Из писем К.П. Победоносцева к Николаю II (1898–1905)/Публикация подготовлена М. Н. Куровым//Религии мира. История и современность. Ежегодник 1983. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1983. С. 163–194. Из Северной Америки...//ПЦВ, 1901, 22, с. 788–790. Из церковной летописи//АПВ, 1905, т. IX, 24, с. 488–489. Из церковной летописи в Нью-Йорке//АПВ, 1906, т. X , 19, с. 389. Из церковной летописи. Нью-Британь, Бриджпорт, Ансония//АПВ, 1905, Т. IX, 23, с. 467–469. Извлечение из Протоколов Собрания Духовенства Северо-Американской Епархии, состоявшегося в Ольдфордж, Па 20 Июля – 2 Августа 1905-го года//АПВ, 1905, Т. IX, 21, с. 424–430. Иннокентий (Пустынский). Архипастырский дар Ситкинскому собору//АПВ, 1908, т. XII, 1, с. 18–19. Иннокентий (Пустынский). Отчет о состоянии Аляскинского Викариатства за 1906 год. (Окончание)//АПВ, 1907, т. XI, 9, с. 156–169. Иннокентий (Пустынский). Речь Преосвященнейшего Иннокентия, Епископа Аляскинского, произнесенная при вступлении в Кафедральный Собор в Сан-Франциско 16 Марта 1904 года//АПВ, 1904, т. VIII, 8, с. 142. Иннокентий (Пустынский). Речь, произнесенная Его Преосвященством, Преосвященнейшим Иннокентием, Епископом Аляскинским, при вступлении его в Михайло-Архангельский Собор на острове Ситхе, 4 Мая 1904 года//АПВ, 1904, Т. VIII, 17, с. 330. Иннокентий (Пустынский). Хуна и Килисно, или Архиерейские именины//АПВ, 1905, т. IX, 5, с. 84–89. К истории взаимных отношений православной и епископальной церкви в Америке//АПВ, 1901, т. V, 21, с. 452–453. К пребыванию Его Преосвященства в Нью-Йорке//АПВ, 1902, т. VI, 20, с. 417. К предстоящему Собору. (Собор и Конвенция состоятся не в г. Скрантоне, а в Майфильде. Па.)//АПВ, 1906, т. X , 23, с. 458–460. К путешествию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо Американского. Поездка в Вашингтон и последние дни в Нью-Йорке//АПВ, 1903, т. VII, 1, с. 12–13. К путешествию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо Американского. Посещение Миннеаполиса//АПВ, 1902, т. VI, 21, с. 441–443.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В 1870 году была учреждена Алеутская и Аляскинская епархия, а в 1872 году епархиальный центр был перенесен в Сан-Франциско — в связи с увеличением количества православных приходов в западных штатах США. С 1905 года епархиальный центр Алеутской и Северо-Американской епархии (такое название получила епархия в 1900 году) находился в Нью-Йорке. В 1907 году под председательством архиепископа Тихона, будущего Патриарха Всероссийского, состоялся первый церковный Собор епархии, определивший именовать эту епархию в Америке «Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской». В конце XIX столетия началась массовая эмиграция украинских крестьян из России в Канаду. Православные украинцы становились одними из первых носителей православной веры Христовой в этой стране. Они объединялись в приходские общины, воздвигали свои храмы и приглашали священнослужителей. Первая Божественная литургия в Канаде была совершена в 1897 году в селении Восток (провинция Альберта), в доме одного из украинских поселенцев. Покидали родные края и карпатороссы бывшей Австро-Венгрии. В 1891 году присоединились к Православию греко-католический священник Алексий Тот (канонизирован Православной Церковью в Америке) и прихожане униатского прихода в Миннеаполисе. Это положило начало возвращению карпаторосских униатов в Православную Церковь. В период с 1891 года до Первой мировой войны с Русской Православной Церковью в Америке воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов. К 1918 году Американская епархия, объединявшая к тому времени до 300 тысяч верующих. располагала четырьмя викариатствамиАляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, штат Пенсильвания, сиротский приют при монастыре, духовную семинарию, церковные школы; располагала собственными печатными изданиями.

http://patriarchia.ru/db/text/632237.htm...

