Волшебница в принципе не могла своими действиями вызвать кого-либо, тем более пророка Самуила. М.Гейслер добавляет: «И как дух пророка не мог явиться здесь, так же не могло явиться и его тело: оно было погребено в Раме (25:1), тогда как явление случилось в Аэндоре» 4 . Что же тогда произошло? Здесь два варианта: или волшебница пользовалась «услугами» своего помощника, который из ямы в углу говорил голосом якобы Самуила (мнение Д.Кимхи), или она, обладая способностью чревовещания, сама говорила от имени Самуила (мнение М.Гейслера) 5 . В таком случае ее испуг при виде «Самуила» – также имитация, а на вопрос о том, как она узнала Саула, предлагаются разные ответы. Интересное, хотя и маловероятное объяснение дает иудейская легенда, которая говорит, что она была теткой Саула, матерью его двоюродного брата Авенира 6 (если так, то яснее ясного, как ей удалось «опознать» своего царственного племянника; к тому же Авенир, по той же легенде, сопровождал Саула и наверняка заранее предупредил свою мать о необходимости «разыграть спектакль» перед царем). Более вероятные версии: или волшебница идентифицировала Саула по внешним физическим данным (росту, телосложению и др., вспомним: и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа ( 1Цар 9:2 ), или же признала в нем царя по его властному тону (только сам царь, запретивший деятельность некромантов, мог авторитетно пообещать: жив Господь! не будет тебе беды за это дело), или же поняла, что только Саул мог желать встречи с умершим Самуилом 7 . Получается, что она узнала царя с момента его прихода, но какое-то время не подавала виду, чтобы в нужный момент неожиданным «открытием» заслужить еще большее доверие к себе! Последний вопрос: как объяснить ее слова Саулу и, самое главное, как же она смогла предсказать реальные события (поражение Израиля и смерть Саула)? Ответ: в пророчестве волшебницы нет ничего сверхъестественного, она предугадала ход событий. При внимательном рассмотрении текста становится ясно, что новая информация в словах «Самуила» содержится только в стихе 19, тогда как содержание стихов 16–18 – по сути, упоминание предшествующих событий (отвержение Саула после войны с Амаликом, избрание Давида), о чем могло быть известным многим в Израиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Раньше было указано, что те народы, которым предсказывается погибель от руки Израиля, были уже во время Моисея во враждебных отношениях к Евреям. Что же касается идеи превосходства Израиля, то существование ее в век Моисее нельзя отрицать, пока Пятикнижие признают историческим памятником. Эта идее составляет основной тон уже в истории патриархов. На это указывает сам автор: предсказания Валаама в Чис.23:24 и Чис.24:9,17 указывают на Быт.49:10 , как бы на их основу. В Пятикнижии подробно повествуется об исполнении этой идеи в победе над Египтом, Амаликом и Хананеями 379 . Если тем не менее здесь усматривается мнимое пророчество, именно пророчество после исполнения предсказанных в нем событий, то это объясняется предвзятым мнением многих новейших германских богословов, будто в Св. Писании нет ни одного в истинном смысле божественного пророчества и следовательно предсказания о событиях, совершившихся в ближайшее время, суть не что иное, как некоторый вероятные догадки прозорливого ума, а те пророчества, которые касаются времен более отдаленных и по-видимому предзнаменуют некоторое известное событие, таковые будто бы несомненно представляют подделки и составлены после совершения факта. Опровергать это заблуждение в данном месте и для данной цели нет нужды. Посему достаточно заметить, что нелепость этого предположения всякому очевидна. Подделки допускаются с определенной целью для проведения какой-нибудь тенденции какого-либо воззрения. Между тем, еврейский народ по преимуществу народ практический, у которого религия всегда считалась постольку истинною, поскольку из нее вытекали определенные в настоящем или будущем результаты. Какие же могли быть последствия от подложных пророчеств, составленных после совершения самых событий?! Наконец, если автор поэт нашел согласным с законами поэтической концепции упомянуть Агага, почему он не упомянул прямо Саула и Давида? Почему в этой поэме не нашли места самые сильные соперники Саула и Давида – Филистимляне и цари савейские? Это воззрение вполне соответствовало колеблющемуся настроению умов западных протестантских общин и было с небольшими поправками принято выдающимися экзегетами в роде Блека, Кнобеля, Гартмана, Эвальда, Оорта и мн.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

