И в разных местах Европы есть менгиры и скалы с грубыми изображениями стопы ноги, известные под именами: Teufelsstein или Pierre-au-Diable. 174 Некоторым воспоминанием о таких памятниках с именем нога можно считать то, что в языке еврейском слово ( ), нога значить и торжество, праздник, а также известное библейское выражение: сидеть при ноге такого-то, существовавшее в еврейском народе гораздо раньше периода школ и его школьного применения. 3 . Есть свидетельство, что рассматриваемые камни могли иметь имя еще более мелкого члена тела, например имя: камень пальца. На западной стороне Мертвого моря, вблизи мечети Неби-Муса, с кенотафиумом Моисея, арабское предание указывает ныне один придорожный камень под именем хаджр ел-Асгаб, что с арабского означает камень пальца, нужно думать, потому, что на нем некогда были изображения пальцев руки или ноги. Между тем место этого камня вполне соответствует тому пункту на границе колен Иуды и Вениамина, который в Нав. 15:6  и 18:17 назван камнем большого пальца ( ) сынов Рувима. 175 Таким образом, вопреки переводу LXX, который слово ( ) принимает здесь за собственное имя лица, (в одном месте за имя Веор, а в другом за имя Ваан), правильнее будет видеть здесь особенное наименование камня, принадлежащего к категории мегалитов; подобно памятникам, именовавшимся рука Саула или рука Авессаломля, мог существовать еще памятник с именем: палец сынов Рувима. Сейчас мы увидим еще другие, палечные камни, dactyli idaei, идские пальцы, камни горы Иды, еще более специального значения. Какой ближайший смысл и значение имеют памятники этих имен? В противоположность баме, имевшей всегда непосредственное отношение к культу, как его ковчег или жертвенник, памятник маццебет или менгир имеет, прежде всего, отношение к жизни отдельных лиц, отдельных фамилий и целого народа. Таков маццебет или менгир Иакова и Лавана, имевший для них значение свидетеля их взаимного договора. Таков менгир Саула, о котором сказано, что его поставил Саул сам себе, в память своей победы над Амаликом.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Степенна, 1-й антифон 4-го гласа: Прокимен: Ч естна пред Господем смерть преподобных Его. Стих: Ч то воздам Господеви о всех,/яже воздаде ми? В сякое дыхание: Евангелие от Матфея, зачало 36: По 50-м псалме стихира, глас 6-й: Славу преподобных и мучеников украшение,/вышняго Сиона жителей,/земных ангелов и небесных человеков,/постников споспешников и девственников похвалу,/иноков путевождей и удобрение,/приидите празднолюбных собори,/ныне псаломски воспоим,/похвальные венцы любовию сплетше,/и духовный лик у честнаго гроба преподобномученик Серафима и Феогноста составим,/и принесем духовную песнь:/честна смерть ваша пред Господем, преблаженнии,/и покой со святыми/но, аще духом вашим на Небеси пребываете,/телесами выну с нами есте/и покланяющихся Святым мощем вашим/даров духовных исполняете/и молитеся со дерзновением прилежно/даровати нам единомыслие/и всему миру утверждение. Канон преподобномучеником. Глас 4-й. Песнь 1-я. Ирмос: Моря чермную пучину/невлажными стопами/древний пешешествовав Израиль,/крестообразныма Моисеовыма рукама/Амаликову силу в пустыни победил есть. Агнче Непорочне, Слове