Массовой была и миграция карпатороссов из Австро-Венгрии. В период с 1891 года до Первой мировой войны с Русской Православной Церковью в Америке воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов. К 1918 году Американская епархия, объединявшая к тому времени до 300 тысяч верующих, располагала четырьмя викариатствамиАляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским, насчитывала три миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, штат Пенсильвания, сиротский приют при монастыре, духовную семинарию, церковные школы; располагала собственными печатными изданиями. Эти данные важны для исторического сравнения, так как до 1918 года никаких епархиальных греческих структур в Америке не было вовсе. Распространение Православия в Америке и греческая диаспора Греческих колоний, в силу известных исторических обстоятельств, в Америке никогда не было. Но сами греки, конечно, активно мигрировали в Америку вскоре после начала ее колонизации. В 1750 году во Флориде, в городке Санкт-Августин появилась первая греческая часовня. Первая значимая греческая община сформировалась в Луизиане к середине XIX века и к 1866 году уже имела свою церковь в Новом Орлеане. Сравним: на 1850 год, в Северо-Американской и Алеутской епархии Русской Церкви имелось: 9 церквей, 37 молелен, 9 священников, 2 дьякона и полный штат причетников, количество пасомых – 15 тысяч человек. В 1844 в Ситхе была открыта богословская школа, которая тогда же была преобразована в Семинарию и получила устав Российских Духовных школ с учётом специфики служения в этом регионе. Учебная программа новой семинарии была разработана святителем Иннокентием и утверждена Священным Синодом. Русские промышленники в 1867 году построили православный приход в Сан-Франциско, который объединял между собой русских, греков, сербов и сирийцев. В 1870 году открывается приход Русской Церкви в Нью-Йорк Сити, который объединяет греков, сербов, арабов-сирийцев. Его настоятелем становится перешедший из католицизма о. Николай Бьерринг, профессор философии и истории, который начинает издание «Восточного Церковного Журнала». «Если в 1899 г. всех приходов в епархии было 29, то в 1905 г. их насчитывалось уже 60. Число прихожан за это время возросло с 30 до 55 тысяч» («Патриарх Тихон и русское Православие в США»).

http://pravoslavie.ru/136993.html

9 нояб. 1866 г. еп. Петр был назначен Якутским и Ленским архиереем. Тогда же Новоархангельским викарием по рекомендации свт. Иннокентия определен Якутский еп. Павел (Попов). Он выехал из Якутска в Русскую Америку 8 июня 1867 г. и прибыл в Новоархангельск 22 авг. В марте 1867 г. Аляска была продана США, о чем, вероятно, уже знал еп. Павел, отправляясь в далекую поездку. Время его управления Н. в. пришлось на крайне сложный переходный период для Русской Церкви в США. На Аляску прибывали граждане США и инославные проповедники. Особенно активно действовали протестанты и францисканцы. После передачи российских владений в Сев. Америке США Русская Церковь продолжала там свою деятельность на основании II и III пунктов Договора об уступке. Еп. Павлу удалось отстоять имущество Русской Церкви и даже приумножить паству. Он был хорошим администратором, регулярно проводил ревизии в церквах, тщательно проверял приходо-расходные и метрические книги. В письме обер-прокурору Толстому от 24 февр. 1870 г. свт. Иннокентий привел полученные от еп. Павла сведения о затруднительности дальнейшего пребывания Новоархангельского архиерея и рус. духовенства в Ситке. К этому времени там оставались не более 150 русских, готовых при первой возможности выехать в Россию. Камчатский архиерей отмечал, что если бы они и остались в Ситке, для них было бы «достаточно одного священника с причетником». Свт. Иннокентий предложил 3 варианта решения проблемы: перевести еп. Павла с духовенством в Сан-Франциско, предоставить «достаточные средства к безбедному и безопасному» пребыванию их в Ситке либо вывезти еп. Павла, его сотрудников и желающих уехать русских на Амур, архиерейскую кафедру в Америке «считать пока праздною», а дела и имущество духовного правления перевести из Ситки в Сан-Франциско (Там же. С. 282). В 1870 г. Синод решил учредить самостоятельную архиерейскую кафедру в США. Первоначально предполагалось правящего епископа именовать Новоархангельским и Алеутским (в мае 1870 это решение утвердил имп. Александр II). Однако вскоре Синод в связи с малочисленностью правосл. населения Ситки («не более 150 душ») нашел «наименование архиерея по городу с таким незначительным православным населением неудобным» и постановил именовать архиерея Алеутским и Аляскинским. Камчатский, Курильский и Алеутский архиерей был переименован в Камчатского, Курильского и Благовещенского. 10 июня 1870 г. император утвердил это синодальное определение (2 ПСЗ. Т. 45. Отд. 1. С. 786. 48476). Ко времени учреждения самостоятельной Алеутской и Аляскинской епархии (впосл. Алеутская и Североамериканская епархия ) правосл. паства на Аляске после отъезда рус. населения насчитывала 12 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/2577801.html

