдал доверие опытного воина. Несмотря на то что удары озверевшего разбойника падали с силой ударов молота по наковальне, ловкость молодого стрелка помогала ему увертываться от них, а его умение владеть мечом наносило противнику гораздо больший урон, хотя и с меньшим шумом и треском. Вскоре страшная сила де ла Марка стала видимо ослабевать, а место, на котором он стоял, превратилось в лужу крови. Тем не менее Арденнский Вепрь продолжал сражаться с прежней отвагой и неутомимой энергией, и победа Квентина казалась еще сомнительной и далекой, как вдруг чей-то женский голос окликнул его по имени. – Помогите, помогите во имя пресвятой девы! – кричала женщина. Квентин повернул голову и узнал Гертруду Павийон. Накидка свалилась у нее с плеч; ее тащил какой-то французский солдат, один из тех, которые выломали дверь часовни и захватили как добычу укрывшихся в ней перепуганных женщин. – Подожди меня одну минуту! – крикнул Квентин де ла Марку и бросился спасать свою благодетельницу от грозившей ей страшной опасности. – Я никого не жду! – ответил де ла Марк, потрясая своей палицей, и начал отступать, вероятно, очень довольный, что избавился от такого опасного противника. – Но меня ты подождешь! – воскликнул Меченый. – Я не допущу, чтобы моего племянника оставили в дураках! – И с этими словами он бросился на де ла Марка со своим двуручным мечом. Между тем Квентин убедился, что освобождение Гертруды было далеко не легкой задачей и он никак не сможет решить ее в одну минуту. Похититель, поддерживаемый своими товарищами, решительно не желал отказаться от своей добычи; и пока Квентин с помощью двух-трех земляков добился того, что он ее отпустил, судьба похитила у него счастливый случай, которым только что его поманила; когда он наконец освободил Гертруду, они оказались с нею одни на опустевшей улице. Совершенно позабыв о беспомощном положении своей спутницы, он, как гончая за оленем, бросился было по следам Дикого Вепря, но Гертруда уцепилась за него с отчаянным криком:

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

В частности, успех катаров и вальденсов был вызван их внешним сходством с образом жизни апостолов и тем, что они буквально истолковывали текст Библии в противовес непонятной, сложной и запутанной богословской экзегетике. Поиски решения проблем, волновавших все слои западноевропейского общества, находили и другие формы выражения. Наряду с религиозными движениями за добровольную бедность в странах Европы активизировалась социально-религиозная борьба, участники которой, ссылаясь на «божественную справедливость», стремились к изменению феодальных порядков. В среде интеллектуалов тема бедности приобрела социальное звучание. Она перестала рассматриваться только как добродетель и обязательная составляющая христианской аскезы. Петр Кантор, Радульф Арденнский, Бертольд Регенсбургский видели в бедности признак неустроенности человеческой жизни, рассуждали о ее причинах и путях преодоления. В вв. еретические движения начали возникать и распространяться преимущественно в городах, поэтому наиболее многочисленными они были в регионах с наиболее их густой сетью в Северной и Средней Италии, Лангедоке, Северной Франции, Прирейнской Германии. Наиболее массовыми среди них являлись ереси катаров (альбигойцев) и вальденсов. В регионах более медленного развития городской жизни, в Англии, Германии, Чехии, Польше, Венгрии, Скандинавии, ереси стали распространяться позже, в XIVXV вв. В этот же период произошла их дифференциация на ереси бюргерские и крестьянско-плебейские. Сложные и зачастую противоречивые тенденции развития мирской, хозяйственной, жизни столь же неоднозначно проявились и в духовных исканиях западноевропейского общества. Стремление к обмирщению, десакрализации и секуляризации, если так можно выразиться, во внешней повседневной жизни вызывало протесты против всевластия церкви и её роскоши. Вместе с тем во внутренней, духовной, жизни происходившие изменения и ожидание грядущих перемен и даже катастроф усугубляли чувство греховности и раскаяния. Но желание обновления в душах и стремление к преобразованию, эти деятельные составные христианской этики и морали, способствовали распространению учения об установлении царствования Св. Духа и веры в существование светлого мира, отличного от этого. Святой Дух являлся надеждой на обновленную жизнь и новую церковь , о чем свидетельствуют воззрения иохимитов и таинство Утешения у катаров.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