Божий,/отверзи ми устне недостойнии,/да возмогу воспети новыя преподобномученики Твоя,/Серафима и Феогноста всехвальныя. Были есте пустыннаго Кызылжарского урочища/на горах Тяньшанских жителие/и Небеснаго Царствия наследницы страданием вашим явилися есте./Темже Христу Богу представ, радуяся, воспели есте:/славно бо прославися. Делателие блаженнии бывше заповедей Господних,/Пресвятому Духу селения достославная себе устроиша/и Ангелов явилися есте собеседницы/и человеков наставницы,/поюще Богови: славно бо прославися. Богородичен: Всечистая Богородительнице, Дево Владычице Всепетая,/моли егоже родила еси, Бога и Царя нашего,/да милостив будет нам в день Судный. Песнь 3-я. Ирмос: Не мудростию, и силою, и богатством хвалимся,/но Тобою Отчею Ипостасною Мудростию Христе;/несть бо Свят, паче Тебе, Человеколюбче. Сокрушенною совестию Богу угодивше,/сокрушисте вражия величания, блаженнии,/в Небесная селения мучением вашим внидосте,/радуяся вопиюще:/несть Свят и несть праведен, паче Тебе Господи, Человеколюбче.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Перед нами особый язык, поднимающий участников над суетой житейских попечений Действительно, тексты многих молитв воспринимаются как сложные, труднодоступные, однако виной тому лишь отчасти язык, на котором они написаны. Восприятие усложняет насыщенная интертекстуальность этих текстов: цитаты из Псалтири, пророческих книг, евангельских текстов составляют неотъемлемый каркас, на который нанизывали средневековые авторы современные им смыслы. Эти цитаты необходимо узнавать – в противном случае тексты молитв будут поняты лишь отчасти. Так для девятиклассника, читающего «Онегина» без комментария Лотмана или хотя бы без пояснений своего учителя, слова Пушкина о том, что письмо Татьяны по силе художественного воздействия – это Фрейшиц, разыгранный «перстами робких учениц», написаны на средневековой латыни. Множество имен собственных (людей, топонимов, гидронимов и т. д.), нескончаемые отсылки к событиям новозаветной и ветхозаветной истории, а также крайне высокая насыщенность молитвенных текстов разного рода метафорами, библейской фразеологией, сложной образностью, средневековым плетением словес является, несомненно, фактором, сильно усложняющим восприятие богослужебных текстов. И это, с одной стороны, также барьер, изолирующий непосвященных, а с другой – способ выражения смыслов, самая семиотика церковных текстов: на каком бы языке вы ни выражали и ни воспринимали эти смыслы, уйти от необходимости выяснить, кто такой «Амалик»: «амаликову силу в пустыне победил есть», кто такая Мариам: «начинающей Мариаме с лики и тимпаны», что значит «на поле Танеосе» – вам не удастся. Но для этого не нужно заучивать словарь Дьяченко или зубрить вокабулы Срезневского – для этого нужно брать тексты и элементарно гуглить неизвестные имена, названия городов, племен, в окружении которых жил ветхозаветный Израиль. Конечно, для начала неплохо было бы, пожалуй, познакомиться с ветхозаветной историей по учебнику «Закона Божьего», почитать более сложную и продвинутую литературу по вопросу. По сути, попытка проникнуть в богослужебные тексты – процесс, напрямую связанный с погружением в богословскую парадигму.

