Теперь следует представить прочие, более прямые и точные свидетельства о том, сохранились ли, как, и какие остатки первоначально – богооткровенной истины единства Божия в древней до-мохаммеданской религии аравитян, начиная с самых отдаленнейших времен их исторического существования? Родоначальниками Авраамова потомства в Аравии были: Измаил, сын Авраама от Агари, некоторые сыновья Авраама от Хеттуры, которую он взял в жену после смерти Сарры, и еще некоторые сыновья Исава, внука Авраамова. О религии Измаила, главного родоначальника арабов, предания арабские говорят, что «Исмаил равное с Исааком от отца своего (Авраама) благословение и от Бога тоже пророчества дар приял, паче же совершеннейша, и честнейша того (т. е. Исаака) быти непщуютъ» 88 . Сохранилось также известие 89 , что Измаил по повелению Божию проповедовал истинную веру иоктанидам, джорхамидам, амаликам и всем остальным арабам, и что некоторые из племен называемых арабскими писателями общим именем амаликов и джорхамидов приняли возвещенную им Измаилом веру в единого Бога. Также, предавший письменам многие древне-аравийские религиозные предания, Мохаммед в своеме Коране постоянно твердит, что Господь «дал Измаилу откровение, направил его, и поручил ему сохранять чистою истинную веру и для других людей» 90 , – что «Бог Измаила есть Бог Авраама и Исаака» 91 , – и что «Измаил был верен своим обещаниям (истинному Богу), был апостол и пророк» 92 . Ничего противного этим арабским свидетельствам не находится и в священном писании, которое даже подтверждает правоверие Измаила. В книге Бытия говорится, что Γοсподь сказал Аврааму: «о Измаиле Я услышал тебя: вот Я благословлю его» 93 . А библейский характер семейного быта и личности великого патриарха Авраама дает также основание заключать, что Измаил, рожденный и до восемнадцати 94 лет воспитанный в строгой, глубоко верующей и преданной единому истинному Богу семье Авраама, не изменил своих истинных религиозных понятий. И богодухновенный бытописатель далее говорит опять, что, когда «Измаил стал жить в (аравийской) пустыне Фаран, Бог был с ним“ 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

В своей основе эта конструкция остается сильна и сегодня. Однако благодаря успехам археологии в эту схему внесен ряд документальных поправок. Современные открытия археологии показали, что основные источники Пятикнижия, о которых я говорил, были лишь записью очень древней устной традиции, передававшейся на протяжении многих и многих поколений. Некоторые исследователи Библии говорят о том, что устная традиция существовала буквально до самого вавилонского пленения. Как доказательство приводится факт, что Второзаконие было опубликовано только при царе Иосии. Как же относиться нам ко всему вышеизложенному? Считается, что Пятикнижие — это прежде всего труд, который создавался на протяжении многих столетий. Начало ему было положено пророком Моисеем. Вероятнее всего, это первый вариант Декалога (Десять заповедей). В сущности, все написанное потом — это расширенный комментарий к закону или история, которая передавалась из уст в уста. Таким образом, мнение о том, что Моисей является автором всего Пятикнижия, оспаривается, но духовный авторитет Моисея настолько высок, что мы называем его творцом Пятикнижия. Попробуем посмотреть на Пятикнижие с точки зрения археолога: что в нем появилось раньше, а что позже? Вот все пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Первые, самые древние отрывки, которые вошли в Пятикнижие, относятся ко временам праотцев, близких к Адаму и Еве — допотопному периоду. Это самая древняя часть, которая может быть зафиксирована в истории человека — песнь Ламеха (Быт. 4:23). Это боевая песнь, в которой он прославляет себя как жестокого и кровожадного воина (это не тот Ламех, который упоминается в родословии Иисуса Христа, а тот, который идет по линии Каина). Второе — древнее благословение Ноя, которое он дал после Потопа своим потомкам (Быт. 9:24). Очевидно, к этому же периоду относится создание устной традиции о творении Богом мира и человека и несколько позже о праотцах Израиля — Аврааме, Исааке, Иакове. Сюда же можно отнести сказание об Иосифе. Вот то, что является в Пятикнижии самым древним. Все это, естественно, до Моисея. Вторая часть — период Исхода и завоеваний. Сюда входит прежде всего песнь Моисея (Исх. 15:1),. описание битвы с Амаликом и, конечно, центральная часть — Декалог (Десять заповедей) .

