Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМАНД (ок. 600, графство Эрбож, южнее Нанта (?) - 6.02.676, 679 или 684, мон-рь Эльнон, совр. Сент-Аман), св. (пам. зап. 6 февр., 26 окт.), «апостол Бельгии», франк. миссионер. Происходил из знатного рода в Аквитании, в юности поступил в мон-рь на о-ве Йё близ г. Ла-Рошель и прожил 15 лет затворником в Бурже. После посещения Рима (ок. 627) по настоянию св. Ахария Нуайонского отправился (до 638) в качестве епископа-миссионера в сев.-зап. земли Франкского королевства, граничившие с Фрисландией (совр. Нидерланды). А. проповедовал в междуречье Шельды и Мааса (в епископстве Турне, предположительно в 647-649 являлся епископом Тонгерен-Маастрихтским). Находясь под влиянием миссионерского опыта св. Колумбана , А. стремился прежде всего к возрождению церковной жизни, распространению монашества. Известно о его контактах с Римом, в то время редких для франк. Церкви (письмо св. папы Мартина I к А., 649 - MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 452-453). Центром проповеднической деятельности А. стал основанный им ок. 639 г. мон-рь Эльнон (после смерти А. по его завещанию мон-рь стал называться его именем - Сент-Аман), древнейший и крупнейший во Фландрии. А. участвовал также в основании мон-рей в городах Нивель (640) и Баризи (663). Мон-рь св. Петра и св. Баво в Генте, создание к-рого тоже приписывается А., был, вероятно, основан его соратником, св. Баво . Согласно житию, написанному ок. сер. VIII в., А. «пересек Дунай и, обойдя те места, проповедовал Евангелие» (Vita s. Amandi. 16//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 440). На этом основании предполагалось, что А. действовал также в Баварии (в особенности в Аугсбурге) и даже в Каринтии (совр. Австрия), что в наст. время подвергается сомнению (F. Prinz, H. Koller). Сохранилось завещание А. (675); ему приписываются 8 гимнов и 4 секвенции. С IX в. праздновали день обретения мощей А. (elevatio) и освящения церкви аббатства Эльнон (26 окт.), в X в.- нередко как день кончины святого. Почитание А. гл. обр. распространилось на северо-востоке Франции и на территории совр. Бельгии, где насчитывается 111 посвященных ему мест и построек. Почитание на юго-востоке Германии началось в кон. VIII - нач. IX в. при Зальцбургском архиеп. Арно , к-рый до своего посвящения был аббатом мон-ря Сент-Аман.

http://pravenc.ru/text/114252.html

Г. принадлежал к аристократическому галло-рим. роду, его семья жила недалеко от Августодуна. Согласно Житию Евсевия, мать Г. пыталась вытравить ребенка из чрева, однако тот родился живым, попытки матери задушить новорожденного младенца также не удались, т. к. она, по словам Фортуната, не смогла физически справиться с ним (Vita Germani. 1). В юности Г. еще раз избежал опасности быть убитым. В г. Аваллон он проходил курс наук вместе с родственником Стратидием. Мать Стратидия хотела отравить Г., чтобы его наследство досталось сыну, однако служанка, к-рой было поручено принести яд, перепутала сосуды и поднесла яд Стратидию (Vita Germani. 2). Религ. образование Г. получил под рук. родственника Скопилиона, ведя благочестивый образ жизни близ сел. Лавсия (совр. Люзи), расположенного между р. Лигер (совр. Луара) и г. Августодун. Венанций Фортунат пишет, что Г. был «вскормлен и наставлен» Скопилионом в «благородных нравах», упоминая, что Г. со Скопилионом постоянно ходили в храм к утренней службе в село, находившееся на расстоянии 1 мили. По прошествии 15 лет св. Агриппин († ок. 540) поставил Г. во диакона, а спустя 3 года рукоположил во пресвитера. Преемник Агриппина Нектарий назначил Г. настоятелем мон-ря св. Симфориана в Августодуне (Vita Germani. 3). Гислемар в Житии св. Дроктовея (Vita Droctovei. 3-4), одного из учеников Г., сообщает, что при Г. мон-рь св. Симфориана жил по уставу святителей Василия Великого и Антония Великого (т. е. согласно традициям егип. монашества). Будучи настоятелем мон-ря, Г. прославился благотворительностью, однажды раздав бедным даже продовольствие, приготовленное для монахов. Это вызвало протест братии, к-рая схватила и заперла настоятеля в келлии. Однако по молитвам святого в мон-рь пришла некая матрона Анна, к-рая привела с собой 2 лошадей, нагруженных хлебом для монахов (Vita Germani. 3). Козни монахов против святого, чьей строгостью они были недовольны, продолжались и позднее. Некий мон. Аманд пытался сжечь Г. в келлии, однако тот чудесным образом погасил огонь малым количеством воды, а Аманд на следующий день исповедал свой грех (Vita Germani. 4). Слава о доброте Г. была столь велика, что Эсарий, раб Сабариха, придя к святому, упросил того выкупить его вместе с семьей у жестокого господина. Святой выкупил раба, заплатив за него 800 солидов. Позднее Сабарих, пораженный болезнью и исцеленный Г., вернул ему эти деньги, пожертвовав также сумму на свое поминовение и воздвижение креста над могилой св. Симфориана (Vita Germani. 10).