Митрополит Воскресенский Дионисий совершил Литургию на московском подворье Православной Церкви в Америке 10 августа 2023 г. 17:40 9 августа 2023 года, в день памяти преподобного Германа Аляскинского, Божественную литургию в храме великомученицы Екатерины на Всполье  г. Москвы — подворье Православной Церкви в Америке возглавил управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным викариатством Московской (городской) епархии   митрополит Воскресенский Дионисий . Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Даниил Андреюк , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей   протоиерей Николай Лищенюк , наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря иеромонах Мефодий (Зинковский), игумен Иосиф (Крюков), протоиерей Христофор Хилл, иерей Афанасий Огерук, иерей Мирон Кантеладзе, иерей Иоанн Игнатов, иерей Николай Крейгл, иеродиакон Зенон (Толорая), диакон Тимофей Щипачев, диакон Сергий Палий и диакон Димитрий Конов. По заамвонной молитве было совершено величание преподобному Герману Аляскинскому. После отпуста митрополит Дионисий передал клиру и прихожанам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и обратился к собравшимся с архипастырским словом. Настоятель храма поблагодарил архиерея за богослужение и преподнес Его Высокопреосвященству картину с видом храма великомученицы Екатерины. Московская (городская) епархия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6049022.ht...

21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. [Еще до сотворения материального мира Бог создал мир духовный — ангелов. Самый прекрасный и сильный из них подумал, что полученное могущество делает его равным Богу, и решил оставить своего Создателя. Вместе с ним отпала от Бога третья часть всех духов. Архангел Михаил возглавил ангелов, которые остались верными своему Творцу. Между мятежными и верными духами произошел конфликт: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр 12:7–9). Так прекрасный денница стал сатаною, соблазненные им ангелы — бесами. А Церковь в честь победы над отпавшими от Бога духами празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил]. Ил.: Архистратиг Михаил. Симон Ушаков. 1674 или 1681. - С.4; 18 ноября. День памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. [В 1898 году будущий Патриарх Тихон, а тогда — епископ Алеутский и Аляскинский, предпринял опасное и тяжелое пастырское путешествие к поселениям аборигенов-христиан. Сам епископ, два священника, два псаломщика и пять индейцев-гребцов отправились в путь на байдаре туда, куда невозможно было добраться пароходом. Байдара — это большая кожаная лодка, или, точнее, деревянная решетка, обтянутая тюленьей кожей. Она могла пройти по совсем мелким речушкам и ручьям. Владыку Тихона не остановили ни опасности пути, ни угроза здоровью от эпидемий и болезней, частых у индейцев. К больным он заходил в палатки и дома, нисколько не смущаясь заразностью болезни, грязными помещениями и ужасным запахом вяленой рыбы (которую индейцы ели слегка протухшей). Каждого владыка утешал, молился о его здравии и со всеми общался лично. За 78 дней этого путешествия епископ Тихон преодолел расстояние более 11000 километров]. Ил.: Прощание с Америкой святителя Тихона. Филипп Москвитин. 1995. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-247...