http://sedmitza.ru/lib/text/432075/

Потом показывает и самую причину, по которой война была начата. Дванадесять, говорит, лет (тии) работаша Ходологомору, царю Еламскому: третияго же надесять лета отступиша. И в четвертое надесять лето прииде Ходологомор и цари, иже с ним, и изсекоша исполинов, сущих во Асторофе, и в Карнаиме и языки крепки вкупе с ними, и Оммеов в Сави граде, и Хорреов, иже в горах Сеирских, даже до Теревинфа Фараня, иже есть в пустыни. И возвратившеся приидоша к источнику судному, иже есть Кадис: и ссекоша вся князи Амаликовы и Аморреов, живущих во Асасонфамаре. Не пройдем, возлюбленные, сказаннаго без внимания в той мысли, будто это повествование совершенно безполезно. Божественное Писание обстоятельно разсказало нам обо всем с тою именно целию, чтобы мы узнали силу этих варваров и какое они оказали мужество, с какою быстротою устремились на брань, так что поразили даже исполинов, т.е. людей сильных по телу, и покорили все народы, жившие там. Как сильный поток стремлением своим увлекает и разрушает все, так и эти варвары, напав на все те народы, почти всех их истребили и поразили князей амаликитских и всех прочих. Но, может быть, кто-нибудь скажет: что мне пользы, если я узнаю силу варваров? Не просто и не без цели Писание ввело это обстоятельство в свое повествование, не напрасно и мы предварительно предлагаем вам теперь узнать их мужество, но для того, чтобы, с продолжением поучения, вы познали великую силу Божию и добродетель патриарха. Так против этих-то людей, имевших такую силу и разсеявших столько народов, изыде, говорит Писание, царь Содомский и Гоморрский, и Адамаский, и Севоимский, и Валаки, сия есть Сигор: и ополчишася противу их на брань во юдоли сланой на Ходологомора и Фарфака, и Амарфафа, и Ариоха: четыри цари на пять: юдоль же сланая, кладязи смоляныя. Потом, чтобы мы знали, как эти цари, ужаснувшись мужества и могущества своих противников, обратились в бегство. Писание говорит: и побеже царь Содомский и Гоморрский, и падоша тамо, где были колодцы: оставшиися же бежаша в горняя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/936/...

11 . Таков был и возлюбленный Богом Моисей, который извел народ из Египта, освободил его из руки Фараона, провел его чрез Чермное море и увидел смерть всех врагов своих. Пославший Иисуса Навина для истребления Амаликов, сам он в это время стоял на вершине горы; Аарон и Ор поддерживали руки его, чтобы оные не опускались, и не нарушилось знамение креста, ими изображаемое. Когда Иисус Навин возвратился с радостью, истребив Амалика, тогда Моисей устроил наверху горы жертвенник из двенадцати камней, и дал имя горе: «Господь мое прибежище» ( Исх.17:15 ): ибо Бог ратовал против Амалика рукой тайной. Амалик означает уныние. Когда человек начнет противоборствовать хотениям воли своей, и прибегать к Богу, то сперва нападает на него уныние, и усиливается возвратить его к прежним грехам; но оно прогоняется прилежным размышлением о Боге, рождающимся от воздержания, воздержанию же вспомоществует телесный труд, и сими средствами освобождается (духовный) Израиль. Тогда воссылает человек благодарение Богу сими словами: Я немощен и бессилен; но Ты помощник мой от рода в род. Таков был и великий пророк Илия, который тогда только возмог истребить всех студных пророков, противившихся ему, когда устроил жертвенник из двенадцати камней, облил водою собранные дрова и возложил святую жертву, на которую Бог послал огнь, истребивши до конца жертвенник, и все положенное на нем. Тогда Илья приял дерзновение на противников своих и, истребив их совершенно, возблагодарил Бога, говоря: «во всех сих Ты еси». Ибо сказано в Писании, что он «положил лице свое между коленами своими» ( 3Цар.18:42 ). Если ум не будет бодрствовать прилежно над чувствами своими, и не станет пребывать в трезвении и чистоте, то не может предвкушать блаженства бессмертия, приносящего ему славу, открываемую Богом. И если слуга Ильин