http://pravenc.ru/text/164735.html

Кивнув храмовому дежурному Марку, ты крестишься и выходишь из церкви. На ступеньках ждут Пирс, Аманд, Кларк и Ларсон. Зовут в бар, помянуть Виктора (так, оказывается, звали голубоглазого). С вами увязывается ещё какой-то усатый хлыщ из «Альфы». Знакомый Ларсона. Бар рядом — прямо через дорогу. Место светлое, злачное, и в это время дня относительно спокойное. Зайдя, вы сдвигаете два розовых столика, — на всю компанию. Пирс делает заказ. Ты, как обычно, садишься боком к окну. Классные здесь окна, в баре — чуть ли не во всю стену. Справа видна церковь, слева — казармы, чуть дальше — космодром, а ещё дальше — стена гарнизона с двумя сторожевыми башнями. Приносят коробку конфет, стаканы и пять бутылок шилы. — Мы заказывали четыре. — отмечает Пирс. — Пятая в счёт заведения. — говорит бармен Вен, отставной солдат, — Вы, говорят, неплохо сегодня потрудились. — Спасибо, Вен. — Угощайтесь. И бармен, хромая и почёсывая пузо, отходит к стойке. Щёлкает пробка. Ты равнодушно наблюдаешь, как Аманд разливает по стаканам знакомую прозрачно-золотистую жидкость. Все садятся. Остаётся стоять только Пирс. Он начинает: — Мы знали Виктора немного. Это был лишь третий его бой с нами. Никто из нас не успел сойтись с ним достаточно близко… Ты смотришь на свою левую руку. Указательный и средний пальцы без ногтей. Уже два года как — так уж допрашивали маты на Гадане-17. Угораздило же попасть в плен. С тех же пор и все зубы у тебя стальные… — …Виктор, как и все мы, пошёл на фронт, защищая интересы Родины и, отдал ради неё самое дорогое, что может отдать человек… Ты вспоминаешь дёргающийся ствол автомата Пирса, плюющий огнём в черноту расщелины. Ствол, так похожий на твой… Тот проклятый рейд на юге Ктака, та деревня… Пламя гудело и трещало, впиваясь в бревенчатые дома. Даже отсюда жара была страшная. Лейтенант вытер лоб, повернулся к тебе, приказал: — Рядовой — расстрелять. — Кого? — не понял ты. Лейтенант махнул в сторону крестьян и отвернулся. Ты растерянно сделал несколько шагов к ним и замер. Просто так пустить в расход 43 «мирных»… Такого тебе ещё не доводилось делать. Ты смотрел на них. Они на тебя. Женщины и старики молчали. Некоторые дети плакали. Позади полыхало здание сельуправы. Что поделать…

http://azbyka.ru/fiction/xristianskij-kv...