«Дванадесять, – говорит, – лет (тии) работаша Ходоллогомору, царю Еламскому: третиего же надесять лета отступиша. И в четвертое надесять лето, прииде Ходоллогомор и цари, иже с ним, и изсекоша исполинов, сущих во Асторофе и в Карнаиме 298 , и языки крепки вкупе с ними, и Оммеов 299 в Сави граде, и Хорреов, иже в горах Сиирских, даже до Теревинфа Фараня, иже есть в пустыни. И возвратившеся приидоша к источнику судному, иже есть Кадис: и ссекоша вся князи Амаликовы и Аморреов, живущих во Асасонфамаре» 300 ( Быт.14:4–7 ). Не пройдем, возлюбленные, сказанного без внимания в той мысли, будто это повествование совершенно бесполезно. Божественное Писание обстоятельно рассказало нам обо всем с той именно целью, чтобы мы узнали силу этих варваров и какое они оказали мужество, с какой быстротой устремились на брань, так что поразили даже исполинов, т.е. людей сильных по телу, и покорили все народы, жившие там. Как сильный поток стремлением своим увлекает и разрушает все, так и эти варвары, напав на все те народы, почти всех их истребили и поразили князей амаликитских и всех прочих. Но, может быть, кто-нибудь скажет: что мне пользы, если я узнаю силу варваров? Не просто и не без цели Писание ввело это обстоятельство в свое повествование, не напрасно и мы предварительно предлагаем вам теперь узнать их мужество, но для того, чтобы, с продолжением поучения, вы познали великую силу Божию и добродетель патриарха. Так против этих-то людей, имевших такую силу и рассеявших столько народов, «изыде, – говорит Писание, – царь Содомский и Гоморрский, и Адаманский, и Севоимский, и Валаки, сия есть Сигор: и ополчишася противу их на брань во юдоли сланой на Ходоллогомора и Фаргала, и Амарфала, и Ариоха: четыри цари на пять: юдоль же сланая... кладязи смоляные». ( Быт.14:8–10 ). Потом, чтобы мы знали, как эти цари, ужаснувшись мужества и могущества своих противников, обратились в бегство. Писание говорит: «И побеже царь Содомский и Гоморрский, и падоша тамо, где были колодцы 302 : оставшиися же бежаша в горняя».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Мы привели выше талмудическое изречение о цели творения Мира и видели, что цель эта заключается в том, чтобы приложить к делу творения дело закона, т. е., чтобы человек, составляющий малый мир, принял на себя дело освящения мира соблюдением заповедей, хранил бы субботу, обрезание, короче, – человек создан на служение Господу. «Хотя Бог не имеет надобности, говорит Талмуд, в нашем служении, Ему не нужны наши молитвы и приношения: ибо все то, что находится в Мире, есть Его достояние; но, тем не менее, Ему приятно, когда мы Ему служим, когда молимся ему. Мы остановим внимание читателя на талмудическом сказании о необходимости молитвы, как главной части служения человеческого Богу: молиться необходимо, говорить Талмуд (смотр. Эйн – янков брохос 1-й), и особенно душеспасительно молиться в храме. Кто привык бывать ежедневно в храме и пропустит хоть один день, то Бог спрашивает о нем: почему де не пришел сегодня такой – то? Но спросят: из чего же это видно? Из священного Писания, отвечает Талмуд. У пророка Исаии сказано: «кто боится Бога, того Он слушает», подобное находим и в других местах священного Писания: когда воззовешь ко Мне, Я услышу тебя, а если Бог слышит глас молящегося, следовательно, говорит Талмуд, кого нет в храме, того Бог спрашивает; поэтому спасительно молиться Богу, продолжает Талмуд. Сам Бог даже молится (смотр, Талмуд – Брохос). Знаменитый во Иудее раввин, Ишмаил и передает, что он видел Бесконечного (Бога, не имеющего ни начала, ни конца) на молитве в храме и слышал даже Его голос: «Ишмаил, бни борхено», т. е. Ишмаил, сын мой, благослови меня! сказал Бог . Раввин ужаснулся: как благословлять благословенного? Но подумав сказал: «пусть милость Твоя, Господи, превышает гнев Твой и милосердие Твое да превзыдет строгость Твою в отношении к неправдам нашим» Благословенный кивнул Ишмаилу головой. В других местах Талмуд характеризует пред Израилем силу молитвы и ее важное значение в следующих словах. В священном Писании говорится, что пока Моисей, в войне с Амаликом, держал руки поднятыми, – Израиль побеждал «Разве руки Моисея вели войну, спрашивает Талмуд, или приостанавливали ее? – Это показывает тебе лишь то, что пока Израиль возносит свои взоры к небу и смиренно преклоняется пред Господом, мы побеждаем, когда же нет, – падаем». – Точно также ты читаешь: «Моисей сделал, медного змия и прикрепил его к шесту, и если какая ни будь змия, бывало, укусит кого и укушенный посмотрит на медного змия, то остается жив». – Неужели же ты думаешь, что этот змий мог убивать и воскрешать? Это значит лишь, что пока Израиль будет возносить свои взоры к Отцу небесному, станет усердно молиться Ему, то он будет жить, если же нет – он погибнет. 35