внимательно будет смотреть, и увидит, что не восстает ни одна из семи страстей, то приметит малое облако, наподобие человека, износящее воду из моря, что означает Святого Духа, упокоевающего душу нашу. Ибо блаженство бессмертия заключается в том, чтобы подвиги наши в доброделаниях были чисты и постоянны, и чтобы мы не возвращались к тем грехам, о прощении коих молились. Если труды наши и тщание будут благоприятны Богу, то враги наши не возмогут устоять против нас. Ибо, когда они увидят, что мы не повинуемся их воле, то рассыпаются сами собой. «Да призовете,– говорит Илья, имена богов ваших, и аз призову имя Господа Бога моего, и будет Бог , иже аще послушает огнем, той есть Бог» ( 3Цар.18:24 ). Хотя демоны и насевают в душах наших семена зла, однако не могут привести оные в исполнение самым делом, когда мы сего не хотим. Хотя бы они и всячески усиливались, но человек Божий не слушает их: ибо отвращается от них сердцем своим, успокаивающимся в воле Божьей. «Да призовете, говорит он, имена богов ваших, и аз призову имя Господа Бога моего», но их усилия были тщетны.

http://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhovno...

Блестящая победа на льду Чудского озера дает повод к следующему сопоставлению: зде же Бог прослави великаго князя Александра пред всеми полкы, яко Иисуса Наввина у Ерихона. Эти слова так верно отражают соответствующее место из книги Иисуса ( Нав.4:14 ): «В тот день прославил Господь Иисуса пред очами всего Израиля», что и здесь может возникнуть вопрос, не воздействовал ли библейский пример на образы самого жития. Некоторые подробности, как молитва перед Ледовой битвой, в которой упоминается о победе Моисея над Амаликом 28 : «помози ми, Господи, якоже Моисею на Амалика древле» и описание славы, которой достиг Иисус, благодаря своей победе ( Нав.6:26 ): ,,и Господь был с Иисусом и слава его носилась по всей земле», действительно, не исключают возможности такого воздействия. Но другие образы, нами уже затронутая параллель между Давидом и Александром и, как увидим ниже, место из Сказания о победе Ярослава над Святополком, на что уже намекает продолжение только что приведенной молитвы перед боем: «и прадеду моему Ярославу на окаяннаго Святополка», так решительно повлияли на описание Ледового побоища, что автору осталось ограничиться упомянутыми отрывками из книги Иисуса. Образ идеального князя и непобедимого полководца, который сложился под влиянием библейских рассказов о Соломоне, Давиде, Езекии и Иисусе Навине, обогатился еще одной новой привлекательной чертой, на этот раз уже не из области Священной истории. Мы разумеем сравнение Александра с Веспасианом. Храбрость последнего доходила до такой степени, что он при взятии города «Алупата», так читаем в житии, оставшись один среди неприятелей, которые побили его полк, изгнал всю неприятельскую силу к городским воротам. Такую подробность автор мог взять из «Повести о разорении Иерусалима», написанной Иосифом Флавием, – обстоятельство, которое свидетельствует о том, что русский перевод Повести был швестен еще в XIII веке 29 . Барсов, который впервые обратил внимание на это обстоятельство 30 , высказал гипотезу, что автор жития не ограничился упоминанием приведенного эпизода из Повести, но пошел гораздо дальше: «Литературная сторона этого жития стоит в тесной внутренней связи с повестью Флавия и характеристикой её героев».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1.4. А хочешь, покажу тебе, что число святых определено Богом? Послушай, как Давид говорит о звездах небесных: «[Господь] исчисляет количество звезд; всех их [сокрушенных сердцем] называет именами их» ( Пс.146:4 ). Спаситель не только определяет число избранных учеников Своих, но утверждает, что и волосы их «на голове все сочтены», ибо говорит: «У вас же и волосы на голове все сочтены» ( Мф.10:30 ). Здесь Он, разумеется, имеет в виду не те волосы, которые обыкновенно обрезываются бритвой и падают на землю или которые с возрастом выпадают и утрачиваются; у Бога сочтены те волосы, которые были на голове назареев, в которых пребывала сила Святого Духа для победы над чужеземцами (ср. Суд.16:15–17 ). И подобно тому, как волосы растут на голове апостолов, так добродетели души и множество мыслей происходят из главной части ума. Но, однако, мы далеко отклонились от темы, и посему вернемся к предмету нашего обсуждения. 