– Нет, Оливье, я не настаиваю… то есть не очень настаиваю на добродетели, – сказал король, – но мне кажется, что мужем Изабеллы де Круа должен быть не такой всем известный отъявленный негодяй, как этот Адольф Гельдернский. Что ты скажешь, например, раз уж мне приходится придумывать самому… что ты скажешь о Гийоме де ла Марке? – По чести, ваше величество, – ответил Оливье, – я не могу пожаловаться, что вы предъявляете слишком высокие требования к нравственным качествам будущего супруга графини, если вы довольствуетесь Диким Арденнским Вепрем. Как! Де ла Марк? Да ведь это известнейший по всей границе разбойник и убийца! Сам папа отлучил его от церкви за многие злодейства! – Мы выхлопочем ему отпущение, Оливье, – сказал король, – святая церковь милосердна. – Да ведь этот человек почти вне закона, – продолжал Оливье, – он изгнан из пределов империи приговором Ратисбоннского сейма. – Мы снимем с него это запрещение, Оливье. Имперский сейм можно вразумить. – Он знатного происхождения – это верно, – продолжал Оливье, – но по манерам, по наружности да и по натуре он настоящий фламандский мясник… Нет, она никогда не согласится на этот брак. – Но, если я не ошибаюсь, при его способе сватовства у нее не будет другого выбора, – заметил Людовик. – Я вижу, что был не прав, обвиняя ваше величество в излишней щепетильности, – сказал Оливье. – Клянусь жизнью, герцог Адольф со всеми своими преступлениями – воплощенная добродетель в сравнении с де ла Марком!.. И, кроме того, как устроить его встречу с невестой? Ведь вашему величеству известно, что он не смеет показываться за пределами своего Арденнского леса. – Об этом надо подумать, – сказал король, – а первым делом надо дать понять этим дамам, что их дальнейшее пребывание при нашем дворе может повлечь за собой разрыв между Францией и Бургундией и что, не желая выдавать их нашему любезному кузену Бургундскому, мы бы хотели, чтобы они немедленно тайно удалились из наших владений. – Они потребуют, чтоб их препроводили в Англию, – сказал Оливье, – а там, глядишь, снова вернутся во Фландрию с каким-нибудь круглолицым долгогривым красавцем лордом, да еще в сопровождении тысяч трех стрелков в придачу.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

Герцог с минуту молчал и глядел прямо в лицо говорившему, как бык, которого пастух заставляет свернуть с избранной им дороги и который стоит, размышляя, покориться ли ему или поднять дерзкого на рога. Однако благоразумие на этот раз пересилило гнев. Карл видел, что де Кревкер выразил общее мнение, и боялся дать в руки Людовику те выгоды, которые он, несомненно, мог бы извлечь из недовольства бургундских вассалов; к тому же очень возможно, что он и сам устыдился своего неблагородного поступка, так как, несмотря на всю свою грубость и вспыльчивость, был вовсе не зол. – Ты прав, Кревкер, – сказал он, – я поступил необдуманно. Мы назначим ей наказание согласно рыцарским законам. Ее побег в Льеж был сигналом к убийству епископа – так пусть же тот, кто отомстит за его смерть, кто принесет нам голову Дикого Арденнского Вепря, получит право просить у нас ее руки! Если же она и на этот раз откажется нам повиноваться, мы отдадим победителю ее земли и все ее имущество, и уж тогда будет зависеть от его великодушия уделить ей сколько он захочет для поступления в монастырь. – Ваша светлость, – сказала графиня, – вспомните, что я дочь графа Рейнольда, старого, верного друга вашего покойного отца. Неужели же вы сделаете из меня приз для того, кто лучше владеет мечом? – Ваша прабабка была завоевана на турнире, – ответил герцог, – а из-за вас будут драться в настоящем бою. Из уважения к памяти покойного графа Рейнольда я объявляю: чтобы получить приз, победитель должен быть непременно дворянином хорошего рода и незапятнанной репутации, но, будь он хоть беднейшим воином, когда-либо носившим меч, он получит по крайней мере право просить вашей руки. Клянусь в этом святым Георгием, моей герцогской короной и орденом, который я ношу!.. Ну что, господа, – добавил он, – надеюсь, что теперь мое решение соответствует законам рыцарства? Возражения Изабеллы потонули в громких возгласах одобрения, между которыми особенно выделялся голос старого лорда Кроуфорда, сожалевшего, что годы его не позволяют ему преломить копье за такой прекрасный приз. Герцог был очень польщен всеобщим одобрением, и гнев его постепенно улегся, как река, которая после разлива снова вступает в свое русло.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