И потому нас не должно смущать и то, что в данном случае Господь удивился. То, что Он сотворил чудо и на расстоянии исцелил больного слугу сотника, говорит о Его Божественном Всемогуществе, а то, что Он удивился, свидетельствует о полноте человеческого естества в Нем. Он был совершенный Человек, то есть имел все человеческие свойства. Как говорит апостол Павел, Христос, Сам «искушен быв (то есть как человек. — Игум. А. ), может и искушаемым помощи» ( Евр.2:18 ), сочувствуя людям в их скорбях, немощах и преткновениях. «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры». Господь похвалил веру сотника, выражавшуюся в смирении и живом сердечном чувстве. Он считал себя недостойным того, чтобы Господь вошел в его дом, и верил, что Бог может сделать все что угодно одним только Своим словом, подобно тому как он сам повелевает подчиненными ему воинами. Удивившись такой подлинной глубокой вере язычника, Господь укоряет всех иудеев: «И в Израиле не нашел Я такой веры» (то есть во всем израильском народе, или, как бы мы сейчас сказали, в Церкви. — Игум. Л.). И сейчас некоторые люди, как будто бы далекие от Церкви, имеют живое и сердечное чувство благоговения, а мы осуждаем и презираем их. Но кто знает, может, завтра они будут призваны к служению Господу в лоне Православной Церкви и окажутся гораздо более благочестивыми, чем мы. Поэтому мы не имеем никакого права с презрением смотреть на тех, которые кажутся нам грешниками, безбожниками, неверными. «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада, и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (ст. 11–12). С того времени, как Спаситель произнес эти слова, прошло уже почти две тысячи лет, и действительно миллионы людей пришли с востока и с запада — не буквально приехали на Святую Землю, в Иерусалим, но вошли в спасительное лоно Церкви. Это и греки, и римляне — те самые, которые были врагами благочестивых иудеев, — и многие народы, о которых иудеи ничего не знали, которые в то время, может быть, еще не существовали (скажем, русский народ оформился как нация и принял христианство спустя девять веков после пришествия в мир Спасителя). В более поздние времена, как мы знаем, к вере обращались и японцы, и китайцы, и так называемые инородцы, то есть малые северные народы, живущие на территории России. Русские проповедовали Православие даже в Америке, обращая к вере алеутов. Так, например, преподобный Герман Аляскинский многие годы подвизался на острове Еловом и был для его жителей, в то время еще полудиких племен, как отец или даже мать. С востока и запада приходят разные народы, и в Царствии Небесном они будут пребывать с великими праведниками, которыми иудеи гордились и почитали как своих праотцев: с Авраамом, Исааком и Иаковом.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Иеромонах Серафим (Роуз) . Православное мировоззрение, или Царский путь. Журнал «Русский Паломник», 1, изд. «Валаамское общ. Америки», «Братство Германа Аляскинского». 1991 г. Серафим Роуз . Православие и религия грядущего. Платина, Калифорния, 1979 г. (перевод самиздат). «Православное чтение», 1991 г. Московск. Патриархия. Статья архиепископа Илариона Троицкого «Христианства нет без Церкви». Сергиев Посад, 1915 г. Псалтирь, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений св. отца нашего Ефрема Сирианина, расположенные по порядку псалмов Давидовых. – Изд. Моск. Патриархии, Москва, 1979 г. 63 Какое лукавствие! Очень многие теперь ни на минуту не усомнились бы, что это явление действительно Ангелов Света: поднимать на молитву среди ночи, звать к Божественной службе?! – сколь бы многие теперь, не задумываясь, приняли такое призывание. 67 Но и в наши дни заметно умножившиеся явления духов в виде Ангелов или таинственных существ из космоса, которые иногда являются с крестами, «молятся» или поучают чему-либо как бы добродетельному и христианскому, совершающиеся чудеса или явно демонические фантастические фокусы, против которых оказываются бессильными молитвы и даже совершаемые священником молебны и освящения, – не подобное ли это вышеописанному попущение Божие действовать сатане «как только сам он хочет и может», так что ему уже «не страшно все то, что в других случаях для него грозно и убийственно»? Только это попущено уже не по высоте жизни нашей, а по причине глубочайшего внутреннего отступления от Бога, от Евангелия, от Православия. Та свобода, с которой демоны теперь обманывают, одурманивают людей, напоминает слово из Святого Писания о пришествии антихриста, что оно по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины... И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи... ( 2Фес. 2, 9–11 ). 70 Очерки жизни и подвигов старца иеросхимонаха Илариона Грузина.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Как сказала в одном из своих интервью автор книги «Святые животные» Т.М. Горичева, «наша православная традиция, в отличие от католической и протестантской, жизненна. Потому что наши подвижники не столько рассуждали на эту тему, сколько исправляли греховное повреждение, греховное падение человека в отношении к животным. Они общались с животными на райском уровне. Как говорил Исаак Сирин: «Животные обоняют запах рая и идут к святым». У нас множество примеров в житиях святых, которые я привожу в своей книге с намеренно провокационным названием «Святые животные», того, как святые дружили с животными. Конечно же, в первую очередь каждый православный помнит об общении прп. Сергия Радонежского и прп. Серафима Саровского с медведем. Прп. Герман Аляскинский общался с горностаями, святые на Афоне и в Греции, где я часто жила, общаются даже со скорпионами, старец Исидор из Гефсиманского скита читал Псалтырь вместе с лягушкой (она всегда появлялась на пеньке рядом его домиком, когда он начинал читать кафизмы). Приснопоминаемый старец Николай Гурьянов даже пауков чествовал, мухи не разрешал убить, с котами своими разговаривал, как с лучшими друзьями» . Завершить эти небольшие размышления хотелось бы словами святителя Луки (Войно-Ясенецкого): «И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира. Об этом говорит апостол Павел: “Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучается доныне” (Рим. 8, 19-22). Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило всех судеб мира, и в наставших печальных судьбах жизни она по греховной воле Адама, которому Бог подчинил ее, подпала суете, нестроениям и страданиям. И для нее есть надежда, что в день прославления всех праведных, искупленных Христом от рабства тлению, она и сама будет освобождена от страданий и тления, то есть будет нетленной. В новом Иерусалиме, новом мироздании и животным будет место; там не будет ничего нечистого, и новая тварь получит древнее оправдание и освящение Словом Божиим» .