2.1. Сказано: «И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской» ( Чис.1:1 ) все то, что мы вкратце пересказали ранее, где повелевается исчислить всех, «кто выступает в силе Израиля от двадцати лет и выше» ( Чис.1:3 ). Таким образом, если кто-то «выступает в силе», причем не в любой, то есть не в египетской, не в ассирийской, не в греческой, но в силе Израиля, то таковой исчислен у Бога. Ибо есть сила души, о которой учат греческие философы. Но таковые души не входят в число Бога, потому что используют эту силу не для Бога, но ради славы человеческой. Есть также сила ассирийская и халдейская, прилагаемая к изучению астрологии. Она также не израильская и не относится к Богу. Есть и сила египетская, в которой, как говорят, раскрываются тайны мудрости, но и она не прилагается к исчислению Бога. У Него исчислена только сила Израиля. Это есть та сила, которой учит Бог , которой научаются из Божественных Писаний, которая передается через евангельскую и апостольскую веру. И потому Бог говорит, что исчислены будут лишь те, кто «выступает в силе Израиля». 2.2. Рассмотрим, почему израильтяне не исчислены сразу после исхода из Египта. Ибо их еще преследовал фараон (ср. Исх.14:6 и далее). Не сказано, что они исчислены, и когда пересекают Красное море и приходят в пустыню. Ибо их еще не испытали, на них еще не напали враги. Они сражаются с Амаликом и одерживают победу (ср. Исх.17:8 и далее). Но и тогда их не исчисляют, ибо для стремящихся к совершенству одной победы недостаточно. Они едят манну и пьют воду из «последующего камня» (ср. Исх.17:6 ; 1Кор.10:4 ); но и тогда их не исчисляют. Ибо они еще не доросли до того, чтобы подходить для перечисления. Сооружена скиния собрания (ср. Исх.36:1 и далее), но и тогда не наступает еще время для исчисления народа. Через Моисея дан закон (ср. Лев.1:1 и далее), определен порядок жертвоприношений, установлены обряды очищения, описаны законы и таинства освящения, и уже тогда повелением Бога народ приводится к исчислению.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Более мягкие меры были бы недостаточны для достижения предполагаемой цели. Саул не прочь был повиноваться божественному повелению, переданному ему Самуилом. Он уже давно был тревожим этими хищными кочевниками, не был незнаком с проклятием, произнесенным на них во времена его предков, и был рад воспользоваться случаем раз навсегда положить конец их дальнейшим набегам. Однако же задача была не легкая – уничтожить целый кочующий народ, который едва ли согласился бы дать случай для решительной битвы и движения которого были более быстры и неожиданны, чем движения регулярного войска. Саул сделали большие приготовления для похода. Он стянул свои силы в северном пункте, в Телкиме, лежавшем на юго-восточной границе Иудина колена и, быть может, тождественном с Дулламом, главным местопребыванием дулламских арабов. На его призыв отозвалось 10000 человек из Иудина колена, которому более всего угрожали хищники, и 200000 из остальных колен. Отдельная перекличка этих двух отрядов опять указывает на некоторое отчуждение между северными и южными коленами, о котором уже упоминалось выше. Такое войско, большое даже по новейшему счислению, не было однако же слишком большим для предполагавшегося дела. Амаликитяне не были строителями городов; они редко даже имели какое-нибудь постоянное местожительство, и их строительство никогда не шло дальше укрепления своего стана кругообразной стеной. Остатки таких построек еще и теперь встречаются в округах, где, как