Такие деятели, как святители Мартин и Серватий (а также их современники и предшественники), свидетельствуют о существовании раннего христианства в этом регионе Северной Европы с довольно устоявшейся церковной организацией. Однако язычество пока оставалось глубоко укоренившимся и широко распространенным явлением. Длительная и повсеместная христианизация Нидерландов произойдет несколько столетий спустя. Миссионеры и просветители Свт. Аманд Хотя христианство и церковная структура существовали на территории стран Бенилюкс со времен Римской Империи (возможно, еще с I века), полноценная христианизация этих земель проходила главным образом в VII–VIII веках. Некоторые из просиявших в эту эпоху просветителей по праву можно назвать великими равноапостольными мужами. Им мы и посвятим этот раздел. Начнем со святителя Аманда (Amandus) – великого миссионера, Архипастыря и чудотворца. Он родился в регионе Пуату на западе Франции и был благородного происхождения. Принял монашество вопреки желанию своей семьи, впоследствии став епископом-миссионером. Прибыл на территорию нынешней Бельгии по указу франкского короля Хлотаря II (Clotaire; 584–629) и проповедовал Евангелие в регионе Фландрия (сегодня это северная Бельгия). Здесь он просиял великой святостью, претерпев много гонений и поношений за свои труды. Однако совершенные им чудеса, такие как воскрешение из мертвых повешенного преступника, поспособствовали успеху его миссионерских трудов и привели множество людей в лоно Христовой Церкви. Совершенные им чудеса, такие как воскрешение повешенного, привели множество людей в лоно Христовой Церкви После многих поездок, во время которых святитель Аманд сотворил новые чудеса, продолжал свою миссионерскую деятельность и основывал монастыри (в том числе несколько обителей в Генте), он вернулся в эти земли и служил в 647–650 годы епископом маастрихтским. Святитель оказал неоценимую помощь преподобным Ите и Гертруде (о них мы поговорим позже) в создании прославленного Нивельского монастыря. Уйдя на покой, он вернулся в свою родную Францию, где преставился ко Господу в глубокой старости в возрасте около 90 лет в монастыре, позже названном в его честь Сент-Аман (Saint Amand) близ местечка Эльнон (Elnon); в момент смерти святителя видели, как его праведная душа возносилась на Небеса.

http://pravoslavie.ru/156192.html

Религия: римо-католики – 75%; другие – 25%. Православие. На территории современной Бельгии христианская проповедь зазвучала уже в I веке от Рождества Христова. Согласно древнему преданию, после 95 года сюда прибыл священномученик Лукиан – первый просветитель этих мест. Однако распространение и укоренение Христовой веры здесь осуществилось намного позднее – трудами целого ряда замечательных святых. В VI веке здесь жил святитель Жери († 590), епископ Камбрэ и Арраса, который много путешествовал, проповедуя и основывая монастыри. Он построил церковь, вокруг которой выросло поселение, позднее превратившееся в город Брюссель. В следующем, VII веке, здесь просияло множество святых. Святитель Аманд († 651), следуя полученному в видении указанию апостола Петра, отправился в Бельгийскую Галлию, где сокрушал идолов и воздвигал храмы и монастыри среди враждебно настроенного населения. Святитель Ламберт Маастрихтский († 696) продолжил миссионерские труды, святитель Ромуальд принял смерть от разбойников, которых он обличал. Преподобный Бавон († 650) был главарем разбойников, но после того как его обратил к истине святитель Аманд, он построил монастырь, где и подвизался, под конец жизни прославившись многими чудесами. Преподобный Ремакль († 675) известен как «апостол Арденн», возвестивший христианство в глухих горных и лесных районах. Преподобная Гертруда Нивельская († 659), с детства посвятившая себя Христу, отличалась строгостью жизни и делами милосердия, которые заставили смягчиться суровых соседей Нивельской обители. Под ее руководством подвизалась святая Гудула († 712), которая считается покровительницей Брюсселя. Святая праведная Оде была вдовой, всю жизнь заботившейся о самых обездоленных. Святитель Губерт Льежский († 727), в молодости отказавшись от герцогства, вступил в монастырь под начало святого Ламберта и впоследствии стал его преемником на епископской кафедре, которую перенес в город Льеж. Церковь в этих краях подчинялась Римской кафедре, и вместе с ней в XI веке, к сожалению, отпала от Православия. Некоторое общение с православным миром имело место во время крестовых походов, впрочем, его нельзя назвать хорошим опытом. Во время IV крестового похода латинские рыцари в 1204 году захватили и разграбили Константинополь, из церкви Богородицы императорского дворца в Буколеоне был украден ковчег с кровью Христовой, который был переправлен в Бельгию и поныне хранится в церкви г. Брюгге. Таким же образом попали сюда и некоторые другие святыни.

