Немалые части Северной Америки, в первую очередь Аляска и Алеутские острова, были открыты, изучены и освоены трудами многих русских людей, почему справедливо именовались «Русской Америкой». «В истории географических открытий и исследований Русская Америка осталась как яркое свидетельство беззаветной отваги, энергии и пытливости нашего народа. Многие из безвестных русских героев сложили свои головы в борьбе со свирепой стихией у скалистых, пустынных островов Алеутской гряды, на берегах могучих рек — Юкона, Кускокуима, Медной, в лесах Центральной Аляски, на глухих снежных перевалах гигантского Аляскинского хребта. Но ни сильные океанские штормы, ни лютые морозы и снежные метели, ни высочайшие горы, ни льды не могли преградить путь смелым русским людям. Сотни русских названий на огромном пространстве, от самого западного из Алеутских островов почти до залива Сан–Франциско, от самой южной точки Аляски и до самой северной, свидетельствуют о замечательном подвиге нашего народа»   . Еще в XVIII веке, осваивая неведомый до того времени для европейцев край, русские люди несли сюда и первые семена русского Православия. Среди алеутов и жителей Аляски особенно памятно имя гражданина г. Рыльска Курской губернии купца Григория Ивановича Шелихова (1748—1795)—основателя на той земле первых постоянных русских поселений. Налаживая мирную торговлю с местными жителями, обучая их промыслу, грамоте, счету, знакомя эскимосов с «волшебным» Кулибинским фонарем (первый русский прожектор, сконструированный И. П. Кулибиным), который они приняли за солнце, подготавливая из местных жителей переводчиков, мастеровых и мореходов, Шелихов одновременно стремился внушить им основные понятия православной веры в Триединого Бога, в Христа Спасителя, учил их начальным молитвам, подчас крестил их, так как священника среди промышленников сначала не было; в различных местах устанавливал большие деревянные кресты как символы того, что честь первого посещения и освоения данных мест принадлежит русским православным людям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Г.В. Аксёнова, Е.В. Сокольников (иеромонах Роман) Жизненный путь и особенности служения преосвященного епископа якутского и Вилюйского Иакова (Домского) Источник Содержание Введение Начало церковного служения Ректорское служение в Благовещенской и Пермской семинариях Церковная научно-исследовательская деятельность преосвященного Иакова (Домского) Особенности служения епископа Иакова (Домского) на Якутской земле Выводы Life and community ministry of Jacob (Domsky). The eminent bishop of Yakutsk and Vilyuysk REFERENSES Г.В. Аксенова 1 , Е.В. Сокольников (иеромонах Роман) 2 «В память вечную будет праведник…» 3 В статье на примере жизни и деятельности представителя Синодального периода истории Русской Православной Церкви, миссионера и проповедника епископа Иакова (Иеронима Домского) (1823−1889) раскрываются особенности церковного служения в дальних регионах Российской империи во второй половине XIX в. Преосвященный Иаков (Домский), второй епископ Якутской и Ленской кафедр, первый архиерей, скончавшийся и похороненный в Якутске, явился продолжателем новых миссионерских традиций, сформировавшихся в XVIII – первой половине XIX вв. и направленных на христианское просвещение. Его участие в процессе совершенствования духовных школ, улучшения условий учебы, разработки новых образовательных программ способствовало решению одной из задач – подготовке высокообразованных служителей Церкви. Эти выпускники смогли впоследствии достойно служить отечеству в Сибири, на Дальнем Востоке, в Русской миссии в Китае и Японии, на территории Алеутской и Аляскинской епархий. Открытие сельских приходских и церковно-приходских школ, создание женских епархиальных училищ, публичных библиотек, переводческая деятельность, выпуск епархиальных газет − все это факты из жизни и монашеского служения владыки Иакова. Как епископ одной из самых дальних инородческих епархий он сделал много для утверждения православия и поднятия авторитета православного священства. В статье раскрыта роль епископа Иакова (Домского) в организации духовного образования и региональной церковной печати. На основе краткого анализа основных богословских трудов, среди которых «Русское проповедничество, исторический его обзор и взгляд на современное его направление», показано значение наследия архиерея в развитии церковной исторической науки. На примере деятельности епископа Иакова (Домского) раскрыта роль русских духовных миссионеров-подвижников в организации библиотечного дела, образования и духовного просвещения коренных народов Сибири и Дальнего Востока во второй половине XIX в.  