известно, жило это племя. Саул с своим войском направился к одному из таких амаликитских становищ (городу Амаликову), и там, в кустах одной сухой вади, сделал засаду. Найдя, что там жили некоторые кенеи, он дал им предостережение удалиться, чтобы не подвергнуться участи, назначенной для амаликитян. Кенеи, происходившие от Авраама и находившиеся в родстве с Моисеем, чрез его жену Сепфору, всегда находились в дружественных отношениях к израильтянам. Это был народ мирный, пастушеский, и они охотно приняли во внимание предостережение, удаляясь на время в другое место, безопасное от встречи враждебных войск.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В своей основе эта конструкция остается сильна и сегодня. Однако благодаря успехам археологии в эту схему внесен ряд документальных поправок. Современные открытия археологии показали, что основные источники Пятикнижия, о которых я говорил, были лишь записью очень древней устной традиции, передававшейся на протяжении многих и многих поколений. Некоторые исследователи Библии говорят о том, что устная традиция существовала буквально до самого вавилонского пленения. Как доказательство приводится факт, что Второзаконие было опубликовано только при царе Иосии.   Как же относиться нам ко всему вышеизложенному? Считается, что Пятикнижие — это прежде всего труд, который создавался на протяжении многих столетий. Начало ему было положено пророком Моисеем. Вероятнее всего, это первый вариант Декалога (Десять заповедей). В сущности, все написанное потом — это расширенный комментарий к закону или история, которая передавалась из уст в уста. Таким образом, мнение о том, что Моисей является автором всего Пятикнижия, оспаривается, но духовный авторитет Моисея настолько высок, что мы называем его творцом Пятикнижия. Попробуем посмотреть на Пятикнижие с точки зрения археолога: что в нем появилось раньше, а что позже? Вот все пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Первые, самые древние отрывки, которые вошли в Пятикнижие, относятся ко временам праотцев, близких к Адаму и Еве — допотопному периоду. Это самая древняя часть, которая может быть зафиксирована в истории человека — песнь Ламеха (Быт 4:23–24). Это боевая песнь, в которой он прославляет себя как жестокого и кровожадного воина (это не тот Ламех, который упоминается в родословии Иисуса Христа, а тот, который идет по линии Каина). Второе — древнее благословение Ноя, которое он дал после Потопа своим потомкам (Быт 9:25–27). Очевидно, к этому же периоду относится создание устной традиции о творении Богом мира и человека и несколько позже о праотцах Израиля — Аврааме, Исааке, Иакове. Сюда же можно отнести сказание об Иосифе. Вот то, что является в Пятикнижии самым древним. Все это, естественно, до Моисея. Вторая часть — период Исхода и завоеваний. Сюда входит прежде всего песнь Моисея (Исх 15:1–19), описание битвы с Амаликом (Исх 17:8–13) и, конечно, центральная часть — Декалог (Десять заповедей) (Исх 20:1–17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Здесь Иустин мученик говорит об «образе креста» и «образе наименования». Однако далее непосредственно говорит о распятии: «Вам дано было знамение имевшего распяться и в змеях, угрызавших вас, как я выше сказал, потому что Бог наперед даровал вам таинства прежде их времен, а вы всегда оказывались к Нему неблагодарными, и через образ распростертых рук Моисея, и через того, который будучи переименован Иисусом, воевал с Амаликом: это событие Бог повелел записать в книгу и вложить в уши ваши имя Иисуса, сказавши, что Он имеет истребить с земли память Амалика». «Неужели мы не отнесем того к изображению распятого Иисуса, когда также Моисей посредством распростертых рук вместе с тем, который был прозван именем Иисуса, доставлял победу народу вашему?» . И, наконец, далее: «Бог объявляет, что через Иисуса распятого, которого все деяния предуказывались в этих символах, будут погублены демоны, которые будут