Макбет . Миледи... Леди Дункан . Благодарю вас за то, что прово­дили меня до моих апартаментов. Теперь я пой­ду отдыхать. После стольких трудов и такого напряжения. Макбет . Отдыхайте, миледи, вы вполне заслужили отдых. Я зайду за вами завтра в десять для церемонии бракосочетания. Возведение в монар­ший сан состоится в полдень. А в пять часов пополудни начнется настоящий свадебный пир. Наша свадьба. Леди Дункан (протягивая Макбету руку для поце­луя). Итак, до завтра, Макбет. (Уходит.) Макбет пересекает сцену, чтобы выйти справа. Снова слышны крики «Ура!» Двое спрятавшихся слуг снова появляются на авансцене. Первый слуга . Для свадьбы и пира все го­тово. Второй слуга . Будут угощать итальянским и самосским вином. Первый слуга . Не счесть бутылок пива. Второй слуга . И джина. Первый слуга . А сколько закололи быков! Второй слуга . И оленей — целое стадо. Первый слуга . И косуль — их будут насаживать на вертела. Второй слуга . За ними охотились во Франции, в Арденнском лесу. Первый слуга . Рыбаки с риском для жизни ло­вили акул, чтобы приготовить суп из плавников. Второй слуга . Для салатов и холодных закусок пойдет китовый жир — китиху удалось кокнуть во время морского прилива. Первый слуга . Из Марселя привезут пастис. Второй слуга . С Урала — водку. Первый слуга . Гигантский омлет приготовят из ста тридцати тысяч яиц. Второй слуга . Утки поступят из Пекина. Первый слуга . А из Африки привезли испанские дыни. Второй слуга , Пир горой — такого еще не видывал мир. Первый слуга . Венские булочки и другая сдоба. Второй слуга . Вино потечет рекой. Первый слуга . И все это под музыку десятков цыганских оркестров. Второй слуга . Будет получше, чем на Рождество. Первый слуга . Лучше в тысячу раз. Второй слуга . На каждого гостя придется по двести сорок семь кровавых колбас. Первый слуга . И тонна горчицы. Второй слуга . И гамбургские сосиски. Первый слуга . И кислая капуста. Второй слуга . И еще больше пива. Первый слуга . И еще больше вина. Второй слуга . И еще больше джина.

http://predanie.ru/book/221375-makbett/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЙЯ [лат. Aya, Agia] ( между 707 и 709), прп. (пам. зап. 18 апр., 20 мая). Дочь арденнского гр. Брунульфа, родственница св. Вальдетруды. После смерти мужа или, по др. источникам, после его удаления в мон-рь отдала свое имущество в жен. обитель св. Вальдетруды в Монсе (пров. Эно, совр. Бельгия), где приняла монашество и вела строгую иноческую жизнь. А., после своей кончины явившаяся родственникам и разрешившая спор о наследстве между ними и причтом Монса, почитается как помощница в разрешении судебных тяжб. А. В. Постернак Рубрики: Ключевые слова: ЕВСИКИЙ († 542), отшельник, основатель мон-ря Присциниак (впосл. Келлии св. Евсикия; ныне Сель-сюр-Шер, деп. Луар и Шер, Франция), прп. (пам. зап. 27 нояб.)

http://pravenc.ru/text/63748.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010