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В издательстве Свято-Тихоновского университета вышел сборник публикаций, посвященных приходской жизни в Америке 03.11.2016 В издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета вышел сборник с материалами международного исследовательского проекта информационно-аналитического центра факультета социальных наук ПСТГУ: «Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом: Материалы к изучению приходской жизни. Выпуск 4: Приходы Америки». Ответственный редактор издания — доктор экономических наук, профессор И.П. Рязанцев, редактор-составитель — кандидат социологических наук М.А. Подлесная. Четвертый выпуск сборника «Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом» факультета социальных наук ПСТГУ продолжает серию публикаций интервью и аналитических материалов о приходской жизни, начатую в первых трех выпусках 2011, 2013 и 2015 годов. За это время уже сформировалась определенная исследовательская перспектива, методологические основы изучения приходов, построенные на принципах невмешательства и максимального раскрытия точек зрения участников событий и процессов. В центре внимания — сами социальные акторы, священнослужители и прихожане, интервью с которыми позволяют раскрыть не только социальное, но и личностное измерение церковной жизни. Четвертый сборник посвящен приходским материалам, собранным в Соединенных Штатах Америки , и тесно связан с именем Святейшего Патриарха Тихона — небесного покровителя Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Именно в США, в далеком 1898 году будущий Патриарх начинал свое служение в качестве епископа Аляскинско-Алеутского, возглавляя кафедру вплоть до 1907 года, и оставил о себе память «благостного святительствования». В сборнике представлены интервью со священниками, аналитические статьи, переводы, авторские материалы исследователей из России, США, Германии и Греции, публикующиеся в рамках международного исследовательского проекта «Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом» информационно-аналитического центра факультета социальных наук ПСТГУ. Материалы сборника дают определенный срез современной православной приходской жизни за рубежом, главным образом, приходов Северной Америки; православных приходов, существующих в условиях иноконфессиональной, поликонфессиональной и православной среды (на примере США, Германии и Греции). Издание предназначено для социологов, ученых смежных научных направлений, церковной общественности и широкого круга читателей. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 03.11.2016 19:45:35

http://drevo-info.ru/news/21490.html

Закрыть «Не думайте, что на чужбине кто-то ждет вас с распростертыми объятиями» Беседа с архиепископом Наро-Фоминским Юстинианом, управляющим Патриаршими приходами в США 13.08.2013 706 Время на чтение 21 минут Среди памятных дат церковной истории, отмечаемых в нынешнем году, есть одна, объединяющая Русскую и Американскую Поместные Православные Церкви. 220 лет назад российская императрица Екатерина II подписала указ о создании и отправке на Аляску знаменитой Валаамской миссии. Именно трудами русских монахов было положено начало православному просвещению североамериканского континента. Об истории миссии и современной жизни православных американцев рассказывает гость сайта - архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан , управляющий Патриаршими приходами в США. Архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан - Владыка, позвольте от лица читателей сайта « Православие.ru » поздравить вас и вашу паству со значимой датой. - Благодарю за поздравление. Вкратце напомню, что тогда Высочайшим указом несколько человек монашествующих были определены для того, чтобы ехать на Аляску с целью удовлетворения духовных потребностей русских поселенцев. В то время берега Аляски населяли преимущественно промысловики, занимавшиеся ловлей морской выдры - этот пушной зверь очень ценился и приносил большой доход Российскому государству. Собственно именно экономическая выгода заставляла русских купцов искать новые земли, и они основали на Аляске Российско-Американскую компанию. Ее руководство обратилось в Петербург с просьбой прислать священнослужителей. На тот момент миссии была обещана помощь, в том числе финансовая, на строительство храмов и их содержание. Святейший Синод, коему императрица поручила сформировать миссию, посчитал, что природные и климатические условия острова Валаам очень похожи на аляскинские, поэтому именно насельники Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, имеющие к тому же навык хождения на лодках по большой воде, наиболее подходят для этой цели. В 1794 году группа монашествующих с Валаама прибыла на Аляску. Следующий год для нас по этой причине тоже является памятным: исполнится 220 лет со времени прибытия миссии в Америку - и, возможно, этому событию будет уделено больше общественного внимания, чем было оказано нынешней дате.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Бабушка не грозила мне небесными карами, не приписывала случавшиеся со мной болезни (которые увеличивались подобно снежному кому) Божьему гневу. Она вела со мной богословские диспуты с широкой аргументацией. Это было, как я сейчас вспоминаю, замечательное время. Но из него я вынесла одно – диспуты интересны, но мало влияют на точку зрения дискутирующих. Одним из доводов Бабушки был следующий: «Оленька, посмотри на этот цветочек, на его листочки. Ведь это целая фабрика! Знаешь ли ты, что на ней происходит? В листочке углекислый газ превращается в кислород. Это сложнейшие химические реакции!» Если верить современным брошюрам по разговору с неверующими, я должна была заинтересоваться и прийти к вере. Но мой ответ был прост: «Это все эволюция и гены!» «Как же эволюция?» — растерялась Бабушка. – «Такой сложнейший организм. Ну, хорошо, давай разберем бабочку. Ты знаешь, как у нее устроен хоботок, чтобы она могла пить нектар?» Но ни рассказы о перелетных птицах, ни о дельфинах, ни о пчелах не могли вернуть мне утраченного мною Бога. Может быть, они действуют на каких-то хороших и правильных детей, о которых пишут в брошюрках, но на меня они, скажу правду, не действовали. Постепенно и разговоры наши с бабушкой на эту тему угасли. К счастью, у нас было еще много других тем – мы обсуждали прочитанные книги, мои рисунки, просмотренные фильмы, опять же пчел, бабочек и растения, выделяющие кислород – без рефрена «А все это создал Бог!». Я полюбила биологию и стала читать учебники для старших классов. Там было подробно написано про эволюцию, которую доказывает существование хвостов у некоторых людей. Картинки приводились. Мне это вскоре надоело, я стала читать про генетику, мне это казалось крайне интересным. Мне уже шел двенадцатый год. Я «заболела» романтикой кубинской революции, прочитав очередную книгу, и стала изучать испанский язык. Образы Че Гевары и Фиделя Кастро были для меня высоки и романтичны, их деяния были для меня так притягательны, а сами они стояли на вершине всех человеческих иерархий. Ведь они были борцами за свободу!