http://pravoslavie.ru/153803.html

3) Когда Аман был первым лицем по Царе и пользовался уважением и славою в целом царстве, то все, служившие при царском дворце, по повелению самого Царя, кланялись ему, уважали его. Только Мардохей один, также состоявший на службе при царском дворе, ему не кланялся. Узнав об этом, Аман разгневался и принял твердое намерение погубить «всех иудеев» , находившихся в то время в Персии, под властью Государя его, Артаксеркса (Эсф.3:1—6, 2:19). Почему же «всех» , а не одного Мардохея? Это тем только можно объяснить, что Аман питал к иудеям племенную, или народную ненависть, давно искал случая отмстить им за единоплеменный ему народ и за родственника своего Царя, истребленных Саулом, и наконец нашел этот случай в неуважении, какое оказывал ему Мардохей. Таким образом из соображения всех этих обстоятельств открывается, что искать погибели иудеев и погибели Мардохея заставляло Амана желание — кровью первых смыть позор с своих предков амалекитян, разбитых и истребленных Саулом, а смертью второго, как родственника Саулова, отмстить за смерть Агага, — желание искоренить имя сынов Израилевых, по крайней мере в Персии, точно также, как уничтожена была в подсолнечной стране память об Амалике. Но, видно, он, безумная голова, не знал того, что, задолго до самого истребления амалекитян. истребление их было определено Богом. Еще в древние, святые времена, Моисей, по повелению Божию, сказал Иисусу Навину: «избери себе мужи сильны, и изшед ополчися на Амалика» . Иисусь Навин ополчился, и Амалик был побежден и истреблен символом креста, который изображал Моисей, молясь во время сражения с распростертыми руками: в живых остались только те амалекитяне, которые не были на войне; из воинов же их не спасся ни один. После этой победы Израиля над Амаликом, Господь сказал Моисею: «впиши сие на память в книги, и вдай во уши Иисусу, яко пагубою погублю память Амалика от поднебесныя» (Исх.17:9, 14). Не смотря однакож на такое определение, Бог, по своему долготерпению, щадил амалекитян, ожидая, что они, узнав написанное об них в святых книгах, обратятся к Нему и истинным раскаянием заслужат Его милость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3147...

Вопрос 29. Почему пророк манну наименовал хлебом ангельским (Пс. 77:25 )?    Потому что при служении ангелов дарована манна. А естество бесплотное не имеет нужды в пище. Так, манна названа хлебом небесным (Пс. 77:24), потому что нисходила свыше, не с самого неба, но из воздуха. Так, и птицы, носящиеся по воздуху, называются небесными. Вопрос 30. Почему названа манной?    Увидевшие ее в первый раз спрашивали друг друга: что это такое? И сей вопрос «что это такое?» обратили они в название, потому что так переводится слово манна. То же показывает и история. Ибо сказано: узревше сынове Израилевы, реша друг ко другу: что есть сие? Не ведяху бо, что бяше (Исх. 16:15). Посему вопрос сделался именем. Слова же: аки мука с медом (Исх. 16:31) Симмах перевел «как печеное с медом». Гомор (Исх. 16:16) была еврейская мера; законодатель же извещает, что это десятая доля трех мер бяше (Исх. 16:36), а Иосиф сказал, что содержит в себе три с половиною аттической котилы. Вопрос 31. Почему остававшаяся до другого дня манна портилась?    Потому что оставлять ее было нарушением закона. Ибо, научая израильтян жизни, свободной от забот, Бог обещал каждый день снабжать необходимою пищею, но они, не поверив, некоторую часть собранного сберегли на следующий день, почему сбереженное воссмердеся (Исх. 16:20). А что произошло сие не от свойства манны, свидетельствует о сем суббота, в которую собранное в пяток соблюдалось невредимым; о том же свидетельствует манна, чрез многие роды сохранявшаяся в ковчеге. Вопрос 32. Почему не снабжал Бог манною в дни субботние?    Поелику одним израильтянам постановил законом проводить в покое субботу, то самим делом научал сохранять заповедь. Но не останавливал течения естества, потому что и в субботу солнце и луна восходят, а также облака изливают дождь, ветры дуют, жены и всякого рода бессловесные рождают детей. Вопрос 33. Какое оружие употребляли в дело израильтяне, сражаясь с Амаликом?    Когда египтяне потонули, тела их вместе с оружием выброшены были на берег. Завладев сим, израильтяне употребляли в дело в сражениях.