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 14 Января, Канон Глас 4 Песнь 1 Ирмос: Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав Израиль, крестообразными Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.  Припев: Святии преподобномученицы, молите Бога о нас. Воздержанием световидни бывше, блаженнейшии, боговидни явистеся яве истощением крове. Темже срадуетеся постником Христовым и мучеником.  Припев: Святии преподобномученицы, молите Бога о нас. Морем слез первее удависте фараона, мудрии, мысленнаго, кровными послежде теченьми погубисте и безвестию препосласте.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Просвещая Светодавец Господь ваше пощение терпением, угодницы Христовы, светозарно содела и явственно страдание, паче зари солнечныя сияющее.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Сый по естеству Господь, всем невместимь, в Тебе вмещается, Владычице, Человек благоутробием быв, да человеки за неизреченное человеколюбие спасет.  Песнь 3 Ирмос: Не мудростию, и силою, и богатством хвалимся, но Тобою, Отчею ипостасною Мудростию, Христе: несть бо свят, паче Тебе, Человеколюбче.  Припев: Святии преподобномученицы, молите Бога о нас. Сокрушенною мыслию Богу угодивше, сокрушисте вражие велехваление, блаженнии, мечем сокрушаеми и умерщвляеми.  Припев: Святии преподобномученицы, молите Бога о нас. Смотряюще пребывающих, мудрии, присносущное, нестоянных и тленных долу влекущо отринусте, темже ублажаетеся, преподобномученицы.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Закону Божественному благопокорною мыслию повинувшеся, плотския сласти воздержанием погубисте и, ныне пострадавше, славу улучисте.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Пресвятая, Пресвятое Слово рождшая, освяти наша и души и телеса, блажащих Тя, Всенепорочную.  Седален, глас 4 Яко пресельницы являеми и пришельцы на земли, кущи водрузивше в пустынях, яве постистеся, преподобнии, наготою украсившеся, добродетелей одеждею, сообразни бывше Христовых страстей, темже и претерпесте варварское заколение.  Песнь 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Блажени раби тии, ихже пришед Господь обрящет бдящих» ( Лк 12.35–37 ). То же и блаженный апостол Павел, увещевая нас к преспеянию, возвращению и высшему совершенствованию нашей веры, говорит: «Не весте ли, яко текущий в позорищи вси убо текут, един же приемлет почесть? Тако тецыте, да постигнете; ...они убо да истленен венец приимут, мы же неистленен» ( 1Кор 9.24–25 ). Также: «Никтоже воин бывая [Богу] обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет; аще же и постраждет кто, не венчается, аще не законно будет подвизатися» ( 2Тим 2.4–5 ). И опять: «Молю... вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, ...и не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная» ( Рим 12.1–2 ). И еще: «Есмы чада Божия; аще же чада, и наследницы; наследницы убо Богу, снаследницы же Христу, понеже с Ним отражаем , да и с Ним прославимся» ( Рим 8.16–17 ). Такое же увещание заключается в божественной проповеди Апокалипсиса: «Держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего» ( Откр 3.11 ). Пример же того, как надобно быть твердыми и стойкими, мы находим в книге Исхода: Моисей для одержания победы над Амаликом, изображавшим диавола, поднимал вверх руки в знамение и Таинство Креста и одолевал противника только в том случае, когда с поднятыми постоянно руками пребывал неослабно в этом знамении. " И бысть, – сказано, – егда воздвизаше Моисей руце, одолеваше Исраиль; егда же опускаше руце, одолеваше Амалик... И вземше камень, подложиша ему, и седяще на нем: Аарон же и Ор поддержаста руце ему, един отсюду, а другий оттуду: и быша Моисеови руце укреплены до захождения солнца: и преодоле Иисус Амалика и вся люди его... рече же Господь к Моисею: впиши сие на память в книги и вдай во уши Иисусу, яко пагубою погублю память Амаликову от поднебесный» ( Исх 17.11–14 ). Глава 9 Ибо бедствия и гонения бывают для нашего испытания. Бедствия и гонения бывают для нашего испытания.