http://pravoslavie.ru/69680.html

Как только миссионер отойдет от Бога, его сразу поразит враг. Он рядом, он видит в миссионере главного своего противника, миссионер – это, можно сказать, спецназовец Пресвятой Троицы. Один писатель заметил: если хочешь увидеть чудеса, нужно быть мучеником или миссионером, потому что к ним, действительно, близка рука Божия. Она действует именно тогда, когда человек находится на передовой, когда он идет в атаку против сил тьмы. Поэтому миссионерство есть путь к святости, к которому мы все призваны. Если ты будешь миссионером, ты будешь одновременно и помогать несчастным. Как говорил преподобный Макарий Алтайский , «я местным народам самый низший слуга». А преподобный Герман Аляскинский говорил: «Я всем этим народам нянька». Начнешь проповедовать, а будешь вынужден помогать человеку. Кстати, и сердце будет смягчаться: сердце от миссии смягчается больше, чем даже от дел благотворительности, так как миссионер вынужден вступать в личный контакт с людьми. Разве можно основательно помочь другому человеку внешне, не соприкасаясь с его душой? Лекция третья. Естественное Откровение Понятие о естественном Откровении. Доказательства бытия Божия. Происхождение науки. Виды науки. Типология точных наук и их ограниченность. Типология гуманитарных наук и их ограниченность. Возможна ли научная картина мира? Взаимоотношения науки и религии. Причины неверия. Опровержение мифа об исключительности учености. Как христианин должен относиться к сфере науки и к сфере магии? Откуда и что мы узнаем о Боге? Если мы начинаем проповедовать, опираясь только на Библию, то сталкиваемся с такими заявлениями: откуда вы знаете, что все это правда? С чего вы взяли, что тот или иной догмат является истиной, мало ли что Библия говорит? Откуда вы знаете, что Библия – это Слово Божие и что Бога вообще можно познать? Чтобы грамотно ответить на эти и другие вопросы, обратимся прежде всего к естественному Откровению. Понятие о естественном Откровении. В катехизисе говорится о естественном и сверхъестественном Откровении. Это значит, что мы можем узнавать о Боге через наблюдение видимой природы, но кое-что мы знаем потому, что Бог это Сам о Себе открыл. В качестве ключевого текста о познании Бога через опыт можно привести следующие слова: «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила. Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их. А если удивлялись силе и действию их, то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их; ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» ( Прем. 13, 1–5 ). Эти строки говорят нам о том, что в этом мире существует естественное откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010