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Феодориту, жившие в соседстве с Идумеею. Амманом названы здесь аммонитяне – народ, происходивший от сына Лотова Аммона и живший на восток от иудейской земли. Амаликом называются амаликитяне, потомки Исава, происходившие от внука его Амалика ( 1Пар.1:35–36 ) и жившие на юго-восток от Мертвого моря, близ пустыни Аравийской. Иноплеменниками и в псалмах ( Пс.35:1, 59:10, 86:4 ), и в других местах Писания ( 1Цар.17 и др.) называются филистимляне (палестиняне), окружившие с юго-западной стороны Палестину и составлявшие как бы часть Палестины, но в то же время представлявшие собою иное племя, особое и отличное по всему от племен народа израильского и даже всегда враждебное последнему. Тир – это известный приморский город в древней Финикии, в Малой Азии, на северо-западе от Иудеи, а потому выражение: живущие в Тире – значит то же, что финикияне. Ассур – так назывался ассирийский народ, происшедший от Ассура, внука Ноева, от сына его Сима и обитавший к северо-востоку от Палестины. Ассирияне на сей раз пошли на Иудейское царство в защиту (в заступление) сынов Лотовых – потомков Лота, т.е. моавитян и аммонитян ( Быт.19:36–38 ). Сговорились единодушно, взывает псалмопевец в жалобной песни своей к Богу, и заключили против Тебя, Господи, союз: жители Идумеи и измаилтяне, или аравитяне с своими соседями – моавитянами, аммонитянами и амаликитянами, с ними же и агаряне с гевалитянами, филистимлянами с финикиянами и, наконец, ассириане как помощники или заступники за моавитян и аммонитян. Пс.82:10–11 Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове: потребишася во Аендоре, Быша яко гной земный. Изречениями сих стихов пророк снова обращается к Богу с молением, чтобы Он с враждебными израильтянам народами поступил (сотвори им) так, как поступил некогда с мадианитянами, во времена Судей угнетавшими Израиля и нападавшими на него, под предводительством Сисары, военачальника царя Асорского Иавима. Господь Бог, наказавший тогда израильтян за нечестие и совращение в идолопоклонство, помиловал их потом, когда они раскаялись в своем грехе отступления от Бога, и предал в руки их как самого царя и его военачальника, с 900-ми колесницами, так и все многочисленное воинство их, которое было частью истреблено, частью обращено в бегство израильским войском, предводительствуемым Вараком и пророчицей Девворой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   Что сказать о Моисее, который молился сидя и простерши крестообразно руки во время битвы Иисуса Навина с Амаликом? Почему принял он это положение тогда, как при всеобщем смятении и для придачи молитве своей большей силы, должен бы он был преклонить колена к земле, поразить себя в грудь и посыпать лицо своё пеплом? Не потому ли, что там, где сражалось имя Иисуса, долженствовавшего некогда в конец попрать дьявола, надлежало водрузить знамение креста, которым Иисус Навин мог бы одержать победу? Какое также значение имело то обстоятельство, что Моисей, после запрещения об изваянии какого-либо образа, вознёс на древо медного змия, как спасительное зрелище Распятого, когда Евреи уязвляемы были змеями в наказание за своё идолопоклонство? Значение было то, что и здесь представлен был образ чудесного могущества Креста, которого сила торжествовала над древним змием: всякой человек, уязвленный змеёй, то есть, ангелами дьявола, чтобы исцелиться от язвы грехов своих, должен был только взглянуть с верой на этот таинственный символ Иисуса Христа, и он был им спасаем.    Станем продолжать. Если ты у Псалмопевца читал, что Господь царствует с высоты древа: то я буду ожидать от тебя истолкования на этот текст. Ты, верно, не скажешь, чтобы тут дело шло о каком-либо Иудейском царе, лишившемся жизни на виселице, но согласишься, что это относится к Иисусу Христу, победившему смерть крестным страданием. Мы также у Исайи читаем: отроча родися нам. Не прямо ли о Сыне Божьем говорит он: отроча родися нам Сын и дадеся нам, Его же начальство на раме (плече) Его (Ис. 9:6). Скажи: какой, где Государь на плечах своих носил знамение начальства вместо диадемы на голове, или скипетра в руке, или же какого отличительного одеяния? Иисус Христос один носил на раменах Своих могущество новой славы и печать Своего величия, то есть, носил крест, дабы согласно с предыдущим пророчеством Господь царствовал с высоты древа.    На это же древо Бог указывает устами Иеремии Пророка: придите, и вложим древо в хлеб его, и истребим его от земли живущих, и имя его да не помянется к тому (Иер. 11:19). Действительно, древо было возложено на Него. Господь впоследствии Сам объясняет это таинство, наименовав тело Своё тем брашном, которое Пророк назвал Прежде прообразовательно Его телом. Нужны ли тебе ещё другие доказательства, что крест Господа нашего был предсказан? Прочти 21 Псалом, где описаны страсти Христовы и вперёд воспевается слава Его. Ископаша руце Мои и нозе Мои. Не крестная ли это казнь особого рода? То же самое разумеется, когда Он просит помощи у Отца Своего: спаси Мя от уст львовых и от рог единорож смирение Мое, как то мы выше объяснили. Давид ли был пригвождён к виселице? У другого ли какого Израильского Царя или Пророка руки и ноги были пронзены? Нет! Никто иной не был на кресте распят, кроме распятого всем народом с такой молвой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3995...