http://pravmir.ru/prepodobnyj-german-aly...

Это был небольшой по продолжительности, но очень важный жизненный опыт. Он касался вопросов предела жизни, и хотя тогда у меня не было выраженной религиозной рефлексии, но я напрямую столкнулся с главным вопросом, на который отвечает каждая религия, вопросом о смерти. Можно 300 раз сказать слово «смерть», а можно один раз побывать у постели умирающего человека. Получить такой реальный опыт для меня, юноши, было необычайно полезно. Был и другой опыт, тоже ценный: в то время я прочитал «Смерть Ивана Ильича» Л.Н. Толстого и «Раковый корпус» А.И. Солженицына. Наставники — Учась в МГИМО, Вы поехали по обмену в Америку. Там, в маленьком провинциальном городе Чико, Вы встретились с Православием — братством отца Серафима (Роуза), отцом Германом (Подмошенским). Читали раньше отца Серафима? Почему Вы поверили этим отцам? — Я был на третьем курсе МГИМО, когда поехал в Америку. Отца Серафима (Роуза) я, конечно же, читал. В начале 1990-х годов, в отличие от сегодняшней ситуации, православных книг издавалось не так много, и большая часть из них была репринтом дореволюционных изданий. А среди современных авторов (отец Серафим умер в 1982 году, то есть был нашим современником) отец Серафим был, пожалуй, одним из самых известных. Я читал две его книги, которые были переведены на русский язык, — «Православие и религия будущего» и «Душа после смерти». Когда я находился в Штатах, иеромонах Дамаскин (Кристенсен) из Братства преподобного Германа Аляскинского написал книгу об отце Серафиме «Не от мира сего. Жизнь и учение отца Серафима (Роуза)». Огромный том. Здесь, в России, мы его переводили и издавали, когда я работал в Валаамском обществе Америки. Тогда я для себя сформулировал, что из всего печатного наследия отца Серафима (Роуза) самым ценным является… книга о нем. Это биография, рассказ о становлении православного верующего американца через религиозно-­философский поиск. Знаю, что было и есть много дискуссий, разговоров о непростом пути отца Серафима (Роуза), отца Германа (Подмошенского), но я безмерно благодарен за свой американский опыт отцу Серафиму и отцу Герману, которого считаю одним из трех главных учителей в своей жизни, учителем юношеского периода.

http://patriarchia.ru/db/text/6076482.ht...