http://pravoslavie.ru/4137.html

Христианство в Б. Церковь во имя св. Гертруды в мон-ре Нивель. 1046 г. Фотография. ХХ в. Распад Зап. Римской империи в V в. привел к длительному упадку христианства в Б. В кон. V в. ее территория вошла в состав Франкского гос-ва. Между 359 и 533 гг. в диптихах Тунгрского еп-ства упоминается всего 7 предстоятелей; возможно, что эта кафедра в течение неск. лет пустовала, что скорее всего было связано с разрушением Тунгры вандалами (после 406); в последующие десятилетия Вост. Б. была захвачена рипуарскими франками. Но христианство на этих землях не исчезло, о чем свидетельствуют христ. эпитафии из окрестностей Тунгры. Здесь продолжала существовать община, хотя епископская кафедра была перенесена в г. Моза-Траект (совр. Маастрихт, Нидерланды). Новый этап был связан с обращением в христианство франк. кор. Хлодвига (ок. 498) и деятельностью св. Ремигия Реймсского , при к-ром было учреждено новое еп-ство в Торнаке (совр. Турне); первым епископом стал св. Елевферий . К нач. VII в. это еп-ство было объединено с кафедрой Новиомага (совр. Нуайон). Фактически территория Зап. Б. оказалась в сфере влияния еп-ства Камеракского (совр. Камбре), а ее юго-зап. часть - в сфере учрежденного ок. 639 г. еп-ства Тарвены (совр. Теруан). В VII-VIII вв. обращение в христианство населения бельг. земель было осуществлено миссионерами, преимущественно из Аквитании, Ирландии и Британии. В 627 г. из Аквитании для проповеди христианства прибыл св. Аманд , прозванный позднее «апостолом Б.», к-рый вместе со св. Баво Гентским основали на территории совр. Фландрии неск. мон-рей и церквей, в т. ч. аббатство Турне. В 40-х гг. VII в. Аманд был поставлен епископом Моза-Траектским. В районе совр. г. Брюгге проповедовал св. Элигий , еп. Нуайонский. На западе Б. активную миссионерскую деятельность вел выходец из Британии Виллиборд, еп. Утрехтский, а на востоке - еп. Маастрихтский сщмч. Ламберт и еп. Льежский св. Губерт . В Вост. Б. распространению христианства способствовали представители королевского рода Пипинидов: святые Идуберга Нивельская и Гертруда Нивельская основали мон-рь Невигелла (совр. Нивель), св. Бегга - мон-рь Анден.