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Иаков же, достигнув 85 лет, родил/59а Левия, и после того жил 69 лет, и умер в Египте, пробыл там 17 лет, всего прожив 147 лет ( Быт. 47:9:28 ). Будучи 75 лет, он бежал от Исава, брата своего и поселился в Харране Месопотамском, то есть в Междуречье, у Лавана, брата матери своей Ревекки, у которого пастырем овец был 20 лет. И обеих дочерей его, Лию и Рахиль, в жены взяв, получил 12 сыновей и одну дочь, от свободных и от рабынь, Валлы и Зельфы. От Лии он родил Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара, Завилона и одну дочь , а от Рахили – Иосифа, а потом – Вениамина, по возвращении. Б113 От Валлы же рабыни родил Дана и Неффалима, . И93 Глава 14 А через двадцать лет после избавления от рабства и возвращения из Месопотамии в землю Ханаанскую и после видения Бога, боровшегося с ним и переименовавшего его в Израиля ( Быт. 32:24–28; 35:10 ), он снова увидел видение в/59б Вефиле и дал десятину всего, что нажил. Потом добавил и детей, пересчитав их, начав от Вениамина, в обратном И, до Левия дойдя обнаружив, что он десятый, привел его Богу. Дал десятину (от) детей, и (от) всего имущества своего, как и раньше обещал, сказав Богу, когда бежал: «(От) всего, сколько мне дашь, десятину отделю Тебе » ( Быт. 28:22 ). И тотчас же облек Левия в одежду иерейскую и через Левия жертвы Богу приносил в Вефиле. с тех пор те, которые при жертвах Закона и при общей службе пребывают, стали называться левитами, а те, которые во святительстве, по божьей благодати, стали называться клириками, по Писанию: «Нет левитам жребия среди людей Израилевых, ибо Господь есть удел их и жребий» ( Втор. 10:9 ). А Исаак и Ревекка после возвращения Иакова призвали Иакова/59в и Исава и просили и заклинали их сохранять мир друг с другом сохранять братское родство и любовь, Б114 запретив (ссориться), преставились, сначала Ревекка, а после нее, долго прожив, Исаак преставился, честь первенства Иакову оставив. А после этого Исав, подстрекаемый Амаликом, сыном своим, которого добыл от наложницы, восстал на Иакова, брата своего, и, собрав племена, устремился на него и на сыновей его войной, как говорит

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

145 Феофан Начертанный, еп. Никейский, исповедник за иконопочитание † 843 г.; написал довольно много канонов. 150 С греч. это предложение буквально «и победы (вин. п ) на врагов показывая прописью мысленно». Речь о надписи на явившемся кресте: «сим победиши». 157 Киприан Студит IX в, инок, по другим – архиепископ; от него сохранилось только несколько стихир. 165 φλαγγα – вин. п. от φλαγξ фаланга, боевой сомкнутый строй войска (собств. «продолговатый кусок чего-либо») 166 «Велиар» букв. с евр., где это слово читается «velial» – «негодность», «гадость», так называется сатана в Сивиллиных книгах и иудейских псевдонимических пророчествах; так передается слово «сатана» везде в сирийском переводе Библии. 169 Диавол назван Амаликом в виду того, что по отношению к этому врагу Израиля прообраз Креста впервые проявил силу 171 Воздвижению Креста усвояется сила умилостивления за грехи, как отражение крестной жертвы Христовой. 175 Льва императора, именно Льва VI Мудрого († 911 г.), автора многих др. стихир. Слав. «Деспот» – Δεσπτης – господин, государь. 176 κραταα от κρτος - " сила» со стороны ее применения, влияния, в отличие от «силы» вообще, физической и духовной – δναμις 181 πθος – у классиков – любовь к отсутствующему и потерянному, соединенная с желанием его, тоска; позднее – сильная любовь 183 Меткое указание на главную суть христианского праздника, песни в честь его. Издревле служба праздника от обычной отличалась сплошным пением всего (в западной церкви – даже Евангелия), почему называлась «песненным ( σματικ) последованием». 184 πανγυρις – всенародное собрание, наиболее торжественный праздник, на который собирался народ со всей страны (так назывались, напр., Олимпийские игры, Панафинеи и т. п ; ср «восплещем»). 188 κκκινου – багряное, багряница не названа ее обычным именем (порфира), т. к в данном случае ей дано необычное, посмеятельное употребление 199 Обычное окончание стихир, но по отношению к Кресту звучит сильно и знаменательно (значение Креста и самого по себе для христианского мира)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