Исследователь использовал прежде всего труды древних церковных историков Евсевия , Сократа Схоластика , Созомена и еп. Феодорита Кирского, зап. публикации на данную тему (К. Й. Гефеле и др.). Первый выпуск этого труда, посвященный I-III Соборам, был издан в Москве в 1871 г. Затем автор вынужден был надолго прекратить работу в связи с пребыванием на Американской кафедре. Полностью переработанный и дополненный сведениями о IV-VII Соборах вариант книги был издан лишь в 1896 г., в бытность И. епископом Аксайским. По характеристикам Н. Н. Глубоковского , И. «не убоялся взять обработку истории Вселенских Соборов и в повествовательном отношении изобразил три первые из них с достаточной научностью, почему продолжатель этого дела, проф. А. П. Лебедев, не нашел нужным снова описывать настоящую сторону» ( Глубоковский Н. Н. Рус. богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 55). «Русское общество всегда нуждалось в простой, но основательной истории Вселенских Соборов. Это сочинение изложено ясным легким общедоступным языком и всюду говорит подлинными документами, давая живую и наглядную картину событий» (ПрибЦВед. 1906. 45. С. 2963). В апр. 1870 г. Св. Синод предложил И. занять учреждаемую Американскую (Алеутскую и Аляскинскую) епархию. По мнению проф. МДА П. С. Казанского , «пост епископа в Сан-Франциско более дипломатический, чем пастырский, и представитель там нашей Церкви должен обладать если не ученостью, то светской ловкостью и развязностью, чего никто не имеет из сих лиц… [И.] человек, конечно, нисколько не подготовленный к сему служению, только восемь лет как кончил курс Академии» (Переписка проф. МДА П. С. Казанского. 1914. С. 563, 564). Впосл., в период настоятельства И. в московском Симоновом мон-ре, В. К. Саблер , вероятно имея в виду простоту и доверчивость епископа, говорил об И.: «Ведь это дитя» ( Никанор (Бровкович), архиеп. Минувшая жизнь. Од., 1913. Т. 2. С. 82). По словам еп. Никодима (Казанцева) , при назначении в Америку И.

http://pravenc.ru/text/469514.html

Сопоставляя разные данные, рязанские исследователи предположили, что Егор Попов потерял всю семью во время свирепствовавшей тогда эпидемии чумы и после этого ушел сперва в Саров, а потом на Валаам. Ушел безвозвратно: " дом продолжал за ним числиться, но он туда более не возвратился " . " Но главное для нас, — говорит Малахов, — это не какие-то архивные источники, которых, на самом деле, не так уж и много; а мнения ныне живущих людей, которые о существовании этих источников, может быть, даже не подозревают. По нашему опыту работы на Аляске, вот эта людская память, передаваемая от человека к человеку, из поколения в поколение, — наиболее интересный материал, который мы и пытаемся добыть во время наших экспедиций. Понятно, что он не лишен некоторого субъективизма, эмоциональности, но он является прекрасным дополнением к архивному материалу, к документальным источникам о святом Германе " . Рака с мощами преподобного Германа Аляскинского; сверху лежат его вериги, крест и камилавка, фото: Сергей Стефанов      Новые факты из жизни знаменитого миссионера будут также представлены в документальном фильме. Михаил Малахов сообщил РИА Новости, что создатели планируют закончить работу над картиной через два месяца и провести ее презентацию на острове Кадьяк на Аляске. Глава Издательского совета Русской православной церкви митрополит Климент, благословивший выставку и сам ранее неоднократно бывавший на Аляске, согласен с мнением светских исследователей. " Народ там замечательный. Я беседовал с местными жителями, и они говорили: " А в нас русская кровь течет " . 150 лет прошло, как продали Аляску, а они все хранят память. И не только память, но и проявляют верность той духовной культуре, которую приняли от русских миссионеров " , — сказал иерарх. В России тоже помнят о своих великих соотечественниках. В феврале глава МИД РФ Сергей Лавров утвердил межведомственную рабочую группу по вопросам сохранения российского исторического и культурного наследия в США, — на презентации с участием представителей МИД особо отметили этот факт.