http://pravenc.ru/text/77978.html

составление и перевод А.А. Бурова Святой Ионат, игумен Маршьеннский, что в епархии Камбрайской (†694 или 695, память 1 августа) Когда святой Аманд основал в 643 году Маршьеннский (Marchiennes), или Маршианский (“Marchianae») монастырьпод правилом святого Коломбана (Colomban) на землях, которые ему предоставилсвятой Адалбанд (Adalband), супруг святой Риктруды, он поместил туда, чтобы руководить новыми монахами, одним из своих учеников по имени Иоант (Jonat), который вполне отвечал его доверию. Ничего не известно о его молодых годах. Это обстоятельство, которое встречают в житиях почти всех учеников святого Аманда, порождает догалку о том, что большинство из них были иностранцами и украденными детьми, которых милосердный пастырь выкупил из рабства и вырастил в спокойном уединении. Все авторы ограничиваются тем, что расхваливают мудрость достоинства Ионата. Как монах, он был образцом для своих братьев; как игумен, он ими руководил с той осторожностью, которая отличала святого Аманда, у которого он сам получил образование. Несколько слов, которые встречаются в очень старых актах, указывают на то, что он сопровождал своего учителя в его апостольском делании. «Эти два святых человека», – говорится там: « блистали в храме как яркие звезды, прогоняя собою потемки глубокого идолопоклонничества и греха. По их примеру и их молитвами многие души были отправлены на Небеса». Когда святая Риктруда после смерти ее супруга, ушла в монастыре Маршьенн с двумя своими маленькими дочерьми, святой Ионат стал отвечать за их воспитание, равно как и за окормление тех лиц, которые пришли вместе со святой вдовой постигать монастырскую жизнь. Советы на основании его опыта, тяжесть его послушаний и святость его поведения оказали на монастырь самое счастливое влияние, равно как и на все окрестности, где её имя долгое время оставалось весьма почитаемым. Чтобы закончить похвалу этому игумену, напомним еще следующие слова старинного автора Житий Святых: «Ионат был целомудрен телом, скромен разумом, приятен внешне и мирен, приветлив и любезен ко всем. Особенная милость, сиявшая на его челе как отражение его добродетелей, неотвратимо привлекала к нему человеческие сердца». Он умер в монастыре Маршьенн первого августа 691, или, согласно другим источникам – 695 года. Его тело было упокоено в монастырской церкви. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Червонец – дар Богоматери привешен был к иконе Богоматери, пред которою пел Иоанн. И от иконы и от червонца совершались чудеса. Ныне икона стоить местною в параклисе введения Богоматери в храм и пред нею горят три неугасимые лампады 494 . Барский видел храм архангела в келье Иоанна и описал жизнь Кукузеля, следуя книге Агапия, афонского отшельника: «Спасение грешникам» 495 . 15 ч. Подвиги св. Филия, епископа томского и с ним многих Когда Ликиний поднял (320 г.) столько же жестокое, сколько и хитрое гонение против христианства, предписав явно требовать епископов, воинов и придворных к суду за неповиновение языческому государственному закону, а тайно дав знать преследовать и всех христиан 496 , в малой Скифии святитель Филий, томский епископ, первый обратил на себя злость языческой власти. Его потребовали к суду и в тоже время начали хватать христиан в разных местах Скифии. Святителя били палками до полусмерти, запирали в темницу, предавали вновь безчеловечным истязаниям и наконец по приговору судебному бросили его в море; тело его, приплывшее к берегу, перенесено было благоговейными людьми в загородный дом благочестивого Аманда и здесь оно прославилось чудесными исцелениями 497 . В тот же третий день января окончили в Томах мученический подвиг три родные брата Аргей, Наркисс и юный Маркелин, также два Евгения, Клавдион и Род. Братья после истязаний также брошены были в море 498 . Апреля 3 в Томах преданы были смерти св. Евагрий и Бенигн. Блаженный Аманд также последовал за любимым учителем своим: он и несколько других 6 июня замучены «в городе Новидуне», иначе в новом Дунайце, славном городе Малой Скифии 499 . Здесь же июня 4 после долгих пыток и темничного заключения обезглавлены были: св. Зотик, Лукиан и Илия. Последний в греческом известии называется Ηλει, а не Ηλειας: грек удержал славянское имя Ильи, не подозревая, что это – одно и тоже, что Илия. С св. Зотиком пострадали в один и тот же день – 4 июня и в одном и том же месте – в новом Дунайце св. Комар, Гаддун, Нинит, Юлия и до 30 других страдальцев веры 500 .– Сентября 17 тут же окончили подвиг свой три юные царедворца, сосланные Ликинием в малую Скифию 501 . За два пред тем дня «в городе Томах» окончились страдания славною смертию св. Стратора, Валерия, Макровия и Гордиана; наконец октяб. 1 увенчались мученическим венцом в Томах «св. Приск, Крискент и Евагрий " 502 . Так при Ликиние явились в малой Скифии, славянской стране, целые сонмы мучеников за св. веру. 16 ч. Память о святых чадах кн. Людмиле, кн. Вячеславе и пр. Прокопии