бояться Его имени» . Образ распятия прочитывается и в апокрифических Одах Соломона: «Распростер я руки и приблизился к Господу, ибо распростертые руки мои суть знак Его. И распростертые (руки) мои суть вертикальный крест, поднявшийся на стезе Праведного» . Или в другом месте: «Простер я руки свои и освятил Господа моего, ибо простирание рук моих суть знак Его, а пространство мое суть вертикальный крест» . Крест распятия у гностиков В ветхозаветных символах гностики признавали только аллегорический образ распятия. В книге Сивилл находим: «Это тебя прообразовал Моисей, когда распростирал свои руки, торжествуя над Амаликом верою, чтобы люди знали, что посох (ραβδοσ) Давида был избран и драгоценен Богу-Отцу» . Здесь посох — жезл Давида однозначно передается в семантике ветхозаветного обещания как образ обетованного Мессии. Однако идея восприятия распятия только как духовного образа была весьма опасна для Церкви. Ее принимали гностики, воспринимающие образ Христа отдельно от исторической реальности, как некие философско-рациональные категории логических спекуляций. Они отделяли человека Иисуса от Мессии-Христа.

http://bogoslov.ru/article/6176142

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЙНА [борьба, брань, вражда; греч. πλεμος, μχη, πλη], 1) в религ. плане - противостояние диавола, демонов Богу и Его ангелам, имеющее эсхатологический характер (см. Эсхатология ) и отражающееся в человеческой истории; борьба человека со своими страстями ; 2) в социально-политическом понимании - немирные, враждебные общественные отношения, сопровождаемые насилием, имеющие целью приобретение или сохранение спорных прав и интересов (в широком смысле); организованная вооруженная борьба между гос-вами, народами, а также политическими партиями, социальными или иными группами внутри гос-ва (в узком смысле). В совр. мире участниками В. часто являются незаконные вооруженные формирования, в к-рые объединяются лица, не состоящие в армиях к.-л. гос-в; такие формирования, напр. террористические, нередко имеют международный характер. Победа над Амаликом. Роспись свода зап. галереи ц. во имя свт. Николая Надеина) в Ярославле. 1640 г. (под записью кон. XIX в.) Победа над Амаликом. Роспись свода зап. галереи ц. во имя свт. Николая Надеина) в Ярославле. 1640 г. (под записью кон. XIX в.) В. как противоположность миру (состоянию без В.) является следствием греха , внутренней духовной болезни, поразившей тварный мир,- злоупотребления богоданной свободой и противления воле Божией. В результате рождается братоубийственная ненависть, «ибо из сердца (человека.- Авт.) исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф 15. 19). В. сопровождают человечество на протяжении всей его истории после грехопадения и в соответствии с евангельским учением будут продолжаться до завершения истории во Втором пришествии Христа (Мф 24. 6-7; Мк 13. 7-8; Лк 21. 9-10). В. как вооруженная борьба предстает материальным отражением, видимым знаком «духовного насилия», зла, «совершившегося в духовной действительности» ( Бердяев. С. 167). О том, что причиной В. являются человеческие пороки, говорят св. отцы: «...ничто не бывает столько причиною вражды и раздора (μχην κα πλεμον), как любовь к земным благам, пристрастие к славе, богатству или удовольствиям» ( Ioan. Chrysost. In Psalm. 119. 3); непосредственной причиной В. становится любостяжательность, к-рую вызывает нужда как следствие греха ( Greg. Nazianz. Or. 19. 14), желание приобретения чужой собственности. Если в эсхатологическом и аскетическом аспектах В., духовная брань, является необходимым средством борьбы со злом, то в социально-политическом - в зависимости от целей В. сама может представлять зло; различаются В. «справедливые» и «несправедливые» - понятия, к-рые могут меняться в зависимости от эпохи, нравственных ценностей, правовых норм определенного об-ва.

http://pravenc.ru/text/155138.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010