И преодоле Иисус Амалика, и вся люди его убийством меча ( Исх.17:8–13 ). Се истинная помощь против всех невидимых врагов! Истинная помощь к сему есть в древе, поставленном на горе Голгофе, в кресте, утвержденном между каменьями горы, в распростертии рук Иисусовых, в вольном распятии и дражайшей смерти Его. Сей Божественной силой, сим вспоможением может всякая верующая душа побеждать внутреннего врага своего до самого захождения солнца, до самой смерти своей, и может совершенно победить его. Да и в самый час смертный, когда плоть ослабевает, умирает, тлеет, когда чувства притупляются и действия свои прекращают, когда дух мятется, содрогается и ужасается неизвестности пути, – тогда разумная душа не другим чем может подкрепляться, как сим же животворящим крестом, сей же силой Распятого. Она, последние испуская плотские дыхания, дыхания прискорбные, и научившись надеяться на Господа, взывает к Нему: услыши мя, Господи, яко блага милость Твоя: по множеству щедрот Твоих призри на мя. Не отврати Лица Твоего от отрока Твоего: яко скорблю: скоро услыши мя. Вонми души моей, и избави ю: враг моих ради избави мя ( Пс.68:17–19 ). Господь же, являя ей милосердие Свое, показывает древо, крест и распятого на нем плотью Сына Своего, и сообщает в сердце ее таковое чувство: аще Сына Своего за меня не пощадил: как и не с Ним все мне дарствует? С которым усладительным, надежды и упования исполненным чувством, яко с непоколебимой подпорой проходит из мира сего в небесные селения бессмертная душа. Странствуй, Христианин, в мире сем, шествуй бодрственно к небесным селениям, шествуй, не ослабевая ни от препятствий мира, ни от горестей, плотью ощущаемых, ни от нападений вражеских, ни от ужаса смерти, шествуй, помня, что показано тебе от Господа древо, животворящий крест, который есть победа сопротивлений мирских, услаждение в горестях плотских, щит против врагов и подпора в час смертный. Рече Господь к Моисею: впиши сие на память в книги, и вдай во уши Иисусу, яко пагубою погублю память Амаликову от поднебесныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Богородичен Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид, песненно о Тебе провозгласи, величия Тебе сотворшему: предста Царица одесную Тебе. Тя бо Матерь Ходатаицу живота показа, без отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог , да свой паки обновит образ, истлевший страстьми, и заблудшее горохищное обрет овча, на рамо восприим, ко Отцу принесет и своему хотению, с небесными совокупит силами, и спасет, Богородице, мир, Христос имеяй велию и богатую милость. Ради Тебя, Богородица, пророк Давид, Богоотец в песни предвозвестил о Тебе, обращаясь к Сотворившему Тебе величия: «Предстала Царица одесную Тебя». ( Пс.44:10 ). Потому что Бог , благоволивший из Тебя воплотиться без отца, показал Тебя Матерью, Посредницею жизни; для того чтобы обновить Свой в нас образ, истлевший от страстей (наших), и для того чтобы отыскавши овцу, заблудившуюся в горах, взяв ее на рамена, принести к Отцу и, согласно с Своим хотениемсообщить ее с небесными силами, и спасти мир (благоволил) Богородице, Христос, имеющий великую и богатую милость. Стихиры стиховны Господи, возшед на крест, прадеднюю нашу клятву потребил еси, и сошед во