К этой молитве преосвященный Августин присоединил и свои сильные слова, и речи к своей пастве и ко всем Россиянам. «Дерзайте, стойте и зрите спасение, еже от Господа; Господь бо поборет по вас, возопил Моисей к Израилю, когда кровожаждущий Египтянин гнал вслед его и простирал убийственные руки на поражение народа Божия». «Братия мои! Се и противу нас подъял неправедное оружие сильный, коварный и злобный враг. – От мраков запада двинулась сила Египетская; возшумели колесницы и тристаты; тьмы иноплеменных победивших и побежденных, разоривших и разоренных, торжествующих п плачущих разсеялись по пределам любезного отечества нашего. Надменный Фараон прешед страны, наводненные кровью избиенных от него, прешед царства, им разоренные, прешед грады, им опустошенные, является с ополчениями своими в пределах благословенного одержания Царя нашего. – Он умышляет в ярости своей разорить святой Иерусалим, расхитить достояние людей Божиих, огнем и мечем опустошить Россио, сколь пространством, столь славой великуй. Но еда во веки прогневается Господь? еда забудет ущедрити Бог ? Братия мои, дерзайте, стойте и зрите спасение, еже от Господа; Господь бо поборет по вас. «Близ Господь всем призывающим Его во истине ( Пс.144:8 ). К вам убо, во-первых, обращаюсь Иереи Бога Вышнего! Предстоя престолу Его, ныне наипаче умножите молитвы свои, ныне изливайте всю душу свою пред Господом; в вечер и заутра, в полунощи и в полудни вопийте к Нему, да оставит нам беззакония наши и грехов наших не помянет к тому; да милостив будет нам; множеством славы Своей да сотрет сопротивных наших и огнь гнева Его да пояст их, яко стеблие». «Но и Боговидец утомлялся в молении, и Моисей опускал руки свои. – Что же будет с нами грешными, еже ли вы, православные чада Церкви, яко Аарон и Ор не поддержите в молении рук наших собственным благочестием вашим и добродетелями? Дайте нам во укрепление камень вашей веры, воспламените моления наши огнем вашей к отечеству любви; излейте на жертвы наши елей человеколюбия и милосердия вашего к ближним; курение фимиамов наших растворите благоуханием собственной чистоты вашей и непорочности. Таким образом руце наши будут укреплены ко Господу, дóндеже пагубою погубить память Амаликову от поднебесныя ( Исх.17:15 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

13). Поток Арнон называется теперь вади Моджеб, низовьях течения своего, в верховьях сеиль-ес-Саиде; (так Буркхардт, Зеетцен и Риттер). Это очень быстро текущий поток впадающий в Мертвое море. Израильтяне проходя «пустыней» т. е. степью должны были переходить его в верховьях. Поток Арнон (ниже ст. 26) сделался лишь недавно перед проходом израильтян границей между Моавом и Аморреями, так как Сигон Аморрейский недавно еще завладел северною частью земли Моавитян, которую теперь израильтяне проходили победоносно (ср. ниже ст. 25). О дальнейшем движении Израиля см. ниже и гл. XXXIII 45 и след. Но в стихе 13-м израильтяне держатся еще вне территории, как Аморреев, так н Моавитян, в общей кочевой степи. Занятие земли Аморреев упомянуто ниже 214 (Ст, 14). Мы не имеем никаких других указаний, кроме настоящего стиха о «книге браней Господних»; но по самому ее названию мы должны думать, что она заключала в себе летопись всех военных действий, начиная с Рефидима, так как мы видим в книге Ucx. XVII, 14 , что Господь сказал Моисею: «напиши сие (победу над Амаликом ст. 13-й) для памяти в книгу». Вероятно в этой же книге записывались и вдохновенные песнопения (начиная с песни Моисея и сынов Изралевых, после прохождения через Чермное море, Ucx. XV:1–19 ), которые воспевали чудеса явленные Господом и победы одержанные Его помощью. Мы уже говорили что по-видимому весь этот отдел (глава XXI) выбран из этого древнейшего документа, причем конечно опущены из этой летописи многочисленные мелкие столкновения с кочевыми племенами пустыни, а внесены Моисеем в книги им начертанные лишь важнейшие события имевшие решительное влияние на жизнь и будущность народа 215 (Ст. 15). Стихи 14 и 15 суть вводное предложение имеющее характер ссылки на документ многим известный. Наш перевод принимающий слова Вагеб в Суфе за имена собственные, (Англ. перевод: « что он сделал на Чермном море») подтверждается лучшими переводами и комментарии. Чермное море действительно называлось морем Суф, т. е. морем тростниковым, но слово тростник придавалось по-видимому и болотистым речкам, или топким местностям, на которых рос тростник.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010