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В это время святой Аманд (Amand), как его изображают в очень-древних жизнеописаниях святых, наставил в вере набожную деву и с утешением её крестил: не представляется возможным то, что она ещё долгое время приходила в это место, покуда об этом не узнал её отец. На самом деле, Левольду сообщили о частых визитах в христианскую семью в Форесте, которые совершала его дочь, Он проявил всю грубость своего характера; и когда его фанатическая приверженность к идолопоклонничеству сделала его еще более сердитым, он тотчас же отдал своим военным самые строгие приказы. Каковы же были эти приказы? Каким образом они были выполнены? Какие мрачные инциденты указывали на то трагическое событие, которое произошло потом? В рассказах автора не имеется достаточных гарантий достоверности, чтобы вникнуть тут во все эти детали. Ограничимся лишь тем, что, согласно преданию, Алина умерла либо в борьбе против людей, которые хотели ее схватить, либо в руках кровожадных министров раздраженного отца. Чистая кровь, пролитая ради Иисуса Христа, никогда не бывает безплодной. Чувственными свидетельствами Господь даёт понять, сколь приятна ему эта жертва жизнью, которую ему приносят его верные слуги. Вскоре это стало известно и в Форесте, где было похоронено тело юной девы. Многочисленные исцеления, которые там происходили, наделали много шума в тех краях. Скромный алтарь вскоре стало посещать множество лиц, которые приходили просить помощи Божией на могиле новомученицы. По преданию, в ту пору в стране правил человек по имени Осмонд (Osmonde), известный и богатый, но слепой и немощный. Как-то он отправился к Левольду и сказал ему следующее: «Так как больные направляются толпами к могиле Алины и по её страданиям и молитвам они находят там выздоровление, то я собираюсь идти туда сам в надежде вернуть своё зрение». «До сих пор», – ответил Левольд: «я смотрел как на басни на всё то, что мне сообщали, но если ты возвратишься исцелённым, то я оставляю моих богов и приму закон христиан». Осмонд, удовлетворенный этим обещанием, попросил отвести себя к часовне, где было похоронено тело Алины, и попросил Господа исцелить его заслугами юной девы и возвратить ему зрение. Так и случилось. Влекомый радостью, он возвратился к Левольду, который отрекся в тот же момент от почитания идолов и побежал, обливаясь слезами, к могиле своей дочери, признавая публично, что он был сам автором её смерти. Тотчас же он попросил проповедовать ему правду Евангелия, принял Крещение, изменил свое имя на имя Гарольд (Harold) и имел утешение видеть, как его супруга разделила с ним его Веру и его счастье. Оба начали вести новую жизнь и ревностно являли христианские добродетели до дня своей кончины. Их похоронили в Дильбеке, в церкви Святого Амвросия, которую построили они сами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он сознательно выбрал довольно сложный для миссионерской деятельности регион. Язычники в этой области были столь свирепы, что ни один другой проповедник не отваживался столкнуться с их яростью лицом к лицу. Именно это вдохновило его на работу с ними. Он работал очень упорно, на протяжении долгого времени, безрезультатно. Его нередко избивали и несколько раз бросали в реку. Однако, в конце концов, его терпение и упорство принесли результат. Бог позволил ему на глазах у народа воскресить умершего человека (повешенного преступника). После этого события толпы людей пошли к нему, чтобы принять крещение – люди разрушили языческие храмы своими собственными руками. К 633 г. он уже построил несколько церквей, основал «два больших монастыря в Генте, оба под покровительством Св. Петра». Во Фландрии он построил много учреждений, посвященных служению Богу. Одним из наиболее известных является «большой монастырь в Эльноне», который находится «в девяти милях от Турнея». (Монастырь, а также находящийся поблизости город и минеральные источники позже были переименованы в Сен-Аманд). Традиция, не вполне, впрочем, вызывающая доверие, говорит, что в 649 г. он был избран епископом Маастрихта, но через три года отказался от руководящего поста в своей епархии в пользу св. Ремаклуса и вернулся к миссионерской деятельности. Он продолжал работать среди язычников до восьмидесятилетнего возраста. Потом вернулся Эльнон, где пробыл четыре года аббатом. Он преставился в Лорде в 675 г. По ходу своей деятельности св. Амандус проповедовал также в Утрехте и воздвиг там маленькую часовню, посвященную Св. Мартину. После того, как он отбыл, чтобы продолжать свою миссию в других местах, Дагоберт передал укрепленный пункт в Утрехте Епископу Кёльнскому, Куниберту, на том условии, что он будет заниматься обращением фризов. Однако епархия Кёльна не проводила никакой миссионерской работы среди фризов. Другие миссионеры Нидерландов, включая Ахариуса, св. Элигиуса и св. Моммолинуса, работали в окрестностях Нуайона (сегодня северная Франция) и Турнея (сегодня Бельгия).

http://pravoslavie.ru/2000.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010