ад, вечные узники свободил еси, нетление даруя человеческому роду; сего ради поюще славим животворящее и спасительное Твое востание. Господи! Ты, взошедши на Крест, снял с нас прародительское проклятие, и сошедши в ад, освободил вечных узников, даруя нетление человеческому роду. За это мы воспевая славим животворящее и спасительное Твое восстание. Тропарь Светлую воскресенья проповедь от ангела уведевше Господни ученицы и продеднее осуждение отвергше, апостолом хвалящеся глаголаху: испровержеся смерть, воскресе Христос Бог, даруяй Мирови велию милость. Господни ученицы, узнавши от ангела светлую проповедь о воскресении и освободившись от прадедного осуждения, радостно говорили апостолом: смерть ниспровержена; воскрес Христос Бог, подающий миру великую милость. Воскресные ирмосы четвертого гласа 1-й. Ирмос. Моря Чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав Израиль, крестообразными Моисеевыми рукама, Амаликову силу в пустыни победил есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Иаковом назван он потому, что запял врага, - (и назывался так) пока не удостоился такого благословения и не спас (от плена) чувств своих, бывших в руке врага. Когда же освободились они у него, тогда переименован он Израилем, то есть умом, зрящим Бога. Ибо, когда ум достигнет того, чтоб увидеть славу Божества, тогда боится его враждебная неприязнь. Почему хотя Исав выходит навстречу ему в горечи, но смиренномудрие Иакова погашает злобу его; и не он уже сам (Иаков) поборает его (Исава), но его повержение себя пред лицем Бога. Хотя враг будет завидовать человеку, видя великую славу, какой он достиг, но не может насиловать его, потому что Бог есть помогаяй ему, как написано: Возвратись в землю рождения твоего, и Я буду с тобою (Быт.31:3). Наконец, пришел он в Салим, и купил там поле, и устроил на нем жертвенник Господу, услышавшему его в день скорби (Быт.33:19-20). Имя Салим есть мир, то есть: когда пройдет человек брань, в которой покровительствует ему Бог, тогда достигает состояния мира. И поставил Иаков жертвенник из двенадцати камней, и принес на нем в земле обетования (жертву Богу) от трудов работы, какую совершил в Месопотамии. Таков был и возлюбленный Моисей, который, когда извел народ из Египта, спас его от руки фараона, перевел его чрез Красное море и увидел смерть всех врагов его, послал Иисуса истребить Амалика, а сам пребыл стоящим на вершине горы (в молитве), и руки его были поддерживаемы Аароном и Ором, чтоб они не отступали от знамения креста. Когда потом Иисус, истребив Амалика, с радостию возвратился, тогда Моисей построил жертвенник под горою из двенадцати камней и дал месту тому имя: Господь мое прибежище (Исх.17:15), потому что с Амаликом воюет Бог невидимою рукою. Имя Амалик означает уныние. Ибо, когда начнет человек убегать от пожеланий своих и оставит грехи свои, и прибегнет к Богу, тогда уныние, первое, воюет против него, желая опять возвратить его на грехи его. Прогоняется сие уныние прилежным к Богу приседением, приседению сему благоприятствует воздержание, воздержание сохраняется телесными трудами; и чрез них-то освобождается Израиль.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/674/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010