http://pravoslavie.ru/102503.html

Общество Взаимопомощи развивается пока прекрасно. В нем числится до 1000 человек членов. Сестричный союз впервые возник в Бриджпорте. За сим такой же союз устроился, при содействии протоиерея А. Товта, в Велькесбарре и, наконец, в Аллегени. Сестричные союзы имеют, между прочим, еще своей задачей, кроме всякой другой, помощи сестрам, помогать и во время родов приглашением медика, акушера и личным уходом сестер друг за другом. Общество Взаимопомощи имеет и свой орган – газету «Свет», которая издается священником Григорием Грушкой в Олдфорже. С 1-го сентября 1896 года стал издаваться в Алеутской епархии свой епархиальный орган: «Православный Американский Вестник». Несмотря на краткость времени своего существования, Вестник успел уже заинтересовать общество, – как здешнее, так и европейское. Он рассылается во все университеты Соединенных Штатов, в Европе во все наши посольства и миссии, а также и в России – некоторым иерархам, в академии, семинарии и т. п. Статьи его перепечатываются как в заграничных газетах, так и в русских. На Аляске же каждый его вызывает целую сенсацию. Посещения преосвященным разных мест епархии и беседы с пасомыми – вызывали всегда живейший интерес. Встречи и проводы делались самые торжественные. Многие обращались к нему с различными вопросами из своей духовной жизни; иные просили исповедать их и проч. На Аляске во многих метах люди не шли на промыслы в ожидании преосвященного, который всюду встречал и радушный прием, и любовь, и внимание. Одним из светлых явлений в жизни Алеутской паствы было празднование в 1897 году столетнего юбилея рождения приснопамятного святителя Иннокентия – просветителя алеутского. Имя этого святителя всегда будет достолюбезно Алеутской епархии. К печальным сторонам жизни той же паствы нужно отнести следующие явления: гнет правительственных агентов на островах и на Аляске, крайне враждебное отношение к духовенству Аляскинской Торговой Компании и других компаний, ибо духовенство не отстаивает беззаконных претензий этих компаний, несправедливое отношение инословных миссионеров и учителей публичных школ к населению. Несмотря на крайне затруднительные условия, при коих нашему духовенству в Алеутской епархии приходится жить и действовать, труды его не оставались бесплодными: в 1896 году присоединилось к Православной Церкви проживающих в Североамериканских Соединенных Штатах униатов в городе Буффало 40 человек, в приходе Миннеаполисской церкви 13, в городе Вилькесоне 40, в Нью-Йоркском благочинническом округе Алеутской епархии, в течение первого полугодия 1896 года, 176, и в городе Кливеленде 63 человека, а в 1897 году 700 униатов-руссинов, проживающих в Канаде, в британских владениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Что еще могло привлечь туземцев? Например, платье из европейских тканей. Так что даже крестильные одежды можно рассматривать в качестве выгоды. Но миссионеры не располагали запасами, чтобы обеспечить одеждой тысячи крещеных. В период первой духовной миссии подавляющее большинство крещений было совершено во время миссионерских путешествий иеромонахами Макарием и Ювеналием. Трудно предположить, что они возили с собой столь значительный груз. К этому можно добавить, что впоследствии святитель Иннокентий строго запрещал выдавать туземцам при крещении что-либо, кроме нательного крестика и небольшой бумажной иконки, потому что все остальное могло быть воспринято аборигенами как подарок. В связи с этим американская исследовательница Лидия Блэк отмечала, что это правило тормозило процесс христианизации индейцев тлинкитов, так как у этого народа ритуал подарка сохраняет первостепенное значение даже в наши дни. Думаю, что для аборигенов особую ценность представляло установление духовного родства с русскими, которые становились восприемниками при крещении. Местные жители очень высоко ценили духовное родство. Еще до прибытия миссионеров они хранили верность своим крестным отцам промышленникам, помогая им в добыче ценной пушнины. Со своей стороны крестные отцы, проявляя заботу о крестниках, не только учили их православным традициям, но и снабжали их европейскими товарами, что возвышало последних в глазах соплеменников. Также, по свидетельству американских этнографов, первое время аляскинских туземцев особенно привлекало в крещении то, что они получали новое имя и фамилию крестного отца. Это было связано с их представлениями, что в имени заключалась сила человека, и с каждым именем он получал новые возможности. Впоследствии к принятию христианства аборигенов влекло ощутимое действие благодати на новокрещеных. Святитель Иннокентий писал, что ради веры, которая не предлагает внешних выгод, они ограничивали себя во многих телесных удовольствиях. В первую очередь это касалось отказа от пороков, характерных для их уровня социального развития: полигамии и рабства. Кроме того, исполнение некоторых церковных установлений на Аляске осложнялось местными условиями: например, пост перед причащением для местных жителей состоял не в перемене рода пищи, что в принципе было невозможно, а в полном отказе от нее на дни говения.

http://patriarchia.ru/db/text/3526722.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010